Важным в литургическом наследии святителя являются советы по составлению акафиста св. Игнатию Богоносцу и Божией Матери. Говоря о св. Игнатии, он выражает со мнение по поводу надписи на сердце у мученика, так как это приписано в конце жития, изложенного святителем Димитрием Ростовским , что обычно он делал, когда сомневался в истинности событий. Святитель Феофан предлагает не сколько раз упомянуть о том, что Игнатий носил в сердце своём Христа, предлагает также обратиться к службе священномученика и его посланиям. Относительно акафиста Богородице святитель писал: «Акафист почти кончен?! Хорошенько выглядите его, чтоб плавно текла речь без запинок. Но главная забота должна быть, конечно, о том, чтобы всякое воззвание содержало полную мысль, достойную, кратко, ясно и эффектно выраженную. В наших книгах церковных немало служб Божией Матери. Там можно набрать великолепных фраз: глубоких, высоких, объемлющих в малом многое. И акафистов много». 260 Святитель Феофан – тонкий и глубокий знаток богослужебной науки, имеющий теоретические познания и практический опыт, который помог ему глубоко раскрыть учение о церковных таинствах, богослужении, помог ему оценить состояние современной богослужебной литературы, дать советы по составлению акафистов и т. д. Все его советы имели целью открыть жаждущим венец жизни христианина – единение с Богом в соработничестве благодати и трудов человека. Личность человека в антропологии святителя Феофана Е. В. Никольский, доктор филологических наук, проф., бакалавр богословия, член корр. РАЕ Введённое великими Каппадокийцами – свт. Василием Великим , свт. Григорием Богословом и свт. Григорием Нисским – понятие, которое в христианстве принято обозначать словом «личность», в значительной степени было чуждо античному мировоззрению, которое носило зачастую овнешествленный, деперсонализованный, социоцентрический характер. Так, в очень развитом греческом языке не было эквивалента понятию «личность». Сходным значени ем обладали два слова: πστασις и πρσωπον. Yπστασις (ипостась) на разговорном языке обозначало все, что обладает действительным, но совсем не обязательно одушевлённым, существованием. Пρσωπον (лицо) могло обозначать как какого–то отдельного человека, так и роль актёра, маску. 261

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Василию Великому , в частности, принадлежат проповеди «На святое Рождество Христово», на дни памяти мученицы Иулитты, на день святого мученика Гордия, на святых 40 мучеников, на святого мученика Маманта. Календарь святителя Григория Богослова , т.е. календарь Константинопольской Церкви 380-х годов, включал Рождество, Богоявление, Пасху, Неделю новую (первое воскресенье по Пасхе) и Пятидесятницу: каждому из этих праздников Григорий посвятил отдельную проповедь. Кроме того, Григорию принадлежат проповеди на память мучеников Маккавейских, Киприана Карфагенского , Афанасия Александрийского , Василия Великого . Григорию Нисскому принадлежат проповеди на день Рождества Спасителя, на день Светов, на святую Пасху, о тридневном пребывании Господа нашего Иисуса Христа между смертью и воскресением (пасхальная), на святую и спасительную Пасху, о Воскресении Христовом, на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, о Святом Духе (на Пятидесятницу). Перу святителя принадлежат также две проповеди на память первомученика Стефана, Похвальное слово великомученику Феодору, три проповеди о сорока Севастийских мучениках, Слово о жизни Григория Чудотворца , Похвальное слово брату святому Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской, Похвальное слово Ефрему Сирину (подлинность последнего слова оспаривается). Среди подлинных творений Иоанна Златоуста имеются беседы на Рождество, на Крещение Господне, или Богоявление, о воскресении мертвых, о Вознесении, о Пятидесятнице, об апостоле Павле, о мучениках Лукиане, Вавиле, Иувентине и Максимине, Романе, Юлиане, Варлааме, мученице Пелагии, мученицах Вернике, Просдоке и Домнине, священномученике Игнатии Богоносце , мучениках Маккавеях, великомученице Дросиде, священномученике Фоке. Каждый из отцов IV века внес вклад не только в понимание того или иного праздника, но и в осмысление самого феномена церковного праздника. Выдающуюся роль здесь сыграл святитель Григорий Богослов , который выстроил свои праздничные проповеди как серию богословских трактатов, посвященных теме праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Весьма полезно и необходимо также развивать традицию всенародного пения не только Символа Веры и Отче наш , но и песнопений Евхаристического канона — хотя бы в праздничные дни, когда в храме многолюдно, — а также уделять внимание объяснению богословского значения и практических особенностей церковного богослужения в рамках приходской образовательно-катехизической деятельности. При таком условии разрешение служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами во всех приходских принесет несомненный положительный пастырский эффект. В монастырях, ориентированных на педантичное соблюдение богослужебного устава, обычай служения при закрытых вратах теоретически может сохраняться, как изначально монашеское установление, но в таком случае логично соблюдать его в строгом соответствии с правилом Типикона .   Список литературы:   1. Положение о наградах Русской Православной Церкви. Электронный ресурс:  http://www.patriarchia.ru/db/text/5077255.html 2. Служебник. Тырговиште 1508 г.. Электронный ресурс:  3. Служебник. Венеция 1519 г.. Электронный ресурс: 4. Служебник. М. 1602.  Электронный ресурс:  http://www.oldrpc.ru/divine/old-book/book/ 5. Служебник. М. 1656.  Электронный ресурс:  6. Устав, сиречь Око Церковное. М. 1610. Электронный ресурс: http://www.oldrpc.ru/divine/old-book/ustav/ 7. Типикон. Электронный ресурс: 8. Собрание древних литургий восточных и западных. М. Даръ, 2007. 9. Стоглав. М. Преображенское кладбище. 1913. 10. Чиновник архиерейского служения. М. 1982. 11. Свт. Герман, патр. Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. 8. Электронный ресурс:  12. Житие свт. Василия Великого. Электронный ресурс: 13. Евсевий Памфил. Церковная История. Электронный ресурс:  14. Его же. О жизни блаженного василевса Константина. Электронный ресурс:  15. Свщмч. Дионисий Ареопагит. О Церковной Иерархии. Электронный ресурс:  16.  Свщмч. Игнатии Богоносец, Послание к Смирнянам. Электронный ресурс: 17. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея. Беседа 82. 5. Электронный ресурс: 

http://bogoslov.ru/article/5823274

Все, что мы знаем об Игнатии, почерпнуто из его посланий, авторство которых не доказано 42 , и нескольких кратких упоминаний у Иринея и Оригена . Хотя сами факты его существования, его положения в ранней церкви и его мученичества считаются признанными, все остальное, что о нем сообщается, спорно. Сколько посланий он написал, когда он это сделал, сколько правды в рассказе о его мученичестве, когда оно случилось, когда и кем оно было описано, – все это сомнительно, и по этому поводу ведутся долгие споры. Согласно преданию, он был учеником апостола Иоанна, и благочестие его так славилось среди антиохийских христиан, что его избрали епископом, вторым после Петра (первым был Еводий). Но, хотя это был человек с апостольским характером и управлял он церковью с великим тщанием, в своих личных устремлениях он мог удовлетвориться лишь тогда, когда его свидетельство удостоится чести быть скрепленным кровью и он достигнет тем самым высшего престола чести. Желанный венец был им в конечном итоге обретен, страстное желание мученичества исполнилось. В 107 г. император Траян прибыл в Антиохию и угрожал гонениями всем, кто откажется приносить жертвы богам. Игнатий предстал перед судом и гордо признал себя «Теофором» («Богоносцем»), ибо, как он заявил, в груди у него был Христос. Траян велел отвезти его в Рим и бросить львам. Приговор был исполнен без малейших промедлений. Игнатия тут же заковали в цепи и повезли, по суше и по морю, в сопровождении десяти солдат, которых он называл «леопардами», из Антиохии в Селевкию, в Смирну, где он встретился с Поликарпом, а потом написал церквям, в частности римской; потом в Троаду, в Неаполь, через Македонию в Эпир, и через Адриатику в Рим. Местные христиане приняли его с уважением, но им не было позволено предотвратить или даже отсрочить его мученическую смерть. В двадцатый день декабря 107 г. он был брошен в амфитеатр: дикие звери тут же набросились на него, и вскоре от его тела не осталось ничего, кроме нескольких костей, которые были бережно перевезены в Антиохию как бесценное сокровище. Верным друзьям, которые сопровождали его в Рим, приснилось в ту ночь, что они видели его; некоторые утверждают, что он стоял рядом со Христом и истекал потом, как будто только что усердно трудился. Утешенные этими снами, они вернулись с реликвиями в Антиохию. Примечание о дате мученичества Игнатия

