23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье священника, при крещении наречен Александром. Закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году женился на дочери священника Юлии Любимовой. Через год в семье родилась дочь Юлия, а в 1919 году – вторая дочь Нина. В 1920 году от скоротечной чахотки скончалась жена, и Александр Беляев остался один с двумя сиротами – шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимова. 28 августа 1920 года Беляев был рукоположен во священника и вскоре переехал с детьми в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Благодаря самоотверженному пастырскому служению, он вскоре стал известен во всей Иваново-Вознесенской епархии. 14 сентября 1923 года, после того как епископ Иваново-Вознесенский отпал в обновленчество, состоялось собрание представителей православных общин города, обратившееся к Патриарху Тихону с просьбой «благословить… общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». Протоирей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года хиротонисан во епископа города Иваново. Владыка ревностно принялся за исполнение своих архипастырских обязанностей. Началось массовое возвращение приходов из обновленчества. 27 октября его вызвали в местное отделение ОГПУ и потребовали выехать в Кинешму, где ему разрешалось служить только в сельских храмах. В сентябре 1926 года Беляева обвинили в том, что он «обращает в христианство детей партийных работников», арестовали, судили и приговорили к трем годам ссылки в Среднюю Азию. После возвращения он был назначен на кафедру в Сызрань. 21 февраля 1931 года вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагерь. По окончании срока в 1934 году назначен епископом Калужским и Боровским. 2 апреля 1936 года преосвященный Августин возведен в сан архиепископа. Пасха 1937 года, благодаря торжественному и вдохновенному его служению, несмотря на гонения, ощущалась верующими в Калуге как одна из самых радостных. Арестован 20 сентября 1937 года, в ноябре тройка приговорила его к расстрелу. Дочери владыки, спросившей, что принести отцу, следователь ответил: «Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите». Архиепископ Августин расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-103...

В 1995—2002 годах преподавал предмет «Миссиология» на курсах катехизаторов Братства Александра Невского в Нижнем Новгороде. В 1996 году выступал в Государственной думе России на парламентских слушаниях по теме «Образование и национальная безопасность России». В 2001 году окончил Московскую духовную семинарию. Преподавал в Ивановско-Вознесенской духовной семинарии догматическое богословие, церковное право, основное богословие, апологетику и миссиологию, а также основное богословие в Ивановском православном богословском институте. В 2001 году по просьбе главы города Иваново читал курс лекций «Православный образ жизни. Основы Православия» для аппарата городской администрации города Иваново. Преподавал в Ивановском государственном университете, в частности, читал авторский курс «Феноменология религии» на историческом факультете. В 2002 году по благословению патриарха Алексия II включён в состав рабочей группы общественно-политического экспертного совета по разработке образовательной концепции Русской православной церкви. В 2007—2008 годах преподавал в Ивановском институте повышения квалификации учителей для подготовки их к ведению курса «Основы православной культуры». В течение восьми лет был председателем оргкомитета по проведению праздников «Рождественский подарок» и «Светлый праздник», целью которых было привлечение учащейся молодёжи музыкальных и художественных школ и училищ, общеобразовательных школ к православным ценностям. Принимал участие в VI кинофестивале «Золотой витязь» в качестве члена жюри. В 2007 году вошёл в состав комиссии Иваново-Вознесенской епархии по канонизации. В 2008 году по приглашению председателя синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна участвовал в рабочем семинаре по разработке концепции учебного пособия и методологии преподавания предмета «Миссиология». Указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа от 15 октября 2008 года почислен за штат с правом перехода в Нижегородскую епархию. В декабре 2008 года назначен строителем восстанавливаемого Феодоровского мужского монастыря.

http://radonezh.ru/author/episkop-avgust...

