Рассмотрев сообщение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Священный Синод благословил направить на Святую Гору Афон для участия в праздновании дня памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона 9 августа 2002 года паломническую группу Русской Православной Церкви и утвердил ее состав. Священный Синод заслушал отчет председателя Учебного комитета архиепископа Верейского Евгения о проведении инспекционной проверки Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в 2001/2002 учебном году. Одобрив представленные выводы и рекомендации, Священный Синод принял решение по ряду организационно-кадровых вопросов в сфере духовного образования и благословил разослать текст доклада в Духовные школы Русской Православной Церкви. Священным Синодом благословлено, согласно прошению архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия, преобразование Ивановского Духовного училища в Иваново-Вознесенскую Духовную семинарию с пятилетним сроком обучения. Ее ректором определено быть архимандриту Зосиме (Шевчуку). Рассмотрев соответствующий доклад председателя Учебного комитета архиепископа Верейского Евгения, Священный Синод утвердил положения, регламентирующие деятельность регентских и иконописных школ и курсов. Рассмотрев прошение архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая об увольнении его на покой согласно Уставу Русской Православной Церкви и в связи с исполнившимся 22 мая 75-летием со дня рождения, Священный Синод постановил просить Владыку Николая продолжить архипастырское служение в Ижевской епархии. Заслушав соответствующие рапорты и доклады митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Священный Синод Русской Православной Церкви благословил: открытие православного прихода в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Вунгтау (Вьетнам); архипастырское попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви в Синьцзян-Уйгурском Автономном Районе КНР архиепископом Астанайским и Алма-Атинским Алексием, в координации с Отделом внешних церковных связей;

http://zavet.ru/news/0207/n18.htm

Находясь все время в женском обществе, он выучился шить, вышивать бисером и даже находил удовольствие в этом. Впоследствии владыка сам шил для себя архиерейские облачения, в одном из них его и похоронили. В церковь Сережа ходил с большим желанием, тянуло его туда. Богослужение производило огромное впечатление, особенно архиерейское. Дома он любил играть «в церковь ». Вместо облачения надевал на себя платки, пытался кадить, благословлять. Однажды крестная спросила: «Кем ты хочешь стать, может быть, врачом?» Ответ был вполне естественным: «Нет, мама крестная, я буду архиереем». Матрона Андреевна понимала, что Сергею нужно получить духовное образование, и не только для развития склонностей и способностей. Оно давало единственную возможность реализовать то предназначение сына, которое она видела материнским сердцем. Устроить Сережу во Владимирское духовное училище не удалось. Вообще, в подобные учебные заведения принимались в основном дети священнослужителей. Однако Господь не оставил молодую вдову во благом намерении. Матрона Андреевна жила на квартире родственника покойного мужа, служащего казенной палаты Сергея Владимировича Соловьева, очень верующего человека, который понимал настоятельную необходимость устройства Сережи в духовное училище. Его брат, отец Иоанн Соловьев, в Иваново-Вознесенске был настоятелем собора и благочинным, заслуженным и влиятельным протоиереем. При его помощи удалось в 1896 году поместить мальчика в Шуйское духовное училище. Мать прекрасно сознавала опасность оставления домашнего мальчика одного в «бурсацком» обществе и переехала вместе с сыном в Шую. Здесь он был под постоянным присмотром и опекой, что дало свои плоды. Скромного и исполнительного мальчика заметили – он получил свое первое благословение на участие в богослужении. В августе 1899 года, когда Сереже исполнилось 12 лет, он уже начал прислуживать в алтаре. После окончания училища в 1902 году Сергей вместе с матерью переехал опять во Владимир и поступил в духовную семинарию. Пятнадцать лет...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Инок Феофан был рукоположен во иеродиакона в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. После он напишет: «Киево-Печерская Лавра - неземная обитель». В 1841 г. иеромонах Феофан окончил академию со степенью магистра, его дипломное сочинение было отправлено Священному Синоду как лучшее, а сам он назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, где стал преподавать латынь. Он говорил: «Полюбите детей, и они вас полюбят». Инок Феофан нес затем и другие послушания - инспектора Новгородской семинарии, бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Трудился в Иерусалиме, Константинополе, на Афоне. Был епископом Тамбовским и Шацким, затем Владимирским. На Владимирщине и сейчас стоят храмы, освященные владыкой. В частности, храм Рождества Богородицы в древнем Боголюбском монастыре, заложенный 19 мая 1855 г. и освященный 20 мая 1866 г., возведенный в русско-византийском стиле по проекту К.А. Тона. А вот на месте храма Рождества Христова в Иваново-Вознесенске, освященного святителем Феофаном в 1864 г. и снесенного в известный период русского помрачения, была разбита пл. Революции. На 52-м году жизни епископ Феофан подал прошение об увольнении на покой. Священный Синод был в недоумении, поначалу не знал, как отреагировать, но потом все же освободил владыку от управления Владимирской епархией с назначением на должность настоятеля Вышенской пустыни. Святитель желал уединения, покоя и тишины, чтобы заняться трудами духовного писательства. «Писать - это служба Церкви нужная, - утверждал он. - Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Вместе с иноками еще в течение шести лет свт. Феофан ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал литургию. Однажды святитель провел в строгом уединении Великий пост, затем уединился на более продолжительное время - от Пасхи до Пасхи, после чего был решен вопрос о полном затворе - на втором этаже флигеля, где сейчас расположен музей в честь святителя. В 1872 г. подвижник своими руками устроил у себя в келии «малую церквицу» во имя Крещения Господня, отделив для нее часть наибольшей из комнат - гостиной, где и стал совершать церковные службы один, без сослужащих. Тут можно усмотреть и прорицание святителем собственного дня кончины. Известно, что свт. Феофан в одном из писем более чем за полстолетья предсказал Октябрьский переворот. И, между прочим, для борьбы с революцией предлагал жесточайшую цензуру прессы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

