Блаженный Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский чудотворец, подвизался в юродстве Христа ради, не имея ни дома, ни какого-либо другого пристанища и на протяжении почти всей своей жизни проживал в церковных папертях и только иногда отдыхал у своего наставника Петра - священника соседнего храма Всех Святых. Общался он только с этим священником и с одной благочестивой престарелой вдовой. Скончался 3 сентября 1580 года (по другим источникам в 1581-м году). Всехсвятский священник и вдова погребли его за городом в деревянном храме святого Власия в Заровье. Кончина блаженного ознаменовалась страшной бурей, молнией и громом. Несмотря на столь грозные для ростовцев знамения, вскоре народ стал называть его Милостивым, " ради получаемых от него исцелений " , происходивших возле его могилы. Спустя некоторое время в Толгской церкви была установлена рака, куда торжественно были перенесены мощи этого человека. Над ними была повешена специально написанная икона, с изображением сцен жития святого Иоанна. Рака украшена изящными барочными клеймами, на которых также изображено житие святого, выполненное в технике чеканки, гравировки и литья. Имеющаяся при раке икона написана в XVIII веке: на ней изображён Иоанн с посохом и в рубище, держащий в руке свиток. Над ракой находится деревянная резная сень, которая ажурно украшена витыми колоннами, волютами и вензелем " И " и " М " . При жизни святой Иоанн был прозван Власатым. Жития, написанные достаточно поздно, объясняют это тем, что блаженный имел " власы на главе велики " , что нашло отражение и в его иконографии. Но вполне возможно, что данное наименование содержит в себе указание на место его подвигов - храм святого Власия, в котором блаженный Иоанн и был погребён. Церковь, где сейчас почивают мощи этого угодника Божия, построена в 1760-х годах на народные пожертвования и являлась приходской. Главный престол посвящён Толгской иконе Богородицы, одной из самых чтимых святынь Ярославской епархии, явленной под Ярославлем в XIV веке. Придел освящён во имя Собора Иоанна Крестителя и священномученика Власия Севастийского. Такое двойное посвящение сохранило память о более древних храмах святого Власия в Заровье и Иоанна Предтечи, некогда находившихся поблизости.

http://sobory.ru/article/?object=00600

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://sedmitza.ru/text/476226.html

Но проблемы взаимоотношений с государственными учреждениями охраны памятников истории и культуры в Ярославской епархии ведь не ограничиваются только Спасо-Преображенским собором. В музей-заповедник также входит и Ильинский храм, - тоже большой вопрос. У нас есть договоренность с музеем о проведении богослужений в этом храме в течение летнего периода. Но в то же время билеты на посещение Ильинского храма музеем проданы аж на два года вперед, поскольку основная масса туристов к храму прибывает с речными круизами по Волге. Но, в целом, вопросы совместного использования и Свято-Ильинского храма, и самого Спасо-Преображенского монастыря вполне решаемы. Священник Алексий Уминский: — Владыка, на территории Ярославской епархии очень много объектов туризма и паломничества. В некоторых храмах, как Вы сказали, поток туристов не прекращается. Что несут туристы епархии – пользу или вред? Архиепископ Кирилл: - Наверное, скорее, пользу. Сегодняшние туристы становятся все более грамотными людьми, они уже понимают, что во время богослужения в храме разговаривать нельзя, а всю интересующую информацию можно узнать за стенами храма. Туристы гораздо больше и благожелательнее интересуются жизнью Церкви, чем это было раньше. К примеру, на территории епархии действует Толгский монастырь, который является и сосредоточением монашеской жизни, молитвы, и центром туризма. Священник Алексий Уминский: — Восстановленный храм или преображенный после разрухи монастырь, конечно же, притягивает и туристов, и паломников. Но, с другой стороны, большой наплыв людей может создать свои проблемы для насельников такого монастыря. Давайте посмотрим сюжет о Толгском монастыре. Сюжет: «Толгский монастырь» Толгский монастырь – жемчужина Ярославской земли. Он старше Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой Лавры. Почти 700 лет назад на берегу речки Толги епископу Трифону явился образ Пресвятой Богородицы с Младенцем. На следующий день на этом месте монахи нашли икону Матери Божией и основали монастырь. Чудотворная икона исцеляла больных, избавляла Ярославль от врагов, изгоняла чуму. После разграбления монастыря в 1928 году икону отправили в музей, а сам монастырь чуть не погиб под водами водохранилища. Лишь близость многотысячного Ярославля заставила проектировщиков перенести сооружение водохранилища под Рыбинск.

