3. Почитание чудотворных икон в Византии было так велико (особенно после эпохи иконоборства), что наряду с храмами, освященными во имя Спасителя, Богородицы, святого или праздника стали основывать церкви в честь чудотворных икон. В Древней Руси икона также нередко становилась «основательницей» храма. В честь большинства чудотворных икон построены монастыри, храмы или, по крайней мере, приделы в храмах или же часовни. По всему лицу земли российской рассеяны богородичные монастыри в честь чудотворных икон: Абалацкий, Ахтырский, Боголюбский, Владимирский, Донской, Знаменский, Иверский, Казанский, Корсунский, Смоленский, Тихвинский, Толгский, Седмиезерный. Этот список можно значительно расширить; кроме того в честь одной иконы нередко воздвигнуто несколько монастырей. Например, в честь чудотворной иконы Знамения Божией Матери в России было перед революцией четыре мужских и три женских монастыря. Или обратимся к храмам. По нашим подсчетам только в Москве на 1998 год в честь чудотворных икон действует 76 церквей. Богослужебная функция. Эта функция иконы проявляется в двух аспектах: 1) икона в богослужении и 2) богослужение как икона. 1. Икона рождается в новозаветной Церкви, в храме, в богослужении, и только в Литургии она получает всю присущую ей духовную глубину и вселенскую полноту, только в ней икона живет живой и двуединой небесно-земной жизнью, только в Литургии она исполняет свое предназначение и свышнее призвание, только в ней она обретает синергийное единство с небесными первообразами и соборное единство с другими церковными образами, другими видами искусства. Часто праздничной иконой становится прославленная чудотворная икона. В данном случае сам праздник и икона праздника совпадают. Все богослужение совершается в честь иконы, покоящейся на специальном аналое. Икона не просто изображает праздник или напоминает о нем, но сама является объектом празднования. И в этом богослужебная функция иконы проявляет себя особенно наглядно. 2. Второй аспект этой функции состоит в том, что само богослужение можно рассматривать как икону, как образ. В Православии иконичны как богослужебные циклы (годовой, седмичный, суточный), так и каждая Литургия и отдельные богослужения. Весь годичный богослужебный цикл – это икона всемирной истории от сотворения мира до Страшного Суда.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

Из древних икон в Благовещенском монастыре особенно заслуживают внимания следующие: весьма древняя «Корсунская» икона Божией Матери, писанная, как свидетельствует имеющаяся на ней греческая и славянская надпись, монахом Симеоном в 6501 (993) г., икона эта, по преданию, дарована монастырю св. митрополитом Алексием; икона св. митрополита Алексия с частицею мощей его, греческого стиля, писанная в XV - в начале XVI вв.; древние иконы Спасителя и Божией Матери, местные, в Успенской церкви; Толгской иконы Божией Матери. Точная копия с подлинной иконы того же названия, писанная в XVI или XVII вв.; икона св. Иоанна Лествичника XVII ст. с изображением лествицы и восходящих по ней праведников и с надписями в стихах; Иверская и Смоленская иконы Божией Матери, последняя считается чудотворною. Кроме того, в монастыре много древностей из церковной утвари. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. В Благовещенском монастыре, кроме четырех церквей, была церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа при входе в монастырь с восточной стороны, о пяти главах, основана при архимандрите Макарии в 1821 г., а окончена усердием разных вкладчиков и освящена в 1834 г. Нижегородским епископом Амвросием при архимандрите Иннокентии. Вместо Воскресенской церкви до конца XVIII ст. близ нее была церковь больничная во имя Иоанна Богослова у задних врат между двумя каменными больницами. В длину простиралась она с больничными кельями на 24 саж., а в ширину на 11 саж. Глава на ней была обита зеленою черепицею, а крест железный прорезной позолоченный. В этой церкви замечательны были сгоревшие в 1722 г. две иконы Иоанна Богослова в серебряном окладе и Владимирской Божией Матери также в серебряном окладе. Последняя икона украшена была жемчугом и драгоценными камнями. Богослужение в Богословской церкви совершалось каждодневно жившими при ней больничными монахами, а в нынешней Воскресенской церкви совершается только в летние праздники.