« " Человеком года " могу назвать нашего президента. От его усилий зависит, чтобы наша страна не развалилась в мировой экономический кризис. И я глубоко уважаю Владимира Путина как верующего человека, христианина. А читателям хочу пожелать, чтобы те, кто далек от веры, стали верующими людьми, а кто верит, помнили о том, что такое воцерковленность. Воцерковленным желаю помнить о том, что спасение дает только Православная Церковь. Это связь поколений и небесных, и земных. А вашему порталу желаю Божьей помощи, процветания и мудрости», - заключил отец Сергий. Священник Андрей Постернак , директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что нет таких событий, которые были бы одинаково значимы для всех. «Чаще всего самое важное происходит в личной жизни человека, и у каждого в уходящем году были невзгоды и светлые минуты, - отметил он. - А переживания каждого человека главнее политики, экономики и прочих бушующих мировых процессов. Человек остается человеком внутри семьи, на работе, с друзьями и родственниками». «И мне хочется пожелать вам и всем читателям, чтобы радостных событий в личной жизни каждого было как можно больше, независимо от того, что нас ждет в дальнейшем с политическими переходами и экономическими катаклизмами. Человек выживает в любых условиях, если он имеет твердую веру, что главное в его жизни – на месте. Желаю всем духовной силы и опоры в наступающем году», - заключил отец Андрей. Иеромонах Макарий (Маркиш) , священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «Интересно, почему из миллиона заключенных в России и нескольких десятков тысяч, выпущенных по амнистии, выделяют только одного из уголовников? Освобождение Михаила Ходорковского не настолько серьезное событие, чтобы упоминать его в числе важнейших в прошедшем году». «Я бы начал с 2012 года, когда у нас в стране, и особенно за рубежом, были очень популярны идеи, будто Россия начинает разваливаться, а наша так называемая " оппозиция " играет в этом какую-то важную роль. Тогда был скандал в храме Христа Спасителя, была попытка атаковать полицию во время демонстрации на Болотной площади и некоторые другие события, - напомнил он. - Враги России имели некоторые основания надеяться на успешное продолжение своей антироссийской и антихристианской кампании. Но 2013 год показал полную необоснованность этих надежд. Доказательством этому служит несостоявшееся мероприятие оппозиции, которое планировали провести в феврале. Было заявлено 4500 участников, но никто не пришел кроме репортеров и полиции. Это индикатор того успеха, которым ознаменовался 2013 год».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/30/ch...

