(источники древней константинопольской редакции ЗЛАТ приводятся обычным шрифтом, а источники древней итальянской рецензии – курсивом) Век Причастие 12 1234 Герман Barberini 336 (ВАС) Vatican 2282 (ИАК) Grottaferrata Γβ IV (ВАС) Севастьянов 474 (ВАС) Sinai Georg. 89 (ЗЛАТ) Borgia Georg. 7 (ИАК) «Протеория» Grottaferrata Γβ XV (ЗЛАТ) Grottaferrata Γβ XX (ВАС) Sinai 958 (ВАС) Parma 1217/2 Eth. Bibl. Suppl. 815 Sinai 959 (ВАС) XIXII Vatican 1811 Borgia Gr. 27 Sinai 961 (ВАС) Sinai 962 XII и позже Bodl. Add. E.12 (XII в.) 4 прич. добавлено на полях Eth. Bibl. 685 (XV в.) Eth. Bibl. 1909 (XVIXVII вв.) Все другие просмотренные списки за исключением данных в других столбцах Grottaferrata Γβ XV (ВАС) (XII в.) Br. Mus. Add. 18070 (XV в.) 3 прич. добавлено на полях 4 списка XVIIXVIII вв. у Трембеласа (P. 76) Вариант Херувимской молитвы Хотя большинство источников постоянны во включении Херувимской молитвы в формуляры ЗЛАТ и ВАС, рукописная традиция иногда делает исключения, заменяя «Никтоже достоин» другой молитвой. Это колебание, проистекающее из-за слабости традиции, является еще одним признаком, что молитва является позднейшим благочестивым дополнением к «второму слою» византийской литургии. Кодекс Grottaferrata Γβ IV (X в.), один из самых ранних и важных источников древней италийской редакции ЗЛАТ, вместо молитвы «Никтоже достоин» содержит молитву Δσποτα ζωοποι (без экфонезиса) из ИАК, где она является молитвой благословения в конце молитв верных перед Великим входом. 522 Наличие этой молитвы в ЗЛАТ является характерной особенностью древней итальянской редакции, которая заполняет пробелы неполного формуляра молитвами восточного происхождения. Молитвы никогда не было в ВАС, в которой «Никтоже достоин» является устойчивой частью сложившегося чина. Лишь в списке Grottaferrata Γβ IV «Никтоже достоин» появляется в формуляре ЗЛАТ. Она какое-то время пребывала в южной итальянской рецензии ПРЕЖД и ПЕТР, как молитва Великого входа. 523 Орлов приводит четыре славянские рукописи ВАС, которые заменяют Херувимскую молитву аналогичной:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

20. Communionis unum est nomen, sed diversi sunt actus. Aliud est communicare episcopum cum episcopo et alium communicare laicum cum eplscopo. Optat. Milev., De schismate Donatistarum. lib. VII,6 [Migne, s.l., t.11, col.1093,1094]. 21. Втор.19:21; Мф.5:38-39. 22. Мф.7:2; Мк.4:24; Лк.6:38; Кол.3:25; 2Сол.1:6,8; Иак.2:13. 23. 1Пет.2:14. 24. Рим.13:4. 25. Hinschius, System., IV, 747. Anm. 10. 26. Подобное этому читаем у Суворова: " Церковное наказание есть воздействие (reactio) против церковного преступления " (О церк. нак., стр.13), а в связи с этим он утверждает, что " церковные наказания могут состоять только в лишении благ или прав церковных " , т.е. в известном зле. Ср. Hinschius., System., IV,747, где это учение изложено подробно. 27. Ап. пост., II,48. 28. Ср. Анкир., 16, 17, 21, 24, 25; Неокес. 1; VII Всел. 1, и т.д. 29. 1Тим.3:2; 7:10; Тит.1:6 и сл. 30. Ап. пр. 74; II Всел. 6; IV Всел. 21; Карф. 8, 19,129, 131. 31. Ап. правило, говоря о наказании, которое следует наложить на пресвитера, отпавшего от своего епископа, добавляет, что это следует делать ε , ευ, (Аф. Синт., II,39). 32. Ап. пост., II, 48; IV Всел. 19. В смысле выговора, о котором упоминает IV Всел. 19 пр., следует разуметь и 25 пр. Антиох. и 13 пр. Сердик. собора. 33. В правилах за подобные преступления определяется наказание виновного низвержением с высшей иерархической степени на низшую (с епископской на пресвитерскую, см. Трул. 20, Лаод. 10). Но это противоречит 29 правилу IV Всел. Собора, которое говорит, что - εου, οο ε ευο " ε; и следовательно, по толкованию Зонары и Вальсамона, 20 Трул. правило (Аф. Синт., II, 349, 350) должно понимать так, как сказано у нас в тексте. Основные же соображения об этом см. в толковании 29 пр. IV Всел. Соб. и 20 пр. Трул. Собора. 34. В правилах упоминается еще одно наказание, а именно, что некоторые не могут быть возведены в высшую иерархическую степень за известные случайно совершенные ими проступки (Трул. 3). Впрочем, это послужило только поводом к изданию положительного закона по предмету, о котором до тех пор не было точного предписания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

