3. Ад (Из «Поучительных слов» святителя Илии Минятия ) Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, безотрадное место плача или ужаснейшую пещь огня неугасимого, и посмотрите там на заключенного, горящего в пламени грешника!.. Его непрестанно уязвляет там державная десница Вышнего тремя страшными стрелами и наносит ему три страшные раны: вечное раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды. Первая стрела гнева Божия – это живое воспоминание протекшей жизни, – воспоминание горькое, которое производит еще более горькое, но бесполезное раскаяние. О если бы эта земная жизнь наша как скоро проходит, так же скоро и забывалась! Если бы, лишаясь земных наслаждений, мы лишились бы вместе с тем и памяти! Но нет! Что было, того нельзя переделать, что бы не было, – и нераскаянный грешник никогда не забудет грехов своих! И вечно они будут мучить его совесть, вечно он будет в них раскаиваться, но без пользы, вечно будет он лить слезы, но они уже не омоют грехов его: нет! Они еще более будут разжигать пламень мучения... Во аде нет места покаянию: заключилися уже двери Царства Небесного и будут заперты во веки веков! Бедная душа грешная! Что ты такое сделала, что мучишься так страшно? В чем ты согрешила, что мучишься тут вечно? – «Я вкусил каплю меду и вот за это мучусь вечно! – говорит грешник. – И что такое было плотское наслаждение, ради которого я отдал и имение, и душу, и сердце непотребной женщине – что это было, как не капля меду? А эти пиры и ликования, игры и потехи – что это было как не капля меду? А эта сатанинская радость, когда я видел ближнего в несчастии, когда я мстил ему, поносил его из зависти и по злобе – что это было, как не капля меду! И все эти богатства, ради которых я обременил совесть мою бесчисленными обидами, делами беззаконными – ведь все это было только капля меду! И слава, и знатность, и честь, и покой, все, чем наслаждался я без страха Божья, – все, все было капля меду, да и то смешанного с отравой, с суетами и болезнями! Да если бы и вся жизнь моя протекла лишь в счастье земном, – что все это в сравнению с вечным мучением? – Одна капля меду, ничто, «яко день вчерашний, иже мимо иде»!..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глагола ему Филипп: прииди и виждь. Ин. 1, 46. Если вера в небесные догматы рождается более от слуха, чем от видения, то вера в земные явления рождается скорее от зрения, чем от слуха. Прииди и виждь – стоит только прийти и увидеть, чтобы уверовать. Но из всех явлений, в которые мы тем тверже веруем, чем яснее их видим, есть одно, в которое мы трудно верим, хотя и часто его видим. Мы живем в суетном мире, как бы в юдоли плачевной, где каждый день видим жалкий конец временной жизни и страшное владычество всеукрощающей пагубной смерти. Мы всегда и везде видим смерть, мы видим ее во всякое время, во все дни года и в каждый час дня. Видим ее на всех возрастах – на юности, старости и даже самом преддверии жизни; видим ее на каждом месте – на суше и на море, в скромных домах бедняков и роскошных чертогах богачей, в высоких дворцах царей и сильных мира. Вся эта вселенная, обиталище немногих живых, есть гроб бесчисленных мертвецов. Мы то и дело или умираем, или хороним мертвецов, так что или другие оплакивают нас, или мы – других. Мы ничего не видим так часто, как смерть, но и ни во что так же трудно не верим. Мы видим, как умирают другие, но не верим, что умрем и мы; мы признаем, что смертны, однако делаем то, что свойственно бессмертным. Итак, мы впадаем в двойное заблуждение, ибо, надеясь на бессмертие, живем в грехе и как грешники умираем, чтобы вечно мучиться. Двойная потеря – и надежды, которую мы теряем, и спасения, которого не приобретаем. Но, о суемудрый человек, кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти (Пс. 81, 49)? Ты родился, чтобы умереть. Одно только могло бы освободить тебя от смерти – если бы ты совсем не рождался. Если не веришь останкам, которые видишь, если не веришь могилам, на которые ступаешь, поверь тому, что я скажу тебе сегодня. Прииди и виждь. Прииди, чтобы видеть две ужасные истины. Во-первых, нет ничего столь бесспорного, как смерть, – ты непременно когда-нибудь умрешь. Во-вторых, нет ничего столь неопределенного, как смерть, – ты не знаешь времени, когда умрешь. Горе мне, я должен умереть! О, какая ужасная вещь! Но я не знаю, когда умру, – это еще ужасней! Вникни получше в эти два обстоятельства, о христианин, и, следуя моему слову, со вниманием прииди и виждь.

