Златоуст, – были органы, коими возносились пения. Ныне же, вместо органов, прилично употреблять тело. Ибо надобно петь не языком только, но и глазами, и руками, и ногами, и слухом. Когда каждый член тела делает то, что служит ко славе Божией, например глаз не смотрит бесстыдно, руки простираются не для хищения, а для подаяния милостыни, слух приготовлен к слышанию Псалмов и духовных песней, ноги текут в Церковь , сердце не коварствует, но дышет любовью: тогда у меня члены тела бывают псалтирию и гуслями; поют песнь новую, не словами, но делами» 149 . Примеч . В правилах Вселенской Церкви нигде нет даже ни малейшего намека на употребление музыки при Богослужении; между тем как о церковном пении упоминается там неоднократно 150 . В VII уже веке появились органы при Богослужении Западных Христиан. Начало сего чуждого православию обычая приписывают Виталиану, Папе Римскому, около 657–го года 151 . Но как и в XIII веке употребление органов не везде было на Западе 152 ; то на этом основании некоторые заключают, что Богослужебного употребления органов на Западе не было до XII века 153 . Антифоны и прочие напевы Образ пения Православная Церковь с древних времен употребляет различный. Один из древнейших родов пения, доселе ей сохраняемый, состоит в пении на два лика, или хора, попеременно; от чего произошли антифоны (ντφωνος), т. е. пение, попеременно совершаемое на двух клиросах. Употребление Антифонов было еще в Ветхом Завете (Псалмы 119–133). В Христианстве они вошли в употребление первоначально в Антиохии в I веке, при ее Епископе – св. Игнатии Богоносце , который установил пение их, по подобию славословия Серафимов, виденных Исаией ( Ис.6:3 ) 154 . О пении Антифонов с похвалой упоминает св. Василий Великий . Он говорит о иноках: «прекратив молитвы, они переходят к псалмопению, и тут, разделившись на две стороны, одни другим отвечают в пении, укрепляя тем размышление о словах Писания и вместе возбуждая постоянное внимание в сердцах своих» 155 . Таким образом пение Антифонов, по словам Василия Великого , служит к возбуждению внимания и размышления в предстоящих при Богослужении. Другой род пения, с древних также времен сохранившийся в Православной Церкви, особенно в монастырях, состоит в пении, предваряемом голосом одного предвозглашающего слова, поемые ликом. Такое пение было еще в Ветхом Завете ( Исх.15:21 ). Об употреблении его в Христианской Церкви свидетельствуют св. Василий Великий и св. Златоуст. Василий Великий говорит: «после псалмопения позволив одному начинать стих, прочие подпевают» 156 . Св. Златоуст пишет: «в Церкви всегда должен быть слышим один голос; поскольку она есть одно тело. Посему и чтец один читает; певец один поет, хотя все за ним повторяют, как будто голос выходить из одних уст» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Игнатий носил наименование Богоносца – Θεοφρος – что указывало на жизнь его в Боге и совершенную любовь к Нему. В мученических актах IV–V вв. сам Игнатий объясняет это наименование в беседе с императором Траяном в том смысле, что он «имеет Христа в своём сердце». (На основании этих слов в средние века образовалась легенда, будто у Игнатия, когда сердце его было разрезано, на каждой стороне золотыми буквами было написано имя Христа). В другом весьма позднем сказании Симеона Метафраста X в. это именование, переиначенное во Θεοφρος (богоносный), послужило поводом к преданию, будто Игнатий и был тем дитятей, которое Господь, взяв на руки, ставил ученикам, спорившим о первенстве, в пример смирения. Сказанию этому противоречит свидетельство Златоуста, который в своём похвальном слове Игнатию, говорит, что он не видел Христа во плоти. Некоторые учёные (Гарнак и др.) сомневаются даже в том, был ли Игнатий вообще учеником Апостолов. Но это вряд ли справедливо. Правда, церковное предание по данному вопросу позднего происхождения (V–VII вв.) и при том [имеет разногласия:] одни (блж. Иероним) считают его учеником ап. Иоанна и соучеником св. Поликарпа, другие (папа Григорий Великий – учеником ап. Петра, третьи («Апостольские Постановления») – ап. Павла. Нельзя отрицать также и того, что Игнатий не был соучеником Поликарпа, ибо сам в письме к нему показывает, что до встречи с ним в Смирне он раньше не видел его. Но всё же ранняя дата жизни Игнатия заставляет предполагать, что в юности он мог слышать проповедь Апостолов Павла и Петра в Антиохии. Справедливо поэтому свт. Златоуст называет его «общником Апостолов и в речах и в том, что неизреченно». Из епископской деятельности Игнатия предание, сохранённое у [церковного историка] Сократа, сообщает об одном факте, именно, что Игнатий после бывшего ему видения ликов Ангелов по образу их ввёл в своей Церкви антифонное пение. Фаррар считает это выводом из слов Игнатия, что он может разуметь и небесное. Более подробные сведения сообщаются об Игнатии в позднейших мученических актах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Как замечательно сказал святой Иоанн Златоуст: «Он с такой легкостью сложил с себя тело, с какой иной снял бы с себя одежду». А примерно через месяц состоялось торжественное перенесение мощей епископа в Антиохию, что, по словам Иоанна Златоуста, «увеличило пользу для церкви от его путешествия в Рим». Вот как описывает Иоанн Златоуст это событие : «Как храброго атлета, победившего всех своих противников и с блестящей славой вышедшего с места борьбы, зрители тотчас принимают и не дают ему даже ступить на землю, но несут его домой на руках своих, осыпая бесчисленными похвалами, — так точно и этого святого, начиная от Рима, преемственно принимали тогда и несли на раменах своих до здешнего города, восхваляя увенчанного победителя»... И это было как раз то единственное, что завещал сделать для него святой епископ в Послании к Римлянам, — не забывать его в молитвах. «Не делайте для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте любовью хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе, что Бог удостоил епископа Сирии призвать с востока на запад. Прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтобы в Нем мне воссиять...» Уже в апостольские времена существовал обычай в церквях вслух зачитывать послания и наставления апостолов. Эти письма, написанные учениками Христа или даже хотя бы содержащие их подпись, верующие хранили как святыню, переписывали, передавали в другие общины. Вскоре к ним стали прибавляться и свидетельства о мучениках, пострадавших за веру. Сохранилось Послание Поликарпа Смирнского к Филиппийцам, в котором он просил сообщить ему все, что им известно об Игнатии Богоносце: «Послания Инатия, присланные им к нам, и другие, сколько их есть у нас, мы отправили к вам, согласно вашему требованию... Вы можете получить из них великую пользу. Ибо они содержат в себе веру, терпение и всякое назидание в Господе нашем. Что вы узнаете верного о самом Игнатии и его спутниках — сообщите нам», — писал он христианам в Филиппах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Краткие сведения о св. Игнатии и его посланиях (свящ. М. М. Зефирова). Св. Игнатия послание к Ефесянам (пер. А. И. Беневоленского и А. П. Владимирского). 2) Бл. Феофилакта, арх. Болгарского на св. евангелие от Матфея: черты из жизни бл. Феофилакта архиепископа Болгарского (бакалавра иеромонаха Вениамина) и толкование на евангелие от Матфея (пер. иером. Григория Полетаева). 3) Три послания Игнатия митрополита Тобольского (послание первое и второе с предисловием И. Я. Порфирьева ). 4) День св. жизни, или ответ на вопрос, как мне жить свято (преосв. Григория). Не были помещены следующие статьи: Св. ап. Павел в своих посланиях и перевод из «Панария», но зато помещено было одно из посланий св. Игнатия Богоносца , на что преосвященный Григорий не надеялся. В следующих книжках шло, главным образом, продолжение статей, помещенных в первой, но прибавлялись и другие, в коих все более и более выяснялось противораскольническое направление журнала. Так, во второй книге кроме продолжения старых статей помещено было «Нечто о слове истинного в 8-м члене символа веры » – преосв. Григория и «О книгах, на которых отступники православия основывают свои неправильные мысли». С третьей книги началось печатание Просветителя преп. Иосифа Волоцкого . В следующем году характер журнала оставался тот же самый. В нем кроме других статей продолжалось печатание «Благовестника» и «Просветителя». Преосв. Григорий продолжал в нем сотрудничать и вместе с тем весьма деятельно и целесообразно заботился о материальном его обеспечении. Его рекомендация была лучшею поддержкою журнала. Многие епархиальные начальства деятельно заботились о распространении «Православного Собеседника», благодаря именно рекомендации преосвящ. Григория. Кроме того, ему принадлежит мысль об основании при редакции фондового капитала для обеспечения существования журнала на будущее время. В декабре 1853 года им предписано было: деньги, следовавшие ему в гонорар за статьи, в количестве 63р. 75 коп., оставить в редакции и, согласно предположению редакции, «положить их в основание фондового капитала» (резол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Критическое издание древнего текста отличается тем, что в нем используется не одна рукопись (как это делалось мавринианами и аббатом Минем), а по возможности все рукописи, содержащие данный памятник, т.