Резюмируя в кратких словах всё вышесказанное относительно церковного управления и устройства, как оно выясняется из Игнатьевских посланий, мы находим, что во главе общины стоял епископ с собором пресвитеров («председящими»: Μ. VI; Ф. VIII) и представительство в церкви выполнялось: епископом, пресвитерами и дьяконами, при чем рядом с дьяконатом стоял институт, дьяконисс (целомудренных вдов и девственниц: С. XIII). 1041 Общее собрание церковной общины избирало своих должностных лиц и послов от церкви (Ф. X; С. XI; П. VII «боголепнейший совет») и все вместе, т. е. представительство и все остальные члены общины представляли из себя одно слитное целое, у которого согласие в образе мыслей и действий составляло природное свойство такой церковной общины (Т. I). Из посланий св. Игнатия, а равно из посланий Климента Римского , Варнавы и Пастыря Ермы природа древнейшей христианской общины определяется если не во всех под- —48— робностях, то во всяком случае в существенных её чертах. Это было общество людей, находящееся в определенном месте и сплоченное силою Христа в такое органическое целое, где каждый зависит от всего этого целого, а всё это целое от каждого. Такой союз нельзя уже рассматривать как «механическое соединение людей, хотя бы и учрежденное с высшими побуждениями и для выполнения высоких целей»; этот союз представляет из себя «новый организм» с членами, перерожденными духовно (новое творение), которые, теряя свою «плотскую» временную индивидуальность, приобретают вечную духовную индивидуальность, способную уже к постижению не только «наружного», но и «сокровенного» (Посл. к Полик. II; Т. V). Вся сила и крепость христианского единения людей, призванных к Богосыновству, в любви и делах любви, а не в словах, рассуждениях, внешних обрядах и вообще – культе. Единение во имя Христа есть «идея-мать», «идея-сила», которая пластически формирует и направляет жизнь такого христианского организма. Нам, современным христианам, столь далеко отошедшим от этих идеалов и принципов христианской жизни, даже трудно постичь ту моральную силу первобытной христианской общины, которая развивалась, например, при принятии св. Причастия не в одиночку, а целой общиной, соблюдавшей «одну евхаристию», являвшуюся как бы «венцом» братского единения и общения. Мы знаем только, что эта моральная сила была так велика, что давала возможность тогдашним христианам с покорностью и даже радостью переносить жестокие гонения и мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из глубочайшей христианской древности – от времен так называемых «Мужей Апостольских» – идет это церковное учение о непререкаемой важности, высоком достоинстве и величии епископского звания и служения. Вот, как писал о нем, например, еще в самом начале второго столетия христианской эры непосредственный ученик величайших Апостолов Христовых священномученик Игнатий Богоносец , Епископ Антиохийский. «Смотрите на епископа, как на самого Христа»   (Посл. к Ефес. гл. VI); «Нехорошо некоторые действуют без епископа: надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него» (Посл. к Магнез. гл. IV); «Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это»   (Посл. к Смирн. гл. VIII); «Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служить диаволу»   (там же, IX); «Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам»   (к Полик. гл. VI). Это учение не есть только частное мнение св. Игнатия, хотя оно и, как таковое, должно было бы быть для нас высокоавторитетным, поскольку св. Игнатия наставляли в истинах св. веры такие великие Апостолы, как св. Петр, св. Иоанн Богослов и св. Павел. Мы находим это же самое учение и у всех великих Отцев и Учителей Церкви во все последующие времена. Вот почему Восточные Патриархи в своем «Послании о Православной Вере» 1723 года, которое почитается у нас «символической книгой», с полным правом писали: «Дух Святый поставил епископов, как правителей, пастырей, глав и начальников... поскольку, между прочими нечестивыми мнениями, еретики утверждали и то, что простой Священник и Архиерей равны между собою, что можно быть и без Архиерея, что несколько Священников могут управлять Церковью, что рукополагать во Священника может не один Архиерей, но и Священник, и несколько Священников могут хиротонисать и Архиерея, – и разглашают, что Восточная Церковь разделяет с ними сие заблуждение; то мы, сообразно с мнением, издревле господствующим в Восточной Церкви, подтверждаем, что  звание епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. – Ибо епископ, как преемник Апостольский, возложением рук и призванием