Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин.12:32 ). Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть невластна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине — приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой — луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю вселенную.

http://azbyka.ru/simvolika-i-ustrojstvo-...

Другая характеристика состояния совершенных делателей рая, успешно прошедших его поприще – это покой. «Уже в т. н. «Втором послании Климента Римского » мы встречаем подобное употребление, сочетающее это понятие с вечной жизнью, нетлением и будущим Царством. Климент Александрийский же говорит, что «концом (свершением) благочестия является вечное упокоение в Боге». Примерно в том же смысле высказывается и Ориген : «Все люди, «труждающиеся и обремененные» ( Мф.11:28 ) вследствие греха, призываются к упокоению у Слова Божия», ибо «Бог послал Слово Свое, и исцелил их, и избавил их от могил их» ( Пс.106:20 ) " 80 . Но, несмотря на сугубую духовность понимания, речь о расположении врат рая идет в географических терминах. Так как окончательная цель молитвенных устремлений, по христианской традиции, находится на востоке, то вполне естественно, что выход из рая будет там же. Соответственно, входные врата рая расположены на противоположной стороне, т.е. на западе. Такая схема преп. Никиты была непонята Фельтером: «странным образом в раю имеются двое врат» 81 . То, что в раю двое врат, одни вводящие, другие выводящие, и тем самым рай явно видится как промежуточный этап, это совершенно неприемлемо для современного западного ученого. Следует отметить, что здесь преп. Никита лишь отчасти оригинален. Так, преп. Иоанн Лествичник в «Слове 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве» называет смиренномудрие вратами Царствия Небесного: «Смиренномудрие есть дверь Царствия Небесного, она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью говорит и Сам Спаситель сими словами: и «внидет и изыдет» ( Ин.10:9 ) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях» 82 . 4.12. Два древа Соответственно тому, что в понимании преп. Никиты Стифата существуют два рая – видимый и умопостигаемый, в каждом из них есть по два древа: Древо Жизни и Древо познания. Но даже древа чувственного рая толкуются преп. Никитой очень возвышенно, не как те или иные реальные деревья, но: в видимом раю Древом Жизни является Сам Бог , а Древом познания – человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Заблудший . Бога никто нигде не видел. Православный . И. Христос сказал: «видевший Меня, видел Отца и вы видели Его» ( Ин. 14:7–9 ). Христос есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари ( Кол. 1:15 ). «Великая благочестия тайна: Богь явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). И так, с тех пор, как И. Христос явился во плоти, сделался видимым для людей, никто не может сказать, что не видел Бога, или что Бог невидим. Отсюда и возможность Его священного изображения. Заблудший . Но Бога Отца и Духа Святого все-таки не видели. Православный . Бога Отца видел Адам ( Быт. 2:22. 38 . Быт. 32:30 и пр.) Моисей: «устами к устам говорю Я с Моисеем, сказал Господь, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (4 Чис. 12:8). Затем, Бога Отца видели пророки Иезекииль, Даниил и Иоанн Богослов ( Иез. 1:26 ; Дан. 7:9–22 ; Откр. 4:2–4 ). А Дух Св. в виде голубя, телесно сходил на И. Христа при крещении ( Лк. 3:22 ). Заблудший . Я понимаю поклонение Богу, но не Его изображению. Православный . Ковчег завета у евреев был простым ящиком (из черного дерева и обитый золотом, где лежали две каменные скрижали), но он почитался за великую святыню (как бы за Бога) и люди поклонялись ему, как Богу. Когда ковчег завета выносился, ковчегу говорили: «восстани, Господи, восстани ( Чис. 10:34 ) и, падая на лица свои, поклонялись ему. На кивот евреи надеялись, как бы на Бога ( 1Цар. 4:3 ). Разве евреи