http://zavet.ru/minat.htm

Душа – наше сокровище (Из поучительн. слов святит. Илии Минятия ). У людей как будто весь ум в глазах: что видят, тем и дорожат, а чего не видят, то ни во что ставят. Они видят мир, и дорожат им, не видят души – и не умеют ее ценить по достоинству. Верно сказал царь Давид: лживи сынове человечестии в мерилех! ( Пс.61:10 ). Мир и душа – это две такие вещи, о которых не умеют, как должно, судить живые, а только умершие. Итак, вы, умершие владыки земли, богатые сего мира, утешавшие себя мирской славой, красотой, сокровищами, что взяли вы с собой в могилу? Конечно, ничего; вы умерли, с вами умер для вас и мир. А что вы при этом потеряли? Конечно, все: и небо, и рай, и вечную жизнь, и Бога Самого! Какая же польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Конечно никакой, а потеря великая. О, если бы живые хотя от умерших научились, что такое мир и что такое душа! Мы знаем, что такое мир: видим, как все его прелести непостоянны и обманчивы. Не текут так быстро воды речные, не вянут так скоро цветы полевые, не исчезают так внезапно молнии небесные, как быстро, легко и внезапно исчезают и радость, и наслаждение, и слава, и все прелести мира. Да, мы знаем, что такое мир, но не знаем, что такое наша душа. A ведь душа у нас только одна; ведь если мы ее потеряем, то все потеряем; ведь она бессмертна, и если мы ее потеряем однажды, то потеряем навсегда! Для испытания великого терпения Иова Бог позволил диаволу коснуться всего его достояния, его детей, его здоровья, но с условием: токмо душу его соблюди ( Иов.2:6 ). И обнищал в единый час богатый праведник: его стада расхищены, сожжены молнией, его высокие палаты разрушены бурею, все его дети в один час были погребены под развалинами, и вот он – нищий, лишенный крова, осиротелый, лежит за городом на гноище, весь покрытый ужасными язвами с головы до ног, днем печет его солнце южное, ночью он трясется от стужи и сырости... Он потерял все, но души не потерял, и слышите, что говорит? Потерял ли я богатства мои? Что до того? Наг изыдох от чрева матери моея, наг и отъиду! Лишился ли я детей моих? Бог их мне дал, Бог и взял: Господь даде, Господь отъят!..

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

В-третьих, – потому что, как говорят ученые, рожденность есть свойство не Отца, Который не рожден, и не Святого Духа, Который исходит, а Сына, Который потому и называется Сыном, что рождается; подобало родиться Сыну, чтобы был Один и Тот же, Кто теперь рождается один раз и всегда рождается предвечно. (Рождение произошло таким) образом, что ни Бог не превратился в человека, ни человек в Бога, но Бог воплотился, пребывая Богом, и человек обожился, пребывая человеком, и Тот, Кто был совершенный Бог и совершенный человек, есть Единый Иисус Христос. (Наша вера) научает нас, что в единой только ипостаси Божественного Слова соединилось две природы, каждая со своими свойствами. Одна ипостась, которая однако не сливает двух природ – Божественной и человеческой; две природы, которые однако же разделяют единой ипостаси. Тогда как в таинстве Святой Троицы мы веруем в единство природы и троичность лиц, здесь, в тайне домостроительства воплощения, мы совершенно отличным образом веруем в единство лица и двойство естеств. (Вера) научает нас, что это единение естеств стало ипостасным, то есть Один и Тот же, в силу двух естеств, Богочеловек, – (есть) Единое и То же, в силу одной ипостаси, Божественное Слово, исповедуемое нами из двух и в двух (естествах), как богословствует Афанасий Великий , неслитно, непреложно, неразднльно, не (как) богоносный человек, а (как) плотоносец Бог. (Вера) научает нас, что это Божественное Слово восприяло от той же Девы истинное тело, но, конечно, совершенное. Восприяло душу, но и душу совершенную, то есть с разумом и с волею; – «вместе плоть, определяет посланием Софрония святой шестой Вселенский собор, вместе плоть – и плоть Бога Слова: в одно и то же время одушевленная разумная плоть и одушевленная разумная плоть Бога Слова». (Вера) научает нас, что (Слово) рождается от Девы, именно неискусомужной, главным образом потому, что Тому Единородному Сыну, Который рождается вне времени от Единого Отца на небесах, подобало родиться во времени от единой матери на земле, чтобы у Единого Сына был Единый только Отец (так же), как и единая только Мать.