По бумагам типографского архива можно восстановить в хронологическом порядке имена справщиков и приблизительно определить время деятельности каждого из них. Эти лица входят в расходные книги печатного двора не со стороны их деятельности, а как люди получающие жалованье. Здесь показано из года в год, какой оклад получали они и при этом сохранились собственноручные их расписки в получении жалованья и безденежных экземпляров. В позднейших бумагах занесены сведения о времени назначения некоторых из них, упоминается о замещении выбывающих и кое-где проскальзывают известия о деятельности их по части книжной справы. Перечень справщиков начинается с 1620 года следующими лицами, получившими жалованье 10-го января 128 года: Давид Замарай, вдовые попы Алексей да Степан, дьякон Феодор, чтец вдовый поп Никита, писец Митька Исаев и Гришка Перов 5 . В мае того же года, состав справщиков изменяется таким образом: появляется старец Антоний, 6 вероятно на место выбывшего попа Алексея, который уже не упоминается, Григорий Анисимов, вероятно на место дьякона Феодора и другой писец Улан Насонов – вместо Гришки Перова. В 129 г. называется чтецом поп Богдан. Под 133 г. во главе справщиков становится старец Арсений 7 , вместо старца Давида Замарая. Вместо писца Улана Насонова – писец Томила, затем Василий Федосеев. Справщик старец Феодосий. Он ставится третьим и следует за старцем Антонием. Следовательно, выбыл вдовый поп Степан. В 137 г. является вдовый дьякон Иван, вероятно Селезнев, «книжной справы чтец» на место Улана. С марта 140, упоминается старец Сергий, заменивший старца Антония и богоявленский игумен Илья 8 . 142. Кожеезерского монастыря игумен Авраамий 9 . 143. Старец Савватий и Варфоломей 10 . 145. Богоявленский игумен Варлаам. Ему выдается экземпляр потребника издания 145 года. Вдовый дьякон Сергей Иванов. 148. Старец Савватий, вдовый дьякон Иван Иванов Селезнев (см. выше), Шестачко (или Шестой) Мартемьянов, книжный чтец Томила Степанов (см. выше) и писец Иван Шестаков. Кроме того упоминаются, как справщики устава 1641 г. Черниговский (собора Черниговских чудотворцев в Москве), протопоп Михаил Рогов, ключарь Успенского собора Иван (Васильев) Наседка 11 , князь-Александровский протопоп Иоаким 12 и Захар Афанасьев (Всем этим лицам выдается безденежно по экземпляру устава) 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Как свидетельствуют документы Приказа книгопечатного дела (РГАДА, ф. 1182), над первым изданием «Николина жития» (так книга названа в делах) 1640 г., и над вторым изданием 1641 г. работали одни и те же шесть справщиков: протопопы Иоаким и Михаил Рогов, Иван Наседка, старец Савватий, вдовый дьякон Иван Селезнев и мирянин Шестой Мартемьянов. За это каждый из них получил издание, над которым работал, и у справщиков осталась кавычная книга. В расходной книге в (РГАДА, ф. 1182, д . 34) указаны не все имена; в приходной книге 7148 и 7149 гг. (РГАДА, ф. 1182, д . 35) все шесть справщиков поименованы: – издание «Николина жития» 1640 г.: да справщико дано гдрва жа/ловани в протопопомъ/да бгородицкому ключарю да/ста р цу саватю да кону//да шесто му по кнге члку (д. 34, л. 3–3 об.); да гдрова жаловая дано спращико ченигоскому протопопу михаилу/да олеадроскому протопоп ио/киму да бошаго собор ключарю стац саватю да вдово му дь/кону да шестоку по кнге члвку (д. 35, л. 165 об.); – издание «Николина жития» 1641 г.: да спращико дано гдрова (так!) двумъ/протопопо да бгроцкому ключарю/да стацу саватю да кну/ивану да шесто му по кнге члвку (д. 34, л. 14 об.); да гдрва жалавая дано спращико/две протопопо ченигоского собор/протопоп михаилу стеанов да оле/адра неского протопоп иокиму/да бгодицкому ключарю ивану да стац саватю да вдово му /дькону да шестому матея/нов покнге члвку (РГАДА, ф. 1182, д. 35, л. 199 об.). Справщики, готовившие третье издание, поимённо не названы ни в одной из двух книг Приказа книгопечатного дела. Обозначено только их количество – пятеро (д. 34, л . 