Об этом свидетельствуют как древние св. Отцы и учители Церкви, так и различные исторические сказания и жизнеописания святых. Вот почему, братие, в Православной Церкви почитание св. мощей установилось с самых древних времен, как это можно видеть напр. из сказаний о мучениках евв Игнатии Богоносце и Поликарпе и др. Почитание это выражалось в благоговейном собрании и хранении св. мощей, в торжественных перенесениях их, в построении над ними храмов и алтарей, этот обычай утвердился настолько, что в Церкви установилось правило полагать в основание алтарей или по крайней мере св. антиминсов части мощей св. мучеников. Наконец, Православная Церковь торжественно подтвердила почитание св. мощей на седьмом вселенском соборе. Естественное само по себе, согласное с словом Божиим, установленное Православною Церковию, почитание св. мощей благотворно для православных христиан. Св. мощи, подобно книгам, поучают с верою приходящих к ним, раскрывают пред ними жизнь св. угодников и внушают подражать им. Св. Апостол Павел учит поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). «Как бы так рассуждал Апостол», говорит по поводу приведенных слов в Бозе почивающий святитель Московский Филарет, «мы не довольствуемся поучать вас нашим словом, не все души довольно отверсты для него, и не все сохраняют его, когда приемлют. Для сего указуем вам еще, например наставников ваших, и в сем примере на то, что сильнее поражает чувства, и тем глубже проникает в душу, – на скончание жительства их, запечатленное ясными знамениями веры. Бог, хотящий всем человеком спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ), так сказать, увековечивает назидательную кончину совершившихся в благочестии наставников. Проходит несколько веков, и мы все еще видим ее собственными очами, взирая на нетленные останки их. Сие нетление, сия целебная и живоносная сила, от них исходящая, внятнее и убедительнее слова поучают нас благочестию, и побуждают подражать вере их» (Слова и Речи, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

По правую сторону в алтаре над аркою поясное изображение Игнатия Богоносца с надписью: о агиос Игнатии. Он изображен в белых ризах, в омофоре с тремя черными крестами и в поручах, шитых по золоту; правая рука у него благословящая, а в левой евангелие в позолоченном окладе; гумянце у него также выстрижено. С правой стороны от св. Игнатия изображен во весь рост св. Григорий, вероятно, Богослов, в белой фелони и в белом подризнике, а омофор голубой с тремя черными крестами Епитрахиль, палица и поручи на нем красные, шитые золотом. Правая рука у него благословящая, а в левой евангелие в окладе. Взоры у св. Григория, равно как и у св. Игнатия, обращены долу 1206 .  8. Новгородский Кириллов мужеский монастырь Местоположение Кириллова монастыря и время его основания. Краткая история монастыря; устройство его и, в частности, соборной в нем церкви. Новгородский Кириллов, 3-го класса, мужеский монастырь находится в 4-х верстах от Новгорода на юго-восток, на острове Селезневе, а по летописцу новгородскому Нелезене. Остров сей круглопродолговатый и возвышенный; окружен реками с правой стороны Волховцем, а с левой Левошнею, и в весеннее время весь окружен бывает водою. По летописям, Кириллов монастырь делается известным с 1195 года: в Новг. I летописи под 6704 (1196) годом сказано: «заложи ста церковь камяну святого Кюрила в монастыри на Нелезене Къснятин и Дъмитр братеника, на Лубяней уличи, и начата делати месяца Априля, а коньцяша месяца Июля в 8, на святого Прокопия; и святи ю владыка Мартурий, на зиму, месяца Генваря в 12, на святыя Татианы при игумене Онисиме» 1207 . Далее прибавлено: «тойже зимы святи црьковь святого Кюрила на Нелезене епископ Мартурий» 1208 . В других летописях основатели храма Константин и Димитрий названы Корованковичами 1209 , а мастер, трудившийся над построением церкви, назван Коров Яковлич с Лубяней улицы 1210 . Впрочем, по указанию всех летописей видно, что в 1196 году, когда основана каменная церковь св. Кирилла Александрийского , был уже при ней монастырь, управляемый игуменом Онисимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Помимо Римской еще одна церковь считает своими основателями апостолов Петра и Павла – Антиохийская. Блаженный Иероним называет Симона Петра «епископом Антиохийской церкви» 412 . Как