О величие Девы, поражающее всяк яэык; лабиринты, в которых теряется всякий ум; глубина, в которой тонет человеческое помышление! Если даже Дух Святой, видя величие Твое, Дева, как бы удивляется и поражается, что же могу сделать я, неученый и недаровитый? «Витии многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе, Богородице». Мы видим, что самые красноречивые риторы смыкают уста свои и пребывают, как рыбы, безгласными, когда надлежит восхвалять Тебя. Что же будеть делать мой смиренный яэык? Матеродевственная Дщерь! Ты знаешь хорошо, как я сказал, что вследствие слабости моей природы я недолго упражнял его в таких речах. А это малое слово, которое ныне составил в Твою похвалу, служит знаком покорного благоговения к Тебе. Но если чудесной силой, всегда врачующею немощная, Ты просветишь мой погруженный во тьму ум каким-нибудь лучем научения, тогда по истине, прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну Тебе ( Пс. 136:6 ). Египтяне имели древний обычай, при восходе солнца кланяться ему в молчании, не будучи в силах восхвалить его в словах. Так и я поступлю сегодня, когда Ты рождаешься, избранная, как солнце, и так как ярким светом Своих дарований Ты ослепляешь мои умственный очи, то я в молчании прохожу мимо чудесных Твоих добродетелей; знаю, что Твою душу ничто не смущает так, как звуки похвальных песней в Твою честь. Припадая к Твоим святым стопам, молю Тебя только о непобедимом предстательстве... Пресвятая Дева! Виждь, как отвергнут страх пред Сыном Твоим, разрушена простота, поругана скромность, утрачено благочестие, расстроен мир; люди лишены рассудка, рассудок – (просвещения от) Бога. Приведшая в мир Свет мира, Богородице Марие, даруй свет христианам, да всегда прославляется имя Твое святое со Отцем и Сыном и Святым Духом во веки веков. Аминь 210 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О, христиане! Тот, Кого мы в Великий Пяток видим распятым на кресле, увенчанным от терния, обезображенным от заушений, окровавленным от ран, – есть Царь славы, есть Царь наш, во имя Которого мы крестились, в Евангелие Которого веруем, царства Которого ожидаем. Наши грехи привели Его в такое ужасное состояние. Значит, у нас – каменные сердца, если при виде Его не сокрушаются от боли. Мы должны бы сказать Ему тогда, но сказать от сердца, с сокрушением: Иисусе мой, Избавителю мой! справедливо ли, чтобы Ты висел на кресте, а я валялся на мягкой постели? чтобы Ты носил терновый венец, а я имел лукавые помышления в голове!? чтобы Твой бок был поражен раной, а я в сердце своем имел вечную ненависть против ближнего!? чтобы Твои руки и ноги были пригвождены, а мои руки – полны несправедливости, мои ноги текли по пути погибели?! чтобы Твоя чистейшая плоть была рассечена ударами бича, а моя была осквернена в стольких нечистотах. Мне следовало бы понести такой крест, мне следовало бы подвергнуться этим страданиям, мне следовало бы перенести такую смерть! Но если уже я не могу ради Тебя умереть, то по крайней мере покаяться бы мне! если не могу пролить своей крови, хотя бы мне пролить слезы! если не могу дать своей жизни за Твою, то хотя бы отплатить своей любовью за Твою! Ты, безгрешный Бог, сделал столько ради меня, грешного человека. Что же может быть меньше того, как любить Тебя или, по крайней мере, не впадать снова в вину пред Тобой? Итак, я раскаиваюсь, я отлагаю свои прежние падения и грехи, и клянусь на будущее время вечно любить имя Твое, и повиноваться закону Твоему! Мы должны бы говорить и делать это в Великий пяток. Это, именно, и имеет в виду наша Святая Церковь , ежегодно напоминающая нам страдания и смерть Христовы. Праздник христиан, говорит Божественный Златоуст, особенно в эти святые дни, «должен состоять в обнаружение добрых дел, благоговейном (настроении) души, строгости образа жизни». – Обнаружение добрых дел, а не свечей и факелов; благоговение души, действительное, а не показное; строгость образа жизни, а не праздное только зрелище.