V в. — нач. VI в. Ориентированный на сознательную подготовку ко крещению взрослых, в такой изменившейся ситуации он как особый институт, очевидно, не мог существовать в том же объеме, как и раньше. В данной статье мы попытались указать на наиболее важные богословские и пастырские аспекты возникновения и развития катехумената в IV вв. Сегодня проблема подготовки взрослых ко крещению стоит в нашей Церкви, вероятно, еще более остро, чем в рассмотренный исторический период. Здесь нет нужды и места указывать ни на часто встречающиеся на приходах пастырские упущения в этом вопросе, ни на удачные положительные примеры осуществления такой работы (к сожалению, не слишком многочисленные). Они всем известны, и рассмотрение нынешней ситуации выходит за рамки статьи. Хотелось бы только пожелать, чтобы все мы, и клирики и мipяhe Православной Церкви — той Святой Церкви, в которой живо апостольское и святоотеческое предание, помнили о той важной части святоотеческих поучений, о той пастырской практике, существовавшей в древней Церкви и рассмотренной в данной статье, которая называлась «катехуменат». И при этом были бы «не слушателем забывчивым, но исполнителем дела» ( Иак.1:25 ; ср. Рим.2:13 ). Примечания 1 Практике крещения детей будет посвящена отдельная статья. 2 Тертуллиан, De bapt. 18. Подобным образом это место толкует и блаж. Августин, De fide et op. 9,14. 3 Герим I. В том же трактате мы считаем Тот же трактат Герим 1 говорит: «Переходящий в иудаизм из-за любви к женщине, или из-за желания угодить или из-за страха, это не прозелит, ибо только тот прозелит, кто переходит в иудаизм из-за любви к Богу». 4 Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 137–138. 5 Правило 5,13–14. 6 Одно из свидетельств этого – употребление выражения «прозелит Христа» для обозначения христианских катехуменов в текстах II-III вв. (См. Lampe, A Patristic Greek Lexicon, p. 1171). 7 О покаян. 6,16; О идол. 10,6,12. 8 О покаян. 6,16–17. 9 О крещен. 18,1. 10 Проповедь на Лев. 6,2 . 11 Проповедь на Лк. 21,4 . 12 Проповедь на Изек.6:5.

http://azbyka.ru/katehizacija/katexumena...

« Επιθυμι’αι» – к чему-либо направленное, как бы привязанное к своему объекту (на что указывает приставка πι-) желание. (Cremer. S. 488). В своем непосредственном значении это слово в нравственном смысле нейтрально, и его оттенок в каждом отдельном случае зависит от ближайшего определения (субъекта или объекта). Ср. Мк.4:9 . – В нравственно добром значении πιθυμι’αι употребляется, напр., Лк.22:15 ; ср. ст. Лк.22:22 ; Флп.1:23 . 1Сол.2:17 . Откр.18:14 . То же следует сказать об употреблении πιθυμι’αι и в святоотеческой литературе. Ср., напр., И. Златоуст. Т. XLVIII, col. 528. Исаак С. Λ. L1X, σ. 357. Ближайшее, непосредственное, тесное отношение πιθυμι’αι к πα’θος отмечено Апостольским выражением 1Сол.4:5 . В частности у св. Ап. Иакова ( Иак.1:14 ) πιθυμι’αι, – не сопровждаемое никаким эпитетом, служит «исходной точкой отправления в психологическом изображении возникновения фактического греха» (Свящ. Бургов. Православно-догматическое учение о первородном грехе (Киев. 1904), стр. 38, примеч.) и, следов., в нем implicite уже мыслится качественно определенное содержание с дурным оттенком. Ср. 2Пет.1:4 . У ев. Ап. Иоанна в частности указывается двоякая похоть. 1Инн.2:16. Επιθυμι’αι в специфически-дурном смысле имеет своим источником мир ( πιθυμι’αι ατο κο’σμου. 1Ин.2:17 ; Здесь ατο genitivus subjectivus. Проф. H.B Сагарда, стр. 412–413). У свв. отцов «страсти» называются «мирскими». Исаак С. Λ. XLIII, σ. 264). An. Павел упоминает вообще о различных похотях. 2Тим.3:6 . Господство в человеке похотей препятствует ему быть «святым», (Ср. 1Пет.1:14 ), проводить добродетельную жизнь (ibid., II, 12 ср. ст. 11; IV, 3). В частности похоть ведет к нечистоте. Рим.1:24 . Достигнуть высшей христианской цели – сделаться причастниками Божественного естества – можно не иначе, как «удалившись от господствующего в мире растления похотью». 2Пет.1:4 . По учению св. Ап. Павла, в «пожелании» выражается конкретным образом господство в его природе и личности греха. Рим.7:8 : « грех произвел во мне всякое пожелание».