Мы видим на многих примерах из Божественного Писания, где Бог явился действительно, как говорит Давид, Богом отмщений. Согрешил впервые светоносный ангел, – и Господь его, прогневавшись, низверг его с неба, как молнию, отверз бездну огня неугасимого и тьмы кромешной, а туда заключил его на веки вместе с отступившими ангелами. Согрешил Адам, – и Господь его, прогневавшись, изгнал его из рая и осудил его возделывать землю, полную терний и волчцев, потом лица своего орошать хлеб во всю свою жизнь. Согрешили люди во времена Ноевы, – и Господь их, прогневавшись, послал на них потоп водный, сорокодневный дождь и потопил их. Согрешили жители Пятиградия, – и Господь их, прогневавшись, пролил дождем на них огонь с небес и попалил. Согрешили Евреи и Господь их, прогневавшись, предавал их, побежденных, ограбленных и плененных, в руки врагов, то халдеев, то ассириян; и доселе они – поношение человеков и презрение у людей. Согрешил друг Его, возлюбленный Давид, – и, тем не менее, Господь его, прогневавшись, не простил его без того, чтобы не положить предварительно на него тягчайшего наказания, смерти детей и моровой язвы, разорившей почти все его царство. И много других подобных примеров мы видим в те древние времена. Согрешаем и мы, христиане, и разве не видим, как гневается Господь наш и наказывает нас многоразличными карами? Из них одни мы видим, потому что они поражают тело, – именно: болезни, смерть, разорения, войны, пленения, нищету и другие бесчисленные несчастия; других не видим, так как они постигают душу, – когда Бог удаляется и отнимает Свою Божественную благодать, откуда и происходит потемнение разума, не видящего света истины; то бессилие воли в отношение к добру; то невежество в догматах веры, неблагоговение к священному, упорство во зле, то, наконец, нераскаянность. В немногих словах: поелику грех, говорят учители Церкви, есть высшее зло, то для Бога, Который есть высшая благость, нет ничего ненавистнее греха, и Божие правосудие ничего не карает, как грех, это дерзкое преступление Божественных заповедей. Отсюда вы можете понять, как велик должен быть гнев Божий на человека, пребывающего во грехе. Он так велик, что даже праведный Иов боится его больше, чем вечного мучения: убо о дабы во аде мя сохранил еси, дóндеже престанет гнев твой! ( Иов. 14:13 )! Иоанн Златоуст боится его более, чем тьмы наказаний: «не столь мучительно представить себе даже тысячи геенн, сколь мучительно увидеть Божие лицо отвращающимся и кроткое око (Его) не терпящим воззреть на нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слова в Великий Пост Илия Минятий был выдающимся проповедником. Но так, большинство проповедей он произносил экспромтом до нас дошло очень мало его проповедей. Илия Минятий был так популярен, что его приходили слушать даже итальянцы. Для них он проповедовал на их родном языке. Вот эти то проповеди на итальянском как раз и сохранились. Собрание проповедей святителя Илии Минятия в Великий Пост, охватывающие огромное разнообразие тем (мы должны помнить, что Великий Пост первоначально — период катехизации, он и сейчас должен быть временем научения вере): о предопределении, покаянии, смерти, рае и аде и многом другом. «Истинно православное же учение состоит в том, что ни воля человеческая отдельно, ни благодать Божия отдельно, а воля и благодать вместе оправдывают и спасают человека, что благодать всегда необходима, а воля всегда свободна. Святая наша Церковь в Священном Писании, согласно с учителями Церкви и учеными богословами, учит, что свобода человеческой воли и помощь Божественной благодати — вот два крыла, которые поднимают нас на небо в рай». Слова в Великий пост Период первый Слово о предопределении в первую неделю поста. О предопределении «Во утрии (же) восхоте (Иисус) изыти в Галилею; и обрете Филиппа и глагола ему: иди по Мне» (Ин.1:43) Нет ничего столь гордого и столь любознательного, как человеческий разум. Хотя грех сильно ослабил его, хотя вера требует от него слепого повиновения, он все еще распростирает сто крыльев, чтобы взлететь на самую высоту, раскрывает сто глаз, чтобы исследовать самое сокровенное. И еще хорошо бы было, если бы он так усиливался исследовать на земле столько дивных дел природы, ибо это — естественное стремление человека, которым он приводится к познанию всего бытия. Но он стремится проникнуть в самую невидимую глубину непостижимых божественных судеб, чтобы удостовериться, действительно ли разумно высочайший Промысел Божий управляет всем и что он положительно определяет о человеческих делах. Ведь это неприличная дерзость! Божественное предопределение есть одна из наиболее непостижимых тайн, заключенных в бездне Божественного разума и премудрости! Ум человеческий, недалекий