Игумент Лука (Степанов)Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) напомнил, что на подобную тему уже высказывался известный миссионер диакон Андрей Кураев, " который содержательно и точно сформулировал все " за " и " против " по этому вопросу " . " Потенциальная возможность создания такой организации не может не существовать, поскольку христианская ориентация избирателей может найти себя в партии, задачами которой будет осуществление тех действий и мер, которые согласованы с христианской нравственностью и культурой. Но насколько эта партия имеет право выступать от имени Церкви – это другой вопрос: она таких прав не имеет, ибо по целям и составу это разные организации. Лично мне кажется, что не так важны христианские термины в названиях, как важны христианские личности во главе. Партию с любым пристойным и сориентированным на интересы народа названием можно сделать выразителем христианских чаяний при соответствующем руководстве. Мы знаем, что даже коммунисты в разные времена по-разному себя вели по отношению к Церкви – в зависимости от генсека. Это подтверждает мою мысль: главное – кадровая политика, целью которой должно быть назначение во главе всех организаций и партий людей со здоровой христианской позицией " , – подытожил священнослужитель. Иеромонах Макарий (Маркиш)Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что отец Всеволод абсолютно прав, предложив увеличить присутствие православной общественности в политической жизни. " Не надо путать призывы к созданию православной партии с предложением усилить роль православия в политике. Мы понимаем, что Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. И отсюда следует, что создание религиозной партии в нашей стране невозможно, а работа группы религиозно-ориентированной общественности вполне реальна. Будет ли успешна работа такой группы – это зависит от политической конкуренции и общей борьбы. Церковь в такой борьбе не участвует, но призывает всех своих членов активно заниматься общественной деятельностью " , – заключил иеромонах Макарий.

http://religare.ru/2_91880.html

Иеромонах Макарий (Маркиш) священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии Опрос общественного мнения – это скорее искусство, чем наука, и это тоже своего рода форма массовой информации. Общественное мнение – это отражение объективных фактов в определенной группе людей. Но объективные факты измеряются не общественным мнением, а научным или религиозным сознанием. Как говорил Герцен: " Если бы законы Ньютона выставили на всеобщее обсуждение, у нас бы не было механики " . Результаты опроса отражают некие объективные факты в улучшении позиции Церкви, в ее отношении с обществом, усиление места Церкви в обществе, позитивное отношение людей к Церкви. Недостаточна еще вовлеченность людей в Церковь, но процесс идет. Но есть противодействие этому процессу вхождения Церкви в общество со стороны ее противников и врагов. Они свое дурное дело делают, и мы это видим в СМИ. Свои плоды приносит, к сожалению, неприязнь к Церкви, распространение дезинформации. Но борьба продолжается. Жизнь – борьба, а церковно-общественная жизнь – это серьезнейшая борьба. Виктор Лега зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Меня результаты опроса не удивляют. Они свидетельствуют, что отношение людей к Церкви с годами не меняется, несмотря на нападки на Церковь и ее предстоятеля. Кстати, мне кажется, даже личность патриарха тут не столь уж важна: отвечая на вопрос о доверии к патриарху, люди прежде всего говорили о доверии к Церкви. Трудно назвать причины этих нападок, но я отношусь к ним спокойно, поскольку на Церковь нападки идут уже две тысячи лет, и Христос говорил своим ученикам: " Нас будут гнать, и нас будут преследовать " , – и в каждое время эти преследования принимают свой вид и характер, являясь преследованием или всех верующих или отдельных представителей Церкви. Поэтому народ и относится спокойно к этим атакам, так как Церковь, призывая к нравственному идеалу, мешает жить тем людям, которые хотят воровать, лгать и делать другие вещи, которые в христианстве являются грехом.

