При церкви имелась богатая библиотека. В течение 19-го столетия были сделаны ценные пожертвования прихожанами, в частности, на собранные средства в конце 19-го века был заказан «художнику первой степени по архитектуре Николаю Дмитриевичу Прокофьеву... престол из серебра» скульптурной работы. Таким образом, на всём протяжении 19-го века церковь постоянно благоукрашалась. По свидетельству книги Пушкарёва «Описание Санкт-Петербурга» празднество храма совершалось в самый день Рождества Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля по новому стилю). «Торжественных крестных ходов при сей церкви не бывает. В праздники Богоявления, Преполовения и 1-го августа (14-го по новому стилю) происходит крестное хождение на реку Неву для освящения воды, после чего окропляется внутренность дворца. При сих крестных ходах иногда любили присутствовать частным образом императоры Павел I и Александр I. Император Павел I иногда прежде торжественного освящения воды при Зимнем Дворце изволил прежде присутствовать при освящении воды в праздник Богоявления на Каменном острове. Почему там была совершаема ранняя обедня и после нее крестный ход на воду в его присутствии. ...Случалось, что обедню певали вольноприходящие из крестьян и его величество не только не изволил пренебрегать сими певчими, но иногда изъявлял свое удовольствие, одаривая их серебряными рублями. Вообще, император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви... Александр I также любил в Каменноостровской церкви изливать свои теплые молитвы». Таковы свидетельства современников. С восшествием на престол Александра I Каменноостровский дворец становится любимой его резиденцией. В начальный период его царствования здесь собирается «Негласный комитет», обсуждаются проекты преобразования России. Александр I, как человек глубоко верующий, часто молился в церкви Рождества Иоанна Предтечи. В Отечественную войну 1812 года здесь ему была поднесена икона Толгской Божией Матери, которая сопровождала его во всех походах. В своём дворцовом кабинете 6 августа 1812 года император поручил М.И. Кутузову командование русской армией, и, надо думать, что великий полководец не уехал с Каменного острова, не испросив у Господа и Божией Матери помощи в столь трудный для Отечества и ответственный для него самого час. Весть о Бородинском сражении Александр I получил также в церкви, находясь на молитве.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

Святитель не оставлял своим попечением и Ростовскую землю. В 1473 г. на своем дворе в Ростове В. освятил храм во имя Крестителя Господня Иоанна Предтечи. В 1474 г. архиепископ переложил в новую раку и торжественно поставил в ростовском Успенском соборе мощи Ростовского еп. св. Исаии , к-рые много лет «в великом небрежении» стояли в притворе храма. После переноса мощей состоялось прославление свт. Исаии, было составлено его житие. Ф. Г. Спасский предполагал участие В. в создании службы Владимирской иконе Божией Матери, принесенной в Москву из Владимира в 1480 г. в связи с угрозой нашествия войск Ахмата. Вероятно, в эти же годы в Ростов был принесен список с этой иконы, ставший городской святыней. По заказу святителя, бывшего тогда игуменом Троице-Сергиева мон-ря, мастер Амвросий изготовил икону-складень, ковчег-мощевик и крест (хранятся в СПГИАХМЗ). В 1481 г., за неск. месяцев до своей кончины, В. на свои средства заказал иконописцам Дионисию «да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» написать иконостас для московского Успенского собора. В. погребен в ростовском Успенском соборе. В ростовских святцах из собр. А. А. Титова (XVIII в.) под 23 марта упоминается имя «иже во святых отца нашего Вассиана, епископа Ростовскаго, преставился в лето 1481». В «Списке угодников Божиих, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии», составленном в кон. XIX в., назван «блаженный Вассиан I, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белоезерский». Местная канонизация В. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г., и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. Иконография Отдельные изображения В. неизвестны. В ростовском храме в честь Толгской иконы Божией Матери находится икона «Собор Ростовских чудотворцев» (кон. XIX - нач. XX в.), на к-рой среди Ростовских святителей изображен В. (надпись на нимбе: «Св. Васиан, архиеп. рост.»). У святителя продолговатое лицо с широко поставленными глазами, длинная седая борода, волосы прядями лежат на плечах. В одной руке он держит Евангелие, пальцы другой сложены в двуперстном благословении.

