Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиасма Ватопедского мон-ря на Афоне [греч. γασμα - святыня; церковнослав.   - святая вода]. 1. Греч. слово «γασμα», искусственно созданное при переводе ВЗ и не встречающееся у античных авторов, в Септуагинте передает, как правило, евр.  ,   (реже -  ,  ) в значениях «святое место, святилище» (Исх 25. 8 - о скинии ; 2 Пар 20. 8; 30. 8; Пс 77. 69; Ис 63. 18 и др.- об иерусалимском храме ; Исх 15. 17 - о горе Сион ), «священное приношение, святыня» (Исх 29. 34 - о елее священного помазания). Авторы I-IX вв.- Филон Александрийский , Климент Александрийский , Ориген , Евсевий Кесарийский, Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Дидим Слепец , Феодорит Кирский , Феодор Студит - употребляли эту лексему в основном в тех же значениях. Словарь «Суда» (X в.) толкует слово «А.» как храм ( θεος νες). Однако уже в III-IV вв. стали появляться новые смысловые оттенки, напр., Климент Александрийский метафорически именовал Христа «А. знания» (γασμα γνσεως) (Paedagogus. III 12//PG. 8. Col. 677a); словом «А.» (часто во мн. ч.) называют Св. Таины святители Василий Великий, Григорий Чудотворец , Григорий Нисский, прп. Иоанн Дамаскин (Lampe. Lexicon. P. 17). 2. В более узком значении - «святое миро, святая вода» - слово «А.» начинает употребляться визант. авторами: Кирилл Скифопольский (VI в.) в «Житии святого Евфимия» сообщает о помазании миром (γασμα) от раки с мощами на могиле св. Евфимия (52, 54), свт. Фотий , Патриарх К-польский (IX в.), в «Библиотеке» приводит рассказ Ефрема, Патриарха Антиохийского (VI в.), о чудесном источнике святого мира; встречается А. в эпиграмме Христофора Митилинского (XI в.) «На честные останки святого Пантелеимона, источающие агиасму» (Die Gedichte des Christophoros Mitylenaios/Hrsg. v. E. Kurtz. Lpz., 1903. N 59. S. 56); свт. Григорий Нисский так называет мощи святых; в сочинениях, приписываемых Иоанну IV Постнику , Патриарху К-польскому (VI в.), и в Номоканоне А. называется святой водой (Lampe. Lexicon. P. 17), а в трактате «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного (X в.) А. обозначает воду источника храма Богородицы во Влахернах и богоявленскую воду (De cerimoniis…/Ed. A. Vogt. T. 1. P. 131). В богослужебных книгах словом «А.» обозначается святая вода. Однокоренное слово «γιασμς» (от греч. γιζω - освящать) стало terminus technicus для чинов освящения воды в греч. Евхологиях (см. Богоявление , Крещение , Водоосвящение ). Отсюда новогреч. γασμα, γιασμα - святой источник.

http://pravenc.ru/text/63290.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) МАКАРИЙ мч. Аназарвский (пам. 5 февр.) - см. в ст. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий, мученики Аназарвские МАКАРИЙ мч. Карфагенский, Африканский (пам. греч. 10 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор МАКАРИЙ I († 333), свт. (пам. греч. 16 авг.; пам. груз. 16 авг. и 28 окт.; пам. зап. 10 марта), еп. Иерусалима (с 314) МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ ПАТМОССКИЙ († 1737), прп. (пам. греч. 17, 19 янв. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Патмосских святых) МАКРОВИЙ мч. Скифопольский (пам. греч. 4 мая) - см. в ст. Афродисий, Милд, Макровий, Валериан, Леонтий, Антоний (Антонин), мученики МАКСИМ мч. Дамасский (пам. греч. 25 сент.) - см. в ст. Павел, Татта, Савиниан, Максим, Руф и Евгений, мученики Дамасские МАКСИМ И ТЕРЕНТИЙ мученики (пам. греч. 5 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. МАЛХ († вскоре после 373), прп. (пам. 26 марта; пам. визант. 5, 20 марта, 16 апр.; пам. древнерус. 13 апр.; пам. зап. 21 окт.) МАНЕФА [Еннафа, Манофо, Манефо, Манафо, Манафа, Марафо] († нач. IV в.), мц. (пам. 13 нояб.; пам. греч. 12 нояб. и 20 окт.) МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ (вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816) МАРИАВ сщмч. Персидский (пам. греч. 20 авг., 9 апр.) - см. в ст. Илиодор и Доса (Дисан), священномученики, и др. мученики Персидские МАРИАМНА (пам. греч. 26 сент., 9 июня) - см. ст. Фекла, Мариамна, Мария, Марфа, Еннафа, мученицы Персидские

