Я убежден, что сейчас мы, священники, должны сделать все для того, чтобы центром празднования масленицы стал храм, соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. Несколько лет назад меня поразил опыт Биробиджанской епархии, возглавившей подготовку и проведение масленицы в кафедральном городе и справившейся с этой ролью блестяще. Сегодня, по большому счету, кроме Церкви и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не вульгарным, не примитивным. Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование масленицы действительно христианским или, наоборот, окончательно потерять возможность сделать это. Иеромонах Макарий (Маркиш) (Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии): – Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе – и тогда все встает на свои места. Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия... Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни (впрочем, отнюдь не только нынешней!). Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и не дальнейшее. Обратив же внимание – задумаются. Задумавшись – поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу... Иеромонах Симеон (Томачинский) (насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря): – К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных " красных дней календаря " мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, – не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат...

http://religare.ru/2_92690.html

В Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии в День трезвости состоялся открытый урок для семинаристов. Первый проректор семинарии игумен Вонифатий (Клименко) рассказал учащимся о вреде употребления спиртных напитков и наркотиков. На примерах событий Священного Писания отец Вонифатий объяснил, как человек, подверженный влиянию пагубных страстей, становится не только асоциальным, но и удаляется от Бога и Его Церкви. Урок продолжился докладами семинаристов старших курсов. О психологической стороне зависимости, а также о пастырской и социальной значимости установления Церковью дня, посвященного борьбе с этим недугом, учащимся Смоленской семинарии рассказал первый проректор СПДС игумен Тарасий (Ланге). Проректор по воспитательной работе иерей Андрей Волков осветил нравственную сторону проблемы зависимости. Молебны об исцелении страждущих от недуга винопития и наркомании совершались 11 сентября в храмах Сергиево-Посадского благочиния. В этот день настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы священник Сергий Мошков провел для учащихся Московской духовной академии лекцию на тему «Взаимодействие приходского священника с православным реабилитационным центром». 11 сентября в Кузбасской православной духовной семинарии состоялась встреча духовника сестричества святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары города Новокузнецка протоиерея Алексия Шульгина со студентами духовной школы. Темами для обсуждения стали проблемы алкоголизма, наркомании и игромании. Отец Алексий рассказал о своем служении, о людях, которые обращаются за помощью, а также о трудностях при работе с зависимыми. День трезвости был восстановлен в России по инициативе Церкви в 2014 году спустя 100 лет. Первое празднование Дня трезвости состоялось в 1911 году в Санкт-Петербурге, а ежегодно его начали отмечать с 1914 года. Дата 11 сентября была выбрана не случайно: в этот день православные христиане вспоминают Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Пророк был обезглавлен царем Иродом во время пьяного пира. В этот день соблюдается строгий пост. В России в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков.

http://patriarchia.ru/db/text/5012144.ht...

