3) Сравнивать св. Крест с древом, на котором повесили бы нашего отца, неразумно, ибо Христос для того и сошёл на землю, чтобы пострадать на кресте. От крестных страданий Он не только не бежит, но смотрит на них, как на средство Своего прославления. «Отче! Пришёл час, прославь Сына Твоего...» ( Ин. 17:1–5 ). Ко кресту Он обещает всех привлечь, говоря: «И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт» ( Ин. 12:32–33 ). III. Ветхозаветные прообразы св. Креста и проявлявшаяся чрез них сила Божия. 1) Когда Израильский народ сражался с амаликитянами, то заметили, что победа и поражение израильтян зависели не от орудия и силы воинов, а от рук Моисея, молившегося на горе, ибо «когда Моисей подымал руки свои – одолевал Израиль, а когда опускал руки свои – одолевал Амалик». Посему Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до захождения солнца, пока Иисус Навин не победил Амалика – Исх. 17:10–13 . Моисей с распростёртыми руками – есть образ Иисуса Христа, распростёртого на Кресте. 2) Когда евреи были в пустыне, кишащей змеями, от укусов которых многие умирали, то Господь, видя раскаяние евреев, повелел на знамени повесить медного змея. Моисей так и сделал. И с тех пор, кто из ужаленных ядовитыми змеями смотрел на медного змея, тот оставался живым – Чис. 21:6–9 . Так и ныне, кто с верою и мольбою смотрит на св. древо Креста, тот не умрёт от ужаления змея ядовитого диавола. IV. Апостолы почитают Крест Христов. Они пишут: 1) «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). Если слово о кресте – сила Божия, то тем более сам Крест. 2) Ап. Павел «хвалится крестом» Христовым. Сказавши о том, что некоторые обрезываются для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, он пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:12–16 ). Здесь под крестом разумеются не страдания, а самое древо Креста Господня, за прославление которого и были гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Для этого древо за древо, руки за руку, руки мужественно простертые за руку невоздержно простертую, руки пригвожденные за руку своевольную, руки совокупляющие воедино концы мира за руку извергшую Адама. Для этого вознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть, тьма для света, погребение за возвращение в землю» ( Григорий Богослов ). Таким образом «как грех вошел в мир посредством плода древесного, так и спасение – посредством древа крестного» ( Афанасий Великий ). Высотою креста апостол означает пренебесное, глубиной – преисподней, а долготой и широтой – пределы того, что находится среди оных. Святой Василий Великий видит в четверочастном составе креста указание на четыре страны света и говорит, что предпочтена крестная смерть для того, чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста. 77 Второе слово со креста. Господь обещает покаявшемуся разбойнику, на кресте исповедавшему Его Царем, блаженство вместе с Собою в царстве праведников, избранных Божиих. Христос предрекает, что разбойник умрет в этот же самый день, а не будет мучиться на кресте, как то бывало с распятыми, что и действительно случилось, так как его смерть была ускорена ( Ин.19:32 ). Слово «рай» означает собственно сад, наполненный тенистыми и прекрасными деревьями и цветами. В жарких странах Востока во время солнечного зноя сад был местом истинного наслаждения и успокоения, а потому рай стал образом места блаженства праведников в мире загробном ( 2Кор.12:4 ). 78 Это – третье слово со Креста. Не видно было Пресвятой Девы ни при славном преображении Сына Ее на Фаворе, ни при торжественном входе в Иерусалим, ни при других чудных событиях земной жизни Его, когда дивились учению ( Ин.7:46 ) и делам Его (6:14), но теперь она стала как бы на страже у Креста Его. Во всей поразительной силе Она чувствовала теперь в душе Своей оружие, предсказанное праведным старцем Симеоном ( Лк.2:35 ), страдала так, как никто никогда не страдал на земле, кроме Самого Распятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На иконах «Спас Великий Архиерей», эта идея акцентируется сильнее . Там на фоне Креста с Распятым и четырехугольника с символами Евангелистов, частично перекрывающим сцену Распятия, пишется Господь Саваоф – в архиерейском облачении: крещатом саккосе, омофоре и митре. Правой рукой Он благословляет, а в левой держит ножны меча; на его лоне, в мандорле, расположенной