282 Апол. 1, 66—67. 283 Acta apostolica apocrypha, Lipsius et Bannet II, 1, 193. Соколов . Агапы, 80. 284 Соколов . Агапы, 57. 285 Апол. 1, 13. 14 286 Лукиан , О смерти Перегрина 12. 287 «Учение 12 апостолов» гл. 9, 10, 11, 14 288 «Уч. 12 ап.», 13. 289 Bingham I . Originum sive antiquitatum ecclesiasticarum liber XIII in lat. coment. H. Grischovius , ed. 2, Halae Magdeb. 1754, p. 282. 290 Даже в Риме в половине III в. христиан было 30—50 тыс. ( Harnack A . Die Mission und Ausbreitung des Christenthums in der ersten 3 Jahrhunderten, 2 A. 2 B. Leipz. 1906. S. 211—212). Средний же размер епископии II-III можно полагать в 1000—2000 человек. (Мищенко Ф. Церковное устройство христианских общин («парикий») II и III вв., Киев 1908, стр. 17) Киприан, епископ такого города как Карфаген, знает по имени своих пасомых. (Письмо 33, по др. изд. 41). Бывали епископии и в 12 дворов. ( Harnack A . Die Quellen der sogennanten apostolischen Kirchenordung. Texte und Untersuchunget, II, 5, Leipz. 1886. S. 7. Canones ecclesiastici, c. 16). 291 Игн. Б . Филад. 2. 4. Ср. Еф. 20. Маг. 7. 1 Клим . 40. 292 Игн. Б . Трал. 7. 293 Уч. 12 ап. 8. 294 Клим . 1 Кор. 40. 295 Смирнов . Богосл. до IV в. , 19 296 Полик . 12. 297 Игн. Б . Еф. 10. 298 Полик . 12. 299 Полик . 7 Смирнов . Богосл. до IV в., 21 300 Игн. Б . Рим. 2. 301 Игн. Б . Еф. 4. 302 Сокр . Церк. ист. VI, 8. 303 Бл. Феод . Hist. eccles. II, 24. Здесь бл. Феодорит говорит, что когда еп. Леонтий изменил в арианском духе славословие (малое), то пресвитеры Флавиан (по Никите Хониату впослед. епископ Антиохийский) и Диодор (впосл. еп. Тарсийский), прервав общение с епископом, стали собираться в особые храмы и там петь псалмы антифонно. «Они первый, разделив хор на две половины, установили антифонное пение псалмов Давидовых, и это началось в Антиохии». Известие это примирял с Сократовым еще Никита Хониат путем предположения, что эти пресвитеры только перевели с сирского на греческий антифонные песни, введенные св. Игнатием. Ф. А. Ч. (Филарет арх. Черниг.) . Историч. обзор песнопевцев и песнопения греч. церкви, Черниг. 1864, стр. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Св. Злат. Бес. на Матф. 90 : ч. 3 с. 530–531. М. 1846. Бл. Авг. Толк. на пс. 47: тв. т. 4 с. 317. Антв. 1700. Бл. Феоф. Толк. на Матф. с. 517–518. Каз. 1855. 204 Ориг. Толк. на Матф.: тв. т. 3 с. 865. Пар. 1740. Св. Злат. Бесед. на Иса. 6:1: с. 236–237. Спб. 1861. Бл. Авг. Толк. на пс. 101: тв. т. 4 с. 829–830. Антв. 1700. Св. Иоан. дам. Слов. на преобр. Госп.: хр. чт. 1842 г. ч. 3 с. 179–180. 206 Св. Клим. рим. Посл. к кор. 1 с. 141. М. 1860. Св. Григ. бог. Слов. 3: тв. ч. 1 с. 17–18. М. 1844. 207 Св. Игнат. бог. Посл. к филад. с. 138. Каз. 1855. Св. Клим. рим. Посл. к кор. 1 с. 144. М. 1860. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 5 гл. 20: тв. с. 317. Пар. 1710. 208 Св. Ирин. там же гл. 3: хр. чт. 1838 г. ч. 2 с. 4–6. Терт. Прещ. прот. ерет. гл. 32: тв. ч. 1 с. 178. Спб. 1847. Пр. Иерон. Письм. 27. 101: тв. т. 4 ч. 2 с. 65. 803. Пар. 1706. 209 Св. Игн. бог, Посл. к ефес. и филад. с. 45. 159. 149. Каз. 1855. Св. Ирин. Прот. ерес. ки. 4 гл. 43: тв. с. 262. Пар. 1710. Апост. пр. 39: кн. прав. с. 16. Спб. 1843. 