После протоиерея Василия Якиманского настоятелем церкви стал Каллиопин Владимир Петрович (1881–1934). Он окончил Владимирскую Духовную семинарию, женился на дочери Якиманского, Клавдии Васильевне, брак которых состоялся в 1903 году. Владимир Каллиопин достойно вёл дела церкви. Но в октябре 1917 году к власти в стране приходят большевики, которые проводили антицерковную политику. Уже 23 января 1918 года советская власть обнародовала закон об отделении церкви от государства и образования. Согласно постановлению, церковь лишалась прав на собственность, на получение субсидий, и на право вести обучение в образовательных учреждениях страны. Церковные власти сочли данные законы неприемлемыми. Святейший Патриарх Тихон предал большевистское правительство анафеме. В ответ большевики объявил священников «классовыми врагами». С этого периода начинается эпоха гонений на Русскую Православную Церковь по всей стране. Гонения на церковь происходили и в ИвановоВознесенске. Настоятель Скорбященской церкви, отец Владимир Каллиопин, был арестован. Большевики хотели расколоть церковь с помощью различных так называемых обновленческих общин, таких как «Живая церковь» и «Церковное возрождение». Лидером обновленцев был Александр Введенский. Обновленцы поддерживали советскую власть. В ИвановоВознесенске численность обновленцев насчитывала всего 56 человек, тогда как сторонников Свт. Патриарха Тихона насчитывали 470 человек. Сторонники Свт. Патриарха Тихона не хотели мириться с обновленцами и считали их еретиками. В связи с обострением конфликта в 1923 году по приказу местных властей помещение храма опечатали. Но в 1924 году обновленцы потребовали удалить сторонников Свт. Патриарха Тихона из храма, а храм снова открыть. В итоге этих событий храм был передан обновленцам. В 1925 году почил Святейший Патриарх Тихон. В июле 1927 года митр. Сергий издал декларацию, в которой он официально отказался от непризнания советской власти и объявил о своей лояльности. Издав эту декларацию, митр. Сергий спас церковь от полного уничтожения и разграбления.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

10 октября 2018 года в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России состоялась научно-практическая конференция " Теологические аспекты духовной безопасности России " , посвященная 1030-летию Крещения Руси. Она была организована Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), Ивановской пожарно-спасательной академией Государственной противопожарной службы МЧС России и Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарией. Данное мероприятие открыло собой региональный этап Второй всероссийской конференции " Теология в научно-образовательном пространстве " . Фотоальбом Приветствие председателя Научно-образовательной теологической ассоциации, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Волоколамского Илариона огласил иеромонах Афанасий (Микрюков), секретарь научно-методического совета ОЦАД. С приветствиями к участникам конференции обратились: • глава Ивановской митрополии, ректор Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; • начальник Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России генерал-лейтенант внутренней службы кандидат технических наук, доцент И.А.Малый • исполнительный директор Ассоциации образовательных организаций " Научно-образовательная теологическая ассоциация " кандидат экономических наук, доцент Г.И.Теплых • председатель Ивановской городской думы А.С.Кузьмичев С докладами на конференции выступили: • заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, доктор философских наук, доктор богословия, профессор В.Н.Катасонов; • профессор кафедры истории и философии Ивановского государственного энергетического университета доктор философских наук, профессор М.В.Максимов и доцент кафедры истории и философии Ивановского государственного энергетического университета Л.М.Максимова;

http://religare.ru/2_116427.html

Настоятель храма Сретения Господня при Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, и.о. заведующего кафедрой теологии при НовГУ священник Евгений Зайцев рассказал о паломничестве на Святую Землю митрополита Арсения (Стадницкого). Преподаватель гуманитарного факультета Российского государственного социального университета. П.А. Кузьмин представил доклад на тему «С.С. Аверинцев: семиотический анализ библейских образов». О присутствии на Святой Земле в 1921-2021 гг. Русской Православной Церкви Заграницей рассказал в своем докладе доктор церковной истории, кандидат философских наук, преподаватель кафедры церковно-исторических и церковно-практических дисциплин Владимирской Свято-Феофановской семинарии священник Аркадий Маковецкий. Модерировал секцию проректор по лицензированию и аккредитации МДА иерей Андрей Лысевич. Дистанционная часть конференции прошла под руководством проректора по научно-богословской работе МДА протоиерея Александра Задорнова. Настоятель прихода новомучеников Церкви Русской п. Восточный Серовской епархии иерей Сергий Глинских выступил с сообщением «Секулярный мир и религиозность служителей третьей Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1863-1866 гг. Проблема нравственного церковного единства». Насельница Горненского женского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме, сотрудница Миссии инокиня Екатерина (Копыл) исследовала функции святых мест Палестины в творениях палестинских отцов иерусалимского ареала V-VIII вв. Секретарь Ученого совета и старший преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии игумен Виталий (Уткин) продемонстрировал аспекты темы Святой Земли в русской публицистике периода Первой мировой войны на примере епархиальной печати. Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры богословия и Священного Писания Ветхого и Нового Завета Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии А.В. Пикин презентовал модели поведения епископов поздней античности во время осады иноверными их кафедральных городов, в том числе на Святой Земле.

http://patriarchia.ru/db/text/5918107.ht...