е. устанавливается наиболее надежный текст, близкий к авторскому оригиналу. Глава 1.Мужи апостольские. Свв. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский Мужами апостольскими обычно называют свв. Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского и нескольких других, которые по преданию научились вере Христовой от апостолов и были их непосредственными преемниками.О св. Игнатии Антиохийском (известном также под прозванием Богоносец) мы знаем из " Церковной истории " Евсевия Кесарийского (IV век). Игнатий был вторым епископом антиохийским (после Еводия) и скончался мученической смертью во время правления императора Траяна. Согласно Евсевию, он был послан в Рим и отдан на растерзание диким зверям в цирке. По дороге в столицу Игнатий написал ряд посланий, в которых ободрял и утешал малоазиатские христианские общины. До нас дошло семь посланий: Римлянам, Эфесянам, Магнезийцам, Траллийцам, Филадельфийцам, Смирнянам и частное письмо Поликарпу Смирнскому, который собрал эти письма и издал их. Письма св. Игнатия представляют собой драгоценный источник сведений о раннехристианском периоде, о котором нам известно очень мало.Существует благочестивая легенда, что ребенок, которого Христос поставил посреди своих учеников, сказав: " ...если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " (Мф. 18:2-3), был маленький Игнатий, однако хронологически это вряд ли возможно. Также и св. Иоанн Златоуст свидетельствует, что св. Игнатий не видел Господа во плоти.Интересно, что в письмах Игнатия для обозначения христианской общины употребляется глагол парэкео, откуда происходит слово парэкия, означающее " вторичное " или " временное пребывание " . Так, по гречески заглавие Послания к Римлянам буквально означает " К церкви Божией, (временно) пребывающей в Риме " . Впоследствии слово парэкия стало техническим термином, обозначающим " приход " , т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1433...

На послание митрополита Фотия ссылались и псковичи во время споров об аллилуии с преподобным Евфросином, говоря ему: «Кир митрополитъ московского и всея русеи своею печатлвъ, присла грамоту, яж и до ныне лежитъ во Святй Троиц. В ней же написано сице аллилуйя, аллилуиа, слава теб Боже; аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава те(б) Боже; аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава теб Боже» (у Озерского часть 2, с.171 [исправлено по данном источнику – прим. эл. ред.]) 285 . А что Фотий писал в Псков действительно о тройственном аллилуиа, а не о сугубом, как впоследствии, именно в XVII веке, ревнители сугубой аллилуии изменили написанное в его послании (см. у Озерского часть 2, с.174), это подтверждается не только указанным древнейшим списком его послания, но и старописьменной триодью, хранящейся в Синодальной библиотеке под (у Озерского часть 2, с.173). Здесь, на обороте 335 листа, есть греческие подписи, свидетельствующие о принадлежности этой триоди митрополит Фотию, где написано по-гречески: докса си о еосъ» (слава теб Боже). Итак, в начале XV века в Русской церкви произносилось тройственное Ясно, что старообрядцы ложно обвиняют православную церковь в ереси за троение тем более что и в печатных богослужебных книгах, при патриархах Иове, Филарете, Иоасафе, и даже в следованной псалтири, изданной при патриархе Иосифе в 1649 году, ни разу не встречается наставление о сугубом а везде напечатано: слава теб Боже», а иногда и без прибавления «слава теб Боже». III) Слово Максима Грека В защиту сугубого аллилуиа старообрядцы ссылаются ещё на «Слово», приписываемое Максиму Греку , где он учит аллилуиа сугубить, а не троить, основываясь на том, что так читать и петь предал церкви священномученик Игнатий Богоносец , наученный от ангелов. Но в житии святого Игнатия Богоносца (Четьи-Минеи, 20 декабря) ничего не говорится о пении сугубого или тройственной аллилуиа, на которого указывается в «Слове» Максима Грека . История о святом Игнатии говорит лишь следующее: он слышал, что ангелы пели «аллилуиа» во славу Святой Троицы, быв разделены на два хора, а посему и сам он в подражание ангельскому пению ввёл в Антиохийской церкви пение святой песни на два клироса.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