210 Пр. Иерон. Толк. на Матф.: тв. т. 4 ч. 1 с. 123. Пар. 1706. Св. Игн. бог. Посл. к филад. и магнез. с. 138. 80. Каз. 1855. Апост. прав. 39 и Анкир. соб. пр. 1: кн. прав. с. 16. 125. Спб. 1843. 211 Св. Игн. бог. Посл. к филад. с. 138. Каз. 1855. Св. Клим. рим. Посл. к кор. 1 с. 142. М. 1860. Св. Кипр. Пис. 4: тв. т. 1 с. 31. К. 1860. 212 Св. Полик. смирн. Посл. к фил. чл. 5: хр. чт. 1821 г. ч. 1, стр. 120. Св. Игн. бог. Посл. к тралл. и магнез. с. 98. 73. Каз. 1855. «Мы называемся христианами по воле Спасителя, как знает о том вселенная и учат апостолы. Прекрасный строитель Павел положил основание Церкви ( 1Кор. 3:10 ), дал закон, поставил в ней служителей, пресвитеров, епископов, предписав в каждом месте, как и каким надлежит быть служителям Божиим, какие и как должны быть пресвитеры, каковы должны быть те, кои желают епископства. Все это правильно и прекрасно устроенное сохраняет у нас и доныне свое положение, и порядок в сем деле остается неизменным». Архел. касхар. Спор. с Манес. п. 51: Ламин. Полн. курс. патр. т. 10 с. 1517. Пар. 1857. 213 Св. Клим. рим. Посл. к кор. 1 с. 142. 144–145. М. 1860. При этом должно помнить, что при жизни апостолов не во всех местах были епископы, пресвитеры и диаконы; но где не находилось никого, достойного епископства, там они не поставляли епископов, а где нельзя было учредить достаточного числа пресвитеров, там поставляли они только епископов и диаконов. Св. Епиф. О ерес. 75 гл. 5: тв. т. 1 с. 908. Кельн, 1682.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

12)  Сикофанты – собственно, официальные осведомители в Афинах, в первоначальную обязанность которых входило пресекать незаконный вывоз фиг из города (откуда и само их имя), обычно шире, как здесь, профессиональный доносчик, клеветник. Ср. Плут. Жизнеоп . Солона 24 (рус. пер. М., 1994, т. 1, с. 107 и примеч. 40 на с. 666). 13)  См. Предисловие, с. 382. Приложение Некоторые параллели актов и апологии Аполлония и раннехристианской литературы 776 2 Диогн . 3, 4; Аристид , Апол . 1, 1; 15, S. 3 Терт . К языч . 1, 17. 4 Ерм . Вид . 1, 1; Зап . 4. 5 1 Клим . 21, 3; Игн. Ант. Еф . 15, 3; Полик. Смирн. Флп . 4, 3; Ерм . Зап . 3; Иуст . 1 Ап . 12, 1. 3. 6 1 Клим . 61, 1–2; Полик. Смирн. Флп . 12, 3; Иуст .: 1 Ап . 16, 5; 17; 2 Ап . 5, 5; Афинаг . Прош . 37; Феоф. Авт . 1, 11; 3, 14; Терт .: Апол . 30, 1; 39, 2 и др.; К Скапуле 2. Параллели из Мученичеств – Schwartz, р. 258, п. 14. 8 Аристид , Апол . 1, 6; Диогн . 10, 2; Афинаг . Прош . 13; «улыбнувшись»: ср. Мин. Фел . 37, 1 (horrorem carnificis irridens), Mart. Pionii 7, 5 греч. (7 лат.). 9 1 Клим . 28, 4; Аристид , Апол . 1, 6 S. Молитвы за императора: см. параллели к § 6. 14 2 Клим . 1, 6; Диогн . 2; Аристид , Апол . 13, 1; Афинаг . Прош. 15; Феоф . Авт . 1, 1. 10; 2, 2. 34; Мин . Фел . 23; Терт . Идолоп . 3. 15 Иуст . 1 Ап . 16, 6. 16а Иуст . 1 Ап . 9. 16Ь Диогн . 2. 17( G ) Феоф . Авт . 1, 10 (с примеч. Преобр.). ποδονπτα – hapax (Lampe), засвидетельствованы лишь ποδονιπτρ, ποδνιπτρα, ποδνιπτρον (TLG). Первый издатель отсылает (Acta S. Apollonii, p. 289, n. 3) к словарю Du Cange " a, s.v. ποδονπτα. У Du Cange " a (т. 1, стлб. 1190) ссылка только на нашу рукопись. 