По учению католиков идея папского примата заключается в следующем: «Примат Апостола Петра и его непогрешимость в делах веры, обетованной ему Господом, перешли к его преемнику - Римскому епископу. Апостол Петр и его преемник, Римский епископ, есть по католическому убеждению та скала, на которой построена Церковь». При этом католики ссылаются на слова Иисуса Христа, сказанные ап.Петру в Евангелии: Мф.16,13-19: «Ты - Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»; Лк.22,31-32: «…Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих»; Ин.21,15-17 - троекратное вопрошение о любви и повеление пасти овец (т.е. всю Церковь). Эти места из Евангелия являются главными аргументами идеи примата Римского епископа, но есть и другие причины: — руководящая роль ап. Петра среди апостолов (Деян. 1,15; 2,14; 4,8; 5,3; 5,8; 5,29); — основание ап. Петром Римской кафедры и смерть его в Риме; — ссылка на традицию древней неразделенной Церкви среди пяти патриархов упоминать в богослужении Римского епископа первым, что якобы отражало признание первенствующей его роли. По всем этим пунктам разногласий со Вселенской Церковью можно обратиться к источникам, дающим подробные объяснения, как (стр.38 и далее) и Во многих учебниках сравнительного богословия часто доказывается, что ап. Петр не основывал Римской кафедры, и не дается точного исторического утверждения, что он скончался в Риме. Правда, большинство древних источников все же отмечают роль ап. Петра в основании Римской церкви. Но ап. Петр основал кроме Римской и Иерусалимскую кафедру (был первенствующим среди апостолов в Иерусалиме - см. книгу Деяний), которую позднее возглавил ап. Иаков. Кроме того, по древним свидетельствам ап. Петр был основателем Антиохийской кафедры. Так, Ориген в 6-й беседе на Евангелие от Луки упоминает об Игнатии (Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском) как втором епископе после ап. Петра. Евсевий Кессарийский в своей «Церковной истории» (кн.2, гл.152) указывает, «что ап. Петр, основав сначала церковь в Антиохии, затем предстоятельствовал и церкви в Риме». И даже папа Римский Иннокентий I (401-417 гг.) в письме еп. Александру Антиохийскому называет Антиохийскую церковь «первой кафедрой первого из апостолов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Позднее были другие книги — своего рода дневники-размышления о жизни Церкви, ее истории и о действиях Промысла Божия в современном мире и в жизни современного человека, казалось бы, окончательно покинутого благодатью. Представляется, что наиболее зрелые свои произведения монахиня Игнатия написала в 1970—1980-е годы, и лучшие из них еще ждут публикации. С начала 1980-х годов монахиня Игнатия пробует свои силы в гимнографическом творчестве. Часть созданных ею служб вошла в богослужебный обиход Русской Православной Церкви. Это, прежде всего, службы святителям Игнатию Брянчанинову и патриарху Иову, благоверному князю Димитрию Донскому, преподобным Герману Зосимовскому и Зосиме (Верховскому), службы соборам Белорусских, Смоленских и Казанских святых, Валаамской иконе Божией Матери, а также службы ряду святых, представленных к прославлению. Одновременно она работала над серией статей по православной гимнографии (преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский, Иосиф Песнописец, Феодор Студит, святитель Герман Константинопольский, инокиня Кассия и др.), которые публиковались в «Богословских трудах» и позднее в журнале «Альфа и Омега». Нужно отметить роль «Альфы и Омеги» и лично редактора М.А. Журинской в популяризации творчества монахини Игнатии. Именно на страницах этого журнала появились ее воспоминания о старцах Высоко-Петровского монастыря, о Святейших патриархах Сергии и Алексии I, а также ее книги 1940—1980-х годов. Некоторые из этих произведений затем вышли отдельными изданиями: «Старчество на Руси», «Старчество в годы гонений», «Святитель ИгнатийБогоносец Российский». Монахиня Игнатия стала постоянным автором журнала «Альфа и Омега» — под псевдонимом монахиня Игнатия (Петровская) — и даже написала специально для этого издания ряд новых произведений. В 1990-е годы она снова вернулась к тому, с чего начиналось ее литературное творчество — к свидетельству о подвиге своих духовных наставников — старцев Зосимовой пустыни, новомучеников и исповедников российских. Без преувеличения можно сказать, что именно благодаря ее свидетельству в декабре 2000 года в лике святых был прославлен преподобномученик Игнатий (Лебедев), духовный отец монахини Игнатии.

