В 1758 г. секретарь государственной коллеги иностранных дел Стефан Писарев, представив в Св. Синод экземпляр переведенного им с греческого языка книги «Проповеди епископа Илии Минятия », просил разрешения напечатать эту книгу «для всенародной пользы на собственном его иждивении», дабы таким образом предохранить эту книгу от искажений, которым она подвергается при переписке «по ненасытному от многих желанию». Синод для освидетельствования справедливости перевода и не явится каковой до Церкви святеой грекороссийского исповедания противности постановить отослать эту книгу к синодальному члену преосвященному Димитрию, архиепископу Новгородскому с тем, чтобы его преосвященство освидетельствование той книги поручил кому-либо из учителей, по его усмотрению, а по освидетельствовании представил на апробацию Св. Синоду. Вскоре за сим Синод изменил свое постановление, и означенную книгу для прочтения и освидетельствования препроводил к обретающимся в шляхетском кадетском сухопутном корпусе иеромонаху Тихону и священнику Николаю Дементьеву. Последние 1 июля 1758 г. представили отзыв, что в книге, кроме указанных в приложенном при отзыве списке погрешностей не оказалось. Св. Синод, рассмотрев представленные исправления и со своей стороны точно указав, какие должны быть внесены в книгу при печатании оной исправления, разрешил напечатать целый завод великороссийскими литерами в учрежденных в Российской империи типографиях, в которой признает он для себя удобнее на его кошт с тем, чтобы по отпечатании экземпляр означенной книги немедленно был представлен Св. Синоду. Причем Синод постановил обязать переводчика подпиской, что книга будет напечатана с указанными исправлениями, и сделать на разрешенной к печати книге подпись: «сия проповедей греческаго епископа Илии Минятия переведенная на российский язык коллегии иностранных дел секретарем Стефаном Писаревым книга в Св. Синоде разсматривана и по подписанному сего июля 31 дня от онаго Св. Синода определении ему Писареву к изданию ея в печать апробована и дозволена».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива! Дома в ту пору без дела Злая мачеха сидела Перед зеркальцем своим И беседовала с ним, Говоря: «Я ль, всех милее, Всех румяней и белее?» И услышала в ответ: «Ты прекрасна, слова нет, Но царевна все ж милее, Все румяней и белее». Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла. Лишь ее похоронили, Свадьбу тотчас учинили И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. 10. Дивная любовь двух сестер Из проповеди архиепископа Илии Минятия Мы по опыту в этой жизни знаем, как тяжела разлука с лицами, наиболее любимыми, когда разлучается, например, отец или мать от детей, брат от брата, невеста от жениха. Во времена царствования Михаила Палеолога агаряне 29 вторглись в азиатские пределы греческой империи и много людей увели с собой в плен. Среди пленных были две сестры, которые попали (по жребию) к разным господам. Они должны были разлучиться и уйти в разные стороны за своими хозяевами без надежды когда-нибудь снова увидеться. Кто может описать, кто может изъяснить их плач, когда настал час расставания, когда они, оплакивая свою несчастную участь, пролили целый поток слез, крепко обнялись и устами прильнули друг к другу! И вот, когда они целовались в последний раз, как будто души их перешли в их уста и согласились между собой не подвергаться такому тягостному разлучению. Соединившись, они вознеслись к небесам, оставив на земле свои обнявшиеся трупы. Я хочу сказать, что обе сестры умерли, обнимая и целуя друг друга в сильных муках расставания, как будто природа не могла согласиться на разделение тел раньше разделения душ, как говорит Никифор Григора, передающий эту печальную историю. Этот рассказ помещен в проповедях греческого архиепископа Илии Минятия . 