http://pravenc.ru/text/149887.html

Часовня, очутившаяся между домами, местных жителей, имела свой малый двор (длиною 10 ½ ар., шир. 4 ар. В правом углу и 4 ар. 12 вер. в левом), на который был проход (шириною от 1 ар. 12 вер. до 2 ¼ ар.) через калитку по правую сторону здания. Можно было на задний двор проникнуть прямо из сторожки, а в нее был ход и со двора, где обыкновенно складывались дрова, и из часовни. Промежуток (1 ар. шир.) по левую сторону, между стеной часовни и соседним строением, закрыт был с улицы досками. В 1814 г. 17 июня написано было в комиссию строений в Москве следующее, весьма трудно понимаемое прошение Спасо-Андрониевского архимандрита Феофана: «Часовню каменную, состоящую Рогожской части 1-го квартала в Ворониной улице 8 , принадлежащую Спасо-Андрониеву монастырю, сгоревшую от неприятельского пожара, да благоволит оная комиссия покрыть железом с крыльцом на улицу (покрыть, кроме шатровой крыши, деревянною к ней пристройку с навесом?), на четыре аршина, для постановления образа (под навесом, чтобы проходящие могли поклоняться и прикладываться к образу, не входя за недосугом в часовню), и о сем учинить надлежащее разсмотрение» 9 . Известно, что в 1812 г. загорелся наш монастырь от Сергиевской в Рогожской церкви, 4 сентября пополудни в 7 часов (Ист. Моск. Епарх. Управл., ч. III, кн. 2, примечаний стр. 22). Пожар распространился, конечно, в тот же день и на улицу, где монастырская часовня. Последняя едва ли могла вся сгореть, сложенная из старинного кирпича, а сгорел, разумеется, деревянный верх ее с таковою же пристройкой, может быть и св. иконы, если заблаговременно, еще до нашествия неприятельского не были начальством монастыря взяты из часовни. В последнее время, начиная с 1814 г., были помещены в ней: а). Древняя, большого размера (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 1 ар. 13 вер.) икона Спаса на убрусе, с двумя по сторонам Ангелами, держащими святый убрус, в древнем серебряном окладе. На той же иконной деке внизу поясныя изображения Спасителя, связанного по рукам, Божией Матери, св. Иоанна Богослова и лики Марии Магдалины, Лонгина сотника 10 . б). Иконы Божией Матери в посеребренных ризах: аа, Смоленская древняго письма (выш. 2 ар. 8 вер., шир. 1 ар. 9 вер.). бб, Толгская (выш. 1 ар., шир. 13 вер.), список с чудотворной, находящийся в Толгском мон., близ Ярославля. вв, Моденская (выш. 2 ар. 3 вер., шир. 12 вер.), копия с чудотворной в селе Коссине (в 13 вер. от Москвы по Нижегородской дороге), принесенной туда в 1717 г. из Италии. Празднование в честь ее совершается в первое воскресенье после Вознесения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В нижней части иконы на лицевой стороне расположены 3 клейма с сюжетами из истории Смоленского мон-ря, к-рые сопровождаются пространными текстами из «Сказания о Смоленской иконе Божией Матери и о создании монастыря во имя ее». В 1-й композиции представлены встреча иконы «Одигитрии» игум. Иоилем и братией, а также поставление иконы в Толгской обители; на 2-м клейме представлены водосвятие и моление духовенства и народа перед иконой в храме (в тексте сообщается об окончании строительства Смоленской ц., перенесении туда Смоленской иконы и первых чудесах от нее). Можно предположить, что на этих клеймах в числе предстоящих есть О. На 3-м клейме изображены видение в 1626 г. благочестивому жителю Романова Сампсону Богомолу образа Богоматери с «кадилом горящим и древом многолиственным» и пророчество О. о скорбях в семье Сампсона и монашеском постриге его жены и детей. Юродивый написан в левой части композиции за деревянной стеной, он обращается к коленопреклоненному перед образом Богоматери Сампсону. О.- благообразного вида средовек с густыми, немного взлохмаченными волосами и небольшой русой бородой; на нем длинная темно-синяя подпоясанная рубаха и черная обувь, нимб отсутствует; надпись: «Блаженны ahyipu». Стилистические особенности живописи указывают на принадлежность иконы к ярославским памятникам XVIII в. Лит.: Зубатенко А. В., Полушкина Л. Л. Выносная икона XVIII в. со сценами основания ярославского Смоленского, что на Бору, мон-ря//XIX Науч. чт. пам. И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2015. С. 76-82. Л. Л. Полушкина Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак

http://pravenc.ru/text/2578459.html

Из архивных документов можно узнать, что в Толчкове существовала традиция крестных ходов в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (крестный ход шёл из Успенского собора) и на Рождество Крестителя. Причём проведение обоих митрополит Иона Сысоевич благословил ещё до постройки каменного Предтеченского храма - и надо полагать, в видах привлечения средств на строительство. Среди икон, участвовавших в крестных ходах, присутствовала Толгская икона Божией Матери - общеярославская святыня. Убранство храма и обилие ценных икон в его стенах свидетельствуют о благочестивом усердии прихожан к нему. Однако толчковцы занимались не только украшательством. Доподлинно известно, что уже в XVII столетии при церкви существовала богадельня, в которой находили приют до полусотни человек. В 1879 году при храме открылось попечительство, которое из собираемых с прихожан пожертвований выделяло пособия бедным жителям слободы. В 1885 году попечительство озаботилось устройством одноклассной школы, а в 1896 году изыскало средства на расширение школьного здания. В 1888 году великий русский художник В.В. Верещагин побывал в Ярославле, где написал замечательную картину " Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль " (1888), позволяющую нам увидеть, как выглядел храм в его немузейную эпоху. Поддержание в должном виде храма требовало и постоянных забот, и периодических крупных ремонтов. В течение XIX века поновлялись фрески церкви, кирпичный пол заменили на чугунный, а иконостас вызолотили. Тем не менее к концу столетия состояние храма было далеко от идеального, что и заметил посетивший его в 1894 году министр финансов С. Ю. Витте. Жемчужине ярославского зодчества срочно требовался капитальный ремонт. Оценить масштаб работ прибыли представители Императорской археологической комиссии. Оказалось, что главная проблема заключается в неравномерной осадке фундамента. Именно она повлекла за собой образование трещин в стенах церкви, столь обеспокоивших Витте. На реставрационные работы из казны выделили 64000 рублей, затем сумма была ещё увеличена.

http://sobory.ru/article/?object=00214

Обустраивал монастырь и сам царь Петр. Кроме обновленной Боголюбской церкви, в 1690 году по указу государя в обители появилась теплая (отапливаемая) церковь преподобного Сергия Радонежского - в память спасения молодого Петра в Троице-Сергиевой Лавре во время известного заговора против него царевны Софьи в 1689 году. Спасение же Петра пришлось на 8 августа (ст. ст.), поэтому позднее в 1744 году статс-дамой Нарышкиной в монастыре была основана и церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, празднуемой в тот день. (Образ был после революции передан в Третьяковскую галерею.) Наконец, в 1690 году в монастыре появился новый собор во имя Петра Митрополита, возведенный на месте постройки Алевиза Фрязина. Вновь отстроенный собор был освящен в присутствии царей Петра и Иоанна. Тогда же появились и красивые стены монастыря, дожившие до наших дней. И еще со времен царя Петра в монастыре хранилась икона Богоматери, которая прежде принадлежала некой Мавре Замыцкой, вдове царского стольника, имевшей дом напротив монастыря. И дошел до Петра слух, будто бы вдова злоупотребляет благодатной силой этого образа: собирает кликуш и своей молитвой перед иконой исцеляет их, привлекая других верующих и получая за то немалое вознаграждение. Государь приказал конфисковать все имущество вдовы вместе с образом и домом: с тех пор они стали принадлежать Петровскому монастырю. Кстати, ему же принадлежало и загородное владение по Тверскому тракту, где в XVIII веке был построен путевой дворец Екатерины II, поэтому названный Петровским. Сюда же, в Высоко-Петровский монастырь, в конце XVII века из царской казны был передан уникальный портрет патриарха Никона, во весь рост, выполненный мастером Оружейной палаты. Этот редкий портрет из разноцветного шелка, уже тогда имевший художественную ценность, принадлежал знаменитому князю Василию Голицыну. Все его имущество было конфисковано, когда при царе Петре он попал в опалу. (После революции портрет поступил в Третьяковскую галерею.) Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до московского «морового поветрия», то есть до эпидемии чумы 1771 года, хотя кроме них в Петровском монастыре были похоронены многие знатные фамилии: Нащокины, Свиньины, Бутурлины. Однако до 1812 года именно каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых по тезоименитству захороненных. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Перед монастырской стеной, выходящей на бульвар, захватчики расстреляли 13 москвичей и повесили их на фонарных столбах с надписью, что они казнены за поджоги.

