М.В. Корогодина Глава 5. Исповедь в России в вв. 1. Составление печатного требника В начале XVII в. продолжались те процессы развития покаянной дисциплины, которые были характерны для XV–XVI вв. Создавались вопросники для новых категорий кающихся. На рубеже XVI–XVII вв. появляются вопросники для мужчин и женщин, разделённые на три части в зависимости от возраста и семейного положения кающихся. Так, в вопроснике М-Печ. тр. выделено три раздела: для холостых, женатых и для вдовцов; в вопроснике Ж-Печ. тр.; для девиц, замужних жён и вдовиц. Эти вопросники вошли в состав печатного требника 1623 г и последующих (1625, 1633, 1636, 1639, 1642, 1647 и 1651 гг.) изданий; в XVII–XIX вв. они получили особенно широкое распространение в рукописной традиции. 319 Печатный требник готовился ещё в 1618 г., но вышел только в 1623 г. Основными составителями его были Арсений Глухой, Дионисий Зобниновский, Иван Наседка. 320 Они проделали огромную работу по сверке разных рукописей, исправлению и корректировке чтений по всему тексту требника. В 1618 г. некоторые исправления, внесённые ими (в частности, в молитву на освящение воды в день Богоявления), были соборно признаны еретическими, и справщики подверглись наказаниям различной тяжести. Через два-три года, благодаря вмешательству патриарха Филарета и иерусалимского патриарха Феофана, составители печатного требника были оправданы, а их исправления признаны верными. Составители не ограничились редактированием отдельных молитв. Справщики переработали все покаянные тексты, входящие в чин исповеди; возможно, некоторые тексты были составлены специально для печатного требника. Из текстов, неизвестных по более ранним русским рукописям, можно назвать поновление для детей, вопросники для царей, патриархов. Существенно были переработаны и пополнены новыми статьями вопросники для монахов и священников (Ч-Печ. тр., Ч-ЖПеч. тр. и Св-Печ. тр.). Впрочем, далеко не все тексты составлялись специально. Ещё в начале XVI в. была создана особая редакция вопросника священникам, которая, после небольшой доработки, вошла в состав печатного требника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

А.А. Половцов Наседка, Иван Васильевич Наседка , Иван Васильевич (в монашестве Иосиф) – книжный справщик, литературный полемист с протестантами, один из первых противников патриарха Никона в деле исправления церковных книг, род. в 1570 г. в селе Клементьеве (около Троице-Сергиевской лавры), умер в 1660 г. В 1594 г. был посвящен в диакона, а в 1608 г. во священника. Отправившись в Москву за рукоположением во иерея, Наседка пробыл там до весны 1611 г. и был очевидцем ужасов Смутного времени, которые так мастерски описал в приложениях к житию прп. Дионисия. По разорении Москвы он возвратился на родину; но за неимением дома и ради безопасности жил в Троице-Сергиевском монастыре, где ему было поручено отправление треб в церкви св. Сергия, над воротами, для мирян и погребение умерших. В то же время Наседка был деятельным сотрудником игум. Дионисия в деле составления и рассылки патриотических грамот в июле и октябре 1611 г. и апреле 1612 г. По успокоении отечества он перешел в свое родное село Клементьевское, но не порывал связи с монастырем. В середине 1615 г. Наседка был послан арх. Дионисием в Москву вместе с троицким справщиком старцем Арсением Глухим, взамен заболевшего Антония Крылова, вызванного для исправления требника 1602 г. Здесь, не смотря на отказы Арсения, Наседка настаивал, вероятно по поручению преп. Дионисия, на том, чтобы исправление книг осталось за ними, но чтобы работа была перенесена в Троицкий монастырь под непосредственное наблюдение архим. Дионисия. 8-го ноября 1616 г. в лавру была отправлена царская грамота соответствующего содержания. Дело исправления длилось почти полтора года: «безо всякия хитрости сидели полтора года день и нощь», писал впоследствии справщик Арсений. Главное исправление в Требнике, причинившее впоследствии справщикам столько неприятностей, за которые противники обвиняли их в нововводимой ереси, состояло в том, что они вымарали из молитвы в навечерие Богоявления, на освящение воды, в фразе: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом твоим и огнем»,– слова «и огнем», как не находившиеся ни в одном из требников, бывших у них под руками при исправлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