http://sobory.ru/article/?object=00566

Вслед за этим екклисиарх Агафон пробудился и, удивляясь слышанному им во сне, поспешил к церковному сосуду для елея: как велика была его радость, когда он нашел его до верха полным! Он немедленно же объявил о своем видении настоятелю Костамонитской обители Илариону и всей братии. Все они пошли осматривать монастырские кладовые и нашли там все припасы в изобилии. Ликовал екклисиарх Агафон, так неожиданно получивший возможность украсить храм лампадами в столь торжественный день для обители, а вместе с ним и братия исполнились великой радости. Во главе со своим настоятелем игуменом Иларионом они провели всю ночь в молитвенном бдении, воспевая чудеса Владычицы Небесной. После этого события в Костамонитской обители чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился екклисиарх Агафон, была названа «Предвозвестительницей». Ныне она помещена в монастырском соборном храме, на стене, с правой стороны. Перед ней со времени чудесного события в Костамонитской обители горит неугасимая лампада. Кроме этого чудотворного образа Богоматери, есть еще две св. иконы Богородицы, носящие также наименование «Предвозвестительницы»: «Живоприятная» на Афоне и Акафистная — Зографская. Сведения о первой из них помещены под 21 числом января месяца, а о второй — под 10 октября. 2 августа Хиленская икона Хиленская икона Божией Матери, как значится в гравюрах, явилась в 192 году 2-го августа. 8 августа Толгская икона Под Ярославлем, на берегу Волги, лежит Толгский монастырь. Обитель эта славится древней чудотворной иконой Богоматери. Чтимый список с этой иконы находится в Нежинском девичьем монастыре. В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Феодорович, явилась эта икона при выдающихся обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор, в схиме Трифон, произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля он приказал для ночевки пристать к правому возвышенному берегу реки. В полночь, проснувшись, епископ был поражен ярким светом, проникавшим в его шатер. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в нее впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Он помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошел по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко, на пять локтей над землей, так что нельзя было ее достать руками. Епископ стал со слезами молиться:

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Закладка храма была проведена 7 октября 1975, а 5 июня 1977 в воскресенье, в неделю Всех святых, новопостроенный храм был торжественно освящен в честь Преображения Господня. Освящение совершили архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел, епископ Ладожский Марк (Шавыкин), бывший в молодости иноком прежнего Валаамского монастыря, и епископ Питтсбургский и Западно-Виргинский Феодосий из Американской Православной Церкви. Иерархам сослужили: прот. Павел Красноцветов, благочинный приходов Московской Патриархии в Финляндии, прот. Ярослав Шуварский из Чехословакии и многочисленные клирики Финляндской Православной Церкви. Среди почетных гостей находились епископ Павел Ферсхурен из Римско-Католической Церкви в Финляндии, д-р Аймо Т. Николайнен, епископ Хельсинской епархии Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, министр просвещения Финляндии Христиан Гестрин и другие официальные лица. Поздравительные телеграммы были получены от Патриарха Московского и всея Руси Пимена и от архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии д-ра Мартти Симойоки. В новом соборе много привезенных со «старого» Валаама икон Пресвятой Богородицы, среди них – Казанская, Толгская, Тихвинская и Смоленская. Иерусалимскую икону Божией Матери написал в 1901 известный московский иконописец В. П. Гурьянов. С левой стороны, у солеи, рядом с Голгофой, висит в киоте Валаамская икона Божией Матери, работа монастырских мастеров конца XIX века. Эта икона почиталась на «старом» Валааме; ее празднование, установленное в 1988, приходится на 7 августа. В особом киоте хранится драгоценная святыня Финляндской Православной Церкви – чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая была, по преданию, привезена в конце XIV века прп. Арсением Коневским с Афона. Икона – двухстороннего письма, на ее обратной стороне изображен Нерукотворный Спас. Трехъярусный иконостас главного придела собора сделан из сосны и местами украшен резьбой. В нем находятся, в основном, старые иконы. Новые написал талантливый иконописец Петрос Сасаки, православный японец, проживающий в Финляндии. Царские врата происходят из одного из храмов старого Валаама.