66 об.; д. 36, л. 215 об.). Состав справщиков устанавливается по предыдущим и последующим изданиям Московского печатного двора. В январе-декабре 1643 г. за работу над Часовником, Прологом, Соборником, Триодью постной, получили книги «черниговский протопоп Михайла», «богородицкий ключарь Иван», старец Савватий, Шестой Мартимьянов и Захар Афанасьев (д. 34, л. 66; д. 36, л. 110−110 об., 136−136 об., 167−167 об.). То есть в работе над третьим изданием «Николина жития» не принимал участия протопоп Иоаким и вдовый дьякон Иван Селезнев, вместо которых к работе приступил Захарий Афанасьев Подосенов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но подробно об этом мы скажем в следующей главе; в настоящей же главе, сделав еще несколько замечаний по поводу рассылки Дионисием грамот, уделим должное внимание рассмотрению истинно христианской заботливости преподобного о раненых и больных, устремившихся толпами в Троицкий монастырь после страшного Московского разорения. Сколько было послано преподобным Дионисием грамот? Иван Наседка в том месте, где рассказывает о рассылке грамот, ясно указывает, что случаев рассылки их было более чем 3–4. Дионисий, по его словам, писал «послания многая в смутные города ко священным чинам и воеводам и к простым людям о братолюбии и соединении мира». Он посылал их и на Рязань, и на Север, и в Ярославль, и в Нижний Новгород князю Дмитрию Михайловичу Помарскому, и к Косьме Минину, и в понизовые города, и ко князю Димитрию Тимофеевичу Трубецкому, и к Заруцкому под Москву, и в Казань к строителю Амфилахию…. да грамоту ж к чернцу Елизарову 169 . Из этого перечня видно, что преподобный Дионисий весьма деятельно рассылал грамоты и послания, и потому естественно, что они распространялись и доходили даже до отдаленнейших местностей Руси. Свидетельство Наседки – человека, содействовавшего Дионисию в этих трудах, заслуживает доверия; – да при том же оно не стоит совершенно одиноко, а находит себе подтверждение в двух отписках, сохранившихся от того времени. Эти отписки удостоверяют нас, что через Дионисия пересылались далее те или иные вести в ополчение. В отписке 1612 года февраля месяца Курмышскому воеводе Смирному Васильевичу от Арзамазского воеводы говорится: «в нынешнем, господине, во 120 году, генваря в 10 день писали к нам из Володимера стольник и воевода Андрей Захарьевич Просоветской да Иван Васильев: декабря де в 26 день писали к ним с Москвы бояре и воеводы Дмитрий Тимофеевич Трубецкой да Иван Мартынович Заруцкой, что писали к ним Троицы Сергиева монастыря архимандрит Демитрий (очевидно, ошибка: вместо Дионисий: декабря де в 11 день приехал к ним в монастырь из Переславля Залесского Василий Скобельницын, а сказал им: посылали де из Переяславля для языков к Ростову, и за 15 де верст до Ростова в деревне Спасской, поймали языков литовских людей, и те языки в распросе им сказывали, что Литовские люди, Каменской с товарищи, запасы запасли; а хотят с запасы идти к Москве на Переславль и на Сергиев монастырь» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Чтен. в Общ. Истор. и Древ., 1882, кн. 3. На рукописном евангелии 1537 г. (Синод. библ. Опис. I, § 37) есть собственноручная запись игумена Илии, из которой видно, что это евангелие «велено проходить и смотреть печатных книг справщиком богоявленскому игумену Илии с товарищами». Срав. Обз., 313–314. Таким образом, игумен Илия был уже справщиком в 1622 г. 9 Он получает жалование шесть рублей восемь алтын. Вместе с ним называются справщиками уже известные нам: старцы Арсений и Сергий 15, л. 3–4). Старец Сергий расписывается именем чернеца Арсения. 