9 . Проображением Креста был Мамврийский дуб ( Быт. 18 ). У него Господь Бог явился Аврааму и встретил его с любовью. 10 . Крестообразное поднятие рук Моисеем, для одоления Амалика ( Исх. 17 ). 11 . Проображением Креста был процветший жезл Аарона ( Чис. 17 ). Об этом так поет Святая Церковь : «Жезл во образ Тайны приемлется, процветанием же предвещает священника, в неплодной прежде Церкви отныне процветет древо Креста». 12 . Проображением Креста был тот дуб, под которым Иаков закопал идолов своего тестя Лавана и полностью их уничтожил ( Быт. 35 ). 13 . Проображением Креста было финиковое дерево, под которым сидела Пророчица Девора, бывшая судьей Израиля ( Суд. 4 ). Ибо и Христос на Кресте сотворил суд князю мира сего, диаволу, чтобы он был изгнан. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин. 12, 31 ). 14 . Проображением Креста была ослиная челюсть, которой Самсон убил тысячу Филистимлян, а потом получил истекшую от нее воду и пил ее ( Суд. 15 ), ибо и Христос избил Крестом адских Филистимлян, разверз рану в пречистых Своих ребрах, вывел источник крови и воды, и напоил тем самым жаждущее спасения человеческое естество. 15 . Проображением Креста были Давидовы гусли, сладкими звуками которых Давид прогонял от Саула духа лукавого ( 1Цар. 16 ). Ибо и плоть Христова на Кресте, как струна на гуслях, была натянута. Когда же незлобивый Господь воспел кроткую молитву о убивающих Его, говоря: Отче, отпусти им, тотчас далеко отбежали злобные духи, побежденные и изгнанные незлобием незлобивого Владыки. 16 . Проображением Креста был посох Давида с пятью камнями, взятыми из ручья, с которыми Давид вышел против Голиафа ( 1Цар. 17 ). Посох знаменует Крест Христов. Пять камней знаменуют пять ран Господа нашего Иисуса Христа, принятых на Кресте. 17 . Проображением Креста был кусок дерева, который Елисей, бросил в воду, чтобы всплыло наверх железо, утонувшее в воде ( 4Цар. 6 ). Так, святой Феодор Студит в Крестопоклонном Каноне говорит: «Приди, Пророк Елисей, скажи открыто, что то дерево, которое ты положил в воду, есть Крест Христов, которым извлекаемся из глубины растления».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