18 Редчайшее место. Судя по топографии А , имеет соответствие (Klette, S. 104–6, Anm.) только у Павсания (I, 24, 2: «Есть тут и бык, пожертвование (νθημα) совета с Ареопага, а с какой целью совет соорудил (νθηκεν) его, всякий при желании может сделать себе много догадок по поводу этого (πολλ δ» ν τις θλων εκζοι)», – перев. С.П. Кондратьева, греч. текст M.N. Rocha-Pereira, р. 53). С Мин. Фел . 28, 7 («которые закалаете и почитаете головы волов – boum capita – и баранов», – перев. Преобр.), кажется, не связано (контекст в «Октавии» – скорее егип. религия) (ср. Schwartz, р. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

19 Диогн . 2; Пс.-Иуст. О воскр . 5; Афинаг. Прош . 26; Феоф. Авт . 3, 2; Терт. К языч . 1, 10. Ср. комм. 6. 21а+17(А) Аристид , Апол . 12, 7; Иуст. 1 Ап . 24. 21Ь Аристид , Апол . 12, 7; 8, 4; Иуст . 1 Ап . 24; Афинаг . Прош . 1. 14; Феоф. Авт . 1, 10; 2, 36. 22 Аристид , Апол . 8–11; 7, 1 S; Иуст .: 1 Ап . 4–5. 21; Диал . 69; Пс.– Иуст. Речь к Элл . 3; Татиан 27 (гробн. Зевса); Афинаг . Прош . 17. 26.9. 30; Феоф . Авт . 1, 9–10; 2, 2; 34; Мин . Фел . 21.2 (гробн. Зевса); Терт. К языч. 1, 10; 2, 14.7 (гробн. Зевса); Лакт. Бож. наст. I, И, 46–9 (гробн. Зевса). См. также комм. 8. 24(G) Диогн . 6, 9 и 7 конец; Иуст . Диал . 110 (увелич. числа христиан, там же примеч. Преобр. 337 на с. 309). 26 Феоф . Авт . 3, 15; Мин. Фел . 37, 11. 27 Иуст . 1 Ап . 57; Татиан 19; Диогн . 1; 10, 7; Мин. Фел . 8, 5. 28 Иуст . 1 Ап . 57. 30 Диогн . 10, 6. 36 Диогн . 8–9; Муч. Игн . 6, 8. 37 Дидахэ 1–4; Варн . 19; 1 Клим . 26–7 (воскрес.); Аристид , Апол . 15 38–42 Ср. 1 Клим . 45. 39 Варн . 6, 7 [ Ис 3, 10 ]; 1 Клим . 45, 2. Анализ разночтений в Ис 3, 10 : δσωμεν (Аполл.) и ρωμεν (Клим. Алекс.) с параллелями у Schwarmz’a, р. 259–60. См. также комм, к гомилии Мелитона «О Пасхе» ниже. 41 Иуст .: 1 Ап . 5; 2 Ап . 7. 10; Афинаг . Прош . 31; Татиан 3; Терт . Апол . 14, 7. 42 1 Клим . 26–7 (воскр.); Игн. Ант.: Магн . 8, 2 (пресл. пророков); Филад . 5, 2 (то же); Полик. Смирн. Флп . 6, 3; Иуст.: 1 Ап . 30 сл.; Диал . 7. 44 Диогн . 12, 1; Феоф . Авт . 1, 2. 46 Ср. Терт. Апол. 1, 12; 46, 14: Christianus etiam damnatus gratias agit (цит. по изд. Loeb Class. Libr., vol. 250. L., repr. 1984, p. 8, 202.4). В этом же издании ссылка на документальные «Акты сцилитанских [=исхлиских] мучеников», пострадавших в первый год царствования Коммода 17 июля 180 г., где сказано (§ 15 и 17): Deo gratias. Ср. также Муч. Иустина 6, 1; и др. акты (напр., Киприана, recensio altera 3, 6). Addenta К § 19. С.Н. Муравьев, один из ведущих специалистов по Гераклиту, в письме от 1 ноября 1997 г. обратил наше внимание, что Маркович, хотя и помещает фр. Гераклита В 128 DK среди подлинных, считает его лишь вариантом-пересказом фр. В 5 DK. По мнению Муравьева, В 128 вполне может быть другим подлинным фрагментом, но больше веса имеет все же текст Аристокрита, непосредственно ссылающегося на Гераклита, в то время как у Аполлония всего лишь скрытая цитата или просто реминисценция. Кроме того, DK указывают еще на третий источник (Деяния Квадрата, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

