Из Альманаха «Православный Собеседник» 2008 г: В. Мухин «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия». - Изд-во КДС, Казань, 2008 г. Церковь Ильинская одна из бедных забулачных казанских церквей. Она не раз подвергалась опустошительным пожарам в 1749 и 1815 гг. и после пожаров, по бедности и малочисленности своих прихожан, долго оставалась в запустении, поэтому ее не раз закрывали. В пожаре 1815 г. церковь обгорела внутри и снаружи, книги богослужебные и приходорасходные сгорели; всего сгорело на сумму 14 930 руб. От пожара были спасены некоторые ценные вещи церковной утвари и иконы. В последний раз Ильинская церковь обгорела в 1859 г. Ильинская церковь каменная, с каменною же колокольнею и с деревянною с двух сторон оградою. Когда и кто устроил каменную Ильинскую церковь – неизвестно, но до пожара 1749 г. она была еще деревянною. Можно предположить, что каменною она устроена во второй уже половине XVIII ст. Таким образом, когда Н. Баженов в своей казанской истории (ч. 11, стр. 68) говорит, что церковь Ильинская построена при Елизавете Петровне, то следует разуметь не первоначальное построение Ильинской церкви, а только устройство каменной церкви. Престолов в ней два: главный в холодной церкви – во имя пророка Божия Илии Фесвитянина, а в трапезе теплой придельный – во имя Толгской Божией Матери. Церковь значительно оправлена и благоукрашена благодаря заботам приходских священников В. А. Кремкова и А. И. Кроковского и церковного старосты Грободелателева. Трапеза вновь окрашена внутри масляною краскою маляром Курицыным; в ней устроена новая круглая печь, обтянутая листовым железом. Иконостас в трапезе также исправлен. В настоящей холодной церкви тот же Курицын отделал стены зеленою краскою под мрамор и написал на западной стене три картины: Вознесение пророка Илии на небо, Исцеление сына сунамитянки и Принесение жертвы на Кармиле. Иконы в иконостасах большею частью бедной, не искусной работы. Из древних икон уважаются: в трапезе местная икона Толгской Божией Матери, св. Николая чудотворца и Трех святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа, пред последнею иконою часто заказывают служить молебны черемисы, приезжающие в Казань на базар. На окне трапезы, в киоте за стеклом, деревянное резное распятие с резными же предстоящими. Эта икона была когда-нибудь или в часовне, или наверху иконостаса.

http://sobory.ru/article/?object=32863

Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге. В 1870-е годы Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт. В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око». В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным. В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей. Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советское период его храмы использовались под складские помещения. В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. в октябре 2010 года монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни. Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. Богоявленский Собор женского монастыря, храмы Федоровской и Смоленской иконы Божией Матери снова принимают всех верующих, желающих преклонить колена перед чудотворными иконами и мощами святых, которыми славятся они далеко не только за пределами города Углич, но и за пределами Великой Руси.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

На конференции также прозвучали доклады, посвященные истории русского монашества. Насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Макарий (Веретенников) рассказал о монастырях в XVI веке, настоятельница монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове Великом игумения Афанасия (Силкина) — об особенностях женского монашества. Доклады о разных периодах жизни Толгского монастыря, его святынях и насельниках были подготовлены сестрами обители, ярославскими учеными, научными сотрудниками музеев. Выступавшие особо отмечали положительный опыт взаимодействия Толгской обители с государственными учреждениями. В завершение работы конференции игумения Варвара пригласила всех желающих посетить Толгскую обитель и принять участие в экскурсионной программе. Толгский Ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгской иконы), ставшей главной святыней обители. В 1987 году после почти шестидесяти лет закрытия вновь открыт как женский. В 1862 г. в Толгском монастыре побывал святитель Игнатий (Брянчанинов), отец современного иночества, чьи мощи были обретены в 1988 г. в Николо-Бабаевском монастыре и перенесены 26 августа того же года в Толгскую обитель. В 1913 г. Толгский монастырь посетил российский император Николай II с августейшим семейством, а в 1914 г. состоялось празднование 600-летия со дня основания монастыря. В 1928 г. монастырь был закрыт, в нем была размещена детская колония. 7 декабря 1987 г. при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Пимене монастырь был официально передан Русской Православной Церкви и стал первым вновь открытым женским монастырем в РСФСР. В 1994 г. отмечалось 680-летие обители. В 2003 г. из художественного музея монастырю была передана Толгская икона Божией Матери. В 2008 г. Председатель Правительства России В.В. Путин подписал распоряжение о передаче всех монастырских зданий из аренды в собственность монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/3625765.ht...