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Первый, согрешивший на небесах гордостью, был денница; первый, согрешивший в раю преслушанием, был Адам; первый, по изгнании согрешивший завистью, был Каин. Но первой причиной всех тех грехов денницы, Адама и Каина была все-таки зависть. [ далее > > ] 08.03.01 Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима. [Александра Соколова, книга] В этой удивительной повести, совмещающей интересную художественную форму с практическими ответами на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни, повествуется о том, как православной супруге бороться со своим гордым и своенравным «я», как жене учиться подчиняться главе семьи — мужу, как осторожно говорить ребенку о Боге, о вере, как доверительно, по душам общаться со своими детками и многом-многом другом... [ далее > > ] 06.03.01 Послание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. [Патриарх Алексий II] Но нелишне напомнить: одна из причин расколов и нестроений состоит в том, что отдельные христиане и даже пастыри дерзостно почитают себя непревзойденными знатоками церковного учения, непогрешимыми толкователями Священного Писания, судьями Церкви, носителями некоего особого дара, превышающего данное Богом в Таинствах Крещения и Священства. Сегодня такие " ревнители не по разуму " не сознают опасности придать своим ограниченным суждениям характер " общецерковного учения " . [ далее > > ] 03.03.01 Православие и иконопочитание. [Сергей Говорун] В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует день Торжества Православия. Суть Православия состоит в том, что Бог стал человеком, чтобы спасти людей от власти греха и привести к обожению. Все без исключения ереси пытались оспорить этот догмат. [ далее > > ] 03.03.01 Слово о смерти святителя Илии Минятия в первую неделю Поста. [Святитель Илия Минятий] Если вера в небесные догматы рождается более от слуха, чем от видения, то вера в земные явления рождается скорее от зрения, чем от слуха. Прииди и виждь – стоит только прийти и увидеть, чтобы уверовать. Но из всех явлений, в которые мы тем тверже веруем, чем яснее их видим, есть одно, в которое мы трудно верим, хотя и часто его видим...

http://zavet.ru/bhr0103.htm

Прекрасно поется в богоявленских песнопениях: «иде же бо Царево пришествие, и чин приходит». Вошел Царь Небесный в земной вертеп, и вошло с Ним все Его воинство и Его чин небесный; вошло с ним Небо со всем своим небесным величием. В этот час Сам Бог с воздушного Неба переселился в Вифлеемский вертеп, ибо здесь не один только рожденный Бог Сын: здесь и Бог Отец, родивший прежде веков Сына, ибо Сам Сын говорит: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14, 9 ). Здесь же и Дух Святой, исполняющий дивное и несказанное Рождество Христово. Итак, здесь в вертепе целая Святая Троица – это Царь Небесный. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 872 ). В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: «Христос раждается», приготовляя верующих к достойной встрече праздника Рождества Христова. Поняв это внушение, и действуй по нему. Углубись в таинство Воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в Предвечном Совете Божием о бытии мира и человека в нем. Усмотри отражение его в сотворении человека. Радостно встреть первое благовестие о нем тотчас после падения. Проследи разумом постепенное его раскрытие в ветхозаветных пророчествах и прообразах. Уясни, кто и как приготовился к принятию Воплощенного Бога, под влиянием божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, перейди, если хочешь, за пределы народа Божия и там собери лучи света Божия, светящего во тьме, и сообрази, насколько избранные из всехнародов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского Смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост – соберись же поговеть, исповедуйся и причастись Святых Христовых Таин; это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого. Господь даст тебе ощутить силу Своего пришествия во плоти, то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной. Святитель Феофан Затворник ( 107, 407–408 ). Слово в день Рождества Христова Илии Минятия, епископа Кефалонитского Великое таинство Домостроительства о Воплощении, как наиболее высокое, благородное и совершенное дело творческой Божественной Премудрости и силы, было предуставлено раньше