Все обстоятельства вполне соответствовали этому Божественному Благовещению: во-первых соответствовало лицо благовестника, Архангела Гавриила, так как эта тайна есть не что иное, как сверхъестественное соединение двух естеств – Божеского и человеческого в единую Ипостась Божеского Слова, совершенного Бога и совершенного человека; а (имя) Гавриил переводится (словами): «человек Бог». Приличествовало место, – город Назарет, так как следствием этого таинства было освящение человеческого рода причастием Божественного естества; а имя «Назарет» значит «освящение». Приличествовало и время – месяц март; в это время совершилось творение мира, в такое же совершается и воссоздание мира. Тогда ненасеянная земля в первый раз произвела (растения); а теперь в первый раз неискусомужная Дева зачала. Все события нынешнего таинства чудесны, но выше всего чудесного – это Сама Дева, принявшая благовестие. Дева и Матерь, и это в особенности приличествует таинству, ибо таковой должна быть Матерь такого Сына. Божественное Слово стало тем, чем не было – и осталось тем, чем было, сделавшись человеком и пребывая Богом; и Мария стала тем, чем не была, а осталась, какою была, соделавшись Матерью и пребыв Девой, как прежде. Божественное Слово стало Сыном, родившись без Отца, а Мария стала Матерью без мужа, родивши неискусомужно. Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны дева и матерь! Но Дева, ставши Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну Ипостась! Божественная (природа) усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек соделался совершенным Богом. Точно также, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матера чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная, как луна, как называет ее в Песни Святой Дух (Песн. Песн. 6:9 ). Чревоношение, с другой стороны, дало девству благословение, которое должна была иметь Дева (сообразно тому), как приветствовал (Ее) Архангел: благословена Ты в женах. Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, также чудесное, – Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения» (возглашает небоявленный Василий). У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И вскоре, по мирной ектении,— тропарь “Егда славнии” с каждением всего храма. Благоухание слова Божия переполнит умы и сердца, вопрос только в том, как отзовёмся на слышимое. И первой зазвучит прощальная беседа Господа с учениками. Не станем её подробно комментировать, пусть каждый слушающий воспримет самое дорогое, отозвавшееся в его собственной судьбе. “Не оставлю вас сиротами; приду к вам” — слышат новые и новые ученики и прилепляются любовью к Божественному Учителю. Мы не будем и далее, за редким исключением, объяснять Евангельские тексты: толкований множество и замечательных проповедей на тему Страстей Христовых — более чем достаточно (отметим для интересующихся слова трёх новых Златоустов: святителей Илии Минятия, Филарета Московского и Иннокентия Херсонского). Возвратимся к службе 12-ти Евангелий. В пяти первых чтениях после прощальной беседы Спасителя описывается собственно предательство Иуды, взятие Господа Иисуса под стражу, суд Синедриона, суд Пилата, скорбный путь до Голгофы. Тем временем между чтениями поются 15 антифонов — по три после каждого Евангельского фрагмента, каждую же троицу антифонов завершает малая ектения и певаемый по ней седален. Тексты антифонов раскрывают события от Великой Среды до Распятия и смерти Спасителя. Церковь-Невеста дивится красоте Жениха-Христа, Его Божественному смирению, неизречённому долготерпению, ничем не помрачаемой любви. Священное недоумение вызывает суетное, тщетное “шатание” врагов Христовых. Место негодования занимает слушание обличений Иуде, Каиафе и всему “соборищу иудейскому”, эти слова — совершенно ясно — обращены к каждому из нас как совиновнику происходящего: На умовении Твоем Христе Боже, учеником Твоим повелел еси: сице творите, якоже видите. Беззаконный же Иуда не восхоте разумети . И небесным громом оглашает воздух тишайший седален по втором Евангелии: Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? еда тя от лика апостольска разлучи? еда дарования исцелений лиши? еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав, Того же безмерное проповедуется долготерпение, и велия милость.

http://pravmir.ru/chitaya-sluzhby-veliko...