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Африканцы, пританцовывающие во время гимнов «прославления», считались примером для подражания, поскольку у них «каждая часть тела поклоняется Богу». О сокрушении «Религиозных идолов» Примерно одну треть пособия «Начальный курс изучения Библии», изданного «Новым Поколением» г. Благовещенска в 2009 году, занимает критика учения традиционных христианских конфессий. Составители брошюры хотят представить традиционное вероучение как идолопоклонство, которое проникло в Церковь во «времена упадка» с IV века нашей эры. Основные претензии авторы предъявляют к иконопочитанию, церковной иерархии, почитанию Девы Марии, почитанию святых, монашеству, крещению младенцев, молитве за умерших, почитанию мощей. Эти и ряд других вопросов представляют собой привычный спектр критики, к которой прибегают не только пятидесятники-харизматы, но и баптисты, адвентисты, Свидетели Иеговы... Типичная ошибка подобного рода критики – непонимание различия между поклонением и почитанием. Поклонение (служение) подобает одному Богу («Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», Мф. 4:10 ). Почитать же следует: родителей («Почитай отца твоего и мать твою...», Исх. 20:12 ), наставников («Поминайте наставников ваших», Евр. 13:7 ), угодников Божьих («Вот мы ублажаем тех, которые терпели», Иак. 5:10–11 ), Деву Марию («Отныне будут ублажать меня все роды», Лк. 1:48 ), ангелов («Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился ... ему», Нав. 5:14 ), особые места присутствия Бога («сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», Исх. 3:5 , ср.: Нав. 5:15 ). Это почитание может выражаться в форме поклона («почитательного поклонения» 14 ): сыны пророков поклонились Елисею до земли ( 4Цар. 2:15 ), сыны Иакова поклонились Иосифу лицом до земли ( Быт. 42:6 ), Иаков поклонился до земли семь раз Исаву ( Быт. 33:3 ), перед Илией пал пятидесятник ( 4Цар. 1:13 ), женщина поклонилась до земли Елисею ( 4Цар. 4:37 ), Навуходоносор поклонился Даниилу ( Дан. 2:6 ), Авдий поклонился Илие (ЗЦар.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

б) На всеобщем предании и примере Церкви вселенской. Из писаний Дионисия Ареопагита , Иринея, Киприана, Оригена видно, что призывание святых было общим обычаем в первых трех веках, и, следовательно, действительным апостольским преданием. В IV веке у Василия Великого , Афанасия, Златоуста, Ефрема сирина , Григория Нисского находим весьма много похвальных слов святым, в которых они часто, особенно в конце, обращаются к ним с молитвенным воззванием. Наконец ясный голос вселенской Церкви о сем догмате слышим на седьмом вселенском Соборе, который между прочим сделал такое определение: «вся со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве пренепорочной Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых». в) На бесчисленных опытах предстательства и помощи, каковую во все времена Церкви оказывали святые верующим, преимущественно же пресвятая Матерь Божия, и каковыми так богата история нашей отечественной Церкви. § 353. Отношение к умершим несовершенным – поминовение их Испрашивая помощи и заступления у отшедших из сей жизни совершенных и святых, святая Церковь тем, кои умерли несовершенными, впрочем, положили здесь начало покаяния, и потому не потеряны еще для царства Божия, сама оказывает помощь своими о них молитвами, благотворениями и особенно приношением бескровной жертвы, – с несомненной надеждой, что сим самым способствует им очищаться от грехов, получать от Бога прощение оных и переходить в лучшее состояние. Догмат о поминовении усопших утверждается: а) На священном Писании. Оно, научая нас, что между живущими и умершими продолжается живой союз и общение, и заповедуя молиться друг за друга с упованием, что молитва за других угодна Богу и сильна пред Ним ( Иак. 5:16 ; 1Ин. 5:16 ), сим самым уже обязывает молиться за усопших в вере и покаянии братий наших. Несомненную же надежду и действительность таковых молитв подает как то, что состояние некоторых душ до последнего суда есть еще не решительное, – почему милосердие Божие и сила заслуг Христа Спасителя простирается на них еще до сего времени, – так и слова Иисуса Христа: яже аще речет на Сына человеческаго, отпустится ему: а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий ( Мф. 12:32 ), из которых видно, что отпущение некоторых грехов возможно и по смерти. С другой стороны, Писание представляет пример поминовения усопших. Во второй Маккавейской книге говорится, что принесена была жертва за иудеев, убиенных на брани (гл. 12). Премудрый сын Сирахов говорит: над мертвецом не возбрани благодати (гл. 7:36).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