мы помним, именно в Антиохии, согласно Гал. 2:11–14 , произошло столкновение между Петром и Павлом. К тому времени, когда Петр пришел в Антиохию, там уже была община, членами – и вероятными руководителями – которой были Павел и Варнава. Поведение Петра и Варнавы вызвало у Павла неудовольствие, которым он посчитал нужным поделиться с галатскими христианами. В III веке Ориген упоминает об Игнатии Богоносце как преемнике Петра на Антиохийском престоле. Употребленное Оригеном выражение Ignatium dico episcopum Antiochiae post Petrum secundum 413 можно перевести двояко: «я имею в виду Игнатия, второго после Петра епископа Антиохийского», или «я имею в виду Игнатия, второго Антиохийского епископа после Петра». Первый вариант перевода предполагает, что Петр был первым епископом Антиохийским, а Игнатий – вторым; при втором варианте перевода между Петром и Игнатием возникает фигура безымянного первого епископа Антиохии, который был преемником Петра и чьим преемником стал Игнатий 414 . В отношении Игнатия мы находим похожую формулировку в IV веке у Евсевия Кесарийского : «Игнатий, многими и доныне прославляемый, второй после Петра епископ Антиохийский» 415 . Однако в другом месте Евсевий говорит: «В Антиохии после первого епископа Еводия славен был Игнатий, второй епископ» 416 . Таким образом, выражение «второй после Петра» у Евсевия означает, что первым был не Петр, а Еводий. О связи Петра с Антиохией говорит и Иоанн Златоуст в «Похвале Игнатию Богоносцу »: Притом и Сам Бог имел великое попечение об этом городе, как показал Он это самыми делами: Петру, предстоятелю всей вселенной, которому вручил ключи неба, которому предоставил руководить и устроять все, Он повелел провести здесь долгое время, – так для Него наш город был равен всей вселенной... Игнатий преемствовал Петру во власти. Как вынимающий большой камень из основания старается, конечно, поставить вместо него другой, равный ему, если не хочет поколебать и испортить все здание, так точно и тогда, когда Петр имел уйти отсюда, благодать Духа поставила вместо него другого равного Петру учителя, чтобы уже построенное здание не было испорчено незначительностью преемника 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

При той не полной ясности, в какой представляется состояние душ до всеобщего суда в св. писании, не удивительно, что о частных чертах сего состояния были в церкви мнения частные 740 . Πапий, приняв мнение иудейское за предание апостольское, ожидал для святых, прежде воскресения грешников, видимого тысячелетнего царства со Христом на земле, хотя и не грубо-чувственного, какого ожидали Керинф и Евионей 741 . Иустин, Ириней, Тертуллиан , IHenom, Лактанций , разделяли мнение Папия 742 . Но это мнение с особенным успехом обличал св. Дионисий алек. и с четвертого века отцы уже называли его пустой мечтой 743 . Блаж. Августин, говоря о тысячелетии тайнозрителя, писал: «тысячу лет поставил он вместо всех лет сего века (от смерти Христовой до суда), чтобы полным числом означить полноту времени» 744 Основываясь на том, что тело составляет для души орудие деятельности, некоторые в Аравии во время Оригена назначали для душ за гробом состояние какого-то усыпления, или мертвенной бездеятельности. Ориген заставил их сознаться в заблуждении и принять за несомненное, что душа и без тела может мыслить и действовать 745 . Тем не менее несториане называли состояние душ по смерти состоянием бессознательности ( ψυχοπαννιχια) 746 . Некоторые анабаптисты и социниане допускали тоже состояние 747 . Паписты даже на соборах флорентийском 748 и триденском освятили для себя чистилище с очистительным огнем 749 , тогда как протестанты, по отвращению от чистилища, настаивали только на двояком состоянии умерших, – на состоянии полной славы святых и на полном осуждении грешных 750 Общее верование православной церкви о состоянии душ по смерти было следующее: 1) Души, достигшие здесь меры возраста и исполнения Христова, по разлучении с телом наслаждаются миром и радостями пред Богом. Превосходно выражал надежды такой души в своем лице св. Игнатии богоносец: «Его ищу я, говорил он, умершего за нас, Его желаю – воскресшего для нас... Оставьте меня наслаждаться светом чистым. Там находясь, буду Божиим человеком...