10 Варфоломей не расписывается в получении жалования, но о нем известно из следующей заметки по поводу оклада старцу Савватию: учинить ему оклад против прежнего справщика старца Варфоломея. Отсюда и следует, что Варфоломей занимался книжной справкой ранее. 13 Часовник, вышедший из печати 148 г., в июле, получили справщики: Александро-Невский протопоп Иоаким, Черниговский протопоп Михаил, да большого собора ключарь Иван (Наседка), да старец Савватий, да дьякон Иван, да Шестой 34, л. 23). Таким образом, справщиков было шесть человек. Протопопы: Иоаким и Михаил жалования не получали и их расписок не имеется. 14 В нынешнем в 161 г. ноября… великий государь святейший Никон патриарх Московский и всея Руси, книжному справщику Силе Григорьеву у книжной справы быть не указал, а велел быть на его место в справщиках Спаса Нового монастыря Крылошанину старцу Матфею. Святейшего патриарха указ приказал книжные справы Андроникова монастыря архимандриту Сильвестру. Июля д. по памяти из приказа большого дворца за приписью дьяка Смирнова Богданова велено ему старцу Матфею государева денежного жалования оклад учинить против старца Евфимия сорок рублей и на нынешний на 161 г., да и впредь давать с товарищами его 51, л. 8). 15 На его место по памяти из приказа большого дворца за приписью дьяка Смирнова-Богданова велено быть в справщиках Чудова монастыря старцу Евфимию и государева годового жалования оклад учинить 40 рублей (ibid., л. 3 об.). В виде особого благоволения, ему было разрешено вместо безденежной выдачи, положенных справщикам печатных книг «дать деньгами, которых книг ему старцу Евфимию против его братии справщиков не выдано» 51, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

1883. Родосский А. С. Описание старопечатных и церк.-славянских книг, хранящихся в библиотеке Спб. Дух. Акад. Спб. 1891, П. Ф. Николаевский, Хр. Чт. 1890, II, 438. Перечень имен справщиков с 20-х годов XVII столетия, извлеченный из расходных книг типографского архива, дан И. Мансветовым в брош. – Как у нас правились церковные книги, М. 1883 (отг. из Приб. к твор. свв. оо. 1883, IV, 1884, I), 23–29 стр. Среди этих справщиков выделяются лучшие люди того времени: Антоний Крылов, Арсений Глухой, Богоявленский игумен Илья, протоиерей Михаил Рогов, ключарь Иван Наседка, старец Евеимий, Арсений и Дионисий Греки, Александр Мезенец, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, иеродиакон Феофил, иеромонах Тимофей, Федор Поликарпов. 198 В послесловии к Триоди 1656 г. дается любопытное описание и оценка исправления этой книги самими справщиками. Бог , по словам издателей, «дарова дух разума и усердие на дело тела великима государема (т. е. царю Алексею Михайловичу и патр. Никону) ...еже елико мощно исправити с греческих и сербских книг в чинех и речениих и в орфографии, во именах же и глаголех и прочих частех словесного любомудрия, первую такову изданную исправлением, якоже в книге сей дадети есть»... Читатель предупреждается, что исправители от себя ничего не внесли в книгу: «далече бо от них таковая дерзость», – они дают только то, что содержит православная церковь . – На самом деле никоновское издание Постной Триоди правлено по киевскому изданию Триодиона 1627 г. Петра Могилы , от прежних изданий московской печати в богослужебной части разнится весьма значительно, поэтому предупредительное извещение справщиков нужно понимать как вынуждевную форму литературного самооправдания. 199 Справщиками при п. Никоне были: инок Евфимий, Арсений Грек, протопоп Адриан, старец Иосиф. Сочувственно относился к книжной справе Никона и постоянно исполнял книжные поручения Никона Епифаний Славинецкий, хотя справщиком он не был. Прот. Π. Ф. Николаевский. Московский печатный двор при патриархе Никоне . Хр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