299 Св. Клим. рим. Посл. к кор. 1 с. 141. М. 1860. Св. Кипр. Пис. 54: тв. т. 1 с. 251. 257–258. К. 1860. «Отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Св. Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное». Св. Вас. в. Кан. посл. к Амф. 1 прав. 1: кн. прав. с. 289. Спб. 1843. 300 Св. Григ. б. Слов. 32: тв. ч. 3 с. 140. 142–144 (сн. слов. 3: тв. т. 1 с. 17–18). М. 1844. Св. Григ. н. Слов. на день свет., в кот. крест. Госп. наш: хр. чт. 1841 г. ч. 1 с. 10. Св. Амвр. мед. О важн. и свойств. чин. свящ. гл. 5 с. 28. М. 1823. 301 «Их же (Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая) поставиша пред апостолы, и помолившеся, возложиша на ня руце ( Деян. 6:6 )… Заметь, как писатель не говорит ничего лишнего; он не объясняет, каким образом: но просто говорит, что они рукоположены были молитвою; ибо так совершается рукоположение. Возлагается рука на человека: но все совершает Бог, и Его десница касается главы рукополагаемого, если рукоположение совершается, как должно… Стефан же исполнь веры и силы творяше знамения и чудеса велия в людех ( Деян. 6:8 ). Смотри, и в числе семи (диаконов) один был главный и имел первенство (пред другими). Ибо, хотя рукоположение было общее, но он получил большую благодать. Прежде он не творил знамений, но (стал творить), когда уже сделался известным, дабы явно было, что для этого не довольно одной благодати, но нужно еще рукоположение, которое умножило (дары) Духа. Они и прежде исполнены были Духа, но то от купели (крещения)». Св. Злат. Бес. на деян. ап. 14. 15: ч. 1 с. 254. 264. Спб. 1856. 304 Св. Игн. б. Посл. к Полик. чл. 15 с. 193–194. Каз. 1855. Клим. ал. Стром. кн. 3: тв. с. 462. Пар. 1641. Терт. Прот. Марк. кн. 5 гл. 18 и О единобр. гл. 5: тв. с. 333. 390. Венец. 1701. Св. Вас. в. Бес. на шест. 7: тв. ч. 1 с. 132. М. 1845. Св. Амвр. мед. Об Авраам. кн. 1 гл. 7 и Пис. 19 гл. 7: тв. т. 1 ч. 1 с. 443. т. 2 ч. 1 с. 984. Пар. 1845.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Игн. бог. Посл. к Полик. с. 193–194. Каз. 1855. Терт. Пис. к жен. 2: тв. ч. 2 с. 223. Спб. 1847. Прот. Марк. кн. 5 гл. 18 и О единобр. гл. 5: тв. с. 333. 390. Венец. 1701. Пост. ап. кн. 6 гл. 8 с. 134–135. Лейпц. 1853. Св. Амвр. мед. Пис. 42: тв. т. 2 ч. 1 с. 1124. Пар. 1845. Св. Епиф. О ерес. 67 гл. 6: тв. т. 1 с. 714. Кельн, 1682. 717 Св. Амвр. мед. Пис. 19: тв. т. 2 ч. 1 с. 984. Пар. 1845. Клим. ал. Стром. кн. 3. 4: тв. с. 462. 524. Пар. 1741. Зенон. веронск. О вере, надежд. и любв. гл. 4. 719 Св. Амвр. мед. Об Авраам. кн. 1 гл. 7: тв. т. 1 ч. 1 с. 443. Пар. 1845. Св. Злат. Бес. на кн. быт. 48: ч. 3 с. 147. 148. Спб. 1853. Сос. на п. к кор. 12 с. 207. Спб. 1858. 721 Апостольское прав. 26: «Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы». Собора неокесарийского прав. 1: «Пресвитер, аще оженится, да извержен будет от своего чина». Собора трулльского прав. 6: «Понеже речено в апостольских правилах, яко из произведенных в клир безбрачных токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ним рукоположения, вступати в брачное сожительство; аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен». Книг. прав. с. 13. 133. 68. Спб. 1843. 