по познанию, ограниченный в восприятии, пусть сколько угодно изучает и исследует эту тайну: все равно никогда не сможет понять ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Святейшая Дева есть и называется Материю в двух смыслах: во–первых, как Матерь Бога, и во–вторых, как Матерь всех христиан. Она – Матерь Божия по естественному рождению, и Матерь христиан по усыновлению. Она – Матерь Божия по рождению, воистину Богородица, ибо поистине родила Самого Сына Божия от нетленного Своего чрева, где Божественное Слово соединилось с плотию, и в единой нераздельной Ипостаси обединило Свою Божескую и человеческую природу превыше естества, слова и разумения. Она – Матерь всех христиан по усыновлению: если мы – по благодати сыноположения – названные братья Иисуса Христа ( Евр. 2:11 ), Которого родила Дева, и (если) Сам Иисус Христос, как говорит Павел, пребывает посреди нас, как перворожденный во многих братьях, то, следовательно, мы – названные сыны Богородицы. Как Матерь Божия, по материнскому достоинству, Она должна иметь у Бога такую благодать, какую прилично иметь матери у сына; с другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, Она должна оказывать христианам такую же милость, какую мать должна оказывать своим детям. Но благодать, которую имеет Всесвятая Дева от Бога, должна соответствовать достоинству Матери Бога, а это достоинство беспредельно; стало быть, и благодать, которую Она получает, беспредельна. Равным образом, и милость, которую Она оказывает христианам, должна соответствовать любви матери к детям, а эта любовь беспредельна; следовательно, и милость, оказываемая Ею, беспредельна. И, далее, соразмеряя беспредельную благодать, которую Она, как Матерь Божия, получает от Бога, и беспредельную милость, которую Она как Матерь христиан, оказывает христианам, (должно признать), что Дева есть море благодатных сил. И действительно, Она – море великое по обширности, ибо воспринимает, как Матерь Божия, все неистощимые реки Божественных дарований Духа: – море великое по вместимости, ибо, как Матерь христиан, в изобилии изливает на них те же Божественные дарования; таким образом, по дарованиям, которые Она воспринимает, как Матерь Божия, есть море беспредельное; а по дарованиям, которые раздает, как Матерь христиан, Она – море неисчерпаемое. Слушатели, благоговейно чтущие Деву! Я хочу, чтобы вы на этот раз из всех Ее преимуществ пред прочими созданиями обратили внимание на это, – что Она есть Матерь Божия и Матерь христиан. И как Матерь Божия, Она более всех святых и всех ангелов имеет дерзновение у Бога, Своего Сына; а как Матерь христиан, Она больше, чем все – и святые и ангелы, оказывает нам, Своим детям благодеяний....

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Указатель русской литературы, более или менее относящейся к истории разделения церквей в IX, X и XI веках (I Муравьев. II Аноним. III Волков. IV Лебедев 1-ый. V Добротворский. VI Mumponoлum Герасим (Яред) . VII Лебедев 2-ой. VIII Скабаланович. IX Лебедев 2-ой. Х Платонов. XI О. Преображенский. XII О. Иванцов. XIII Епископ Иоанн (Митропольский) . 1841–1899 гг. Разумеем сочинения, рассматривающие историю разделения церквей в полном или же неполном её виде, а также сочинения, посвященные изучению жизни константинопольских патриархов: Фотия (9-го в.), Михаила Керулария (11-го в.) и Николая Мистика (10-го в.), приходивших в столкновение с римскими папами. Указатель вестись будет в порядке хронологическом. I. – Следуя хронологическому порядку появления сочинений рассматриваемого рода, первое место надлежит отвести книге А. Н. Муравьева(†) под заглавием: «Правда вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах» (Петербург, 1841 г.). Сочинение Муравьева заслуживает внимания, как первая известная нам попытка ориентироваться в трудном и сложном вопросе о Фотии и разделении церквей при нем и после него. Автор не обладал большими богословскими познаниями и потому в основу своих рассуждений о патриархе Фотии полагает церковную историю известного, но давнего французского богослова Флери и пользуется переводным с греческого сочинением Илии Минятия : «Камень соблазна». Разумеется, пользуясь таким ограниченным количеством пособий, трудно было сделать много серьезного для разъяснения личности Фотия и состояния церкви его времени. Флери 435 дал автору почти всю фактическую сторону для этого его исследования. Что касается освещения и разъяснения истинного положения вещей фотианской эпохи, то в этом отношении французский историк мало был полезен для русского писателя. Флери смотрит на Фотия с папистической точки зрения и недовольно пригоден для русской православной науки. Мало того: папистическая или точнее – римско-католическая окраска истории Флери – по отношению к личности Фотия и его времени – должна была задавать русскому исследователю множество таких вопросов, с которыми совладать было очень нелегко.