http://lib.cerkov.ru/authors/436

Ист.: Описание о российских святых. С. 130, 265; МДИР. 1874. Т. 1. С. 143, 197, 202-207, 287-289, 305; 1885. Т. 7. С. 35-40; Благовестник: Газ. Вологда. 2004. 4/5. Лит.: ИРИ. Ч. 5. М., 1815. С. 21; Ч. 6. М., 1815. С. 1022; Крылов Ап. Ист.-стат. обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 47, 45; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 207; Город Пошехонье (Ярославской губ.) и его уезд. Ярославль, 1890. С. 44-45; Титов А. А. Город Любим и упраздненные обители в Любиме и его уезде: (Мат-лы для истории рос. иерархии). М., 1890. С. 60; он же. Вкладные и записные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные монастыри и пустыни в Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 188-189; Прп. Игнатий чудотворец и основанная им Спасо-Ломская пуст., что ныне с. Спасского на Лому церковь//Ярославские ЕВ. 1892. 50. Стб. 785-791; Голубинский. Канонизация святых. С. 325; Сведения о преподобном Игнатии Ломском//ЖСв. Кн. доп. 1-я. С. 583-584; Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 438; Панченко А. М. Иоанн (Гавриил) Неронов//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 72-76; Синицына Е. В. Книжные собрания небольших мон-рей Ярославской епархии до нач. XX в.//СРМ. 2005. Вып. 15. С. 147-157; Щеболева Е. Г., Рудченко В. М., Русакомский И. К., Смирнов Г. К. Архитектура и монументальное искусство Ярославской обл.: Кат. Вып. 1: Пошехонье, Пошехонский р-н. Ярославль; Рыбинск, 2006. С. 235-238. А. А. Романова Иконография Согласно текстам иконописных подлинников последней трети XVII - 30-х гг. XIX в. под 20 дек. (пам. сщмч. Игнатия Богоносца), И. следует изображать: «Надсед, аки Варлаам Хутынский, в схиме» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130), «подобием сед, брада поуже Кирилла Белозерскаго, в клобуке, ризы преподобническия, нецыи пишут без клобука» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 42), «сед, брада Кириллы Белозерскаго, в клобуке» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 100 об.; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 58). Наиболее ранним известным образом И. является икона кон.

http://pravenc.ru/text/293411.html

По сему употреблению Пресвитер, поскольку он в своем приходе был надзирателем за верными, мог называться Епископом. А Епископ, поскольку он наиболее был из старцев, мог называться Пресвитером. В таком смысле эти имена не раз употреблены и в Новом Завете. Так Апостол Павел, идя в последний раз из Греции в Иерусалим, послал из Милета в Ефес, чтобы оттуда пришли к нему Пресвитеры: от Милита послав во Ефес, призвати попы (Пресвитеры) церковныя 41 . Но когда эти Пресвитеры к нему пришли, он назвал их Епископами. Внимайте себе и всему стаду, сказал он им, в немже вас Дух Святый постави Епископы пасти Церковь Господа и Бога 42 . – В послании к Филипписеям, Апостол Павел приветствовал, Божиею благодатию и миром от Бога Отца, всех святых, сущих в Филиппах с Епископы и Диаконы 43 . Здесь под именем Епископов он, явно, разумел Пресвитеров; иначе приветствовал бы и их благодатию и миром, тем более, что он приветствовал низшую степень – Диаконов. Ибо нельзя думать ни того, чтобы в городе Филиппах не было ни одного Пресвитера, ни того, чтобы Апостол не хотел пожелать благодати и мира жившим там Пресвитерам. Но такое употребление имен Епископа и Пресвитера в Апостольское время отнюдь не должно вести к такой мысли, будто в то время не было различия степени епископской от пресвитерской. Имя Епископа и Пресвитера очень рано получило в созданной Господом Церкви свое особенное церковное значение. Еще при св. Священномученике Клименте Римском , непосредственном ученике и преемнике Апостола Петра, и при св. Игнатии Богоносце , непосредственном ученике Иоанна Богослова, эти имена в своем церковном значении уже отнюдь не смешивались. Св. Священномученик Климент в своем послании к Римлянам пишет: «Первосвященнику (Епископу) свое дано служение, а Священникам (Пресвитерам) свое назначено место, и на Левитов (Диаконов) свои возложены служения» 44 . Св. Игнатий Богоносец в своем послании к Смирнянам, ни мало не думая, что кто-нибудь поймет его не точно, пишет: «Вси Епископу последуйте, якоже Христос Иисус Отцу, и Пресвитером, якоже Апостолом: «Диаконов почитайте, яко по заповеди Божией служащих» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Через сорок дней после