Св. Иоанн Златоуст говорит о нём: «Египет произвёл славнейшего после Апостолов мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно, что он предсказал о недугующих Ариевым зловерием и о вреде, который имел от него произойти». С особенным уважением также упоминает о св. Антонии Иероним, называя его блаженным, о коем слава распространилась по всему Египту. Созомен пишет об Антонии: «все согласны, что монашеский образ жизни на высоту строгости и совершенства, своими правами и приличными упражнениями, возвёл монах Антоний Великий ». Феодорит говорит: «много сияло вождей иноческого жития, но превосходнейшим руководителем в исполнении подвижнических уставов был многохвальный Антоний». Имя Великого усвоено было Антонию при жизни его. Память преп. Антония тотчас по смерти его стали творить иноки его обители. В V веке Анатолий Константинопольский предал Церкви некоторые песнопения для прославления св. Антония Великого . Кирилл Скифопольский , писатель VI века, упоминает о празднике в честь св. Антония Великого , бывшем в монастыре св. Евфимия. В 544 году мощи Антония Великого перенесены из пустыни в Александрию. В IX веке. Феофан и Студит умножили священные песнопения Церкви на день св. Антония. В начальных буквах канона преподобному Феофан заключил речение: «Антония божественного восхвалити лепо». Церковь между прочим почитает Антония покровителем немощных, называя его «искуснейшим и честным врачом недугующих». При Богослужении в день памяти св. Антония Великого Церковь произносит паримии (первую из Прем.5:15–16 ; вторую из Прем.3:1–9 ; третью из Прем.4:7, 16–20, 5:1–17 ) о блаженной участи преподобных как в этой, так и в вечной жизни. Евангелие утреннее благовествует о благом и лёгком иге Христовом, которое возложили на себя преподобные ( Мф.11:27–30 ); на литургии чтение – Апостола и Евангелия то же, какое положено в день святителя Алексия, митрополита Всероссийского, 12 февраля. Ибо и преподобный Антоний есть пастырь и отец. † Память преподобного Антония Дымского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Трудно, например, представить монашескую литературу без «Жития преподобного Антония», написанного св. Афанасием, или без серии «Житий» палестинских святых, созданных монахом – «интеллектуалом» Кириллом Скифопольским 171 . Поэтому формальные критерии, предполагающие иногда, в частности, разграничение патрологии и агиологии , здесь совсем не применимы. Это еще раз свидетельствует о том, что вся древнецерковная письменность определялась в своем развитии преимущественно мировоззренческим содержанием; «искусство ради искусства» ей было чуждо, как никакой другой литературе 172 . 150 См. на сей счет ряд интересных наблюдений в статье: Goehring J. Ε . The Encroaching Desert: Literary Production and Ascetic Space in Early Christian Egypt//Journal of Early Christian Studies, v. 1, 1993, p. 281–296. 151 Впрочем, в данном случае в монашеской письменности лишь наиболее четко выразилась общая черта всей древнецерков-ной литературы. См. суждение: «all early Christian literature has an intertextual relationship with the Bible». Young F. M. B iblical Exegesis and the Formation of Christian Culture. Cambridge, 1997, p. 219. 152 См.: Burton-Christie D. The Word in the Desert. Scripture and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. Oxford, 1993, p. 107–108. По словам Д. Кастальского, «отшельники и монахи, поставляя целию своей земной жизни достижение высшей степени в духовной жизни, сокращая нужды и потребности жизни чувственной, чтобы с большею свободою возрастать в жизни духовной, обращали упражнение в Слове Божием, как духовную пищу, в потребность своей души. Вся их жизнь была разделена между молитвою и упражнением в Слове Божием. Даже во время некоторых посторонних занятий в душе и устах их была или молитва , или Слово Божие». Кастальский Д. О домашнем чтении Слова Божия у христиан первых веков. М., 1876, с. 52–53. 