PG 40, 604. 330 Амбигва; 91, 1077D; аналогично высказался о реальности Логоса против Павла Самосатского еще Антиохийский собор (260 г.): ς ζσαν νργειαν κα νυπστατον (Mansi I, 1036 В). Иоанн Скифопольский обозначает идеи в платоновском смысле как παραδεγματα νυπστατα «воипостасные парадигмы» (О Божественных именах 5, 4, 332 С), а ангелов — как νεργειαι νυποσταται «воипостасные энергии». (Там же 4, 4, 24 °C). 331 Амб, 91, 1036В. 332 Амб, 91, 1250D. 333 Немецкое Person мы контекстуально переводим либо как личность, либо как лицо. — Пер. 334 Ор. 91, 294АВ. 335 Там же, 205А. 336 Послания 15, 91, 557D–560A. 337 Почти то же самое сказано еще яснее в Творениях 91, 149ВС, ср. 91, 261–264. 338 О Божественных именах 1, 4, 189АВ (Иоанн Скифопольский). 339 Амбигва 91, 1228С. 340 Амбигва 91, 1245А и сл. 341 Там же, 1228D–1229A. 342 Там же, 1184ВС; ср. об этом: комм. Иоанна Скифопольского к «О Божественных именах»: 8; 4, 372В. 343 Амбигва 91, 1189А. 344 Послания, 15, 91, 560А. 345 Творение, 91, 204А. 346 Ταυττης στιν παραλλαξα καθ " ν του σημαινομνου λγος τ παντ κκτηται μοναδικν, μηδεν τρπω διαφορς γνωριζμενον (Послания, 15, 91, 561 А). 347 Вопросоответы…, Пролег.; 90, 245D. 348 Послания 2; 91, 404В. 349 Послания 13; 91, 521С. 350 Там же, В; Творения; 91, 61C. 351 Там же, 73С. 352 Гомилия 4 на кн. Еккл.; 4, 153А. 353 Мистагогия 13; 91, 692D. 354 Там же, 24; 91, 704D. 355 Амбигва; 91, 1312В. 356 Мистагогия 1; 91, 665А. 357 Переводчики благодарят Е. Шохину за помощь в работе. 358 Начало см. (14) за 1997 г., (16) за 1998 г. и (19) за 1999 г. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus " des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Johannes " Verlag, Einsiedeln, 1961. Переводчик выражает глубокую благодарность А. Р. Фокину за помощь в работе. © Перевод, примечания. М. С. Першин, 2000. 359 Straubinger H. Die Lehre des Patriarchen Sophronius. Bonn, 1906. S. 91. 360 K истории этой проблематичной аналогии: дальнейшие места в Grillmeier А., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. 3 Bände. Würzburg, 1951–1954 (далее — Chalk. I). S. 133, 447–451, 473, 705 сл. [См. также прим. 5 в Урс фон Бальтазар X. Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник.//Альфа и Омега. 1999. (19) С. 104.] В поздних проявлениях она является аполлинаристской. 361

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

В целом же вводный абзац можно понять так, что Максим собирается излагать учения таких святых, как Григорий Богослов и Григорий Нисский , которые восприняли божественные тайны от своих предшественников – ап. Павла и Дионисия Ареопагита . 2.3.8. пс.-Дионисий Ареопагит и Иоанн Скифопольский Рассмотрим фрагмент, который следует непосредственно за вводным периодом Трудности XLI [Святые] утверждают, что Бог благостью создал светлое устроение ( διακ σμησιν) всего сущего 239 , но поскольку из него ( ατ) [устроения] не сделалось непосредственно очевидным, ни кто Он, ни каков Он 240 , то это неведение ( γνοιαν), отличающее применительно к сказанному творение от Бога, они называли делением. Посему это [деление], естественно отделяющее сих [тварь и Бога] друг от друга, никогда не допускающее [их] соединения в одну сущность, как неспособное принять единый и тот же самый логос, они оставили неизреченным» 241 . Максим пишет, что согласно его предшественникам Бог своей благостью создал упорядоченность мира. Однако, из порядка космоса можно сделать вывод только о существовании некоей превышающей космос Причины или Творца. Узнать что-либо о природе Творца тварь не может. Поэтому, Максим называет естественным деление, отделяющее тварь от Творца. Что касается слов о том, что деление не допускает соединения Творца и твари в одну сущность, то под «делением» подразумевается совокупность Твари и творца, о которой в рамках ортодоксального богословия рассуждать затруднительно. У этой гипотетической тотальности, говорит здесь Максим, нет единого логоса, т.