http://sedmitza.ru/text/398332.html

Вслед за этим екклисиарх Агафон пробудился и, удивляясь слышанному им во сне, поспешил к церковному сосуду для елея: как велика была его радость, когда он нашел его до верха полным! Он немедленно же объявил о своем видении настоятелю Костамонитской обители Илариону и всей братии. Все они пошли осматривать монастырские кладовые и нашли там все припасы в изобилии. Ликовал екклисиарх Агафон, так неожиданно получивший возможность украсить храм лампадами в столь торжественный день для обители, а вместе с ним и братия исполнились великой радости. Во главе со своим настоятелем игуменом Иларионом они провели всю ночь в молитвенном бдении, воспевая чудеса Владычицы Небесной. После этого события в Костамонитской обители чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился екклисиарх Агафон, была названа «Предвозвестительницей». Ныне она помещена в монастырском соборном храме, на стене, с правой стороны. Перед ней со времени чудесного события в Костамонитской обители горит неугасимая лампада. Кроме этого чудотворного образа Богоматери, есть еще две св. иконы Богородицы, носящие также наименование «Предвозвестительницы»: «Живоприятная» на Афоне и Акафистная — Зографская. Сведения о первой из них помещены под 21 числом января месяца, а о второй — под 10 октября. 2 августа Хиленская икона Хиленская икона Божией Матери, как значится в гравюрах, явилась в 192 году 2го августа. 8 августа Толгская икона Под Ярославлем, на берегу Волги, лежит Толгский монастырь. Обитель эта славится древней чудотворной иконой Богоматери. Чтимый список с этой иконы находится в Нежинском девичьем монастыре. В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Феодорович, явилась эта икона при выдающихся обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор, в схиме Трифон, произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля он приказал для ночевки пристать к правому возвышенному берегу реки. В полночь, проснувшись, епископ был поражен ярким светом, проникавшим в его шатер. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в нее впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Он помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошел по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко, на пять локтей над землей, так что нельзя было ее достать руками. Епископ стал со слезами молиться:

