Безусловно, он не был застрахован от ошибок — достаточно вспомнить его совместный с архиепископом Нижегородским Евдокимом (Мещерским) и архиепископом Костромским Серафимом (Мещеряковым) меморандум 1922 года о признании обновленческого Высшего Церковного Управления, в чём он впоследствии, в августе 1923 года, принёс покаяние перед Патриархом Тихоном. Но даже сами эти ошибки показательны: они предполагали позитивную программу действий; авторы документа объясняли его создание как “единственную возможность встать во главе обновленческого движения и вернуть его в патриаршее русло” 12 . Тем самым во многих событиях его жизни, в том, чем он занимался и как он это делал, прослеживается чёткая внутренняя система приоритетов, общая миссионерская мотивация, своего рода стратегия. Но откуда эта позиция и эти подходы? И здесь мы переходим к ещё одному сюжету из жизни Патриарха Сергия — к его богословию. Насколько можно судить, оно легло в основу как его миссионерства, так и его архипастырства, дав ему вневременную опору во всех политических и церковных коллизиях его времени. Самая таинственная весть Библии — это весть о Голгофе. Мессианскую сердцевину Ветхого Завета образуют загадочные слова пророка Исайи о том, что мы исцелились ранами Того, на Кого Господь возложил грехи всех нас (см. Ис 53:5–6). В Новом Завете к этому пророчеству обращаются Апостолы, в частности, Пётр, писавший первохристианским общинам, что Христос грехи наши Сам вознес телом Своим на древо ранами Его вы исцелились (1 Пет 2:24). Вопрос о смысле Крестной Жертвы — это не только вопрос о Боге: Кто же Тот, Кто так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного (см. Ин 3:16)? Но это и вопрос о человеке. Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? — вопрошал Бога Псалмопевец (Пс 8:5). Согласно Евангелию, Христос был ответом на эти вопрошания. Человек спасён — вот ядро христианской керигмы. Осмысление этого события образует сотериологию (учение о спасении). То, как Бог спасает человека от смерти, есть объективная сотериология. То, как человек воспринимает действие Бога, есть субъективная сотериология.

http://pravmir.ru/missionerskaya-ikonomi...

Когда уверуете в Него и раскаетесь в своей вражде к Нему, тогда будете служить Ему с любовью и сыновним страхом, боясь оскорбить Господа, Отца Небесного и Благодетеля вашего. А такое служение Ему доставит вам радость и успокоение. «Работайте Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом». Пс.2:12 Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань. Как этот последний, так и предыдущие два стиха псалма составляют уже речь самого псалмопевца, обращенную в виде наставления к тем же царям, князьям и народам земным, восставшим на Господа и на Христа Его. Таким образом, по объяснению св. отцов, в этих последних словах псалма заключается такое наставление пророка: «Вразумитесь, цари и народы, и покайтесь; примите Евангельское учение Христово и исправьтесь, чтобы не прогневался на вас Господь, Сын Божий, и чтобы вам не погибнуть в вашем заблуждении, вне пути праведного, ведущего ко спасению. Если не вразумитесь и не исправитесь, то далеки будете от Христа, Который есть путь ( Ин. 14:6 ) правды и спасения; и когда настанет суд Божий, воспламенится ярость Его (а это может случиться скоро), тогда вы погибнете. Если же уверуете в Господа, вразумитесь Его Божественным учением, покаетесь и будете иметь надежду на Него, то получите спасение и наследуете вечное блаженство: блажени вси надеющиеся Нань. «Блажен, кто назидает ближнего страхом Божиим и не обольщает души своей, ежечасно боясь железного жезла великого Пастыря. Блажен, кто любит воздержание по Богу и за чрево свое не подвергается осуждению, как сластолюбец и нечистый; ибо таковой возвеличен будет о Господе. Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах; он просветится и не уснет в смерть. Блажен, кто имеет надежду не на человека, но на Господа, Грядущего паки со славою многою судить вселенную в правде, потому что будет он как древо, растущее при водах, и не перестанет приносить плод» (Псалтирь св. Ефрема Сирина ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Третье чудо — воскрешение мертвых. Смерть — конечный результат человеческого греха: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него (от дерева познания добра и зла), смертью умрешь» (Быт. 2: 17). Бог смерти не сотворил, смерть не предусмотрена в Промысле Божием. Человек не должен был умирать, для бессмертия и было в раю древо жизни. Христос, сокрушая дела дьявола, вторгается и в эту область. Все Его чудеса — сотериологичны, Он побеждает и упраздняет смерть. Рассказывают, что некто на похоронах хотел прочесть прощальную речь, основываясь на какой-нибудь погребальной речи Господа. К своему удивлению, в Евангелии он этого не обнаружил. Присутствие Христа на похоронах всегда завершалось воскрешением мертвых: «Тебе говорю, встань!» (Лк. 7: 14). И встает умершая дочь Иаира (Мф. 9: 18–19, 23–25; Мк. 5: 22–24, 35–43), встает сын Наинской вдовы (Лк. 8: 41–42, 49–56), выходит Лазарь из гроба (Ин. 11: 1–45). Христос пришел не для того, чтобы оплакивать умерших, а для того, чтобы победить смерть. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13: 14; 1 Кор. 15: 55). Господь заповедал Своим ученикам воскрешать мертвых. Апостол Петр воскресил Тавифу в Иопии (Деян. 9: 36–41), апостол Павел — юношу Евтиха (Деян. 20: 9–12). И в дальнейшем праведники неоднократно совершали это чудо. Случаи воскресения из мертвых знает и ХХ век, например, воскрешение Клавдии Устюжаниной в Барнауле в 1964 году. Это еще раз доказывает, что Господь разрушил все козни дьявола и победил саму смерть. Христос показал Себя Владыкой природных стихий. Господь умножает хлеба и рыбы для того, чтобы насытить множество людей. Соблюдались ли при этом закон сохранения массы и все остальные физические законы? Мы ничего не можем сказать по этому поводу, но Иисус в очередной раз демонстрирует, что Ему повинуется все: «Господь вся, еликахощет, творити может». На Галилейском море нередко случались внезапные бури. Когда Учитель с учениками отправились на другой берег, озеро было абсолютно спокойным. Но неожиданно грянул шторм, причем такой силы, что лодка могла в любую минуту перевернуться. Однако Господь усмирил бурю. Между прочим, в середине ХХ века археологи нашли на дне Геннисаретского озера лодку. Время ее изготовления ученные отнесли к первой половине I cmoлemuя и назвали ее «Лодкой Христа».

http://pravmir.ru/protoierej-gennadij-fa...

Объясн. Этими словами пророка осуждается то обделанное дерево (обточенный столп), которое для религиозных целей употребляемое было язычниками: ст.2, т.е. осуждаются идолы, но этим осуждается не всякое религиозное употребление обделанного столпа, например, не осуждается употребление придорожных и намогильных крестов, что уже достаточно видно из религиозного употребления обделанного столпа («знамя») Моисеем: Чис.21:8–9 ; ср. Евр.13:13 . Крест не везде разумеется в переносном смысле Мф.10:38 ; ср. Мф.16:24 . «И кто не берёт креста своего и следует за Мной, тот недостоин Меня». Объясн. Если здесь слово «крест» употреблено в переносном смысле, то отсюда не следует, что и в других местах оно употребляется так же, а не в собственном: Ин.19:17–19 ; Мф.27:32 ; Евр.13:13 . Мк.8:34 . «И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной». Объясн. Действительно, здесь слово «крест» употреблено в смысле страданий, но из других мест Писания: Ин.19:16–19 ; Мф.27:32 – можно видеть, что Симон Киринеянин и Сам Иисус Христос несли на себе древо Креста, да и враги Христа об этом свидетельствуют: Мф.27:40 . Это древо послужило орудием нашего спасения: 1Пет.2:24 ; и пренебрегать им могут только «погибающие»: 1Кор.1:18 , и враги Креста: Флп.3:18 . Лк.14:27 . «И кто не несёт креста своего и идёт за Мной, не может быть Моим учеником». Объясн. Здесь разумеется крест духовный – терпение и страдание, но из этого не следует, чтобы слово «крест» и в других местах употреблялось в том же переносном смысле, а не в собственном: Мф.27:40 ; Лк.23:26 . Одно воззрение на крест с верой избавляет от погибели: Ин.3:14–15 . Деян.2:35 ; ср. Пс.109:1 . «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Объясн. Под подножием не везде разумеется земля, но и дерево: Деян.5:30 ; Флп.2:8–9 ; о прославлении подножия – земли, ничего не сказано; прославление же древесного подножия ясно указано – «прославлю»: Ис.60:13 . Здесь говорится о том подножии, которое попрало врагов Божиих: Мф.22:44 ; Деян.2:35 , т.