10) Независимо сего выдать моим родственникам: а) родной племяннице, жене диакона Евдокии Васильевне Виноградовой пять тысяч рублей, б) родной племяннице, жене псаломщика Александре Васильевне Дунаевой пять тысяч рублей, в) родной племяннице, вдове псаломщика Валентине Васильевне пять тысяч рублей, г) родному племяннику, крестьянину прихода села Хотимли, Ковровского уезда, Алексею Павлову Угодину три тысячи рублей, д) родной племяннице, крестьянской вдове, живущей в приходе села Алексеевки, Ковровского уезда, Александре Павловне три тысячи рублей, е) внуку моему Василию Яковлеву Угодину, бывшему в военной службе и проживающему в селе Хотимле три тысячи рублей и ж) племяннику моему Василию Ивановичу, проживающему в городе Иваново-Вознесенске, три тысячи рублей. 11) За распределением всего моего имущества и капитала, если таковой окажется в наличности, или будет откуда-либо причитаться к получению, то прошу душеприказчика выдать тем лицам и учреждениям, которым мною будет указано особо от сего. 12) Все выдачи и взносы должны быть произведены процентными бумагами по утверждении сего завещания немедленно. 13) Душеприказчиком по исполнению настоящего завещания прошу быть племянника моего Врача Петра Александровича Орфанова и 14) Завещание это должно иметь силу и действие только после моей смерти. Проект сего акта читан завещателю в присутствии вышепоименованных свидетелей и по одобрении оного и удостоверении, что он по доброй воле желает этот акт совершить и понимает его смысл и значение, внесен в актовую книгу, из которой вновь прочитан тем же порядком. Выпись, на восьмидесятикопеечном гербовом листе, следует выдать Высокопреосвященнейшему Савве, для представления душеприказчиком в окружной суд в годовой срок со дня смерти завещателя. Савва, Архиепископ Тверский и Кашинский. При совершении сего духовного завещания свидетелями были: Ректор Тверской духовной семинарии, протоиерей Петр Александрович Соколов, живу в Твери, в здании духовной семинарии. Протоиерей Дмитрий Матвеев Константиновский, живу в Твери, по Ревякиной улице, в своем доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Живя под крылышком матери-вдовы, постоянно в женском обществе, мальчик выучился шить и вышивать бисером и даже любил этим заниматься, а впоследствии в ссылке шил себе облачение 4 и вышивал бисером ризы на иконы. (Его и похоронили в облачении собственной работы.) В церковь Сережа ходил охотно. Богослужение, в особенности архиерейское, производило на него большое впечатление. Дома он любил играть «в церковь », «в службу», т. е. надевать на себя платки в виде облачения, кадить, благословлять и т. д. Он даже пытался шить себе «облачения». На вопрос своей вышеупомянутой крестной: «Сережа, кем ты хочешь быть? Хочешь быть врачом?» (она сама была врач) – он ответил: «Нет, мама крестная, я буду архиереем». Родную мать Сережа очень любил и в годы тяжелых испытаний в невольной разлуке сильно тосковал о ней. Отца не помнил, но, видно, от обоих родителей унаследовал ту прямоту и принципиальность, которые пронес сквозь всю свою многострадальную жизнь, и ту любовь к св. Церкви и Родине, которой горело и болело его сердце, пока не перестало биться. Желая направить сына на добрый путь, Матрона Андреевна стремилась дать ему духовное образование. Это было нелегкое дело, потому что в духовные училища принимались почти исключительно дети священнослужителей. Во Владимирское духовное училище Сережу устроить не удалось. Но Господь все же помог молодой вдове в добром её намерении. Она жила на квартире у родственника своего мужа, служащего казенной палаты, Сергея Васильевича Соловьева. Он был старостой Спасской церкви во Владимире, а его брат, о. Иоанн Соловьев, в Иваново-Вознесенске был настоятелем собора и благочинным, заслуженным и влиятельным протоиереем (в городе, не имевшем архиерейской кафедры, влияние соборного настоятеля почти равнялось влиянию епископа). С его помощью удалось поместить Сережу в Шуйское духовное училище. На годы учения сына в Шую переехала и Матрона Андреевна. Таким образом Сережа Сахаров живущим в училище никогда не был и всегда находился под материнским присмотром, ограждавшим его от влияния товарищей, которое в тогдашней духовной школе не всегда могло быть хорошим. Сережа поступил в училище в 1896 г. в девятилетнем возрасте. По-видимому, на первых порах учение давалось ему не совсем легко: в 3-м классе остался он на второй год. С августа 1899 г., когда ему исполнилось 12 лет (в 3-м классе), он начал прислуживать в алтаре. 14-ти лет, в 1902 г., Сережа окончил духовное училище и вместе с матерью вернулся во Владимир, поступив в тамошнюю духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