http://sobory.ru/article/?object=07791

Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский ( Добролюбов.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Село расположено на пяти холмах, между которых протекают речки Воргол, Хомутец, Гаточка. Это самое большое село в Елецком районе. В селе Казаки есть храм, который построен в XVI веке. О нём упоминается в старинной выписке на земельные казацкие владения 1592-93 годов, где отмечается, что в нём было три престола: Вознесения, Георгия Победоносца и Толгской Божьей Матери. В XVIII веке появился кирпичный собор. Перед войной (в конце 30-х годов XX века) церковь была взорвана, колокол сняли и разрубили на части на металлолом. Иконы хотели сжечь власти, а люди разобрали и унесли по домам. Вначале церковь пытались сжечь, но она не загорелась. Затем сделали подкоп и пытались взорвать. С церкви упал только крест. В 1942 году в здании забивали скот, потом был табачный и зерновой склад. После войны все разрушили и растащили. Но ни люди, ни время не смогли разрушить стены храма. В селе всегда уделялось и уделяется достаточное внимание вопросам образования. Обучение детей в селе Казаки проводилось уже в середине XVIII века — о школе упоминается в документах 1866 года. Двухклассная церковно-приходская школа находилась возле храма в двухэтажном здании: низ каменный, верх деревянный. Восстановление храма началось лишь в начале 1990-х гг. Там, где сейчас красуется колокольня, зияла огромная дыра. На месте трапезной части был двор: кругом грязь, голубиный помёт… В 2019 году была возведена колокольня. Есть в Георгиевском соборе удивительные иконы-святыни. Одна из них – образ Божией Матери «Помощница в родах». Она «пришла» в храм в 2008 году, пожертвовала святыню семья Рябцевых. В 1930-х годах её из Талицкого храма принесли на себе в эту семью, спасая от уничтожения . Внизу иконы есть две надписи. Одна давняя: «Написана в 1901 году на Святой Горе Афонской в скиту пророка Илии при архимандрите Гаврииле с братией». Другая – нашего времени: «С благодарностью от исцелившейся после тяжёлой болезни хранительницы иконы». Эта святыня явила чудеса, большая часть которых связана с деторождением. Удивительна история иконы Божией Матери «Троеручица». Один из благотворителей храма Евгений Владимирович Щепелёв обнаружил как-то во дворе родительского дома непонятную «жестянку», скомканную и потемневшую. Когда стал разворачивать находку, понял, что это оклад с иконы. После реставрации, серебрения и золочения оклада для него была написана икона Божией Матери «Троеручица». Так, чудом, буквально из небытия, вернулась святыня в храм. Свою чудесную историю хранит икона святителя Иоасафа Белгородского, написанная на металле. Откуда она пришла в Георгиевский храм, доподлинно неизвестно. Скорее всего, лик находился на входных вратах какой-то другой церкви. Но теперь этот редкий образ прибывает в Казаках, ведь и сам Иоасаф Белгородский происходил из казачьего рода.