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вносим еще некоторые данные о Михайловском храме, сообщенные священником его о. Георгием Введенским: «Духовенство Михайловской церкви в течении XVIII столетия выписывало в церковную библиотеку нужные для себя и для проповедей прихожанам книги, особенно свято-отеческие сборники, а именно: 1. Ответы архиепископа Никифора Словенского и Херсонского, издания 1713 года. 2. Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни, 1755 года, в кожаном переплете. 3. Поучение в святую и великую четыредесятницу, епископа Илии Минятия, 1759 года. 4. Книгу кратких поучений о главнейших спасительных догматах веры и заповедей Божиих; из разных святых отец собраны, 1781 года, в кожаном переплете. 5. Творения святого Василия Великого, издания 1787 года». Сколько было прихожан в Михайловском приходе и как они относились к Храму? В 1730 году прихожан было 280 душ мужского пола, 230 душ женского ; в 1750 году 360 мужского, 312 женского; в 1770 году — 655 мужского, 610 женского; 1790 году 810 мужского , 798 женского. В собрании указов, хранящихся в архивах Михайловской церкви, есть драгоценный указ в копии об основании и времени построения каменного храма в честь Архистратига Михаила. Это — храмозданная грамота 1783 года, сентября 31 дня, присланная от епископа белгородского и обоянского Аггея на имя харьковского протоиерея Михаила Шванского. Вот ее подлинный текст: Божею милостию смиренный Аггей, епископ белгородский и обоянский. «Дана сия храмозданная грамота епархии нашей харьковскому протопопу, Харьковского Коллегиума префекту Михаилу Шванскому сего 1783 года, августа 31 дня, по присланному к нашей мерности из харьковского духовного правления доношению, а в то правление поданному города Харькова, церкви Архангела Михаила от приходских людей майора Григория Мосцевого, поручика Герасима Артюхова с товарищи прошению о устроении в оном городе Харькове на место обветшалой старой деревянной церкви архангела Михаила вновь на другом способнейшем месте каменным зданием во имя тож Архангела Михаила: на устроение которых всяких принадлежащих материалов приготовлено довольное число, денег в наличии тысяча сто рублей. По собрании потребных справок представлено нашей мерности с прописанием касательных к тому делу обстоятельств от нашей консистории докладом».

http://sobory.ru/article/?object=43968

И, наверное, он убил бы его и потешил бешенство своей зависти, если бы чудесно не сохранил тогда Давида Божий покров. Из-за того, что Богочеловек Иисус проповедует истину, исцеляет больных, прощает грешных, огорчаются христоненавистники, иудейские книжники, и порицают Его, как хулителя: Что Сей тако глаголет хулы? (Мк. 2, 7) В один субботний день увидел Иисус идущую к Нему женщину, которая жестоко мучилась от недужного духа восемнадцать лет, так что, скорчившись от тяжелой болезни, не могла уже поднять головы и с трудом держала душу в устах. Увидев ее, Иисус сжалился над ней и исцелил ее: жено, отпущена еси от недуга твоего (Лк. 13, 12). И так как весь народ возрадовался с благодарным чувством чудесам Христовым – радовахуся о всех славных бывающих от Него (Лк. 13, 17), архисинагог начал негодовать, гневаться, запрещать, начал сеять смуту в народе, чтобы уничтожить его благоговение и веру в Спасителя: шесть дний есть, в няже достоит делати; в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный (Лк. 13, 14). Да разве для дня субботнего была какая-нибудь заповедь, чтобы не быть в этот день чудесам? Разве в этот день возбранял закон лечиться больным? Нет. Архисинагог говорит не из ревности к закону, а из зависти к Христу. Он порицает силу, действие чуда, так как завидует славе Чудотворца. Сатана перешел из женщины в душу архисинагога. Феофилакт говорит: «сатана, сначала связывающий женщину, потом связывает архисинагога завистью и его устами порицает Божественное чудо». Разве счастье Иосифа не было общим благополучием для его братьев, как это и доказало время? Слава, достигнутая Давидом, не была ли и славой Саула, царство которого он утверждал, побеждая его врагов? Чудеса Иисуса Христа не были ли благодеянием для всех иудеев? Конечно. Но завистливый не обращает внимания на свое благо: «зависть не умеет предпочитать полезное», а умеет видеть добро ближнего и завистливо печалиться; «зависть есть печаль о благополучии ближнего»; она старается благополучие ближнего обратить в злополучие и в этом находить утешение своей печали. Цель зависти – видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие.