И это таинство не могло совершиться иначе; один и тот же Богочеловек – Тот Сын, Который вечно рождается от присносущного Отца, и во времени рождается от жены. Один Сын, – и знает на небе Отца, а на земле Мать, но на небе, где Он имеет Отца, нет места матери, и на земле, где Он имеет Мать, нет места отцу. Нет места матери на небе, – и (Сын) рождается бесстрастно; нет места отцу на земле, – и рождается бессеменно; таким образом отношение Лиц сохраняется совершенным. Един Сын, и у Единого Сына – Един Отец, одна Мать, по естеству неискусомужная Дева. Теперь, христианин, и я тебе говорю, как Исаия говорил царю Ахазу: «попроси себе знамение в глубину или высоту»; посмотри сюда вниз, на землю, взгляни вверх, на небо, исследуй настоящие и прошедшие века, и ты не найдешь другого знамения, как это, за много веков открытое Богом устами того же Пророка (в словах): се Дева во чреве зачнет и родит Сына ( Ис. 7:14 ), и сеннописанное во многих прообразах: в неопалимой купине, в прозябшем жезле, в нерукосечном камне, в заключенных вратах, обращенных на восток, чрез которые вошед и вышел один Господь. Как же Соломон говорит, будто нет ничего нового под солнцем? Вот – новое чудо, подобного которому еще не было: Дева и Матерь, но Матерь Божия. И это новое чудо такое, подобного которому не может быть. Матерь Божия! Исповедую истину, что не могу ни помыслить, ни объяснить высоту этого достоинства. Обращаюсь к святым отцам, чтобы (хотя) некоторым образом понять, но нахожу, что и святые отцы так же недоумевают и обходят это молчанием. Сами ангелы, если бы и хотели объяснить нам, остаются безгласными: и даже Дева, ум Которой был просвещен для созерцания несравненно более, у всех ангелов, (Дева), исполненная Св. Духа, чревоносящая Божественное Слово, объясняет его нам общими словами: сотвори Мне величие Сильный ( Лук. 1:49 ), и ничего более. Если бы Она была матерью Мессии (как в Него веровали Евреи), то есть только человека, а не Бога, и если бы родила чаяние веков, Сына благословение, Избавителя Израиля: (то и тогда), как мать такого главного царя, вследствие этой чести и счастья, Она превосходила бы всех матерей мира, и по одному этому Ее должны были бы ублажать все роды. Но быть Матерью Бога, родить Спасителя всего мира, родить во времени Того именно Единородного Сына, Которого Бог и Отец рождает вне времени, – это честь, которая делает Ее богоподобной. Денница, увидевши эту честь, когда в начале веков ангелам было открыто великое таинство домостроительства о воплощении, тотчас был поражен завистью, помыслил суетное, отступил от Бога и, как молния, ниспал с небес. Таково мнение Максима Исповедника , основанное на известном изречении (Апостола) Павла: егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: да поклонятся Ему вси ангелы Его ( Евр. 1:6 ; вопросоответ 42 на Евр. 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«Кириакодромион», составленный Феотокисом в тиши древнего московского монастыря, скоро стал широко известен в Греции и был признан лучшим из всех существующих сборников проповедей. Его читали в греческих храмах и монастырях повсеместно, включая и святую Гору Афон; он стал настольной книгой почти в каждом греческом доме 188 . Труд Феотокиса был высоко оценен и в России. Отмечая достоинства «сего прекрасного произведения», русские исследователи указывают на «верность, ясность и удобовразумительность изъяснений, основательные выводы нравственные, в виде Златоустовских, приложения к жизни христианской» 189 . «Нравятся мне эти беседы, – пишет епископ Порфирий (Успенский) . – Они отголосок мужа, священствующего и витийствующего не без философии» 190 . Тот же автор отмечает достоинства новогреческого языка «Кириакодромиона», понятного как для ученых, так и для неграмотных, «по чистоте и сановитости своей» соответствущего как святости предметов, о которых идет речь, так и достоинству епископского сана их автора 191 . Беседы «Кириакодромиона» ставились даже выше проповедей знаменитого кефалонийского проповедника епископа Илии Минятия (1669–1714). Вскоре после появления греческого издания «Толкований Воскресных Евангелий» при Казанской Духовной Академии был сделан его русский перевод 192 . Русский перевод толкований Воскресных Евангелий Никифора Феотокиса упоминает в своих письмах святитель Игнатий (Брянчанинов , 1807–1867). Он ставит его наравне с творениями святых отцов: Иоанна Златоуста , Димитрия Ростовского , Тихона Задонского , и рекомендует для чтения особенно христианам, «которых жребий – проводить и окончить жизнь среди мира» 193 . В письмах святителя Игнатия мы находим о очень высокую характеристику автора этого труда. Так, в 1848 году он писал своей сестре Елисавете Александровне: «[Архиепископ Никифор] стоит несравненно выше всех наших церковных писателей (т.