всего другого всеведущим умом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Проси Мати Моя: проси исцеления тому больному, что полуживой лежит на одре; проси освобождения плененному, давно в цепях заключенному; (проси) за того бедного, который впал в столько несчастий, проси о спасение путешественника, который подвергается опасностям на море. Пусть только имя Твое призовет недужный – и исцелит; плененный – и освободится; нищий – и найдет пропитание; мореходец – и будет спасен: проси, Мати Моя. Та бездетная женщина умоляет Тебя даровать ей детище, девица – сохранить Ее честь; воин – дать ему победу; моряк – привести его к пристани; земледелец – ниспослать ему урожай; купец – доставить ему прибыль, пусть их желание будет исполнено, только по предстательству Матери: проси, Мати Моя. Ты хочешь, чтобы от голода, моря, войны, всяких видимых и невидимых врагов был сохранен тот город, страна, область, где благоговейно чтится имя Твое? Да будет так. Но Ты хочешь еще, чтобы грешник, возбудивший Мой гнев, нераскаянный грешник, достойный смерти и вечной муки, получил просвещение Божественной благодати и обратился к покаянию? Чтобы (он) был спасен? – Пусть исполнится желание Матери: проси, Мати Моя, яко не отвращуся от Тебе. Я – Бог, Я – Сын. Я все могу сделать, как Ты хочешь, из любви к Матери. Пусть Мать Моя прославится Моею славою. Пусть Моя слава состоит в прославление Моей Матери. Так, христиане, повторяю: если Бог внимает мольбам прочих святых, это – Его милость, потому что Он – Владыка святых; а если внимает молениям Марии Девы, это – Его долг, ибо Он – Сын Девы. Богом дан закон, чтобы сын чтил мать; и с тех пор, как Бог восприял плоть от Матери, Он подчинился Своему собственному закону. Так говорит это Георгий Никомидийский в словах, обращенных к Самой Деве: «Ибо Творец, считая, как Сын, Твою славу Своей собственною, как бы уплачивая долг, исполняет Твои прошения». Где ты, (самый) грешный, своими грехами превзошедший мытарей, блудников и разбойников? Выйди сюда, и я сообщу тебе счастливейшую весть. Бог прогневался на тебя, как на бессердечного и неблагодарного раба в Евангельской притче, и отогнал тебя от Своей благодати? Святые презрели тебя и вместо того, чтобы ходатайствовать, порицают тебя? Долг твоих грехов очень велик и ты не знаешь, чем заплатить Божественному правосудию? Поэтому ты страшишься и отчаиваешься? О, несчастная душа, дерзай! Есть, кто поможет тебе в таком несчастии, – это Пресвятая Дева.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Пусть будет (обращен) на тебя весь гнев Божий, но если Она будет ходатайствовать, Он смилостивится, ибо Он – Сын; пусть никто другой не просит за тебя, но если Она одна станет просить, то будет услышана, ибо Она – Матерь: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Разве ты не знаешь, христианин, что одна слеза Матери, этой благодатной Матери, заглаждает много грехов? Одного Ее предстательства, одного слова, одного мановения достаточно, чтобы преложить весь Божий гнев и негодование на милость и благоутробие. Только прибегни к Ее покрову, проси Ее помощи, надейся на Ее предстательство и будь уверен, что, если ты держишься за такой якорь, ты не погибнешь. Ни одно животное в ковчеге не погибло: так не погибает никто из христиан, прибегающих под защиту Святой Девы, Которая есть кивот освящения. Поэтому наша Церковь воспевает: «никто же притекаяй к Тебе посрамлен исходит, чистая, Пресвятая Богородице, но просит милости и приемлет дар к полезному прошению». О, Мария, блаженнейшее имя, услада ангелов и радость опечаленных! О, Мария, о, Дева, о, Матерь Божия и Матерь христиан! Я – тот непотребный раб, о котором говорит Евангелие, (раб) на которого разгневался Твой Сын и которого презрели святые, (раб) обязанный заплатить Божию правосудию весь долг моих бесконечных грехов. Что мне делать? К кому прибегнуть? Откуда ждать себе спасения? Я Тебя делаю Своей споручницей, к Тебе прибегаю, на Тебя надеюсь, ибо Ты – надежда ненадеянных, прибежище грешных, Матерь христиан. Надежда моя, прибежище, Матерь моя, прими, сохрани раба Твоего, умилосердись над чадом Твоим! Одно ходатайство, одно слово, сделай одно мановение за меня пред Твоим Сыном – и я спасен! О Мария, надеящемуся на Тебя невозможно погибнуть! 