http://sobory.ru/article/?object=17261

В 1862 г. «…эта церковь любительницею благолепия храмов Божиих игумниею Еликонидой Муратовой была поновлена и украшена…». При этом было нарушено единство, колорит наполнился новыми яркими красками. Роспись с некоторыми утратами сохранилась и до наших дней, со времени начала служения храма после почти столетнего перерыва фрески проявляются. Освящение церкви в честь патрональной иконы рода Романовых не случайно. Род Шестовых, родителей инокини Марфы, берет свое начало на угличской земле. На территории Воскресенского монастыря Углича было родовое кладбище Шестовых. Сама царица Ксения Романова говорила: «Углич – мое малое Богомолье». Игумения Исмарагда пишет по этому поводу: «…Феодоровская икона Богоматери, служащая храмовым образом, древней и очень высокой греческой иконописи.Икона – точный список с чудотворной Костромской Феодоровской иконы Богоматери. с которого времени находится в обители эта благоговейно чтимая местно икона, на это не имеется никаких письменных данных; по устному преданию прежних стариц-монахинь известно, что она будто бы современна возобновлению монастыря. Не государыня ли великая старица Марфа Иоанновна Романова пожаловала между прочими святынями и сию икону, пред которою она благословила и пред которой вручила Богоматери судьбу своего сына Михаила Федоровича, избранного на царство…». Исследователь угличских древностей А. Н. Ушаков в 1891 г. в своей книге описал факт заступничества Божией Матери: «…16-го августа, в день праздника Феодоровской Божией Матери, вокруг монастыря совершается крестный ход, установленный по особому усердию игумении Измарагды в 1871 году, когда свирепствовала в городе холера, монастырь был избавлен от болезни…». Сегодня Федоровский храм внешне приведен в порядок, проведены реставрационные работы, предполагается восстановление колокольни. Богоявленский соборный зимний храм В середине XIX в. Богоявленский монастырь стал одним из богатейших и крупнейших монастырей Ярославской епархии. Его территория постоянно расширялась, строились новые здания. Богоявленский собор – самый внушительный и крупный храм обители и всего Углича. Его построили в 1843-1853 гг. по проекту известного архитектора К.А. Тона в модном тогда русско-византийском стиле. «…Между всеми зданиями монастыря по внешнему благоустройству первенствует Богоявленский соборный храм, с приделами с правой стороны в честь Толгской иконы Богоматери, с левой в честь святителей Николая чудотворца и Иоанна Милостиваго. по своей красоте храм – лучшее украшение монастыря и города, равно как и по своей громадности это высочайшее из всех зданий Углича…». Для насельниц монастыря строительство этого храма стало настоящим подвигом – они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игумения Еликонида, ставшая инициатором строительства.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Георгиевская церковь оставалась деревянною до начала XVIII в., но около 1700 г. начали строить каменную об одной главе и наружный вид ее сохранился до сего времени тот же самый. Вместе с колокольнею она замечательна по своей архитектуре. Она окончена постройкою и освящена в царствование Петра Великого в 1702 г. при нижегородском митрополите Исаии иждивением купца Пушника, жившего на месте нынешнего архиерейского дома. Престолов в ней три: главный – во имя св. вмч. Георгия; другие два придельные в трапезе: по правую сторону – св. Иоанна Златоуста, по левую - св. Симеона Богоприимца и муч. царицы Александры. Кроме двух этих приделов был еще третий «во имя Пресвятой Богородицы честные иконы ее, именуемая Толгская», пристроенный снаружи настоящего храма с северной стороны прихожанином купцом Пачкуновым, на память избавления его из плена от турок. Но сей придел по распоряжению высшего начальства в 1836 г. разобран, потому что был построен не согласно с планом. Внутренность Георгиевской церкви соответствует ее наружности по своему благолепию и по резным иконостасам. Они сначала позолочены были на масле, а в недавнее время перезолочены вновь на полимент червонным полузолотниковым золотом. Особенное внимание обращает на себя резной иконостас в главном храме. Он состоит из шести ярусов и занимает не только восточную сторону храма, отделяющую алтарь, но в размере простирается по всем другим стенам храма. Из вещей церковных более замечательны: - Одигитриевская икона Божией Матери в сребропозлащенном и богато украшенном жемчугом и каменьями окладе. По письму икона должна относиться, по крайней мере, к началу XVI в. В 1665 и 1772 гг., когда Нижний Новгород страдал от моровой язвы, икона Одигитриевская особо прославлена была чудесами: с этого времени учрежден крестный ход из Нижегородского кафедрального собора в Георгиевскую церковь 28 июля. К этой чудотворной иконе прибегали с усердною молитвою в Нижнем Новгороде и во время холеры, бывшей тут в последние годы. По чувству особого благоговения пред нею и теперь служат молебны не только в церкви, но и в домах, а в праздничные дни, после ранней литургии, во весь год читается акафист Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=32758