III. Понятие о благодатном царствовании Божием в христианах. О Царстве Божием благодатном дает нам понятие ап. Павел, называя его «правдою, миром и радостью о Дусе Святе» ( Рим.14:17 ). Праведности христианин может достигнуть тогда, когда он, с одной стороны, всемерно будет стараться, чтобы не попускать «греху царствовать в мертвеннем его теле» ( Рим.6:12 ); а с другой – станет всем сердцем своим прилепляться к закону Божию, «и в законе Его поучится день и нощь». В то время он, «яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое», при содействии свыше благодати Божией, может с успехом ( Пс.1:2–3 ) шествовать по пути заповедей Господних, может расти в жизни духовной, в жизни беспорочной, добродетельной и святой, расти и приносить плоды духовные ( Гал.5:22 ), – в чем и состоит праведность. Но вместе с праведностью водворяется в душе христианина и мир Божий, превосходящий всякий ум; ибо Бог, Источник и Податель этого мира, избирает Своей обителью души, любящие Его и соблюдающие Его заповеди ( Ин.14:23 ), т. е. души праведные; вместе же с праведностью исполняется также христианская душа и радости во Духе Святом, радости чистой и святой, проистекающей из чистого источника веры и благих дел, и твердой надежды на исполнение обетований, предоставляемых благочестию в жизни настоящей и грядущей ( 1Тим.4:8 ). IV. Церковь Христова есть благодатное Царство Божие. Человек, поставленный Самим Богом и Творцом владыкою земли и получивший в наследие обилие небесных благ, как известно, лишился через первородный грех того и другого из своих преимуществ. Преступив волю Вседержителя, он отдалил себя от Источника блага – Бога и затмил в себе царственный образ Божий. Будучи изгнан из Рая, человек сделался рабом возмутившейся против него природы и из Царства Небесного удалился на путь греха, страстей и пороков. Но Бог, богатый милостью и щедротами Своими, так любил Свое создание, что Сам, без всяких заслуг со стороны человека, оскорбившего Его своим непослушанием, готовил уже и помилование ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слава Богу, прошедшие пять лет в нашей епархии стали периодом постоянного роста, как на административном, так и на приходском уровне. Растут наши приходы, рукополагается новое духовенство, расширяется миссионерская работа, наша паства сегодня многочисленнее и многограннее, чем когда бы то ни было. Стараясь поспевать за растущими требованиями в управлении нашей обширной епархией, мы рады сообщить о создании нового Епархиального центра при Св. Александро-Невском соборе в Ховелле, шт. Нью-Джерси. Это решение пришло к нам после многих молитвенных и хорошо обдуманных обсуждений с членами Епархиального совета и глубокого рассмотрения специфических нужд потенциального Епархиального центра. 12 сентября 2014 года собор официально станет епископской кафедрой правящего Архиерея Восточно-Американской епархии и административным центром епархии. Надеемся, что мечта о новом центре – это та плодоносная лоза, которая выросла из семян, посаженных нашим основателем. Своей монашеской мудростью архиепископ Виталий предвидел светлое будущее Св. Александро-Невского храма и ту важную роль, которую ему суждено сыграть в укреплении Восточно-Американской епархии. Основав свой первый приход в Америке, он сказал: „Молю Бога, да процветет этот первенец мой, Александро-Невский приход, как древо, насажденное при водах“. Вместе мы должны стремиться исполнить волю и завет своего основателя и построить там центр, который будет служить не только административным целям нашей епархии, но, что более важно, духовным нуждам наших верующих. Новый центр должен стать настоящим духовным прибежищем для нашего духовенства и мирян, где они смогут вместе объединиться в молитве и братской любви, независимо от своего этнического происхождения и языка. Чтобы достичь этого, мы должны взращивать в себе главную добродетель каждого христианина – любовь. „По тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою“, говорил Господь и Спаситель наш Иисус Христос (Ин. 13:35). Отмечая 80-летний юбилей, мы празднуем торжество Христовой любви над всемирным злом. Чтобы взрастить в своих сердцах любовь, давайте помнить слова преп. Нектария Оптинского, который сказал: „Молитесь, чтобы Господь правил в вашем сердце. Тогда оно будет преисполнено великой радостью и счастьем, и никакая печаль не сможет потревожить его“. Вот так мы призваны жить и возрастать во Христе. Вот так мы должны благодарить своего Создателя и праздновать все достижения за прошедшие 80 лет. И это, несомненно, то чувство, которое будет править в наших сердцах, когда мы все вместе будем служить в Епархиальном центре Божественную литургию.

http://pravmir.ru/mitropolit-vostochno-a...