11. Аленький цветочек (сказка) По Аксакову В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек; у того купца было три дочери. Вот и собирается по торговым делам купец за море и говорит своим дочерям:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1841–1899 гг. Разумеем сочинения, рассматривающие историю разделения церквей в полном или же неполном ее виде, а также сочинения, посвященные изучению жизни константинопольских патриархов: Фотия (9-го в.), Михаила Керулария (11-го в.) и Николая Мистика (10-го в.), приходивших в столкновение с римскими папами. Указатель вестись будет в порядке хронологическом. I. – Следуя хронологическому порядку появления сочинений рассматриваемого рода, первое место надлежит отвести книге А.Н. Муравьева под заглавием: «Правда вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах» (Петербург, 1841 г.). Сочинение Муравьева заслуживает внимания, как первая известная нам попытка ориентироваться в трудном и сложном вопросе о Фотии и разделении церквей при нем и после него. Автор не обладал большими —267— богословскими познаниями и потому в основу своих рассуждений о патриархе Фотии полагает церковную историю известного, но давнего французского богослова Флери и пользуется переводным с греческого сочинением Илии Минятия : «Камень соблазна». Разумеется, пользуясь таким ограниченным количеством пособий, трудно было сделать много серьезного для разъяснения личности Фотия и состояния церкви его времени. Флери 1501 дал автору почти всю фактическую сторону для этого его исследования. Что касается освещения и разъяснения истинного положения вещей фотианской эпохи, то в этом отношении французский историк мало был полезен для русского писателя. Флери смотрит на Фотия с папистической точки зрения и недовольно пригоден для русской православной науки. Мало того: папистическая или точнее – римско-католическая окраска истории Флери – по отношению к личности Фотия и его времени – должна была задавать русскому исследователю множество таких вопросов, с которыми совладать было очень нелегко. Действительно, если мы сличим труд Муравьева с Флери, то увидим такое явление: то, что сколько-нибудь подходит к задачам русского писателя, этим последним заимствуется у Флери, все же прочее проходится молчанием, смысл которого довольно-таки прозрачен. Для разъяснения некоторых трудных вопросов Муравьев привлекает греческого писателя Илию Минятия , но этот греческий автор не принадлежит к звездам учености, и потому его помощь русскому писателю незначительна. 1502 Критика источников, которые, нужно заме-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

764 Cm.: Παπαδπουλος X. Βικντιος Δαμωδς/Θρησκευτικ κα θικ γκυκλοπαιδεα. T. 4ος. Σ. 939–940. 765 В Венеции, на Сатро dei Greet, вокруг церкви Сан Джорджо деи Гречи ( San Giorgio dei Greci) середины 16 в., росписи которой (включая иконостас) принадлежат знаменитому Михаилу Дамаскину, а мозаики выполнены по рисункам Фомы Ватаса с Корфу, архитектор Бальдассаре Лонгена в конце 17 в. построил ансамбль греческого землячества – палаццо Фланджини ( Palazzo Flangini) со школой Сан Николо деи Гречи ( Scuola San Nicold dei Greci), подготовившей в 1662–1905 гг. множество священников и учителей для разных греческих регионов. С 1953 г. здесь разместились Hellenic Institute of Byzantine and Post–Byzantine Studies и небольшой музей икон ( Museo dell " Istituto Ellenico) с иконами 14–18 вв. с Крита, Кипра и из Венеции. Здесь же, в одной из старейших построек Сатро dei Greci, находился в 1601–1834 гг. греческий женский монастырь со школой для девочек. Поскольку к православию в Венеции относились не слишком терпимо, греческая церковь здесь подчинялась и Вселенскому патриарху, и папе; соответствующий отпечаток сохранялся и на системе образования в местной греческой школе. (В 1573–1797 гг. здесь располагалась резиденция греческих митрополитов Филадельфийских. С 1991 г. Сан Джорджо деи Гречи – вновь кафедральный собор греческой митрополии, относящейся к Вселенскому Патриархату; дворец Фланджини переходит из рук в руки; последняя продажная цена на него – в 2010 г. – составила более 10 млн евро.) Отметим попутно, что на Сатро dei Greci работали Никодим Святогорец (в связи с публикацией Добротолюбия) и профессор Флангинианской школы Варфоломей Кутлумушский (в связи с публикацией Минеи). 