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Бяху же нецыи от книжник ту седяще и помышляюще в серцах своих: что Сей тако глаголет хулы? Мк. 2, 6–7. Мы, грешные люди, должны быть терпеливы, когда видим, что Сам безгрешный Сын Божий осуждается. Из стран Галилейских Иисус Христос, Божественный Целитель душ и телес, возвратился в Капернаум. В нынешнем Евангелии говорится, что в день Своего прихода Он совершил три великих благодеяния. Первое – Он предложил тамошним жителям проповедь, в которой изложил Свое божественное учение с такой силой и сладостью, что привлек к Себе почти весь город; тот дом, где Он проповедовал, был изнутри полон и извне окружен густой толпой. Слышано бысть, говорится в Евангелии, яко в дому есть. И абие собрашася мнози, якоже ктому не вмещатися ни при дверех; и глаголаше им слово (Мк. 2, 1–2). Второе – Он исцелил одним Своим всесильным словом несчастного расслабленного, которого принесли четыре человека: Востани, возми одр твой и ходи (Ин. 5, 8). Третье – вместе со здравием телесным Он даровал ему и здравие душевное, Своей Божественной властью разрешил его от грехов: Чадо, отпущаются ти греси твои (Мф. 9, 2). И чем же за все это благодарят Его жители Капернаума? Простой народ удивляется, хвалит и славит Бога – яко дивитися всем и славити Бога, глаголющим: яко николиже тако видехом (Мк. 2, 12). А книжники, блюстители закона, священный чин синагоги, осуждают Иисуса, как хулителя. Бяху же нецыи от книжник ту седяще и размышляюще в сердцах своих: что Сей тако глаголет хулы? Наоборот, вы, книжники, лицемеры и клеветники, вы говорите хулы! А Христос, вами порицаемый, имеет, как Бог, власть отпускать грехи, ибо Он имеет силу, как Бог, исцелять расслабленного от болезни. Итак, Он говорит хулы, потому что учит? Говорит хулы, потому что прощает, исцеляет? Вот это вас соблазняет? Это ваши сердца отравляет? Это изощряет ваш язык на осуждение? Прошу вас, братья, рассудите: какая причина побуждает книжников с такой страстью говорить против чудодействующего Владыки? Христос учит, Христос творит чудеса; книжники видят, что собирается бесчисленная толпа внимать поучениям Его; видят они, что весь народ изумлен Его чудесами, что одни веруют в Него, как в великого пророка, другие даже как в истинного Бога, и соблазняются, осуждают и открыто говорят, что Он богохульствует. Что же это такое? Одна зависть. Это зависть, которая борется со всем хорошим, порицает слова и чудеса воплотившегося Бога, как злохуления.

http://zavet.ru/minat2.htm

Завистники, на что ни взглянут, Подымут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай: Полают, да отстанут. У греческого проповедника конца XVII – нач. XVIII вв. святителя Илии Минятия есть интересное уподобление человека, страдающего недугом зависти, человеку хорошо видящему: «Однажды спросили некоего мудреца, какие глаза видят лучше: черные или серые, мужские или женские, человеческие или скотские? И он ответствовал: лучше всего видят глаза завистливых людей. Они видят все: и вблизи самое малое, и то, что находится вдалеке; одного только не видят – доброго, а если и видят, наполняются слезами и стараются не видеть, как бы сами невольно закрываясь. Прячься, сколько хочешь, запирайся, удаляйся, безмолвствуй в своем жилище, убегай в уединение, в пустыню – глаза завистливого достигнут тебя и там и увидят, что ты делаешь. Завистливый имеет как бы некие зрительные трубки, через которые он видит очень далеко» . К такому любопытному сравнению можно добавить лишь то, что зависть обостряет зрение человека видеть и то, чего на самом деле нет. Хорошую иллюстрацию к этой нравственной истине мы находим в Евангельском сюжете, описанном евангелистом Лукой, об исцелении Христом женщины, связанной в течение 18 лет духом немощи (ср. Лк. 13, 10–18). Исцеление это Господь, по Своему обычаю, совершает в субботу в одной из синагог. При этом, повествует Евангелие, начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 14). Господь именует начальника синагоги (архисинагога) лицемером, обнаруживая его душевное расположение: причиной его возмущения была не похвальная ревность о соблюдении субботнего покоя, а банальная зависть, сокрытая под личиной борьбы за соблюдение Закона. Начальник синагоги будет основным «героем» нашего сегодняшнего повествования, но сначала скажем два слова о самой скорченной от недуга женщине, ибо невозможно ничего о ней не сказать. Дочь Авраамова В устах Спасителя указание на принадлежность к роду Авраама – прежде всего извещение о спасении того, к кому это указание обращено.