Два каменных четырехугольных столба, поддерживающие своды и купола церкви, обставлены иконостасом с драгоценными образами. На одном из этих столбов находятся: образ Толгской Божией Матери, написанный гробовым иеромонахом Амфилохием, и келейный – св. Димитрия с изображением Ватопедской Божией Матери. Эта икона перевезена была святителем Димитрием в Ростов вступлении его на митрополию. На другом столбе помещена икона Пресвятой Богородицы Боголюбской с изображением на ней Ростовских чудотворцев; с ней встретили св. Димитрия ростовские граждане в 1702 г. Как эта икона, так и келейная, в день погребения св. Димитрия были перенесены вместе с телом его в монастырь. На северной стороне храма, вблизи алтаря, находится гробница св. Иакова. При первоначальном устройстве храма митрополитом Ионой над гробницей святителя находился каменный арксолий, подобный открытому в 1884 году в Успенском соборе над древним гробом св. Леонтия 7 ; но в 1779 году арксолий был разобран и вместо его поставлена деревянная резная сень, уничтоженная в 1845 году. Над гробом св. Иакова сделана графиней Орловой-Чесменской серебренная рака ценой в 9276 руб.; на боках ее вычеканен суд св. Иакова над блудницей и другие чудеса святителя, вместе с тем позолоченными буквами написаны на ней краткие сведения житии. Близ южных врат стоит небольшая деревянная витрина с ковчегом, заключающим в себе частицы святых иноков, избиенных в обители св. Саввы. Этот ковчег пожертвован в монастырь знаменитым Ростовским митрополитом Арсением Мацеевичем в 1758 году 8 . У юго-западного угла в великолепной серебренной раке под такой же сенью открыто почивают мощи св. Димитрия митрополита Ростовского. Рака сделана в виде гробницы – совершенно гладкая и только на серебренной тяжелой крышке ее находится архиерейские принадлежности: митра, посох, дикирий и трикирий. Внутри рака обита малиновым бархатом, в нее поставлен кипарисный гроб, вмещающий в себе уже тот деревянный, в котором были обретены мощи святителя. Он обит белым гладким атласом и позументом. Мощи святителя Димитрия почивают в полном архиерейском облачении.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Тихвинский монастырь имеет различные святыни. Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Почитаются в обители также Владимирская, Толгская иконы Богородицы, икона священномученика Харлампия, мироточивый образ Архистратига Божия Михаила. Имеются в монастыре и частицы мощей Святителя Тихона Патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, священномученика Иллариона. Мироточили иконы в течение нескольких лет. В 2005 году мироточила икона Архангела Михаила и Сергия Радонежского, в 2007 году замироточил образ Николая Мирликийского, находящийся в храме. В 2008 году в трапезной монастыря замироточили большие образа Божией Матери и Иоанна Крестителя. Монастырь ежегодно 31 октября организовывает крестный ход по Цивильску, до городского Троицкого собора в память об освобождении города Цивильска от войск Стеньки Разина. Кроме большого крестного хода в монастыре совершается т. н. Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Он совершается ежедневно ближе к вечеру и сопровождается молитвами и несением Державной иконы Богородицы. По данным на апрель 2009 года в монастыре проживало 38 насельниц, в их числе: 5 мантийных монахинь, 1 схимонахиня, 5 инокинь, 5 рясофорных послушниц, 20 послушниц. Но в монастыре неизбежно происходит ротация кадров, поэтому данные могли измениться. При монастыре существует приют милосердия, где пожилые насельницы живут в непрестанном чтении Псалтири. В данный момент в монастыре под чутким руководством настоятельницы монахини Нины ведутся работы по восстановлению монастырского комплекса. Служители монастыря: Глава: До 1720-х гг. неизвестны Схимонахиня Игуменья Феодора Приблизительно с 1725 - 1729 г. Игуменья Пелагея 1729 – 1737г. Игумен Иосиф 1737 - 1739г. Игумен Боголеп 05.02. 1739 - ? Архимандрит Варлаам ? - 1744г. Архимандрит Симеон 16. 03. 1744 - ? Игумен Иосиф 17. 09. 1778 – 1781г. Иеромонах Епифаний 04. 02. 1781 – 1787г. Иеромонах Владимир 18. 06. 1787 – март 1791г. Иеромонах Аполлоний 1791 - ? Иеромонах Феоктист ? – ум. 1818г. Иеромонах Самуил 1818 – 1821г. Иеромонах Августин февраль 1821 – сентябрь 1823г. Иеромонах Савва сентябрь 1823 – 1831г. Иеромонах Елевферий 1832 - ? Иеромонах Епифаний ? – 12. 12. 1861г. Иеромонах Илларион 1862 – 1870г. Игуменья Херувима март 1871 – 07.12. 1896г. Игуменья Антония 03. 03. 1897 – 1909г. Игуменья Асенефа (Миланова) 08. 04. 1909 – 1927г. Игуменья Агния (Яковлева) 06. 10. 1998 – 20. 05. 2004г. Монахиня Нина (Волкова) 2004г.

http://sobory.ru/article/?object=05010

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010