766 См.: Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского (епископа Керинкского и Калавритского)/Новый пер. с греч. [под ред. архим. Никона]. Св.–Троицкая Сергиева лавра, 1902 (репр.: [М.; Рыбинск], [б.г.]; пер. сделан с греч. издания: Венеция, 1888; первый рус. пер. сего «премудрого мужа преполезных проповедей», которые «себе достойную заслужили похвалу», вышел в 1741 г. и воспроизведен в 1774 г.; «Поучения» Минятия печатались также в «Троицких листках», коих разошлось более 4 млн экз.; эти сочинения, одобрявшиеся Синодом и ведущими русскими иерархами – московским митр. Тимофеем, киевским митр. Арсением, переяславским, затем московским архиеп. Амвросием и др., – оказали существенное влияние на «русского Златоуста» 19 в. Иннокентия, архиепископа Херсонского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

311. Алфавитная Синтагма М. Властаря. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах. M.,1996. С. 443. 312. Цит. по: Троицкий С. Халкидонский Собор и восточный папизм//Вестник Русского западно-европейского патриаршего экзархата. Paris, 1959. С. 259. 313. Там же. 314. В собрании творений этого отца оно опубликовано в разделе Spuria (Святитель Иоанн Златоуст. Слово о лжепророках, и об лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего. Было сказано в ожидании близкой смерти/Яворения.,). Т. 8. Кн. 2. С. 695–715. 315. Слово о лживых учителях святого отца нашего Иоанна Златоустого//КлибановА. И. Духовная культура средневековой Руси. M., 1996. С. 307–308. 316. Преподобный Максим Грек. Слово XX. О том, какое исповедание надлежало бы епископу Тверскому принести Создателю…//Творения. В 3 ч. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. Ч. 1. С. 165–167. 317. Преподобный Максим Грек. Слово XXVI. В котором пространно и с жалостию излагаются нестроения и бесчиния царей и властей последнего времени//Там же. С. 212–213. 318. Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. ТС/1,1902. С. 115–117. 319. Посошков И. Книга о скудости и богатстве. M., 1937. С. 106. 320. Цит. по: Костомаров И. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 7 вып. СПб., 1874. Отд. 2. Вып. 5. С. 526–528. 321. Творения святителя Димитрия Ростовского. M., 1848. Ч. 2. С. 592. 322. Там же. С. 214. 323. Там же. Ч.З. С. 287 324. Там же. 4.1. С. 213–214. 325. Смирнов С. Древне-русский духовник. M., 1913. С. 195–198. 326. Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа//Избранные произведения в 327. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к разным лицам. Сергиев Посад, 1913. Вып. 1. С. 151. 328. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к Антонию (Бочкову), игумену Череменецкому. M., 1875. С. 25. 329. Цит. по: Новоселов М. А. Указ. соч. M., 1994. С. 95. 330. Епископ Игнатий (Врянчанинов). Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. M., 1875. С. 22–23.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