(Очерк из истории Русской Церкви XVII века) Сороковые годы XVII века были годами замечательного русского религиозного движения, быть может самого значительного, которое только знает история русской духовной жизни. Небольшая группа священников и мирян, в том числе и сам «тишайший государь» царь Алексей Михайлович начали большое дело духовного и церковного возрождения страны. Как обще-русское явление, это движение «ревнителей благочестия» продолжалось только до 1653 года. В этом году патриарх Никон изменениями церковного устава внес разлад в среду бывших друзей. Но религиозный подъем продолжался очень долго, дав основной «заряд» старообрядчеству и явившись его главной движущей силой. Одним из главных основателей движения был свящ. Иван Неронов, характерный для Руси искатель правды и Царствия Божия. Иван Неронов родился в 1591 году в маленьком Вологодском скиту. Строгая светская жизнь, суровая природа севера, тяжелые переживания юности определили характер молодого Ивана. Около 1613 года он потерял своих родных. С родного пепелища Иван уходит в Вологду. Городские нравы поразили его и встретив ряженных, выходивших из архиерейского дома, «отрок Иоанн разжегся духом и начал обличать их с дерзновением». Обличения юноши обозлили праздничную толпу и Иван был жестоко избит. Из Вологды Неронов приходит в Устюг, где он научился грамоте. Следующим этапом его странствований было село Никольское-Соболево, около Нижнего. В Никольском он женился на дочери священника и стал дьячком, он стал обличать и мирян и духовенство. Проповедь нравственного возрождения привела его к конфликту с священством и властями и заставила его оставить Никольское. Следующие годы он провел в Троице-Сергиевской лавре, под руководством архимандрита Дионисия. В это время лавра была крупнейшим духовным центром страны. Сам Дионисий, почитатель Максима Грека , был высоко образованный человек, исправитель духовных книг. Знаменитый келарь Авраамий Палицин писал тогда свои сказания о смутном времени. Отец Герман Тулупов работал над новой редакцией Четьи Миней. Среди духовенства и братии жили известный справщик и апологет о. Наседка, о. Александр Булатников, автор жития Елизария, видный грамматик и тоже справщик Арсений Глухой. 1 Здесь в Лавре Иван встретился с русской культурной элитой, познакомился с национально-православной идеологией. Вероятно в этом кругу Иван научился больше, чем его будущие союзники по оппозиции Никону, ценить духовное единство страны и Церкви. Отсюда же, надо предполагать, Неронов вышел еще больше уверившись в необходимости христианского обновления Руси. Ведь недаром его современники считали, что тяжелые годы Смутного времени были Божиим испытанием и наказанием за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

М.Ю. Смирнов Содержание Взгляды и полемика отечественных авторов в XVI – начале XXI века М. Ю. Смирнов. Непротестантский взгляд на протестантизм в России I. Дореволюционная историография протестантизма в России: официальный ракурс Н. И. Барсов. Протестантизм в России Т. И. Буткевич. Протестантство в России. II. Первое столетие протестантизма в России: под знаком «изложений на люторы» Максим Грек. Против лютеран – слово о поклонении Святым Иконам Зиновий Отенский. Черноризца послание многословное к просившим его подтвердить их благочестие против зломудрствования Косого и тех, кто с ним. Иван IV Грозный. Ответ царя Ивана Васильевича Грозного Яну Роките Иван Наседка . Написание о лютом враге Мартине Иосиф, Патриарх Московский и всея России. . Лютерские ереси III. Взгляд из XIX века на противолютеранскую полемику в России XVIXVII веков. Часть 1 Макарий , митрополит. . А. С. Никольский. . < Фрагменты > И. И. Соколов. . А. П. Голубцов. К вопросу об авторе, времени написания, цели и составе «Изложения на лютеры». Д. В. Цветаев. . Н. И. Кареев. Отзыв о сочинении г. Цветаева под заглавием – «Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках» III. Взгляд из XIX века на противолютеранскую полемику в России XVIXVII веков. Часть 2. Casus Цветаева Д. В. Цветаев. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. П. А. Преображенский. Докторский диспут по русской истории Д. В. Цветаев. < Редкая из моих печатных работ по иностранному вопросу в России не была отмечена критикою> . А. С. Лебедев. . Д. В. Цветаев. Странные приемы исторической критики. А. С. Лебедев. Ответ г. Дм. Цветаеву на его «Странные приемы исторической критики». IV. От Ивана Грозного до Петра Великого: тернистый путь адаптации протестантов в России М. Е. Красножен. . Д. В. Цветаев. Обрусение иноземцев-протестантов в Московском государстве. И. М. Снегирев. . П. З. . . Н. В. Покровский. Борьба с протестантскими идеями в Петровское время и князь Михаил Кропоткин. V. Православно-богословская оценка лютеранского вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