Среди почетных гостей находились епископ Павел Ферсхурен из Римско-Католической Церкви в Финляндии, д-р Аймо Т. Николайнен, епископ Хельсинской епархии Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, министр просвещения Финляндии Христиан Гестрин и другие официальные лица. Поздравительные телеграммы были получены от Патриарха Московского и всея Руси Пимена и от архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии д-ра Мартти Симойоки. В новом соборе много привезенных со «старого» Валаама икон Пресвятой Богородицы, среди них – Казанская, Толгская, Тихвинская и Смоленская. Иерусалимскую икону Божией Матери написал в 1901 известный московский иконописец В. П. Гурьянов. С левой стороны, у солеи, рядом с Голгофой, висит в киоте Валаамская икона Божией Матери, работа монастырских мастеров конца XIX века. Эта икона почиталась на «старом» Валааме; ее празднование, установленное в 1988, приходится на 7 августа. В особом киоте хранится драгоценная святыня Финляндской Православной Церкви – чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая была, по преданию, привезена в конце XIV века прп. Арсением Коневским с Афона. Икона – двухстороннего письма, на ее обратной стороне изображен Нерукотворный Спас. Трехъярусный иконостас главного придела собора сделан из сосны и местами украшен резьбой. В нем находятся, в основном, старые иконы. Новые написал талантливый иконописец Петрос Сасаки, православный японец, проживающий в Финляндии. Царские врата происходят из одного из храмов старого Валаама. Снаружи белое однокупольное здание собора украшают мозаики: над входом помещена композиция «Преображение Господне» художницы Инны Коллиандер, в нише на северном фасаде – мозаичная икона прпп. Сергия и Германа Валаамских работы Юрия Митрошина. На высокой звоннице, которая составляет с храмом одно целое, висят двенадцать колоколов. После постройки собора монастырь стал быстро расти и расширяться. В 1979 были построены кельи для монахов, затем – здание гостиницы и паломнический центр. В 1984 освящен корпус, построенный при государственной поддержке, где разместились библиотека, архив и мастерская для консервации и реставрации икон.

http://sobory.ru/article/?object=07557

При монастыре существует приют милосердия, где пожилые насельницы живут в непрестанном чтении Псалтири. Также при обители действует Воскресная школа. Монастырь ежегодно 31 октября организовывает крестный ход по Цивильску, до городского Троицкого собора в память об освобождении города Цивильска от войск Стеньки Разина. Кроме большого крестного хода в монастыре совершается т. н. Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Он совершается ежедневно ближе к вечеру и сопровождается молитвами и несением Державной иконы Богородицы. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Тихвинский монастырь имеет различные святыни. Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Почитаются в обители также Владимирская, Толгская иконы Богородицы, икона священномученика Харлампия, мироточивый образ Архистратига Божия Михаила. Имеются в монастыре и частицы мощей Святителя Тихона Патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, священномученика Иллариона. Мироточили иконы в течение нескольких лет. В 2005 году мироточила икона Архангела Михаила и Сергия Радонежского, в 2007 году замироточил образ Николая Мирликийского, находящийся в храме. В 2008 году в трапезной монастыря замироточили большие образа Божией Матери и Иоанна Крестителя. Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Тихвинская " - 9 июля Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи Собор Всех Святых - первое воскресенье после Дня Святой Троицы Харалампий Магнезийский, священномученик - 23 февраля Как добраться [ править править код ] Адрес: 429900, Чувашская Республика, г.Цивильск, ул. Пролетарская, 1 Телефон: +7 (83545) 2-11-42 Электронная почта: tihvinskiy_m@bk.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Божественная Литургия - будни: 7:30; суббота, воскресенье и праздники: 8:00; Вечернее Богослужение — 16:00; Водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — по четвергам, по окончании Литургии; Молебен с акафистом священномученику Харалампию — по пятницам, по окончании Литургии;

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинский_Бог...