на херувиме, обозначен Христос: в образе юноши, в доспехах и с мечом в руке; Распятию предстоят архангелы Михаил и Гавриил с орудиями страстей в руках; вся эта композиция заключена в сферу со звездами; вверху, над сферой со звездами, виднеется сегмент Небесной сферы. Раскрывая символику этого сложного визуального языка, получаем такую трактовку: Меч в руке Христа – оружие против диавола, символ власти и суда. Пустые ножны и благословляющий жест Господа Саваофа свидетельствуют о том, что власть вершить Правду и Суд дарована Сыну по человеческому естеству, и также о том, что Крестная Жертва не есть Жертва удовлетворения гневу Отца, а есть Жертва любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее» ( Ин. 29:17 ). Так как любовь Бога Отца – это не ипостасное, а природное свойство, и оно равно принадлежит всем трем Божественным Лицам, и то и Крестная Жертва явила любовь к человеку всех трех Божеских Лиц. X. Наряду с тем, что Крест, в Православной иконографии, символизирует Жертвенник, он же символизирует и древо жизни. И этим фактором вновь даётся место противопоставлению ветхого Адама Новому Адаму – Христу: « ...первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1Кор. 15:45,47 ). Как ветхий Адам через вкушение плода от древа произвел всеобщую смерть, так Новый Адам через Крестное древо даровал людям вечную жизнь: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили... Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» ( Рим. 5:12,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

общие черты. Так, Ин 6 располагается в текстах обоих типов перед Ин 5, а Ин 7-10 отнесены в конец Д. Т. о., материал из Евангелия от Иоанна помещен в основном в начале и в конце Д., а главная часть представлена выдержками из синоптиков, порядок к-рых ориентируется в целом на Евангелие от Матфея (Ibidem). Мотивы составления Д. Религ. взгляды Татиана, понимание к-рых важно для изучения Д., нельзя полностью достоверно восстановить по имеющимся источникам, а его роль в секте энкратитов была, возможно, неск. преувеличена древними авторами ( Leloir. 1966. P. 12). Согласно наиболее распространенной в науке т. зр., Татиана «лучше всего характеризовать как радикального христианина-эклектика, которого с самого начала его христианского пути привлекала аскетически энкратитская жизненная позиция» ( V öö bus. 1958. P. 31-45), хотя есть попытки объяснить составление Д. тем, что Татиан был гностиком-валентинианином или даже платоником ( Мецгер. 2002. С. 36). В сохранившихся свидетельствах текста Д. имеется немало чтений, обнаруживающих его склонности к энкратизму. Так, используя Мф 1. 19, где об Иосифе Обручнике говорится, что он был мужем Пресв. Богородицы ( νρ ατς), Татиан опускает определенный артикль и притяжательное местоимение, понимая слово νρ (муж) в обобщенном смысле, а не как обозначение семейного положения (Там же. С. 37). Срок супружества Анны пророчицы (Лк 2. 36), по нек-рым свидетельствам, был сокращен Татианом с 7 лет до 7 дней ( Merx. 1905. S. 207-208). В нек-рых средневек. гармониях, зависящих от Д. (Льежской, Штутгартской и др.), заповедь Мф 19. 5 - «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью» приписывается Адаму, а не Богу ( Мецгер. 2002. C. 37). Мн. источники свидетельствуют о враждебности Татиана к вину. Так, напр., слова Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин 15. 1) - в персид. гармонии заменены на слова: «Я древо плода истины». Это же чтение зафиксировано в сочинениях Афраата и, по-видимому, присутствовало в не дошедшем до нас варианте араб. Д. ( Baarda. 1975). В некоторых источниках отсутствуют слова «вот человек, который любит есть и пить вино» (Мф 11. 19), а в описании брака в Кане Галилейской опущено выражение «когда напьются» (Ин 2. 10). Энкратизмом Татиана объясняют также замену вина уксусом при описании Страстей, зафиксированную в комментарии на Д. прп. Ефрема Сирина ( Мецгер. 2002. С. 38). Впрочем, оба варианта - ονος (вино) и ξος (уксус) - существуют и в различных греч. рукописях НЗ, и именно 2-й из них лежит в основе текста синодального перевода для Мф 27. 34. Мн. исследователи считают, что энкратизм Татиана был одной из главных причин быстрого распространения и длительной популярности текста Д. на христ. Востоке, поскольку это «соответствовало восточным вкусам» ( Vööbus. 1951. P. 22).