е. именно Крест Христов назван здесь подножием: Еф.2:16 ; Евр.10:12–13:13:13–15 ; Мф.27:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Спасение только в Спасителе Страшное слово есть: «се оставляется вам дом ваш пуст!» Убоимся убо того, и возвратимся к Пастырю и Посетителю душ наших: кроме Его бо нигде не сыщем себе покоя; без Него нет покоя; без Него нет спасения, но явная беда и погибель. Обратимся убо к Нему, пока ждет и зовет и хощет приняти под криле благости Своея. «Грядущаго ко Мне не иждену вон» (4:177). ЖИВОТ ВЕЧНЫЙ есть дар Божий, который Христос, Сын Божий, кровию Своею заслужил верующим во имя Его, якоже глаголет Апостол: «дарование Божие – живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем» ( Рим. 6, 23 ). Человек бо, яко ГРЕШНИК и сам в себе проклятый, и не иному чему, как вечному ОСУЖДЕНИЮ подлежащий, не может заслужить и не заслуживает, как только смерть, якоже глаголет: «оброцы греха смерть» (Там же). Сам себе погубить может, и погубляет, но сам себе СПАСТИ не может. Надобно Сыну Божию, яко Пастырю доброму, «взять его, яко овцу заблуждшую, на рамена Своя» ( Лк. 15, 4–6 ), и принести ко Отцу Своему, якоже глаголет Христос: «Аз есть путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» ( Ин. 14, 16 ). Он овец Своих, то есть верующих в него, и слушающих гласа его, и по Нем грядущих, пасет, спасает и отверзает им дверь вечнаго живота, якоже глаголет: «овцы Моя гласа слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» ( Ин. 10, 27 ) (3:63). Человек проклятый и вечному осуждению подверженный, «благословение верою во Христа получает от Бога, и спасается» ( 1Пет. 3, 9 ). И чего в законе не могл сыскать, яко немощный, тое все верою во Христе обретает. Тако «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастеся. Истина от земли воссия, и правда с небесе приниче» ( Пс. 84, 11–12 ). От сего Источника живаго прохлаждаются вернии; на Иисуса, вознесеннаго на кресте и грехи наши вознесшаго на теле Своем на древо, верою «взирают и Его язвою исцеляются» ( Евр. 12, 2 ; 1Пет. 2, 24 ). «Якоже бо Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобало вознестися Сыну Человеческому: да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 14 и 15). О сем дерзают со Апостолом: «Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника. И Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и всего мира» ( 1Ин. 2, 1 и 2). Который несовершенно их послушание Своим совершенным послушанием дополняет, и Своим совершенством недостатки и немощи их прикрывает, и тако «от исполнения Его вси приемлют». ( Ин. 1, 16 ). Он «бысть нам Премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» ( 1Кор. 1, 30 ) (3:221).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

И тот, кто знает, как показать, какими были истоки закона, что добавили к нему пророки и полноту совершенства Евангелия, или тот, кто может учить тем «молоком» слова, которым нужно питать младенцев во Христе, и той пищей, которой следует восстанавливать «немощного в вере», и даже той твердой пищей, которой должно утучняться атлетам Христа (ср. Евр.5:12,14 ; Рим.14:1,2 ), знающий, как различать все это духовным рассуждением, – такой учитель может считаться священником, который рассекает жертву всесожжения на части и кладет ее на жертвенник. А кто раскладывает на жертвеннике «дрова» (ср. Лев.1:7 ), возжигает и поддерживает на нем огонь, есть тот, чьи слова передают не только телесные добродетели Христа, но и Его Божественность. Ибо Божественность Христа свыше, и она возжигает этот огонь. Соответственно, Божественный огонь поглощает все то, что сотворил Спаситель во плоти, и восстанавливает до природы Своей Божественности. Однако этот огонь поддерживается приложенными к нему дровами; ибо Христос страдал во плоти на древе. Таким образом, когда Он был вознесен на древо, господство плоти закончилось; воскреснув из мертвых, Он вознесся на небо; и таким образом огонь обнаруживает Его природу. Поэтому и Апостол говорит: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» ( 2Кор.5:16 ). Ибо, действительно, жертва всесожжения Его плоти, принесенная на древе креста, соединила земное с небесным, человеческое с Божественным. Слова повеления предписывают: «А внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою» (ср. Лев.1:9 ), образным пророчеством возвещая таинство крещения. Омывает внутренности тот, кто очищает свою совесть; моет ноги тот, кто принимает полноту этого таинства и знает, что «омытому нужно только ноги умыть» (ср. Ин.13:10 ) и что никто не имеет части с Иисусом, если Он не умоет ему ноги (ср. Ин.13:8 ). 