http://pravoslavie.ru/108977.html

И храм Соломонов, и все, что в нем было священного и чтимого, – все это было образом преимуществ Девы Марии, Которая, воистину, есть одушевленный храм Божий. Прежде всего сам Соломон, каковое имя означает «царь мира», создатель храма, на построение которого он положил все свое богатство и мудрость, чтобы совершить величественнейшее и прекраснейшее дело, какое только возможно на земле, есть образ небесного Мироздателя и Всецаря Бога, Который в писаниях называется «Князь мира» ( Ис. 9:6 ), Который для создания Девы Марии приложил все богатство божественного Своего всемогущества, божественной мудрости и благости, чтобы произвести творение, совершеннейшее и благороднейшее во всей природе существ. Сотвори Мне величие Сильный, сотвори державу мышцею Своею ( Лук. 1:49, 51 ): это значит, чтобы создать Ее, Бог сделал столько, сколько мог всемогущий Бог . Он создал Ее с таким телесным благолепием, которое при сравнении много превосходит даже благолепие бестелесных духов: с душою восприимчивою ко всем одновременно высочайшим дарованиям Духа, с разумом просвещенным всеми лучами Божественного сияния для познания истины; с волею возжженною стремлением к добру всей теплотой божественной любви, непрестанно действуемой и содействуемой Всесвятым Духом. Блаженный Августин творение Девы называет «делом вечного совета»... Необычайное дело произошло при построении храма, ибо (Писание) говорит: и храму зиждему сущу, камением краесекомым нетесаным создася: млат же, и теслица, и всякое орудие железно не слышася в храме, егда созидатися ему (3 Царств. 6:7...), и так далее... Но еще более необычайное дело произошло в Деве. Поскольку Она должна была, как воспевает Церковь , быть чистейшим храмом Спасителя, священной сокровищницей славы Божией, жилищем воплощенного Божества, одушевленной храминой Небесного Царя. Она была по телу и по душе предуготована, предочищена, совершенна, облагодатствована: Бог соделался человеком, зачавшись в Деве, душою и телом, предочищенной Духом. Таким образом, Дева Мария, созданная Богом, превзошла природу закона, а родивши Бога превзошла закон природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Проповедь День Святой Троицы: «Кто врагов своих не любит, тот Христа не знает» Проповедь протоиерея Александра Ильяшенко в праздник Святой Троицы в храме Всемилостивого Спаса, 15 июня 2008г. Проповедь можно прослушать на сайте или скачать файл в формате mp3 на компьютер. Один вздох или долг целой жизни? Один вздох, действительно, спас мытаря, один крик спас разбойника на кресте; одного слова из глубин нашего сердца достаточно для того, чтобы нам раскрылась Божия любовь: но мы не можем заменить этим последним криком долг целой жизни. Слово о смерти святителя Илии Минятия в первую Неделю поста Если ты хочешь исправить зло, остриги полголовы, т. е. отбрось, если не можешь все, то хоть половину излишних забот о мире и жизни, и каждый день запирайся в своей комнате на один час, молясь наедине Богу, и после молитвы скажи самому себе: я когда-нибудь умру; это бесспорно... Святой Великий пост при дверех: проповедь в Прощеное воскресенье Плакал Адам по изгнании своем, седе " прямо рая " , плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. Церковные праздники и светские памятные даты: в чем разница? Много знаменательных дат было в жизни народов и государств: победа греков над персами, римлян над Карфагеном, Московского царства над Казанским ханством, открытие Америки, первый полет аэроплана и бесчисленное множество других событий, постепенно уплывающих в туман веков. Они не задевают глубоко чувств, не возбуждают мыслей о смысле жизни и в конце концов сохраняются в памяти лишь у специалистов-историков. Подготовиться к достойной встрече Рождества… Среди нас, дорогие братия и сестры, могут быть такие люди, которые, обладая известными добрыми качествами, и достоинствами, и добродетелями, проводят время в различных трудах, занятиях, развлекают себя удовольствиями и радостями невинными и среди своих трудов и радостей совершенно забывают о Боге и своих обязанностях по отношению к Нему.