153 Это отмечает, например, преп. Иоанн Кассиан Римлянин . См.: Frank К S. Asketische Evangelismus. Schriftauslegung bei Johannes Cassian//Stimuli. Exegese und ihre Hermeneutik in Antike und Christentum.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Широко известно, хотя и не общепризнано, что автором Corpus Dionysiacum был не только не Дионисий Ареопагит из Деяний Апостолов 17:34, который явился одним из очень немногих людей, пойманных апостолом Павлом после его проповеди у алтаря «неизвестному богу» на Марсовом Холме, но он не был также ни христианином, ни мистиком. С первым «не» я обязан согласиться. Первое упоминание Corpus Dionysiacum с точно определенной датой дошло до нас из протокола заседания, участники которого – противники и сторонники Халкидонского Собора, созванного императором Юстинианом в 532 году для того, чтобы положить конец христологическим спорам – по крайней мере, император на это надеялся. Однако надежда оказалась тщетной, но в ходе обсуждения антихалкидониты привели слова некоего Дионисия Ареопагита, по их словам, дающего подтверждение от самого апостола Павла их мнению о единой природе воплощенного Слова, написав в своем четвертом послании о «едином богочеловеческом действии» Христа. Митрополит Ипатий Ефесский, выступавший на стороне прохалкидонитов, ответил едко, что так как никто из ранних отцов Церкви не упоминал этот «апостольский источник», то он также не собирается принимать его в качестве доказательства. Несмотря на колебания доброго митрополита, Дионисий сразу стал популярен среди халкидонитов и даже несториан (!). Термины, которые он ввел, – особенно «иерархия», словосочетание «таинственное богословие» – распространились с потрясающей быстротой. Через десять или двадцать лет после этого заседания епископ Иоанн Скифопольский в Палестине напишет по поводу корпуса Scholia, которая на века закрепит его репутацию и будет с этих пор его сопровождать. Еще раньше, возможно, одновременно с заседанием или немного раньше его, некий Сергий Решайнский перевел Дионисия на сирийский, и он мгновенно очутился в творениях несколько странного христианского мистика Стефана бар Судаили. В следующем веке великий богослов поздней Византии, монах и святой Максим Исповедник будет высоко отзываться о Дионисии.

http://bogoslov.ru/article/4870531

Илия Фесвитянин, библ. 42, 69, 114 (1) , 121 4 , 125 Иларий Пиктавийский (Hilaire de Poitiers), (свт.) 28, 220 2 Иннокентий (Ястребов), архим. 153 3 Иоаким, муж Сусанны, библ. 36 Иоанн Богослов, св. ап. и еванг. 16, 26, 50, 53, 58, 217 Иоанн Дамаскин (Johannes Damaskenos), прп. 47, 48 (1, 2) , 49 (1) , 73 (1) , 120, 203 Иоанн Друнгарий 59 Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский 4 Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. 32, 33, 37, 38, 58, 59, 102, 114, 116, 117 (1, 2) , 118, 121, 135, 140 (3) Иоанн Итал (Ioannis Italis, Jean l’ltalien, John Italos, Johannes Italos, Giovanni Italos), еретик 60, 62, 63 сн., 64 сн., 66 Иоанн VI Кантакузин (Johannes Kantakuzenos), импер., впосл. монах 74 (1) Иоанн Кассиан , прп. 37 (3, 4) , 143 Иоанн Приздрианский (Призренекий) 59 Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень 114 (1) , 125, 181 Иоанн Скифопольский 461 Иоанн Скотт Эриугена 52 (5) , 53 сн., 53 (1) Иоанн, экзарх Болгарский 116, 121, 126 Иов Многострадальный, библ. 8, 33, 52, 72, 116–118, 160 сн., 171, 182, 187 Иоиль (Яннакопулос), архим. 