5 . Если хочешь осознать все это в нравственном смысле, тогда есть у тебя «теленок», которого должно тебе принести в жертву. Теленок этот есть твоя весьма своенравная плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ибо как христом (помазанным) называется Аарон, и Давид, и Саул, да и другие называются христами, между тем как один есть истинный Христос, равным образом, – поскольку и наименование духа дается различным предметам, то нужно знать, кто есть в особенности именуемый Дух Святой; ибо многому дается наименование духа. Ангел называется духом; душа наша называется духом; и дующий ветр называется духом; и великая сила называется духом; и худой образ жизни называется духом, и диавол противник называется духом. Итак, будь осмотрителен, слыша это, чтобы не почесть тебе одного вместо другого, по причине одинакового наименования. О душе нашей говорит Писание: Выходит дух его, и он возвращается в землю свою ( Пс.145: 4 ). И об этой же душе говорится в другом месте: образовавший дух человека внутри него ( Зах.12:1 ). Об Ангелах говорится в псалмах: Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими -огонь пылающий ( Пс.103:4 ). И о ветре говорится: восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли ( Пс.47:8 ), и: якоже в дубраве древо духом восколеблется ( Ис.7:2 ). И в другом месте: огонь и град, снег и туман, бурный ветер ( Пс.148:8 ). О добром учении Сам Господь говорит: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ), т. е. они духовны: Дух же Святой не изрекается языком. Он имеет жизнь, как Премудрый, дает силу говорить и Сам беседует. 14 . И хочешь ли знать, что Он беседует и говорит? Филипп, по откровению ангельскому, пошел путем, ведущим в Газу, в то время когда евнух ехал. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице ( Деян.8:29 ). Видишь? Дух говорит слышащему. И Иезекииль говорит так: И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь ( Иез.11:5 ). И в другом месте: Дух Святый сказал к находившимся в Антиохии апостолам: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ( Деян.13:2 ). Видишь? Что Дух имеет жизнь, отделяет, призывает и со властью посылает. И Павел говорит: только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня ( Деян.20:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Неизменно, то есть не изменился при этом, не перестал быть Богом. Неслиянно, то есть не слился с человеком в некое третье существо; человек во Христе тоже остался совершенным человеком, во всем подобным нам, кроме греха. И все это – навсегда, нераздельно и неразлучно. И поэтому в иных местах Священного Писания Иисус Христос называется Богом, например: «Бог явился во плоти» ( 1Тим.3:16 ). Или даже – «Духом животворящим» ( 1Кор.15:45 ). А в иных местах называется Сыном Человеческим, или просто Человеком: «...ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, ( 1Тим.2:5–6 ). И в этом никакого противоречия. Мы также веруем, что Он пришел по единственной причине: нас ради человек, и нашего ради спасения. Спросят: а от чего нас спасать? Во-первых, от груза наших грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет.2:24 ). А во-вторых, от виновника нашей погибели, диавола: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Об этом мы уже говорили, и ты уже недвусмысленно выразил свое к нему отношение, дунув и плюнув в его сторону. Иными словами, Спаситель приходит к тому, кто чувствует свою погибель и жаждет спасения. Как и Нагорная проповедь ( Мф.5 ) начиналась с самого главного: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Он пришел к тому, кто осознал свою духовную нищету, непрестанно о ней плачет, и жаждет, наконец, по-настоящему обогатиться. Ну а кто не чувствует своей нищеты, кто не чувствует, что погибает, тому и объяснять бесполезно. 