4) организационное. Мы надеемся, что эти структурные изменения позволят нам более эффективно работать над реализацией задач, поставленных перед нами священноначалием нашей Святой Церкви. 1. Реорганизация и реформа духовных учебных заведений. В межсоборный период наблюдалось незначительное увеличение числа духовных учебных заведений. В 2001 году в Новосибирске был открыт Православный богословский институт, в Пензе, Ростове Великом (Ярославская епархия), Верхотурье (Екатеринбургская епархия), Сведловске и Алчевске (Луганская епархия) были открыты духовные училища, в Калуге – епархиальное женское училище, в Красноярске – пастырские курсы. Московская духовная академия открыла на базе Новоспасского монастыря богословские курсы для мирян, имеющих высшее образование и желающих получить основы богословского образования. Курсы не ставят перед собой целью подготовку священнослужителей и профессиональных богословов, но по уровню преподавания выходят за рамки катехизации. Таким образом, окончательное решение об их статусе еще не принято. Эта форма богословского образования является нетрадиционной и представляет собой экспериментальный проект, о результатах которого можно будет судить спустя некоторое время. Ряд духовных учебных заведений за истекший период повысили свой статус. Так, Екатеринбургское, Рязанское, Сретенское, Николо-Перервинское, Иваново-Вознесенское и Тульское духовные училища были преобразованы в семинарии. Пастырские курсы в Брянской и Пермской епархиях – в духовные училища. Одногодичные пастырские курсы Ижевской епархии как имеющие преимущественно катехизаторскую направленность переведены из ведомства Учебного комитета в Отдел по религиозному образованию и катехизации. Таким образом, на настоящий момент в ведении Учебного комитета Русской Православной Церкви состоят: - 5 духовных академий - 3 богословских института - 31 духовная семинария - 39 духовных училищ - 1 пастырские курсы. В Московской, Санкт-Петербургской и некоторых других духовных семинариях в 2003 году состоялся первый выпуск студентов, обучавшихся по новой пятилетней программе. Соответственно начиная с 2003/2004 учебного года в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях учебные планы строятся с учетом будущей специализации по четырем направлениям: богословскому, церковно-историческому, церковно-практическому и библеистике. Предполагается, что в дальнейшем специализированная научно-богословская работа по каждому направлению значительно активизирует деятельность кафедр и в итоге приведет к образованию в каждой академии четырех факультетов: богословского, церковно-исторического, церковно-практического и факультета библеистики.

http://sedmitza.ru/lib/text/429565/

В это же время он обучался на заочном отделении Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии. С 2010 года и до последних дней жизни иеромонах Дамаскин занимался духовно-патриотическим воспитанием мальчиков в школе-интернате при Николо-Шартомском монастыре в д. Клещёвке, где он организовал Православную дружину имени святого благоверного великого князя Александра Невского. Ребята участвовали в военно-полевых сборах, на которых тренировались выносливости в походных условиях и обращению с оружием. Где бы они ни были, кроме специальных военных занятий, отец Дамаскин всегда находил время посетить с мальчишками местные святыни, принять участие в богослужениях. Иеромонах Дамаскин сотрудничал с Ивановским региональным отделением Поискового движения России, вместе с ребятами выезжал в экспедиции в места боев во время Великой Отечественной войны: под Псков, в Крым, под Новгород. По результатам этих экспедиций был сформирован исторический музей военной славы при школе-интернате в д. Клещёвке. В 2020 году под Новгородом ребята под руководством своего наставника обнаружили останки красноармейца, воевавшего в Великую Отечественную войну, и с помощью медальона восстановили имя погибшего защитника Отечества. Отец Дамаскин много сделал для увековечения памяти зверски казненного фашистами в 1944 году 18-летнего Юрия Смирнова. Каждый год в День Победы воспитанники монастырской школы-интерната со священнослужителями шли крестным ходом с хоругвями и иконами к мемориалу в д. Клещёвке, где Юрий Смирнов проходил курс молодого бойца, и возле памятника, установленного юному герою, совершали заупокойную литию по убиенному рабу Божиему Георгию. Тема казаков и казачества для отца Дамаскина была особой. Его отец происходил из семьи потомственных кубанских казаков, и дух казачества был близок будущему монаху с самых юных лет. Вернувшись после службы в армии, он сразу же принял присягу в Сибирском казачьем войске. Иеромонах Дамаскин создал отряд казачат и в школе-интернате. Иеромонах Дамаскин также входил в состав добровольной пожарной дружины при Николо-Шартомском монастыре.

http://e-vestnik.ru/obituaries/ieromonah...