6.30 169. Надо видеть худое не у ближнего, а у себя. Надо верить обличающим тебя 6.31 170. Трудись о внутреннем своем устроении 6.32 171. «Господь гордым противится - смиренным же дает благодать» (Иак., IV ,6). Полагайся на волю игумении 6.33 172. Располагайтесь в совершенное повиновение. Во время шестопсалмия не следует креститься 6.34 173. Смиренный во всех оскорблениях не смущается, но не перестает искать душевного спасения. Вера, надежда и любовь - великие и главнейшие добродетели 7 Письма к Екатерине Ивановне Богомоловой 7.1 174. На поездку решайтесь, имея благословение 7.2 175. Будьте спокойны, укрепляйтесь верою и надеждою на Господа. Если о чем беспокоитесь, молитесь 7.3 176. Смущение после Причастия попустилось за самонадеянность. Без скорбей спастись невозможно 7.4 177. Смирением и терпением противостоять брани. Все испытания попускаются Промыслом Божиим 7.5 178. Искушения попустились по действу вражиему, но не без вашей вины. Если бы мы имели смирение, то никакая сила не могла бы повредить и смутить нас. Понуждайте свое сердце ко смирению 7.6 179. Надобно ожидать испытаний и смиряться 7.7 180. Не смущайтесь при известии о смерти. «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф., XXV, 13). 7.8 181. Старайтесь умиротворяться, вручая себя воле Божией и святому провидению. Скорби попускаются к вашей пользе и ко спасению 7.9 182. Во всем следует видеть волю Божию. Благодарите Господа за болезни и за скорбь, считая себя заслужившей их 7.10 183. Мы грешим пред Богом, поэтому и должны всегда каяться. За все приносите благодарение, а ропота остерегайтесь 7.11 184. Недомогание после причастия следует приписать своему нерадению или высокоумию. 7.12 185. Все наказания являются попущением Божиим, чтобы иметь смирение. Мы может спастись многими скорбями или болезнями 7.13 186. При болезни обращайтесь с благодарением и душевным покаянием к Господу. Через раздражение теряется душевный мир. Молитву Иисусову творите с духовною свободою, а не с отчаянием

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

7,5; фр. i: max. 9,6; фр. k: неизв. Толщ .: 3,5. Датировка текста: 395–397 или 400–403 г.г. Источник датировки: указание надписи. Шрифт : буквы вытянутые, апицированные; G с выгибом внизу, R с отставленной ножкой. Публ.: фр. е: Латышев В.В. Херсонесские надписи. МАР, 9, 1892. С. 35. 24 (CIL III 13751); фр. е, f, g: Латышев В.В. Дополнения и поправки к херсонесским надписям. МАР, 17, 1895. С. 79 (IOSPE IV 185); фр. е, f, g, i, k: Ростовцев М.И. Новые латинские надписи из Херсонеса. ИАК, 23, 1907. С. 16; IOSPE I² 655; Соломоник Э.И. Латинские надписи Херсонеса Таврического. М., 1983. С. 31–32. 5. Выс. букв: 8,5–10. d(omino) n(ostro) invi]ct[issimo principi imp(eratori)] [adio p[rpet]uo Augus[to vac. Fl. Ca[esarius v(ir) c(larissimus) praef[ectus prae- [torio ...] Крит. апп.: С. 3: di]vo Lat1CIL; C. 4: Fl. Ca[esarius v(ir) c(larissimus) Vin; С. 5: praef[ectus vel praep[ositus Rost, prae[... Sol. Государю нашему непобедимейшему принцепсу императору Аркадию, вечному августу, Флавий Цезарий, муж сиятельнейший, префект претория, … 2. Носитель: плита. Мат .: проконесский мрамор. Сост. пам .: разбит на части, сохранилось 4 фрагмента. Место находки: Херсонес, «базилика в базилике». Обст. находки : 1889 г., раскопки К.К. Косцюшко-Валюжинича. Место хран.: фр. a, c, d: НЗХТ. Инв. номер : 35063. Выс .: фр. a: max. 13,5; фр. b: неизв.; фр. с: max. 20,8; фр. d: max. 11. Шир .: фр. a: max. 12; фр. b: неизв.; фр. c: max. 17; фр. d: max. 12,7. Толщ .: 2,8. Датировка текста: 395–397 или 400–403 г.