Так, он закрыл от них небо и обратил их совершенно к земле: на земле они ищут всевозможного прохлаждения и блаженства и всех благ, а не на небе, для которого они созданы и искуплены пречистою кровию Иисуса Христа. Но нет на земле покоя сердцу: от земных удовольствий после кратковременного плотского наслаждения сердце бывает пусто, уныло, томно – и это оттого, что оно создано для жизни в Боге и для наслаждения чистыми, духовными радостями Царства Небесного, а не для земли и наслаждения земными, гибнущими благами. Во Мне мир имейте ( Ин.16:33 ), говорит Господь, т е. кроме Господа нет истинного мира сердцу нигде на земле. Не забудем, братия, чаще припоминать конец святого исповедания (символа) нашей веры: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» и возгревать в сердцах своих веру в то, что общее воскресение мертвых непременно будет и воздаяние каждому по делам последует неотложно. Се, гряду скоро, говорит Господь, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его. Блажени творящии заповеди Его, да будет область им не древо животное, и враты внидут во град, т. е. в небесный град Иерусалим ( Откр.22:12, 14 ). Нынешний воскресный день называется неделею всех Святых. Празднуя в честь всех Святых, мы воспоминаем всех освященных Духом Святым людей, именно: праотцов и патриархов, пророков и апостолов, мучеников и иерархов, священномучеников и преподобномучеников, преподобных и праведных, во Христе юродивых, также всех Святых жен и прочих Святых безыменных, а со всеми и прежде всех Пресвятую, превосходящую все Ангельские чины, Владычицу нашу и Богородицу, Приснодеву Марию. Празднуя всем Святым вскоре по празднике сошествия Св. Духа, Церковь имеет в намерении показать нам славу и благодать Св. Духа – Бога, освящающего, просвещающего, укрепляющего и прославляющего всех святых из рода человеческого, в Ветхом и Новом Завете; особенно же имеет в виду показать нам те плоды, какие принесло чрез Апостолов пришествие Св. Духа, – как оно освятило подобных нам человеков, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчало за подвиги мученичества, других за добродетельную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Там, где условия стесненные, мы приспосабливаемся к ним, как христиане первых веков приспосабливались к условиям существования Церкви в Римской империи и проповедовали, несмотря на преследования, несмотря на то, что ведение проповеди было сопряжено с риском для жизни. Как говорил раннехристианский учитель Тертуллиан, кровь мучеников есть семя христианства: в течение всей церковной истории она была тем зерном, которое падало в землю и умирало, но из него произрастал обильный плод (см. Ин. 12:23). И мы верим, что подвиг 222 китайских мучеников, чью память мы сегодня празднуем, не был напрасным. Мы верим, что раньше или позже древо православной веры процветет на китайской земле, что не только будет восстановлена инфраструктура Китайской Автономной Православной Церкви, не только возобновится богослужение в тех храмах, которые оказались не разрушены, а перестроены и используются сегодня не по назначению, но, как верил святитель Николай Японский, писавший об этом, мы верим, что китайский народ будет просвещен светом Христовой веры и верующие этой благословенной Богом земли вольются в семью Поместных Православных Церквей, которая уже сегодня существует и развивается на многих континентах и во всех уголках мира. Особая роль в миссионерском свидетельстве на китайском языке принадлежит Китайскому Патриаршему подворью в Москве. И я рад возможности посетить сегодня этот храм, услышать, как православные песнопения исполняются на китайском языке, увидеть труды, которые несут клирики подворья и миряне-миссионеры. Я хотел бы пожелать Вам, отец Игорь, и всем Вашим соработникам помощи Божией в этом важном миссионерском деле. Не забывайте о том, что многие представители китайской нации на постоянной или временной основе находятся в пределах нашего Отечества, не оставляйте их своим попечением, давайте им возможность читать православную литературу, участвовать в православном богослужении, слышать проповедь на своем родном языке. Нам не известно, каковы будут результаты нашей проповеди. Мы помним, что и Сам Господь Иисус Христос, когда проповедовал, не обратил в Свою веру многие тысячи, миллионы людей. За Ним всегда шли небольшие группы последователей. И после распятия и воскресения Спасителя число Его последователей исчислялось, может быть, несколькими десятками или сотнями: 120 человек, как говорит книга Деяний, 500 человек, как упоминает апостол Павел. Но не тысячи и не десятки тысяч, не миллионы.

http://patriarchia.ru/db/text/5226739.ht...

У нас также крестом благословляют священники и родители. 12 . Устроение скинии, по Божию повелению, на крышке ковчега завета и на занавеси скинии сделаны были изображения или иконы св. херувимов славы ( Исх.25:17–22, 26:1 ). 13 . Вступление евреев в Ханаанскую землю. Во время сорокалетнего странствования евреев произошло возмущение Корея, Дафана и Авирона против Моисея и первосвященника Аарона. Возмутители говорили: «полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Господь страшно наказал дерзких возмутителей ( Числ.16:1–35 ; Иуд.1:11 ). Кто из отступников и противников Церкви говорить так, и того в свое время постигнет строгий суд Божий. Наказание евреев змеями, и милость Божия посредством медного змея. Медный змей преобразовал Христа, а древо змея преобразовало крест Господень ( Числ.21:4–9 ; Ин.3:14 ). 15 . Помазание Давида. За неисполнение воли Божией, высказанной через святого мужа, Господь отверг Саула: непокорность, как будто и с доброю целью, есть такой же грех, как идолопоклонство ( 1Цар.15:16–29 ). Саулу подобны отступники и противники Церкви. Победа над Голиафом. Меч, которым Давид поразил Голиафа, хранили священники при храме, завернув его в священную одежду ( 1Цар.21:9 ). Потому то и у нас знамена и вещи, которыми оказана нам милость Божия, хранятся во св. храме. 17 . Построение и освящение храма. В новоустроенном храме много было изображений св. херувимов, и Слава Господня наполнила этот храм ( 3Цар.6:23–35, 8:6–11 ). 19 . Пророк Илия. Идолы и кумиры суть придуманные злыми и неразумными людьми ложные боги и изображения ложных богов, которых язычники почитали вместо Бога истинного и вместо истинных изображений Его; таков языческий бог Ваал ( 3Цар.18:17–21 ). Пророк Елисей. От прикосновения к костям св. пророка Елисея ожил умерший ( 4Цар.13:20–21 ); посему подобает почитать кости и мощи святых. 20 . Пророк Исаия. Он, в приближении Нового Завета, видел Господа Саваофа ( Ис.6:1–5 ); сообразно сему и у нас изображают Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

