собора, 3 правиле II всел. собора, 28 правиле IV всел. собора и 36 правиле трулльского собора. Но это было тогда, говорит Зонара в толковании настоящего правила, когда римская церковь еще не погрешала в вере (οε ου ε " εο) и не имела пререканий с нами; теперь же у нас невозможно соглашение с нею Примечания: 1. Ср. Bevereg., . sive Pandectae, II, Annot. in. h. c, p.172. Об этом соборе см. подробности в книге " Камень соблазна " и пр., переведенной на сербский язык с немецкого протоиереем карловецким Павлом Николичем (Новый Сад, 1847); эту книгу написал на греческом языке Илия Минятий, епископ керникский и калавритский (1714). Это весьма хорошая книга, заслуживающая быть перепечатанной и особенно ныне, когда Рим настойчиво стремится к тому, чтобы православные оставили свою церковь и приняли унию [ " Камень соблазна, или историческое пояснение о начале и причине разделения между восточною и западною церквами " - эта книга была переведена и на русский язык в 1783 году. К этому изданию приложено и " житие Илии Минятия " ]. Как видно, некоторые епископы, которые сделались епископами из мирян или из девственников (см. толкование 12 правила трул. собора), принимали монашество и, следовательно, давали положенные монашеские обеты. Настоящий собор, считая такую практику непорядком (ο ), воцарившимся в церкви благодаря недосмотру (), вопреки церковным постановлениям, замечает, что монашеские обеты послушания и ученичества не согласуются с званием епископа, долженствующего быть учителем, старейшиной и пастырем других, в противоположность монаху, долженствующему быть в послушании и подчинении у пастырей и посвятить всю свою жизнь исключительно покаянию. И так как монашеские обеты безусловно обязательны для всех монахов, между тем они, эти обеты, несовместимы с положением епископа, как верховного учителя и архипастыря, то собор настоящим правилом своим и предписывает, чтобы епископ не принимал монашества и не давал монашеских обетов и, таким образом, не низводил бы себя с высоты архиерейства в разряд пасомых и кающихся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1324...

Вскоре на место Гримани поступил Марк Лоредан, который убедил Минятия принять сан епископа в 1711 г. в городе Кернике. Лоредона сменил Августин Сагредо, который призвал Минятия вновь в Навплию, где через три года в 1714 г. Илия и умер. Безвременная смерть его стала причиной того, что уцелела лишь малая часть его проповедей, поскольку чаще всего они произносились экспромтом. В общей сложности осталась малая часть его проповедей на новогреческом и итальянском языках и лишь одно полемическое сочинение под заглавием " Камень соблазна, или Разъяснение начала и причин разделения Восточной и Западной Церквей и обозрение пяти (их) различий " . Минятий, будучи сторонником новогреческого языка, показал в своих красноречивых проповедях не только возможность выражать на этом народном языке высокие мысли, но также его гармоничность и приятное звучание. Минятий стремился сохранять чистоту родного языка, хотя речь его имела чуждые примеси - явные итализмы. Первое издание его итальянских проповедей вышло в 1698 г., а в 1717 г. особым изданием вышли проповеди о вере и любви. В России они были изданы в 1773 г. Проповеди Минятия были опубликованы в России уже в 1765 г. и пользовались большим успехом: отрывки из поучений его к началу XX в. имели более 4 млн оттисков. I Из описания жизни Илии Минятия видно, что он, благодаря своим способностям, всегда был близок к высшим кругам общества и занимал высокие должности, но тем не менее всю свою жизнь посвятил просвещению своего