г. Источник датировки : аналогия. Шрифт : буквы вытянутые, апицированные; Т с выгнутой перекладиной. Публ.: Латышев В.В. Дополнения и поправки к херсонесским надписям. МАР, 17, 1895. С. 79 (IOSPE IV 185); Ростовцев М.И. Новые латинские надписи из Херсонеса. ИАК, 23, 1907. С. 16; IOSPE I² 655; Соломоник Э.И. Латинские надписи Херсонеса Таврического. М., 1983. С. 30–31. 4. Выс. букв: 7. d(omino) n(ostro) invictiss]im[o principi imp(eratori) Ho]norio perpetuo Augus]to vac. Fl. Caesarius] v(ir) c(larissimus) p[rae- [fectus praetorio] [...] Крит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как крещение совершается во имя Отца и Сына и Св. Духа, так немощного нужно помазывать «во имя Господне». Следствием такого помазания является не только физическое, телесное выздоровление (исцеление), но и духовное: «если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:15 ). Таким образом помазывать должен не всякий, а только лица, получившие на это власть, особо уполномоченные на совершение таинств, и тогда это таинство станет исцеляющим не только тело, но и душу. Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучения сектантов о таинстве брака: Ефес. 5:22–27, 31–32; 1 Коринф. 7:39; Иоан. 2:1–11 ; 1Кор. 7:2–17, 25 –28 . О таинстве елеосвящения: Иакова 5:14–15 ; Мк. 6:13 . Брак есть установление Божие: Быт. 1:27, 2:24 ; Марк. 10:6–9 ; Мф. 19:4–6 . Брак должен быть освящен благословением иерейским (только в Господе): 1 Корин. 7, 39; Мф. 19:6 ; Рим. 7:2 . Такой брак нерасторжим за исключением прелюбодеяния ( Мф. 5:32, 19:9 ). Благословенный брак есть «тайна великая»: Ефес. 5:31, 32 . В браке верующие получают благодать, освящающую супружество и рождение и воспитание детей; Ефес. 5:22–27, 31–32 ; 1Кор. 7:39 ; Иоан. 2:1 – 11 ; 1Кор 7:2–17, 25–28 . Освященный брак приравнивается к союзу Христа с Церковью ( Ефес. 5:23–25 ). Таинство елеосвящения совершали апостолы: Мк. 6:13 . Апостолы передали благодать елеосвящения пресвитерам: Иаков. 5:14 . Право совершать это таинство имеют только законные епископы и пресвитеры: Иак. 5:14–15 ; 1Кор. 4:1 ; Ефес. 4:11–12 . В Ветхом Завете совершалось елеосвящение над царями: 1Цар. 15:1, 16:1 ; 3Цар. 1:34 ; 3Цар. 19:15 ; 4Цар. 9:1–6 ; священниками– Исх. 29:7, 30:30 ; Лев. 16:32 и пророками 3Цар. 19:18 . Глава IV. О Церкви земной и небесной. Во имя Отца и Сына и Св . Духа . Православные христиане! Вы смотрите и удивляетесь. Вы смотрите на людей, которые творят что то невероятное, что то безумное, не давая себе отчета, не рассматривая того, что делают, к чему они стремятся, для чего и во имя чего они это делают. Эти люди сектанты, перевернувшие истинное понятие о Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, порвавшие связь с Церковью торжествующею, с Церковью Небесною. В своем безумии они отрицают почитание св. ангелов и угодников Божиих, отрицают почитание св. мощей, не допускают молитв за умерших, смеются над всем этим, и не признают никакого единения верных христиан, которые живут еще на земле, с теми, которые пребывают в загробном мире. Такое учение не христианское, такое учение не спасительное, такое учение ведет к разрушению прекрасного здания Церкви, главою которой является Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