http://pravmir.ru/tag/propoved/page/39/

Свято-Казанский храм посёлка Мясново (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Казанский храм посёлка Мясново в Туле – единственный храм в Мясново, старинном районе города. Храм современной постройки недавно достроен и отделан. Содержание История [ править править код ] Первый храм в тульском селе Мясново, которое называлось Клин, впервые упоминается в конце 16 века. В начале 17 века современники описывают церковь, совсем простую, в виде русского деревянного сруба-клети. Возведенный силами местных жителей храм вскоре обветшал, и вместо него возвели более просторный каменный. В нем было три престола: во имя Казанской иконы Божией Матери, в приделе с северной стороны – во имя св. великомученицы Екатерины, в приделе с южной стороны – св. пророка Даниила. При церкви имелась часовня во имя благоверного князя Александра Невского, устроенная трудами прихожан. В приходе было две школы: церковноприходская и земская; богадельня для увечных воинов. При церкви было старинное кладбище (до 1900). В первое десятилетие 19 века церковь подновляли на средства помещика Мирнева. В 1815 году появился новый иконостас, а в 1861 году церковь снова отреставрировали. Среди святынь того времени известен образ Божией Матери «Всех скорбящих радость» в серебряной ризе, по преданию, чудотворный. В Главной церковной и ризничной описи за 1857 год сохранилось описание нового храма: «кирпичный, крытый железом, с такою же колокольней», и, похоже, однокупольный с железными вызолоченными крестами на главе церкви и на шпиле колокольни. В то время было три входа (западный с портиком и двумя каменными колоннами и два боковых, оканчивающихся каменным крыльцом). Шесть колоколов колокольни были благозвучными, самый крупный весил порядка двух с половиной тонн. Примечательна была и библиотека в полтысячи томов, в том числе, старинных. Так, среди ценностей храма современники выделяли книгу епископа Медиоланского Амвросия «О должностях» 1776 года издания; сборник святоотеческих изречений епископа Илии Минятия 1781 года и два старинных Евангелия 1759 и 1676 годов (одна из книг в кованом серебряном переплете с чеканной художественной отделкой).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Казански...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРАМИОС Аврáмиос [греч. Αβρμιος] Иоанн (ок. 1650, Венеция - 1718, Вена), греч. ученый, книгоиздатель и переводчик. Из семьи критских греков. Получил начальное образование под руководством Илии Минятия , затем стал диаконом греч. храма св. Георгия в Венеции; издавал греч. книги. В 1694-1699 гг. преподавал на о-ве Закинф. Затем вернулся в Венецию, где был священником и преподавателем в греч. школе. Из-за конфликта с униатом Мелетием Типальдом , митр. Филадельфийским (резиденция к-рого находилась в Венеции), А. был вынужден в 1709 г. уехать в Бухарест, где сотрудничал с Антимом Ивериану , митр. Валашским, занимаясь печатанием греч. книг. А. написал неск. проповедей на церковные праздники (неопубл.), составил сборник эпиграмм на древнегреч., лат. и итал. языках (часть из к-рых сочинил сам) Απανθσματα ποιητικ (Поэтическая антология. Венеция, 1709). По заказу валашского господаря Константина Брынковяну А. перевел с итал. на греч. язык кн. «Fiore di philosophi» под названием Γνωμικ παλαιν τινν φιλοσφων (Изречения некоторых древних философов. Тырговиште, 1713). Вместе с Антимом Ивериану А. был замешан в заговоре против валашского господаря Н. Маврокордата (осень 1716) и нек-рое время провел в заключении. Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVII s. Vol. 3; idem. Bibl. hell. XVIII s. Vol. 1; Knös. L " histoire. P. 343-344; Oikonomides D. V. Ιωννης Αβρμιος Κρς// Αθην. 1950. T. 44. σ. 59-93; idem. Ioann Avramie. Bukarest, 1944; ΘΗΕ. T. 1. Σ. 73-75; Karathanases A. E. Ο Ελληνες λγιοι στν Βλαχα. Θεσσαλονκη, 1982. Σ. 155-157; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 120. И. В. Т. Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма

http://pravenc.ru/text/62972.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010