народа - где бы он ни был, он никогда не оставляя церковной проповеди и преподавания в греческих школах. За свою короткую, 45-летнию жизнь он послужил делу просветительства юношества в Венеции, на Кефаллонье, Корфу, в Константинополе, Навплии. Минятий был, таким образом, одним из немногих греческих просветителей, посвятивших свою жизнь практическому преподаванию в школах, практическому просветительству, и, кажется, мало заботился о философствовании отвлеченном. Тем не менее, сохранившиеся проповеди и речи Минятия позволяют выявить его мировоззрение. Так как он был воспитанником школы в Венеции, дальнейшая его жизнь протекала в тесной связи с Венецианской республикой, даже когда он был далек от нее географически. Конечно, это не могло не отложить отпечаток на мышление Минятия. Для изучения системы взглядов просветителя в первую очередь нужно обратиться к его речам на итальянском языке. А именно к: " Речи похвальной, говоренной к генерал-проведитору Антонию Молину, при смене его с наместничества из Кефальнии в 1698г. " ; " Речи похвальной, говоренной к генерал-проведитору над флотом Флангиану Гримани, при смене его с наместничества из Неаполя Румелийского " и " Речи похвальной, говоренной к генерал-проведитору над флотом Амвросию Моченигу Третьему " , а также к подобной речи к генерал-проведитору Мореи Марку Лоредану.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Во второй главе книги Премудрости Соломона говорится: Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего... завистию же диаволею смерть вниде в мир (24). Святой Златоуст поясняет это следующим образом. услышав, что человек возвратится в землю, дьявол жаждал увидеть, что решение приведено в исполнение, захотел даже большее – видеть кончину сына раньше отца, убийство брата братом, смерть безвременную и насильственную. Дьявол слышал, что человек приговорен к смерти и возвращению в землю, и он не мог дождаться времени, когда совершится этот приговор. Более того. Пусть бы он обождал, чтобы сначала умер отец Адам, а потом и сын. Нет, захотел видеть кончину сына раньше отца. Пусть бы сын умер естественной смертью. Нет – насильственной. Пусть и так, но пусть убьет его кто-либо другой, а не свой родной брат. Нет – именно родной брат. Убийство брата братом!.. Видишь, сколько зла произошло от одного зла? Видишь, что может сделать зависть! Видишь, как дьявол удовольствовал свое ненасытное желание? Видишь, как много помогла ему зависть? Как она удовлетворила неутолимую жажду дьявола? От зависти возгорелись война и отступничество на небесах; смутился блаженный мир и покой ангелов; денница упал в бездну и, как дракон, своим хвостом увлек с собой третью часть мысленных звезд; от зависти загорелся в недрах земли неугасимый огонь вечной муки. От зависти праотцы преступили заповедь, были удалены из рая сладости в терния и волчцы (Быт. 3, 18) – Адам, чтобы в поте лица добывать себе пропитание, а Ева – в болезнях рождать детей. Из бессмертных они стали смертными; а с ними вместе и мы, несчастные их потомки, унаследовали от своих прародителей грех и Божии осуждение и проклятие. От зависти брат неправедно возненавидел брата и бесчеловечно убил его; неповинной кровью осквернилась чистая земля и отверзлась страшная дверь клятвы, через которую вошла в мир смерть. Все это произошло от зависти. Она явилась начальницей богоборства, учительницей преслушания, матерью братоубийства, причиной смерти, в ней – корень всего зла. Зависть есть печаль души, происходящая от благополучия ближнего, как определяет ее, согласно с мнением всех древних моралистов-философов, Василий Великий.