е.) русских, соединяя в себе основательную ученость с духовным помазанием» 194 . В годы пребывания на покое преосвященный Никифор также переработал свои рукописные пособия по математике, которые составили «Основания математики» в трех томах 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Когда Бог столь сильно прогневан на грешника, может ли кто-нибудь ходатайствовать пред Ним? Утолит Его гнев мольбой и обратит Его на благоутробие и милость? Там, в пустыне, Евреи совершили величайшее беззаконие, какое только может сделать человек против Бога: впали в идолопоклонство, сделали себе золотого тельца, поклонились ему, как Богу, и отвергли истинного Бога, освободившего их от рабства египетского. Сильно гневается Бог и хочет уничтожить, погубить, стереть их с лица земли. Моисей ходатайствует и просит: утоли гнев ярости Твоея, и милостив буди о злобе людей Твоих, помянув Авраама, Исаака и Иакова, Твоя рабы. Нет, – ответил Бог, – остави Мя, и возьярився гневом на ня, потреблю их ( Исх. 32:12, 13, 10 ). Остави Мя: и кто удерживает Бога, кто Ему препятствует? Его гнев воспламенился и меч обнажился. Он Сам всемогущий и всевластен. Кто имеет столько силы и дерзновения не допустить Его совершить отмщение над этим неблагодарным народом? Его удерживает, Ему препятствует и не допускает до казни мольба Моисея, который говорит Ему: утоли гнев ярости Твоея и милостив буди о злобе людей Твоих, и напомнил Ему древних патриархов, Его верных рабов и друзей: помянув Авраама, Исаака и Иакова, Твоя рабы. И действительно, Бог прекратил ярость, угасил гнев Свой, умилостивился, простил Евреям их страшное беззаконие: и умилостивися Господе о зле, еже рече сотворити людем Своим ( Исх. 32:14 ). Теперь спрошу: кто такой был Моисей пред Богом? – простой раб. А Авраам, Исаак и Иаков? – тоже рабы. А Пресвятая Дева, кто такая пред Богом? – Мать, Мать возлюбленная наиболее из всего творения. По словам святого Дамаскина, существует беспредельная разница между рабами Божиими и Материю Божией, и если ходатайство раба Моисея сдерживает Божию ярость и не допускает ее поразить идолопоклонников Евреев, то ходатайство Матери Марии еще сильнее сдержит этот Божественный гнев и не даст ему пасть на грешных христиан. Бог, умоляемый всеми святыми, иногда выслушивает их, но иногда и не внимает; Он – Господь, а те – рабы; они просит о какой-нибудь милости, которую оказать, или не оказать – в Его свободной воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Многочисленны и многообразны имена, которыми почтенное собрание церковных проповедников старается восхвалить приснодевственную Владычицу, желая изъяснить Ея великую славу. Один провозглашает Ее Солнцем, потому что, увенчанная лучами Божественной благодати, Она сияет ярче всех светил небесных. Другой называет Ее луной, потому что вследствие великого и чудесного Своего сияния Она, как Царица, принимает поклонение от всего лика таинственных эвезд. Называют Ее источником, ибо Она напаяет Церковь потоком небесных дарований. Именуют кипарисом, ибо в силу естественного Своего благоухания Она далека от всякого тления. Именуют крином, потому что Она не потеряла Своей чистой красоты, хотя и возросла посреди терний всеобщих горестей. Называют небом, ибо воссияла Солнце правды; именуют садом заключенным, куда сатанинский змий не дерзнул пролить смертоносного яда; – раем, потому что процвела древо жизни; – высокой горою святости, которую никогда не покрывал поток грехов. Но ни одно из этих названий не приличествусте Деве так, как то, каким называет Ее Дух Святой в Песни Песней: утро, заря; кто Сия, проницающая, аки утро? И действительно, как много сходства между Девою и зарей! Заря рождает лучезарное солнце, и при рождении его меркнут звезды, сладко поют птицы, тьма убегает, бледная луна от стыда скрывается и начинается яркий день. Всечистая Мариам рождает таинственное Солнце, просвещающее всякого человека, грядущего в мир, и при рождении Его престает многобожие ложных идолов, уста святых праотцев не престают богословски воспевать бесконечное славословие, совершенно исчезают прикровенные образы ветхого закона, и нестройный лик неверных со стыдом укрывается под покровом молчания, и, таким образом, темная нощь неведения превращается в светлый день ведения, день воссоздания и спасения. Кто Сия, проницающая, аки утро? О, святая, светоносная заря! Ты – огнезрачный предтеча Солнца славы, прохладное веяние пред Божественным светом, сладчайший вестник счастливейшего дня! Кто Сия, проницающая, аки утро?