65. Толмачов И.В. Православное собеседовательское богословие. 4 т. Спб., 1899. 66. П. Смирнов. Церковная проповедь на двунадесятые праздники (Слова, беседы и поучения святых, отцов и учителей Церкви). Киев, 1904. 67. Прот. Григорий Дьяченко . Проповедническая Симфония. М., 1903. 68. Полный годичный курс кратких поучений на каждый день года. 3 тома. М., 1900. 69. Объяснение воскресных и праздничных Евангелий всего года, 2 части. М., 1899. 70. Катехизические поучения о христианской вере, надежде и любви. М., 1898. 71. Общедоступные беседы о богослужении. М., 1898. 72. Христианские утешения несчастным и скорбящим. М., 1898. 73. Уроки и примеры христианской веры. Спб., 1902. 74. Уроки и примеры христианской надежды. Спб., 1902. 75. Уроки и примеры христианской любви. Спб., 1902. 76. Журналы Московской Патриархии и другие журналы (проповеди и статьи). Отдел III. Сборники известных проповедников 77. Проповеди святителя Илии Минятия . Т.С.Л., 1902. 78. Прот. Родион Путятин . Собрание поучений. 22 издания. 79. Архиеп. Иннокентий Херсонский 12 т. М.-Спб., 1901. 80. Архиеп. Сергий Херсонский. Слова и речи. Одесса, 1893. 81. Архиеп. Филарет (Гумилевский) . Слова, беседы и речи, 1883. 82. Митрополий Филарет Московский . Слова и речи. 5 т. 83. Архиеп. Никонор Херсонский, 5 т. Одесса, 1891. 84. Архиеп. Димитрий Херсонский. 5 т. М., 1898. 85. Священном Г. Недежденский. Беседы на апостольские и евангельские чтения. Саратов, 1893. 86. Прот. В.М. Гиляровский. Содержание проповедей, 2т. Спб., 1905. 87. Священном А.Н. Заозерский. “К свету” (Сборник проповедей и поучений). М., 1915. 88. Диакон Иоанн Смолин. Миссионерский щит веры. Спб., 1909. 89. В.А. Маврицкий. Сеятель. (Сборник проповедей, приспособленных к жизни простого народа). М., 1900. 90. Святейший Патриарх Алексий. Слова и речи. 4 т. 91. Митрополит Николай. Слова и речи. 4 т. Отдел IV. Пособия по теории Гомилетики 92. Прот. Я. Амфитеатров. Чтение о церковной словесности. Киев, 1846. 93. М. Чепик. Опыт полного курса гомилетики. М., 1898.

http://azbyka.ru/propovedi/konspekt-po-g...

8) Протопоп Никита Далматов. Чтобы знать служебную деятельность этого протоиерея, достаточно выписать здесь содержание его прошения, поданного им преосвященному Сильвестру 9 октября 1758 года об определении его протопопом в Исаакиевский собор. Вот содержание этого прошения: «С малолетства моего, т. е. с прошлого 1736 года, в надежде священства, обучался я, нижайший в Александро-Невской семинарии разным наукам, и хотя еще не докончив, богословии аттестован был в Петропавловский собор в диакона, однако же, по желанию моему, я оставлен был до окончания оной, которую с помощью Божией в прошлом  1747 году я окончил о чем и в св. правительствующий Синод с прочими от прежде бывших этой семинарии учителей представлено доношением. Притом, должность иподиаконскую при антецессорах (предшест.) Вашего Преосвященства отправлял со всякой исправностью. А в прошлом  1748 году  рукоположен покойным преосвященным архиепископом Санкт–петербургским Феодосием диаконом в соборе Успения Пресвятой Богородицы, где и находился по 1753 год, труждаясь в проповеди слова Божия без всякого подозрения неленостно. А в 1753 году посвящен Вашим архипастырским благословением в священника к церкви Воскресения Христова, что в Шляхетском сухопутном кадетском корпусе, в котором по должности моей, как священнослужение, и по силе моей проповедь слова Божия без всякого моего порока отправляю я и поныне, так и в принятии иноверцами православной веры, имею немалое рачение. Да и впредь, как Бог благословит, в проповеди слова Божьего труд свой продолжать одолжаюсь. Сверх же того, от святейшего правительствующего Синода обще с иеромонахом оного кадетского корпуса Тихоном употреблен я, нижайший, к послушанию для свидетельствования и исправления представленных в Святейший Синод от секретаря иностранной коллегии Стефана Писарева проповедей преосвященного Илии Минятия , которые по окончании того свидетельства от святейшего правительствующего Синода и опробованы для издания в печать. А сего 1758 года октября 20 дня Исаакиевского собора протоиерей Феодор Лукин волей Божией умре, а на его место еще никто не