нарушали этим вторую заповедь? Заблудший . Из слова Божия не видно, чтобы Господь их за это наказывал. Православный . И не могло быть видно, ибо что Бог освятил, того человек не должен почитать нечистым, а должен почитать святым и достойным поклонения. Точно также священны и почтенны и изображения Самого Господа, ибо они служат напоминанием Его близости к нам и освящаются благодатию Св. Духа. Заблудший . Но ведь это дерево, а не Бог. Православный. Пусть то будет деревом или полотном, или чем другим (ковчег тоже был из дерева),– мы знаем, что «благословенно древо, чрез которое совершается правда» ( Прем.14:7 ). «Хочешь Ты, чтобы не были напрасны дела премудрости Твоей: посему и малейшему древу вверяют люди души свои» (5–6), – вверяют, надеясь не на древо тленное, а на Того, кто на нем изображен – на Бога крепкого и живого. И мы видим, что Господь, благоволя к св. изображениям Своим, дает чрез иконы разные чудотворения и исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

из жизни праведников: – Иисуса Навина: « Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал ». ( Нав.5:15 ); – пророка Моисея: особенно когда Господь дал Десять Заповедей; – псалмопевца Давида: история его покаяния; – царя Соломона: построение Храма и его открытие и т.д. Мудрость показывается в Библии как навык предвидения последствий от возможных поступков. Премудрость – умение видеть себя в Промысле Божьем, а также видение мира Божия в его разумном устроении: « Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его » ( Пс. 135 ). На второй встрече очень важно повторить библейское учение о Пути на примере «Книги Притчей Соломоновых» ( Притч. 4,10 ). Необходимо его углубить и показать, что с самого сотворения человека Господь показал эти два пути: Древо Жизни и Древо Познания добра и зла. Для полноты раскрытия образа можно прибегнуть к древним христианским текстам, например «Дидахе или Учение 12 апостолов», «Послание Варнавы» и др. Развитие Библейских постулатов духовной жизни через произведения Мужей Апостольских, помогают оглашаемым понимать непрерывность православной апостольской святоотеческой традиции. В анализе этих текстов важно акцентировать следующие моменты: а) постановка и достижение духовной цели в своей жизни; б) сопереживание и сотрудничество с Богом; в) объяснение обетов святого Крещения, которые оглашаемым предстоит принять; г) наш Путь – Христос: « Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ». ( Ин.14:6 ). 3я беседа. Тема : О Смысле жизни. Отвержение ложных путей и открытие вечного Смысла. Для раскрытия вечного Смысла человеческой жизни сначала необходимо показать ложные смыслы, то есть те смыслы, которые ведут к смерти и безысходности в нашей жизни, при этом в большинстве своем это безобидные и, в общем-то, часто необходимые и позитивные вещи. Любой человек ищет комфорта, хочет быть счастливым, иметь семью, детей, и быть нужным и успешным человеком « Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее » ( Еф.5.29 ). Но когда эти «безобидные» вещи становятся целью жизни, они начинают разрушать его т.к. в самих себе не имеют источника жизни. Они могут быть лишь задачами в жизни, но задачи не могут быть исполнены без цели христианской жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Но если Христос есть податель жизни духовной и вечной, то для чего Он сам умер и погребён? Для того, чтобы сею жертвою крайнего уничижения, понесённого одним за всех, на всех распространить жизнь и спасение. Сам Христос указал на это значение своей смерти и погребения, когда сказал:«Аще зерно пшенично, пад на землю, не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит» ( Ин.12:24 ). Таким образом, Гроб, сокрывший тело Богочеловека, подобно тому, как земля скрывает посеянное в неё зерно, поистине стал живоносцем: из погребённой в сем Гробе жизни, как из погребённого зерна, возник росток, который дал бесчисленные плоды в лице уверовавших в