http://zavet.ru/minat2.htm

Далее она есть драгоценнейший дар Божественной благости, ибо она есть особенный знак Божественной любви. Об этом свидетельствует Иоанн: возлюбль Своя сущия в мире, до конца возлюби их ( Ин. 13:1 ), т. e. По объяснению Феофилакта, «явил на них совершенную любовь», всю любовь, какою Бог может возлюбить человека. В воплощении (явилась) великая любовь, и в страданиях – то же, но все это не есть – вся любовь. То совершилось один раз, тогда как во св. Литургии Он ежедневно тайнодействуется, каждый день приносится в жертву. Более того, во св. хлебе Он переносит такие страдания, каких не испытывал на кресте, по замечанию Златоуста. На кресте не было преломления Его членов: не пребиша Ему голеней ( Ин. 19:33 ) но : кость не сокрушится от Него ( Исх. 12:46 ), а во св. хлебе Он присутствует во многих частицах, чтобы исполнить (Собою) многих. «Что не претерпел на кресте, то терпит в причащении и выносит в преломлении, чтобы исполнить всех». Он весь есть любовь, которою до конца возлюбил нас. Некогда неблагодарный народ Израильский мог с правом хвалиться великими благодеяниями, оказанными ему Богом, и говорить: не сотвори тако всякому языку ( Пс. 147:9 ); – когда Бог разделил Чермное море, чтобы перевести их на землю обетования; когда препитал их водою, чудесно истекшей из камня. Ho все это нельзя и сравнивать с крайними благодеяниями, оказываемыми нам Богом в этом Божественном таинстве. Что такое – Чермное море пред животочною Кровью, ради которой мы переходим к обетованию новой благодати? Что такое – манна, которую ели и умерли, пред сим Божественным Хлебом, сшедшим с небесе, от которого если кто вкусит, будет жить во веки? Что такое – камень, откуда истекли воды, пред этим таинственным Камнем, неисчерпаемым источником воды живой, текущей в жизнь вечную? Мы должны сказать и говорим это с большим правом: не сотвори тако всякому языку. И какое еще большее доказательство любви Своей мог нам дать Спаситель мира, как не это – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Свою, и даровать их нам, чтобы мы вкушали и пили, когда хотим, чтобы они были неразлучно с нами до скончания века? Это – такая любовь, которой мы не можем объяснить: она не понятна, – которой мы не можем измерить: она неизмерима. Любовь Божественная, любовь совершенная, вся любовь, все сокровище Божественной благости. В этом Бог, как сильный, явил высшую державу всемогущества Своего, – как премудрый, совершил таинство таинств, – и как благий, (ниспослал) высший дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Если оно начинается несправедливостью, его начало шатко, и если держится насилием – близок конец его. Конечно, несправедливое непрочно и насильственное неустойчиво. Теперь посмотрите на высокое дело чвловеколюбного промышления Божия. Бог попустил – и первым умер не Адам, который первым согрешил, что было бы справедливо, – а невинный Авель. Вот, царство смерти началось несправдливостью, и потому начало его шатко. Авель не только первым умер, но (в добавок) неестественной, насильственной смертию, убитый братом. Так царство смерти, начавшееся с несправедливости, привлекло к себе на помощь и насилие, и потому стало близко к концу. Итак, в мире воцарилась смерть, но царство ее было несправедливо и насильственно, а потому нетвердо и кратковременно Это – мысль св. Афанасия Великого (в его 61 вопрос–ответе): «если бы Адам умер первым, то смерть имела бы твердое основание, ибо первым унесла согрешившего: но так как она первым приняла несправедливо убитого, то царство ея шатко и слабо». С самого начала обнаружилось, что смерть, хотя и тиран, все же не имеет свободной царской власти над человеческим родом. Из рук ее ускользнул Енох, преложенный живым; избежал ея Илия, на огненной колеснице восшедший на небо. Илия же избавил от власти смерти сына вдовы Сарептской, а ученик Его Елисей – сына Суманитянки. В последок дней пришел воплотившийся Сын Божий, Господь живых и мертвых, страшный Истребитель смерти и открыл ей всю слабость ее. Он одним словом