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Вспоминается мне в эти минуты невольно следующая библейская картина. Вот Христос Спаситель проповедует свое возвышеннейшее учение, окруженный толпами народа. Матери еврейские пробираются через толпу со своими малыми детьми, чтобы Спаситель благословил их. Апостолы удерживают женщин. Но Иисус сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть царство небесное» ( Мф.19:14 ). А можно ли когда-нибудь забыть следующий дивный рассказ св. Евангелиста. Однажды дорогой ученики Христа Спасителя рассуждали: «кто бы из них был больше». Что же Спаситель? «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой – вот Его ответ на это недоумение своих учеников. И взяв дитя, продолжает Евангелист, поставил его посреди их, и обняв его, сказал им. Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня принимает, тот не Меня принимает, но пославшего Меня» ( Мк.9:36 сл.). Мало того, и больше еще сказал им Спаситель: «Истинно, истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Мф.18:3 ). Так ценны в очах Божиих дети. Вспоминается мне и чудное предание о св. Игнатии Богоносце . Вспоминается святитель Леонтий Ростовский. Будучи выгнан из Ростова, он поселился за городом и сластями привлекал оттуда к себе детей, чтобы сотворить их христианами. Вспоминается мне, как был обласкан в лесу старцем-отшельником малютка Варфоломей, впоследствии великий угодник земли русской преп. Сергий. Вспоминаются мне многочисленные подобные же случаи, о которых так много и красноречиво рассказывается в наших житиях святых. А как замечательны в данном случае слова одного инока святителя о детях, недавно сказанные им. Вот что он говорит о них. «Когда я проезжаю по малороссийской деревне и вижу белые головки невинных созданий Божиих, неизбалованных светскими матерями, не наученных лгать и притво- —354— ряться, но во всей чистоте еще сохранивших свой благолепный образ Божий, как я стремлюсь тогда к ним! Как рад бываю выйти хотя ненадолго из своей неуклюжей кареты и подойти к этим Христовым любимцам... Смотри, иерей Божий, как легко тебе принять Христа Бога! Одно только дитя приласкай во имя Его!... Смотри, какие сокровища посылает тебе Бог ! Можно ли не любить их?... Когда я вхожу в сельскую школу, когда вижу тех, кому подобных обнимал наш Спаситель, то не сразу могу говорить от приступающих к горлу слез» 2175 …

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога . 259. О блаженных наших отцах патриархе Каллисте и Игнатии Особенно же в наши дни об этой молитве написали Духом, будучи и сами от Бога, богоглаголивые, богоносные, христоносные и поистине вдохновенные, во святых отцы наши: Каллист, от Бога патриарх царствующего города нового Рима, и единомышленник и сподвижник его святой Игнатий. В составленной ими книге они в сотне глав представили свои духовные, богомудрые и весьма возвышенные рассуждения о ней, в соответствии с совершенным числом изложив совершенное о ней учение. Они произросли из царственного города, но оставили всё и жили сперва девственно и одиноко в подчинении, а потом подвижнически и по-небесному вместе и неразлучно. Они вполне сохранили единение во Христе, о котором Сам Христос молился Отцу о всех нас, и явились, по словам Павла, светилами в мире, владеющими словом жизни. Едва ли не более других освящённых они показали это единение во Христе и любви, так что нельзя было никогда подметить и небольшого разногласия во мнениях и нравах того и другого или на минуту какого-нибудь огорчения, что в людях почти неизбежно. Таким образом, сделавшись ангелоподобными, сохранив и стяжав мир Божий, как молился об этом Христос (а мир наш, по словам Павла, есть Иисус Христос, соделавший из обоих одно , и этот мир превосходит всякий ум ), они преставились мирно и теперь наслаждаются высочайшей тишиной. Чище видят Иисуса, Которого возлюбили душой и Которого поистине искали; составляют одно с Ним и с преизбытком наслаждаются сладчайшим и Божественным светом. Отсюда они взяли с собой и залоги своего блаженства, очистившись созерцанием и деятельностью. Они водворились на горе Божественного Света, как и апостолы. И многим была явлена как ясное свидетельство, когда их лица сияли, подобно лику Стефана, и благодать изливалась не только от сердца их, но и от лица. Они, как засвидетельствовали видевшие, казались подобными великому Моисею, с лицами, блиставшими как солнце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Где ныне царь Траян? Зато Игнатий – райский житель, Песнь Ангелов, а нам – заботливый учитель. Святитель достославный, в себе носящий Бога, Хлеб жизни испроси нам у Владыки попремногу. Тебя соборно славим мы и чествуем вовек, Игнатий архипастырь – богоносный человек. 