На этих духовных торжествах Св. Златоуст всегда выступал с словом проповеди . И эти похвальные беседы – их много: напр. о Св. Игнатии Богоносце , о Св. Вавиле священномученике, святителе Милелие, Св. Романе, св. св. мучен. Домнике и ее дочерях, Домнике и Просдоке и т. п. – и служат для нас источником исторических сведений о высоком подъеме религиозного чувства в Антиохийском обществе. Но как люди способны из всякого блага сделать зло, так что святое дело бывает поводом ко греху, то Св. Златоуст не оставляет без внимания и этой печальной возможности. Торжества в дни таких праздников совершались за городом под открытым небом и сопровождались иногда шумными пиршествами. И вот проповедник старается самые эти обеды сделать назидательными, не идя резко против утвердившегося обычая. «Ты желал бы здесь насладиться и чувственною трапезою? Что же? И здесь при гробе мученика, по окончании богослужения можешь доставить себе это наслаждение и отдохновение, сидя под смоковницею или виноградом и предотвратить упреки совести: ибо мученик здесь недалек от тебя и, назирая тебя вблизи, невидимо предстоит при самой трапезе и не позволит наслаждению перейти в грех» 157 . Но внешние проявления религиозного чувства весьма различны от того внутреннего религиозного содержания, каким живет сам человек дома, в своей семье, чем он руководится в своих воззрениях на взаимные отношения к ближнему? Вот эта сторона религиозного состояния Антиохийского общества за время Златоуста и представляет для нас и прямой интерес и главную цель нашего исследования. Св. Иоанн вводит нас в эту сокровенную тайницу души Антиохийского христианства. «Одна из любимых мыслей», замечает наш биограф Златоуста (Малышевский), «которую не раз повторяет Златоуст в своих беседах в похвалу святых, состоит в том, что святость познается не столько из чудес и знамений, сколько из жизни святых, из дел веры, любви и святости, украшавших их жизнь» 158 . Истинно-религиозный христианин тот, несомненно, кто свои мысли и чувства, и все поведение, всю жизнь и деятельность располагает по руководству истинного учения святой веры и под благодатным влиянием любви Христовой, высшая степень которой – искренно, самоотверженно – полагать душу свою за други своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Название это происходит от αντ и φονω и означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора. Происхождение этого способа пения древне-греческое; оно было известным в древней драме и оттуда перешло и к церковному обиходу. О религиозном использовании этого метода петь впервые мы знаем от Филона, который описывает в своем сочинении «О созерцательной жизни» быт древних «ферапевтов». После своих вечерен они соединялись для пения, и это пение происходило антифонно, то есть по окончании гимна или стиха одним хором, ему отвечал другой. В христианской истории первое свидетельство об антифонном пении находим в известном письме Плиния, наместника в Вифинии, к императору Траяну. В известные дни христиане до восхода солнца пели в честь Христа свои песни попеременно, то есть антифонным способом. Церковный историк Сократ повествует о св. Игнатии Богоносце, антиохийском епископе, который имел видение ангельских чинов, поющих в честь Святой Троицы антифонные гимны, и ввел таковое пение в своей церкви. По исследованиям Леклерка происхождение антифонного пения следует искать в Месопотамии и Вавилоне.    Об антифонном пении говорят затем св. Мефодий Олимпийский в своем «Пире десяти дев», св. Василий Великий, введший попеременное пение в 375 году в Неокессарии и другие писатели. На Западе инициатором этого богослужебного обычая был папа Дамас (366 — 364), в Милане его вводит св. Амвросий в 386 г., в Константинополе св. Иоанн Златоуст. Этот последний очень вероятно ввел это пение под влиянием ариан или точнее, в противовес этому у них установившемуся обычаю. В Иерусалиме антифонное пение было уже вполне установившимся обычаем во время путешествия Этерии, то есть в 80-х годах IV века. В своем паломническом дневнике она 29 раз употребляет этот термин. Таким образом, мы видим, что антифонное пение было распространено уже в первые века христианства во всех частях вселенной. И доднесь оно