отнял у нее дочь Иаира, уже умершую, и, как от сна, воскресил ее к жизни; отнял сына вдовы, которого уже несли на одре ко гробу, и возбудил его одним прикосновением руки; отнял у смерти Лазаря, которого ад уже четыре дня держал в узах, – и одним возгласом исторгнул его из тления; отнял столько телес усопших святых, изведенных от гробов к жизни, которых (ад) содержал уже столько времени. Наконец, (Господь) низложил тирана, умертвил смерть, разрушил царство ее, когда тридневен славно воскрес от мертвых. Потомки Адама, мы все, как птицы, были в той роковой несчастной сети, которую смерть держала повсюду протянутой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Завистью омрачился первый великий начальник ангелов, началовождь серафимов, «краснейший денница, утром воссиявающий». Когда он впервые увидел неизреченную доброту и славу Трисиятельного Божества, он позавидовал и опечалился; потом дух его превознесся гордостью, и он возомнил себя равным Божеству. Ты... рекл еси во уме твоем: на небо взыду... буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13–14). По мнению Григория Богослова, зависть омрачила денницу, павшего по гордости; будучи божественным, он не вынес того, что его не почитают за Бога (Григорий Богослов, слово 27). Прекрасный ангел света стал страшным демоном тьмы; променял высочайшую честь на вечную муку и, лишившись светлой, боготканой одежды дарований, в которую Бог его облек, остался наг, сохранив только основные свойства своего существа – твердого, упрямого, неизменного в зле, как говорит Григорий Богослов. Воспламенив в себе сильнее ненависть и вражду к Богу, богоборный отступник не может отстать от этой борьбы. Когда он убедился в своем полном бессилии перед Богом, он направил свое оружие против человека и стал с ним бороться. Как страшный зверь, леопард, настолько ненавидит человека, что, если не может ему самому причинить вред и случайно увидит его изображение, бежит к нему и утоляет свой гнев, так и враг всего доброго, дьявол, бессильный перед Богом, увидев одушевленный образ Божий, человека, ринулся к нему в образе и с быстротой ядовитого змия. Увидал человека, венчанного славой и честью, в раю сладости, увидал его царем всей видимой твари и, завистливый, был уязвлен ревностью. Стал нашептывать, прельщать, склонять наших праотцев к ослушанию; очень обрадовался, увидав, что они изгнаны из рая, и особенно услышав их осуждение на смерть – смертию умрете (Быт. 2, 17). Он явно оказался богоборцем, враждуя с Богом и совратив человека, ибо перед Богом бессилен. Но когда он увидел, что решение не тот же час приведено в исполнение, что Адам и Ева, приговоренные Богом к смерти, не сразу умерли, он не стал ожидать срока и употребил все усилия, чтобы поскорее внести в жизнь смерть: он напоил ядом зависти сердце Каина и вооружил его руку на убийство брата своего Авеля; так с этого времени земля и начала оскверняться человеческой кровью.

http://zavet.ru/minat2.htm

И таким образом, как молния, Денница ниспал с небес. Но, наконец, егда прииде, говорит Павел, кончина лета, посла Бог Сына Своего ( Гал. 4:4 ). Какое это было время, по исполнении которого Бог от века определил совершиться этому домостроительству о воплощении? В шесть дней Бог создал мир: в первый Он создал свет, во второй – небесную твердь, в третий – землю, в четвертый – солнце, луну, звезды; в пятый – животных и в шестой – человека. Как (мир) был сотворен в шесть дней, точно так же под руководством естетвенного и писанного закона, он пережил шесть периодов; равным образом, как в каждый из шести дней было создано по одному новому творению, так в каждый из шести периодов происходило какое-нибудь выдающееся событие. Первый период – Адама, – и совершилось миротворение; второй – Ноя, – и произошел потоп; третий – Авраама, – и получило начало обрезание; четвертый – Моисея, – и дан был закон; пятый – Соломона, – и построен был храм; шестой – Ирода, – и прекратилось Иудейское царство. В его-то время и родился Христос во исполнение пророчества