197. На место Сильвестра Медведева назначается справщиком иеромонах Тимофей, первый смотритель греко-латинской школы в Москве, помещавшейся на книгопечатном дворе 24 . 198. Вместо Кариона – Заиконоспасского монастыря строитель Моисей. 199. Иеродиакон Феофан – книжным справщиком. 200. Справщиком и книжным чтецом – монах Аарон, чтецом и книгохранителем – ученик греко-славянской школы Николай Семенов. 201. Писцом на место Ивана Иванова – «школьного учения первого чина» Федор Агеев. 206. Справщик греко-латинской школы учитель Федор Поликарпов; писцом на место Федота Агеева – Чудова монастыря монах Феолог. Монах Аарон назначается книгохранителем на место умершего иеродиакона Феофана, а справщиком на место последнего – учитель Николай Головин. Вот, перечень справщиков по бумагам типографского архива с 20 годов до конца XVII столетия. Не ручаемся за совершенную его полноту и последовательность, так как извлекать эти сведения нам приходилось из целого ряда толстых сборников, заключающих в себе сухие хозяйственные данные о приходе и расходе сумм печатного двора. Можем сказать лишь одно, что в этот перечень вошла большая часть и притом главнейших деятелей на поприще книжной справы с 20 годов XVII века. Действительно, мы встречаем здесь имена известнейших представителей тогдашней учености, каковы: Антоний Крылов, Арсений Глухой, Богоявленский игумен Илья, протоиерей Михаил Рогов, ключарь Иван Наседка, старец Евфимий, Арсений и Дионисий греки, Александр Мезенец, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, иеродиакон Феофан, иеромонах Тимофей, Феодор Поликарпов. Это были лица, в которых выражалось умственное движение Руси в течении всего XVII века. Тут фигурируют и ученые греки, и южно-русские богословы, которыми снабжали нас киевские школы, и ученые монахи северорусских монастырей, и первые питомцы греко-латинской школы в Москве. Но в этом длинном ряду лиц, мы не встречаем между справщиками протопопа Аввакума, Лазаря, Никиты – первых расколоучителей и противников никоновского книгоисправления. Видно, что они не были справщиками ни при Иосифе, ни при Никоне; иначе было бы непонятно, почему в расходных книгах отсутствуют их имена и подписи. Это заключение было высказано в статье В. Е. Румянцева «Древние здания печатного двора» и принято Преосв. Макарием (Истор. русск. Церкви, т. XI, стр. 126) в том смысле, что эти лица не были справщиками постоянными, но что престарелый патриарх Иосиф возложил на них заведование изданием книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Архимандрит, побывав в Москве у самодержца, снова возвращается в обитель Святой Троицы и к чудотворцам; когда же он вошел в сени своей кельи, повторяя обычные молитвы, подавая братии благословение, тот Дорофей опять выходит к нему сам, совсем немощный, прося благословения у него, особенно же прощения. благословил его и простился с ним, и пошел в церковь , облачился в ризы, намереваясь отслужить молебен за царское многолетнее здоровье, как обычно бывает в обители Святой Троицы и чудотворцев Сергия и Никона по приезде властей. И прежде чем ему начать молебен, он был оповещен, что инок Дорофей отошел к Господу. Он залился слезами и после церковной службы совершил погребение его со всем собором; и все благодарили Бога, давшего такую благодать просящим у него с верою. Многие прочитали это повествование и, не зная жития , усомнились и говорили: «Невозможно быть человеку в таких подвигах». Я же, убогий Симон, слышал это и послал это описание в Москву к ключарю соборной великой церкви Ивану по прозвищу Наседка, свидетелю Дорофеева жития и собеседнику, и сострадателю архимандрита Дионисия, о котором и прежде упоминалось: он подвизался с ним вместе при правке Требников. Когда этот Иван прочел , то написал мне следующее: «Я, многогрешный Иван, знаю об этом Дорофее, истинно все так именно было, как ты здесь написал, господине