189 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Размышления уверовавшего врача. СПб., 1902 21.03.01 Вера в Церковь [Сергей Говорун] Чтобы знать, когда придет антихрист, необходимо просто прислушиваться к голосу Церкви, который всегда выражался через хранителей церковной истины - епископов и епископские Соборы, но не через кликуш, подобных Полихронию, которые ставили себя выше Церкви и выше апостольских преемников, вводя в заблуждение простых людей, а также, что значительно опаснее, сея недоверие к Церкви и ее соборному голосу. [ далее > > ] 21.03.01 Беседа о грехе аборта [священник Александр Захаров] 19.03.01 Астрология: ее сущность и происхождение по учению Православной церкви. [священник о. Родион] Когда исчезает вера, то ее место занимает суеверие. Человеческая душа в этом отношении не терпит пустоты. Человек, созданный по образу Божию (Быт. 1, 27), изначально направлен к своему Творцу. Когда он теряет Бога в своем сердце, образующийся вакуум требует заполнения, и человек легко усваивает те суррогаты, которые предлагает ему окружающий мир. [ далее > > ] 19.03.01 Что надо знать о православном церковном этикете. [Иеромонах Аристарх (Лоханов)] Правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу… [ далее > > ] 13.03.01 Памятка приходящему ко крещению Подробно объясняется таинство крещения. Обряды предшествующие крещению. Последование чина оглашения. Последование святого крещения. Миропомазание. Обряды восьмого дня. [ далее > > ] 13.03.01 Таинство крещения Небольшая статья о сути таинства крещения и о том, что происходит во время крещения. [ далее > > ] 09.03.01 Слово о зависти святителя Илии Минятия во вторую неделю Поста. [Святитель Илия Минятий] Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая небо и землю, первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечной муки.

http://zavet.ru/bhr0103.htm

Следующий аскетический сборник из переводов паисиевской традиции переписан жизнеописателем прп. Паисия схимонахом Митрофаном . В этом собрании находится и перевод «Гимнов» прп. Симеона Нового Богослова руки иеромонаха Вонифатия (Рогачева), переписчика московского Симонова монастыря, в котором в первой половине XIX века неоднократно копировали переводы прп. Паисия . Имеются здесь и два двухтомных сборника «Слов подвижнических» прп. Исаака Сирина также перевода прп. Паисия (Величковского), сделанные в середине XIX века в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга при игумении Феофании (Готовцевой). Помимо упомянутых выше книг старообрядческой традиции, среди которых также присутствуют учительные книги, в рассматриваемом собрании представлены и «Лествица» прп. Иоанна Синайского 1733 г., сборник о чудесах Пресвятой Богородицы «Звезда Пресветлая», поучения Илии Минятия. Имеется также сборник «Книга о четырех последних», список 1717 г., неоднократно, кстати, переписываемая в монастырях прп. Паисия (Величковского) . Отметим и «Крины сельные», сочинение Диомида Серкова, которое часто приписывалось авторству того же старца Паисия. Встречаются и древние переводы прпп. Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, Ефрема Сирина. Присутствуют в данном собрании и рукописные книги неожиданного, на наш взгляд, содержания. Это документы архивного характера. В частности, материалы по истории г. Трубчевска, бывшего с 1778 по 1918 гг. уездным центром Орловской губернии, в основном о его церковно-приходской жизни . Исповедные ведомости за 1900-е годы. Опись церковного и ризничного имущества трубчевского Троицкого собора (XX в.). Есть даже документы из Орловской Духовной консистории и Трубчевского духовного управления (XIX в.) и ряд архивных документов XVIII–XIX вв. на немецком языке, церковного и гражданского делопроизводства, происхождением из немецких Бремена и Любека, которые, вероятно, попали в библиотеку после Второй мировой войны .   Приложение 1. Описание рукописей, происхождением из школы прп. Паисия (Величковского)

http://bogoslov.ru/article/6194663

