Вот как живо и просто излагает Господь самые сокровенные и глубокие истины духовной жизни. Возможно ли после этого не соглашаться с Преданием Церкви, говорящим, что Господь Сам, первый учил тому, что впоследствии стало именоваться свв. Отцами – умным деланием? Вот что пишет в связи с этим еп. Игнатий (Брянчанинов) : «свв. Апостолы, получившие лично от Господа заповедь о непрестанной молитве, передавшие ее веруюшим, сами занимались непрестанною молитвою» (П.с.тв. том III, СПб, 1886 г.). Состояние непрестанного и совершенного богообщения, в котором пребывали христианские святые вех времен, является лучшим свидетельством того, что умное делание всегда жило и плодоносило в лоне Православия. Хотя приходится признать и то, что большинство христиан, к сожалению, пренебрегали и пренебрегают сим богозаповеданным деланием. «Жития святых» говорят по этому поводу: «Внутреннюю молитву знали и в самые древние апостольския времена, но со временем она была забыта почти всеми, кроме немногих подвижников-монахов, главным образом святых гор Афонской и Синайской. Причем наиболее высокие подвижники этой молитвы удостаивались видеть несозданный свет. Этот свет и есть проявление Божества. Его видели Апостолы на горе Фавор, во время Преображения Господня, видели и многие подвижники» («Житие свят. Алексия Моск.» 12 февр., «Жития святых», м. Таисия, т. 1, Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилл, Н.1., США, 1983 г.). При внимательном, умном чтении житийной литературы от взора не укроется, что жития святых, как бы напитаны ароматом умного делания. Упоминания о непрестанной молитве не бросаются прямо в глаза, но они неизменно присутствуют, как некий священный нимб освящяющий то или иное жизнеописание. Приведем несколько примеров из житий тех святых, которые хотя и были разделены во времени и пространстве, но были едины в святом делании непрестанной умно-сердечной молитвы. Так об ученике святого апостола Иоанна – священномученике Игнатии Богоносце , сообщается, что его «название – «Богоносец», которое придавали святому другие и сам он употреблял о себе в посланиях, по его собственному объяснению, означало человека, «Имеющого Христа в сердце», он носил Бога в сердце своем и устах» (12 декабря, «Жития святых» Москва, 1903 г.)- Это богоношение ничто иное, как непрестанное моление.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogoob...

Климент Римский, сщмч. Поликарп Смирнский, автор «Послания Варнавы», автор «Пастыря Ермы», и некоторые другие церковные писатели. О самом св. Игнатии нам известно немного. Согласно благочестивой легенде, он был тем ребенком, которого Христос, взяв на руки, поставил среди учеников и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:2-3). Однако хронологически это вряд ли возможно. Скорее всего, св. Игнатий назван Богоносцем, так как он носил в себе образ Бога. Он сам называет всех христиан Богоносцами, Христоносцами, и его послания начинаются словами: «Игнатий, также называемый Богоносцем...». Судя по его греческому языку, он был сирийцем. В царствование Траяна (98-117 гг.) он за веру во Христа был приговорен к смертной казни. Его послали под стражей из Сирии в Рим, где он был на арене цирка отдан на растерзание диким зверям. Находясь в пути, он написал пять посланий к общинам тех церквей, через которые он проезжал, одно - римской общине и одно - своему другу св. Поликарпу Смирнскому, который и собрал эти письма и издал их. Писания св. Игнатия - драгоценный источник сведений о раннехристианском периоде, о котором нам известно очень мало. Для обозначения христианских общин св. Игнатий использовал слово παροικα. Слово это означает вторичное или временное пребывание (пребывание на глубине). То есть, например, заглавие послания к римлянам буквально переводится так: «Церкви Божией, временно пребывающей в Риме». Впоследствии от этого слова произошел технический термин - παροικα - приход, обозначающий Церковь Божию, временно пребывающую в том или ином географическом месте, но всегда являющуюся той же самой. Для обозначения Церкви св. Игнатий пользуется еще и более ранним техническим термином, употреблявшимся в предшествовавшей ему христианской литературе («Деяния Апостольские», «Послание св. Климента Римского к Коринфянам») - επι το αυτο (эпи то авто). Термин этот прежде всего означает Церковь как сакраментальное, евхаристическое собрание.