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Вскоре после этого невестка, которую муж всячески притеснял, решила покончить с жизнью и уже вышла на задний двор, как вдруг туда же с улицы зашёл неизвестный инок. Он попросил женщину вернуться в дом, найти на чердаке икону, помолиться Божией Матери. «Тогда жить тебе будет хорошо и покойно», — сказал инок и скрылся. Взволнованная невестка обо всём рассказала домашним, на чердаке нашли указанную икону. После молебна перед ней всё семейство зажило в мире. Когда же прервался по мужской линии род Волчаниновых, икону отдали в Смоленскую церковь, находившуюся на самой высокой точке Твери, «на горе». В дни сильных наводнений в этом месте издавна спасались со своим имуществом горожане. Теперь же небесная Хозяйка горы защищала отсюда людей от всех бед. После закрытия храма в советское время икона была утрачена. Сейчас в Твери хранится её чтимый список, написанный в 1994 году. «Аз сплю, а сердце Мое бдит» Икона с редким названием «Недремлющее Око» была известна на Руси в двух вариантах. И оба древних чудотворных образа находились в Ярославской области: один — в монастырской привокзальной часовне в Рыбинске, другой — в Богоявленском монастыре в Угличе. Причём обе иконы были пожертвованы в XIX веке горожанами. Про Рыбинский образ известно, что он был написан в Византии, предположительно в XIII веке. Происхождение Угличского таинственно. А вот чудотворения совершались и у одного, и у другого образа. Судьба икон переплелась удивительным образом. После закрытия многих храмов и монастырей в 20-30-х годах XX века икона из Углича, как и многие другие святыни приволжских городов, хранилась в Толгском монастыре. В наши дни икона была перенесена из Введенского собора этого монастыря в Спасо-Преображенский собор города Рыбинска. Таким образом на сегодня оба списка с иконы Божией матери «Недремлющее Око» оказались в одном соборе. Ну а в названии символически отражено то, что Божия Матерь всегда неусыпно печётся о спасении людей. Об этом же говорит и надпись под Её изображением — цитата из Библии: «Аз сплю, а сердце Мое бдит».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закладка храма была проведена 7 октября 1975, а 5 июня 1977 в воскресенье, в неделю Всех святых, новопостроенный храм был торжественно освящен в честь Преображения Господня. Освящение совершили архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел, епископ Ладожский Марк (Шавыкин), бывший в молодости иноком прежнего Валаамского монастыря, и епископ Питтсбургский и Западно-Виргинский Феодосий из Американской Православной Церкви. Иерархам сослужили: прот. Павел Красноцветов, благочинный приходов Московской Патриархии в Финляндии, прот. Ярослав Шуварский из Чехословакии и многочисленные клирики Финляндской Православной Церкви. Среди почетных гостей находились епископ Павел Ферсхурен из Римско-Католической Церкви в Финляндии, д-р Аймо Т. Николайнен, епископ Хельсинской епархии Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, министр просвещения Финляндии Христиан Гестрин и другие официальные лица. Поздравительные телеграммы были получены от Патриарха Московского и всея Руси Пимена и от архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии д-ра Мартти Симойоки. В новом соборе много привезенных со «старого» Валаама икон Пресвятой Богородицы, среди них – Казанская, Толгская, Тихвинская и Смоленская. Иерусалимскую икону Божией Матери написал в 1901 известный московский иконописец В. П. Гурьянов. С левой стороны, у солеи, рядом с Голгофой, висит в киоте Валаамская икона Божией Матери, работа монастырских мастеров конца XIX века. Эта икона почиталась на «старом» Валааме; ее празднование, установленное в 1988, приходится на 7 августа. В особом киоте хранится драгоценная святыня Финляндской Православной Церкви – чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая была, по преданию, привезена в конце XIV века прп. Арсением Коневским с Афона. Икона – двухстороннего письма, на ее обратной стороне изображен Нерукотворный Спас. Трехъярусный иконостас главного придела собора сделан из сосны и местами украшен резьбой. В нем находятся, в основном, старые иконы. Новые написал талантливый иконописец Петрос Сасаки, православный японец, проживающий в Финляндии. Царские врата происходят из одного из храмов старого Валаама.