е. смысла 242 . Непроясненной, однако, остается фраза о святых, которые называют делением неведение ( γνοιαν) тварью сущности Божией. Поскольку упомянутая идея необычна, её источник относительно просто идентифицируется. «Неведение» дважды прямо именуется «разделением» в Ареопагитском корпусе. В обоих случаях Иоанн Скифопольский комментирует это в своих схолиях: пс.-Дионисий: «Неведение есть нечто разделяющее ( διαιρετικ) заблуждающихся» 243 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Значимым контекстом Трудности XLI является учение о генадах простых существ, присутствующее у пс.-Дионисия, но в более артикулированном виде представленное в схолиях Иоанна Скифопольского к Ареопагитскому корпусу 228 . В эпоху Максима учение о генаде простых душ (в той форме, как оно было развито последователями Оригена и Евагрием) было осуждено. Максим сам опровергает это учение в Трудности VII 229 . Однако, в схолиях Иоанна Скифопольского, составленных до V-ro Вселенского собора, осудившего Оригена и Евагрия, нет характерных оригеновских представлений об отпадении умов от первоначальной генады, нет теории предсуществования душ, учения об облачении душ в тела в наказание за грехи. Напротив, для Иоанна генада – это простое единство умов, к которому святые еще только должны стремиться. Иоанн не раз пишет о генадах умов, понимая под ними обоженных святых. Боговидные умы, т.е. богословы – пророки и апостолы – достигают соединения с ангелами. Когда они, прекратив всякую земную деятельность, обоживаются, то, подобно ангелам, достигают соединения с Богом. При этом у них, как у вечных и бестелесных умов, даже достижение безмолвия и покоя означает не угасание, но бодрствование и активность, содействующие их генадическому совершенству 230 . Говоря о том, что умы святых становятся единовидными и сливаются в генаду, Иоанн имеет в виду, что у них «одно сердце и одна душа» ( Деян 4:32 ). В одной из схолий сказано: «После этого восхождения [посвященные] продвигаются к простоте, благодаря воскресению сделавшись равными ангелам ( σγγελοι) и, по апостолу, имеют уже не «душевное» тело, т.е. составленное и движимое посредством души, но «духовное» ( 1Кор 15:44 ), потому что посредством всесвятого Духа, обильно изливающегося на них, они освобождаются от многосложной пестроты помыслов и чувств, и тем самым, будучи ведомы, соединяются в генаду простоты» 231 . Это близко к тому, о чем пишет Максим в Трудности XLI «Сделав свою жизнь всячески тождественной ангелам по добродетели, насколько это доступно людям... человек сделался бы легким в духе и никакой телесной тяжестью не притягивался бы к земле и не удерживался бы от восхождения на небеса в силу совершенной слепоты своего ума к здешним вещам, преданно устремленного к Богу и мудро совершающего... восхождение ( π βασιν) " 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Логический и диалектический моменты в мировоззрении Иоанна Филопона занимают ведущее место. Многие сочинения представителей православного направления в византийском христианстве VI века позволяют также делать вывод, что здесь ratio (разум) предстает как весьма пригодное орудие fides (веры) 522 . Мировоззренческое лицо византийского Православия этого периода определял неохалкидонизм. Поддержка императора Юстиниана, выступающего и в качестве богослова, придала данному течению определенный статус официальной доктрины. Первым неохалкидонитом можно считать Нефалия Александрийского. Личность беспокойная и мятежная, он