Одновременно она работала над серией статей по православной гимнографии (преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнописец, Феодор Студит, святитель Герман Константинопольский, инокиня Кассия и др.), которые публиковались в «Богословских трудах» и позднее в журнале «Альфа и Омега» . Нужно отметить роль «Альфы и Омеги» и лично редактора М. А. Журинской в популяризации творчества монахини Игнатии. Именно на страницах этого журнала появились ее воспоминания о старцах Высоко–Петровского монастыря, о Святейших патриархах Сергии и Алексии I, а также ее книги 1940–1980–х годов. Некоторые из этих произведений затем вышли отдельными изданиями: «Старчество на Руси», «Старчество в годы гонений», «Святитель Игнатий — Богоносец Российский». Монахиня Игнатия стала постоянным автором журнала «Альфа и Омега», публикуясь под псевдонимом монахиня Игнатия (Петровская), — и даже написала специально для этого издания ряд новых произведений. В 1990–е годы она снова вернулась к тому, с чего начиналось ее литературное творчество — к свидетельству о подвиге своих духовных наставников — старцев Зо–симовой пустыни, новомучеников и исповедников российских. Без преувеличения можно сказать, что именно благодаря ее свидетельству в декабре 2000 года в лике святых был прославлен преподобномученик Игнатий (Лебедев) , духовный отец монахини Игнатии. Она воистину стала одним из звеньев золотой цепи, которую, по словам Симеона Нового Богослова, составляют «святые, приходящие из рода в род», и «которая не может быть легко разорвана». 24 апреля 2003 года, в Великий Четверг, она была пострижена в великую схиму с сохранением имени, но теперь ее небесным покровителем стал недавно прославленный преподобномученик Игнатий (Лебедев) — ее духовный отец. Важно и знаменательно для нее было то обстоятельство, что постриг был совершен представителями духовенства храма преподобного Сергия Радонежского в Высоко–Петровском монастыре. Круг ее общения и в последние годы был исключительно широк. В ее дом на Беговой улице приходили и маститые ученые, ее коллеги по институту, и совсем юные ученики воскресной школы, где она вопреки немощам и благоразумным увещеваниям считала своим долгом преподавать. Среди тех, кто приходил к ней, уже почти не было ее сверстников — все были младше нее в два, в три, а то и в пять раз, но по свежести восприятия жизни и ясности ума хозяйка ничуть не уступала молодым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Следующим аргументом должен послужить св. Поликарп с его «двойственностью» в отношении к Игнатию. У Поликарпа в двух местах говорится об Игнатии (IX 1 и XIII 2). Если в одном случае св. Поликарп говорит об Игнатии как о мученике, то в другом он просит о нем разъяснений, не зная будто бы о кончине антиохийского епископа. Простое объяснение, что о кончине уже известно, но неизвестны лишь подробности её, о которых Поликарп и требует дополнительных сведений, автором совершенно не приемлется во внимание и о таких авторитетах, как Функ и Лайтфут говорится весьма пренебрежительно. Следуя полету своей фантазии и, по–видимому, увлеченный желанием создать новую и оригинальную ученую гипотезу, Делафос решительно заявляет о существовании двух лиц: Игнатий из послания Поликарпа IX 1 — это некий мученик из Филипп, которого превратили (кто? почему? когда?) в епископа Антиохии и сделали автором посланий (стр. 41–50). Третья предпосылка автора строится на Филад. 