Не случайно уже в ранней Церкви крещение Иисуса воспринималось как прообраз Его крестной смерти. Сам Иисус употреблял термин «крещение» применительно к Своим страданиям и смерти: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! (Лк. 12:50). Учеников, пожелавших воссесть по правую и левую руку от Него, Он спрашивает: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? (Мф. 20:22). Крещение, совершаемое по заповеди Иисуса Его учениками, также воспринимается как образ Его смерти. Апостол Павел пишет: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть (Рим. 6:3–4). Обращаясь к новокрещеным, Кирилл Иерусалимский (IV в.) говорит: Кирилл Иерусалимский Вы произнесли спасительное исповедание, и погружались троекратно в воду, и снова выходили из воды. И здесь вы символически изобразили тридневное погребение Христово. Ибо как Спаситель три дни и три ночи пробыл во чреве земли (Мф. 12:40), так и вы первым выходом из воды изобразили первый день, а погружением первую ночь Христова пребывания в земле… и в то же время вы умирали и рождались, и эта спасительная вода была вам и гробом, и матерью. И одновременно произошло и то и другое: и смерть, и рождение ваше вместе сочетались . Если крещение Иоанново было крещением покаяния для прощения грехов (Мк. 1:4), то какое действие оно оказало на Иисуса? Евангелисты вполне однозначно представляют Иисуса Тем, Кто, будучи Сыном Человеческим и Сыном Божиим, имеет власть отпускать грехи (Мф. 9:6; Мк. 2:10; Лк. 5:24 и др.). Новозаветные авторы многократно, в разных формах подчеркивают, что в Нем нет греха (1 Ин. 3:5), напротив, Он — источник прощения грехов. По словам апостола Петра, Сын Божий не сделал никакого греха… Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Пет. 2:22, 24). Крещение Иисуса Христа. Фреска У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Ниша Торы. Синагога в Дура-Европос. 244/5 г. (Национальный музей, Дамаск) Ниша Торы. Синагога в Дура-Европос. 244/5 г. (Национальный музей, Дамаск) На «аттике» арки, обрамляющей нишу для свитков Торы, на светло-голубом фоне золотом изображены: в центре - Иерусалимский храм, слева - менора (семисвечник), лулав (пальмовая ветвь) и этрог (плод дерева из рода цитрусовых), использовавшиеся в ритуале праздника Суккот, справа - «Жертвоприношение Авраама» (Авраам представлен перед алтарем, ниже помещен агнец у древа, выше - шатер с человеческой фигуркой в нем (Измаил?); персонажи показаны со спины). Программа декора символизирует надежду на восстановление Мессией храма, утраченного иудеями, чью верность Единому Богу подчеркивает сцена жертвоприношения, заменившая шофар, традиционно включаемый в декор ранних синагог. Этот образ бескровной жертвы, противопоставленной языческим жертвоприношениям, напоминает о договоре Бога с Авраамом и его потомством - евр. народом, частью которого были молящиеся в синагоге ( Weitzmann, Kessler. 1990. P. 156). Оформление ниши сходно с декором позднейших синагог Ближ. Востока (синагога в Бет-Альфе ). Христ. искусство заимствовало использованный здесь принцип размещения определенных символов в важнейшей зоне храма (ср. с изображениями Этимасии, символов евангелистов и закладной надписи в центре триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме). Символы, изображенные над аркой, могли отражать традицию, зафиксированную текстом лишь в VIII в.: «В будущем Он… воссядет в саду Эдемском и раскроет смысл новой Торы, которую Он даст им через Мессию» (Midrash of the Alphabet of Rabbi Akiba//The Messiah Texts/Comp. R. Patai. Detroit, 1979. P. 252). Над нишей представлена ветвистая виноградная лоза без гроздьев с троном и столом под ней. Ее трактовали как древо жизни ( Kraeling. 1956. P. 62 f.) или, напротив, как символ плодородия и возрождения, близкий к мистическому культу Диониса ( Goodenough. 1964. Vol. 9. P. 79 ff.), аналог золотой лозы с гроздями винограда, размещавшейся на портике Иерусалимского храма ( Kaufman A. Note on Artistic Representations of the Second Temple of Jerusalem//BiblArch. 1984. Vol. 47. N 4. P. 253-254) и в др. синагогах (синагога в Бет-Шеане в Десятиградии ). К. Вайцман считает ее изображение аллюзией на пророчество: лоза даст плоды, когда придет Мессия (Ис 4. 2) ( Weitzmann, Kessler. 1990. P. 158). Исаия (4. 2), Иеремия (23. 5; 33. 15) и Захария (3. 8; 6. 12) пророчествуют, что Мессия возрастет из «древа Давидова», а Захария называет Его «ветвью». Возможно, тот же смысл имеет бесплодная лоза синагоги в Сардисе (IV в.), трансформировавшаяся в христ. памятниках в образ Древа Иессеева (гробница Юлиев, Ватиканские гроты, апсида баптистерия Сан-Джованни ин Латерано в Риме).