Иакова: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему, и Той чаяние языков ( Быт. 49:10 ). Так и подобало, ибо, как в шестой день был создан человек, так в шестой период надлежало быть воссоздану тому же самому человеку. В шестой день (создан) ветхий (человек); и в шестой период – Новый; ветхий, передавший смерть всем живущим, – Новый, пришедший даровать жизнь всем умершим. Тот – отец по естественному рождению, этот – Отец по духовному возрождению; тогда создан человек и был по образу и подобию Божию, теперь воплощается Бог и бывает по подобию и зраку человеческому. Но тогда (человек) получил образ и подобие Божие только по причастию и благодати, теперь Бог получает зрак и подобие человека по естеству и по ипостаси. Но здесь, в рождении древнего и нового Адама, человека и Бога, заключается предмет, достойный нашего созерцания. Когда был сотворен Адам, Бог сперва украсил небо всем светом звезд, землю – всем разнообразием цветов и растений; создал к тому же рай сладости и объявил его (Адама) царем творения; когда же родился Христос, Единородный Сын и Слово Божие, Бог сперва определил (этому быть) ночью, в пещере, и яслях; во-вторых, Тот, Кто родился, был Наследник царства Давида, Избавитель мира, Мессия, о Котором предрекли пророки и Которого столько веков страстно чаял израильский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Иные, правда, покаялись, но временно; покаялись, что согрешили, – но скоро раскаются, что покаялись. Иные намерены исповедаться, но как только воскреснет Христос, тот же час распять Его, второе распинающие Сына Божия в себе и обличающие ( Евр. 6:6 ), как говорит апостол Павел. О, Боже мой! И христиане чтут Христа в Его страданиях только устами, а сердце их далеко отстоит. Так жаловался Бог устами Исаии и Сам Христос в Евангелии. Лицемеры, добре пррочествова о вас Исаия, глаголя: приближаются Мне людие сии усты своими, и устами своими чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене ( Матф. 15:8 ; Ис. 29:13). Таким образом, если Христос однажды был распят Иудеями в тот великий пяток, то каждый Великий пяток Христос снова распинается христианами, ибо одно нам кажется, а иное действительно творится. И однако, вот тогда-то именно христиане должны бы проявлять возможно большее благоговение и благодарность. Антиохийцы восстали против своего царя Селевка, и тот егда спасся от рук бунтовщиков, которые хотели лишитъ его жизни так же, как лишили и царства. Он один тайно убегает из дворца, неузнанный (никем), выходит из города, всю ночь идет и к утру достиг берега, где и присел немного отдохнуть. Утомленной телом, огорченный душой, он, глубоко вздыхая, думает о своем несчастии. Но мятежники бегут по его следам, настигают его на том самом месте, издали узнают, скачут к нему со свирепым видом, с мечами в руках, нападают на него и жаждут его крови. Приближаются, и видя здесь царя, своего собственного паря, совершенно одиноким, безутешно горюющим, без царских украшений, лежащим на земле, обливающимся слезами, – сдерживают свой гнев и (опускают) руки, жалеют о нем и раскаиваются в поднятом ими мятеже; утешают его выражениями сочувствия; подымают его с земли, опять кланяются ему, как царю; просят у него прощения за старое, сопровождают его в столицу, возводят его на престол, и тянутся ему на будущее время в верности и покорности. Так, один вид несчастного царя поразил сердца варваров мятежников...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Многообразными грехами осквернена наша жизнь! Она представляет собой один сплошной и непрерывный ряд самых тяжких беззаконий. Сколько нечистого в наших помышлениях! Сколько срамословия на нашем языке! Сколько лукавства в наших деяниях видит Сын Божий! Видит – и терпит, потому что Он долготерпелив. Но когда мы, нераскаянные, не исправимые, упорные во зле, какой-то противоестественной неблагодарностью оскорбляем высшую Божественную правду, возбуждаем Его праведный гнев, Он не терпит более, но, вооружившись мечом и стрелами ужасного и неутолимого Своего гнева, как страшный воин восстает