http://sedmitza.ru/lib/text/434658/

Пришло время, и исполнилось то, чего желала, о чем молилась его святая душа. Об этом обстоятельстве жизни св. Игнатия довольно подробные сведения сохранились в записках об его мученичестве, написанных очевидцами .    Император Траян одержал блестящие победы над скифами, даками и другими народами. Упоенный своим воинским счастьем, он решился поразить христианство, распространение которого беспокоило его, и дал повеление, чтобы христиане приносили жертвы богам вместе с язычниками, угрожая нарушителям его смертью. Это было в 9 год его царствования (106 г. по Р. X.). Между тем, отправившись с своими войсками в поход против армян и пароян, Траян (107) прибыл в Антиохию, куда достигло и его повеление против христиан. Тогда-то Игнатий «доблественный воин Христов», заботясь о Церкви антиохийской, добровольно явился к императору, чтобы, если возможно, отклонить его от гонения на христиан, или умереть мучеником за имя Христово. Траян встретил его словами: – кто ты, злой демон, что стараешься нарушать наши законы, да и других убеждаешь к тому же, чтоб они погибли несчастно. «Никто, возразил Игнатий, Богоносца не называет злым демоном: злые духи бежат от рабов Божиих: если же ты называешь меня злым для этих демонов, потому что я неприязнен им, я согласен». – А кто такой Богоносец, спросил Траян. «Тот, кто имеет Христа в сердце своем», отвечал Игнатий. – Разве мы, думаешь ты, не имеем в душе богов, которые помогают нам против врагов? сказал Траян. «Ты по заблуждению величаешь языческих демонов богами: един есть Бог, сотворивший небо и землю и море и все, чтó в них, и един Христос Иисус, Единородный Сын Божий, в царство Которого я желал быть принятым». Траян спросил: – ты говоришь о том, что распят при Понтии Пилате. «Да, о Том, отвечал Игнатий, – Который распял на кресте мой грех вместе с виновником его, и всю демонскую лесть, всю злобу осудил и поверг к ногам тех, которые носят Его в своем сердце». – Итак, ты носишь в сердце Распятого? сказал Траян. «Так точно, ибо написано: вселюся в них и похожду» – были слова Игнатия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сегодня мы поговорим с вами об Игнатии Богоносце, чья жизнь – это гимн верности, мужеству и стойкости. О его жизни известно немногое, но ключевые сведения сохранены. Родился он, по-видимому, в Антиохии, так как на это указывает его ломанный греческий язык, характерный для тех мест. При рождении он получил языческое римское имя Игнатий, которое с латинского языка переводится как «Ignis» – «огонь», но в полном произношении («Egnotius» – как «не родившийся»). Что же это за такое странное имя, спросите вы? Не удивляйтесь. В те времена, люди были весьма суеверны, как, впрочем, и сейчас, и потому чтобы уберечь новорожденного малыша от злых духов, давали ему несуществующее имя. В имени заключалась вся сила воздействия. А как можно воздействовать на того, кто по имени не родился? Все это только подтверждает мнение ученых историков о том, что Игнатий родился в языческой семье, причем довольно знатной, раз они были осведомлены о практике обмана злых духов. А теперь обратимся к его прозвищу: «Богоносец». Преподобный Симеон Метафраст связывает его с тем, что он был тем самым мальчиком, которого Господь брал на руки: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 1 – 2). Но как утверждает патролог А. И. Сидоров, это безусловно красивая, но всего лишь благочестивая легенда. Ведь даже сам святитель Иоанн Златоуст говорил: «Святой Игнатий не видел Господа во плоти». Но ведь прозвище Игнатий носил, значит должно быть иное объяснение. О нем мы обязательно поговорим позже. А пока мы видим, что с приходом апостолов в Антиохию, количество верующих стало расти в геометрической прогрессии. Одним из первых обратился в христианство и Игнатий. Блаженный Иероним причислял его к слушателям и ученикам апостола Иоанна Богослова. Так, получивший прекрасное христианское научение он скоро становится незаменимой частью Сирийской церкви. И потому после кончины первого епископа Антиохийского Еводия становится его преемником. Игнатий пользовался колоссальным авторитетом у народа и обладал поистине великим даром красноречия. Люди часами отстаивали службы, лишь бы послушать потом проповеди святителя Игнатия. Это был действительно человек Божий. Историк Сократ рассказывал о нем, что тот видел ангельские хоры во время своего богослужения, которые воспевали Святую Троицу в антифонах, и поэтому впервые ввел в Антиохии антифонное (попеременное, двумя стоящими друг напротив друга хорами) пение. Также он первый использовал в своих письмах такое привычное нам слово «приход» («παροικεω», в переводе с греческого языка «временное пребывание на чужбине»), под которым понимал отдаленные участки своей епархии, в которых его епископскую волю исполняли священники – настоятели прихода.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/02/sl...