http://pravenc.ru/rubrics/122330_20.html

В отличие от последних, авторы-халкидониты не приветствовали совершенную Севиром замену слова «новая» на «единая», предпочитая использовать формулу Ареопагита в ее изначальном виде 1055 . а) Иоанн Схоластик, епископ Скифопольский (ум. после 536 и до 548 г.) Следует отметить, что дифизитская традиция истолкования дионисиевой формулы является, возможно, даже более древней, чем севирианская. В среде сторонников Халкидона самое раннее толкование этой фразы встречается у современника Севира, Иоанна, епископа Скифопольского, в его девятой схолии к «Посланию к Гаию Терапевту». Иоанн разделял все действия (энергии), совершаемые Богочеловеком, на три типа: 1) чисто божественные; 2) чисто человеческие; 3) богочеловеческие или смешанные. К божественным действиям Иоанн Скифопольский относит некоторые чудеса, например, исцеление на расстоянии сына сотника, а к человеческим относит такие жизненные проявления, как скорбь и вкушение пищи. В качестве примера смешанных действий он указывает на отверзение глаз слепым через помазание и на исцеление кровоточивой жены прикосновением руки. Иоанн полагал, что Дионисий «только смешанную энергию назвал “богомужней”» (μικτν νργειαν μνην θεανδρικν κλεσεν) 1056 , и само это выражение «“богомужняя энергия” обозначает божественную и человеческую [энергии]» ( θεανδρικ νργεια σημανει θεαν κα νθρωπνην) 1057 . Таким образом, Иоанн Скифопольский понимает формулу Дионисия однозначно в диэнергистском смысле и определяет богомужнюю энергию как «смешанную энергию», в которой соучаствуют энергии божества и человечества 1058 . б) свт. Анастасий Антиохийский Формула «богомужняя энергия» не встречается в произведениях свт. Анастасия, однако об одной энергии Христа он говорил так часто и настойчиво, что некоторые из его высказываний, рассматриваемые вне общего контекста его христологического учения, могут казаться вполне моноэнергистскими. Между тем диэнергистские убеждения свт. Анастасия находятся вне сомнения 1059 , он был автором не сохранившейся «Апологии томоса папы Льва».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Изгнание же бесов имело место спустя примерно 70 лет после того, как, согласно данной версии идентификации, Евфимий и Дометиан выстроили на вершине этой горы свою церковь. Кроме того, археологически на горе Гиркания выявляются развалины типичной киновии, насельников которой Мосх не стал бы именовать отшельниками (т. е. монахами лавры). В объяснение двух последних обстоятельств упомянутый выше Вэле (Siméon Vailhé) высказал предположение, что киновия Кастеллион была основана Саввой Освященным (после изгнания бесов) на вершине горы , тогда так отшельники лавры Марда подвизались (до и после того) на склонах горы Гиркания, где и обустроили для себя пещерные кельи. Тем не менее, это довольно натянутое построение никоим образом не объясняет, почему Кирилл Скифопольский и Иоанн Мосх, которые оба были осведомлены о существовании и Марды, и Кастеллиона, в своих сообщениях не связывали эти два монастыря друг с другом.    Сторонники отождествления Марды с Масадой приводят следующие доводы: 1. Описанию странствования Евфимия и Дометиана на юг вдоль побережья Мертвого моря и упоминанию того, что после возведения церкви в Марде они направили свои стопы в пустыню Зиф, Масада соответствует неизмеримо лучше, нежели Гиркания. 2. Арамейский топоним Марда является калькой с древнееврейского «Мецада» – та же крепость. 3. «Огород» Мосха очевидным образом находился на берегу Мертвого моря в месте, отличном от точки, отстоящей от Марды на кратчайшее расстояние (по простой вероятности, ведь нужна же была еще и пресная вода). Так решается проблема 6 миллиариев. (Хиршфельд предложил идентифицировать в качестве «огорода» византийские сельскохозяйственные делянки вблизи источника Эйн-Анева к югу от Масады.) 4. Археологическими раскопками в крепости Масада выявлены развалины лавры, а не киновии.    Анализируя все доводы pro et contra, читателю следует учитывать, что речь идет о многоступенчатой идентификации: правильна ли привязка к урочищам Эс-Себбе и Хирбет эль-Мирд иродианских (изначально хасмонейских) крепостей Масада и Гиркания соответственно, правильна ли привязка к тем же урочищам лавры Марда и киновии Кастеллион, насколько уходят в глубь веков арабские топонимы, знали ли монахи обоих монастырей (а также Кирилл Скифопольский и прп.