http://pravoslavie.ru/83.html

Таково измерение всего, что совершается в нашей жизни. Такова должна быть наша молитва. Наш выбор не может быть безразличным для нас. От него зависит наша вечность. Как вода соединяется с вином во время нашей молитвы, в таинстве Завета, за Божественной литургией, так и мы можем соединиться с Божеством Того, Кто воспринял наше человеческое естество. Когда сопровождавшие владыку Прохора путники переправились на лодке через реку, они увидели икону Богородицы не в воздухе, а на земле. Рядом с иконой стоял епископский жезл. Теперь мы понимаем, что значит молитва, что происходит, когда ее нет, и какой молитвы ждет от нас сегодня Господь. Толгский мужской монастырь просуществовал до 1926 года, потом в нем разместилась колония для малолетних преступников. Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы была изъята в Ярославский художественный музей и лишь в августе 2003 года была возвращена в возрожденную Толгскую обитель. Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. 1 Когда я строил Свято - Владимирский скит на Валааме , то жили в келье на Центральной усадьбе. Мои окна выходили на Монастырскую бухту , а далее за ней расположен Скит всех Святых. И каждую ночь в 2 часа оттуда доносился колокольный звон , там шла служба. А в Преображенской соборе по ночам службы не было , обычно было вечером в субботу Всенощное бдение и в воскресенье Литургия. По ночам мы конечно в Скит всех Святых не ходили , посещали только службы в Преображенском соборе. На Всенощном бдении носили полные подносы хлебов , смоченных в вине. Один раз я за службу вскусил сразу 6 хлебов. Больше такой Благодати , как на Валааме нигде не было и такой заботы о трудниках. Зато и Свято - Владимирский скит нашими трудами получился на славу. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Обычный день стал ужасом для мамы малышки из России

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/21/mn...

— Матушка, а в чем изменилась жизнь вашей обители, когда она обрела древнюю чудотворную Толгскую икону? — Мы читаем Владычице неусыпаемый Акафист и каждый день служим молебны. С одним из древнейших списков Чудотворицы мы совершаем общегородские Крестные ходы. Матерь Божия сразу же откликнулась новыми чудесами! Выносной древний образ – икона Божией Матери Толгская Помню, был такой случай, что заволновались мы с сестрами по причине того, что припасы наши – мука, продукты кое-какие — вот-вот должны были закончиться, а помощи на тот момент негде было попросить. Потом смотрим, а ничего не кончается! Спрашиваю благочинную: «Мать Николая, почему продукты не заканчиваются? Берем, берем, а запас все равно опять остается!» А она только плечами пожимает, да руками удивленно так разводит… И так всегда – чудом мы кормимся! Ведь каждый день надо приготовить на 120 сестер плюс рабочие. А разве мы думали, что мы сможем вот так восстановить этот монастырь? В Веденском храме новая власть гидроэлектростанцию пыталась устроить, в Крестовоздвиженском – кинотеатр, в сестринских кельях были склады и общежития, одно время даже заключенные из местной тюрьмы содержались. После всего этого не осталось ни куполов, ни иконостасов, роспись почти утраченная, без дверей, без окон, крыши дырявые… Колокольня, монастырские стены и галереи настолько утратили свое лицо, что были просто неузнаваемы. Ну, как после бомбежки. Разрушенная, но святая Толга. 1988 год. А мы молились Матери Божией и работали, молились и работали, поднимая все буквально с нуля. Оборудовали отопление, сделали канализацию, провели водопровод, подключили газовую котельную, построили гараж, привели в порядок хозяйственные строения, трапезную, кирпичные келейные здания, устроили овощехранилище, медицинский кабинет открыли. У нас и мастерские свои: столярные, иконописные. Сестры золочение изучили, резьбу по дереву. Все иконостасы сделаны их руками! Вот так, трудами сестер, Толга и встречает свое 700-летие с восстановленными древними храмами, обретшими былой величественный вид.

http://pravmir.ru/igumeniya-tolgskogo-mo...