• главный редактор журналов " Духовно-нравственное воспитание " и " Русская словесность " (г.Москва), член Союза писателей России А.П.Фурсов; • преподаватель Российского православного университета святого Иоанна Богослова, научный консультант Русской экспертной школы Е.А.Белжеларский; • доктор исторических наук, заведующий кафедрой философии, культурологии и социальных коммуникаций Костромского государственного университета, член Союза писателей России А.В.Зябликов; • профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультета Ивановского государственного университета, преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии, доктор исторических наук С.М.Усманов; • научный руководитель Центра кризисологических исследований, заведующий кафедрой культурологии и литературы Шуйского филиала Ивановского государственного университета доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки и образования, член-корреспондент РАЕ, академик АФХ (МГУ), почетный работник высшего профессионального образования РФ, эксперт РАН В.П.Океанский, профессор кафедры теологии Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, доктор культурологии, кандидат филологических наук, профессор, эксперт РАН Ж.Л.Океанская, заместитель директора по научной работе Шуйского филиала Ивановского государственного университета, профессор, доктор психологических наук Е.А.Шмелева. В работе конференции приняли участие епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Шуйский и Тейковский Матфей, директор Шуйского филиала ИвГУ, депутат городской думы городского округа Шуя А.А.Михайлов, преподаватели, курсанты и студенты Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, преподаватели и студенты Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии, преподаватели вузов региона, священнослужители. По итогам работы конференции была принята резолюция. Участники конференции посетили развернутую в Ивановской пожарно-спасательной академии выставку работ русского ходужника Серафима Александровича Зверева (1912 – 1979 г.г.), сына расстрелянного на Бутовском полигоне священномученика Александра Зверева. С.А.Зверев был учеником М.В. Нестерова и П.Д. Корина. Выставку представил Плесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

http://religare.ru/2_116427.html

Крестьянские корни оказали большое влияние на формирование личности иерарха. Как он сам впоследствии отмечал, " всегда отличался хозяйственным духом " . Хотя он и уехал из родной деревни достаточно рано – в 1948 году, когда ему было 18 лет – для поступления в Московскую духовную семинарию, а до начала Великой Отечественной войны некоторое время жил в Москве с матерью Александрой Устиновной и старшим братом Дмитрием, деревенский быт остался для него наиболее понятным. Связанное с ним отсутствие бытовых удобств его не напрягало. Как впоследствии вспоминал архиерей о периоде своего служения в первом его храме в селе Толпыгино в Приволжском районе, " в корыте я мылся 12 лет " . Когда митрополит Антоний (Кротевич) перевел отца Амвросия в Преображенский кафедральный собор в Иванове, то священник " всё время хотел перевестись из собора обратно в село " . Когда же он был призван к архиерейскому служению, то небольшой в то время дом Ивановского епархиального управления, который стал и его домом, " первое время казался очень пустым. Никак не мог к нему привыкнуть " . Глубокое понимание психологии деревенской жизни, отсутствие страха перед ней, стали причинами того, что, когда в 1990-е годы появилась такая возможность, во время служения архиепископа Амвросия управляющим Ивановской (с 2002 года Иваново-Вознесенской) и Кинешемской епархией в Ивановской области были открыты многие храмы, находившиеся в малонаселенных и заброшенных населенных пунктах, " нерентабельные " , казалось бы, с практической точки зрения, но в некоторых случаях ставшие крупными духовными центрами – как, например, восстановленные фактически из руин древние монастыри в селах Введенье и Дунилово Шуйского района, Тимирязево Лухского района. – Какие моменты в биографии владыки Амвросия показались вам удивительными, неожиданными, может быть, трудно объяснимыми? – Все переломные моменты в его биографии трудно объяснить с бытовой точки зрения. Он родился в нерелигиозной семье, но в ранней юности сам осознанно просит священника, чтобы тот его крестил; а вскоре и вовсе поступает в духовную семинарию, делая шаг в совершенно незнакомый ему до этого мир. Уже будучи иеромонахом, служит в небольшом селе, где его замечает новый архиерей – митрополит Антоний – и не только переводит в Преображенский кафедральный собор в Иваново, но и пишет первое представления на его рукоположение в сан епископа, в то время оставшееся без последствий. Свыше десяти лет службы настоятелем в соборе, в том числе пять лет в крайне сложных психологически условиях, а затем новый архиерей – архиепископ Иов (Кресович) – вновь рекомендует его как кандидата в епископы, и в этот раз всё получается.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/16/vladyk...