удержалось, как на Востоке, так и на Западе и украшает собою и наше православное богослужение, и римо-католическое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Не презирайте детей: их любит Христос, а вы, если хотите показать любовь ко Христу, любите тех, кого Он любит. Не презирайте детей, потому что у каждого из них есть невидимые заступники их, Ангелы Хранители, и эти Ангелы их всегда видят лицо Отца Небесного ( Мф.18:10 ). Если добро делаете детям, то Ангелы возвестят о вашем добре Отцу Небесному с молитвой за вас. А если презрите детей, если обидите их, то Ангелы их будут на вас взывать за них к Богу, и ваш грех против детей будет поставлен вам на вид, когда придет время вам дать отчет в жизни своей. Будем помнить изречение апостольское: Если... любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор.13:3 ). Поэтому все у вас да будет с любовью ( 1Кор.16:14 ). Будем учиться благодарить с радушием, быть братолюбивыми друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждать, ревновать о странноприимстве, радоваться с радующимися, плакать с плачущими ( Рим.12:8,10,13:15 ). Поучение перед сбором пожертвований для учащихся детей перед праздником Рождества Христова О святом Игнатии Богоносце , память которого совершается 20 декабря, повествуется, что он был одним из тех детей, которых приносили матери их к Иисусу Христу, чтобы Он благословил их. Взяв на руки этого отрока и обняв его, как повествует святой евангелист, Господь сказал: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня ( Мк.9:37 ). Этому дитяти впоследствии усвоено было название Богоносца. Из этого повествования вы, братья, усмотрите, как Господь любил детей и какое обещано воздаяние тому, кто любит их. Приласкаешь, напоишь, накормишь дитя, пригреешь сироту – Самому Господу это сделаешь. Воспитаешь, устроишь жизнь бесприютного дитяти – одолжишь этим Самого Христа. Пренебрежешь, оттолкнешь от себя дитя – оскорбишь этим Ангела его, который видит лицо Отца Небесного ( Мф.18:10 ) и может пожаловаться на тебя. Есть трогательный рассказ о двух сиротах, над которыми проявлено было дивное попечение Отца Небесного. В некотором большом городе, в одной бедной квартире почему-то оставались без пищи двое малолетних детей – брат с сестрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Нечистоты существовали и существуют, но выносить их и выставлять на глаза всех прохожих было бы делом извращенного вкуса, – писал святитель Московский Филарет. Вси согрешиша и лишени суть славы Божией, – учит св. апостол Павел. Монашество было передовым носителем и творцом русской церковной истории в продолжении всего пережитого тысячелетия; а как пронесет ее на своих плечах белое священство без монашества, – это история еще увидит и покажет. Невежество и непонимание утверждают, что монашество не от первых веков христианства. Монашество было уже развитым институтом в ферапевтизме; плодотворным зерном монашество лежало в апостолах Павле и Иоанне, в Игнатии Богоносце , Поликарпе, в Григории Чудотворце и других древних святителях, которые вечно сияют лучезарнейшими светочами на небосклоне церкви. Даже на Западе вышло много великих исторических величин из римско–католических монахов, от Николая I и Григория VII и до Пия IX, а в протестантстве и в англиканстве из генерал–супер–интендентов ни одного исторического лица. Это роковая печать истории. Вы хотите воротить монашество к его чистой идее, запереть его в киновию. Но поучитесь хоть у Гегеля, что идея, развивая свою противоположность, никогда не восходит к своему началу в чистом виде, что история не возвращается назад, что насильственно духом века теснимое за высокие и крепкие стены монастырей монашество вымрет и не возродится. Перестаньте же глумиться, мнящиеся быть апологеты чистого христианства. Белка в колесе, человек повторяет пережитые круги, – это сказано давно и повторил Пирогов. И вы делаете круг, проделанный другими. Ведь и Вольтер, и Жан–Жак–Руссо честили монашество. Если русское монашество вымирает, то не глумиться, а плакать нужно. Пред нашими очами умирает великий феномен христианской истории, предвещая роковую судьбу и многому в истории. Для пигмеев это повод к ляганью изнемогающего льва, а для Шекспира это величайшая из трагедий. 5 Записка» печатана в журнале «Русское Обозрение» 1896 г. кн. 1–3, под заглавием «Из истории ученого монашества шестидесятых годов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010