был первоначально лидером крайних монофизитов («акефалов») в Египте, а затем стал перебежчиком в лагерь Православия и повел активную кампанию против Севера Антиохийского. От его произведений ничего не сохранилось, но вряд ли Нефалий был глубоким мыслителем – скорее, он обладал талантом легко воспринимать идеи, витающие в воздухе. Известно, что Нефалий написал «Апологию Халкидонского Собора», послужившую прототипом аналогичного сочинения Иоанна Грамматика, и высказал ряд основных христологических тезисов неохалкидонизма 523 . В отличие от Нефалия, несомненная философская одаренность присуща Иоанну Скифопольскому – младшему современнику Иоанна Грамматика. Ему принадлежало пять сочинений (среди них также «Апология Халкидонского Собора») 524 , из которых первое место по своей философской значимости занимают схолии к Ареопагитскому корпусу. В них прослеживается определенное влияние Плотина 525 , и вообще автор обнаруживает солидное знание античной философии и высокую культуру мышления 526 . Следует отметить, что Иоанн Скифопольский был автором «Пролога» и большинства схолий к «Ареопагитикам». Более того, сам корпус сочинений Псевдо-Дионисия был составлен в непосредственном окружении его, о чем недвусмысленно свидетельствует рукописная традиция 527 . Судя по одному фрагменту сочинения против Севера Антиохийского 528 , свою высокую культуру мышления Иоанн Скифопольский удачно применил и в сфере богословской полемики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Таким образом, согласно дифизитским авторам, говорить о том, что некоторая сущность проявляет себя в энергии можно только в том случае, если эта сущность 1) имеет причину своего движения в самой себе; 2) движется в соответствии с законами своей природы. г) Соотношение между понятиями «энергия», «сила» и «свойство» (на примере комментариев к трактату о «Божественных именах») Термин «δναμις» в текстах христианских авторов означает не только способность субстанции к движению, действию вообще. Часто этот термин имеет более конкретный характер и означает возможность производить некоторые определенные действия. Так, в комментариях к трактату «О божественных именах» перечисляются различные силы человеческой души: воображения, памяти, вожделения, чувствования и др. 459 , а сам автор «Ареопагитик» говорил, например, о «силе... умственной деятельности» (νοερς νεργεας δναμις) 460 . Соотношение между понятиями «сила» и «энергия» подробно рассматривает Иоанн Скифопольский в комментариях к трактату «О божественных именах» 461 : «Отличие силы (δυνμεως) от энергии (τν νργειαν) такое же, как свойства ( ξις) от энергии (τν νργειαν), которая свойственна (κατ τν ξιν)» 462 . Таким образом, Иоанн Скифопольский сближает δναμις и ξις 463 , в другом месте «Комментариев» эти термины используются как фактически равнозначные 464 . Однако δναμις не может быть полностью отождествлена с ξις, что видно из следующих рассуждений Иоанна Схоластика: «Огонь имеет силу греть (δναμιν ξις θερματικν) и нагревание (θερματικν) есть его свойство или качество (ξις τοι ποιτης). Когда какое-то тело нагревается, присутствует энергия (στιν ον νργεια), соответствующая свойству или качеству (( κατ τν ξιν τοι ποιτητα). Ибо это совершается энергия (ποτελεται νργεια) свойства огня (τς ξεως το πυρς). Ведь сила (δναμιν) сама по себе обладает энергией (τν νργειαν), ибо энергия есть энергия силы (της δυνμεως), от которой она совершается (ξ ατς ποτελομενον) 465 . Всякое природное свойство фактически означает возможность совершения тех или иных действий, и именно из действий познаются свойства предметов. Более того, сами наименования сущностей этимологически обычно происходят от их характерных действий 466 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