http://sobory.ru/article/?object=16371

ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) 585-598 598-600 600-601 ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский] (ок. 690 - ок. 780), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения 601-604 ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 604-605 ИОАНН СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Ивер, Великий] (ок. 930 - 1005), прп. (пам. 12 июля, с прп. Гавриилом Иверским) 605-608 ИОАНН СКИФОПОЛЬСКИЙ защитник Халкидонского Собора, схолиаст корпуса «Ареопагитик», возможно, еп. Скифополя (VI в.) 608-613 614-619 619-620 620-623 ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) 623-625 625-626 ИОАНН ФЕКАНСКИЙ [Фекамский], (после 990 - 1078), аббат мон-ря Св. Троицы в Фекане (Нормандия), церковный писатель, деятель монастырской реформы 626-628 628-647 647-648 ИОАНН ХАХУЛЕЛИ [Хахульский; Окропири] (X-XI вв.), прп. (пам. груз. 10 марта) Грузинской Православной Церкви 649-651 651-652 ИОАНН ХОРТАЗМЕН [Хортасмен] (ок. 1370 - ок. 1436/37), в монашестве Игнатий, визант. ученый, митр. Силимврии 652-654 654-655 655-656 ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) 656-660 660-661 ИОАНН ШАВТЕЛИ (2-я пол. XII - 1-я треть XIII в.), прп. (пам. груз. 1 апр., вместе с блж. Евлогием Пророком; 9 июня) Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, поэт 661-662 662-663 ИОАНН ЭГСКИЙ (Диакриномен) (кон. V - нач. VI в.), визант. церковный деятель, несторианин, историк, богослов ИОАНН ЭКЗАРХ [болг. Йоан Екзарх] (нач. 2-й пол. IX - 1-я треть X в.), высший иерарх Болгарской Православной Церкви, писатель и переводчик 663-669 669-670 ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/vol/xxiv.html