б) Пост назореев – Чис. 6:1–6 . в) Пост Иоанна Крестителя – Мф. 3:4 . г) Пост христианских иноков. д) Наши православные посты. 3) Пост состоит и в воздержании от брачного ложа ( 1Кор. 7:5 ); от скромных и дозволенных развлечений, зрелищ, гостей. 4) Пост – есть время преимущественного самоиспытания, самоосуждения, смирения, покаяния и вообще христианского подвига (Чит. стихиры на вечерни в среду первой седмицы Великого Поста и в понедельник второй седмицы). 5) Пост – время преимущественной заботы о бедных – Ис. 58:6–7 . II. Цель христианского поста: 1) Дать духу восторжествовать над греховной плотью. Нужно ослабить плотские желания, что достигается при помощи поста, ибо «страдающий плотию перестаёт грешить» ( 1Пет. 4:1 ). 2) Победить диавола, искушающего нас и прогнать его, а он бежит от молитвы и поста – Мф. 17:21 . 3) Оторвать дух человека от забот о временном, сообщить ему большую свободу. 4) Побудить человека к покаянию и исправлению. III. Пользу от поста признаёт и медицина, знаем это по опыту и мы. 1) Сколько людей голодовкой (постом) излечились от желудочных болезней... 2) При всякой болезни полагается пост, который называется диетой. Нарушение диеты иногда кончается смертью больного. 3) Ни одна серьёзная операция не дается без диеты. Перед операцией больному назначают диету, дабы в желудке не осталось пищи и не произошло заражения. IV. Заключение. Если для здоровья тела нужна диета, то и для спасения души она необходима. Если мы послушно постимся по приказанию врача, то будем же поститься по велению Церкви. 47. О смирении I. Бог любит смирение. «Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать» ( Иак. 4:6 ; 1Пет. 5:5 ). Гордого фарисея, несмотря на все его добрые дела, Господь осудил, а смиренного мытаря оправдал (Чит. Лк. 18:10–14 ). II. В чём состоит смирение? Хотя смирение и есть начало духовного восхождения, но как добродетель, взятая в широком объёме, она содержит множество черт, каждая из которых для нас является отдельною добродетелью. Эти добродетели суть:

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

И еще говорит: «Получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:2 ). Однако мы стоим твердо, если молимся Господу, чтобы Он «поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:3 ), чтобы не случилось с нами того, о чем тот же пророк говорит: «Едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» ( Пс.72:2 ). Так встанем же против фараона, иными словами, будем противостоять ему в борьбе, как и апостол Петр говорит: «Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет.5:9 ). И Павел говорит: «Стойте в вере, будьте мужественны, тверды» ( 1Кор.16:13 ). Ибо если будем стоять твердо, то произойдет то, о чем Павел молился за своих учеников, сказав: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» ( Рим.16:20 ). И чем дольше мы будем стоять твердо и непреклонно, тем слабее и немощнее будет фараон. Если же, напротив, станем слабовольными или начнем сомневаться, он укрепится и будет еще сильнее противостоять нам. И воистину исполнится в нас то, образ чего дал нам Моисей. «Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои», как бы ослабевшие от усталости, «одолевал Амалик» ( Исх.17:11 ). Так поднимем же и мы руки свои в силе креста Христова, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ), чтобы сподобиться нам помощи Господа. Ибо и апостол Иаков призывает нас к тому же, говоря: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:7 ). Так пойдем же с полной убежденностью, что сатана не только убежит от нас, но и будет сокрушен под ногами нашими, как и фараона уничтожили волны морские и поглотила глубокая бездна. Если же мы выйдем из Египта пороков, то пройдем по бушующим водам этого мира, как по суше, через Иисуса Христа, Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IV. О десяти казнях, поразивших Египет 1 . Мы слышали, как нам читали историю, известную всему миру, в которой рассказано, как Египет вместе со своим царем фараоном был поражен великими казнями знамений и чудес, чтобы он вернул свободу евреям, рожденным от свободных родителей и силой порабощенным им.