181 Иона, библ. 58 Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игум., прп. 127, 128 Иосиф (Прекрасный), библ. 101, 158, 164 Иосиф Флавий 185 3 , 195 3 Иосич Р. (Jocuч Paдuboj) 196 (2) , 197 1 Ипполит, еп. Римский, сщмч. 35, 46 Ириней (Клементьевский) , архиеп. Псковский 186, 187 1 Ириней, еп. Лионский, сщмч. 24, 251, 203 Ириней (Орда) , еп. Орловский и Севский 110 Ириней (Чирич, Upuhej Чирич), еп. Бачский 194 (1) Исаак, библ. 18, 26, 30, 35, 38, 79, 123 Исаак Сирин , еп. Ниневийский, прп. 120 Исаия (Isaie), библ. 9, 28, 31–34 (11) , 42, 46, 47, 69, 70, 78, 87 сн., 121 4 , 126, 144, 159 1 , 160 сн., 181, 187, 196 Исидор Пелусиот , прп. 3 Исихий Иерусалимский 33 Исмаил, библ. 38, 123 Исопеску О. 182 Истрин В. Μ. 121 1 Иудифь, библ. 99, 128 2 , 164, 171 Иулиан, экзегет 118 Иустин (Попович) (Благое), (прп.) 3, 4, 103 1 , 203 Иустин Философ , мч. 22 (2, 3, 5) , 23, 24, 203 К. К., анонимный библеист 173 Каин, библ. 197 Каллиник К. (Калиникос К.) 174 (3)

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

VI век Евгиппий (511 г.). Житие Св. Северина (V в., римская европейская провинция Норик) Аноним (VI в.). Житие Макария Римского (V-VI вв.) Аноним (до 532 г.). Житие диакониссы Олимпии (Олимпиады) (367/368–408) Аноним (середина VI в.). Житие Маркелла (ум. 469) Аноним (VI в.). Житие Маркиана Эконома (ум. 473) Кирилл Скифопольский (524–568/569). Житие Евфимия Великого (377–473) Кирилл Скифопольский (524–568/569). Житие Иоанна Молчальника (V в.) Кирилл Скифопольский и Павелл Элладский (VI в.). Житие Феогния, епископа Виталийского (ум. 522) Кирилл Скифопольский и Феодор, епископ Петрейский (VI в.). Житие Феодосия Великого (Киновиарха) (423–529) Кирилл Скифопольский (вторая треть VI в.). Житие Саввы Великого (Освященного) (ок. 439–532) Кирилл Скифопольский (вторая треть VIb.). Житие Аврамия, епископа Кратей- ского (ум. ок. 543–553) Кирилл Скифопольский (560-е гг.). Житие Кириака Отшельника (ум. 556) Аноним (после 543 г.). Житие Матроны Пергской (ок. 420/430 – ок. 510/515 или 524 г.). Сергий, епископ Ресафы (Сергиополя) (?) (VIb.). Martirium Арефы со товарищами (523 г.) Аноним (вторая пол. VI в.). Житие преп. Марфы (ум. 551) Аноним (вскоре после 564 г.). Житие Николая Сионита (первая пол. VI в., ум. 564) Палладий (?). (вторая пол. VI или VII в.). Житие Григентия, епископа Омиритского (ум. 552) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач. VII вв.). Житие Андронина и Афанасия из Антиохии (вторая пол. IV в.) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач VII вв.). Повесть о Евлогии-каменотесе (VI в.) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач. VII вв.). Житие Анастасии Патрикии (ум. 567) Евгиппий (VIb.?). Житие Северина (VI в.) Аноним (кон. VIb.). Житие Симеона Стилита Нового или Младшего (Дивногор- ца)(521–592) Аноним (VIb.). Житие Мар-Авгена (VI в.?) Аноним (VIb.?). Житие Ксенофонта и Марии (VI в.) Аноним (не позже VI в.). Житие Марии Антиохийской (IV в.) Аноним (конец VI в.). Чудеса Свв. Косьмы и Дамиана в монастыре Космидион (V-VI вв.) Иоанн Климак (ок. 525 – после 600). Лестница райская (с биографией святого, написанной его учеником монахом Даниилом Раифским)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обширная и вполне достоверная биография 2 препод. Саввы Освященного составлена неким монахом Лавры преподобным Кириллом Скифопольским . Кирилл Скифопольский был сыном, «управителя епископского дома и помощника митрополита (скифопольского Феодосия) в его делах». В приезд препод. Саввы Освященного в Скифополь с императорскими указами, препод. Кирилл, еще будучи отроком, удостоился благословения