Соч. по церк. тематике: Прп. Косьма Маиумский и его каноны: Духовные размышления//БТ. 1981. Сб. 22. С. 116-138; Прп. Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографич. творчестве//Там же. 1982. Сб. 23. С. 59-93; Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии//Там же. 1983. Сб. 24. С. 320-336; Гимнографическое творчество прп. Андрея Критского//Там же. 1984. Сб. 25. С. 260-275; Труды рус. песнотворцев в Киевский период//Там же. 1987. Сб. 28. С. 230-245; Высоко-Петровский мон-рь в 20-30-х гг.//АиО. 1996. 1(8). С. 114-135; Слово о старчестве//Там же. 2/3(9/10). С. 165-208; Опыт литург. богословия в трудах рус. песнотворцев//Там же. 1997. 2(13). С. 280-316; 3(14). С. 351-365; Литургическое наследие прп. Иосифа Песнописца//Там же. 1998. 2(16). С. 292-329; Старчество на Руси//Там же. 3(17). С. 118-151; 4(18). С. 147-177 (переизд.: М., 1999); Монашество последних времен: Жизнеописание схиархим. Игнатия (Лебедева): По восп. мон. Игнатии. М., 1998; Песнотворчество прп. Феодора Студита в Триоди Постной//АиО. 1999. 1(19). С. 257-283; Свт. Герман, патриарх К-польский, как церковный гимнограф//Там же. 2(20). С. 280-299; Патриарх Сергий и Высоко-Петровский мон-рь//Там же. 3(21). С. 181-185; Жизнь и творения прп. Феофана Начертанного//Там же. 3(21). С. 324-339; О Святейшем Патриархе Алексии I//АиО. 2000. 1(23). С. 128-146; Место Великого канона прп. Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви//Там же. С. 298-319; 2(24). С. 289-310; Свт. Игнатий - Богоносец Российский//Там же. 3(25). С. 279-297; 4(26). С. 225-244; Старчество в годы гонений: Прмч. Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001; Путемерие антифонов//АиО. 2002. 1(31). С. 203-214; Божественная Литургия//Там же. 2(32). С. 259-273; Круг богородичный//Там же. 2004. 1(39). С. 319-344; 2(40). С. 346-361; Русское песнотворчество в честь Богоматери//Там же. 2004. 3(41). С. 297-311; 2005. 1(42). С. 315-330; Об отце Александре Ветелеве//Там же. 2005. 2(43). С. 248-254; О создании службы всем русским святым//Там же. 3(44). С. 265-285; Церковные песнотворцы. М., 2005; Пути творчества: Служение слову//АиО. 2006. 3(47). С. 324-336; Пути творчества: Наука//Там же. 2007. 1(48). С. 300-312; Мой ХХ век//Там же. 2008. 1(51). С. 233-246.