родов всякая иудейская женщина должна была очиститься принесением жертвы и молитвою священника. А в жертву приносили, согласно закону, ягненка, и лишь убогим разрешалось приносить двух горлиц. И вот, Чистейшая Дева, по неизъяснимому смирению своему, идет очищаться, как будто Она, безгрешно зачавшая, без болезней родившая, нуждалась в очищении. Она не хочет выставлять напоказ Свою чистоту, и несет с Собою жертву убогих, освящая Своею жертвою благословенную бедность. Нам Дающая закон жизни кротко подчиняется игу закона, и Чистейшая становится на месте жен нечистых. Бедна и непышна была обстановка жизни Ее. Но еще больше было смирение Богоматери в отношениях к Богу и к людям. Вот как изображает Матерь Господа святой Игнатии Богоносец: «В гонениях и бедах Она всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может; крепко стоит за веру против врагов оной более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения… Неистощимо Ее терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи». А вот как говорит о Пречистой святой Амвросий Медиоланский : «Она была девою не только по плоти, но и по духу. Сердце Ее было полно смирения; в словах была Она богомудрена, в разговорах не скора; всегда занята чтением; в трудах бодра, в беседе целомудрена, как бы всегда беседовала с Богом, а не с людьми. Она никого не обижала, напротив, желала всем добра, никого не презирала, даже и самого убогого человека; ни над кем не смеялась, но во всем видела только добро». А вот еще свидетельство – святых Епифания и Никифора: «В каждом деле Она была исполнена кроткой важности и постоянна. Говорила очень мало, только о нужном и добром, и слова Ее были сладостны; охотно выслушивала других и отдавала всякому должное почтение. В своих беседах предлагала всякому только нужное и приличное; никогда не смеялась и не приходила в возмущение. Обхождение Ее было кроткое и без гнева…»

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-den-...

Одновременно она работала над серией статей по православной гимнографии (преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский, Иосиф Песнописец, Феодор Студит, святитель Герман Константинопольский, инокиня Кассия и др.), которые публиковались в «Богословских трудах» и позднее в журнале «Альфа и Омега». Нужно отметить роль «Альфы и Омеги» и лично редактора М.А. Журинской в популяризации творчества монахини Игнатии. Именно на страницах этого журнала появились ее воспоминания о старцах Высоко-Петровского монастыря, о Святейших патриархах Сергии и Алексии I, а также ее книги 1940—1980-х годов. Некоторые из этих произведений затем вышли отдельными изданиями: «Старчество на Руси», «Старчество в годы гонений», «Святитель ИгнатийБогоносец Российский». Монахиня Игнатия стала постоянным автором журнала «Альфа и Омега» — под псевдонимом монахиня Игнатия (Петровская) — и даже написала специально для этого издания ряд новых произведений. В 1990-е годы она снова вернулась к тому, с чего начиналось ее литературное творчество — к свидетельству о подвиге своих духовных наставников — старцев Зосимовой пустыни, новомучеников и исповедников российских. Без преувеличения можно сказать, что именно благодаря ее свидетельству в декабре 2000 года в лике святых был прославлен преподобномученик Игнатий (Лебедев), духовный отец монахини Игнатии. Она воистину стала одним из звеньев золотой цепи, которую, по словам Симеона Нового Богослова, составляют «святые, приходящие из рода в род», и «которая не может быть легко разорвана». 24 апреля 2003 года, в Великий четверг, она была пострижена в великую схиму с сохранением имени, но теперь ее небесным покровителем стал недавно прославленный преподобномученик Игнатий — ее духовный отец. Важно и знаменательно для нее было то обстоятельство, что постриг был совершен представителями духовенства храма преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре. Круг ее общения и в последние годы был исключительно широк. В ее дом на Беговой улице приходили и маститые учение, ее коллеги по институту, и совсем юные ученики воскресной школы, где она вопреки немощам и благоразумным увещеваниям считала своим долгом преподавать. Среди тех, кто приходил к ней, уже почти не было ее сверстников — все были младше нее в два, в три, а то и в пять раз, но по свежести восприятия жизни и ясности ума хозяйка ничуть не уступала молодым.

http://e-vestnik.ru/church/pamyati_monah...