Святого Духа, получив преемственно данную ему от Бога власть решить и вязать, есть живый образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Духа Святого, обильный источник всех таинствВселенской Церкви, которыми приобретается спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Оно не могло быть написано сопровождавшими Игнатия лицами для антиохийских христиан, потому что с какой бы стати они стали к антиохийцам писать о беседе Игнатия с Траяном в Антиохии? Об этом местные христиане могли знать лучше самих писателей. Нельзя думать, что это было какое-нибудь окружное послание, написанное уже в Антиохии, на основании сведений, полученных от очевидцев; этому предположению мешает то обстоятельство, что в таком случае было бы совершенно неуместно личное местоимение " мы " , которое начинают употреблять сочинители предполагаемого окружного послания лишь в середине рассказа. Кроме этого, от составителей актов, если они очевидцы и свидетели, мы вправе требовать, чтобы рассказ отличался точностью в частностях и подробностях, в описании церковных дел того времени и пр., но этого нет в актах. Именно, писатели представляют себе гонение Траяна всеобщим, но это решительно противоречит всем историческим документам; далее, составители заставляют при одном случае путешествовать Игнатия по морю, тогда как из его посланий известно, что в этом случае он переправляем был по суше — из Селевкии в Смирну. Далее, по актам, Игнатий, будучи уже в Риме, молит Бога о прекращении гонения на Церковь, между тем как из его писем видно, что когда он проходил еще по Малой Азии, все здешние Церкви исполнялись радостью о прекращении гонения, и даже известие о прекращении гонения в самой Антиохии застало его там же, в Малой Азии (Филад. 10, Смирн. 11, Полик. 7). Наконец, хронология актов обличает в составителях не свидетелей–очевидцев. По актам Игнатий пострадал в 107 г., в консульство Суры и Сенеция, в этом же году он имел известный разговор с Траяном в Антиохии, но Траян был в Антиохии в свое царствование позже, именно в 114 году, а не Если Кольбертинская редакция не написана очевидцами, за каких хотят выдать себя составители, то рождается вопрос: когда возникла в Церкви эта редакция? Лучшие и компетентные ученые доказывают, что она возникла незадолго до конца IV века. Она была неизвестна в начале IV века и ранее, потому что Евсевий, известный собиратель мученических актов, не знал этих актов, как и вообще он не знал никаких мученических актов св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Свидетельствует о сем современник Апостольский Богоносец Игнатий: «подобает же, говорит он, Диаконам, сущим служителям таинств Иисуса Христа, по всякому образу угождати: не бо брашен и пития суть служителие, но церкви Божией» (Игнат. писм. в Трал.). И далее: «что же суть диакони: подражатели Ангельским силам, приносящие Богови службу чисту и непорочну: якоже святый Стефан блаженному Иакову». Свидетельствует о сем также и святой Поликарп, ученик Иоанна Богослова: «такожде диакони, пишет он, должны быть непорочни пред правосудием, яко служителие Бога во Христе, а не человеков» (Полик. писм. в Филип.). Святой же мученик Иустин Философ открывает, в чем особенно состояло тогда духовное служение диаконов: «называемые нами, говорит он, диакони преподавали комуждо из сущих в церкви от благословеннаго хлеба, вина и воды, а не бывшим при священнослужении приносили в домы» (Иуст. во 2 аполог.). Выслушайте же и то, что святой Лука повествует нам по истории оной о семи диаконах. Деян.6:7 .  И слово Божие растяше, и множашеся число ученик во Иерусалиме зело, мног же народ священников послушаху веры. Слово Божие возрастало по трем причинам: или потому, что умножавшееся число верующих во Христа приумножало и число проповедников веры Христианской, или потому, что слушающие слово Божие умножали со дня на день плоды оного, то есть Боголюбезные добродетели, или потому, что и то и другое соединялось вместе, то есть и число священных проповедников умножалось, и успехи в добродетелях увеличивались. Почему сие «и множашеся» есть как бы причина первого. «Растяше», говорит, «слово Божие», потому, что число учеников во Иерусалиме весьма умножалось: даже и из самых священников Еврейских, великое множество «послушаху веры», то есть, приемля веру во Христа, подчиняли себя всем ее заповедям, и завещаниям. Беседа о незлобии и терпении Отчего в краткое время возросло столь великое число учеников Христовых, и отчего весьма многие даже из самых священников Иудейских восприяли веру в Господа нашего Иисуса Христа? Благодать Божия есть первая вина их обращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Его сменил один из старост осакских господин Полик Курота, приветствовавший меня от лица всей осакской церкви. Другой староста – фотограф господин Яков Хирота – обратился ко мне лично от себя с пространнейшею речью, которая, как от него и нужно было ожидать, вся проникнута словом Божиим. Затем начались речи девочек и мальчиков, обучающихся в воскресной школе. Все «ораторы» в возрасте от 9 до 12 лет входили на кафедру свободно, говорили без малейшего смущения, вполне по-детски и, конечно, вполне заслуженно встречались и провожались аплодисментами... Что они говорили? Да, конечно, одно: «Приехал епископ, и мы радуемся», но ту мысль воплощали в разные формы, начиная от суворовски-кратких до более растянутых... Некоторые (из девяти) для образца детского красноречия я позволяю привести здесь: «Сегодня Сергий сикёо-сама приехал, сделанный японским епископом. Истинно сегодня мы имеем радостный день. Поэтому вместе с вами поздравляю его. Аминь». Это говорила девочка Александра Мори. Другая девочка, Любовь Окамура, ораторствует уже подробнее: «Господа! Какой весёлый день мы имеем! И не без причины такой весёлый день. Мы ежедневно с радостью ожидали «сикёо-сама», который приехал теперь в Осака. И сегодня вместе с вами, господа, я могу видеть его почтенное и нежное лицо. Какая же эго для нас радость! Я всегда желаю надолго этому епископу остаться в осакской церкви и любить нас. Аминь». Речь детская, женская, но в заключительной фразе не без тенденции, навеянной, вероятно, совне! Уже серьёзнее о том же почти говорила Надежда Ооцука: «Я ежедневно ожидала, чтобы «сикео-сама» приехал; сегодня он приехал в эту церковь . Для нас это истинная радость. И я прошу, чтобы «сикёо-сама» в осакской церкви оставался и за нас, осакских христиан, молился Богу. А мы молим Бога, чтобы нам исполнить архиерейские наставления и увеличить осакскую православную церковь . Аминь. Меиджи 41, восьмого месяца 23 дня. Осака». От девочек не отставали мальчики. Малютка Павел Мацуков, мой посошник и постоянный алтарный прислужник, говорил: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

«Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша и один епископ с пресвитером и диаконами» (Филадел., 4). «Всякаго, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на Самого Господа» (Еф., 6). «Бог гордым противится. Постараемся же не противиться епископу, чтобы нам быть покорными Богу» (Там же, 5). 6. Особенностью послания к римлянам является то, что священномуч. Игнатий с настойчивостью просит их не оказывать ему несвоевременной любви и не препятствовать принять мученическую смерть. 7. В послании к священномуч. Поликарпу, священномуч. Игнатий указывает на обязанности епископа-пастыря. «Старайтесь о единении, лучше которого нет ничего, – увещевает священномуч. Игнатий своего ученика. – ...Ничего не должно быть без твоей воли: но и ты ничего не делай без воли Божией» (Полик., 1,4). 8. К Ветхому Завету священномуч. Игнатий относится с большим уважением и пророков называет «христианами до Христа», но так называемые «доказательства от пророчеств» истинности Иисуса Христа его интересуют мало. Для него христианская истина была настолько непосредственно убедительна, что он не нуждался в ее доказательстве со стороны ветхозаветных пророков. «Не христианство уверовало в иудейство, а иудейство в христианство», – пишет священномуч. Игнатий. 9. Излагая учение о личности Иисуса Христа, священномуч. Игнатий, в борьбе с иудействующими еретиками и докетами, раскрывает Троичность Лиц Божества и объясняет цель воплощения Сына Божия. «Он все претерпел для нас, чтобы мы спасались, и страдал истинно, как истинно и воскресил Себя». 10. Касаясь учения о спасении, священномуч. Игнатий говорит, что человек после искупления получил в таинстве Евхаристии способность к нетлению и воскресению плоти. Нетление и воскресение суть следствия явления Бога во плоти, Его смерти и воскресения. Мысли священномуч. Игнатия о спасении легли в основание творений святителей Иринея Лионского и Афанасия Великого . 11. Послания священномуч. Игнатия обычно заканчиваются прощальным приветствием. Глава седьмая. Священномученик Поликарп Смирнский § 1.      