http://pravenc.ru/text/293507.html

Затем остается мне просить у читателей снисхождения к моему скудоумию и молитв об убогой душе моей». Группа Вконтакте Facebook группа Аскетические опыты, том 1 Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя. В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных. Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том I Издательство «Паломникъ» благодарит игумена Андроника (Трубачева), игумена Василия (Донец) и А. М. Любомудрова за разыскания и подготовку материалов для настоящего издания Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя. В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных. Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Есть изыскание боговдохновенных мужей о священномученике Игнатии Богоносце : почему он называется Богоносцем? Говорят, вот почему: когда Господь, ходя по земле и уча людей, говорит: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» ( Мк. 10:14 ), – тогда в народе случайно были родители Игнатия вместе с отроком Игнатием, который уже начинал ходить. Господь, призвав к Себе от них отрока Игнатия, поставил его посередине и, взяв на руки и обняв его, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18:3 ). Потому-то и был святой Игнатий назван потом Богоносцем, что был носим руками Бога воплощенного, а еще не меньше и потому был назван Богоносцем, что носил Бога в сердце своем. Когда он мучителями был брошен на съедение зверям за Христа, то был спрошен ими, почему он всегда на устах имеет Христово имя? Святой на это ответил: «Я имею Его имя написанным в сердце, ибо устами исповедую Того, Кого всегда ношу в сердце». После, когда святой был съеден зверями, то по Божию изволению среди костей его сердце сохранилось целым, не съеденным зверями. Неверные, найдя его и вспомнив слова святого, разрезали это сердце посередине надвое, желая узнать, правду ли он говорил, и нашли, что внутри на обеих сторонах разрезанного сердца золотыми буквами было написано: «Иисус Христос». Таким образом, святой Игнатий и по имени, и самим делом оказался Богоносцем, поскольку Христа Бога носил в сердце своем. Мы же, возвращаясь к беседе, скажем про себя: вот где любит насаждаться мысленная Лоза, Христос, – в сердцах Своих верных рабов, истинно любящих Его. Посмотрим же в свое сердце каждый, найдем ли в нем Христа? О сердце христианское, сердце строптивое, развращенное, ожесточенное и окаменелое! Есть ли в тебе Бог, носишь ли в себе Бога? Насаждается ли в тебе истинная виноградная лоза – Христос? Не больше ли ты рождаешь непотребное, смрадное и вредное зелье злых помышлений, о которых говорит Сам Господь: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи» ( Мф. 15:19 )? Был бы безумцем тот, кто в своем малом саду, из которого он имеет все свое пропитание, вместо каких-либо необходимых для пропитания плодов насаждал бы крапиву или терние, и такими бесполезными растениями портил бы полезную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

" Больше всего сложностей возникает с доставкой сюда стройматериалов, - говорит Андрей. - На машине почти никогда не проехать, поэтому в Монастырском приходится все перегружать на трактор, а это потеря времени и сил. Есть, конечно, и финансовые проблемы, как наверное у всех сегодня. Однако добрые люди понимают, что восстановление храма дело святое, и помогают, кто чем может " . (По материалам газеты «Вятский наблюдатель» 32 за август 2000 года). Казанско-Богородицкая церковь каменная, построена в 1845 году расстоянием от г. Вятки в 40 верст, от уездного города в 55 верстах, от благочиния в 18 верстах. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 17 десятин 532 сажени, сенокосной 17 десятин 1268 сажень, неудобной 3 десятины 2140 сажень. Братский денежный доход по общей кружке: священника 393 руб. 96 коп., диакона 262 руб. 64 коп., псаломщика 131 руб. 32 коп.; по частной кружке: священника 103 руб. 41 коп., диакона 68 руб. 94 коп., псаломщика 34 руб. 47 коп. Руги на весь причт собирается до 100 пуд. ржи и 60 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2677 муж. пола, 2918 жен. пола, приход состоит из 45 селений расстоянием до 11 верст. Село расположено на возвышенном месте; реки нет, местность лесная. В селе одноклассная церковно-приходская и одноклассная земская школы; в приходе два земских училища: Больше-Шурское в 9 верстах и Мало-Димовское в 8 верстах. Главное занятие прихожан - земледелие и отхожий промысел. Из церковных древних предметов в церкви имеются: два напрестольных евангелия 1697 г. и 1779 г., серебряный крест 1731 г., икона Преображения Господня 1799 г., библия 1797 г., евангелие 1789 г., толковое евангелие 1681 г., толкование на псалтирь в трех книгах 1791 г., поучение отцов церкви 1776 г., поучение Св. Иоанна Златоуста 1792 г., свидетельство об Игнатии Богоносце 1784 г., четь-минеи в 4 книгах 1789 г., поучение Кирилла, арх. Иерусалимского 1772 г., Жезл Правления 1793 г., указ Императрицы Екатерины 1775 г., обязанности священника 1777 г., краткие поучения о главных спасительных догматах веры 1785 г.