http://religare.ru/2_95524.html

Наверное, социальный идеал, о котором нам говорит православная вера, – со снисхождением относиться другу к другу на земле. Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии: Я отца Всеволода знаю лично и очень ценю нашу дружбу. Поэтому хотел бы оградить его воодушевленные слова от ложной интерпретации, которая обязательно последует. Ненавистники Церкви наверняка набросятся и начнут неверно истолковывать, как это бывает всегда со всеми официальными лицами Церкви, так что приходится информационному отделу вступаться и восстанавливать трезвый взгляд. Ничего принципиально нового не сказано. Отец Всеволод просто говорит о православии в контексте мировой международной обстановки. Если в " Основах социальной концепции " Русская Православная Церковь говорит о православии внутри российского общества, то слова отца Всеволода – это совершенно законная попытка дать какие-то наметки положению православия на всем земном шаре. Потому что православие – это единая Соборная Апостольская Церковь. Если для россиян православие – это родная вера, которая связывает их с родной землей, то подавляющему большинству жителей планеты Земля надо открыть истину православия. И в этой связи отец Всеволод говорит на том языке и теми идеями, которые волнуют людей во всем мире – в том числе и тех, кто христианство не исповедует. Поэтому он говорит о халифате, например. Ведь в сознании наших мусульманских соседей это модель общественного устройства, которая соответствует с их точки зрения богоустановленному порядку, который ничуть не будет враждебен русским и православным. Мы видели в истории, что арабский халифат VII-X веков был образцом веротерпимости. Отец Всеволод говорит в качестве проповедника, который пытается пробудить ум и сердце людей верующих, благочестивых и благонамеренных, пытается протянуть им руку дружбы и сотрудничества со стороны нашего государства и Русской Православной Церкви, как нам заповедовано Спасителем и святыми отцами: быть со всеми в мире, насколько это возможно с нашей стороны. Так что нам надо сплотиться со всеми жителями планеты Земля.

http://religare.ru/2_107909.html

Священник Димитрий Арзуманов настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине У нас в храмах своя статистика. Мы отмечаем, сколько людей приходит в храм, сколько причащается. Это важно для истории. И вот в этом году мы зафиксировали, что на Пасху и на все пасхальные праздники к нам пришло гораздо больше народа, чем, например, в прошлом году. Если уж говорить о рейтингах, то вот этот " рейтинг " для верующих гораздо важнее, и он значительно поднялся. Не думаю, что человек, утративший доверие к Православной Церкви, пойдет в храм на праздник. Он, скорее, пойдет куда-нибудь на Болотную площадь или на митинг Единой России. Но наш мониторинг показывает, что людей стало приходить больше именно в храм. Что на Церковь пытаются оказывать давление, что это спланированные действия – это безусловно так. И все эти рейтинги и опросы – все это звенья одной цепи. Но они почему-то не отмечают, что с каждым годом людей в храмы приходит все больше и больше. На праздники храмы уже давно не вмещают всех желающих. Иеромонах Макарий (Маркиш) священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии Все подобные рейтинги влиятельности разных лиц, они же составляются по известной поговорке: " кто платит, тот и заказывают музыку " . Это не удивительно и совершено естественно. Любой студент второго курса соцфака провинциального вуза знает, как составить подобный " объективный " рейтинг, чтобы получить результат, который нужен заказчику. Есть и беспристрастные наблюдатели, но всегда найдется тот, кто оспорит любой объективный факт, чтобы подать материал определенном образом, прислуживая на информационном поле тем лицам, которые в этом заинтересованы. Меня беспокоит только одно: русские по-прежнему имеют некоторую долю доверия к этим антицерковным и антироссийским силам. Надо отучаться от такого доверия. Как только мы перестанем им доверять, эти силы немного успокоятся. Конечно, они будут продолжать лаять, но ветер будет носить, а караван будет идти дальше.