Жизнеописание Можно предположить, что священномуч. Поликарп родился в Смирне в 70–80-е годы I века и стал епископом Смирнским около 110 года. Данные о священномуч. Поликарпе заимствуются, главным образом, из сочинений его ученика священномуч. Иринея Лионского . Он говорит, что священномуч. Поликарп общался с апостолами и многими из тех, которые видели Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Для Игнатия ясно было, что, по состоянию Мало-Азийских церквей, недостаточно изложить и утвердить важнейшие основы Христианского учения, – необходимо было указать средства для сохранения самой веры и обезпечения единства верных против иудаизма и ереси, при нападках язычников извне и при сильной склонности Мало-Азийских христиан к разделению. Если бы верные потеряли сознание своего христианского общения, своего видимого единства в вере и любви, то они потеряли бы важнейший отличительный признак своего знания и мирового назначения и неминуемо распались бы на секты и школы. Поэтому святой Игнатий почти с такою же настойчивостью, как и учение о лице Иисуса Христа, раскрываетлучение о Христианской Церкви. У святого Игнатия в первый раз употреблено выражение καθολικ κκλησα (Смирн. 8:2) в смысле Вселенской Церкви в противоположность частным Церквам; в других местах он говорит просто κκλησα (Смирн. 1:2; Полик. 5:1; Филад. 5:1; 9:1; Еф. 17:1; 5:1 ). Эта Кафолическая Церковь там, где Иисус Христос (Смирн. 8:1). Христос или Бог – Ея Епископ ( Рим. 9:1 ); Христос Сам обитает в составленном из верных как между иудеями, так и язычниками едином теле Церкви Своей (Смирн. 1:2). Членами этой Кафолической Церкви являются все христиане, как члены Христа (Трал. 11:2; Еф. 4:2 ). Всех их соединяет в Кафолическую Церковь одна, исповедуемая всеми вера, общее имя христиан, общая надежда ( Еф. 1:2 ), единый Бог, явивший Себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего (Магн. 8:2), единый Иисус Христос (Магн. 7), Крест Христа, как Знамение, вокруг Которого собираются в единое тело все святые и верные из иудеев и язычников (Смирн. 1:2), исторически совершившееся дело спасения, которое продолжает жить в вере Церкви и в спасительных плодах для верных, установления Христа и Апостолов, которые всюду соблюдаются в Церкви и прежде всего невидимое обитание Христа. Эта Кафолическая Церковь , к Которой принадлежат следующие друг за другом поколения Христианства и даже ветхозаветные праведники (сравн.: Филад. 9), по своему существу и существенным элементам невидима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Разумеется это не значит, что активное участие мирян в делах церковного управления к концу II века совсем прекратилось. Оно отчасти предполагается, отчасти прямо констатируется источниками и этого времени. По Церковным Канонам верующие подают голоса ( ψηφσασθαι) при избрании епископа (1). Так же как в первенствующей церкви верующие принимали участие и в обсуждении вопросов веры. По словам Евсевия (V, 16) верующие часто и во многих местах собирались по поводу учения Монтана, исследовали его, отвергали, как еретическое. Однако в других отношениях мы видим заметное ограничение прав мирян. Как известно, в апостольские времена в христианской церкви учительство признавалось не только правом, но часто и обязанностью каждого христианина ( Гал. 6:1  и д.; 1 Фесс. 4:11; Иак. 5:19–20 ; Евр. 3:13 ; 1Пет. 4:10–11 ). Христиане учили не только в частных, но и в богослужебных собраниях ( 1Кор. 14:26 ; Кол. 3:16 ). Однако ввиду сильного распространения лжеучений в конце апостольского времени была осознана необходимость возложить обязанности учительства преимущественно на предстоятелей церкви ( 1Тим. 3:2; 5:17; 1:7,9–10 ). В конце же II века публичное учительство становится почти исключительно правом предстоятелей. Епископ есть единственный авторитетный учитель, охраняющий чистоту веры (doctrina fidei) 177  и обладающий для этого особой харизмой veritatis 178 . В начале III века официальные учителя из мирян (при богослужении) становятся редкостью. Опровергая мнение Димитрия, епископа александрийского, отрицавшего право мирянина проповедовать в церкви, Александр, епископ иерусалимский, и Фесктист, епископ кесарийский, могли указать лишь три примера учительства мирян, да и то из истории не своих, а других церквей 179 . Другое ограничение прав мирян произошло в области церковной юрисдикции. Если не только во времена ап. Павла, но и позднее (Полик. к Фuл. II ) верующие принимали участие в суде над мирянами и даже над предстоятелями, то к концу II века стал обычным суд из пресвитеров 180 . В половине III века Сирийская Дидаскалия запрещает мирянам быть судьей брата, считая это правом пресвитеров и епископов 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Именно, писатели представляют себе гонение Траяна всеобщим, но это решительно противоречит всем историческим документам; далее, составители заставляют при одном случае путешествовать Игнатия по морю, тогда как из его посланий известно, что в этом случае он переправляем был по суше – из Селевкии в Смирну. Далее, по актам Игнатий, будучи уже в Риме, молит Бога о прекращении гонения на церковь , между тем как из его писем видно, что, когда он проходил еще по Малой Азии, все церкви здешние исполнялись радостью о прекращения гонения, и даже известие о прекращении гонения в самой Антиохии застало его там же, в Малой Азии (Филад. 