9. Новый царь и его окружение Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Никогда в истории России идеал православного царства не был так дорог царю и так активно не претворялся в жизнь, как в первые годы царствования Алексея Михайловича. Правда, это время (1645—1652) нам несколько напоминает лучшие годы царствования Ивана IV, позднее ставшего Грозным, когда царь сотрудничал с митрополитом Макарием и Избранной радой. Но и в это, лучшее, время царствования Ивана IV правительство не было так вдохновлено самой идеей благочестивого государства, желанием превратить Московскую Русь в подлинную Святую Русь, в настоящий Третий Рим. В эти годы сам новый молодой царь Алексей Михайлович, его ближайшее придворное окружение и его правительство строго придерживались правил православного благочестия в своей личной жизни и делали все возможное для утверждения этого идеала в сердцах людей и в церквах страны. Когда в 1645 году Алексей Михайлович взошел на престол, ему еще не было и шестнадцати лет от роду и поэтому совсем не удивительно, что он попал под влияние близко стоявших к нему людей. Трое из этого ближайшего окружения царя имели на него особое влияние. Это был пожилой и умудренный опытом дядька царя боярин Морозов, царский духовник Стефан Вонифатьев и личный близкий друг юного Алексея молодой Федор Ртищев. Все трое были твердо преданными церкви и подлинно верующими людьми, для которых вера была частью их личной жизни и государственной деятельности и основы которой они всегда стремились претворить в жизнь. Вполне вероятно, что привязанность к ним царя усилилась в дни его царствования ввиду некоторых неприятных, хотя до сих пор все еще и не вполне ясных обстоятельств его воцарения. Видимо, некоторые из придворных, в том числе, кажется, и князь Семен Шаховской, распускали слухи, что Алексей будто бы не был сыном царя Михаила Федоровича и что царь Михаил намеревался оставить трон не ему, а принцу Вальдемару Датскому, которому он прочил в жены свою дочь Может быть, этими слухами можно объяснить почти что немедленную после смерти царя Михаила высылку из России Вальдемара Датского и некоторые противопротестантские мероприятия, которые были приняты властями в виде репрессий против протестантского окружения принца. Во всяком случае высылка протестантского жениха царевны Ирины была значительным торжеством всей церковной партии при дворе и в Москве, во главе которой был сам патриарх Иосиф, затем редактор Печатного двора отец Иван Наседка, долго настаивавший на перекрещивании принца в случае его женитьбы на Ирине и наконец Стефан Вонифатьев, за которым, по-видимому, стояли и его друзья