http://zavet.ru/minat2.htm

И однако, Его рождение, вместо того, чтобы тотчас быть провозглашенным всему израильскому народу, или даже всему Иерусалиму, (по крайней мере) архиереям, старцам и начальникам города, – это столь великое событие остается тайным, и о нем не знает почти никто, за исключением тех немногих пастырей, которым открыл его ангел. Так славно и открыто было творение человека, которое зрели небо и земля, и так сокровенно и безвестно было рождество Христа, которое совершилось ночью в какой-то пещере. (И таково) рождение Бога, пришедшего спасти человека! Да. Вот посему-то пусть рождество Христа будет, насколько возможно, сокровенно, пусть будет почти неизвестно миру, пусть кажется, что Сей Рождающийся не есть Небесный Царь славы, а самый бедный (униженный) человек земли, дабы диавол был введен в тем большее заблуждение. Пусть он считает Его теперь простым человеком, чтобы впоследствии познать в Нем Вышнего Бога, что с ним и случилось, когда он, как говорит божественный Златоуст, прият тело, и – Богу приразися: когда прият, еже видяше. и впаде, во еже не видяше. О глубина богатства. премудрости и разума Божия! (Слово на Светлое Воскресение). Но как Бог стал человеком, Слово – плотью, Безначальный – (получил) начало? Это хотя и есть Иудеом соблазн, Еллином же безумие (1 Кор. 1:23), однако оно – догмат нашей православной веры; более того – все основание веры, которая учит нас, что поистине Слово плоть бысть. и вселися в ны ( Иоан. 114 ); учит нас, что (воплотилось) Слово, второе лицо Святой Троицы, а не первое – Отец, или третье – Святой Дух. Во-первых, так как грех уничтожил в человеке образ (Божий), то с человеком надлежало соединиться Сыну, Который есть Образ Бога невидимого, как говорит Афанасий Великий (в слове «о вочеловечении») и апостол Павел, дабы снова начертать в человеке прежнюю красоту образа Божия. Во-вторых, как говорит Василий Великий , в начале, по Иоанну, с человеком подобало соединяться Сыну, Который есть Слово (Разум), чтобы разрешить неразумие, в которое впал человек, когда вследствие греха приложися скотом несмысленным, и уподобися им ( Пс. 48:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Иначе, если одно кажется, а в действительности происходит совершенно другое, знаете ли, что нам лучше делать? – послушайте. Царь Саул умер от своей собственной руки, в войне против Филистимлян. Услышав об этом, Давид разодрал свои одежды, поднял великий плач и сказал всему народу: мужи Израильские! Царь Саул умер; итак, молчите, не открывайте об этом никому, чтобы об этом не услышали враги и не обрадовались. Не возвещайте в Геве, ниже поведайте на исходищах Аскалона. да не веселятся дщери иноплеменничи (2 Царств. 1:20)... Настает святой и Великий пяток, и наша Святая Церковь напоминает нам, что Сын Бога живого, Богочеловек Иисус, Царь наш умер на кресте из любви к нам. Итак, молчите; заприте, священники, церкви, сокройте Распятого и Крест во внутренность святилища, пусть этого не увидят и не услышат и не радуются этому враги веры. Но как? – Носить крест от одного конца города до другого, писать образ Распятого по улицам и площадям, открыто проповедовать, что Он воспринял эту болезненную и позорную смерть ради нас, – и в тоже время не проявлять никакого знака сердечного соболезнования, за исключением внешней торжественности, ни истинного благочестия, любви и благодарности? Что тогда скажут евреи, распявшие Его? Они скажут: «христиане веруют, что Он – Сын Божий; христиане исповедуют, что Он распялся из любви к ним. Вот и все, что они делают для своего Благодетеля. Одно из двух: или нет в действительности того, во что веруют христиане, или же сами христиане в действительности не веруют в Него». Аще Сын есть Божий, да снидет ныне со креста и веруем в Него. И теперь евреи будут хулить страдания Христовы, как это делали и тогда. Так они будут насмехаться над лицемерием христиан. Поэтому повторяю, уж лучше замкните, священники, церкви, сокройте крест и Распятого, чтобы этого не было ни видно, ни слышно, чтобы не радовались враги веры: да не веселятся дщери иноплеменничи. Да будет же и в действительности то, что обнаруживается вовне, да будет внутреннее благоговение таково же, как и внешнее. Вместе со свечами и факелами пусть в нашем сердце горит любовь к Тому, Кто умер из любви к нам. От Его тернового венца пусть почувствуется в нас сокрушение и умиление; от Его ран пусть возгорится в нас решимость смирить плоть свою; от креста Его мы должны научиться терпению, от смерти Его должны понять, какое великое зло есть грех. День Великого пятка пусть будет днем нашего