мой, ты же, отче честный, еще тогда не был у Живоначальной Троицы в монастыре. А что я, грешный, знаю об этом старце Дорофее, то я тебе здесь ясно пишу без лжи, что видел своими глазами, так именно у тебя написано. А что не написано у тебя, пусть будет тебе, честнейшему господину, ведомо, – я в архимандричьей келье много раз ночевал и писал много документов по духовным делам и грамот от властей для объединения земли; и про то знают Алексей Тиханов и иные подьячие. А про того старца Дорофея строгое святое житие достойно слушать рассказы. Я, бедный грешник, после московского разорения вскоре пришел в дом Пресвятой Троицы и застал того старца Дорофея за полтора года до его смерти и видел его все время больным; а болен он был не болезнью, его болезнь была у него от жестокого поста и от болыпой жажды; и ноги его опухли от стояния на службах, вверенных ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лавра, где в эти годы жил Неронов, была центром культурно-духовной обороны от иностранных влияний. Два главных антипротестантских полемиста того времени – князь Иван Хворостинин, автор»Изложения на лютеры, кальвины и прочия блядословцы«, и Иван Наседка, автор»Изложения на Люторы» и«Сборника о почитании икон» 107 , – как указывалось выше, были тесно связаны с лаврой. Поэтому, уже придя в лавру с твердым решением бороться за чистоту и славу церкви, и оказавшись в самом центре русской духовной и апологетической работы тех десятилетий, Неронов мог еще больше укрепить свою решимость отдать все свои силы делу защиты православия. 6. Неронов идет в мир Несмотря на монастырскую обстановку, годы, проведенные вместе с архимандритом Дионисием, все же не сделали Неронова монахом. И в этом сочетании жизни с миром и в миру сказывается основное направление его жизни и работы. Помощь своим православным братьям, спасение их душ, а не забота о своем личном спасении были основными вехами в его духовной работе. Чувство прочной связи с миром, может быть, передалось ему от основателя скита его родного поселения Игнатия, который сделал из своей кельи не место уединения от мира, а место служения миру, центр, хотя и небольшого, но все же светского, а не монашеского поселка. И в этом решении не уйти от мира, не уединиться ради собственного спасения в монастыре или пустыни, вероятно, принятого по благословению самого Дионисия, и заключается отличие деятельности Неронова от подвигов русских подвижников-монахов предыдущих веков. Поколения русских подвижников находили спасение в монашестве, вечной молитве, духовном самоусовершенствовании и уединении. Неронов же как бы рвет с традицией и ищет спасения, спасая других. Вместе с ним приходит другой, новый стиль русского подвижничества и религиозной деятельности, направленной не на личное спасение, а на улучшение жизни церкви, поднятие духа русского православия, проповеди среди народа. Уже до прихода в лавру он старался бороться со слабостями русского духовенства и церкви. Теперь же, под влиянием Дионисия и, может быть, по прочтении произведений Максима Грека о проповеди Савонаролы и более детально изучивши трагедию Смутного времени и религиозно-национальный подъем 1612–1613 годов, Неронов мог только еще больше утвердиться в своем стремлении спасти Третий Рим от дальнейшего падения и еще больше почувствовать личную ответственность за судьбы страны и веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Наседка Иван, священник 178, 179, 197, 198 Наталья Кирилловна Нарышкина, царица 212, 213, 216 Наумов А. 275 Наумов 416 Нафанаил, епископ 476, 491 Неаронов, свящ. 396 Невский Александр, князь 31, 43, 48, 129, 134 Нектарий, патриарх 187, 189 Нектарий Трезвинский, епископ 435, 496 Нектарий Оптинский 494 Нектарий, епископ 434 Нектария (Наталья Шереметева) 330 Неофит Докучаев-Платонов, еп. 371 Неофит, иеромонах 347 Неронов Иван, протопоп 182, 183, 186, 198, 200, 202, 203, 205 Нестор,преп.,летописец 3, 97, 99, 103, 116, 314 Нестор Анисимов , митроп. 