«Патриотизм помогает исполнить заповедь любви» Может ли христианин, живущий в безбожном государстве, идти на союз с завоевателями, если они «разрешают веру», открывают храмы? Размышляет клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш). Литва между патриотизмом и Православием Литва наряду с Польшей сегодня один из главных оплотов римского католицизма в мире. Католиками здесь называет себя подавляющее большинство населения. Но живут православные христиане и тут. Легко ли быть православным патриотом в стране победившего католицизма? Также в ноябрьском номере читайте: Необитаемый остров и его обитатели Есть много способов уйти от мира — в знойную пустыню, в пещеры, в дремучие леса. Еще один вариант — поселиться на необитаемом острове. Отшельничество — это всегда экстрим: выжить в дали от цивилизации, без привычных бытовых условий совсем не просто. Азы веры на языке современности. Катехизис возвращается Этим летом Священный синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной Богословской комиссии начать подготовку нового православного катехизиса — особого краткого свода церковной догматики. Зачем Церкви понадобился новый «справочник о вере» и каким он будет? Обличитель Златоуст Имя святителя Иоанна Златоуста знакомо каждому православному человеку — хотя бы потому, что в храмах служится составленная им литургия. Но если представить себе, как он во плоти вдруг оказался бы на этой литургии, — что бы он сказал с амвона? Откуда берутся дети? Социологи утверждают – из головы По статистике, большинство россиян согласны вырастить и воспитать одного, максимум двоих детей. Но есть и те, кто рожает пятерых и даже десятерых. Что-то заставляет одних четко планировать рождение только одного малыша еще за несколько лет до его появления на свет, других — бесконечно откладывать момент появления наследников или даже принципиально отказываться от мысли о детях, а третьих — безбоязненно рожать «сколько Бог даст». Трудные поиски счастья. Тута Ларсен находит чудеса за соседней дверью

http://pravmir.ru/noyabrskij-nomer-zhurn...

15 января ученый секретарь Свято-Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии, секретарь Архиерейского совета Ивановской митрополии игумен Виталий (Уткин) выступил на всероссийском семинаре-совещании " Влияние пандемии коронавирусной инфекции на динамику религиозной ситуации в регионах " . Семинар был организован Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Экспертным советом Федерального агентства по делам национальностей, Научно-образовательной теологической ассоциацией при поддержке Комиссии по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни и Комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Тема доклада игумена Виталия " Концепт духовного антихриста и антипрививочное движение в русском религиозном радикализме XIX – начала XX веков " . Ниже предлагаем текст доклада: Игумен Виталий (Уткин), г. Иваново, ученый секретарь Свято-Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии, секретарь Архиерейского совета Ивановской митрополии Концепт духовного антихриста и антипрививочное движение в русском религиозном радикализме XIX – начала XX веков В последнее время в связи с началом вакцинации особое развитие получило антипрививочное движение. Оно является частью комплекса радикальных идей. Однако сам этот современный радикальный комплекс идей размыт и не имеет твердых вероучительных оснований. В этом его коренное отличие от русского религиозного радикализма XVII – XX веков, в рамках которого, с момента начала массовых прививок от оспы в XIX столетии, существовало собственное антипрививочное движение. Под русским религиозным радикализмом я предлагаю понимать совокупность воззрений ряда движений как старообрядчества (и в поповстве, и в беспоповстве), так и внутри Русской Церкви XVII – XX веков. При этом только часть старообрядчества можно охарактеризовать в качестве религиозных радикалов. В поповстве (то есть в старообрядчестве, приемлющем иерархию) к радикалам следует отнести неокружников и необщинников, а также их предшественников (например, липован) – в отличие от окружников. В беспоповстве (отрицающем наличие иерархии) наиболее видными радикалами являлись федосеевцы и странники-бегуны – в отличие от поморцев.