http://pravenc.ru/text/171943.html

1Кор.1:18 ; Гал.6:12, 14 ; Флп.3:18, 19 ; Кол.1:20 ; Пс.98:5, 131:7 ; Прем.14:7 ; Евр.11:21 . На основании 1Пет.2:24 ; Кол.2:14 сектанты утверждают, что крест Христов осквернен вознесенными на него грехами и рукописанием о нас, которые, по мнению сектантов, на кресте же и остались. Неразумность сектантской мысли ясно видна из следующего. Грехи наши на древо Сам Господь вознес «Телом Своим» ( 1Пет.2:24 ): бывшее о нас рукописание Он истребил как «учением» Своим, так и «пригвождением ко кресту» ( Кол.2:14 ср. Еф.2:16 ). Если принятием на Себя людских грехов пречистый Господь не осквернился (см. 1Ин.2:5 ), если истреблением рукописания не осквернено учение Христово или Евангелие, то не осквернился и крест Христов, которым уничтожено греховное рукописание и убита вражда. Поскольку на крест Господь вознес грехи и рукописание Телом Своим, то святость Тела Христова перемогла все нечистое, уничтожила на кресте и грехи и рукописание (ср. Еф.2:16 ), а самый крест честная Кровь Господня освятила (см. Кол.1:20 ). Указываемое сектантами в Гал.3:13 и Втор.21:23 «проклятие» касается не креста, а висевшего («всяк висящий») на древе крестном Господа Христа. Самая причина сего проклятия опять заключается не в кресте, а в людях и грехах людских, вызвавших крестные страдания Господа Христа ( 1Ин.3:5 ; Ис.53:5 ). Поэтому негодование вследствие этого проклятия сектанты должны направить не на крест, а скорее на людей; но поскольку Господь заповедал любить ближних людей ( Ин.13:34, 35 ), то все негодование сектанты должны направить на самих себя. В отношении креста Христова сектанты должны помнить и держаться следующего правила: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.10:15 ). В Прем.14:8 проклинается то рукотворенное древо, которое названо «богом», т. е. проклинаются идолы, которых язычники признавали за богов. Через крест явилась правда (ст. 7), но богом он никогда не называется, и потому ко кресту сии слова не имеют отношения. В Иер.10:3–5 осуждается то обделанное дерево и обточенный столп, которые для религиозных целей употребляемы были «язычниками» (ст. 2), т. е. осуждаются идолы. Что этим осуждается не всякое религиозное употребление обделанного столпа, что не осуждается, напр., употребление придорожных и намогильных крестов, то это уже достаточно видно из религиозного употребления обделанного столпа («знамя») Моисеем ( Числ.21:8, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

21:27. За воротами города иногда жили отверженные обществом (напр., блудницы), но здесь имеется в виду ветхозаветная аллюзия. В доме Божьем более не будет мерзостей ( Зах. 14:21 ) или неверующих в Иерусалиме ( Иоил. 3:17 ). Нечистому всегда ставилась преграда в доме Божьем; этот текст относится к духовной или нравственной нечистоте. Весь город являет собой храм Божий, или место Его обитания (21:3,16,22). 22:1–5 Новый рай В Ветхом Завете иногда в образной форме, особым языком описывается восстановление Иерусалима как рая ( Ис. 51:3 ), но именно в более поздних еврейских текстах дается общая картина воссоздания или расширения первоначального рая в конце времен. В таких текстах рай представлен как дом праведных, а «геенна – как дом нечестивых. 22:1. Источником образной картины рая с его реками и водами Иерусалима ( Пс. 45:5 ) может служить Быт. 2:10 ; вместе с тем, есть и прямое указание на реки, вытекающие из нового Иерусалима – в Иез. 47:1 – 11 (ср.: Иоил. 3:18 ; Зах. 14:8 ). (Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» 1.1.3, 38 использовал греческую географическую концепцию о реке Океан и утверждал, что Эдемский сад орошался водами реки, опоясывавшей весь земной шар и разделявшейся на четыре рукава: Ганг, Евфрат, Тигр и Нил. Филонотождествлял эту реку с добродетелью, вытекавшей из Эдема, которая являла собой премудрость (Аллегорическое толкование 1.19, 65). Иоанн мог здесь усматривать указание на Дух; ср.: Ин. 7:37–39 .) 22:2. Описание «древа жизни» взято из Иез. 47:12 , где говорится о деревьях, которые плодоносят ежемесячно (в отличие от сезонного урожая в году) и листья которых служат для исцеления. Иоанн изменяет множественное число «деревьев» на единственное «древо», чтобы подчеркнуть указание на рай: хотя «древо жизни» рассматривается и в ряде других произведений еврейской литературы (напр., в 4 Езд.), сам термин уходит корнями в Быт. 2:9 . В более поздних иудейских преданиях этот образ находит свое дальнейшее развитие. (В ряде еврейских текстов описываются двенадцать деревьев [по одному на каждый месяц], которые находятся в раю, где протекает четыре реки: это сводный образ, мозаика из текстов Иезекииля и Бытия, что является весьма характерным приемом для Откровения в целом. В еврейской литературе двенадцать месяцев часто связываются с двенадцатью коленами и двенадцатью созвездиями, ноИоанн здесь, как и в других местах, избегает всякого рода астрологических ассоциаций.