г. – кратковременный арест. г., 8 сентября – хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. г. – кратковременный арест, дважды. 1926 г. –- арестован в г. Иваново-Вознесенске, осуждён к трём годам ссылки в Среднюю Азию. 1930–1931 гг. – епископ Сызранский. 1930 г. – арестован Сызранским ОГПУ, осуждён к трём годам концлагеря. 1934–1937 гг. – епископ Калужский и Боровский. г. – привлечён к следствию (без ареста). 1936 г. – архиепископ. 1937 г., 23 ноября – расстрелян вместе с группой духовенства и мирян Калужской епархии в г. Калуге. АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович), архиепископ Волынский и Житомирский. 1879 г., 2 марта – родился в г. Яранске Вятской губ., в семье священника. Брат архиепископа Черниговского Пахомия [Кедрова]. 1904 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1910 г., 2 июля – пострижен в монашество. 1910 г., 5 июля – рукоположен в иеромонаха. 1911 г. – ректор Волынской духовной семинарии в сане архимандрита. 1915–1922 гг. – епископ Острожский, викарий Волынской епархии. 1917–1918 гг. – участник Собора Российской Православной Церкви. 1920 г. – архиепископ. 1922–1926 гг. – архиепископ Волынский и Житомирский. 1922 г. – арестован и сослан в Узбекистан; вернулся из ссылки в г. Житомир. 1929 г. – арестован и сослан в г. Архангельск; в ссылке арестован и сослан в г. Бирск (Башкирия). 1937 г. – арестован в г. Бирске, расстрелян 27 ноября того же года. АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич), митрополит Ярославский 1854 г., 27 сентября – родился в с. Могилы Веневского уезда Тульской губ., в семье священника. 1871 г. – поступил в Тульскую духовную семинарию. 1881 г. – окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия; преподаватель латинского языка Ранненбургского духовного училища. 1881, 7 декабря – помощник смотрителя Скопинского духовного училища. 1885 г. – после смерти жены и потери сына пострижен в мантию; иеромонах. 1886 г. – инспектор Томской духовной семинарии; игумен. 1888 г. – ректор Иркутской духовной семинарии; архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Я убежден, что сейчас мы, священники, должны сделать все для того, чтобы центром празднования масленицы стал храм, соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. Несколько лет назад меня поразил опыт Биробиджанской епархии, возглавившей подготовку и проведение масленицы в кафедральном городе и справившейся с этой ролью блестяще. Сегодня, по большому счету, кроме Церкви и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не вульгарным, не примитивным. Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование масленицы действительно христианским или, наоборот, окончательно потерять возможность сделать это. Иеромонах Макарий (Маркиш) (Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии): – Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе – и тогда все встает на свои места. Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия... Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни (впрочем, отнюдь не только нынешней!). Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и не дальнейшее. Обратив же внимание – задумаются. Задумавшись – поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу... Иеромонах Симеон (Томачинский) (насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря): – К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных " красных дней календаря " мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, – не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат...

http://religare.ru/2_92690.html

В Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии в День трезвости состоялся открытый урок для семинаристов. Первый проректор семинарии игумен Вонифатий (Клименко) рассказал учащимся о вреде употребления спиртных напитков и наркотиков. На примерах событий Священного Писания отец Вонифатий объяснил, как человек, подверженный влиянию пагубных страстей, становится не только асоциальным, но и удаляется от Бога и Его Церкви. Урок продолжился докладами семинаристов старших курсов. О психологической стороне зависимости, а также о пастырской и социальной значимости установления Церковью дня, посвященного борьбе с этим недугом, учащимся Смоленской семинарии рассказал первый проректор СПДС игумен Тарасий (Ланге). Проректор по воспитательной работе иерей Андрей Волков осветил нравственную сторону проблемы зависимости. Молебны об исцелении страждущих от недуга винопития и наркомании совершались 11 сентября в храмах Сергиево-Посадского благочиния. В этот день настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы священник Сергий Мошков провел для учащихся Московской духовной академии лекцию на тему «Взаимодействие приходского священника с православным реабилитационным центром». 11 сентября в Кузбасской православной духовной семинарии состоялась встреча духовника сестричества святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары города Новокузнецка протоиерея Алексия Шульгина со студентами духовной школы. Темами для обсуждения стали проблемы алкоголизма, наркомании и игромании. Отец Алексий рассказал о своем служении, о людях, которые обращаются за помощью, а также о трудностях при работе с зависимыми. День трезвости был восстановлен в России по инициативе Церкви в 2014 году спустя 100 лет. Первое празднование Дня трезвости состоялось в 1911 году в Санкт-Петербурге, а ежегодно его начали отмечать с 1914 года. Дата 11 сентября была выбрана не случайно: в этот день православные христиане вспоминают Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Пророк был обезглавлен царем Иродом во время пьяного пира. В этот день соблюдается строгий пост. В России в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков.

http://patriarchia.ru/db/text/5012144.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010