724 Свицер. Сокров. церк. т. 1 с. 986. Амст. 1728. К этому лютеране присовокупляют, что послание св. Иакова, в котором говорится о елеопомазании, – не каноническое. Но это неправда: ибо каноническое достоинство этого послания не подлежит сомнению. Ориг. Бес. на Иисус. Нав. 7 : тв. т. 2 с. 412. Пар. 1733. Соб. лаод. прав. 60, Соб. карф. прав. 33 и св. Амф. Посл. к Селевку: кн. прав. с. 160. 182. 348. Спб. 1843. Св. Афан. вел. Кратк. обзор. свящ. пис. кн. 6: хр. чт. 1842 г. ч. 1 с. 157–158. Св. Иннок. Пис. к епископ. Екзуперию: тв. св. Льва в. т. 2 с. 47. Лион, 1700. Пр. Иерон. Пис. к Павлину: тв. т. 4 ч. 2 с. 574. Пар. 1706. Бл. Авг. Хрис. наук. кн. 2 гл. 8 с. 84. К. 1835. Св. Иоан. дам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Иулиана), что усладительнее сего духовного зрелища, на котором присутствуют твои сочлены и братия? Но ты хочешь дать пищу и телу своему? – Вот здесь, под смоковницею или виноградным деревом, ты можешь, по окончании собрания, дать покой и телу, не подвергая себя упрекам совести. Когда ты видишь мученика вблизи, подле себя, как бы сидящим вместе с тобою за трапезою, то не попустишь, чтобы твое наслаждение перешло в преступление. Созерцая его очами веры, как наилучшего своего наставника и отца, ты умеришь смех свой, избегнешь неблагопристойностей, укротишь все порочные порывы плоти, – чего не возможешь сделать в оном предместии. Почему так? потому что завтрашний день там соберется множество пляшущих, а смотря на таких людей, часто и скромный человек невольно склоняется к подражанию их бесстыдству; особенно же потому, что среди их находится диавол, а они точно тут бывает, вызываемый гнусными песнями, бесстыдными речами и демонскими ликованиями. А ты отрекся от всего подобного, и обручил себя служению Христову в тот день, в который удостоен святых таинств». Св. Злат. Слов. похв. св. муч. Иулиану: хр. чт. 1834 г. ч. 4 с. 138–139. 77 Бл. Авг. О жизп. инок. гл. 28 чл. 36: тв т. 6 с. 364. Антв. 1701. В видах уничтожить это-то злоупотребление останками святынь и обнародован Феодосием великим закон, указываемый в свою пользу лютеранами: «Никому не переносить тела с одного места на другое, никому не тревожить мученика, никому тем не торговать». Феодос. вел. Кодекс. кн. 9, ст. 17 о гробах, зак. 7. 80 Муч. св. Игн. богон. гл. 6 и Муч. св. Полик. смирн. гл. 18: твор. муж. ап. врем. т. 2 с. 161. 202. Амст. 1724. Евсев. Церк. ист. с. 425. Спб. 1848. Св. Злат. Похв. Слов. св. муч. Иувент. и Максиму: хр. чт. 1842 г. ч. 3 с. 336. 81 Св. Злат. Похв. слов. св. Игнат. богон.: хр. чт. 1835 г. ч. 3 с. 253. 254. 255. Св. Григ. дв. Пис. к Феодору и к Брунихильде: хр. чт. 1838 г. ч. 1 с. 301. 1845 г. ч. 2 с. 385. Пис. к Димитр., Андр. и Рихареду: воскр. чт. XV, 227–228. 82 Св. Амвр. мед. Увещ. к дев.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