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И поскольку с самого начала в основу этих догматических принципов было положено свидетельство Писания, они в свою очередь привели к определенным “официальным” толкованиям конкретных библейских текстов. Так, к примеру, текст Ин 10:30 (“Я и Отец — одно”) был провозглашен Сардикийским собором (347 г.) как прямо говорящий о единой сущности двух Божественных Личностей; текст Рим 5:12 о грехе Адама впервые был истолкован на Карфагенском соборе (412 г., правила 110 и 121) для опровержения пелагианства; Пятый Вселенский собор (Второй Константинопольский, 553 г.) принял понимание текста Иак 5:13–15 как говорящего прежде всего о таинстве Святого Елеопомазания, а не просто о чудесном исцелении и т. К тому же, как кажется, существует православное согласие и по поводу других специфических текстов в обоих Заветах, определенное понимание которых многие неправославные библеисты отвергают или же сомневаются в их значении. К примеру прочтение Ис 7:14 исходит прежде всего не из еврейского оригинала, а из греческого перевода Семидесяти, где “Дева во чреве примет и родит Сына” (Ис 52:13–53:12, “четвертая песнь раба”) типологически понимается как пророческий образ страдающего Сына Человеческого. В Лк 17:21 при упоминании места обитания Царства Божия предлог ™nmTj читается внутри (а не ‘среди’) вас. А sunergo… или соработники у Бога в 1 Кор 3:9 стали библейским основанием для православного учения о синергии. И хотя все эти объяснения возможны и для неправославных экзегетов и разделялись и поддерживались ими, они остаются тем, чем всегда были: толкованиями, которые могут отражать или не отражать буквальный смысл Писания. Церковный опыт, однако, подтверждает их верность духовному значению библейского текста, и постепенно они были восприняты как “истинные”, вне зависимости от первоначальных намерений библейского автора и того смысла, который он вкладывал в эти слова. Но законно ли такое различение между буквальным и духовных значением Писания? И если так, то как экзегет переходит от проверки значения буквального смысла к изложению духовного смысла, одновременно оставаясь верным окончательному и полному значению библейского текста? Эта герменевтическая проблема была поставлена Отцами Церкви, наиболее ясно и основательно — представителями Антиохийской школы в IV в. И хотя научные методы с тех пор усовершенствовались, и под руками у экзегета есть и греческий текст Нового Завета, и инструментарий для его истолкования, который превосходит то, чем владели ранние Отцы, я придерживаюсь того мнения, что патристические прозрения в процедуре истолкования остаются во многом ценными и даже необходимыми для нас. Метод, применявшийся Отцами, был в основе своей типологическим, а их целью было овладеть тем, что они называли qewr…a, “вдохновенным видением” присутствия Божия и его цели в истории и внутри Церкви.

http://bible.predanie.ru/protopresviter-...

– Минск, 1979. – С. 132. 1052 Жития свв. Ефрема, Василея, Евгения, Агафодора, Елпидия, Еферия и Капитона//Лавров П. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности. – С. 157–158, sec. 17; Жития свв. епископов Херсонских в грузинской минее//ИАК. – 1913. – Вып. 49. – С. 88, гл. 8; Страдание святых священномучеников и епископов Херсонских Василея, Капитона и иных с ними: Пер. с греч. В. Латышев. – С. 112, § 17; см.: Цукерман К. Епископы и гарнизон Херсона в IV в. – С. 547–549; Сорочан С. Б. Где находился херсонесский храм св. Петра? – С. 3–6. 1054 См.: Хрушкова Л. Г. Крещальни древнерусских храмов. К вопросу об истоках//Russia Mediaevalis. – Munchen, 1992. – T. 7/1. – C. 29; Ouserhout R. Master Builders... – P. 28–29. 1056 Сорочан С. Б. Последний монастырский храм с баптистерием в поздневизантийском Херсоне//Bichuk Xapkibcьkoro национального yhibepcumemy iм. В. Н. Kapaзiha. – 2004. – – Icmopiя. – Вип. 36. – С. 210–222; ср.: Завадская И. А. Баптистерии Херсонеса. – С. 268. В дальнейшем исследовательница исправила эту неточность, резонно заметив в примечании, что «и в наши дни крещение в различных приходах совершается как в церкви, так и в специальных баптистериях» (Завадская И. А. Христианизация ранневизантийского Херсонеса. – С. 419, прим. 16). 1057 См.: Антонова И. А. Отчет о раскопках цитадели в 1994 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 13–14, рис. 15 (автор отчета посчитала ее гидросооружением, помещением с «устройством для стока воды» и обошла молчанием в своих публикациях). 1058 См.: Ristow S. Fruhchristliche Baptisterien. – Munster, 1998 (Jahrbuch fur Antike und Christentum. Erganzungsband, 27). 