2. Итак, я прошу, предоставьте мне отверстым ваш слух, во вместилище слова, и обратите к сказанному внимающий ум, чтобы и вам самим стать очевидцами истины, и нам принесло бы наибольшую прибыль служение слова, получающее, подобно некой плате 9 , благословение и благодать Духа, благодаря подаянию помощи слушающим Воистину так. 3. Создав сначала человека двойным ( Быт.2:7 ), я имею в виду из видимой и невидимой природы, видимым и невидимым, чувственно воспринимаемым и постигаемым умом, Бог , очевидно, создал точно такой, соответствующий его природам, и образ жизни его – рай, чувственно воспринимаемым и постигаемым умом, видимым и невидимым 10 , посадив посреди него Древо Жизни и Древо знания, которое называется Познанием добра и зла. Один из них (рай) Он насадил в Эдеме сообразно этому видимому миру, расположенным на востоке ( Быт.2:8 ), возвышающимся над всей землей для наслаждения Адама – ибо «Эдем» переводится «наслаждение» 11 , – окруженным воздухом тонким, благорастворенным и самым чистым, украшенным вечноцветущими растениями, полным света и неизреченного благоухания, превосходящим мысль 12 о всем чувственном великолепии и о всякой красоте. И, следовательно, только одно нужно было сотворенному по образу Божию – пребывать в (этом) образе жизни 13 . Другой же (рай Он насадил) сообразно умопостигаемому и невидимому (миру), существующим и расположенным внутри человека, так как человек был сотворен, чтобы (быть) великим миром в малом мире 14 , видимом, и помещен Богом на землю. 4. Итак, давайте поведем речь об этом умопостигаемом (другом рае), о котором мы и хотим сейчас узнать. Так же как он (первый рай) был затворен для Адама именно после грехопадения, так и огненный меч ( Быт.3:23–24 ) отступает от меня 15 уже с тех пор, как Христос был распят и воскрес, и нам верующим именно в силу этого нет нужды в нем (первом рае), ибо всем открыт вход на Небеса и присно 16 возвещается Царство со Христом от Него, чтобы и мы были бы там, где Он есть, как Он говорит в своих Евангелиях: «чтобы там, где Я, и вы были " ( Ин.17:24 ) 17 . В нас же существует некая сильная потребность умопостигаемого и невидимого (рая), как сказано, (потребность) точно знать его природу и место и божественные растения, насажденные в нем Богом, от которых во благовремении мы призваны получать помощь, и в нем мы поставлены «возделывать... и хранить» ( Быт.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