12, (1)1485. О его мученичестве знал и Ириней, епископ Лионский, и он упоминает о письмах его, говоря так1486: «Некто из наших, осужденный на [съедение] зверям за свидетельство [веры] в Бога, сказал1487: «Я жито Божие и перемалываюсь зубами зверей, чтобы стать1488 чистым хлебом " ». (2) Также и Поликарп, епископ прихода в Смирне, упоминает об этом в письме к Филиппийцам1489: «Умоляю всех вас, братья, повиноваться1490 и упражняться во всяком терпении, которое вы видели воочию не только в блаженных Игнатии, Руфе и Зосиме1491, но и во многих других из вас и в самом Павле и уверовавших с ним1492, что все они не вотще подвизались, но в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали. Ибо они не нынешний век возлюбили, но вожделели умершего за нас и воскресшего1493 Христа». (3) И чуть ниже1494: «Послания Игнатия, присланные им к нам, и другие, сколько их есть у нас, мы отправили к вам, согласно вашему требованию: они приложены при этом самом послании. Вы получите1495 из них великую пользу, ибо они содержат в себе веру и терпение1496 в Господа нашего». (4) Таково мученичество Игнатия. Преемником антиохийской епискоиии стал после него Герон.1497 (5) Память боголюбезнейшего и доблестного мученика Игнатия в первый день месяца Панем.1498 1368 Согласно характеристике, в LHH VII, по несравненной эрудиции, ясности мысли и трезвости суждений с Д.Ляйтфутом мог соперничать разве что А.Гарнак. По нашему мнению, хотя А.Гарнак был и гораздо плодовитее на ниве церковно-исторических изысканий (Д.Ляйтфут занимался больше библеистикой), по взвешенности суждений Д.Ляйтфут все же превосходил немецкого ученого. Скорее, следовало бы сопоставлять Д.Ляйтфута с В.В. Болотовым , хотя методы анализа у них несколько различались. Одно такое любопытное сопоставление проделал уже сам выдающийся русский церковный историк в ретроспективном анализе своих статей. 1370 Впрочем, в случае с Игнатием Богоносце м русскоязычному читателю не поможет и этот справочник. Первое издание «Полного месяцеслова Востока» вышло еще до появления труда Д.Ляйтфута, но и при переиздании названного труда почти через четверть века архиеп. Сергий не внес каких-либо исправлений в разделы о св. Игнатии. Поэтому в заметке под 20 декабря автор относится к антиохийским актам как к надежному историческому источнику (Сергий 1997, III, 512), а под 29 января пишет о третьем перенесении мощей из Антиохии в Рим (там же, 43). Эти же сведения повторены и в русском переводе «Житий святых» св. Димитрия Ростовского (Кн. 5. М., 1904. 29 января, с. 906, примеч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   Следующим аргументом должен послужить св. Поликарп с его «двойственностью» в отношении к Игнатию. У Поликарпа в двух местах говорится об Игнатии (IX 1 и XIII 2). Если в одном случае св. Поликарп говорит об Игнатии как о мученике, то в другом он просит о нем разъяснений, не зная будто бы о кончине антиохийского епископа. Простое объяснение, что о кончине уже известно, но неизвестны лишь подробности её, о которых Поликарп и требует дополнительных сведений, автором совершенно не приемлется во внимание и о таких авторитетах, как Функ и Лайтфут говорится весьма пренебрежительно. Следуя полету своей фантазии и, по-видимому, увлеченный желанием создать новую и оригинальную ученую гипотезу, Делафос решительно заявляет о существовании двух лиц: Игнатий из послания Поликарпа IX 1 — это некий мученик из Филипп, которого превратили (кто? почему? когда?) в епископа Антиохии и сделали автором посланий (стр. 41—50).    Третья предпосылка автора строится на Филад. 8:1. В этом месте сказано о «не исповедании Иисуса Христа во плоти.» Здесь подразумевается почему-то не Симон Маг, не Менандр, не Саторнил, а обязательно Маркион. Т. к. этот последний появился на исторической арене около 140 г., то (почему: «то»?) послание Поликарпа написано не ранее 150 года. Поликарп по этим расчетам должен был умереть в 166 г. А отсюда еще один скачок фантазии: Игнатий, автор посланий, умер никак не ранее 161 г.    Выводы Делафоса курьезны по своей самоуверенности и необоснованности. Было две редакции изучаемых посланий. Основная — маркионитская. Позднейшая есть не что иное, как «католическая» интерполяция. Длинную же редакцию он называет аполлинариевской интерполяцией. Оставив ее в стороне, т.к. она нас никак не интересует, приведем последний вывод Делафоса. Никакого Игнатия нет. Это только «un compose artificiel, un etre fictif.» На самом деле вместо Игнатия Богоносца или Фεοφροс существовал некий Феофор, епископ в Сирии, апостол монархического епископата. То, что Церковь называет Игнатием есть сложное смешение из этого Феофора и филиппийского мученика Игнатия. Автор так и озаглавливает свое «исследование» — Lettres de Theophore, eveque Marcionite de Syrie (160—180).