св. отца и назван был им даже «своим учеником и сыном пустынных отцов». Второй раз он удостоился его благословения и некоторого особенного внимания в бытность св. отца Саввы у аввы Прокопия в местах св. апостола Фомы, куда пришел отрок Кирилл со своими родителями с нарочитою целью видеть св. мужа. Изучив Псалтирь и Апостол, по совету св. Саввы, Кирилл был благословлен скифипольским митрополитом, «пострижен и поставлен на первую степень церковнослужителей» (стр. 251–254; pag. 349–351). В последствии времени Кирилл удалился в Лавру св. Евфимия, а оттуда перешел в Лавру св. Саввы, который был вызван в эту Лавру в 23 год, после кончины препод. Саввы, из обители св. Евфимия. Этот вызов препод. Кирилла Скифопольского , вместе с другими шестьюдесятью монахами «прочих православных пустынных:монастырей», сделан был отцами Саввинской обители, «по воле и определению божественного Иоанна епископа и отшельника» (стр. 283, pag. 375), который на 38 году своего возраста поселился в Лавре, еще при жизни препод. Саввы Освященного, был к нему в самых дружеских отношениях и много весьма полезных и важных сведений сообщил нашему автору о жизни и деятельности св. Саввы, при составлении им настоящей биографии (стр. 131; pag. 248). Тот же «божественный отец наш Иоанн епископ 3 , а также некий «честнейший и чадолюбивейший отец Георгий» побудили препод. Кирилла Скифопольского «описать богоугодную жизнь, совершивших на земле путь свой святых отцов наших Евфимия 4 и Саввы» (стр. 97, 131; pag. 220, 221, 249). К возложенному на него весьма лестному поручению Кирилл Скифопольский отнесся вполне добросовестно и написал свою биографию препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Прп. Иоанн Зедазнийский (VI в.) — основоположник монашества в Восточной Грузии, учитель и предводитель знаменитых 12 сирийских отцов, основатель монастыря Зедазени. Прп. Иоанн Жнец, калабрийский преподобный XI в., одинаково почитается как православными, так и католиками. То же самое можно сказать и о прп. Иоанне Чешском, жившем в IX в. В 24-м томе размещены статьи о ряде русских преподобных, таких, как Иоанн и Захария Киево-Печерские (кон. XI — нач. XII вв.), Иоанн и Макарий Соловецкие (XV в., ученики прп. Зосимы, основателя Соловецкого монастыря), Иоанн и Лонгин Яренгские (середина XVI в.). Отдельная статья посвящена свв. Иоанну и Павлу, римским мученикам IV в., пострадавшим за Христа при императоре Юлиане Отступнике, а также знаменитому римскому храму, возведенному в их честь. Том содержит и статью о блаженном Иоанне Мосхе, известном духовном писателе VI-VII вв., авторе знаменитого труда «Луг духовный», в котором он ярко описал свое путешествие по древним монастырям Египта и Палестины и аскетические подвиги их насельников. Среди святых по имени Иоанн следует также отметить великомученика Иоанна Нового, Сочавского, особо почитаемого Румынской и Русской Православными Церквями святого XIV в. Многочисленны в новом томе статьи, посвященные известным церковным деятелям Византии, которые, не будучи причтенными к лику святых, оставили тем не менее значительный след в истории православной культуры. В частности, заслуживают упоминания статьи о таких личностях, как Иоанн Евгеник, византийский духовный писатель и церковный деятель 1-й половины XV в., младший брат знаменитого св. Марка Эфесского, главного борца с Флорентийской унией; Иоанн Зонара, знаменитый византийский канонист, историк и церковный писатель XII в.; Иоанн Итал, крупный византийский философ XI в., ученик Михаила Пселла; Иоанн Кесарийский, богослов и полемист VI в.; Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский, духовный писатель XI в.; Иоанн Малала, хронист VI в.; и Иоанн Скифопольский, богослов VII в., апологет Халкидонского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