8:1. В этом месте сказано о «не исповедании Иисуса Христа во плоти.» Здесь подразумевается почему–то не Симон Маг, не Менандр, не Саторнил, а обязательно Маркион. Т. к. этот последний появился на исторической арене около 140 г., то (почему: «то»?) послание Поликарпа написано не ранее 150 года. Поликарп по этим расчетам должен был умереть в 166 г. А отсюда еще один скачок фантазии: Игнатий, автор посланий, умер никак не ранее 161 г. Выводы Делафоса курьезны по своей самоуверенности и необоснованности. Было две редакции изучаемых посланий. Основная — маркионитская. Позднейшая есть не что иное, как «католическая» интерполяция. Длинную же редакцию он называет аполлинариевской интерполяцией. Оставив ее в стороне, т. к. она нас никак не интересует, приведем последний вывод Делафоса. Никакого Игнатия нет. Это только «un compose artificiel, un etre fictif.» На самом деле вместо Игнатия Богоносца или Фεοφροс существовал некий Феофор, епископ в Сирии, апостол монархического епископата. То, что Церковь называет Игнатием есть сложное смешение из этого Феофора и филиппийского мученика Игнатия. Автор так и озаглавливает свое «исследование» — Lettres de Theophore, eveque Marcionite de Syrie (160–180).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   Вот и сегодня нельзя умолчать о двух из них, чья память приходится на этот день.    Один — святой епископ, воспитавшийся «при ногу» сотаинника Христова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это святитель Игнатий Богоносец, живший в I веке христианства. Другой — святой праведный батюшка Иоанн Кронштадтский, чудотворец, прославленный в XX веке, всего три года назад. И оба они в такой полноте явили свою любовь к Богу, что растворились в ней.    Игнатий Богоносец был во время жизни Христа Спасителя ребенком, и Предание гласит, что это его обнял Господь Иисус Христос во время беседы с учениками, говоря: «если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). И Божия благодать почила на мальчике Игнатии и повела его по пути спасения, вверив его сначала в научение Иоанну Богослову, а потом вручив ему и епископский жезл, чтобы править слово истины в только что нарождающемся народе Божием. И она же, Божия благодать, венчала его за имя Христово мученическим венцом.    И имя Богоносец, полученное им оттого, что Господь Иисус Христос держал его, еще ребенка, на Своих руках, утвердилось за ним и за его ревностную любовь к Богу, жажду Бога всей жизнью.    При языческом императоре Траяне святой епископ был представлен на суд за проповедь имени Христова и приговорен к страшной казни — съедению дикими зверями.    Во время путешествия из Антиохии в Рим, к месту казни, святитель Игнатий пишет семь посланий к своей пастве, которые раскрывают его душу, объятую пламенем любви ко Христу: «Теперь пишу я, полный жизни, объятый желанием любви умереть за Христа. Я — пшеница Божия; да измолот буду зубами зверей, чтобы мне быть чистым хлебом для Бога. Ныне начинаю быть Христовым учеником, — ныне, когда не желаю ничего ни из видимого, ни из невидимого, а чтобы только достигнуть мне Христа».    Слыша, что он беспрестанно повторяет имя Иисуса Христа, ведущие его на казнь спросили об этом. И святитель Игнатий отвечал, что в его сердце написано имя Иисуса, и потому уста постоянно исповедуют Того, Кого он в сердце всегда носит. Бог даровал святителю Игнатию безбоязненно встретить ужасную смерть. А на сердце святого мученика, оставшемся целым, увидели запечатленными начальные буквы имени любимого им Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А Егей пред глазами всех объят был нечистым духом, который, изломав его, повергнул мертвым. Брат же его Стратокл, взяв тело Святого Андрея, предал его погребению. После того такой страх напал на всех, что не было ни одного, кто бы не веровал в Господа, который всем человекам хочет спастися, и в разум истины прийти. Память кончины Святого совершается в 30 день месяца Ноемврия, в царство Господа нашего Иисуса Христа, которому слава во веки, Аминь. Источник: Мученичество святого Апостола Андрея. — Послание Пресвитеров и Диаконов Ахаии.//Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-петербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Медицинского Департамента Минист. Внутр. Дел, 1824. — Часть XVI. — С. 264–278. О мученических актах св. Игнатия Богоносца Мученические акты о св. Игнатии были изданы сперва на латинском языке Ушером в 1647 г., а потом в греческом оригинале — Руинартом в 1869 г. Они были написаны спутниками Игнатия, сопровождавшими его из Антиохии в Рим и бывшими свидетелями его последнего подвига. На это указывают собственные слова описателей мученичества Игнатия: «мы неохотно ехали, скорбя о предстоящей нам разлуке с праведником» (гл. V); «мы видели это собственными глазами» (гл. VII). По общему мнению, это были диаконы — Филон и Агафопод, о которых св. мученик упоминает в посланиях к смирнянам и филадельфийцам. Эти записки отличаются в изложении простотою, искренностию и теплотою любви к великому исповеднику истины: эти признаки, равно как отсутствие анахронизмов, дают право признать их подлинность. Возражения против них, в разное время поднимавшиеся со стороны притязательной преувеличенной критики устранены Персоном (Vindiciae Ignatianae) и Гефеле в пролегоменах к творениям мужей апостольских. (Прот. Петр Преображенский ) Мученичество святого Игнатия Богоносца. 1. Вскоре по вступлении Траяна на Римский престол, Игнатий, ученик апостола Иоанна, муж по всему апостольский, тщательно управлял Антиохийскою Церковию. Едва еще прошли прежние бури столь многочисленных гонений при Домициане; а он, подобно доброму кормчему, кормилом молитвы и поста, неутомимостию в учении, ревностию духа противодействовал и предстоящему волнению, боясь, чтобы не потонул кто либо из малодушных или неопытных. Итак, когда гонение не на долго утихло, он радовался, что Церковь находится в тишине; сам же в себе скорбел о том, что еще не достиг надлежащей любви к Иисусу, и совершенного достоинства ученика. Он помышлял, что исповедание посредством мученичества теснее соединит его с Господом. Посему, проведши еще несколько годов для Церкви, где на подобие Божественного свещника просвещал душу каждого человека изъяснением Божественных Писаний, наконец получил по своей молитве.

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

Знаете ли вы, братие, о том, почему сему святому усвоено это последнее наименование, почему он называется Богоносцем? поскольку мы думаем, что далеко не все вы знаете о сем, то о причине наименования святого священномученика Игнатия Богоносце м мы сегодня и побеседуем с вами в общее назидание ваше. Святой Игнатий называется Богоносцем по двум причинам: во-первых, когда Господь жил на земле и однажды учил народ, тогда родители Игнатия, бывшего в то время отроком, подошли вместе с последним к Господу и слушали Его Божественное учение. Спаситель, увидев Игнатия, подозвал его к Себе, обнял его, взял на руки, а потом поставил его посреди Своих слушателей и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя; тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» ( Мф.18:2–5 ). И вот, ради того, что Игнатий, сказано, «носим бысть руками Бога воплощенна, того ради и Богоносец наречен бысть». Вторая причина наименования Игнатия Богоносце м была та, что он постоянно имел Бога на устах своих и носил в сердце. Когда гонитель христиан Траян спросил Игнатия, почему он называется Богоносцем, тогда святой отвечал: «Кто носит Христа Бога в душе своей, тот есть Богоносец. И я в себе ношу Его, как и написано: «вселюсь в них и буду ходить в них " » ( 2Кор.6:16 ). Повествуется об Игнатии и следующее: когда он был ведён на снедение зверям, то непрестанно произносил имя Иисуса Христа. Ведшие его спросили: «Почему ты это имя непрестанно поминаешь?» Священномученик отвечал: «Потому и поминаю, что это имя непрестанно ношу я в сердце своём. Кто