http://religare.ru/2_120249.html

Биографический очерк об архиепископе Амвросии был уже ранее написан ; в этой статье хотелось бы обозначить некоторые из вех его архипастырского служения, происходившего в прямом смысле этого слова во время двух эпох церковной жизни в России, ознаменованных принципиально разными парадигмами церковно-государственных отношений – тотальный государственный контроль советского времени сменился практически «вседозволенностью» 1990-х, далеко не сразу после 1997   и даже 2000  вошедшей в системные рамки. И в этих новых условиях фактического безвременья личности тех, кто трудился «на местах», играли исключительно важную роль; от их позиции, прилагаемых ими усилий зависело, будет ли открыто в епархии 50 новых храмов, или 100; будут ли открываться новые монастыри и сколько; будет ли открыта духовная семинария; будет ли развиваться издательская деятельность и насколько активно. И важнейшее значение имела личность архиерея, с именем которого и связывались все достижения или неудачи. Служение архиепископа Амвросия в качестве управляющего Ивановской (затем Иваново-Вознесенской) епархией продолжалось с 1977 по 2006 год. Его можно разделить на два периода: до 1988 года и после. Первый период – с 1977 по 1988 год – время служения под контролем уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР и других органов, второй период – с 1088 по 2006 годы   – время церковного возрождения в России, который внутри имеет, безусловно, свою периодизацию (1988-1990, 1990-1997, 1997-2006). Первый период архипастырского служения в то время епископа Амвросия не был ярок с внешней стороны, он не ознаменовался какими-то яркими событиями. После празднования Тысячелетия Крещения Руси началось открытие храмов. В Ивановской епархии в 1988 году был  открыт Скорбященский храм в г. Фурманове. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий впоследствии так вспоминал об этом первом из открытых за время его управления Ивановской епархией храме: «Помню, как трудно передавали дивный храм – двадцать два купола – в Фурманове. Он принадлежал молокозаводу и был обречен на гибель. В подвале была устроена сливная яма, летом там полоскали белье, зимой мальчишки катались на коньках, как на катке. Сколько обуви стоптали люди, которые ходили по инстанциям, чтобы добиться передачи храма. Сколько трудов было положено на его восстановление. Слава Богу, сейчас храм восстановлен, в нем идут богослужения» . Тогда же были зарегистрированы еще две новые православные религиозные общины: в г. Иваново и в г. Комсомольске, но храмовые здания не были предоставлены верующим, так как были заняты: в Комсомольске под мебельный склад, а в Иванове под областной архив .

http://bogoslov.ru/article/5137614

Глава Учебного комитета подчеркнул, что для духовных учебных заведений данные программы носят рекомендательный, рамочный характер: «Регентские отделения могут и даже призваны вносить свои коррективы с учетом сложившихся традиций, преподавания и певческих традиций. Но требования к уровню подготовки выпускника регентской программы в целом и к освоению компетенций, знаний, умений и навыков по дисциплинам и практикам должны быть выполнены при всем сохранении своеобычности той или другой школы». Также протоиерей Максим Козлов отметил, что состоявшиеся курсы повышения квалификации открыли серию курсов 2021-2022 учебного года. На текущий учебный год запланированы курсы на базе Санкт-Петербургской духовной академии, Самарской и Казанской духовных семинарий. Подводя итоги прошедших курсов повышения квалификации, председатель Учебного комитета поделился радостью от продуктивной работы участников и надеждой «на продолжение такого поступательного развития регентского образования в стенах наших духовных школ». Курсы повышения квалификации проходили в течение двух дней в онлайн-формате. Организаторами курсов выступили Учебный комитет и Екатеринбургская духовная семинария. В ходе онлайн-конференций участники рассмотрели важнейшие вопросы музыкально-теоретического образования на регентских отделениях, а также как теоретические, так и практические аспекты преподавания всех дисциплин, входящих в музыкально-теоретический модуль. Это вторые общецерковные курсы, которые проводятся на базе ЕДС. Ранее курсы повышения квалификации преподавателей музыкально-теоретического модуля церковных программ подготовки регентов проходили в Екатеринбурге в очном формате в декабре 2018 года, в них приняли участие 19 преподавателей и сотрудников из 14 семинарий. Нынешние курсы проходили в онлайн-формате, что позволило увеличить число и расширить географию участников — в курсах приняли участие 94 слушателя из 23 образовательных организаций России, Белоруссии и Узбекистана: Пермской, Минской , Донской, Оренбургской, Барнаульской, Воронежской, Рязанской, Кузбасской, Вологодской, Смоленской, Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской, Саранской, Самарской, Пензенской, Ярославской, Калужской, Тобольской, Казанской, Екатеринбургской, Ташкентской, Новосибирской духовных семинарий, а также Смоленского центра подготовки церковных специалистов и Московской духовной академии . Каждый участник получит сертификат о повышении квалификации установленного образца.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5862001...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010