1059 Завадская И. A. Проблемы стратиграфии и хронологии архитектурного памятника «Базилика 1935 г.» в Херсонесе//МАИЭТ. – 1996. – Вып. 5. – С. 101–104; Рыжов С. Г. Новые данные о «базилике в базилике». – С. 290–299; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко П. В. Жизнь и гибель... – С. 582–583, 588–593, 627, 635–636, 646–647; ср.: Завадская И. А. Баптистерии Херсонеса... – С. 251–269; Хрушкова Я.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые стихи, принадлежащие Иоанну, попали, по мнению Charles " a, в чуждый им контекст. Он усматривает сложные перемещения в главе XVIII и переносит XVI, 5b-7 после XIX; 15 после III ЗЬ; XVII, 15 перед XVII, 1; XIV, 12, 13 перед XIV, 1. Полная перегруппировка текста произведена им в главах XX-XXII. В других местах он предполагает лакуны: так, после XIX, 9а, вместо интерполированных стихов 9в – 10, Charles ожидал бы исполнения предсказания XVII, 14 об уничтожении парфянских царей. При составлении Апк. Тайнозритель пользовался, по мнению Charles " a, источниками (гл. VI). Такие источники Charles усматривает в VII, 1–8; XI, 1–13; XII; XIII; XIII; XVII и XVIII и, может быть, в XV, 5–8 12 . Charles старается установить язык (греческий или еврейский), на котором каждый источник был написан, и время его возникновения. По мнению Charles " a, первоначальное значение источника иногда сильно отличалось от того, которое он получил в контексте Апк. В главе VII указаны книги, которыми пользовался Тайнозритель. Для понимания Апк. Charles считает совершенно необходимым знание ветхозаветных апокрифов. Он полагает, что из новозаветных Иоанну были известны Мф., Лк., I и II Кор., Фес., Кол., Ефес., Гал., I Пет. и Иак. Встречающиеся в Апк. многочисленные ветхозаветные места, по мнению Charles " a, чаще всего самим Иоанном переведены с еврейского (см. VII, §3), иногда его перевод обнаруживает влияние перевода LXX, (VII, §4), или одного из позднейших переводов (VII, §5). В других случаях Charles усматривает только отзвуки ветхозаветных образов (VII, §6). Глава VIII посвящена вопросу о единстве Апк. Наряду с вышепоименованными источниками, Иоанн включил в Апк. свои собственные раннейшие писания, как-то: IV, 1–8 и, в первую очередь, II-III, первоначально также имевшее значение отличное от того, которое они получили в контексте Апк. Смерть помешала Иоанну совершенно устранить противоречивые черты. Но использование источников не нарушает единства Апк., которое проявляется как в целом, так и в частностях (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Нельзя не заметить, что само Евангелие предлагает немало таких подвигов, служащих не только к уврачеванию, но и к полному прощению грехов 73 , которые (подвиги) могут входить — и поэтому входили у первых христиан — в качестве составных частей в общую систему покаяния. Подвиги эти следующие: милостыня (Лк. 11, 41), прощение обид (Мф. 6, 14), отвращение другого от греховного пути (Иак. 5, 20), преизобилие любви к Богу (Лк. 7, 47) и другие 74 . Из всего этого и ныне должно составляться гове-ние. Важна подобная подготовка к исповеди и с психологической стороны: ибо не все равно для настроя нашей души, едим ли мы мясо, молоко, яйца, пьем вино, играем в карты, ходим в кино, ухаживаем за знакомыми и любимыми лицами или трапезуем раз (или даже ни одного) 75 в день, пребываем в молчании и смертной памяти, раньше встаем, усиленно молимся, избегаем лиц другого пола 76 . Что касается самого чина исповеди, то в нем остались те же умилительные молитвы (о чем уже было раз упомянуто), тот же период времени, определенный для разрешения от грехов, ибо и теперь в церковной практике принято, чтобы говели, по крайней мере, хоть на Страстной седмице, и даже тот же эксомологисис, но только тайный 77 и очень сокращенный, хотя никому не запрещается исполнять его и продолжительно. Даже в мелких подробностях замечается сходство теперешних формул исповедания с древними чинами. Так, начальные слова исповеди: «Исповедаюся аз, многогрешный, имя рек, Господу Богу Вседержителю, и Пречистей Его Матери, Пресвятой Богородице и При-снодеве Марии, и святым небесным силам, и всем святым Его, и тебе, отче» 78 , несомненно, есть остаток той древней вышеуказанной практики, когда кающиеся валялись в ногах у каждого входящего в церковь и всем каялись, у всех просили прощения. IV. Тайна исповеди Впрочем, есть нечто, что особо отличает нынешний строй исповеди от первохристианского. Это — тайна исповеди, которая в настоящее время соблюдается почти 79 во всех случаях. «Аще же который неискусный, злонравный и безумный иерей, — писал св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010