Файл 9680.jpg:   Размер: 932x1200, 1.12 MPix, 271 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (134) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Ростовские святые (снизу вверх справа нелево): свтт. Леонтий, Игнатий, Иаков, Исаия, прп. Авраамий, св. Исидор, прп. Петр перед Богоматерью. Рисунок (прорись с иконы). Русь. XVII века. ГРМ, ПМ-1175. Ретушировано. Файл 9681.jpg:   Размер: 864x1200, 1.04 MPix, 326 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (127) , (3) . Описание: [Сольвычегодск. 1650-1660-е.] " Ростовские святые " (Свт. Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков Ростовские и Стефан Пермский). Шитая пелена. Сольвычегодск. 1650-1660-е гг. 39 х 30. Вклад Г.Д. Строганова в нижегородский Преображенский собор. С 1924 г. в НГИАМЗе. Файл 9682.jpg:   Размер: 967x1200, 1.16 MPix, 229 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (117) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Богородица с предстоящими Ростовскими чудотворцами. Русь. Конец XVII в. 32 х 23. Из собрания А.А. Титова. В 1921 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 9684.jpg:   Размер: 979x1200, 1.17 MPix, 248 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (125) , (2) . Описание: [Россия. XVIII.] Ростовские чудотворцы (Изображены: 1 ряд/слева направо/: свтт. Иаков., Исаия, Леонтий, Игнатий, Феодор. 2 ряд: прпп. Петр, Авраамий, свв. Исидор, Иоанн.) Икона. Россия. XVIII век. Церковь Толгской иконы Божией Матери в Ростове Великом. Файл 9685.jpg:   Размер: 885x1200, 1.06 MPix, 147 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (2) . Описание: [Россия. XIX.] Ростовские святые с архид. Стефаном и вмч. Димитрием в молении перед Владимирской иконой Богородицы. Икона. Россия. 1-я четверть XIX в. 71.5 х 57. Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 9686.jpg:   Размер: 958x1200, 1.15 MPix, 255 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (171) , (5) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

http://pravicon.com/icon-2799

Тут Трифон вспомнил, где оставил его ночью, и поведал о совершившемся. В поисках жезла его слуги переправились через реку и нашли в лесу стоявшую между деревьев икону Богоматери, а под ней — жезл. С ним они вернулись к Трифону и поведали о чудесной находке. Уже все вместе они вернулись к иконе, и архипастырь понял, что это и есть та самая икона, которая в великой славе явилась ему ночью. Епископ Трифон заплакал от радости и пал на землю перед святыней. Эта радость тронула и сердца всех его спутников, которые не могли сдержать своих слез от умиления. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь на этом месте. Сам Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и спутники архиерейские. В то же утро весть о случившемся достигла и Ярославля. Многие жители возжелали внести свою лепту в это Богоугодное дело и поспешили на помощь трудившимся. К полудню того же дня постройка церкви была окончена, а к вечеру святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день ее явления — 8 (21 н. ст.) августа. В тот же день он благословил быть при церкви мужской обители и поставил там игумена. Так милостию Божией Матери и Промыслом Божиим в один день был построен и освящен храм, а также положено начало Толгской обители. Неисчислимы милости, явленные Пречистой Владычицей Богородицей, притекающим с молитвой к Ее чудотворной Толгской иконе, осеняющей Вышним покровом северные пределы земли Русской. С Толгской иконы Божией Матери сделано множество списков, которые разошлись по разным уголкам Святой Руси. Один из них находился в Нежинском девичьем монастыре до самого его закрытия в начале ХХ века. После упразднения обители чтимый образ Пресвятой Богородицы пребывал на хранении у сестер, которые на то время были выселены из монастыря. Последующее местонахождение иконы неизвестно. В 1998 году Нежинский женский монастырь вновь был открыт, а в 2000 году в жизни обители произошло знаменательное событие.

http://azbyka.ru/palomnik/Толгская_икона...

По пути к Романову процессия идет правым берегом Волги только до села Иваньково, где, переправляются через реку, продолжает остальное шествие все левым, встречаемая и сопровождаемая в каждом селе от местных церквей крестным ходом. И первую из таких встреч делает Толгский первоклассный монастырь: братия в полном облачении, при колокольном звоне, выходит за святые ворота и, приняв здесь икону, приносит в соборный храм: и оттуда, по совершении молебного пения, провожает опять до места встречи. Дальнейший путь лежит через села: Песошное, Пазухино, Воздвиженское и Устье. Отсюда, после ранней Литургии, в сопровождении крестного хода, несут ее через села Новое и Пищалево до села Пшеничища. Принесение иконы в г. Романов приурочивается обыкновенно к воскресному дню. Духовенство и граждане для сретения древней святыни, осенявшей некогда город их, исходят с крестами и хоругвями за версту от заставы и провожают икону в собор к поздней литургии, а потом с крестным же ходом в Казанскую приходскую церковь, где икона эта со времени перенесения ея из г. Тетюшь пребывала 21 год до перенесения в Ярославль в 1609 году, во время литовского разгрома. В этом храме икона за исключением крестных ходов и принятия ея в домы граждан, пребывает три недели... По прошествии трех недель со времени принесения иконы в Романов, следующий затем воскресный день, частный крестный ход из Казанской церкви сопровождает святыню после ранней литургии в собор к ожидающему там духовенству всего города и многочисленному собранию народа. После поздней литургии и молебна Богоматери, всеградский крестный ход, при колокольнем звоне всех церквей, сопутствует иконе до берега Волги и, совершив здесь последнее молебствие, отпускает святыню на другую сторону реки. Там в виду прощальной процессии вступает на берег Волги другой крестный ход из храмов Борисоглебска. Река покрывается множеством лодок, из которых одне плывут за паромом, где находится святыня, другие на встречу к ней, третьи окружают паром. Благоговейные богомольцы с того и другого берега – одни провожают взорами, другие встречают Заступницу усердную. Встречная процессия, приняв с парома икону, провожает ее в собор Борисоглебский, в котором тотчас, по принятии иконы, начинается Литургия. В Борисоглебске икона находится две недели. В следующее воскресенье совершается с нею и с Образом Спасителя общий крестный ход вокруг города.