510 Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. С.192; Анатолий (Гриснж), иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. – Киев, 1911. С.113–115. [Далее: Анатолий (Гриаок), иером. Исторический очерк сирийского монашества...] 513 Он, по числу часов дня и ночи, разделил братию на двадцать четыре череды, чтобы всякий, зная час своей череды, являлся к этому времени на место пения. Для пения назначены были Давидовы псалмы; петь их положено было по стихам, на два лика, без поспешности, кроме того времени, в которое совершались обычные церковные службы. На время совершения сих служб прерываем был новоучрежденный чин псалмопения. Таким образом, в церкви киновии и днем и ночью непрестанно славословили Бога, от чего и сама эта киновия стала именоваться обителью неусыпающих. [Жития святых Димитрия Ростовского . 3 июня]. 515 Низибия находилась на границе Римской империи и Персии и была главным городом северо-восточной части Месопотамии. 516 Житие блаженного Мар-Евгена, начальника иноков в стране Низибийской на горе Изла/Пер. с сир. архим., Пимена, помощника начальника Русской духовной миссии в Урмии (Персия)/ Феодорит Кирский , блж. История боголюбцев. С.392. 526 Галлов. В житии св. Женевьевы имеются отдаленные указания на паломничества западных христиан к прп. Симеону. 542 Его обитель отстояла на 35 стадий от Иерусалима и на 1 стадию от Иордана. Под началом Герасима подвизалось не менее 70 иноков. Более опытных он благословлял на отшельнический подвиг в пустыне, в основном в течение пяти дней в неделю. Историю о прп. Герасиме и льве описал Иоанн Мосх в «Луге духовном». 544 Кирилл Скифопольский . Житие преподобного отца нашего Саввы/Палестинский патерик. – Репр. воспр. изд. 1907 г. (М.): Сб. аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного, что близ Иерусалима. Епископа Феофана. Изд. Афонского русского Пантелеимова монастыря. – ТСЛ, 1996. [Далее: Кирилл Скифопольский . Житие преподобного отца нашего Саввы].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7. Di Segni. Leah. Life of Chariton. In: V. Wimbush (ed.), Ascetic Behavior in Graeco-Roman Antiquity: A Sourcebook. Minneapolis, 1990, p. 394. 8. Jullien, M. Une vallée des anciens solitaires de Palestine. Échos de Notre-Dame de France de Jérusalem, 4, 1896, p. 296. 9. Архимандрит Киприан (Керн). Архимандрит Антонин (Капустин) – начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Белград, 1934. Переиздание: М., 1997. 10. Кирилл Скифопольский. Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого. 11. Кирилл Скифопольский. Житие преподобного Кириака Отшельника. 12. Compagnoni, Pia. Il Deserto di Guida. Jerusalem, Franciscan Printing Press, 1975 (1978(?)). 13. Архимандрит Леонид (Кавелин). Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М., «Индрик», 2008. 14. Лисовой, Н. Н. Россия в Святой Земле: документы и материалы. Том 2. М., «Международные отношения», 2000. 15. Die Mittheilungen von Baurath C. Schick über die alten Lauren und Klöster in der Wüste Juda von C. Schick , bearbeitet von K. Marti in der Zeitschrift des deutschen Palaestinavereins, 1880, 3, pp. 1-43, 126. 16. Meinardus, Otto Friedrich August. Notes on the Laurae and Monasteries of the Wilderness of Judaea. Jerusalem, LA (Liber Annuus Studii Biblici Franciscani) 15, 1964-1965, pp. 227-229. 17. Metaphrastes, Symeon. Vitae Sanctorum, Mensis September: Vita et conversatio et certamen Sancti Patris nostri et confessoris Charitonis. PG 115, 899-918. 18. Епископ Мефодий (Кульман). Святая Земля. США, Джорданвилл, журнал «Русский инок», 1961. 