посвящен. Того ради, Ваше Преосвященство, с покорностью моей прошу, дабы указом Вашего архипасторства повелено было меня, нижайшего, за вышеобъявленные мои понесенные труды милостиво пожаловать произвести в Исаакиевский собор на вышереченное праздное место протопопом». – «В надежде его в слове Божием труда (о чем, однако в консистории взять от него подписку, что он проповеди говорить будет) в протопопы благословляем, которого и представить к произведению». Такова последовала резолюция на прошение Далматова, и 8 декабря того же 1758 года проситель произведен в протоиереи. В звании протоиерея Исаакиевского собора Никита Далматов находился по день смерти своей, последовавшей 29 октября 1771 года. К особенной чести его относится его ходатайство о постройке церковного дома для помещения соборян, как мы это выше видели, хотя для себя он имел собственный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

92 Пещера св. гроба была завалена язычниками и над нею поставлен был храм Венеры. Место очистили, и нашли три креста, из которых крест Христов узнан по его чудесной силе над мертвым телом (по другим, над болящим). Елена построила храмы: на горе Елеонской, в Вифлиеме и Хевроне. Обретение Креста описано у Феодорита, Руффина, Сократа, Созомена и др. 94 Познание обрядов можно заимствовать у Гоара; Rituale Graecorum, – Боны, Rerum Liturg. L. етс. 97 Прав. 28. Разделение церковное сделано по примеру гражданского. Константин Великий разделил империю на 4 области: Восточную (с Египтом), Иллирийскую (к которой относились Македония, Солунь, Крит и проч.), Италийскую (с Сицилией, Сардиниею, Корсикою и Африканским округом), и Галликанскую (к которой принадлежали Испания и Британия). 98 Правилом 10-м Собора Антиохийского хорепископам позволено посвящать только в низшие степени до иподиаконов, а пресвитеров и диаконов запрещено посвящать без воли городского епископа. Прав. 59 Собора Лаодикийского запрещено производить епископов в села. 101 Нестор пишет, что пр. Антоний, пришедший из Афонской горы, ходил в России по монастырям, но ни одного из них не избрал для своего жительства. 102 От власти императоров, между прочим, зависело созывать Соборы в местах, где им было угодно. Папа Лев просил Феодосия II, чтобы Собор Вселенский 4-й был в Риме, но не мог получить желаемого. Того же просил папа Вигилий у Юстиниана о 5-м Вселенском Соборе; но, по требованию императора, должен был сам прибыть в Кронстантинополь, где впрочем не захотел присутствовать на Соборе, и за упрямство едва не был отлучен от церковного союза. См. Fleury, Т. VII. L. XXXIII. § 49. 105 См. Камень соблазна, Илии Минятия . СПб. 1783. Ад . Зерникава, de processu Spir. S. Кенигсб. 1775 г. Западные писатели, основываясь на сказаниях Никиты, противника Фотию и др. подобных ему писателей, не отвергают изложенных обстоятельств, но обвиняют Фотия в чрезмерном честолюбии, хитрости, коварстве и злобе против Игнатия. – Не скрывают и того, что папа Иоанн, в письме своем к Фотию, осуждал искажающих символ веры внесением в него слова Filiogue и сравнивал их с Иудою предателем. См. сие письмо у Fleury L. LIII. § 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

 4) Acta Conciliorum – правила св. апостолов, св.вселенских и поместных соборов с номоканоном Фотия и комментариями Вальсомона (изд. в Париже 1620 r.), и два другие сборника. – 3 тома.  5)  Theologia dogmatica et practica – катехизисы и системы богословские православные и неправрславные. – 33 тома.  6)  Theologia – разных тоже писателей. – 12 том.  7) Eloquenmia Ecclesiastica. – 8 том.  8) Historia Ecclesiastica et Litteraria – Иосиф Флавий, Евсевий, Сократ и проч. Annales и друг. – 45 том.  9) Philosophia – Вольф, Баумейстер и друг. – 26 том.  10) Jus qenmium. – 5 том.  11) Physica. – 26 том.  12) Eloquenmia Civilis –       Цицерон, Федр и друг. – 29 том.  13) Civilis et Litteraria. 