http://pravenc.ru/text/180593.html

После Воскресения Христа и искупления грехов людей Древо Жизни стало для человечества вновь доступно. Христос, благодаря Духу Святому, становится доступным для нас, и человек, вкушая от Христа, делается причастным этому Древу Жизни. В другом месте сказано, что Дерево Жизни есть кротость: «Кроткий язык – древо жизни» ( Притч. 15:4 ). В третьем – сказано, что это исполнившаяся надежда: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни» ( Притч. 13:12 ). Здесь нет противоречия. Премудрость Отца, Иисус Христос, говорит в Евангелии: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ). И предельное желание человека – это встреча с Иисусом Христом и с Его Отцом. Человек, стремящийся к этому, встречается с исполнившимся желанием, с Премудростью Отца, он видит во Христе замысел этого мира, видит, как задуман мир – его тайны теперь открыты для того, кто достиг нового Иерусалима. Более того, ему становится понятен замысел о каждой вещи во вселенной, как задумал ее Отец, нарисовав, в Сыне Своем, великий план творения. И еще человек видит источник кротости Христа, источник абсолютной тишины, царящей в глубинах Божества. Однако святитель Андрей Кесарийский утверждает, что Древо Жизни – это не только Сын Божий, но еще и сам спасенный. То есть Древо Жизни одно и одновременно их много – «среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки» ( Откр. 22:2 ). Первый псалом гласит: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» ( Пс. 1:1–3 ). Праведник уподобляется в Писании растущему у воды дереву. Так как Христос Весь в нем и он весь во Христе, то такой человек и сам становится Древом Жизни. Об этом и сказано в Писании. Господь говорит: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы ( Пс. 81:6 ); и в Новом Завете: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» ( Ин. 10:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Истолковывая слова Прославленного Христа к Ангелу Эфесской Церкви (Откр 2. 7: «...побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия»), св. Андрей Кесарийский говорит: «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол Иоанн Богослов. В другом месте Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «Древо жизни» (Притч 3. 18), и апостол говорит о Христе, что «Сей есть истинный Бог и Жизнь вечная» (1 Ин 5. 20)» ( Andr. Caes. Apoc. 1. 3). Достижение же вечной жизни возможно, только «если... исправить жизнь и победить страсти» (Там же). Не отрицая реального существования Д. ж., отцы Церкви и литургическое предание указывали на его прообразовательное значение. Так же как Иисус Христос - это новый Адам (Рим 5), нередко типологически противопоставляются Д. ж. и Древо крестное: «...К древу жизни, от которого отпали, возведены древом бесчестия» ( Greg. Nazianz. Or. 33//PG. 36. Col. 225). Прп. Иоанн Дамаскин говорит о прямом прообразовании ( Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 12). Образ Креста как Д. ж. нашел отражение в церковном искусстве и иконописи. Так, известен тип нательного креста «Древо жизни» (см. разд. «Иконография» в ст. Крест ). В литургических текстах сопоставляются утраченный рай и Церковь:                                   (в неделю 3-ю Великого поста, утренний канон, песнь 5). Д. ж. может называться и Сам Иисус Христос:                                                                     (тропарь предпразднства Рождества Христова, 23 дек.; ср.: Greg. Nazianz. Or. 29). Лит.: Wright G. E. Solomon " s Temple Resurrected//BiblArch. 1941. Vol. 4. N 2. P. 17-31; Yadin Y. Excavations at Hazor//Ibid. 1956. Vol. 19. N 1. P. 2-11; Meyers C. L. Was There a Seven-Branched Lampstand in Solomon " s Temple?//BAR. 1979. Vol. 5. N 5. P. 46-57; Meshel Z. Did Yahweh Have a Consort?//Ibid. N 2. P. 24-36; Collon D. Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum. Vol. 1: Cylinder Seals. Pt. 2: Akkadian, Post-Akkadian, Ur III Periods. L., 1982; DeVries L. F. Cult Stands: A Bewildering Variety of Shapes and Sizes//BAR. 1987. Vol. 13. N 4. P. 26-37; Mitchell T. C. The Bible in the British Museum: Interpreting the Evidence. L., 1988; Leonard A., Jr. Archaeological Sources for the History of Palestine: The Late Bronze Age//BiblArch. 1989. Vol. 52. N 1. P. 4-39; Hestrin R. Understanding Asherah: Exploring Semitic Iconography//BAR. 1991. Vol. 17. N 5. P. 50-59; Taylor J. G. Was Yahweh Worshiped as the Sun?//Ibid. 1994. Vol. 20. N 3. P. 52-61; McCarter P. K., Jr. The Religion Reforms of Hezekiah and Josiah//Aspects of Monoteism: How God is One? Wash., 1997. P. 57-80; Wallace H. N. Tree of Knowledge and Tree of Life//ABD: CD-ROM Ed. 1997; Herr L. G. The Iron Age II Period: Emerging Nations//BiblArch. 1997. Vol. 60. N 3. P. 114-183.