8 . Этот блаженный Иоанн, услышав об одном подвижнике Маркиане 276 о котором все говорили, желал его увидеть. Однако поскольку раньше наложил на себя обет не выходить из даже если случится какая необходимость, не мог разрешить эти узы, которыми сам связал себя самого. Но какое удивительное чудо устроял и там Божественный промысел, который видит все? Ангел Господень вынес Маркиана из его кельи и, подняв в воздух, принес без шума в пещеру блаженного Иоанна. Когда встретились они, и обнялись, и насытились меж собой духовной беседой, присоединил блаженный Иоанн слово благодарения, сказав так: «Слава Богу, который меня удостоил увидеть желаннейшего моего Маркиана». И, внезапно восхищенный ангелом, Маркиан исчез из глаз блаженного Иоанна. Это чудо повергло святого в различные помышления, и он остался в сомнении. И имея брань помыслов, презрел обет и, выйдя из кельи, направился к келье Маркиана. Потому что происшедшее было наваждением. Когда же дошел и услышал, как святой Маркиан зовет его по имени, и хорошо разузнал блаженный Иоанн образ прибытия его, возрадовалось сердце его и возвеселилось 277 . И когда снова они обнялись и принесли благодарственную славу Богу, вернулся опять в свою келью. 9 . Да что говорить много? Этот святой и бесов многих от людей отгонял, и недуги неисцельные исцелял. Воду заставил проистечь в различных местах. Дождь с небес часто сходил по его молитве. И многие чудеса сотворил Бог при посредстве этого святого. И после этого в глубокой старости мирно предал честную свою душу в руце Божии. Комментарии [в заглавии] …коего память совершается 3 октября – В части греческих календарей и синаксариев празднуется память прп. Иоанна Хозевита только как преподобного, который после воссоединения с православной Церковью удалился в обитель Хозива и там пребывал до самой смерти. Такой вариант жития содержится и в древнейшем из календарей, содержащих празднование святому – «Менологии» Василия конца X в. Празднование прп. Иоанну как простому монаху сохраняется в некоторых минеях под 28 октября, наряду с празднованием ему как епископу (более поздним) под 3 октября, хотя и в «Луге Духовном» (25), и у Кирилла Скифопольского в «Житии прп. Саввы Ocbящehhoro» (Kyrillos 1929. Р. 162.24; рус. пер.: ПП. Вып. 2. С. 99) упоминается о епископстве прп. Иоанна, см.: De S. Joanne Chuzibita, Conf. Pont. Caesarea in Palestina//AS, Oct. XII. P. 577–592.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 532 г. К. С. принял пострижение во чтеца от митр. Скифопольского Феодосия (Vita Sabae. 75// Schwartz. 1939. S. 181). В 543 г. К. С. был пострижен в монашество Георгием, основателем и игуменом мон-ря Веэлла (Βεελλ), расположенного недалеко от Скифополя ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 74//Ibid. S. 71). Игум. Георгий упоминается в одной из греч. надписей, найденных в Скифополе ( Fitzgerald G. M. A Sixth Century Monastery at Beth-Shan (Scythopolis). Phil., 1939. P. 16). В том же году с разрешения игумена К. С. покинул монастырь и направился в Иерусалим, чтобы посетить св. места и присутствовать на освящении построенной по повелению имп. св. Юстиниана I (527-565) базилики во имя Пресв. Богородицы (освящена 20 нояб. 543). Движимый желанием подвизаться в одном из мон-рей Иудейской пустыни, К. С. в 544 г. по наставлению матери обратился к прп. Иоанну Молчальнику (454-559), подвизавшемуся в Саввы Освященного лавре , с вопросом о возможном вступлении в эту обитель. Прп. Иоанн посоветовал К. С. поступить в киновию прп. Евфимия Великого , чтобы здесь подготовить себя к более строгой монашеской жизни лавры. Однако К. С. предпочел сразу начать жить отшельником в лавре Каламон , месте подвигов прп. Герасима Иорданского († 475) (Vita Euthym. 