19. Мосх, Иоанн. Луг духовный (Лимонарь, или Синайский Патерик). Греческий текст: PG 87/3, 2851-3116; рус. пер., с сознательными искажениями текста: «Луг Духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха», пер. с греч. прот. М. И. Хитрова. Сергиев Посад, 1915 (Троицкая библиотека, кн. 1), репринт: М., 1991; славянская версия: «Синайский патерик», подг. издания В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. М., 1967; подробная библиография: Н. И. Николаев. Патерик Синайский. ПКДР Ι, 316-321; «Синайский патерик», ред.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Oxon. 1886 an., pag. 120) и сообщил нашему автору много весьма полезных и важных сведений о жизни и деятельности св. отца (Coteler. pag. 248). Тот же епископ Иоанн и некий «честнейший и чадолюбивейший отец Георгий» и побудили Кирилла Скифопольского потом «описать богоугодную жизнь, совершивших на земле путь свой святых отец наших Евфимия (эта биография напечатана Котельером же в его Ecclesiae graecae monument. t. IV pag. 1–99, а русский перевод её в Христ. Чтен. 1824 г. ч. XV) и Саввы» (ibid., pag. 220, 221:249). К возложенному на него весьма лестному поручению Кирилл Скифопольский отнёсся вполне добросовестно и написал биографию св. Саввы самым тщательным образом по данным, наиболее заслуживающим вероятия. «Сведения о нём я, – говорит преп. Кирилл, – тщательно и с трудом собрал от достоверных святых мужей, которые были его учениками и сподвижниками и которые доныне подражают его жизни и освящают нам путь к Богу» (pag. 221). Под этими «достоверными святыми мужами» Кирилл Скифопольский разумеет, кроме уже упомянутого епископа Иоанна, Григория пресвитера и его двоюродного брата по отцу (pag. 226), «божественного Павла, славившегося в великой лавре святыми добродетелями», ученика блаженного Иеремии – армянина (pag. 247) и авву Геронтия, настоятеля в обители св. Евфимия (pag. 292). О некоторых чудесах св. Саввы Освященного биограф его рассказывает, как очевидец (pag. 355:359). Поэтому ничего нет удивительного, что своё вступление в биографию преп. Саввы автор оканчивает следующим любопытным обращением к известному уже нам «честнейшему и чадолюбивейшему отцу Георгию». «Умоляю, – пишет он, – верить всему, что мною уже сказано, или будет говорено теперь. Для сего я с точностью упоминал о времени, местах, лицах и именах, дабы скоро можно было исследовать истину моего повествования» (pag. 221). 135 Списки иерусалимского Типикона, по времени своего написания, большей частью не раньше XIII века. Нам известны из XII века лишь три списка: 1094, 1095 и 1096 Синайской библиотеки, причём последний список 1096 проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Где находилась Скифопольская киновия, в самом ли городе Скифополе или близ него, об этом нельзя сказать определенно, равно также и о том, была ли она обителью, основанной некогда в окрестностях Скифополя Саввою Освященным, или другой. В VI веке киновия эта славилась между палестинскими обителями: в ней были великие по духовной жизни и благодатным дарам старцы. Из подвижников Скифопольской киновии особенно известен преподобный Георгий Затворник. Преподобный Георгий Затворник далеко славился и своим подвижничеством, и нравственными качествами, и благодатными дарованиями. Вот что услышал о нем блаженный Иоанн Мосх от подвижника той киновии Анастасия, с которым встретился в Скифополе. «В одну ночь встал я, – рассказывал Анастасий, – в урочный час бить в било (я был экклесиархом 424 в то время), и вдруг слышу: авва Георгий очень плачет. Я подошел к нему и спросил: “Что с тобою, господин авва, что ты так плачешь?” Старец на вопрос мой ничего не отвечал. Я опять стал просить его открыть причину его плача. Он вздохнул из глубины сердца и сказал: “Как мне не плакать? Владыка наш Господь