http://sedmitza.ru/lib/text/439487/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Крестный путь крестьянских поэтов Раскрестьянивание России начиналось с травли и убийства ее певцов 04.10.2022 2533 Время на чтение 17 минут Фото: Предоставлены автором Помянем. 85 лет назад в 1937-1938 годах были расстреляны русские поэты: Павел Васильев (16 июля 1937 г.); Иван Приблудный ( 13 августа 1937 г. вместе с сыном Сергея Есенина Георгием); Сергей Клычков ( 8 октября 1937 г., в день своих именин); Николай Клюев (23 октября 1937 г. в день своего рождения); Василий Наседкин и Пётр Орешин (15 марта 1938 года). А 21 сентября (ст.ст.) в день обретения мощей свт. Димитрия Ростовского в 1895 году родился великий Сергей Есенин, убиенный Рождественским постом 27 декабря 1925 г. Раскрестьяниванию России противостояли её поэты, вышедшие из глубин народной жизни. Осенью 1918 года, в дни красного террора, Сергей Есенин работал в Москве над книгой «Ключи Марии», во многом созвучной духовным исканиям царскосельского «Общества возрождения художественной Руси», от которого благоразумные, включая Сергея Городецкого, после революции не только отошли, но даже название вычеркнули из своей памяти. «Ключи Марии» – одна из самых удивительных работ Есенина, в которой поэт предстает перед нами философом, постигшим тайны народной жизни, космизм народного миропонимания. После гибели Есенина Сергей Городецкий сожалел, что «Ключи Марии» не были разбиты при жизни поэта «каким-нибудь дельным – даже не марксистом, а просто материалистом», тогда творчество Есенина «могло бы взять другое русло» [Городецкий С.М. О Сергее Есенине//С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х тт. М., 1986, т.1, с.185]. В «Ключах Марии» поэт писал: «Все, что рассматривается извне, никогда не рождается в яслях с лучами звёзд в глазах и мистическим ореолом над головой. Звёзды и круг – знаки той грамоты, которая ведёт читающего её в сад новой жизни и нового просветленного чувствования. Наши исследователи не заглянули в сердце нашего народного творчества. Они не поняли поющего старца: " Как же мне, старцу,//Старому не плакать,//Как же мне, старому, не рыдать,//Потерял я книгу золотую//Во тёмном бору,//Уронил я ключ от церкви//В сине море " . Отвечает старцу Господь Бог: « " Ты не плачь, старец, не вздыхай,//Книгу новую я вытку звёздами,//Золотой ключ волной выплесну " » [Есенин С.А. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1977–1980, т. 5, с. 171–172 ].

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/04/kr...

Авраамий (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550, с. Протасьево близ Ростова — 13.09.1626, Соловецкий мон-рь), келарь Троице-Сергиева мон-ря, писатель. Происходил из древнего московского дворянского рода. Поступил на гос. службу при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном, служил воеводой в Коле и, возможно, в Холмогорах, «государевым посланником» на Русском Севере, дозорщиком Темниковского и Шацкого уездов, участвовал в отражении набегов крымских татар и наделении землей арзамасских служилых людей (1582–1587). В 1587 или 1588 г., при царе Феодоре Иоанновиче, подвергся опале (причина неизвестна), был сослан, не ранее 1597 г. принял монашество в Соловецком мон-ре. В 90-х гг. XVI в. управлял приписным к Троице-Сергиевому мон-рю свияжским Богородичным мон-рем, в 1601 г. управлял Троицким подворьем в Москве, в 1602 г. был соловецким келарем, в 1603 или 1604 г.— монастырским старцем, затем, возможно, управлял подворьем Соловецкого мон-ря в Каргополе. В 1607 или 1608 г. стал келарем Троице-Сергиева мон-ря. В период осады мон-ря тушинцами находился в Москве и оказывал помощь осажденным, но, по-видимому, поддерживал связи и с интервентами. В 1610 г. был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III, к-рому присягнул под Смоленском. После завершения посольской миссии изменил свою позицию и уже в 1611–1612 гг. вместе с архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и др. троицкими старцами участвовал в составлении патриотических посланий, призывавших народ к борьбе с интервентами. Во время освобождения Москвы склонял казаков кн. Д. Т. Трубецкого к поддержке ополчения К. Минина и кн. Д. М. Пожарского. Способствовал избранию Михаила Романова царем на Земском Соборе 1613 г. А. был в числе инициаторов предпринятой в Троицком мон-ре в 1616–1618 гг. правки Требника и др. богослужебных книг, из-за к-рой в июле 1618 г. были осуждены справщики архим. Дионисий, Иван Наседка и Арсений Глухой. В 1618 г. Авраамий управлял Троице-Сергиевым мон-рем и руководил его обороной от польско-литов. войск королевича Владислава. После возвращения в 1619 г. из польск. плена Филарета (Романова), ставшего Патриархом, Авраамий лишился влияния при дворе и, по-видимому, был сослан: в 1620 г., оставив должность, Авраамий уехал на покой в Соловецкий мон-рь, где и умер.