Распятого и Погребенного. Их явилось несметное множество, и если не во всех, то во многих из них открылась богатая плодами веры и добродетели христианская жизнь, сделавшая их подобными Ангелам. «Яко рая краснейший воистину». Гроб Христов потому и прекраснее рая Эдемского, что вместил в себе Жизнодавца. И в этом раю находился проводник жизнодательной силы. Это было «древо жизни». Оно называлось так потому, что плодам его дана была благодатная сила поддерживать жизнь и бессмертие человека по самому телу ( Быт.3:22 ) и приготовлять его тело к безболезненному преобразованию из «душевного», грубого, в «духовное» тонкое тело ( 1Кор.15:44–46 ). Первозданные люди за преступление заповеди не вкушать от плода древа познания добра и зла удалены были из рая Эдемского, чтобы не питаться более плодами древа жизни, и осуждены были на смерть. Но они не лишены были надежды спасения. Им дано было обетование о семени жены, которое сотрет главу змия, т.е. о Христе, имеющем родиться от жены, пресвятой Девы Марии, и смертию своею победить диавола и паки открыть человеку вход в рай, только не земной, а Небесный – в блаженное общение с Богом и с святыми Ангелами в Небесных обителях Его. В сих райских обителях сам Христос есть древо жизни для всех имеющих вступить в них ( Откр.2:7 ). От плодов сего древа верующие причащаются и в настоящей жизни, вкушая Тело и Кровь Христово, и от сего вкушения ощущают мир и радость; но в райских обителях, в невечернем, нескончаемом дне царствия Христова они будут «истее», совершеннее «причащаться» от древа жизни – Христа, будут иметь общение с Ним более тесное, чем какого сподобляются на земле, вкушая Тело и Кровь Его под покровом хлеба и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Слава, и ныне: Аллилуиа (3). Слава, и ныне: Аллилуия (3). Пс 48:2; 48:4; 33:12 ; 39:10А; 39:11Б; 21:23; 25:7; 25:8; 25:5; 17:22; 36:30; 110:3Б; 131:9; 83:5 По полиелеи седален, глас 7: Яко финикс, процвел еси нетлением от земли,/и, яко кедр, иже в Ливане, умножился еси чудесы,/превознеслся еси явлением, яко град, верху стояй,/и возсиял еси памятию твоею, яко светильник из под спуда на свет./Яже вся на тебе видяще сбытия,/прославляем Возвеличившаго тя тако во святых Своих./Ты же, яко имея дерзновение ко Христу Господу,/помолися, святоявленне Димитрие,/да спасет и просветит души наша. После полиелея седален, глас 7 Как пальма процвел ты нетлением от земли,/и, как кедр, что на Ливане, чудесами преумножился,/превознесся своим явлением, как город, на верху стоящий,/и воссиял памятью твоею, как светильник из под спуда на свет./Видя, что все это сбывается на тебе,/прославляем так Возвеличившего тебя во святых Своих./Ты же, как имеющий дерзновение ко Христу Господу,/помолись, сияющий святостью Димитрий,/да спасет и просветит Он души наша. Ин седален, глас 7: Просиял еси добродетельным житием твоим, святителю Димитрие,/украшаяся красотою нрава, воздержанием и милосердием,/златословесными же твоими учении украшая Христову Церковь,/темже, приснопамятне, предстоя Престолу Вседержителя,/моли Христа Бога даровати грехов оставление/празднующим любовию всечестную память твою. Иной седален, глас 7 Просиял ты добродетельным житием твоим, святитель Димитрий,/украшаясь красотою нрава, воздержанием и милосердием,/златословесными же твоими учениями украшая Христову Церковь./Потому, приснопамятный, предстоя Престолу Вседержителя,/моли Христа Бога даровать грехов прощение/празднующим с любовию всесвященную память твою. Слава, и ныне, праздника, глас 8. Подобен: Повеленное тайно: Слава, и ныне, праздника, глас 8. Подобен: “Повеление таинственное:” В раи мя прежде древо обнажи,/о вкушении враг принося умерщвление,/Креста же Древо, живота одеяние человеком нося,/водрузися на земли, и мир весь исполнися всякия радости./Егоже зряще возвышаема,/Богу верою, людие, согласно возопиим:/исполнь славы дом Твой.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obretenie...