5. В отношении к человечеству а) крест Спасителя наружный послужил снятию греха, тяготевшего над человечеством по преступлению Адама: И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды, и пригвоздил ко кресту ( Кол.2:13–14 ). Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Петр.2:24 . Ср. Евр.9:15 ); б) крест послужил освобождению от клятвы: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе ( Втор.21:23 ; Гал.3:13 ); в) к примирению с Богом: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом, посредством креста, убив вражду на нем ( Еф.2:14–16 ). Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертию Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» ( Кол.1:19–22 ). 6 . Что сделал Спаситель посредством наружного креста в отношении диавола? Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды, и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол.2:14–15 ). Примечание. Что здесь говорится о победе над начальствами и властями диавольскими, это видно из следующих мест: Кол.1:13 ; Еф.6:12 ; Ин.12:31 ; Евр.2:14 . 7 . Какое значенье получил крест со времени прославления его Иисусом Христом столь великими плодами? а) Крест стал собственным Иисусу Христу и потому называется в слове Божием «крестом Иисуса» ( Ин.19:25 ), «крестом Его» ( Мф.27:32 ). Он стал знамением Самого Иисуса Христа, т. е. знамением Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом: Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою велико» ( Мф.24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Божественное и человеческое естества соединены в Ипостаси Иисуса Христа неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Это значит, что ни Божественное, ни человеческое естество, в результате соединения, не претерпело ни малейших изменений; они не слились и не образовали нового естества; никогда не разделятся. Поскольку Сын Божий — не только Бог, но и Человек, постольку Он обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной. 2) По Своему человеческому естеству Иисус Христос — Сын Пресвятой Богородицы, потомок царя и пророка Давида. Его зачатие осуществилось без участия семени мужа и без нарушения девства Марии, которое Она сохранила и при Рождении, и после Рождения Сына. Ради чего явился Христос? Как известно, Благой Бог «создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем.2:23 ). Но человек воспротивился воле Создателя, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» ( Рим.5:12 ). В результате грехопадения порча коснулась не только человеческой совести, но и самой человеческой сущности. Человек уже не мог порождать святых и безгрешных потомков, сделался склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию падших духов: « О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим » ( 3Ездр.7:48 ). Грехопадение « извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели » (св. Григорий Синаит ). Избавиться же от власти греха человек мог не иначе как только особым вмешательством Всемогущего Бога. И вот, являя Свое беспредельное человеколюбие, Бог посылает в мир Своего Сына ( Ин.3:16 ). Как Христос совершил избавление человека от власти греха, тления смерти и диавола? Выйдя на проповедь в возрасте 30 лет Христос учил словом и примером. Подтверждая Свое Божественное посланничество и достоинство, Он не раз совершал чудеса и знамения, в том числе — исцеления от болезней и воскрешения. Апогеем служения стало принесение Себя в Жертву на Кресте во искупление грехов: « Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились ». ( 1Пет.2:24-25 )

http://azbyka.ru/iisus-khristos

§ III 1) Христос есть истинный бальзам. Бальзамное деревцо низкое, не более двух локтей. Но что было смиреннее Христа на земле? Червь был, как устами Давидовыми Сам о Себе поведает: аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей ( Пс.21:7 ). Был клятва, как поведает Павел: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва: писано бо есть: проклят всяк висяй на древе ( Гал.3:13 ). Был причтён к числу беззаконников, как пророчествовал о Нём Исаия: и со беззаконными вменися ( Ис.53:12 ). 2) Христос есть бальзамное древо зеленеющее. И что бо была жизнь Христова на земле, аще не ветвь прекрасная и зеленеющая: α). Любовью , как наперстник повелевает: возлюбль своя сущыя в мир, до конца возлюби их ( Ин.13:1 ). β) Благодеяниями, которые Он оказывал человекам насыщая их, исцеляя недужных, хромых восставляя, слепых видящими творя, мертвых воскрешая, бесов изгоняя, как поведает о Нём Пётр пред народом: пройде благодателствуя и исцеляя вся насилованные от диавола, яко Бог бяше с ним ( Деян.10:38 ). 3) Христос есть истинный бальзам, испускающий прекрасное благовоние чрез Евангеле Своё, и чрез моления Свои за нас. О первом, говорит Павел к Коринфянам: Богу же благодарение, всегда победители нас творящему о Христе Иисусе, и воню разума его являющу нами во всяцем месте. Яко Христово благоухание есмы богови в спасаемых и в погибающих ( 2Кор.2:14–15 ). О втором, свидетельствует он же: иже во днех плоти своея моления же и молитвы к могущему спасти его от смерти с воплем крепким и со слезами принес – наречен от Бога первосвященник ( Евр.5:7, 10 ). Бальзамные капли имеют горячесть: молитвы Христовы, или оные семь слов [как то: α) отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк.23:34 ). β) Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи ( Лк.23:43 ). γ) Жено, се сын твой – се мати твоя ( Ин.19:26–27 ). δ) Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил? ( Мф.27:46 ) ε) Жажду ( Ин.19:28 ). ζ) Совершишася ( Ин.19:30 ). μ) Отче, в руце твои предаю дух мой ( Лк.23:46 )] – оные, говорю, семь слов, кои Он произнёс на кресте вися – не были ли горящие капли, которые солнечный жар, то есть правда Отца Небесного из сего духовного древа извлекла? ( Ин.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010