10, Смирн. 11, Полик. 7). Наконец хронология актов обличает в составителях не свидетелей-очевидцев. По актам Игнатий пострадал в 107 году, в консульство Суры и Сенеция, в этом же году он имел известный разговор с Траяном в Антиохии, но Траян был в Антиохии в свое царствование позже, именно в 114 году, а не раньше. 30 Если кольбертинская редакция не написана очевидцами, за каких хотят выдать себя составители, то рождается вопрос: когда возникла в церкви эта редакция? Лучшие и компетентные ученые доказывают, что она возникла не задолго, до конца IV века. Она неизвестна была в начале IV века и ранее, потому что Евсевий, известный собиратель актов мученических, не знал этих актов, как и вообще он не знал никаких мученических актов св. Игнатия. На основании сходства с этими актами некоторых известий об Игнатии в Хронике Иеронима и в беседе Златоуста «в похвалу Игнатия» находят, что Иероним и Златоуст послужили материалом для редакции кольбертинской, и явилась она, следовательно, никак не ранее конца IV века. Самые верные следы существования этой редакции находят однакож еще позднее, именно в VI веке. 31 Обращаемся к вопросу о времени происхождения другой древнейшей редакции – ватиканской. Писатель этих актов не выдает себя за очевидца и ничего не говорит о времени их появления. Вопрос остается открытым. Редакция ватиканская никак не могла произойти ранее начала IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1 Эпитет «апостольский учитель» (διδσκαλος ποστολικος) появляется уже в Муч. Полик. 16. Климент Александрийский использует выражение «муж апостольский» (νρ ποστολικος. Стром. II, гл. 20, 118, 5, рус. пер. в переизд. 1996 г. на с. 172–173). Из контекста следует, что это словосочета­ние относится к Варнаве, ибо чуть выше неоднократно цитируется его По­слание. Это же выражение употребляется как вполне привычное о св. Игнатии Антиохийском в «Мученичестве Игнатия» (антиох. акты, 1). Тертуллиан отличает apostolici или apostolici viri от apostoli, употребляя первые выражения в смысле «ученик апостолов» (например, Прещ. 32: …ut primus ille episcopus aliquem ex apostolis uel apostolicis uiris, qui tamen cum apostolis perseuerauerit, habuerit auctorem et antecessorem; Adv. Marc. 4, 2: Denique nobis fidem ex apostolis Iohannes et Matheus insihuant, ex apostolicis Lucas et Marcus instaurant…). 6 Полный состав Иерусалимской рукописи: Синопсис Св. Писания Пс.- Иоанна Златоуста (лл. 1–38), Послание Варнавы (39–51), два Посла­ния св. Климента Римского (51 об.–75), еврейские названия книг Библии (76), Дидахэ (76–80), Послание Марии Кассаболийской к св. Игнатию (81–82), Послания св. Игнатия [пространная форма] (82–120) и объяснение ге­неалогии Христа (в виде заметок после подписи и даты). Рукопись датиро­вана 11 июня 5564 (=1056) г. 7 Του ν γοις πατρς μων Κλμεντος, πισκπου μης, α δο πρς Κορινθους, πιστολα, νυν πρωτον κδιδμεναι πλρεις, μετ προλεγομνων κα σημεισεων π Φιλοθου Βρυεννου. ν Κωνσταντινουπλει, 1875. VIII, 168, 188 p. 9 Tischendorf С. Bibliorum codex Sinaiticus Petropolitanus. Т. IV. Novum Testamentum Sinaiticum sive Novum Testamentum cum Epistula Barnabae et fragmentis Pastoris. Lipsiae, 1863. 11 Они перешли и в многочисленные послереволюционные репринты и переиздания, публикаторы которых зачастую и не подозревали об обна­ружении более исправных и полных рукописей. Даже в Брюсс. антол. количество глав в Посланиях Климента Римского продолжает считаться без всяких оговорок таким, каким оно было до открытия Филофея Вриенния, хотя предисловия П. Преображенского заменены новыми и до­бавлен перевод Дидахэ. Что же касается отечественных изданий, то в России сейчас святоотеческая литература переиздается главным образом репринтным способом. Это свидетельствует о том, что глубокий кризис отечественной церковной культуры и русских духовных школ, в котором они находились в последние десятилетия, еще не преодолен. Отдельные части перевода писаний мужей апостольских прот. П. Преображенского переиздавались, например, в виде брошюр с опущением даже приме­чаний переводчика, сочтенных, по-видимому, слишком сложными для читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010