74// Schwartz. 1939. S. 72). Здесь К. С. серьезно заболел. После 6 месяцев болезни ему явился во сне прп. Иоанн Молчальник и повелел отправиться в гостиницу в Иерихоне, принадлежащую мон-рю прп. Евфимия ( Cyr. Scyth. Vita Ioan. Hesych. 20//Ibid. S. 217). К. С. проявил послушание и оставался в мон-ре прп. Евфимия более 10 лет, до февр. 555 г. Вероятно, в этот период К. С. начал собирать сведения о жизни преподобных Евфимия и Саввы, продолжая поддерживать отношения с прп. Иоанном Молчальником, доставляя иногда по его просьбе письма нек-рым отшельникам (Ibidem). Исполняя одну из таких просьб, К. С. познакомился с прп. Кириаком Отшельником и имел с ним продолжительную духовную беседу. Прп. Кириак сообщил К. С. много сведений о жизни святых Евфимия и Саввы и о смуте оригенистов ( Idem.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

Дошедшие до нас списки корпуса восходят к одному прототипу, который является утраченным. Вскоре после того, как сформировался корпус, был произведен его перевод на сирийский язык, сделанный Сергием Решайнским; часть этого перевода сохранилась. Поскольку текст корпуса в сохранившихся греческих рукописях в некоторых местах испорчен, он иногда успешно проясняется по сирийскому переводу, восходящему к более ранней версии корпуса, чем сохранившиеся греческие рукописи. Важными для истории христианской мысли являются пролог и схолии к корпусу, часть из которых принадлежит Иоанну Скифопольскому, а часть, возможно, прп. Максиму Исповеднику 4 . Сомнения в том, что авторство корпуса принадлежит тому Дионисию Ареопагиту , который упоминается в книге Деяний, высказал еще св. Ипатий Эфесский в полемике с монофизигами (532 г.). О том что споры относительно подлинности корпуса шли уже вскоре после того, как он приобрел известность, свидетельствует пересказ свт. Фотием в «Библиотеке» 5 сочинения пресвитера Феодора (VI в.) «О том, что книга св. Дионисия подлинна»; исходя из того, что свт. Фотий приводит пересказ аргументов, свидетельствующих лишь в пользу неподлинности Ареопагитского корпуса, можно предположить, что сам Фотий считал, что его автором не мог быть Дионисий – ученик апостола Павла. Позднее в пользу неподлинности корпуса выступали Георгий Трапезундский, Феодор Газский, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский и др. В то же время в авторстве Дионисия – ученика ап. Павла не сомневалась подавляющая часть отцов Церкви и церковных писателей, живших после VI в., в частности свв. Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин , Никита Стифат , Николай Мефонский , Григорий Палама . Активное научное изучение как самого Ареопагитского корпуса, так и контекста его возникновения, началось в XIX в. X. Кох 6 и И. Штигльмайр 7 в 1895 г. независимо Друг от друга опубликовали статьи, где указали на существенную близость между местом из трактата «О Божественных именах» (4.17–33) и трактатом одного из крупнейших неоплатонических философов Прокла «О существовании зла»; в итоге признание зависимости Ареопагитского корпуса от сочинений Прокла стало общепринятым в плане изучения Ареопагитик в дальнейшей научной традиции. Тогда же Штигльмайр опубликовал более пространную статью 8 , в которой он доказывал, что Ареопагитский корпус был создан в сиро-персидском регионе в конце V в. Это предположение также было взято за основу для последующих исследователей корпуса.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010