устами Господа исповедует, тот и в сердце своём всегда Его носит». Теперь вы знаете, братие, почему святой священномученик Игнатий называется Богоносцем, и нам остаётся только вывести для вас из всего сказанного выше какой-либо урок. Какой же урок дадим вам? Тот, братие, чтобы вы знали, что все мы, подобно Игнатию, можем всегда сделаться Богоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Игнатий Богоносец был во время жизни Христа Спасителя ребенком, и Предание гласит, что это его обнял Господь Иисус Христос во время беседы с учениками, говоря: « если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное » (Мф. 18:3). И Божия благодать почила на мальчике Игнатии и повела его по пути спасения, вверив его сначала в научение Иоанну Богослову, а потом вручив ему и епископский жезл, чтобы править слово истины в только что нарождающемся народе Божием. И она же, Божия благодать, венчала его за имя Христово мученическим венцом. И имя Богоносец, полученное им оттого, что Господь Иисус Христос держал его, еще ребенка, на Своих руках, утвердилось за ним и за его ревностную любовь к Богу, жажду Бога всей жизнью. При языческом императоре Траяне святой епископ был представлен на суд за проповедь имени Христова и приговорен к страшной казни — съедению дикими зверями. Во время путешествия из Антиохии в Рим, к месту казни, святитель Игнатий пишет семь посланий к своей пастве, которые раскрывают его душу, объятую пламенем любви ко Христу: «Теперь пишу я, полный жизни, объятый желанием любви умереть за Христа. Я — пшеница Божия; да измолот буду зубами зверей, чтобы мне быть чистым хлебом для Бога. Ныне начинаю быть Христовым учеником, — ныне, когда не желаю ничего ни из видимого, ни из невидимого, а чтобы только достигнуть мне Христа». Слыша, что он беспрестанно повторяет имя Иисуса Христа, ведущие его на казнь спросили об этом. И святитель Игнатий отвечал, что в его сердце написано имя Иисуса, и потому уста постоянно исповедуют Того, Кого он в сердце всегда носит. Бог даровал святителю Игнатию безбоязненно встретить ужасную смерть. А на сердце святого мученика, оставшемся целым, увидели запечатленными начальные буквы имени любимого им Иисуса Христа. Мужественная смерть мученика и сила его молитвы прекратила на время гонения на христиан. Император Траян издал особый указ о том, чтобы прекратить на христиан всякое гонение. И мы, немощные грехом, не имеем сами дерзновения и сил, но помощью святых идем ко Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

109  Стоглав глава. 69, Казанское издание стр. 322–325. О тиунах стр. 324 начало, 325 начало; о Московском тиуне стр. 325. 112  У английского епископа Пирсона в сочинении Vindiciae Ignatianae будто бы приведено множество свидетельств, что различие между епископами и пресвитерами относится к самому началу христианской церкви, – см. в Православном Собеседнике 1895г., Сентябрь, статью Гусева об Игнатии Богоносце , стр. 65. – Архиепископ Иннокентий в своём, печатанном по определению Св. Синода, Начертании церковной истории пишет: „епископы (в первенствующей церкви), уклоняясь от произвольного властительства, во всех делах принимали в соучастие пресвитеров (Примечание: Некоторые епископы не писали даже посланий без соучастия пресвитеров)... В каждой церкви епископ с пресвитерами составляли правительственное сословие”... Отделение (истории) первое, век второй, V, состояние иерархии, издание 1817г. стр. 44 и 46. – Митрополит Московский Филарет говорит: „В сочинениях, назначенных к вразумлению заблуждающихся следует с осторожностью говорить, что слова: епископ и пресвитер по апостолу однознаменательны, – Алфавитный указатель, слово: Архиерей, стр. 359. – О соборном управлении в христианской церкви см. статью в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских 1870г. книга IV и статью Н. К. Соколова, написанную по поводу этой статьи; ср. также Сушкова: Каноническое устройство церковного управления. 