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но я сильно удивляюсь и недоумеваю, как Святой Дух, ведущий все – прошедшее, настоящее и будущее, испытующий сердца и утробы, Дух, пред светом Которого все, самые сокровенные тайны становятся явными, как Он теперь вопрошает, как бы не зная, Кто Сия, проницающая аки утро? Кто – эта, восходящая, как заря? Он не узнает Той, Которую из всех женщин избрал Себе в невесту? – Той, о Которой в Песни Песней говорит: се еси добра, ближняя Моя, се еси добра ( Песн. 4:1 )? Я объясню вам это. Священное Писание повествует, что царь Саул, этот одушевленный ад мести, из сильной любви к Давиду однажды облачил его в царские одежды, увенчал его золотою повязкой и возложил на него порфиру. Давид вышел из дворца, облеченный, как царь, и люди, видя и не узнавая его, стали удивляться и спрашивать друг друга: кто это – такой? Кто – этот украшенный порфирой человек? – Вы сейчас поймете. Царь царей и Господь, Предвечный Отец возлюбил приснодевственную Владычицу, восхотел оказать Ей величайшую честь облачить Ее в Свои собственные ризы. Каково же (это) одеяние Бога? – говорит это Давид: одеяйся светом, яко ризою ( Пс. 103:2 ); и Матфей: просветися лице Его, яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет ( Мф. 17:2 ), Значит, дева, как Царица, украшается светом, так что является одушевленным небом. Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных ( Пс. 44:10 ). Об этом свидетельствует также Иоанн, этот высокопарящий орел богословия: и знамение велие явися на небеси: Жена облечена в солнце, и луна под ногама Ея, и на главе Ея венец от звезд двоюнадесяте ( Откр. 12:1 ). Лучезарная Царица исходит, так светло облеченная, и Дух Святой, видя Ее, чудесную и прекрасную, как бы удивляется и вопрошает: кто Сия, проницающая? Кто это восходит облеченная всеми дарами, украшенная всей красотою, сияющая всем благолепием мира? Кто эта в своих помыслах непоколебимая, как земля, – в девстве чистая, как вода, – в сердце тихая, как воздух, – в непорочной плоти легкая, как огонь? Кто Сия, проницающая? Кто – это, имеющая благоговение ангелов, величие Архангелов, честь Начал, богопреданность Престолов, как Власть повелевающая, как Гооподства господствующая, обладающая могуществом Сил, ведением Херувимов, любовью Серафимов, почтенная всеми дарованиями Святой Троицы? Наконец, кто Сия, сочетания многообразных добродетелей, чудесное объединение всех благодатных даров? Кто Сия, проницающая, аки утро?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и: в нем уготова сосуды смертныя. Куда, несчастные грешники, мы убежим от такого негодования и гнева Сына Божия? Для нас нет иного исхода, как покаяться и припасть к стопам человеколюбца Бога нашего, а для этого обратится к посредству священников, которые здесь, на земле, в Церкви, – и ходатайства святых, которые в раю. И представьте, что все, и монахи, и священники, и архиереи, и патриархи, совершают общее служение и моление; более того, все святые рая, весь лик пророков и апостолов, все множество мучеников, подвижников и девственников, все чины блаженных ангелов припадают пред престолом величества Божия, чтобы испросить для нас милость и прощение. Гораздо больше всего этого ходатайства земной и небесной Церкви может (сделать) одно единственное слово Богоматери; О, когда обратится Тот страшный Судия и увидит лицо Своей Матери, этой святейшей и и сладчайшей Матери, Которая умоляет (Его), Он тотчас станет приветлив, кроток, мирен, отложит меч и лук Своего Божественного гнева, тотчас покажет нам снисхождение и любовь и изречет нам вожделенное прощение: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Подумать только, христиане, кто просит? – Матерь Божия, Которая имеет дерзновение к Богу несравненно больше всех святых. Прочие святые умоляют, как рабы Божии; Пресвятая Дева просит, как Матерь Божия. Кого умоляет? Сына Божия, Которого зачала, Которого родила, вскормила и воспитала, – Которого одна Она возлюбила всею любовью, какою возлюбили Бога все блаженные вместе, и Которым была возлюблена всей любовью, какой Бог любит всех блаженных вместе. Все святые умоляют Бога, как Отца; Пресвятая Дева – как Сына. За кого умоляет? – За христиан, которые суть Ее дети, по природе Ее потомки, того же рода, той же крови, от которой и Сама произошла, а по благодати – братия Ее Сына. Все святые ходатайствуют за нас, как за братьев; Пресвятая Дева ходатайствует за нас, как за детей. Теперь примите во внимание Лицо, умоляемое Ею, – как велико Ее дерзновение; и лицо умоляющее – как горяча Ее мольба: возможно ли, чтобы не была оказана милость? Этот смысл имеет известное выражение Песни Песней, с которым, мне думается, обращается к деве Бог: сердце наше привлекла еси единым от очию твоею ( Песн. 4:9 ), т. е. одним Твоим взором Ты проникла в Мое сердце, вот Я бросаю оружие, оставляю гнев, дарую прощение...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