В виду тревожного состояния Мало-Азийских церквей святой Игнатий возвышает свой голос: он дает верным теоретические наставления, чтобы они могли различать лжеучителей и противодействовать им. Против пагубного лжеучения докетов и иудаистов, разрушающих истинную веру и Церковь , святой Игнатий ясно и настойчиво излагает начала истинного Богопознания, которое для него дано в лице исторического Христа. Иисус Христос занимает центральное место в мыслях и чувствах Антиохийского епископа. Все его желания сводятся к одному: «Его хочу, за нас умершего, Его ищу, за нас воскресшего» ( Рим. 6 ). «Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола пусть придут на меня – только бы достигнуть мне Христа» ( Рим. 5 ). Со всею ревностью он восклицает против еретиков: «какую пользу приносят мне те, которые меня хвалят, а Господа моего поносят». Против всяких ссылок на «древнее» ( ρχεια) Ветхого Завета у него один ответ: «для меня древнее – Иисус Христос» (Филад. 8). Всякое почтение он воздает пророкам потому только, что они предвозвещали Христа, всякая честь епископам потому, что они живут νγνμη Χριστου . Один епископ, один учитель Иисус Христос. Он наша жизнь – как можем мы жить без Него (Магн. 9:2)? С точки зрения центрального значения исторической личности Господа должно рассматривать все изречения Игнатия, так как и для него самого отсюда вытекает все его христианское познание. Здесь имеет свой корень его священный гнев против лжеучителей и его жажда мученичества. В кратких чертах учение Игнатия о Лице Иисуса Христа сводится к следующим положениям: Христос есть Бог – «Бог наш», «Бог мой» (Ефес, – proem.; 18:2; Рим, – proem.3:3; 6:3; Полик. 8:3), единый Сын Отца (Рим. – proem.) и Господь (Полик. 1:2). Прежде веков Он был у Отца (Магн. 6:1) и в конце дней явился во плоти, как Откровение единого Бога Отца (Магн. 8:2; Рим. 8:2 ). Все новозаветное спасение основывается на том, что Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни ( Еф. 19:3 ). Воплотившийся – совершенный человек (Смирн. 4:2). Игнатий особенно усиленно выдвигает реальность всей земной деятельности Иисуса Христа и отдельных частей ее часто употребляемым термином ληθως (Смирн. 1 и 6; Трал. 9:1; Полик. 3:2). Совершив Свое земное дело, Он опять пребывает у Отца ( Рим. 3:3 ). Но и по Своем Воскресении Он, хотя духовно и соединен со Отцем, пребывает во плоти (Смирн. 3:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Поликарп и возвещал то, что принял от видевших Слово жизни, и все, что он говорил согласовывалось с Писанием. По милости Божией ко мне, я тогда внимательно это слушал и записывал не на бумаге, а в сердце. И по благодати Божией, я все время как следует пережевываю и могу перед Богом засвидетельствовать, что, если бы этот блаженный апостольский старец услышал что-либо подобное, он возопил бы, заткнул уши и по обычаю своему воскликнул: “Боже милостивый! На какое время сохранил Ты меня, чтобы такое мне выносить!» 111 Год рождения Поликарпа, после полувекового спора, теперь принято считать 69 или 70, а годом его мученической кончины 155. С какого времени Поликарп начал общаться с ап. Иоанном нам неизвестно, но на момент смерти Иоанна Поликарпу шел уже 31 год, поэтому совершенно возможно, что Иоанн Богослов поставил его епископом Смирны, как об этом свидетельствуют Ириней (ПЕ. III, 3: 4 ) и Тертуллиан (Прескрипц., 32). Когда Игнатий Богоносец , отправленный на казнь в Рим, был на остановке в Смирне, то, встретившись с Поликарпом, как-то особо к нему проникся. Не известно были ли они знакомы до этого момента. Возможно, Поликарп