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Проповедь ап. Павла на ареопаге. Роспись церкви мон-ря Пентелис. Худож. Спирос Василиу. ХХ в. Проповедь ап. Павла на ареопаге. Роспись церкви мон-ря Пентелис. Худож. Спирос Василиу. ХХ в. В IX в. пресв. Михаилом, к-рый в 843-846 гг. был синкеллом (келейником, впосл. получил это прозвище) патриарха Мефодия, было написано объемное Похвальное слово в честь Д. А. (PG. 4. Col. 617-668). Если Митродор и свт. Мефодий опирались лишь на зап. агиографическую традицию, то Михаил Синкелл использовал труды прп. Максима Исповедника, а также сведения из «Ареопагитик». По объему эта часть занимает большее место в Похвальном слове, чем пересказ зап. традиции о мученичестве Д. А. в Паризиях. Михаил Синкелл, апеллируя к соч. «О Божественных именах», стремился показать, что кончину Д. А. нужно отнести к времени имп. Траяна (98-117), а не Домициана (81-96), т. к. автор «Ареопагитик» говорит о сщмч. Игнатии Богоносце († ок. 107) как об уже пострадавшем за Христа (DN. IV 12//PG. 4. Col. 656-658). Далее Михаил Синкелл ссылается на 10-е послание из «Ареопагитик», адресованное ап. Иоанну Богослову (PG. 3. Col. 1117-1120). В этом послании автор предсказывает апостолу скорое освобождение и возвращение в Эфес, что также имело место после смерти Домициана. В X в. датировка кончины Д. А. временем правления имп. Траяна воспроизведена в визант. словаре «Суда» . Похвальное слово Михаила Синкелла легло в основу энкомия Д. А. Никиты Пафлагона (X в.; BHG, N 556b). Похвальное слово было переведено в сер. XII в. на латынь мон. Вильгельмом из Сен-Дени. В сер. X в. Симеон Метафраст составил Житие Д. А. на основе Жития Митродора и Похвального слова Михаила Синкелла. В отличие от Митродора, у к-рого описание деятельности Д. А. сосредоточивается на зап. миссии, и Михаила Синкелла, к-рый, наоборот, больше места отводит вост. периоду жизни Д. А., Симеон Метафраст уравновешивает оба этих раздела. В большинстве синаксарные сказания отражают развитую визант. агиографическую традицию на основе текстов Михаила Синкелла и Симеона Метафраста, но излагают Житие Д.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Работы всех этих ученых не меняют ничего существенного в хронологии св. Игнатия или в вопросе аутентичности его семи посланий средней редакции. Критическая работа Дана и Лайтфута считается теперь всеми признанной базой для датировки этих произведений. Сомнений ни у кого больше не возникает, если не считать одного «научного» курьеза (т. к. иначе это нельзя назвать), связанного с именем некоего Анри Делафос. На самом деле, это неудачный католический ученый, священник–расстрига, который по пути Ренана пошел отрицать все те уже давно установленные настоящей наукой данные, которые никому в голову отрицать не приходит. Настоящее имя его Ж. Термел. В ряде книг очень мелкого научного калибра о посланиях ап. Павла он пытался высказывать весьма несостоятельные «радикальные» идеи. Не пощадил он и св. Игнатия Богоносца. В 1927 г. вышла книга посланий св. Игнатия (текст, перевод на французский и вступительная статья), в которой он «переворачивает» весь вопрос об Игнатии. Вкратце его «ученые» рассуждения сводятся к следующему. Св. Ириней Лионский не упоминает Игнатия по имени, но цитирует одно место из его послания к Римлянам ( Adv. Haer. V, 28, 4). Поликарпа же Смирнского Ириней не упоминает. Это умолчание имени антиохийского священномученика является отправной точкой рассуждений Де–лафоса. Для него является благоприятной также и протестантская критика Игнатиевых посланий, т. к. проповедь монархического епископата не могла якобы существовать в начале II в. Посему послания эти нельзя датировать ранее 130–170 гг. К этому же должно послужить подтверждением и смутившее многих ученых (а не одного только Делафоса) место из послания к Магнезийцам (VIII 2), где говорится о Слове, исшедшем из молчания. Это якобы «гностическое» место требует также отнести написание послания к более позднему времени. Автор, следуя за Ренаном ( Evangelis, 22), решительно утверждает дату — 170 год. Вся работа Лайтфута автором совершенно игнорируется. Тем не менее, он почему–то допускает за посланием к Римлянам право на аутентичность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Расточать свое имение на гостеприимство – значит приобретать. Филарет Милостивый [...] и многие другие. 8 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8, 38–39 ). 