Видел Иезекииль оживотворение мертвых, когда сказал, что видел, как совокупляхуся кости… каяждо к составу своему (Иез. 37:7). Образ воскресения дан нам и в зерне горушничном (Мф. 13:31), которое падает на землю, умирает в ней и снова оживает во образе воскресения. Отложите плач, Адамовы чада, и приобретите упование. В конце времен придет Христос и воскресит нас. Из персти сотворен человек в начале, и из ничего создал Бог словесный образ. Земную персть взял Творец и образовал человека. И вот, тлеет он до дня воскресения, в который получит вечную жизнь. В день воскресения возгремит на земле великий глас, и восстанут мертвые, услышав глас Царя Христа.   Воскресение Лазаря — как свидетельство общего воскресения всех Хвала Тебе, оживотворяющий мертвых во гробах их и облекающий их великой славой в день воскресения! Настало время, возлюбленные, испросить себе щедрот. Придите, уравняем (сделаем гладким) для себя путь, ведущий к Царству. Господь наш Христос любовь Свою к земнородным показал в любви Своей к Марфе, Марии и Лазарю. Воскресение назнаменуя, Господь наш говорит ученикам Своим: Лазарь друг наш успе: но иду, да возбужу его (Ин. 11:11). Ученики с полной любовью к Спасителю нашему отвечали: аще успе, спасен будет, — то есть восстанет, как и всякий восстанет от сна (Ин. 11:12). Господь не сокрыл от учеников Своих этой тайны: что мертвого увидят они воскрешенным. « Лазарь умре, — сказал Господь наш ученикам Своим, — и радуюся… яко не бех тамо, при смерти его (Ин. 11:14–15). Пойдем, братия Мои, исторгнем умершего из рук смерти, которая пленила душу и в тление ввергла плоть его». Направило течение Свое туда великое Солнце правды, а с Ним вместе потекли и звезды, сияющие Его же светом. Когда же Господь приблизился к Вифании, сестра умершего, Марфа, вышла, поклонилась до земли и, вздыхая, стала говорить Ему: « Господи Боже, аще бы еси зде был, не пало бы древо, на котором гнездились две голубицы; аще бы еси зде был, не бы… умерл друг Твой, Господи наш; смерть не осмелилась бы прийти и пленить душу его» (Ин. 11:21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Вочеловечился, замечает блаженный Феодорит , чтобы обновить естество, растленное грехом. Потому и приял на Себя все согрешившее естество, чтобы все исцелить». 85 Спасение возможно только в Церкви Благодать Божия, вспомоществующая человеку в борьбе с грехом, подается не непосредственно, а через чувственные знаки, т.е. через священнодействия (таинства), Господом учрежденные в Его Церкви ( Деян.2:38, 8:15–19 ; 1Ин.2:20 ; 1Кор.10:15–17, 11:27 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 и др.). Вне таинств Церкви благодать, освящающая человека, не подается. Только в Церкви хранится истинное учение Иисуса Христа и апостолов, заключающееся в Священном Писании и Священном Предании, только в Церкви богопоставленное священство «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф.4:12 ). Кто бы ни спасался, спасается не иначе, как в Христовой Церкви, т.е. состоя с нею в живом союзе, а через нее и с Господом. Сказанное подтверждается словом Божиим: а) апостол говорит ( Еф.5:23 ), что «Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель Тела» (Церкви: Еф.1:22–23 ; Кол.1:18, 24 ), т.е. Он по благоволению Бога Отца благодатью, подаваемою Духом Святым, спасает только тех, кто находится в Его Церкви, так как вне Церкви Бог является только Творцом и Промыслителем мира ( Деян.17:28 ; Мф.5:45, 6:26–30 ; ср. Ин.1:17 ; Рим.5:21 ; Тит.2:11, 3:4–6 ), и поэтому человек, от Церкви отпавший или в нее не вошедший, предоставлен в борьбе со грехом собственным силам ( Рим.7:24 ) и обречен на погибель: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ); «если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). б) Как в теле всякий член живет не своею, а общею всему телу жизнью, так и в Церкви каждый христиан, если отделится от нее, умирает духовно и погибает ( Ин.15:4 ; Еф.4:3–6:16 ; 1Кор.12:20–27 ). Ту же мысль апостол выражает в послан. к Римл ( Рим.11:16–24 ): род спасаемых один от начала мира, как одно древо жизни, и никто не спасется отдельно от других, но если хочет спастись, должен привиться к этому древу спасенного рода, как «дикая маслина», и стать «общником корня и сока маслины», т.е. вступить в общение с его жизнью и стать едино с ним. Этот род особенным божественным помышлением был соблюдаем в народе иудейском, а потом через Господа Иисуса Христа единение с ним открыто всем народам. 89