на нас и угрожает совершенным истреблением, смертью, вечным мучением; и, кажется, говорит нам тоже, что и иудеям в Евангелие: о роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вы ( Мф. 17:17 )? Род неверный – не потому, что не имеешь веры, а потому, что не имеешь никакого дела веры; развращенный, отвергнувший страх предо Мною, поправший закон Мой, удалившийся от любви Моей, совратившийся в свои похотения! Доколе буду с вами? Доколе Я буду с вами в Моей Церкви и в Моих таинствах? Доколе терплю вы? Доколе Я буду вас выносить, поддерживать вас Своей кротостью и долготерпением? До каких пор? – С этими словами Он оружие Свое очистит (в таком страшном образе описывает Его Пророк), лук Свой напряже, и уготова и: в нем уготова сосуды смертныя ( Пс. 7:13, 14 ). Стрелы приготовлены, и это – стрелы Сильного изощренныя со угльми пустынными ( Пс. 119:4 ). Одна стрела, чтобы отнять или детей для наказания родителей, или родителей для вразумления детей, или мужа у суетной жены, или жену у непотребного мужа, или брата у грешного брата же. Другая стрела – чтобы поразить наше здоровье, чтобы больных нас повергнуть в постель на долголетние страдания; третья – чтобы отравить нам счастье, чтобы бедностью смирить наше гордое око. Прочие, которых нельзя исчислить, – чтобы они причинили нам всевозможные раны, истребили жилища, разорили имущества, уничтожили товары, рассеяли семейства тяжбами, раздорами, голодом, смертью, войнами, пленением и всей тьмой бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Превышая же все законы естественного разума, она есть высочайшее таинство, изысканное Божественной премудростью. Все прочее, что совершил Богочеловек Слово в Своем воплощении, правда совершил в премудрости, все это таинственно. Но во всем этом Он с одной стороны непостижим, как Бог, с другой совершенно постижим, как человек. Таким образом, разум частью не понимает, частью понимает. Поэтому (все Его дела суть) таинства, но не во всех отношениях сокровенные. Во временном Его рождении от Девы мы не понимаем, каким образом рождается от жены и во времени Присный Бог; но мы все-таки понимаем, что Он рождается, ибо видим совершенного Человека. В Его вольной страсти и смерти мы не понимаем, как страдает и умирает бесстрастный и бессмертный Бог; но мы понимаем, что Он страдает и умирает, ибо видим Его, как подобного нам человека, облеченного в немощь естества нашего. От части разумеваем, по Апостолу ( 1Кор. 13:9 ). В таинстве Божественной Евхаристии под видом хлеба и вина Богочеловек Слово сокрывает Свое Божество, ибо не является Богом, – сокрывает и Свое человечество, ибо не является и человеком. Он является только как хлеб и вино. Поэтому ум не постигает не единого естества Богочеловека–Слова, – ни Божеского, ни человеческого. Это таинство во всех отношениях сокровенное. Приидите, мудрецы мира сего, проницательностью ума открывшие тайны природы; приидите, богословы Церкви, под руководством Св. Духа исследовавшие глубины Божественных Писаний; особенно приидите, небесные херувимы, многоочитые таинники Божественных таин, придите сюда, к сей святой трапезе страшного Таинства. То, что вы видите, есть хлеб и вино, но в них присутствует весь Богочеловек Иисус. В них нет знамения Божества, откуда бы вы заключали, что Он – Бог. Но разве есть здесь знамение человечества, чтобы вы думали, что Он – человек? Нет, Он сокровен, как Бог, сокровен и как человек, – весь сокровен! В рождестве Он, по истине, истощил Себя, но только по Божеству, ибо, как Бог, Он стал во образе раба и послушным до смерти. В страсти – и по человечеству, ибо Он пострадал до смерти. Тогда виден был человек, хотя и Бог. Ныне, в Божественной Евхаристии, Он истощил Себя совершенным истощанием, не являясь здесь ни Богом, ни человеком; поэтому она есть таинство таинств, по преимуществу таинственно, наиболее сокровенное во всех отношениях, превышающее все законы естественного разума. Поэтому Евхаристия есть высочайшее измышление Божественной премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010