19 Речь идет о родных братьях жены отца Иоанна (шуринах). В семье протоиерея К.П. Несвицкого (тестя отца Иоанна), кроме Е.К. Сергиевой, было еще две дочери – Александра и Анна, которых отец Иоанн должен был «обеспечивать квартирою и содержанием... до выхода в замужество», и три сына – Алексей, Петр и Константин. Старшему, Алексию, в 1855 году было 30 лет, младшему, Константину – 18. Вся семья поселилась в одной квартире на втором этаже дома, принадлежавшего Андреевскому собору. С самого начала совместной жизни в семье установились непростые взаимоотношения. Начинающий священник предъявлял к себе высочайшие требования: стремился как можно чаще служить литургию, вел в соборе катехизические беседы, спешил на помощь многочисленным городским нищим, что вызывало ропот домашних и приводило к нелегким объяснениям. Кроме того, отец Иоанн, имея на руках семью из семи взрослых человек, не мог регулярно помогать матери, нуждавшейся в материальной поддержке. 26 «Аще во благих точию...» – если среди благ (во благих обстоятельствах) только; «аще во злых» – если в бедствиях (в злых обстоятельствах). 31 Точило – яма, в которой восточные народы топтали виноградные ягоды для выдавливания из них сока. 35 Христофор в переводе с греческого означает «христоносец». О святом же Игнатии Богоносце повествуется, что в то время, когда его вели на съедение зверям и он непрестанно имел на устах имя Иисуса Христа, нечестивые спросили его, зачем он то имя непрестанно повторяет. Святой отвечал, что имеет в сердце своем имя Иисуса Христа начертанным и исповедует устами Того, Кого в сердце всегда носит. Когда святой был пожран зверями, при оставшихся его костях изволением Божиим сохранилось его сердце, нетронутое зверями. Найдя его, язычники вспомнили слова святого Игнатия и разрезали сердце его надвое, желая убедиться, истинно ли сказанное им. И нашли они на обеих внутренних сторонах разрезанного сердца надпись золотыми письменами: «Иисус Христос». Так святой Игнатий был Богоносец по имени и в действительности, всегда нося в сердце своем Христа Бога, богомысленным умом как тростью написанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

руководствуются одним и тем же законом в управлении и чиноположениях церковных» 28 . И все эти пастыри церкви в своих действиях не ограничивались пределами своих епископий, но в духе ревности о всеобщем благе церкви простирали свою деятельность на целые области, страны, даже из одной части света в другую. Так, мы знаем о такой деятельности святого Поликарпа, ученика апостольского, поставленного в епископы Смирнской церкви самими апостолами. Святой Ириней, называя этого святого пастыря истинным свидетелем апостольского предания, говорит о нем, что он, посещая церкви разных стран, повсюду поверял апостольское предание и везде передавал христианам то, что сам принял непосредственно от апостолов 29 . Притом положительно известно, что апостольские предания весьма рано начали быть заключаемы многими учителями церкви в письмена и таким образом со всею благонадежностию передаваться из рода в род в последующие века. Так, Евсевий свидетельствует о святом Игнатии Богоносце , что он писал свои послания к церквам Ефесской, Смирнской, Филадельфийской, Римской и во всех их убеждал христиан твердо держаться апостольских преданий, которые для безопасности счел нужным подтвердить собственным свидетельством и заключить в письмена 30 . Святой Ириней, умерший в 202 году, не переставал также свидетельствовать об истинном апостольском предании против вольномыслящих 31 . Современник Иринея Егезипп собирал апостольские предания и изложил их, по свидетельству Евсевия, в пяти книгах своих записок (εν τοις υπομνημασι) 32 , которые, к сожалению, не дошли до нас. Евсевий в своей истории сохранил слова Папия (жившего вскоре по кончине апостолов), который говорит о себе, что он, заботясь приобрести точнейшие сведения о догматах и правилах церковных, расспрашивал старцев, общавшихся с самими апостолами, что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матвей, либо кто другой из учеников Господа, что Аристон и пресвитер Иоанн, – ученики Господни. «Ибо я полагал, – продолжает Папий, – что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющийся голос» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/drevno...