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Апостол Павел в послании к Колоссянам пишет: «… истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол. 2:14 ). Перед Своими страданиями Господь говорил: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие, говорил Он, давая разуметь, какою Смертию Он умрет» ( Ин. 12:31–33 ). «Ибо благоугодно было Отцу… чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол. 1:19–21 ). Напомним, что у евреев были и другие священные предметы: каменные скрижали завета, ковчег с манной, жезл Аарона, меч Голиафа, которым Давид избавил народ от филистимлян… Все, что в сем мире связано с деяниями Бога, может и должно быть или предметом поклонения, или блаженной памяти. Эти предметы потому хранились свято в храме Божием, что Господь некогда явил через них Свою силу. В Новозаветной Церкви величайшей святыней считается святое древо креста, и не потому только, что крест хранит память о распятии на нем Господа нашего Иисуса Христа. Святая Церковь принимает святое древо креста и делает его вещественное изображение потому, что он есть зримое выражение всей христианской веры. Почитая крест Христов, Православная Церковь в первую очередь преклоняется перед домостроительством нашего спасения. Господь призывает всех нас взять крест свой и жить во образе креста Своего ( Мф. 10:38 ). Таким образом, мы почитаем не косную, тленную материю, вещество, как то хотят представить протестанты, а, поклоняясь кресту видимому, мы посредством него чтим и невидимый крест Христов. Ибо Христос испытывал на нем не только сокрыто-духовные, но и телесно-физические муки. В силу этого мы почитаем единый крест Христов, преклоняясь перед Его видимым обликом, прославляя невидимый. Апостол Павел совершенно определенно говорит, что все, бывшее с израильтянами в пустыне, для нас было образами ( 1Кор. 10:6 ). Псалмопевец Давид обращается к Богу: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Пс. 59:6 ). Об этом же пророчествует Исаия: «И подымет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис. 11:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

В воспоминание и продолжение первоначального Воздвижения, бывшего по обретении Креста, Церковь постановила воздвигать его в 14 (27) день сентября. Для сего после вечернего богослужения, предшествующего всенощному бдению праздника, крест с благоговением приготовляется и полагается священнослужащими на блюде, украшенном цветами, как древо жизни. Сосуд с крестом поставляется на св. престоле, где обыкновенно лежит Евангелие, a Евангелие – на Горнем; пред крестом возжигается светильник на всю ночь, между прочим, напоминающий о лучезарном свете, среди коего явился он Константину на небеси. На всенощном бдении в паримиях Церковь изображает благодатную силу Животворящего Креста в ветхозаветных прообразованиях его: в древе, усладившем горькие воды Мерры. которое положено было в них, как показа Господь Моисею, и в семидесяти финиковых стеблиях (древах), при которых странствовавшие евреи нашли прохладу и покой ( Исх.15:22 – 16:1 ); в райском древе жизни, прообразовавшем Божественную воплотившуюся Премудрость ( 1Кор.1:30, 2:7 ), в деснице коей долгота жития и лета жизни, в шуйце богатство и слава, а из уст исходит правда, закон и милость: блажен человек, иже обрете премудрость, и смертный, иже уведе разум ( Притч.3:11–18 ); в древах, послуживших к украшению храма Божия и к прославлению места святого ( Исх.25:11–16 ) 301 . Евангелие па всенощном благовествует о прославлении Сына Божия гласом Бога Отца и распятием, которым, как предрек Господь, вся привлеку к Себе ( Ин.12:28–36 ). По великом славословии настоятель, облаченный в полную одежду, после троекратного крестообразного каждения кругом престола, на котором возлежит крест, при пении «Святый Боже» воздвигает на главу и износит св. крест, сопровождаемый светильниками и особенным церковным звоном, на середину храма для поклонения и лобызания верующим, дабы мы, целуя крест, сердцем и устами почерпали освящение 302 . Примеч. Великий чин Воздвижения Креста постановлено уставом совершать пятикратно, на четыре стороны и дважды к востоку, в начале и конце. По троекратном осенении верующих крестом, настоятель при непрестанном молении Церкви о помиловании и спасении членов ее и при пении «Господи, помилуй» голосом, понижаемым и возвышаемым соответственно действиям воздвижения, благоговейно со крестом преклоняется и воздвигается. При преклонении положено произнести «Госиоди, помилуй» 50 раз и столько же при воздвижении. Таким образом, чин великого Воздвижения Креста есть величайшая лития и служит к изображению вознесения Господа на Крест и освящению четырехстороннего мира. После