http://sedmitza.ru/text/1177731.html

Литературная деятельность С. начинается в 40-х годах. По поручению царя Алексея Михайловича он приготовил к печати житие преподобного Сергия, написанное Епифанием и дополненное Пахомием. Он проредактировал весь текст и сам рассказал несколько чудес Сергия, бывших после Пахомия. Эта новая редакция, вместе с житием игумена Никона, похвальным словом Сергию и службою обоим, была напечатана в 1646 г., но при этом, помимо воли автора, было выкинуто много его дополнений и сделаны некоторые поправки. В 1654 г. он восстановил первоначальный вид своей «Книги о чюдесех чюдотворца Сергия» (напеч. С. Ф. Платоновым в «Памятн. древн. письмен. и искусства», LXX), доведенной до того же года, и прибавил обширное предисловие (напеч. С. Смирновым во «Временнике Моск. Общ. истории и древн. российских», X, и у А. В. Горского – см. ниже), в котором говорит об историческом значении Сергиевой обители и ее основателе и кое-что об истории составления жития. За то же время (1646–54 гг.) С. написал: «Житие и подвиги преподобного отца нашего Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря (изд. было в 1809, 1816, 1817, 1824 и 1834 гг.). Как писатель С. руководствовался той мыслью, что «Бог не хощет ложными словесы прославляем быти и святым неугодно есть затейными чудесы похваляемым быти». Относясь так строго к себе, он окончательную обработку житию Дионисия придает в 1654 г., хотя оно было написано еще в 1648 г. Он сам был свидетелем 6 лет жизни Дионисия, а остальное описывал по рассказам Дионисия о своей жизни или по сообщениям, часто письменным, достоверных свидетелей. Большую помощь ему оказали Гурий и Герман Тулупов, учителя Дионисия, и особенно московский соборный ключарь Иван Наседка, помогавший Дионисию при исправлении книг и хорошо его знавший. С. же приписывается и «Повесть о разорении Московского государства и всея Российския земли, како и отчего и откуду начало изыде тех бед и напастей», находящаяся в одной и той же рукописи с житием Сергия и написанная около 1654 г. (изд. А. Н. Поповым в «Чтениях Имп. Моск. Общ. Истории и Древн. Рос.», 1881 г., II). Общие характерные черты С., как писателя – критическое отношение к источникам, сказывающееся в точности и обоснованности сообщаемых сведений (он иногда приводит и документы), полнота их, начитанность его, добросовестное отношение к чужому труду (он строго различает чужое от своего, «да не како на свой разум преложу чуж труд») и сравнительная простота изложения. Хотя одна из указанных черт в сочинениях С. видна ярче, другая – слабее, однако все это вместе делает его одним из интересных писателей XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ПОДОЛЬСКИЙ (кон. XVI - 1-я треть XVII в.), московский писатель и полемист (предположение об укр. происхождении А. П. опровергается отсутствием в его сочинениях украинизмов). Ок. 1614/15-1616/17 гг. А. П. служил подьячим Денежного стола Разряда с окладом 33 р., вероятно, имел отношение к книжной справе на московском Печатном дворе . В соч. «О просветительном огне» (не сохранилось, известно из возражений на него Ивана Наседки ) выступил против исправления Требника троицкими книжниками во главе с архим. прп. Дионисием (Зобниновским) : рассуждая о «Божественном огне» и ссылаясь на древность обряда погружения свечей в воду при освящении воды, А. П. настаивал на важности слов «и огнем» в конце молитвы на великом освящении воды на Богоявление, вычеркнутых троицкими справщиками. На Соборе в 1618 г. прп. Дионисий и его сотрудники были осуждены, однако после приезда в Москву Иерусалимского Патриарха Феофана XIV в 1619 г. состоялся новый Собор, оправдавший троицких справщиков. После Собора 1619 г. А. П. был отправлен в ссылку валовым писцом на Двину (1621/22), в 1626/27 г. послан подьячим в Козельск для «селитренного варения». В сер. 30-х гг. XVII в. под стражей был привезен в Москву. Сохранились сочинения А. П.: «Слово о многопотопном и прелестном пьянстве» (1619-1620), «Слово о Царствии Небеснем, Богом дарованнем и вечнем, и о славе святых, составлено от Божественных писаний» (1625-1626), «Слово о разслабленном, и немужественном, и изуменном страховании, написано к некоему другу», антипротестант. послание «Ко учителю латынскому обличение люторской вере» и предисловие к Русскому хронографу (РГБ. Унд. 727). А. П. приписывается пространное нравственно-дидактическое соч. «Послание к некоему» (атрибуция В. М. Ундольского , А. Н. Попова и А. И. Соболевского ), содержащее ок. 630 стихов. Соч.: Древняя русская проповедь против пьянства//ПС. 1862. Ч. 1. С. 238-288, 369-385; Памятники древнерусской духовной письменности//Там же. 1864. Ч. 1. С. 108-126, 227-246; Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 245-252; Петухов Е. В. Из истории русской литературы. XVII в.: Соч. о Царствии Небесном и о воспитании чад. СПб., 1893. С. 23-56. (ПДПИ; Вып. 93); Сатира XI-XVII вв./Сост., вступ. ст. и коммент. В. К. Былинина и В. А. Грихина. М., 1987. С. 107-112; Виршевая поэзия (1-я пол. XVII в.)/Сост., вступ. ст. и коммент. В. К. Былинина и А. А. Илюшина. М., 1989. С. 27-56, 393-400; Антипротестантское послание Антония Подольского// Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 343-351 [об А. П.- С. 179-182].