Так сказал Ангел и стал невидим. А преподобный Савва радостно поспешил к Иоанну в келлию, обнял его и сказал: – Отче Иоанн! Ты утаил предо мною, какой в тебе дар Божий, но Бог открыл мне его. – Скорблю о сем отче, – отвечал Иоанн – я желал, чтобы никто не знал тайны сей, но вы узнали ее. Не могу жить в сей стране. Савва поклялся Иоанну, что никому не поведает его тайны. От того времени блаженный Иоанн начал безмолвствовать, пребывая в келлии. Он не выходил даже в церковь , ни с кем не беседовал, и к нему не входил никто, кроме одного служившего ему послушника. Однажды только, в праздник Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, во имя Коей была освящена лаврская церковь , когда прибыл в лавру на праздник патриарх Илия, Иоанн вышел из келлии своей поклониться патриарху. Патриарх любил Иоанна и весьма почитал его за смирение. Четыре года безмолвствовал Иоанн. Потом преподобный отец Савва отправился в страну Скифопольскую 7994 и замедлил там, а блаженный Иоанн, стремясь к уединеннейшему пустынному житию, удалился, на пятидесятом году от рождения своего, в пустыню, называемую Рува 7995 , и провел в ней девять лет, питаясь травой, которая растет в той пустыне и зовется мелагрия 7996 . В первое время своей пустынной жизни, собирая однажды эту траву на пищу себе, Иоанн заблудился в дебрях и стремнинах, не нашел убежища своего и, в изнеможении от ходьбы, упал едва живым; но внезапно, невидимою Божиею силою, как некогда пророк Аввакум , был восхищен и поставлен в убежище своем. Со временем преподобный исследовал пути той пустыни и узнал, что расстояние от убежища его до того места, где он заблудился, составляло пять поприщ 7997 . После того пришел к нему один брат и прожил с ним немного времени. Приближался праздник Пасхи, и сказал брат старцу: – Отче, пойдем в лавру, отпразднуем там день Пасхи, и потом возвратимся. Такой великий праздник, а у нас здесь нечего есть, кроме сих мелагрий! Святой Иоанн не хотел идти, потому что преподобный Савва еще не возвратился в лавру из стран Скифопольских, и на зов брата ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В том же томе содержались изречения святых и различных отцов, и бывших прежде четвёртого собора, и во время его процветавших, и ещё позднейших. Изречения же возвещали о двояком действовании во Христе Боге нашем, отцами и родителями которых были: и архиерей древнего Рима Лев, и самый 4-й и вселенский собор, и Пётр преподобнейший епископ Мирский, и Геннадий Константинопольский , и епископ Фотики по имени Диадох, и Антиохийский архиерей Ефрем, который во многих сочинениях отважно мужествовал против акефалов, и Дионисий, обильный по языку, но более обильный в созерцании, ученик Павла и мученик Христов и Афинский епископ, и Иустин, мученическими кровями утвердивший философию, и многопобедный Афанасий Александрийский , и таинник богословия Григорий, и украшение церкви Василий, и река словес Григорий Нисский , и победоносный Кирилл, и неподвижное правило боговдохновенного дерзновения и благочестия Медиоланский Амвросий, и златый по языку и устам Иоанн, епископ Константинопольский, и Севериан Гавальский, и иже во святых Феодот (сей начальствовал в Анкире), и Иоанн Константинопольский, заимствующий свой род и прозвание из Каппадокии, – муж – обиталище добродетели, и иже во святых Евлогий, архиепископ Александрийский, многими словами ниспровергавший нечестие акефалов, и Иоанн, иже во святых епископ Скифопольский, который и искусно и богомудро усердствовал за собор в Колхиде, и Ираклиан, епископ Калхидонский, подъявший сильную борьбу против богоборных манихеев, и Леонтий, пустынное жительство и одиночную жизнь избравший, и Анастасий, иже во святых епископ Феупольский, и Симеоний монах и пресвитер (изречение, называющее его преподобным, (взято) из послания, отправленного им к царю Юстиниану и ведущего также борьбу и против несториан и евтихианистов. И сам Юстиниан, благочестивый царь в том, что писал к Зоилу, – а сей был патриархом Александрийским, – и послание назвал «Сокровищем»). Точно также и некий Константин, носящий квесторское звание; ибо и сей составил против Феодосия нечестивого слово, из которого списываются изречения о двух действованиях. Ко всем (сим) и некий Феофил из боголюбивых и учёных, в словах понёсший сильную борьбу против Севера; и раздражительный и сварливый нечестивый какограф как бы в обиду назвал его каллиграфом. Итак, изречения, которые содержала книга, обозначали сказанных священных мужей-отцов; они были бы полезны для обличения нечестиво мыслящих о едином у Христа действовании. Впрочем, между сказанными содержалось изречение и из ненадписанного (сочинения); но сочинение, из которого (взято) изречение, показывало, что оно мужественно опровергало Севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность... Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти. Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь. Митрополит Антоний Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. Изд-во « Христианская жизнь» 2010 г. скрыть способы оплаты Комментарии Елена 20 ноября 2020, 22:28 Небольшая ошибка. Не Никто как Бог, а Кто как Бог. Ми - кто, ка - как, Эль - Бог. Микаэль. Простите, не удержалась. Знаю иврит. Сергей 21 ноября 2019, 23:36 Роману. Выдежка с сайта «Азбука веры»: «Ареопагитики» должны быть отнесены к самым таинственным памятникам древней христианской богословской литературы. Вопрос об авторстве текста ставился уже таким православным богословом и святым как Константинопольский патриарх Фотий… На пороге XXI-oro столетия исследовательская традиция вынуждена была оставить вопрос о личности автора открытым. В то же время важно отметить, что в авторстве св. Дионисия не сомневался ни первый комментатор его сочинений еп. Иоанн Скифопольский, ни интерпретировавший его сочинения св. Максим Исповедник, ни большинство отцов Православной Церкви, среди которых – св. Иоанн Дамаскин, св. Никита Стифат, св. Григорий Палама.