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  . 3) Касательно мнения преп. Максима Грека , о котором говорится, будто он учил петь аллилуия, произнося по дважды, а не по трижды, дал суд Московский Собор, окончившийся и утвержденный в 1667 году при трех православных Патриархах, следующий: «А яже глаголют на преподобного Максима Грека , яко и он мудрствоваше, дважды глаголати аллилуия... то сложение слова не Максимово есть, токмо лгаша нецыи суемудрии на его имя. Ибо Максим премудр бяше и не мог бе сице творити» 1056 . Впрочем подложность приписываемого преп. Максиму Греку мнения касательно аллилуия ясно видна из того, что в том мнении говорится, будто он учил говорить аллилуия по дважды, а не по трижды, основываясь на том, что так читать и петь предал Церкви св. Священномученик Игнатий Богоносец , наученный такому пению от Ангелов. Но История о св. Игнатии не говорит того, что говорится в означенном мнении. История говорит о св. Игнатии только то, что он слышал, что Ангелы пели аллилуия в славу Св. Троицы, быв разделены на два хора, а посему и сам, в подражание Ангельскому пению, ввел в Антиохийской Церкви пение сей святой песни на два клироса 1057 . Сведения же о том, что будто Ангелы учили св. Игнатия петь аллилуия, произнося сие слово только по-дважды, а не по-трижды, в Истории совершенно нет.   Кроме означенных доказательств, писатель Поморских ответов, в доказательство того, что должно петь аллилуия не по трижды, а по дважды и в третий слава Тебе, Боже, представляет еще то, что будто петь таким образом аллилуия в древности был в св. Церкви всеобдержный обычай, который и содержался до времени новопечатных книг 1058 . В подтверждение своих слов он сперва выставляет пять, называемых им древнейшими, рукописей, по как именно оне древни, и где находятся, не показывает. Посему о сих рукописях ничего сказать нельзя. Далее он представляет грамоту всероссийского Митрополита Фотия во Псков. Но эта ссылка ложная. В Макарьевской Четие Минее говорится противное. Разрешая некоторые вопросы Псковского духовенства, и исправляя разные вкравшиеся там заблуждения, м. Фотий, между прочим, писал: «а еже о аллилуия, слава. Тебе, Боже, сице глаголи: слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и пр. аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже» 1059 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Гильгенфельда, Фреппеля, и др.), партии христиан иудействующих, исключительно приверженных к апостолу Петру, с пренебрежением и явным нерасположением относившихся к апостолу Павлу. Партия эта хотела поставить знаменитого Климента в самую ближайшую непосредственную связь с апостолом Петром, как в учении, так и в преемстве епископского сана. Впоследствии, когда в римской церкви стала образовываться идея о первенстве римского епископа в ряду всех других епископов, это мнение было принято и латинянами, для которых тоже выгодно было поставить знаменитого Климента непосредственным преемником апостола Петра, первого, по их мнению, епископа римского. 35 III. Св. Игнатий антиохийский и его послания 36 А) Биографические сведения о св. Игнатии. О св. Игнатии антиохийском , как и о других деятелях самой первой христианской эпохи, сохранилось до нас очень немного сведений, которые притом отличаются разноречием, неясностью и неопределенностью, не смотря на то высокое уважение, каким пользовался св. Игнатий у своих современников, и на ту благоговейную память, какую оставил он в потомстве. Только о самом последнем годе его жизни существуют довольно подробные известия в записках или «Актах» о его мученичестве, составленных двумя сопровождавшими его из Антиохии в Рим диаконами, которые были свидетелями его мученической кончины. Так, даже о происхождении св. Игнатия нельзя сказать ничего определенного. По мнению одних, он был родом грек, а по мнению других сириянин. Последнее мнение считается в патрологической науке более вероятным, на том основании, что язык его посланий не чисто греческий, и что у сирийцев св. Игнатий известен под именем Игнатия Нуроно, потому что родился будто бы во фригийском городе Норе. Впрочем имя Нуроно объясняют еще и иначе: один ученый сириец (Ассемани) говорит, что Нуроно значит «огненный» и есть только сирский перевод слова «Игнатий». Название «Богоносец» (Θεοφρος), которое св. Игнатий прилагает себе в своих посланиях, по его собственному объяснению в разговоре с императором Траяном, означало человека, «имеющего Христа в своем сердце» (Acta Martyr.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010