С левой стороны от Толгского образа для поклонения выставлена икона Божией Матери «Знамение», написанная в XIX веке монахинями Серафимо-Понетаевского монастыря. На глазах богомольцев два десятка лет происходит чудо мироточения: по лику Божией Матери текут слезы. Когда малоцерковные посетители видят этот знак присутствия Богородицы, что-то в их душах переворачивается. Паломники едут также поклониться мощам святителя Игнатия (Брянчанинова), известного духовного писателя и аскета XIX столетия. Он был подлинным пастырем душ, и с отеческим участием наставлял каждого в вопросах духовной жизни. Благодаря тому, что в обители находятся его мощи, к нам приезжают многие деятели Русской Православной Церкви, монашествующие, богословы и семинаристы. Творения святителя переведены на множество иностранных языков. Нас посещают его почитатели из Сербии и Америки, Австралии и Румынии. Святитель Игнатий – духовный отец и наставник всех монашествующих, и мы, недостойные продолжатели его пути, счастливы тем, что являемся хранителями его мощей.      У нас пребывают частица Ризы Господней, частицы мощей святителей Николая и Спиридона, любимых и почитаемых в народе, частицы мощей братии Киево-Печерской лавры, раннехристианских мучеников и многих великих русских святых. Говорят, что если в храме пребывает частица мощей хотя бы одного святого, то и сам святой молится и за сие место, и за приходящих богомольцев. Сколько же святых ходатайствуют за нашу обитель и паломников! Как шутят богомольцы из других городов: «Матушки, вам и ехать никуда не надо – у вас тут и Иерусалим, и Греция, и Рим». Действительно, монастырь – уголочек рая на земле, «консульство Божие», в чем может убедиться любой желающий. Обитель представляет также отдельный интерес для историков и искусствоведов. На монастырском кладбище находятся семейные усыпальницы князей Урусовых и Голицыных. Под Спасским храмом нашли место упокоения генерал Николай Тучков, ставший прототипом Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого, и первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов (1722–1788), выдающийся государственный деятель эпохи Екатерины II.

http://pravoslavie.ru/138934.html

Храм во имя святого пророка Божия Илии, Москва. Фото Владимира Ходакова Знаменательное событие для храма Илии Пророка произошло 15 июня 1944 года. По распоряжению Патриарха сюда из храма Воскресения в Сокольниках (в котором много лет хозяйничали обновленцы) была перенесена весьма почитаемая чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». С тех пор настоятель храма Илии Пророка протоиерей Александр Толгский постоянно служил молебны перед этой иконой. Прошло 70 лет, но я совершенно явственно вижу те чудесные преображения, которые происходили с людьми у иконы «Нечаянная Радость»: к ней (точнее, не к ней, иконе, а к Самой Деве Марии) подходили, все в слезах, матери и жены воинов Отечественной войны; а приложившись к святыне, отходили, озаренные надеждой и уверенностью в получении нечаянной радости. Конечно, на меня это производило огромное впечатление и было самым главным уроком за всю войну. В День Победы в храме, наверное, было больше военных, чем обычных прихожан. Я не видел разве что генералов, но пришли полковники, майоры и, конечно, масса рядовых и сержантов, все с орденами и медалями, а многие с нашивками на груди, свидетельствующими о полученных на фронте ранениях. После благодарственного молебна многие сразу пошли на Красную площадь. Там было так же многолюдно, как в храме. Раздавались крики «Ура!», «Мы победили!», военных подхватывали и подбрасывали вверх, а потом обнимали и расцеловывали. А какой был восторг, когда начался салют! Мы, москвичи, к концу войны уже стали привыкать к салютам, их бывало по нескольку за один вечер. Но такого салюта, как в тот день, я больше нигде и никогда не видел: по кругу, наверное, над Садовым кольцом, летали тихоходные самолеты (их видно не было — уже стемнело), и с них почти беспрерывно стреляли разноцветными ракетами. В небе над всеми нами создавался огромный, фантастически живой купол… И снова крики «Ура!», «С Победой!», объятия и поцелуи. Конечно, я много раз в разных кинофильмах видел сцены ликования на Красной площади в День Победы, но мне кажется, что ни одному режиссеру не удалось воссоздать тот дух национальной гордости, который тогда объединил победителей со всем народом. Я этой мыслью поделился со своим братом, фронтовиком, военным писателем Вячеславом Кондратьевым, и он мне сказал, что такое глубинное духовное переживание не может быть во всей полноте воспроизведено никаким искусством.

http://pravmir.ru/fedor-kondratev-blagod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010