http://pravoslavie.ru/49927.html

b. В начале VI в. эти сочинения неожиданно появляются и сразу приобретают популярность. О них упоминают Андрей Кесарийский в своих толкованиях на Апокалипсис, Север, глава умеренных монофизитов, патриарх Антиохийский (512–518 гг.), Антиохийский патриарх Ефрем (527–545 гг.). Около 530 г. Иоанн Скифопольский уже составляет на них комментарии. В это же приблизительно время они переводятся Сергием († 536 г.) на сирийский язык. На религиозном состязании между православ-ными и северианами, бывшем в Константинополе в 533 г., севериане ссылались на сочинения Дионисия Ареопагита , но со стороны православных было выражено сомнение в их подлинности на том основании, что они не были известны ни Афанасию, ни Кириллу; вместе с этим было высказано предположение, что спорные сочинения представляют собой подлог аполлинаристов. Из приведенных оснований ясно, что, во-первых, автор Ареопагитик желал выдать себя за Дионисия Ареопагита и, во-вторых, сочинения эти не могли принадлежать ученику апостола Павла. Следовательно, они суть сочинения подложные. На основании приведенных данных легко определяется время составления Ареопагитик. I, h позволяет заключить, что сочинения эти составлены не ранее 476 г. – года введения обычая петь на литургии Символ веры . Факты, перечисленные под II, b, указывают на то, что происхождение сочинений, о которых мы говорим, относится ко времени не позднее двадцатых годов VI в. Первые следы Ареопагитик указывают на Сирию как место их составления. Вскоре после своего появления сочинения Псевдо- Дионисия Ареопагита быстро распространяются и приобретают известность в Восточной Церкви. Их распространению много содействовал авторитет Максима Исповедника , составившего на них комментарии. На Западе сочинения Псевдо- Дионисия Ареопагита , впервые цитирует папа Григорий Великий . В 827 г. византийский император Михаил прислал в подарок Людовику Благочестивому один экземпляр сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита. По приказанию Карла Лысого они были переведены на латинский язык Иоанном Скоттом Эуригеной. Переводчик настолько проникся ими, что они во многом определили его собственное учение, а через него оказали могучее влияние на всю средневековую мистику и схоластику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Впрочем, следует отметить, что далеко не все западные исследователи однозначно разделяют подобную оценку «неохалкидонизма». Так, протестантский ученый С. Хелмер в своей диссертации, подробно анализирующей историю данного богословского течения, констатирует, что оно являлось полемическим, антимонофизитским и отвергающим компромиссы богословием. Правда, по его мнению, «неохалкидониты» потерпели неудачу в своей попытке положительного изъяснения халкидонского «ороса», ибо значимость человеческой природы Господа ими недостаточно акцентировалась; тем не менее они вложили значительную лепту в правильное понимание данного «ороса». 281 Более серьезная критика «лувенской интерпретации» рассматриваемого периода в истории православного богословия дается отцом Иоанном Мейендорфом , который, в частности, подчеркивает, что сторонники подобной интерпретации «не сочувствуют неохалкидонизму. Они видят в нем лишь искусственную попытку примирить св. Кирилла с Халкидоном, в действительности бывшую возвращением к монофизитству. Приставка “нео” употребляется этими учеными в определенно уничижительном смысле, само же движение представляется им практически предавшим Халкидон, утвердившим поверженное монофизитство, которое господствовало, как они полагают, в позднейшем византийском богословии. Напротив, истинно халкидонское учение сохранялось будто бы только представителями первой группы, строгими диофизитами, и, разумеется, теми западными, которые были против осуждения “трех глав” на Пятом Вселенском соборе». 282 Точку зрения покойного протопресвитера в некоторых существенных моментах разделяет и П. Грей. Исходя из того, что Халкидонский собор был по преимуществу «кирилловским собором», хотя и использовал «римский и антиохийский [богословские] языки», он полагает далее, что защита халкидонского «ороса» велась со стороны трехнаправлений православного богословия: со стороны «антиохийцев» («поздний» блаж. Феодорит Киррский , св. Геннадий Константинопольский , Ираклиан Халкидонский, Василий Киликийский), «оригенистов» ( Леонтий Византийский ) и «кирилловских халкидонитов» (Нефалий Александрийский, Иоанн Скифопольский, Иоанн Грамматик Кесарийский, св. Ефрем Антиохийский , император Юстиниан Великий ). В результате П. Грей отрицает как сам термин «неохалкидонизм», считая его вводящим в заблуждение, так и различие между «неохалкидонитами» и «строгими халкидонитами», считая, что во второй половине V в. и в VI в. главная демаркационная линия проходила между «прохалкидонитами» и «антихалкидонитами». 283

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010