http://pravenc.ru/text/180448.html

Этот толкователь, развивая свой вывод, приводит и слова Самого Христа, как бы говорящего так: «Был Я поистине виноградом: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин. 15:5 ), – и как виноградная лоза к колу, так и Я был привязан ко Кресту железными гвоздями, но на Мои красные гроздья, на кровавые раны, никто и не взглянет, о чем говорит блаженный Августин : «Многие хотят царствовать, но страдать – никто». Был Я и рекой, призывая так: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» ( Ин. 4:14 ). Но кто же пришел черпать эту воду? Одна только самарянка пришла было почерпнуть, но и та, оставив свой водонос, побежала в город. Был Я виноградом, но не нашлось тех, кто взял бы гроздья Наши. Был рекой, но не было черплющего Наши воды. Был, – говорит Он, – древом («Христос есть древо животное», как поет Святая Церковь ), распростер, как ветви, руки Мои: «На Кресте пречистеи руце простер», – но кто же сел под тенью того дерева? Кто любит почивать под крестом, под страданиями? Был Я, – говорит, – Вождем, и даже самим путем: «Я есмь путь; идите за Мною» ( Ин. 14:6 ; Мф. 4:19 ), – а много ли нашлось таких, которые пошли за Мной? Больше было тех, о которых в Евангелии написано: «оставив Его, бежали» ( Мф. 26:56 ). Был Я деревом, но никто не сидел в Нашей тени. Был Вождем, но никто не мог идти Нашим путем. Был Я, – говорит Он, – еще и солнцем: «Я свет миру» ( Ин. 8:12 ), «приступите ко Мне и просветитесь» ( Пс. 33:6 ). Но все уклонились в темноту, никто не хотел освещаться Моим светом: «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его» ( Ин. 3:20 ). Был Я, говорит, и Пастырем овцам: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин. 10:11 ), – но много ли этих овец? Мало было избранных, да и те разошлись врозь: «поражу пастыря, и рассеются овцы» ( Мф. 26:31 ; Мк. 14:27 ; Зах. 13:7 ). Оставив Его, бежали. Был солнцем, но никто не сиял Моим светом; был Пастырем, но никто не хотел идти за Мной. Что же Мне делать, – говорит Господь? Но Я знаю, что сделать. Люди во всем свете любят теперь золото, так Я и сделаюсь золотом, чтобы все люди полюбили Меня. Вот почему и сказано, что голова Его золотая, руки Его золотые.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Господи, отверзи несчастным братьям нашим, отступившим от лона православной церкви, да видят против какой твердыни они подняли свои преступнейшие руки и против Кого воюют. 10) «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ) как вечный Бог , то значит, и пример Его житья на земле и учение Его, должны быть для нас, учеников Его, единственны и вечно святы. Но что же теперь не все Христиане смотрят на пример жития Его, зачем отступление, своеволие, зачем увлечения ученями различными и чуждыми ( Евр.13:9 ), почему не один Он учитель ( Мф.23:8 ), а многие учителя ( Иак.3:1 ), имеющие только вид благочестия ( 2Тим.3:5 ), не ведующие истины ( 2Тим.3:7 ), проповедующие Христа не чисто ( Флп.1:16 ), и лающие на Него Самого и на св. Его Церковь ( Флп.3:2 )?! Нам спящим прииде дьявол и сеет дела свои, которые уже раз Всесильным разрушены ( Ин.3:8 ). Господи, воздвигни силу Твою во еже спасти нас, и да расточатся врази наши! 11) «И се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ), то значит со штундистами нет Христа, ибо Онъ обещал пребывать только с Апостолами, а, следовательно, теперь только в том обществе, где, вместо Апостолов, имеются их преемники. Так много погибло ересей, а древо церкви Божьей, насажденное Отцом Небесным, растет роскошно, все высясь, коренясь и ширясь по лицу всей земли Божьей, служа для неё и прочих обитателей её солью и светом, без чего всей вселенной грозит полное разложение – гниль и тьма, влияние которых в силе обнять и в будущем веке тех, которые подчинились ему в настоящем. Благодарим Тебя, Господи, всегда, что мы с Тобой в теснешем единении ( Ин.6:52–69 ) и глубоко скорбим о тех, которые озлюбили и восприяли тьму вместо’ Тебя, единого Света, Господи наш. 12) «Истинно говорю Вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе: и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). Штундисты успокаивают себя тем, что они «сознают грехи». Но мало сознавать, нужно, чтобы они были разрешены и прощены еще на землн: помутить лишь воду не значит очистить ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Но как на этом жезле чудесным образом