9 том.  14) Jsmimumiones linguarum, Philologia, Grammatica – 24 тома.  15) Libri diversi argumenmi. – 12 том. Книги русские:  1) Священное писание – библия и другие отдельные части ее (изд. 1751–1825 г.г.). 12 экз.  2) Писания св. отцов – Киприана, Василия Великого , Иоанна Златоуста , Ефрема, также Димитрия Ростовского и др. – 30 том.  3) Книги     богослужебные – типиконы, служебники, требники, минеи, октоихи, триоди и др. (изд. 1693–1833 г.г.). – 35 экз.  4) Церковные узаконения и правила – Кормчая, Жезл Правления – 2 экз., Регламент духовный (изд. 1666–1810 г.г.). – 4 экз.  5) Толкования на священное писание – Феодорита, Феофилакта и др. Симфонии, руководства и проч. 18 том.  6) Богословие догматическое и нравственное, пастырское и литургическое – Православное исповедание, богословие митрополита Платона, катехизисы, сочинения Феофана Прокоповича , объяснение литургии Дмитревского и др. –18 том.  7) Богословие полемическое – Увет духовный, Розыск, Пращица, Обличение неправды, ответы Никифора и другие. – 8 том.  8) Церковное красноречие – Сокровище духовное св. Тихона, проповеди Илии Минятия , Гедеона, Платона и друг. – 21 том.  9) Церковная история – Древеости Иосифа Флавия, Деяния – соч. Кедрина, прологи, минеи и проч. –11 том.  10) Смесь – словари, грамматики, переводы латинских поэтов, ученые диссертации, относящиеся к языкознанию, к географии и другие, разные штаты и проч. – 35 том.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А этой Крови пролились целые потоки: подумайте об этом, братья мои! Ведь Тот, Кто пострадал, Кто распялся, Кто умер за нас, есть Сын Божий! Ведь Он пролил для искупления душ наших Свою Божественную Кровь. Неужели и после этого мы еще останемся в плену греховном? Неужели наши путы еще не развязаны? Неужели и теперь раболепно будем служить греху? «Кая польза в крови Моей?» ( Пс.29:10 ) – так может наконец сказать о нас Спаситель наш: какая польза для них в Моей Крови, которую Я пролил из всех членов Моих? Неужели тот подвиг, который понес Я в саду Гефсиманском, неужели вся та Кровь, которая текла обильным потоком из Моего тела от бичевания, из главы – от терния, из ребра – от копья, из рук и ног – от гвоздей – неужели вся эта Кровь пала на землю напрасно, как будто для того только, чтобы люди попирали ее своими грешными ногами? «Кая польза в крови Моей», Отче безначальный! Сотворил Я волю Твою святую, пострадал Я, распялся, испустил дух, пролил всю Мою Кровь за спасение христиан, а христиане не хотят знать Спасителя своего, не хотят себе спасениия, а возлюбили муку вечную! Потому иудеям, которые Меня распяли и умертвили, прошу Я прощения: остави им! ( Лк.23:34 ). А для христиан, которые не захотели воспользоваться Моей смертью для своего спасения, Я требую суда: «суди им, Боже!» ( Пс.5:11 ). Правда Твоя повелела Мне пролить Кровь Мою, – пусть та же правда и отомстит Мою Кровь на том, для кого она была пролита без пользы! И нет, братья, нет никакого оправдания для христианина непокаявшегося, который «Сына Божия попрал и Кровь Завета не почитает за святыню» ( Евр.10:29 ). Сколь многоценно было искупление его, столь же тяжко будет и мучение его. Убоимся, братие, сего мучения, прославим Христа, нашего Спасителя, и у подножия Креста Его принесем сердечное покаяние во грехах своих! Аминь. (Из «Поучительных слов» святителя Илии Минятия_ 315. Слово любви ревнующим о семи просфорах Всякий христианин ведает, что Святое Причастие установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он Сам ту Тайную вечерю с учениками своими совершил и совершил не над многими хлебами или просфорами, но над одним хлебом или просфорой, о чем пишут согласно все Евангелисты и апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010