2. Св. Даниил, архиепископ Сербский . Сын богатых и боголюбивых родителей. В юности получил хорошее воспитание. Король Милутин взял его себе ко двору, но, пламенея любовью к Богу, Даниил убежал из царских палат и принял монашество в Кончулском монастыре близ Иара. В дальнейшем был он игуменом Хиландара и много натерпелся от латинских крестоносцев, грабивших [Святую Гору]. Затем стал он епископом Баньским, потом Хумским [Холмским] и наконец архиепископом Сербским. С начала жизни и до конца дней отличался строгим подвижничеством. Имел особый дар слез. Примирил королей Драгутина и Милутина, а затем Милутина и Стефана Дечанского. Стойко боролся с латинянами, а также с богомилами. Под его надзором были воздвигнуты монастыри Бания и Дечаны. Воссоздал он и вновь построил многие храмы. Написал Генеалогию сербских королей и святителей. Неустанно служа Богу до конца жизни, мирно упокоился в ночь с 19 на 20 декабря 1338 года, в правление царя Душана. Великий иерарх, великий подвижник, великий труженик и великий патриот. Рассуждение Точно неугасимым пламенем, святые мученики были объяты Христовой любовью. Эта любовь облегчала им страдания и самую смерть делала сладкой. Вот что о священномученике Игнатии говорит святой Златоуст: «С такой легкостью сбросил он с себя тело, как некто сбрасывает с себя свою одежду». Путешествуя в Рим на смерть, Игнатий боялся только одного: как бы христиане – либо молитвами к Богу, либо каким-либо внешним способом – не удержали его от мученичества за Христа. Посему непрестанно просил он их – и письменно, и устно – не делать этого. «Простите меня, – говорил он, – я знаю, что мне полезно. Сейчас я лишь начинаю быть Христовым учеником, не желая ничего из видимого или невидимого, только бы достигнуть Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Дерзаем же рассуждать следующее: поелику душа эта приняла истязание от духов нечистых, будучи еще в теле, то спасение ее не подлежит сомнению. Ваш преданнейший Не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Божией. Бог ведает, что творит, и все, что ни творит, творит по великой благости Своей, по премудрейшим и неисследимым Своим. Говорите чаще себе: «Буди воля Божия». В сию успокоительную и священную мысль да погружается ум Ваш и сердце. Да удовлетворяются они ею. Бог Вас да благословит и да даст Вам разум истины и покорность Его святой воле, отчего прозябает мир душевный. Ваш преданнейший о Господе   Арх И . 1846 год Милостивейшая Государыня Анна Павловна! Приношу искреннейшую благодарность за воспоминание Ваше обо мне и призываю на Вас и семейство Ваше благословение Божие. Скорби Ваши — знамение избрания Божия. Да будет благословенна милость Божия, печатлеющая Вас печатью избрания. Каждый вздох страждущих о Господе слышится на небе и вписывается в книгу Божию для сторичного воздаяния. Благодать Божия да покроет святую Обитель, при которой Вы приютились, да покроет Ваше семейство, да покроет всех и вся. Ваш покорнейший слуга   И Еп Кавк и Черн . 17 января 1858 года Милостивейшая Государыня Анна Павловна! Благодарю Вас искренне за письмо Ваше от 18-го апреля. Благословение Божие да почиет над Вами и над домом Вашим. Он да руководит Вас к блаженной вечности. Все мы преисполнены немощей; но того из нас, который хочет благоугодить Господу, Господь врачует от немощей законом Своим и судьбами Своими. Все, что слышу о Сергиевой пустыне, очень утешает меня. В назначении отца Игнатия настоятелем этой Обители вижу милость Божию к Обители и ко мне. Надеюсь, что и на будущее время Господь не оставит всех нас Своею милостию. И паки призывая на Вас благословение Божие, с чувствами искреннейшего уважения и преданности имею честь быть Вашим покорнейшим слугой   И , Еп Кавк и Черном . 