покаяния. Крестный ход пусть будет «обнаружением добрых дел, благоговением души, строгостью образа жизни»! Да будет! Аминь 180 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Как же должны мы готовиться, если желаем причаститься этого страшного и великого таинства? Да искушает же человек себе, говорит блаженный Павел, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор. 11:28 ). Пусть каждый сначала хорошо испытает самого себя, пусть исследует свою совесть: если есть какое-либо препятствие, пусть устранит его, если есть какие-нибудь узы, пусть разрешит их. Моисей пас стада своего тестя, мадиамского священника Иофора, у подножия горы Хорив. Вдруг он видит чудесное зрелище, это был куст, который горел, но не сгорал: видит, яко купина горит огнем, купина же не сгараше ( Исх. 3:2 ). Моисей был поражен этим зрелищем. Побуждаемый любопытством, он сказал: мимошед увижду видение великое сие, яко не сгорает купина (– 3:3). Пошел, приблизился, но слышит, что какой-то голос зовет его: он остановился. Огонь, в котором Моисей видел купину, был Бог, а голос, который он слышал. был голос Бога, Который сказал ему: Моисее, Моисее, не приближайся семо: иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоити земля свята есть ( Исх. 3:5 ). Христианин, ты хочешь причаститься? Видишь ли этот святой хлеб и чашу на св. трапезе? – это Тело и Кровь Христа, это – Сам Бог во плоти; там – огонь Божества, просвещающий и очищающий достойных, опаляющий недостойных! Не прикасайся им, не приближайся: иззуй прежде сапоги с ног твоих, разреши истинной исповедью узы грехов твоих, опутывающие твою душу. Ты поссорился с кем-нибудь? – разреши сперва узы вражды и примирись с твоим ближним. Ты обидел кого-нибудь? украл, ограбил, удержал чужую вещь? – разреши узы обиды и по справедливости возврати (отнятое). Ты отдался блуднице или прелюбодеице, столько времени прожил во грехе на соблазн всем? – разреши узы плоти, освободи порабощенную твою душу от рук диавола: иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоити, земля свята есть. Ибо святилище, в которое ты входишь, – св. трапеза, к которой приближаешься, то место, на котором ты (стоишь) и причащаешься, – есть Святая Святых, земля свята есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Матерь Божия! Чем больше я вдумываюсь, тем больше убеждаюсь, что это непонятно; что это – беспредельное величие, которое возводит Ее до высочайшего престола Трисиятельного Божества и приближает Ее к Богу и Отцу. Подымитесь созерцанием на высоту, христиане, и помыслите с одной стороны – предвечного Отца, с другой – благодатную Марию и по средине Единородного Сына, воплощенного Богочеловека. Он имеет две природы: Божескую и человеческую; Божеская – это рождение Отца, человеческая – рождение Марии; Сын Божий, как Бог, – Сын Марии, как богомужное чадо. Но этот Сын имеет одну только Ипостась, Которая содержит неслиянными две природы. Ипостась нераздельна, поэтому не два Сына, один – (Сын) Бога и Отца, а другой – (Сын) Марии Девы. Это – единое Лицо, в Котором, хотя неслитно и различаются особенности двух естеств, однако в этой различимости сохраняется нераздельность и в двойстве – единство; един только Иисус Христос, вместе Бог и тот же – человек. Отец – (есть) Отец Христа и Отец Бога и человека; Мария – Матерь Христа и Матерь человека и Бога, – так что, какое отношение к Единородному Сыну имеет Бог Отец, такое же к Тому же Сыну (имеет) и Дева Мария, Которая поэтому в рождении Богочеловека Сына имеет славу, подобную (славе) Бога Отца. Это Гавриил хочет выразить словами: се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Той бо спасет люди Своя, и будет велий, Сын Вышняго наречется ( Лук. 1:31, 32 ; Матф. 1:21). Может ли ум измыслить более высокое величие?! Теперь перенесите ваш взор с такой высоты в дольний мир, на все прочии разумные создания, столь далеко от Нее отстоящие, насколько отстоит небо от земли, и посмотрите, какой малой и недостаточной является вся благодать, вся слава Пророков и Апостолов и Мучеников по сравнению с благодатью и со славой Богоматери. Что говорит Соломон, будто нет ничего нового под солнцем? Но вот новое чудо – Дева и Матерь – (вот чудо), подобного которому еще не было. Дева – Матерь Божия – чудо новое, подобного которому не может быть. Дева и Матерь – чудо, которое для Девы есть величайшая благодать. Матерь Божия – чудо, которое для Матери есть высочайшая честь. Это – чудо чудес, каким не может хвалиться никакая вера, кроме веры христианской, в которой это таинство есть начало и конец таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010