http://sobory.ru/article/?object=08896

В 1928 году, от руки своего духовного отца Игнатия, Валентина приняла тайный постриг в рясофор с именем Варсонофия — в честь святителя Варсонофия Казанского. В начале 1939 года инокиня Варсонофия приняла постриг в мантию, которую совершил архмандрит Зосима (Нилов). Имя в мантии ей было дано в память о её старце — в честь священномученика Игнатия Богоносца. По благословению духовного отца мать Игнатия продолжала работать по специальности, воспринимая научно-исследовательскую деятельность как послушание, подобное монастырскому. С середины 1940-х годов её научная деятельность дополнялась литературным трудом духовного содержания. В 1945 году появилась первая её книга — жизнеописание духовного отца схиархимандрита Игнатия (Лебедева). В 1952 году она написала книгу о созданной им монашеской общине. Позднее были написаны и другие книги, в которых мать Игнатия размышляла о жизни Церкви, её истории, о действиях Промысла Божия в современном мире и в жизни современного человека. Среди них воспоминания о старцах Высоко-Петровского монастыря, о Святейших патриархах Сергии и Алексии I. Монахиня Игнатия тесно сотрудничала с журналом «Альфа и Омега», публикуясь под псевдонимом монахиня Игнатия (Петровская). Некоторые из её трудов также были опубликованы в «Богословских трудах». Гимнография С начала 1980-х годов монахиня Игнатия занималась гимнографическим творчеством. Часть созданных ею Служб вошли в богослужебный обиход Русской Православной Церкви. Среди них службы: Публикации Монахине Игнатии принадлежит цикл статей, посвящённых исследованию литургического предания Православной церкви, в частности православной гимнографии: 24 апреля 2003 года в Великий Четверг в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря монахиня Игнатия была пострижена в великую схиму с сохранением имени, но теперь её небесным покровителем стал новопрославленный преподобномученик Игнатий (Лебедев) — её духовный отец. Умерла схимонахиня Игнатия 29 августа 2004 года на 102-м году жизни, из которых 76 лет прожила в монашестве. Отпевание состоялось 31 августа в храме Пимена Великого в Новых Воротниках. Погребена схимонахиня Игнатия на Ваганьковском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Священномученик Игнатий объясняет свою позицию: «Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это… Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно». Священномученик Игнатий Богоносец Итак, богослов оппонирует возникающему новшеству — в городе проходят разные литургические собрания (в том числе в разные дни, не только в воскресные) для разных групп христиан, и признает действительной только ту Евхаристию, которую совершает епископ или, в крайнем случае, пресвитер по его непосредственному поручению — да и то лишь тогда, когда сам епископ по каким-то причинам ее не совершает. Литургия, считает святой, должна совершаться для всей Церкви, а не для какой-то отдельной группы. Потому что собрание епископа с народом — это и есть Церковь, та самая, которую мы исповедуем в Символ Веры. Такая Литургия — это продолжение Тайной Вечери, где образом Христа является совершающий ее епископ. Несколько евхаристических собраний в одном городе при Игнатии — это вынужденная мера, связанная с увеличением численности общины, опасностями, связанными с гонениями на веру, и другими внешними факторами. В наше время ситуация не меняется: в одном городе (тем более, области) невозможно собрать всех верующих на одно богослужение, ситуации не помогает даже разделение на викариатства — людей все равно очень много. И единую городскую общину приходится разделять на маленькие, приходские. Идеал же был и остается прежним — собрание всех вместе с епископом во главе, потому что: «Епископ может быть только с народом, и народ может быть только с епископом, а их собрание есть кафолическая Церковь». Евхаристическое собрание (которое есть Церковь) возглавляет епископ — как Христос возглавлял Тайную Вечерю, и как Христос, он может возглавлять только всю Церковь, ибо Христос установил Евхаристию и Сам служил всей Церкви. Поэтому Евхаристическое собрание в Церкви должно быть одно, а кто не участвует в нем вместе со своим епископом — по сути, не является членом Церкви.

http://pravmir.ru/dazhe-v-graniczah-prih...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010