4 А как Господь совершил наше спасение? Мы читали, что многих людей Он спасал от болезней, от бесовской одержимости, от невежества. Но мы верим в Него не столько – учащего и исцеляющего, но именно «распятаго за нас», то есть распятого вместо нас. Он искупил нас ценой Своей жизни. В этом Его главное дело, и в этом наше главное спасение. Как Он Сам говорил: «на сей час Я и пришел» ( Ин.12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Такие слова говорит Апостол о том, как мы должны жить во Христе. И как вы думаете, после того как Лазарь в аду побывал, после того как Господь его, четырехдневного, вывел из гроба и воскресил, мог ли он жить обычной человеческой жизнью: заниматься бытовыми делами, думать о карьере, о земном благополучии? — Конечно, нет. Даже представить себе невозможно, что Лазарь мог бы забыть о Боге. И он стал епископом, апостолом стал… Но Лазарь был вызволен из того гроба, в котором и мы пребывали, пока Господь не вывел нас из темницы грехов. Каждому из нас Он даровал возможность прикоснуться к Своей жизни, после тьмы увидеть свет. Можно ли после этого жить по-прежнему? После того как Господь Своей жизнью тебя касается, можно ли продолжать жить не так, как сказал сегодня апостол Павел, забыть, что есть Царство Небесное, которое с нами, что есть Господь, Который к нам грядет? Мы встречаем сегодня Господа, в руках вербочки держим. Как поется в праздничном тропаре, и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Мы как бессмертные это поем, но и мы должны победить смерть, и мы должны быть готовы к тому подвигу, к которому Господь нас призывает, а не просто ждать, когда это случится помимо нас. Мы держим знаки победы, но у нас только один знак победы — это крест. Эти вербы прообразуют древо крестное, на котором Господь грядет распяться нашего ради спасения. И мы не можем не идти вместе с Ним туда, куда Он нас зовет, куда Он Сам идет. После того как Лазарь воскрес, мог ли он чего-то бояться? Как можно бояться смерти, если ты уже воскрес, если тебе дарована жизнь? И мы поднимаем этот символ победы в знак того, что готовы идти с Господом и дальше, как и Лазарь пошел за Христом дальше своего воскресения. Мы, которым Господь даровал почувствовать жизнь вечную, ее благость и радость, должны быть мужественными до конца, и тогда, как пишет апостол Павел, Бог мира будет с нами. Аминь. 2006 г. Троица Ин 7:37–52; 8:12

http://pravmir.ru/propovedi-o-myitare-i-...

– Владыка Алексий (Фролов; † 3.12.2013) говорил, что в каждой посылаемой нам ситуации мы должны оправдать Бога, а значит, и тех людей, которые причиняют нам боль, – вплоть до смерти, даже крестной, как в случае Царя с семьей, сонма новомучеников. Осудить себя и оправдать других – причем, получается, всех: от изверга-революционера до Бога? – Что значит «оправдать»? Слово «оправдание» надо разобрать по буквам, вникнуть. «Научи мя оправданием Твоим». Правде Божией. Как ее уразуметь в отношении к себе? То, что совершается с каждым человеком, имеет отношение именно к его личности. Тем, кто страдает, почему-то разные всем страдания посылаются. Одному такое, другому – другое. Это все не просто так. Сказано, помните: древо крестное произрастает на почве сердца. «Древо при исходищах вод» – тех страстей, что бурлят в нашем сердце. Как ни тяжел наш крест, но древо, из которого он сделан, мы взрастили сами. Кому что труднее, то и посылается. Как ни тяжел наш крест, но древо, из которого он сделан, мы взрастили сами – Так это же и есть распятие! – Да, есть такое неписаное монашеское правило: когда человек приходит в монастырь, его расспрашивают, что он любит, чего не любит; что не любит, то его и заставляют делать, а что любит, того не поручают. Так же и в страданиях: каждому Господь определяет, что понести и в какую меру. Апостолу Павлу – усекновение; он преследовал христиан. Апостолу Петру – распятие; именно потому, что он отрекся перед Распятием, Господь ему и сказал: «иди за Мною» (Ин. 21, 22). Я думаю, тут тоже особый смысл сокрыт: почему каждому апостолу своя мученическая кончина дана? Всем по-разному уготовано прославить смертью Христа. Это уже выше нашего разумения. Заповеди есть заповеди – «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12)? – Это закон. Кто из великих святителей не был гоним? Вспомните, перечитайте жития Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста – все они были гонимы. Какие-то прещения были в свое время и на митрополита Филарета (Дроздова), и на отца Иоанна Кронштадтского, и на других. Вызывали, расспрашивали, запрещали.

http://pravoslavie.ru/122455.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010