Так просияло небесною славою лицо Моисеево от того только, что он беседовал с Богом на Синае. Но подумайте, братия, какое великое различие: беседовать с Богом и принимать Самого Бога в свои уста, в свое сердце!.. Если лицо Моисея так сияло от одного собеседования, то как же не сиять душе того, кто причащается самого Тела и Крови Христовой в пречистых тайнах? Боялись евреи смотреть на сияющее лицо Моисеево; а св. Златоуст говорит, что диаволы боятся, трепещут, бегут от лица причащающегося св. таин, потому что в тот час причастник дышит огнем Божественным. Видение дивное для ангелов и страшное для демонов! Не сияет так звезда на небе, как сияет душа христианина от света благодати Божией в тот час, когда он причащается. И это потому, что когда мы причащаемся, тогда сами соделываемся членами тела Христова, соединяемся со Христом. И если бы душа наша в сей час разлучилась с телом, то она получила бы себе место с мучениками, девственниками и преподобными... Боже мой! Избавитель мой! Пусть я умру, если будет на то воля Твоя святая, в лесу ли глухом, или в ином каком пустынном месте: это для меня все равно, лишь бы прежде смерти сподобиться мне истинно-христианского покаяния и причащения пречистого тела и крови Твоей! Ведь если в тот час Ты будешь при мне, то я не боюсь погибели: с таким напутствием, как тело и кровь Твоя, я крепко надеюсь достигнуть Твоего небесного царствия. Брат-христианин! Когда ты причастишься св. Христовых таин, то берегись, как бы не потерять то, что получил. Веди себя осторожно, чтобы не выпал у тебя сей драгоценный камень. Охраняй себя отовсюду, чтобы не выхватил его лукавый из души твоей. Освятился ты святынею сей: живи же теперь, как подобает святому. (См. поучен. святителя Илии Минятия , сн. «Троицк. листок» 210). III. Братия-христиане! Сыны православной церкви! Не пропустим этих слов мимо нашего сердца, но напечатлеем их в глубине своей души на всю жизнь. (Свящ. Гр. Дьяченко). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чего более? Господь с Тобою. Вижу, что вся полнота Божества обитает в Тебе, что все дарования Пресвятой Троицы сосредоточены в Тебе. Благословена Ты в женах; Бог одну Тебя благословил, Тебя освятил, Тебя возлюбил, Тебя, при воздействии Божественного Своего благоутробия, избрал из всех жен в собственное Свое обиталище. Поэтому, излив на Тебя все сокровища Своего всемогущества, Он явил Тебя миру, как самое чудесное и необыкновенное создание вседержительной руки Своей. И я с великою радостью говорю Тебе: се зачнеши во чреве. Хотя Ты – чистая Дева и мужа не познала, тем не менее Ты зачнешь во святом Своем чреве Сына Божия бессеменно, неискусомужно; в Своей святой утробе вместишь Того, Кого не вмещают и небеса. И родиши Сына. Когда настанет определенное время для рождения, без повреждения утробы, без нетления Твоего девства, во тьме ночной без отца родится от Тебя Тот, Кто без матери рождается от Бога во светлостях святых, единый Ипостасью и сугубый естеством, весь на небе одесную Отца и весь на земле во святых Твоих объятиях. И наречеиш имя Ему Иисус. По прошествии восьми дней, дабы Законодатель выполнил закон, Он, как младенец, будет обрезан, и так как Он будет Спасителем человеческого рода, то и будет назван Иисусом, что значит спасение. Сей будет велий. Когда это незаходимое Солнце начнет распространять лучи Своего Божественного всемогущества, изгоняя лжеименное многобожие идолов, Оно возжет в омраченных человеческих душах живоносный свет истинной веры, и хотя Он – малый младенец, тем не менее, как лев, Своим громогласным учением обличит юродивую мудрость Иудеев, изгонит нечестие, устрашит весь ад, и, отверзши сокровища небесных сил, преложит воды в сладость, дарует слепым свет и хромым исправление, недугуюшим – исцеление, мертвым – жизнь. Его имени будут трепетать все демоны, стихии подчиняться Его словам, природа будет взменять свои законы по всякому Его повелению. И Сын Вышняго наречется. Но если даже при всех этих чудесах (рождения) трудно-покоряющийся весь Иудейский народ не уверует в Него, как в истинного Бога, на Иордане сойдет Дух Святой и во всеуслышание провозгласит Его Сыном Божиим, соприсносущим, сопрестольным и собезначальным Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010