113  В позднейшее время были архиереи – мучители, например, Иосиф архиепископ Коломенский; – см. у Соловьёва Истории России т. XIII, стр. 149; бывали такие и в наш период. 116  Как составляли архиереи (Холмогорский) свои дворы в позднейшее время, – Описание документов и дел св. Синода т. I, стр. 515–517; Полное собрание постановлений и распоряжений т. II, стр. 56. 117  Cfr послание св. Ионы к боярам и панам Литовской Руси, написанное около 1458 года по случаю поставления папой для Литвы митрополита-униата Григория, в котором митрополит настоятельно приглашает всех князей и бояр и панов русских Литовской Руси твёрдо стоять за православие, – Акты Исторические т. I, у Павлова в Памятниках

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

350 Около 7 тыс. человек. 351 Гермополис — город в северо-западном Египте. 352 Египетский спор между монашеской партией группа Диоскора Гермопольского и епископом Феофилом, объединившимся с антропоморфитами (так называемое дело «Высоких Длинных братьев»), касался поставленного Аполлинариями вопроса о природе Христа. В позиции большинства бестелесность Христа , которую примет в будущем и сам Феофил, выразились идеи александрийской теологической школы, ориентировавшейся на философию Оригена. Взгляды же антропоморфитов были ближе к арианской теологии и к идеям антиохийской теологической традиции. 353 Это столкновение с арианами еще больше усилило напряженные отношения Иоанна Златоуста с еретиками. Его первая речь в качестве константинопольского епископа была направлена против арианства, а во время своей инспекционной поездки в Азию он закрыл все церкви, принадлежавшие четыредесятникам и новацианам см. далее VI. II . Неудивительно, что впоследствии церковные диссиденты будут приветствовать низложение Иоанна. 354 Речь идет об Игнатии Богоносце, антиохийском епископе он был рабом по происхождению , погибшем во время гонений 107—110 гг. при императоре Траяне 97—117 . 355 Епифаний Саламинский Констанцский был известным специалистом по ересям. Его перу принадлежит своеобразная «энциклопедия ересей» — «Панарион» домашняя аптечка . 356 Гераклид происходил из скитских монахов и был учеником монаха Евагрия Coзoмeh.VIII.6 . Позже Феофил, желая дискредитировать Иоанна Златоуста, выдвинет против Гераклида ряд обвинений. См. далее VI. 17. 357 Из этого ясно, что главной проблемой для заговорщиков оставалась позиции константинопольского населения, всецело поддерживавшего своего епископа. 358 Элия Евдоксия была раздражена недипломатичными высказываниями Иоанна Златоуста по поводу ее скупости и любви к роскоши. Это дало возможность Феофилу получить поддержку императорского двора и его разрешение на созыв церковного собора. 359 По свидетельству Созомена VIII.6 , Иоанн низложил тринадцать малоазийских епископов, в том числе Геронтия Никомидийского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

714 Соврем. записка о мученичестве св. Игнатия говорит, что св. Игнатий по кончине явился молящийся за нас. Богоносец скончался в 116 г. (Rqinarti acta Martirum sincera t. 1.). В записке о мучениках сциллитанских, пострадавших в 200 г., читаем: «Христовы мученики скончались в 17 д. июля и ходатайствуют за нас у Господа Иисуса Христа». (Ibid. 1, 191). Св. муч. Максим, пострадавший в 230 г. говорил проконсулу: (благодать Христа сотворила меня целым на вечность, молитвами всех святых». (Ibid. 1, 360). 715 Напр. «императрица Галла Плакидия со своим сыном Плакидом Валентинианом и своею дочерью импер. Юстою Гонорией исполнила обет данный свят. и блаж. апостолу еванг. Иоанну за спасение потопления». 