445 Нестор, архиеп. 452, 468, 473 Нестор, еп. 30 Нестор, священник 136 Нечаев П. , магистр богословия 317 Нечаев С. 279 Никандр Викторов, архиеп. 445 Никандр Феноменов, архиеп. 407, 410 Никандр, епископ 381 Никанор, митроп. 280 Никанор Бровкович , архиеп. 282, 341 Никита, архиеп. 216 Никита, епископ 87, 127 Никита, преп. 98, 101 Никита Пустосвят, поп 198, 204, 205 Никитин Афанасий 121 Никифор, митроп. 87, 119 Никифор, священник 226 Никифор, архидиакон 241, 242 Никодим Кононов , епископ 337 Никодим Линкевич, архим. 370, 371 Никодим Ротов, митроп. 443, 456 Никодим, преп. 100 Никодим, архим. 318 Никодим, старец 349 Никола Давидович, князь 127 Никола Печерский, преп. 98 Никола Святоша, преп. 126 Николай I, папа 8 Николай, митроп. 157, 364 Николай Еремин, митроп. 453 Николай Зиоров , архиеп. 285 Николай Касаткин , архиеп., св. 282, 369 Николай Оно, епископ 455 Николай Ярушевич , митроп. 420, 433, 441,464,481,482 Николай I, Император 279, 283, 290, 292, 293, 322, 326, 334, 340, 341, 343, 344, 349, 350, 361, 366, 371 Николай Николаевич, вел. князь 326 Николай II Александрович, Император 283, 284, 288, 292, 293, 352, 376, 399, 400, 470, 495 Николай 153 Никольский Н. , проф. 5, 317 Никон, патриарх 4, 14, 156, 182, 183, 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 208, 209, 210, 211, 213, 216, 218, 220, 221, 222, 226, 235, 254, 255, 256, 260, 331 Никон Оптинский , старец 336 Никон, преп. 98, 103, 106

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они предложили посвятить свои труды на вспомоществование несчастным: «мы за головы свои и за животы не стоим», говорили они архимандриту. После этого было решено выдавать средства из монастырской казны для того, чтобы доставить бедным приют, корм, одежду, лекарства. Прежде всего, чтобы всем пришельцам дать приют, по благословению Дионисия, начали строить больницы, богадельни и странноприимницы. Сколько было построено таких домов, известия об этом не определенны; только видно, что их поставлено было не мало. Несомненно, что, кроме братской больницы, в которую помещали прибывавших больных, были устроены богодельни за монастырем. Для женского пола за монастырем же устроены были особенные избы в слободе Служней и в селе Клементьеве. Были, далее, поставлены «дворы и избы на странноприимство всякому чину из Москвы и из всех городов прибегающим мужеского пола и женска»; упоминается еще о постройке «убогих» домов. Эти разные наименования построек показывают, что по различию по- страдавших были устраиваемы и различные помещения: для больных – больницы, для нуждавшихся в жилье – избы и дома. Далее видно, что для людей боярского, княжеского или дворянского рода ставились особенные странноприимницы 188 . Благодаря такой заботливости Дионисия, все несчастные, приходившие в монастырь, пользовались помещением, пищею и лекарствами. Мало этого: преподобный рассылал слуг по дорогам, по соседним лесам и деревням для того, чтобы разыскивать и привозить в монастырь тех из пострадавших, которые сами были бессильны дойти до монастыря, – и таких оказывалось очень много. Более здоровые из пришельцев помогали братии в уходе за больными. Так, женщины шили рубашки и саваны, мыли белье; а их за это кормили и одевали. Были приглашены Дионисием и врачи. Но, естественно, что весьма многие умирали и их спешили погребсти по христиански. По распоряжению Дионисия, погребением занимались преимущественно Иван Наседка с братом Симоном и Иван священник Синьковский. Для приблизительного представления числа пострадавших, собравшихся тогда в монастыре важно свидетельство Наседки о числе погребенных им и его пособниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010