http://religare.ru/2_94922.html

В двадцатилетнем возрасте, будучи учащимся второго курса Тбилисской Духовной семинарии, он приходит к выводу, что к «людям, забывшим бога, хранящим в сердце тьму» одним словом Христовым не достучаться и правду и справедливость не утвердить. Возможность их утверждения он увидел в нарастающей волне революционной борьбы, конечной целью которой и объявлялось установление такого общественного строя, в котором будут утверждены христианские принципы жизни. Таким обществом должно стать социалистическое общество. С этих пор все его помыслы, все физические и умственные (духовные) силы были поставлены на службу реализации социалистической идеи, его «божественной мечты». Во имя ее Сталин принял марксистский вариант социализма, а потом ленинские уточнения к нему, имея внутри себя убежденность в возможности построения христианского социализма. Партия же, в руководстве которой он оказался, после победы Октябрьской революции, вела политику на уничтожение религии вообще, потому что относилась к ней как к темной реакционной силе, тормозящей общественный прогресс. Начавшаяся после победы борьба революционной власти с религией предполагала ее полное уничтожение. В строго секретном указании Ленина председателю ВЧК Ф.Э. Дзержинскому от 1 мая 1919 года говорилось: «В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов.Нар.Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Указание подписано Председателем В.Ц.И.К. М.И.Калининым и Председателем Сов.Нар.Комиссаров В.И. Лениным. Это строго секретное указание было неслучайным, одноразовым актом. Оно было показателем неизменной долгосрочной антирелигиозной политики новой власти, что и утверждает другое строго секретное письмо Ленина Молотову для всех членов Политбюро правящей партии. Написанное послание вызвано тем, что в городе Шуя Иваново-Вознесенской губернии 28 февраля 1922 года во время попытки изъятия церковных ценностей из храма на нужды голодающих возник конфликт между верующими прихожанами и членами комиссии по изъятию церковных ценностей, который закончился стрельбой, в результате которой 4 человека из прихожан были убиты солдатами Красной Армии и 10 человек было ранено.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/01/...

Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви: Слова отца Всеволода подтверждены многочисленными историческими примерами. Европейская цивилизация прошла долгий путь. Похоже, этот путь близок к завершению. Многие великие цивилизации, переживая расцвет, приходили в упадок. Это можно сказать о древней Греции, древнем Египте, Византии. Русь не относилась к Византии. Более того, с ней воевала. Но, тем не менее, культурное и духовное наследие наша цивилизация получила именно от Византии. Так и моя Европа сохранилась в произведениях русской классической литературы. Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии: В целом вряд ли кто-нибудь будет спорить с позицией отца Всеволода. Можно ставить разные оценки на разных этапах исторического пути европейских стран, но итог только святой не увидит. Когда мы говорим " Европа " , то допускаем некоторое сомнительное обобщение. Да, политика большинства европейских стран, доминирующие политические силы и поддерживающие их некоторые социальные слои, безусловно, характеризуются предательством христианства и отказом от него, от своего духовного и религиозного наследия. А дальше это все-таки разнообразие народов, социальных групп и вероисповеданий. Например, среди католиков есть глубоко благочестивые, а есть те, кто предал свою религию. И этот мультикультурализм внутри Европы нельзя скинуть со счетов. С учетом этого нам и надлежит действовать. Мы не должны просто ставить печать – вот, мол, все в Европе подлецы. Нет, мы должны в этом большом конгломерате народов, теряющих свои национальные идеи, находить здоровые силы, которым должны помогать вернуться в свое христианское бытие. Тут очень хорош пример нашего народа: в течение 70 лет мы были попираемы безбожным большевизмом, а теперь пытаемся восстановить свое нормальное бытие, что медленно, но получается. Так что мы можем надеяться на тот же результат у европейцев, и мы должны им в этом содействовать.

http://religare.ru/2_106161.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010