716 Так в литургии, объясняемой св. Кириллом иерус. читаем: «поминаем и прежде почивших, во-первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их предстательством Бог принял молитву нашу». Оглаш. 23. § 9. Сл. Renavdoti Liturg. Orient. 2, 33. Литургию Златоустаго 717 Собор халкидонский (act. 11): «Флавиан живет по смерти,, мученик молится за нас». Вселенский 7 собор в 6 деян. «Если кто не исповедует, что все святые – почтенны пред ним, или не просит молитв их, как имеющих дерзновение ходатайствовать за мир, по церковному преданию: тому анафема» 720 De orat. § 11. «Вспомоществуют тем, которые желают чтить верховного Бога, умилостивляют Его для них, присоединяют к их молитвам свои молитвы, вместе с ними просят». Contra Celsum lib. 18. § 64. Тоже Hom. 1 in Ezech. § 7. Hom. 26 in Numer. § 6.. 724 Orat, in s. Theodorum. Ор. 3, 585. Да снидет на нас сила укрепляющая немощных молитвами (ап. Павла) Того, кто совершенствовал силу твою в немощном теле». Adv. Еипот. lib. 1. § 2. ор. 2, 285. 725 Hom. in 2 ер. ad Corith. р. 687. В слове о св.Игнатии: «как бесценная сокровищница, из которой все черпают, но не истощают, обогащает каждого, кто ни берет из нее: так сей блаж. Игнатий отпускает приходящих к нему с благословениями, с упованием, с твердостию Духа». § 5. 726 Enchirid. § 15. В объяснении на посл. Иоанна (3, 606): Иоанн сказал: аще кто согрешит, ходатая имамы ко отцу. Значит, святые скажет кто-нибудь, не молятся за нас? Значит епископы и предстоятели не молятся о народе?– Но апостол говорит народу: молятся вкупе и о нас ( Кол. 4, 3 ). Апостол молится о народе, народ молится об апостоле – а Глава предстательствует о всех».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Dizionario Patristico e di Antichità Cristiane/diretto de A. di Berardino. Vol. 1–3. Casale Monferrato, 1983–1988 (франц. пер. 1990, исп. 1991–1992, англ. 1992 с библиогр. дополн.). Лучшая краткая энциклопедия по раннему христианству. Ferguson Е . Encyclopedia of Early Christianity. N.Y., 1998 2 . Dictionnaire critique de Théologie/Publié sous la direction de J.-Y. Lacoste. Paris: Presses Univ., 1988. 1298 p. Курсы по истории церкви История Церкви от Рождества Господа Нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам доктором богословия священником Владимиром Геттэ. Пер. с франц. Т. 1. СПб., 1872, 531 с. Робертсон (Джемс Креджи). История христианской церкви от апостольского века до наших дней. Пер. с англ. А.П. Лопухина . Т. 1–2. СПб.: Тузов, 1890–1891. 1083, 1290 с. См. т. 1: От апостольского века до разделения церквей. Указ. во 2-м т. Первый перевод популярной в России книги был осуществлен Ф.Матвеевым (М., 1878). Рец. А.П. Лебедева на этот перевод: ПО 1878, т. 2, 5–6, 342–355; 7, 546–552. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. История Церкви в период до Константина Великого . СПб., 1910 (М.: 1994 р ; 2001 п с дополнениями). Функ Фр. История Христианской Церкви от времен апостольских до наших дней. Рус. пер. со значит, изменениями, дополн. и предисл. проф. П.Гидулянова . М., 1911. 616 с. Дюшен Л. История древней Церкви. Пер. с 5-го франц. изд. под ред. Н.В. Попова и А.П. Орлова. Т. 1. М., 1912. 387 с. Малицкий П.И. История христианской церкви. Вып. 1. Первые три христианских века. Тула, 1909. 192 с. Популярное пособие по программе духовных, семинарий. Дидахэ – 81–82; мужи апост. – 104–110. Мансуров С., свящ. Очерки по истории Церкви. [I-III вв.]. М., 1994. 317 с. (Впервые: БТ 6–7. М., 1971–1972. Посмертное издание, работа над книгой велась до самой смерти автора в 1929 г.). Доступное изложение в особой авторской перспективе. Специальные главы об Игнатии Богоносце (150–181) и Поликарпе Смирнском (182–204), Лионской церкви (219–260, там же о св. Иринее – 241–260) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010