http://pravenc.ru/text/116096.html

Чугуев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). Осиновская церковь Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1847 и 1852. Год утраты:1962 (разобрана) Адрес: Украина, Харьковская область, Чугуевский район, г. Чугуев, Осиновская ул., 48 (на месте школы 3) Координаты: 49.823039, 36.698451 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1848 году военное начальство Чугуева ходатайствовало о постройке новой церкви, которая и была построена на средства прихожан к октябрю 1852 года: «деревянная, о пяти главах с таковою же колокольнею, крепкая, холодная». Её приход насчитывал уже 384 двора с более чем 2-мя тысячами человек. Иконы для этой церкви писал чугуевский иконописец Иван Павлович Бунаков (дядя Ивана Михайловича Бунакова – учителя И.Е. Репина). Репин писал: «Я не видел лучше этого Спасителя его работы. И вообще, в Осиновской церкви – большие картины по стенам, копии с Исаевского собора. Я видал их в 1893 году ещё совсем сохранившимися». Купола церкви были покрашены в зелёный цвет, и вся она утопала в зелени, поэтому в народе её прозвали «зелёной». А по приделу Георгия Победоносца называли ещё и Георгиевской. В этой церкви, вернее в сторожке, находившейся рядом, в 1844 году крестили новорождённого И.Е. Репина. Говоря о причте Осиновской церкви, нельзя не отметить династию священников Жадановских. Первый из них Стефан Афанасьевич пришёл в эту церковь в 1810 году, закончив Харьковский коллегиум, и стал со временем старшим священником округа. Его сын, Андрей Стефанович, получив образование в том же коллегиуме, был назначен на место священника в 1852 году, имея уже несколько наград, в том числе «за похвальные действия во время холеры» 1850 года. На стыке веков отправлял службу в храме протоиерей, член благочинного совета Иоанн Жадановский, который умер в 1906 году и был похоронен в ограде Скорбященской церкви г. Чугуева. Один из сыновей и внук отца Иоанна избрали свой путь, став военными, а сын Алексей продолжил дело отца. В своих воспоминаниях И.Е. Репин говорит о дьячке Осиновской церкви Яровицком, который обучал его математике. В 1853 году Василию Варсонофиевичу было всего 20 лет, но для подростка Ильи это был взрослый и учёный человек. В то же время дьячком в церкви служил Лука Наседкин, любивший подолгу вести беседы на богословские темы с матерью художника Татьяной Степановной Репиной.

http://sobory.ru/article/?object=45401

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010