Воздвижеиия предстоящие в храме троекратно преклоняют колена перед св. крестом при пении: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» и лобызают треблаженное древо, поступая согласно со словами Писания: возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Вера наша не есть какое-нибудь благодетельное учреждение временное, а есть единственный образ спасения, общий всем временам и всем спасаемым. Мы веруем так, как приняли от отцов наших; отцы наши уверовали так, как предал им Православный Восток; Восток верует, как научен от Апостолов; а Апостолы научены Господом и говорили Духом Святым. Если пойдем далее по линии времени, то найдем, что также веровали Пророки, патриархи и все ветхозаветные праведники — Давид, Моисей, Авраам, Ной, Енох и сам праотец Адам, — с тем только различием, что они искали спасения в Господе, имеющем прийти, мы же ищем его уже в Пришедшем Господе. Таким образом вера наша единая, совершенная и чистая соединяет нас со всеми верующими и со всеми святыми и избранными Божиими вводит в содружество. Ею приступили мы «к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и церкви первородных на небесех написанных» (Евр.12,22–23). Она есть великое спасительное древо, коего корень еще в раю земном, а вершина на Небе, есть единое древо животное посреде земли, единая лоза истинная, на коей если кто не пребудет, не возможет творити достойных плодов (Ин.15,4). Да благословит же душа наша Господа, благоволившего быть нам привитыми к лозе сей живой и живоносной! Притом, привиты будучи к истинной лозе сей, мы не оставлены быть на ней бесплодными, или ветвию сухою, но явлены ветвию живою, исполненною силы и жизни. «Благодать Божия, яже» верою «не тща бысть» (1Кор.15.10) в роде нашем: но, соделавшись достоянием нашим, принесла Богу обилие плодов правды и святости. Цари, князья, святители, священники, иноки, люди всякого чина и звания просиявали высокою жизнию и величием дел благих прославляли Бога. И Бог, пребывая среди благочестивых отцов наших, благословлял их всяким благословением духовным, или прославлял нетлением и дарами исцелений останки избранных из них, или сообщал чудотворную силу святым иконам, являвшимся по Его мановению в разных местах. Обозрите мыслию все пределы отечества нашего и увидите, что оно все усеяно то нетленными мощами, то чудотворными иконами, то другими знамениями особенной близости Божией к нам. Так многоблагодатна была и есть святая вера наша! Да благословит же душа наша Господа, увенчавшего и венчающего нас Своею милостию и щедротами!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

«Вполне совершенными сотворил Ты нас, говорит св. Ефрем, обращаясь к Богу; без меры повредили мы сами себя. Ты научил нас правому, а мы стали поступать превратно, изгладили в себе преимущества природы своей; Ты образовал нас из персти, мы совлекли с себя образ Твой и подобие Твое» 121 . Писание ясно указывает – откуда и как произошло зло: не только без воли Творца, но и решительно не по воле Его. Кратко и просто – сказание Моисеево о падении человека. Так и обыкновенно Дух Святой изображает в Писании великие события и тайны, в каждом слове заключая неисследимую и неизмеримую глубину смысла. Моисей повествует, что Творец, благословляя первосозданную чету, отдает в полное обладание Адаму и жене его землю и все земные твари. На всей земле и во всем раю одно только древо познания добра и зла поставляется вне власти человека. Бог запрещает человеку вкушение плодов сего древа, и притом – под угрозою смерти: «И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от древа же, еже разумей доброе и лукавое, не снесте от него, а в оньже аще день снесте от него, смертью умрете» ( Быт. 2:16–17 ). Страшный день этот наступил. Ненадолго отдалила его от человека любовь к Творцу. Угроза и страх смерти не остановили его приближения. «И виде жена, яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно есть еже разумети: и вземши от плода его, яде: и даде мужу своему с собою, и ядоста» ( Быт. 3:6 ). И исполнилось слово Божие: человек смертью умер. За святотатственным вкушением от запрещенного древа последовала смерть духа, отчуждение от жизни Божией ( Еф. 4:18 ), разъединение с Тем, Кто есть жизнь всего живущего и свет человеков ( Ин. 1:4 ), изгнание человека из рая, удаление его от древа жизни, осуждение на труды, болезни, скорби, смерть и разрушение тела, проклятие ради его всей твари. «Единем человеком грех в мир вниде, – пишет Апостол, – и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде» ( Рим. 5:12 ). Итак, в грехе, – вся тайна зла, тайна глубокая и мрачная, глубины сатанинские ( Откр. 2:24 ), из которых исторглась и исторгается смерть и всё зло и в которые с трудом и ужасом проникает человеческое разумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010