Рукопись акафиста 19 сентября 1888 г. была передана в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет советом Православного братства святого благоверного и великого князя Александра Невского. По определению Св. Синода от 14 марта/8 апреля 1889 г. за 536 акафист был одобрен к печати после внесения необходимых исправлений. Указ был отправлен Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету 13 апреля 1888 г. за 1301. В печати акафист вышел в 1889 г. 227 . Представляют значительный интерес конкретные советы святителя Феофана относительно тех мыслей, которые должны быть выражены при прославления святого. Священномученик Игнатий Богоносец был один из самых почитаемых святых преп. Амвросия Оптинского . Как позднее вспоминала А.А. Шишкова: «При прощании моем с батюшкой необыкновенна впечатлительная была его речь, о св. Игнатии Богоносце ; с каким особым горячим чувством, весь сам воодушевлённый благодатию Божиею, повествовал он о том, что Господь всегда пребывал в сердце сего святителя-мученика, и имя Иисуса Христа там запечатлелось. «Читала ли ты его жизнь?» – спрашивал дорогой батюшка, и приказал мне взять его послания, для прочтения и руководства. Тут я узнала, что батюшка особенно чтил сего угодника Божия и к нему всегда прибегал с молитвою во все трудные минуты своей жизни» 228 . В акафист священномученику Игнатию Богоносцу Анисия Андреевна желала вставить фразу о том, что после кончины святого на его сердце оказалось написано имя Спасителя. Святитель Феофан советовал: «О том, что имя Господа Иисуса оказалось написанным в сердце сего святителя, древнейшие сказания не упоминают. Св. Димитрий Ростовский не вставил сказания о сем в тексте жизнеописания св. Игнатия; но в конце его особым шрифтом присовокупил: нецыи повествуют, и проч. Так обыкновенно он поступает, когда достоверность каких-либо сказаний сознается им не вполне обоснованною. И в церковной службе св. Игнатия не поминается о сем. Потому, как ни желательно, чтоб было так, не упоминание о сем в акафисте не будет грехом. Взамен того умудритесь раза два-три вставить выражение, что у него в сердце обитал Христос, что он ощущал Его сущим в себе и носил Его в сердце. Для обогащения ума мыслями, кроме жития св. Игнатия в Четь-Минее, прочитайте церковную ему службу в Минее месячной и, если найдёте, послания его. Они были изданы отдельно давно уже» 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«С первых моментов, как только Господь призвал к величайшей духовной страде нашу родную церковь , я весь отдался душой ей. Я жадно следил за всеми переживаниями, движениями ее. Мученическая страница ее живо напомнила мне первенствующую церковь . В Римском Государстве не было тех усовершенствованных способов взаимоосведомления, какие существуют теперь. Поэтому, когда подымались на церковь гонения, то о жертвах их верующие узнавали по слухам, по передаче друг другу. «Говорят, что в Иерусалиме иудеи камнями побили архидиакона Стефана. А как он мужественно встретил смерть: стоя на коленях, просил Бога принять его дух, а побивающим его не поставить это в грех . Слышно, что Ирод убил ап. Иакова, а Петра всадил в темницу, но его ангел вывел оттуда. А. Павел!? Сколько он обратил язычников ко Христу! А в Листре его побили камнями; но он остался жив. Теперь слышно, он в темнице. Слышно, что Петр и Павел умерщвлены; Петр распят на Кресте, а Павел усечен мечем... Игнатия, Антиохийского еп., ведут в Рим на растерзание зверям. А с каким восторгом он стремится к этой смерти... Мы хотели освободить его когда он будет у нас, а он нам пишет с пути: «оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я – пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым». А вот и Поликарп Смирнский , приветствовший Игнатия на пути в Рим, сожжен... А в Риме-то!? С какою радостью наши идут на смерть, чтобы вечно жить со Христом». Живыми волнами переливались вести ко всем христианским общинам о подвигах верующих, делавших всю церковь одним живым телом, всегда готовым на всякую жертву, чтобы жить и возвещать в мире благодатную жизнь. В таком почти виде я издали, из зарубежа, созерцал жизнь Матери-Церкви в годы ее земного лихолетья. Способы внутреннего взаимообращения для церкви прекращены Страда развивается Идут с разных близких и дальних сторон великой России то неясные, то определенные слухи: расстрелян еп. Лаврентий; расстрелян А. Андроник после тяжких унижений; пропал без вести А. Василий; увезен из Смоленска и расстрелян еп. Макарий; спокойно встретил смерть, осужденный на расстрел М. Вениамин; Патриарх отстранен от управления церковью, и заточен в Донском монастыре; м. Сергий взят в тюрьму; Агафангел, Кирилл отправлены в ссылку; в тюрьме: м. Арсений, еп. Феодор. Все это из уст в уста, из конца в конец передавалось страждущей церкви. Были ли ликования от приближения мученической смерти, Игнатии Богоносцы . Бог знает, ибо Ему только ведомы тайники сердечные, но несомненно все истинные члены церкви и иерархи, священники, монахи и миряне – все «вменили себя, яко овцы заколения», все думали: не моя ли очередь отойти от мира, и не близки ли ко мне слова Христа к апостолам: «когда Я пойду и приготовлю Вам место, приду опять и возьму к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин.14:3 ). Покоившаяся земным миром наша церковь зажглась благодатным огнем, огнем духовного обновления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010