видел Игнатия, когда тот приезжал для бесед с Иоанном и там они могли познакомиться. Но на момент встречи Игнатия и Поликарпа, последнему шел уже 37 год, а Игнатий был намного его старше. В Послании к Поликарпу, Игнатий дает ему очень высокую характеристику. Называет его человеком непорочным, с которым бы желал всегда наслаждаться совместной радостью о Боге (Полик.1). Провидя будущее величие, которое Бог предназначил для Поликарпа, Игнатий говорит своему молодому соепископу: «Как нужны ветры кормчим, или пристань – обуреваемому, так нужен ты настоящему времени – для того, чтобы [помочь] достигнуть Бога» (Полик.2). Ему Игнатий поручает написать послания ближайшим Церквам, так как сам Игнатий, по причине внезапного отплытия из Троады в Неаполь не успевает их написать (Полик. 8). Через 45 лет, Поликарп действительно становится одним из главных духовных лидеров христианства в Асии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

325 Uob. XIX, 25–26 . Об этом месте книги Иова, приводимом, впрочем, у Климента довольно неточно, по тексту 70 толк., блаж. Иероним замечает: «… никто так открыто не говорит после (пришествия) Христа о воскресении, как он (Иов) до Христа». Орр. Т II, р. 438, ed. Vallars. 329 Так читается и во всех рукописях текста 70 толковников. Но в еврейском тексте и в вульгате стоит: «… по числу сынов Израильских». Приводимое Климентом чтение, мысль которого выражается и у Сираха XVII, 17, – находится уже у Филона (de post. Caïni § 25. De piant. Noë § 14). Св. Иустин (dial. c. Tryph. c. 131) отвергает чтение еврейского текста, как поврежденное иудеями. 334 Вохер напрасно прибавляет: как бы зная будущее, разумея здесь какие-либо последствия или награду Исаакова самопожертвования. Гораздо проще относить это к готовности и сознательности, с какою Исаак отдал себя на жертву без ропота или прекословия. 335 Буквально: скипетров. Слово скипетр здесь употреблено в значении колена, как и в 3-й кн. Царств 11:31, 35. Смысл такой: Иаков сделался родоначальником 12 колен Израильских. 358 Буквально: место (τπος). Это слово употребляется в значении звания или сана, соединенного с отправлением особенного служения. См. ниже гл. XLIV, также Игн. к Полик. гл. I, к Смирн. гл. VI., Полик. к Филипп гл. XI. 360 Под этим именем у Климента подразумеваются и собственно, так называемые, пресвитеры, ими поставляемые для совершения священнодействий и разделяющие с ними дело пасения стада Христова. Ниже Климент говорит о тех же пастырях церкви, называя их пресвитерами. 361 Исаии 60:17. Впрочем, Климент изменяет чтение 70 толковников приспособительно к своей мысли, вместо князей (ρχοντας) называя диаконов. 363 Излагая это событие из кн. Числ. гл. 17, Климент прибавляет некоторые подробности, умолчанные в Св. Писании, но заимствованные, вероятно, из иудейского предания. 365 Буквально: О епископском имени (π το νματος); это слово означает также звание, достоинство. 366 Т. е. епископов (в обширнейшем смысле) и диаконов. Замечательно, что Климент говорит об апостолах вообще и называет их нашими, не выставляя особенного авторитета ап. Петра и какого-либо преимущества римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010