явилась жизненная сила, произведшая ветвь, цвет и плод, так к древу креста пригвожденный Христос соделал сие древо живоносным для всего человечества. Смерть Его на кресте произрастила жизнь, оживотворила мертвое грехом человечество. О животворной силе Своей крестной смерти для людей Сам Христос предрек: аще зерно пшенично пад на землю не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, мног плод сотворит ( Ин.12:24 ). Подобную плодотворную силу должна была проявить смерть Христова, ибо, говорит Христос, аще аз буду вознесен от земли, то есть поднят буду на крест, вся привлеку к Себе ( Ин.12:32 ). И это предречение сбылось во всей силе. Вера в распятого Христа распространилась по вселенной. Живоносное древо креста, предызображенное расцветшим сухим жезлом Аарона, соделалась знаменем, вокруг которого стали собираться верующие из всех народов. Бесплодные в духовном отношении души язычников привились верою к живоносному древу креста, то есть к распятому на нем, стали питаться струями благодати, истекающими из ребер Его, оживотворяться и приносить плод во спасение. Люди, в язычестве проводившие скотоподобную жизнь, изменялись до неузнаваемости в нравственном отношении. Живя на земле, помышляли об одном небесном; вращаясь в мире и занимаясь мирскими делами, отрешались от пристрастия к земному и житейскому. Многие из них совсем уходили из мира, проводили жизнь пустынную и упражняясь в подвигах самоотвержения и строжайшего бдения для стяжания чистоты сердечной, достигали равно ангельного совершенства. Подобное явление возможно и в наше время. Все христиане призваны к теснейшему общению со Христом посредством таинств. Христос есть виноградная лоза, верующие в Него суть ветви ее, питающиеся соками ее ( Ин.15:5 ). Приемлющие тело и кровь Христову сродняются с Ним и делаются причастниками Его божественного естества ( 1Пет. 1:4 ). К сожалению, на ряду с истинными христианами, в которых плодоносно раскрывается духовная жизнь в общении со Христом, как много христиан только по имени, в которых незаметно плодов общения со Христом! Их духовное бесплодие, преобладание в них жизни плотской и чувственной, пристрастие к благам и радостям земным, доходящее до забвения жизни будущей, уподобляет их язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Лк.9:23 . «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной». Объясн. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только Крестом: Гал.6:14 ; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мк.15:21 ; Евр.13:13 ; Ин.3:14–15 . 1Пет.2:24 ; ср. Кол.2:14 . «Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его мы исцелились». Объясн. Грехи наши на древо Сам Господь вознёс «Телом Своим», бывшее о нас рукописание Он истребил как «учением» Своим, так и «пригвождением ко Кресту»: Кол.2:14 ; Еф.2:16 . Если принятием на Себя людских грехов пречистый Господь не осквернился: 1Ин.3:5 , и если истреблением рукописания не осквернено учение Христово, или Евангелие, то не осквернился и Крест Христов, которым уничтожено греховное рукописание и убита вражда. Поскольку на Крест Господь вознёс грехи и рукописание Телом Своим, то Святость Тела Христова превозмогла всё нечистое, уничтожила на Кресте грехи и рукописание: Срав. Еф.2:16 , а самый Крест честной Кровью Господа освятился: Кол.1:19–20 . Крестом Христовым апостол даже хвалится: Гал.6:14 , и только погибающие смущаются: 1Кор.1:18 . Гал.6:14 . «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира». Объясн. Здесь вразумление для хулителей креста. Если бы кто сказал, что апостол хвалится не крестом, а Господом, который был на нём распят, тому ответим: в том-то и заключается слава креста, что он называется у апостола вместо Самого Христа или служит знамением Самого Распятого и кто поклоняется кресту, тот чрез сие поклоняется Христу. Подобна сему слава имени Христова, о Котором сказано, что пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних: Флп.2:10 , что только Им одним надлежит спастись нам: Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2. Ступени жизни Если ветхая (Еф.4, 22) природа наследовалась потомками Адама в естественном порядке, то рождение от Второго Адама (1 Кор. 15, 47) и приобщение Духу Святому происходит через сознательно-волевой процесс личной активности, имеющий две принципиально различные ступени. Первая, когда уверовавший духовно рождается в таинстве Крещения, получая семя (Мф. 13, 3-23) Нового Адама и тем самым становясь членом Его Тела — Церкви. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: “...уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних грехах своих и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя”1. Но Крещением человек не превращается " автоматически " из " ветхого человека " (Еф.4,22) в " нового " (Еф.4,24). Очищаясь от всех грехов своих и уподобляясь тем первозданному Адаму, верующий в Крещении, тем не менее, сохраняет, по выражению преп. Максима Исповедника, страстность, тленность и смертность2, унаследованные им от согрешивших прародителей, в нем остается удобопреклонность к греху. Поэтому та святость, к которой человек призван, таинством Крещения еще не достигается. Этим таинством полагается лишь ее начало, а не свершение, человеку дается лишь семя, но не само древо, приносящее плоды Духа Святого. Второй ступенью является та правильная (праведная) духовная жизнь, благодаря которой верующий возрастает в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4,13) и становится способным к принятию особого освящения Духом Святым. Ибо семя Крещения у христиан " лукавых и ленивых " (Мф. 25, 26) так и остается не проросшим и потому бесплодным (Ин. 12, 24), но попадая на добрую землю, дает всходы и приносит соответствующий плод. Этот плод (а не семя) и означает искомое приобщение Духу Святому — святость. Притча о " закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все " (Мф. 13,33), наглядно выражает характер этого таинственного изменения человека и его приобщения Духу Святому в Церкви и действительное значение в этом процессе таинств. Как закваска, положенная в тесто, оказывает свое действие постепенно и при вполне определенных условиях, так и " закваска " Крещения “переквашивает” плотского человека в духовного (1Кор.З,1-3), в " новое тесто "    (1Кор.5,7) не моментально, не магически, но во времени, при соответствующем духовно-нравственном его изменении, указанном в Евангелии. Таким образом, от христианина, получившего талант оправдания даром (Рим. 3,24), зависит погубить его в земле своего сердца (Мф. 25, 18) или умножить.

http://radonezh.ru/analytics/svyatost-ch...

3 Жития свтяого Петра митрополита и самый текст одного из них, написанный епископом Прохором Нам известны три жития святого Петра. Первое – рукописное, как значится в заглавии, «творение Прохора, епископа Ростовского», скончавшегося в 1327 г. (сборн. Новг. Соф. библ. XVI в. в четв., 410. Л. 334 (15)). Второе – печатное (Степ. кн. 1. 410 (308)), сочинение митрополита Киприана, встречающееся с некоторыми вариантами и в рукописях (сборн. Новг. Соф. библ. 527. Л. 136 (14); сборн. моей библ. 66. Л. 21 °). Третье – также печатное безымяннаго автора (Пролог, под 21 числ. декабря (365)), встречающееся и в рукописях (сборн. моей библ. 51. Л. 177 (151)). Первое кратко, но весьма важно, как написанное современником. Второе излагает те же самые известия в гораздо распространенном виде с некоторыми, впрочем, дополнениями из других источников. Третье представляется только сокращением второго без всяких новых сведений. Представляем здесь первое житие, написанное Прохором Ростовским: «Преставленье Петра, митрополита всея Руси, а се ему чтение, творение Прохора, епископа Ростовьскаго. Отче, благослови! Сей св. Петр митрополит родися от родителю-крестьяну, отца Федора, матери же благоверныя суща. Да егда ношаше мати его младенець во утробе, и виде сон тако: агнец доброзрачен на руку своею, имущи на рогу своею древо, различный цвет имуща, и не домыслящися о сем, что се боудет. Роди же ся отроча и бысть 7 лет, нача учити грамоту сию, вскоре навыче всей мудрости. Бывши же ему 12 лет, иде в монастырь и бысть мних; слоужаше в монастыре в поварне и воду нося на всю братью и дрова на свою раму. И пребысть в той службе неколико, и по сем въжелев, да навыкнет иконному письмени, и бысть иконник чюден, прообразуя и написа образ Господа нашего И. Христа и святыя Богородица, пророк и апостол, мученик, святых, когождо по сличью образа их и писану написывая. А посту и молитве прилежа, якоже никто же ин в нынешнее время, и к сему милостыню творя, яже притяжа от праведных своих труд. И посем постави церковь святаго Спаса на реке Рати, и створи монастырь, и собра братью, и прилежаше со уветом, уча о спасеньи душ их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010