После тайной вечери Христос в сопровождении Своих учеников перешел на другую сторону Кедрского потока в Гефсиманию. Это было в самом начале ночи. Оставив их там, Он берет с Собою Петра, Иакова и Иоанна. Он удалялся для молитвы, и когда начал размышлять о страданиях, прискорбна стала душа Его даже до смерти. Я вижу толпу людей, приближающуюся сюда с факелами и свечами. Это, должно быть, хорошие люди: иначе, зачем бы они стали ходить ночью со светом? Вот во главе их идет какой-то человек, по виду как будто Твой ученик, Иисусе. Вижу, вот они подходят, и этот приветствует Тебя: радуйся, Равви, даже целует Тебя: и облобыза Его ( Матф. 26:49 ). Там, где слышны лобзания и приветствия, где присутствует ученик, где горят свеча и факелы, может ли быть там что-нибудь дурное? Что же случилось на самом деле? Эти светоносные люди – суть военная стража, толпа слуг, пришедших схватить Иисуса и повлечь Его на смерть; этот ученик есть предатель Иуда, который продал Его за тридцать сребреников, и теперь приближается предать Его. То приветствие коварно, и лобзание есть знак предания. Его же аще лобжу, Той есть: имите Его ( Марк. 14:44 ). Одного можно было ждать, а другое случаилось! О, великая скорбь Иисуса! Он вправе сказать: прискорбна есть душа Моя даже до смерти. Нечто подобное происходит и в день Великой пятницы, когда свершается память святых и страшных страстей Спасителя... Кто увидит, что происходит внутри – в церквах, и наружи – на улицах и площадях, тот может подумать, что весь город, (как Ниневия, когда совершала всенародное покаяние для умилостивления Бога) (проникся) сокрушением, покаянием, и что если во все прочие дни года мы грешим, теперь – в Великий пяток мы поистине каемся. Однако кажется одно, а происходит совершенно другое: это громадное собрание есть только показная торжественность. Изо всей толпы, сбежавшейся на празднование страстей Христовых, некоторые совсем и не были у исповеди. Видят Христа на кресте, – но этот еще не порвал своей нечистой связи, тот не возвратил еще чужой вещи, иной не простил своего врага, не оставил своей дурной привычки, совсем и не имеет никакого намерения исправить свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Поэтому воплощение Божественного Слова в Священном Писании называется «началом путей Господних», а Само воплощенное Божественное Слово – «Перворожденным всея твари». Эта Ипостасная Премудрость Божия говорит о Себе: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя: прежде век основа Мя ( Притч. 8:22–23 ). И блаженный Павел, беседуя об Иисусе Христе, говорит: Иже есть образ Бога невидимаго, перворожден всея твари (Колосс. 1:15). Все это священные учители изъясняют (в том смысле), что оно относится к Иисусу Христу, но не по Божеству, поскольку Он, как Бог, единосущный и соприсносущный Отцу, ни сотворен Богом, ни есть первое из творений (как богохульствовал Арий), а по человечеству, которое именно прежде всякой другой вещи и предузрел Бог, как начало Его вечных Божественных определений, как первое из всех творений. Так объясняют Афанасий Великий (в и IV сл. против ариан), Кирилл Александрийский (во II кн. «Сокровищ» IV, VI и VIII гл.), блаженный Августин (в кн. о Троице, XII гл.). И совершенно понятно, что домостроительство о воплощении было предопределено Богом прежде всех дел, ибо, говорят церковные богословы, домостроительство о воплощении прославляет Бога больше, чем все другие дела Божии. Все вместе люди, все вместе ангелы не в силах воздать Богу такую славу, какую воздает Единый Богочеловек – Слово, Который поэтому, обращаясь к безначальному Отцу Своему, говорит: Аз прославих Тя на земли ( Ин. 17:4 ). Существует мнение некоторых церковных учителей, что эта тайна, хранимая в сокровищнице Божественного Совета, как драгоценнейшая жемчужина на небесах, была явлена в начале веков чрез откровение, дабы ангелы увидели и удивилась чудеснейшему делу Божественной Премудрости. В этом (именно) Денница нашел повод к тому, чтобы позавидовать ипостасному единению Бога с человеком и, возгордившись таким превосходством, сказать в своем сердце так: «и именно я, первый из серафимов, небесный и бесплотный, достоин такой чести, а не человек, телесный и земной, я, я буду подобен Вышнему» ( Ис. 14:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010