Иисус Христос не хочет смиловаться над нами. Я восхищен был, чадо, умом и увидел: стою я пред неким Мужем, сидящим на высоком и пресветлом престоле; вокруг Него обстояли тьмы сил, которые умоляли Его и просили о чем-то. Но Он не преклонялся на их мольбы. Вот подошла к Нему некая Жена, одетая в порфиру; Она припадала к Нему, умоляла и говорила: «Хотя ради Меня умилосердись!» Но и тогда Он не преклонился на милость. Вот о чем я плачу и рыдаю; гнев Божий на нас грядет”. Это сказал мне старец на рассвете в четверток, а на следующий день, то есть в пятницу, в девятом часу вдруг ужасно всколебалась земля и от сильного землетрясения на побережье Финикийском, разрушилось много городов». Тот же авва Анастасий рассказал Иоанну Мосху о другом случае прозорливости преподобного Георгия: «Стоял я в дверях кельи Георгия, это было спустя несколько времени после бывшего ему видения, и вижу: старец стоит у окна и вдруг начал плакать и, обратясь ко мне, сказал: “Горе нам, брате, мы не имеем умиления и сердечного сокрушения, живем в лености, боюсь, мы при дверях, и гнев Божий постиг нас”. На другой день показался на небе огонь» 425 . Иорданские обители

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Киновия Кесарийская находилась близ Кесарии приморской. Кем она была основана, неизвестно. В VI веке, когда управлял киновиею преподобный Киприан, она была в цветущем состоянии. Из подвижников Кесарийской киновии известны Закхей и Киприан. Преподобный Закхей был великим подвижником. В последние годы своей жизни он оставил свою обитель и проводил время то на Сионе в Иерусалиме, то в Гефсимании, то в Иорданской обители Пресвятой Девы Марии и других местах; там он уединялся и предавался молитве и духовному созерцанию. Подвигами своими он достиг высокой степени нравственной чистоты и святости; стал близок к Богу и угоден Ему; молитва его имела у престола Божия великую силу. Из благодатных даров Закхей был наделен особенно даром предведения будущего. Иоанн Мосх в своем «Луге» поместил о преподобном Закхее рассказ, показывающий, на какой высоте духовной жизни стоял он и как сильна была его к Богу молитва 422 . «Учились у меня в Кесарии два сына, – рассказывал Иоанну Мосху схоластик Прокопий Порфирионит. – Там открылась сильная моровая язва. Я скорбел о детях своих, опасаясь, чтобы они не умерли, и не знал, что делать. Я думал сам про себя: если я пошлю и возьму их к себе, гнева Божия нигде избежать нельзя; если же оставлю их там и они умрут, то не увижу их более. Итак, не зная, как поступить, я сказал: пойду к авве Закхею и что велит он мне, то и сделаю. Я отправился на святой Сион и в Гефсиманию, где большею частию он пребывал; но там его не было. Нашел я его в обители Пресвятой Богородицы, так называемой Новой, на паперти в углу, и сказал ему о своих детях. Выслушав мои слова, он обратился к востоку и, распростерши руки, вперил очи свои на небо и пробыл в таком положении около двух часов, ничего не говоря. Потом, обратясь ко мне, сказал: “Уповай и не скорби. Дети твои не умрут от сей язвы, через два дня язва прекратится в Кесарии”. В точности исполнилось его слово». Преподобный Киприан, по прозванию Кукуля, был игуменом Кесарийской киновии. И он так же, как преподобный Закхей, был мужем высокой духовной жизни и угодный Богу. Об этом говорит случай, рассказанный Иоанну Мосху самим подвижником. «Несколько времени тому, – поведал однажды Киприан Иоанну, – был здесь сильный мор. Я затворился в моей келье и усердно умолял человеколюбца Бога помиловать нас и прекратить праведный Его гнев на нас. И пришел ко мне глас: “Авва Закхей уже получил эту благодать”» 423 . Скифопольская киновия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010