135 Романчук А. И., Филиппов В. А. Результаты применения разведочной аэрофотосъемки западной части городища Херсонеса Таврического в 2005 г. Научный доклад. – Севастополь; Тюмень; Екатеринбург, 2005. – С. 8, фото 31, объект Г. 136 Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году//ИАК. – 1907. – Вып.25. – С. 141; Айналов Д. В. Развалины храмов//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1905. – Вып.1. – С. 97. 137 Шульц Г. Й. Biзahmiйcьka лimypriя: Cbiдчehhя Bipuma значения cuмboлib. – Льbib, 2002. – С. 87, прим. 239. 140 Отчет Имп. Одесского Общества истории и древностей с 14 ноября 1877 г. по 14 ноября 1878 г. – Одесса, 1879. – С. 7. 141 Шульц Г. Й. Biзahmiйcьka лimypriя... – С. 137, 143. Поскольку функции этих боковых помещений, расположенных рядом с главной апсидой, бывает трудно установить, исследователи ныне предпочитают пользоваться для их обозначения литургически нейтральным понятием «пастофории» (для Востока) или «сакриситии», применительно к Западу (см.: Чанева-Дечевска Н. Ранно-християнската архитектура... – С. 27–29). 142 Ср.: Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. – С. 40, 79; Ранневизантийские сакральные постройки... – S. 206. 143 Отчет за 1904 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 19–21; Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1904 году//ИАК. – 1906. – Вып. 20. – С. 48–50, табл. III; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 194–195, рис. 98; Сазанов А. В. Города и поселения Северного Причерноморья раневизантийского времени... – С. 32 (автор относит время этой «самой ранней постройки» к концу IV–V вв. и неверно размещает ее «на месте нынешней Уваровской базилики»). Храм «А» был спешно расследован в 1904 г., поскольку оказался случайно обнаружен при постройке Военным ведомством четырехорудийной батареи с восточной стороны Уваровской базилики. В дальнейшем он будет засыпан во время строительства батареи. С южной стороны к храму подходила I продольная улица. От сооружения уцелели только остатки фундамента от разобранных стен, мраморный пол в среднем нефе (1094 обломка полированных половых плит) и мозаичный пол в алтаре «из кругов и узких плиток белого и желтоватого с пятнами мрамора», по-видимому, подобный по рисунку алтарному полу Западной базилики. Поверх мраморного пола и в боковых нефах были устроены гробницы, наполненные костяками. Именно К. К. Косцюшко-Валюжинич первым заметил, что новооткрытый храм был «совершенно одинаковой архитектуры с юго-восточным», то есть базиликой Крузе (Отчет за 1904 год. –Л. 18–1), хотя последняя имела гораздо более вытянутые пропорции (24 х 17,5 м.). Следовательно, можно говорить о некотором, да и то не полном совпадении плана этих сооружений (храм «А» квадратный, явно сплюснутый, а базилика Крузе прямоугольная, с нартексом; триконхи различаются конфигурацией и пропорциями), но никак не о копировании метрики (ср.: Юрочкин В. Ю., Джанов А. В. Церковная история Херсонеса V в.//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 53­–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

253 См.: Беляев Л. А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. – М., 2000. – С. 29. 255 Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству. – С. 69–72, рис. 37–39: с.93; ср.: Завадская И. А. Христианизация ранневизантийского Херсонеса (IV -V I вв.)//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. 412. 256 Жития свв. Ефрема, Василея, Евгения, Агафодора, Елпидия, Еферия и Капитона//Лавров П. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности/Памятники христианского Херсонеса. – М., 1911. – Вып.2. – С. 154–156, §3–8. 257 О значении термина «эллин» см.: Lange de N. Hebraism and Hellenism: The Case of Byzantine Jewry//Portics Today. – 1998. – Vol.19. – P.129–146. 258 См.: Шевченко А. В. Хитонические культы Херсонеса//Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе. – Севастополь, 2001. – С. 3–9. 259 Конорева О. М. К вопросу о культе Солнца и Луны в Древнем Риме//Иресиона. Античный мир и его наследие. – Белгород, 2006. – Вып.З. – С. 35–36. 260 Ср.: Cutler A., Kazdan A. Hekate//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol.l. – P. 908–909. 261 Полумесяц был изображен и на тимпане надгробия солдата I когорты Бракаров Марка Мецилия. См.: Щеглов А. Н. Фракийские посвятительные рельефы из Херсонеса Таврического//МИА. – 1969. – – С. 137–160; Ростовцев М. И. Святилище фракийских богов и надписи бенефециариев в Ай-Тодоре//ИАК. – 1911. – Вып. 40. – С. 12–16); Таврическая губерния. Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1905 год. – С. 55; Косцюшко-Валюжинич К. К. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1906 году//ИАК. – 1909. – Вып.33. – С. 64, склеп. 262 IosPE, 12, Русяева A., Русяева М. Верховная богиня античной Таврики. – К., 1999; Херсонес Таврический в середине I в. до н.э. – VI в. н.э. Очерки истории и культуры. – Харьков, 2004. – С. 340–342. 263 См.: Зубарь В. М. О некоторых аспектах идеологической жизни населения Херсонеса Таврического в позднеантичный период//Обряды и верования древнего населения Украины. – К., 1990. – С. 73–74, рис. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обременение должников ростом займа ( Исх.22:25 ; Прав. исповедание. Ч. 3, вопр. 68) Непосильное обременение подчиненных работой и налогами ( 1Кор.6:10 ) Обманы при заключении законных договоров ( Рим.1:31 ) Утаение найденной вещи, особенно когда известен ее хозяин ( Втор.22:1-3 ; 5 канон св. Григория Неокесарийского ) Отказ в оплате честного труда ( Иак. 5:4 ) ( данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника) Несправедливое распределение плодов труда ( Иак. 5:4 ; ОСК РПЦ. VII.3). Отказ (уклонение от) в помощи (материальной или духовной) человеку (включая врагов), который может привести к тяжелым последствиям для него ( Мф.25:41-44 ; Прит.25:21 ). Важные условия, при которых не помочь — означает совершить тяжкий грех: а) человек должен действительно нуждаться в жизненно необходимом так, что не способен в этот момент помочь себе сам, а кроме нас, ему надеяться не на кого; б) помогающий должен обладать реальной возможностью/средствами, чтобы помочь человеку и при этом не нанести себе/своим близким серьезный ущерб (человек не обязан отдавать свой последний кусок хлеба или средства, чтобы помочь другому). Гробокопательство – раскапывание могил с целью их разграбления. Археологические раскопки без корыстных мотивов нельзя приравнять к гробокопательству ( Исх.20:15 ; 4 канон свт. Григория Нисского ) Сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. Как отмечается в одном из церковных документов, «в случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности» (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. IV.7). Лицеприятие – предпочтение одного человека другому по причине пристрастного к нему отношения ( Втор.1:17 ). IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего 

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

См.: Седова М.В. Ювелирные изделия Великого Новгорода X-XV вв. М., 1981. С. 49–50. Рис. 13–2, 3, 4; Мусин А.Е. Крест-тельник из Псковского Кремля (к характеристике корпуса древнейших русских крестов)//Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб., 1994. С. 154–163; Репников Н.И. Отчет о раскопках в Бежецком, Весьегонском и Демьянском уездах в 1902 г./ИАК. 1904. 6. С. 19. Табл. 3, 17; Монгайт А.Л. Старая Рязань//МИА. М., 1955. 49. С. 187. Рис. 138–23; Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. Древности русские. Кресты и образки. Киев, 1899. Т. 1. Табл. 18, 218; Гуревич Ф.Д. Древний Новогрудок. Л., 1981. Рис. 69–3; Седов В.В. Предметы древнерусского происхождения в Финляндии и Карелии//КСИА. М., 1984. 179. С. 35; Дубов И.В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневе-ковья. Л., 1982. С. 179. Рис. 42.11; Гончаров В.К. Apxeoлoriчhu роскопки в Kuebi у 1955 р.//Археология. 1957. Т. 10. С. 122–135. Рис. 4, 2; Башенькин А.Н. Работы Северорусской экспедиции у д. Пугино на р. Суде//АО 1995. М., 1996. С. 27–28; Гендуне Ю.О. О раскопках в Корчевском уезде Тверской губернии и Лихвинском уезде Калужской губернии//Архив ИИМК РАН, д. ИАК, 1906/30; Самоквасов Д.Я. Атлас гочевских древностей. М., 1915. Табл. XVI.16; Риер Я.Г. Изучение курганов в Могилевском Поднепровье//СА. 1976. 