http://pravoslavie.ru/30885.html

Община пользовалась помощью и вниманием императоров Александра III и Николая II. Одним из благотворителей обители был святой правоверный Иоанн Кронштадтский , посетивший обитель в 1894 году. В 1899 году на земле, выделенной обители, был построен первый храм, освященный в честь Преображения Господня, и пустынь приобрела название Преображенской. Старшей сестрой в пустыни была схимонахиня Иоанна (Наталья Борисовна Мансурова). Вскоре, в январе 1902 году, община была преобразована в Рижский Троице-Сергиев общежительный монастырь. Обитель придерживалась правил московских общежительных монастырей. При помощи благотворителей началось сооружение монастырского храма, детского приюта, зданий для насельниц. Вскоре на монастырском попечении находился сиротский приют, монастырская школа, приют для престарелых, бесплатная столовая для бедных. При обители действовали свечной завод, иконописная и швейная мастерские. До Первой мировой войны в обители существовало пять храмов, среди них храм в честь преподобного Сергия (1893 год). Ежегодно в обитель из Псково-Печерского монастыря приносили икону Божией Матери «Умиление». Икона находилась в монастыре с 8 сентября по 5 октября. В русско-японскую войну обитель помогала семьям, потерявшим своих кормильцев, на территории обители был организован госпиталь. В годы Первой мировой войны Рижский Троице-Сергиев монастырь и Преображенская пустынь были эвакуированы в Иверский Выксунский монастырь в Нижегородской губернии. После окончания Первой мировой войны сестры по благословению игумении Сергии стали возвращаться в родную обитель. Сюда же приехали сестры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, и привезли с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. Эта икона теперь почитается не только сестрами Рижского монастыря, но и православными всей Латвии. В 1917 году обитель пытались закрыть. После образования Латвийского государства и национализации ряда владений Рижского монастыря сестры ревностно принялись за восстановление обители, возрождение благотворительной деятельности.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Близкая духовная связь сложилась у Рижской обители с Псково-Печерским монастырем, из которого ежегодно в обитель прибывала чудотворная икона Божией Матери «Умиление» (список с иконы до настоящего времени находится в церкви преподобного Сергия Радонежского). Монастырь содержал детский приют и школу при нём, богадельню, кухню-столовую для бедных, раздававшую до 200 бесплатных обедов в день. Средства зарабатывались монахинями самостоятельно выпечкой просфор, рукоделием, иконописанием, шитьем священнических облачений и изготовлением свечей для приходов. В 1915 году в период первой мировой войны монастырь был эвакуирован под Новгород, в Савво-Вишерский монастырь. Вместе с насельницами Преображенской пустыни число сестер достигло 200 человек. 21 мая 1918 года митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) было разрешено «принять на службу в Новгородскую епархию весь состав сестёр Рижского Троице-Сергиева монастыря». После окончания Первой мировой войны часть монахинь вернулась в Ригу. В то же время в обители поселились сёстры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, принеся с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. В 1936 году в монастыре было отведено помещение под резиденцию митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона). В 1941—1944 годах там жил Экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский). Вторая мировая война и немецкая оккупация Латвии принесли монастырю новые испытания, но и в это время монастырь не закрывался. При отступлении гитлеровцев из Риги монахинь побуждали к эвакуации в Германию, угрожая насильственным вывозом, но они категорически отказались. При советской власти у монастыря были изъяты часть земли и строений, а в 1960 году власти приняли решение о перемещении всех монахинь из Риги в Преображенскую пустынь. В 1962—1964 годах монастырь находился фактически на «осадном положении». В настоящее время в монастыре проживает 140 сестер. С 1998 года накануне праздника Преображения Господня из монастыря в Пустынь совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть». Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троице-С...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010