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

После чтений - полиелей и 1-й степенный антифон 4-го гласа (в воскресенье - степенны текущего гласа, несмотря на отмену воскресных песнопений); затем прокимен, «Всякое дыхание», Евангелие (Ин 12. 28-36a), «Воскресение Христово видевше» и Пс 50. Канон утрени - прп. Космы; в начале канона (или во время Пс 50) Древо Креста торжественно износится из алтаря и полагается на приготовленный столик возле св. врат. По 3-й песни канона - седален Креста; по 6-й - кондак В. и, «если позволяет время», 3 икоса (что является следом полного кондака); по 9-й - «Свят Господь» и особый светилен Креста. Поются хвалитные стихиры, великое славословие и совершается чин воздвижения Креста, за к-рым следуют сугубая ектения и окончание утрени. На литургии указаны вседневные антифоны (Пс 91, 92, 94), к 3-му из к-рых припевается тропарь праздника; есть особый входной стих (Пс 98. 5), чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой ц. (но Апостол - 1 Кор 1. 18-24). 15 сент. в Типиконе называется попразднством и отданием праздника В., в этот день последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь - Σσον Κριε τν λαν σου (        ). На вечерне - прокимен дня; стихословие Псалтири на вечерне и утрене отменяется (кроме совпадения 15 сент. с воскресным днем; Евергетидский Типикон содержит подробные указания на случай такого совпадения). В субботы и недели перед В. и по В. чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. (но Евангелие субботы после В.- Ин 3. 13-17). Воздвижение Креста. Икона-таблетка из собора Св. Софии в Новгороде. Кон. XV в. (НГОМЗ) Воздвижение Креста. Икона-таблетка из собора Св. Софии в Новгороде. Кон. XV в. (НГОМЗ) III. В студийских Типиконах афоно-италийской группы праздничный цикл В. не имеет предпразднства (13 сент. празднуются память Обновления храма Воскресения в Иерусалиме и отдание праздника Рождества Богородицы), а продолжительность попразднства увеличена до 7 дней. Отдание праздника В. бывает 21 сент. Утреннее Евангелие В., согласно этим памятникам, длиннее, чем в к-польских и малоазийских, на 3 стиха: Ин 12.

http://pravenc.ru/text/155081.html

   В Евангелии от Иоанна: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие. Рожденное от плоти, плоть есть; и рожденное от Духа, дух есть» (Ин.3:5—6). И еще в том же Евангелии: «аще не снесте Плоти Сына человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе» (Ин.6:53). XXVI. Мало пользы от крещения и принятия Евхаристии тому, кто не преуспевает в поступках и делах    В Первом послании Павла к Коринфянам: «не весте ли, яко текущии в позорищи, вси убо текут, един же приемлет почесть? Тако пецыте, да постигнете... и они убо да истленен венец приимут, мы же не истленен» (1Кор.9:24—25). В Евангелии от Матфея: «всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф.3:10). В том же Евангелии: «мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им: яко николиже знах вас; отъидите от Мене, делающии беззаконие» (Мф.7:22—23). И еще там же: «тако бо просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф.5:16). Также в Послании Павла к Филипписеям: «да... являетеся, якоже светила в мире» (Флп.2:15). XXVII. И крещеный может утратить полученную им благодать, если не сохранит непорочности    В Евангелии от Иоанна: «се, здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин.5:14). Также в Первом Павловом послании к Коринфянам: «не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог» (1Кор.3:16—17). О том самом и во Второй книге Паралипоменон: «Господь с вами, яко бысте с Ним; ... аще же оставите Его, оставит вас» (2Пар.15:2). XXVIII. Не может быть в Церкви даровано отпущение тому, кто согрешил против Бога    В Евангелии от Матфея: «иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий» (Мф.12:32). Также в Евангелии от Марка: «вся отпустятся согрешения сыном человеческим и хуления, елика аще восхулят; а иже восхулит на Духа Святаго, не имать отпущения во веки, но повинен есть вечному суду» (Мк.3:28—29). О том и в Первой книге Царств: «аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу; аще же Господеви согрешит, кто помолится о нем?» (1Цар.2:25).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010