2. С. 188–191. Рис. 8, 9; Соловьева Г. Раскопки славянских памятников XI-XII вв. в Гомельской области//АО 1968. М., 1969. С. 351–352; Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. Табл. 40, 6; Переписка и сборы А.К. Жизневского//Архив Тверского област-ного краеведческого музея. Ф-1. 260; Ляудянски Л. Археалагычны досьледы у Смоленшчыны//Працы сэкцыи Археалогии Беларуской АН. 1932. Т. 3. Табл. 7–10. С. 109–110; Равдина Т.Н. Погребения с монетами X-XI вв. на территории Древней Руси. М., 1988. Табл. 8, 23; Плетнев В.А. О остатках древности и старины в Тверской губернии. Тверь, 1903. С. 387–392; Крупейченко И.И. Раскопки у д. Орехово в 1977 г.//Архив ИИМК РАН. Р-1. 7026. 7026 А; Хохлов А.Н. Отчет об охранных работах археологической экспедиции КГОМ в г. Калинине и в Кашинском районе Калининской области//АИА. Р-1. 14824/1988; Моця О.П. Населення nibдehho-pycьkux земель IX-XIII ст. (За мamepiaлaмu hekponoлib). 1993. С. 85. Рис. 32; Дяденко В.Д. Давньоруський могильник бiля с. Жовнино Чepkacьkoi обл.//Mamepiaлu XIII kohфepehцii IA АН УССР. 1972. С. 316–318; Моця О.П., Дяденко В.Д. Жовнинский могильник XI-XIII ст.//Археология. 1986. 54. С. 82–91; Кузнецов В.А. К вопросу о позднеаланской культуре Северного Кавказа//СА 2. 1959. С. 110. Рис. 13.1; Недошивина Н.Г. Об одном типе крестовидных подвесок Древней Руси.//Проблемы археологии Евразии. Труды ГИМ. Вып. 78. М., 1990. С. 102–106; Schmidelhelm M. Ein depotfund aus Tartu//ESA. IV. Helsinki, 1929. C. 265. Рис. 25; Седов В.В. Об одной группе древнерусских крестов//Древности славян и Руси. М., 1986.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 , ср. Быт.20:17 ). В Евангелиях неоднократно говорится о том, что Господь Иисус Христос прикасался к больным ( Мк.1:41, 8:22 ), брал их за руку ( Мк.1:31, 5:41 ; Лк.14:4 ) или возлагал на них руки ( Мк.5:23, 6:5, 7:32–33, 8:23, 25 ; Лк.4:40, 13:13 ). Впоследствии то же самое практиковали и апостолы ( Мк.16:18 ; Деян.28:7–8 ). Ориген цитирует Иак.5:14 со вставкой слов: «и возложат на него руки» (На кн. Левит 2. 4 ). Возложение рук на больных как особое литургическое действие, сопровождаемое молитвой, встречается в Барселонском папирусе (III–IV вв.), в Евхологии Серапиона (30) и у авторов IV в. ( Поссидий . Житие Августина 27; Амвросий Медиоланский . О покаянии 1. 8). Со временем это священнодействие исчезло в качестве самостоятельной практики, сохраняясь в настоящее время лишь в чине таинства Елеосвящения. Врачевальные молитвы. Тексты врачевальных молитв встречаются в древних литургико-канонических памятниках (Евхологий Серапиона Тмуитского . 22). В последующей христианской традиции число этих молитв резко возрастает (например, в одном только глаголическом Синайском Евхологии – 50 таких молитв, см.: Sinait. Slav. 37, X–XI вв. Fol. 24 v –51). Далеко не все молитвы, которые имеются в рукописях, носят подлинно церковный характер. Среди них нередко встречаются апокрифические тексты, являющиеся, по сути, заговорами или заклинаниями, за которыми не стоит вера в помощь Божию . Именно поэтому большая часть этих молитв не входит в печатные богослужебные книги. Освящение воды. Освящение воды для врачевания известно с III в. (Деяния Фомы 52) и основано на библейских аналогиях ( 4Цар.5:9–14 ; Ин.5:1–4 ). Молитвы на освящение воды для больных приводятся в памятниках IV в. (Евхологий Серапиона Тмуитского 5, 17; Апостольские Постановления 8. 29) и последующего времени. Заключение Таким образом, мы видим, что христианская традиция врачевания возникла и развивалась в определенном культурном контексте, игнорирование которого может привести исследователей к неправильным выводам. В отличие от современной медицины, усилия христианских целителей были направлены, в первую очередь, на устранение духовной дисгармонии и восстановление Богообщения.

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010