1858 год Милостивейшая Государыня Анна Павловна! Примите мою искреннейшую признательность за воспоминание Ваше обо мне пред днем воспоминания святою Церковию о Священномученике Игнатии Богоносце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Другие, оставшись вдовцами и вдовицами, совсем не помышляют о блуде или же противятся возникающим о нем помыслам. Но есть и до конца жизни не оскверняющие себя никаким видом телесного блуда, не заменяющие для себя этой страсти (как иные за необходимое признают) другим чем, например, запоем в вине. Обратимся к слову Божию, которое для верующего достовернее всяких слов. Слово Евангельское ясно уверяет нас в возможности вместить человеку от младенчества и до конца жизни девственность: «кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:12 ). И действительно, церковная история, равно, как жития святых, представляют много примеров всегдашнего в жизни девства; в Ветхом Завете это были, по преданию, Илия и Елисей, в Новом – после Божией Матери – Предтеча, апостол Иаков 160 , Иоанн Богослов, Павел апостол, дочери архидиаконов Николая и Филиппа; затем – в тот же апостольский век, или до образования монашества, при Игнатии Богоносце в Филадельфии известно было и целое общество дев 161 . О монашестве, как о целом звании лиц, отказавшихся от половых отношений, здесь и говорить нечего. – Что же касается до силы этих отношений, которая будто бы непреодолима и замечается в людях повсюду, то «сначала не было так» ( Мф.19:8 ) в природе человеческой. Но и теперь этим доказывается, скорее, упадок нравственности людей, чем естественная надобность в половом сообщении. Есть места, где разврат гуляет, но есть местности, где о нем и не слышно, и нет почти примеров незаконных рождений. Спаситель представляет целый ряд людей, для которых естественнее не любить, чуждаться полового соития, чем сколько-нибудь стремиться к нему: «суть скопцы, иже из чрева материя родишася» ( Мф.19:12 ). «Зачем же врачи, которым известнее физиологическая жизнь человека, признают необходимым и неизбежным половое общение?» Затем, что они односторонне смотрят на человека, т.е. только как на организм, без духовного начала. Нет; у человека есть дух. И, если дух его очищен от всего низкого и плотского, если он усвоил своему духу дух Евангельской веры и глубокого страха Божия: в таком случае он властелин над плотью, силен препобедить не только половые требования или пожелания, но и на некоторое время самые естественные потребности, как, например, пищу во время поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

«За что следовало бы удостоить венцов, удивления и почестей, за то были подвергаемы наказанию и терзаемы бесчисленными мучениями все, принявшие веру, особенно же предстоятели церквей»... И не только это зло делал диавол, но другое не меньшее этого: он старался умерщвлять епископов (но достиг ли цели?) не в тех городах, где они, предстоятельствовали, но умерщвлял их, уводя в чужую страну... что сделал он и с этим блаженным мужем (т. е. Игнатием Богоносце м). Он вызвал его из нашего города в Рим» (стр. 638, л в Бес. 339). Таким образом, у св. И. Златоуста нет той мысли, чтобы церковь могла быть без пастырей, а описывается только весьма тяжелое, бывшее при Игнатии Богоносце , для церкви Христовой время, когда были умерщвляемы даже и епископы, но здесь же мы видели, что и тогда в церкви пастыри всегда были. Другим доказательством последнего может служить то, что Игнатий Богоносец, когда удалялся в ссылку, свою кафедру вручил другому преемнику. В послании к Ирону диакону он пишет: «Вручаю тебе церковь антиохийскую. Поликарпу вас вручих в Господе Иисусе Христе. Целуют тя епископии» (л. 59). Еще: «Молитвы ваши да простираются даже до антиохийской церкви, отнюдуже и связан в Рим отвожуся. Целую святого епископа Поликарпа. Целую святого епископа Виталия и священное пресвитерство» (л. 53 об.). 13) Василий Великий ч. 7, п. 249, стр. 209 (а прежн. изд. 223): «И если епископы изгнаны из церкви, сие да не приводит вас в колебание... ибо не имена спасают нас». Разбор: Здесь разумеется удаление епископов и при том временное, а не уничтожение их; во-вторых, пишет св. Василий Великий , а он был архиепископ и находился с ними в общении, ибо в конце письма говорит: «Искренно молитесь о бедной душе моей». И, наконец, письмо писано в 376 году (в заглавии письма), а около 377 года он пишет епископу Епифанию (письмо 250, стр. 224 прежн. изд.): Следовательно, епископы несомненно в то время были: во-первых, он сам, затем Григорий Богослов , Мелетий Антиохийский . Афанасий Великий и другие, о чем засвидетельствовал святейший патр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010