http://sobory.ru/article/?object=07791

Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский ( Добролюбов.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Село расположено на пяти холмах, между которых протекают речки Воргол, Хомутец, Гаточка. Это самое большое село в Елецком районе. В селе Казаки есть храм, который построен в XVI веке. О нём упоминается в старинной выписке на земельные казацкие владения 1592-93 годов, где отмечается, что в нём было три престола: Вознесения, Георгия Победоносца и Толгской Божьей Матери. В XVIII веке появился кирпичный собор. Перед войной (в конце 30-х годов XX века) церковь была взорвана, колокол сняли и разрубили на части на металлолом. Иконы хотели сжечь власти, а люди разобрали и унесли по домам. Вначале церковь пытались сжечь, но она не загорелась. Затем сделали подкоп и пытались взорвать. С церкви упал только крест. В 1942 году в здании забивали скот, потом был табачный и зерновой склад. После войны все разрушили и растащили. Но ни люди, ни время не смогли разрушить стены храма. В селе всегда уделялось и уделяется достаточное внимание вопросам образования. Обучение детей в селе Казаки проводилось уже в середине XVIII века — о школе упоминается в документах 1866 года. Двухклассная церковно-приходская школа находилась возле храма в двухэтажном здании: низ каменный, верх деревянный. Восстановление храма началось лишь в начале 1990-х гг. Там, где сейчас красуется колокольня, зияла огромная дыра. На месте трапезной части был двор: кругом грязь, голубиный помёт… В 2019 году была возведена колокольня. Есть в Георгиевском соборе удивительные иконы-святыни. Одна из них – образ Божией Матери «Помощница в родах». Она «пришла» в храм в 2008 году, пожертвовала святыню семья Рябцевых. В 1930-х годах её из Талицкого храма принесли на себе в эту семью, спасая от уничтожения . Внизу иконы есть две надписи. Одна давняя: «Написана в 1901 году на Святой Горе Афонской в скиту пророка Илии при архимандрите Гаврииле с братией». Другая – нашего времени: «С благодарностью от исцелившейся после тяжёлой болезни хранительницы иконы». Эта святыня явила чудеса, большая часть которых связана с деторождением. Удивительна история иконы Божией Матери «Троеручица». Один из благотворителей храма Евгений Владимирович Щепелёв обнаружил как-то во дворе родительского дома непонятную «жестянку», скомканную и потемневшую. Когда стал разворачивать находку, понял, что это оклад с иконы. После реставрации, серебрения и золочения оклада для него была написана икона Божией Матери «Троеручица». Так, чудом, буквально из небытия, вернулась святыня в храм. Свою чудесную историю хранит икона святителя Иоасафа Белгородского, написанная на металле. Откуда она пришла в Георгиевский храм, доподлинно неизвестно. Скорее всего, лик находился на входных вратах какой-то другой церкви. Но теперь этот редкий образ прибывает в Казаках, ведь и сам Иоасаф Белгородский происходил из казачьего рода.

http://sobory.ru/article/?object=17261

В 1862 г. «…эта церковь любительницею благолепия храмов Божиих игумниею Еликонидой Муратовой была поновлена и украшена…». При этом было нарушено единство, колорит наполнился новыми яркими красками. Роспись с некоторыми утратами сохранилась и до наших дней, со времени начала служения храма после почти столетнего перерыва фрески проявляются. Освящение церкви в честь патрональной иконы рода Романовых не случайно. Род Шестовых, родителей инокини Марфы, берет свое начало на угличской земле. На территории Воскресенского монастыря Углича было родовое кладбище Шестовых. Сама царица Ксения Романова говорила: «Углич – мое малое Богомолье». Игумения Исмарагда пишет по этому поводу: «…Феодоровская икона Богоматери, служащая храмовым образом, древней и очень высокой греческой иконописи.Икона – точный список с чудотворной Костромской Феодоровской иконы Богоматери. с которого времени находится в обители эта благоговейно чтимая местно икона, на это не имеется никаких письменных данных; по устному преданию прежних стариц-монахинь известно, что она будто бы современна возобновлению монастыря. Не государыня ли великая старица Марфа Иоанновна Романова пожаловала между прочими святынями и сию икону, пред которою она благословила и пред которой вручила Богоматери судьбу своего сына Михаила Федоровича, избранного на царство…». Исследователь угличских древностей А. Н. Ушаков в 1891 г. в своей книге описал факт заступничества Божией Матери: «…16-го августа, в день праздника Феодоровской Божией Матери, вокруг монастыря совершается крестный ход, установленный по особому усердию игумении Измарагды в 1871 году, когда свирепствовала в городе холера, монастырь был избавлен от болезни…». Сегодня Федоровский храм внешне приведен в порядок, проведены реставрационные работы, предполагается восстановление колокольни. Богоявленский соборный зимний храм В середине XIX в. Богоявленский монастырь стал одним из богатейших и крупнейших монастырей Ярославской епархии. Его территория постоянно расширялась, строились новые здания. Богоявленский собор – самый внушительный и крупный храм обители и всего Углича. Его построили в 1843-1853 гг. по проекту известного архитектора К.А. Тона в модном тогда русско-византийском стиле. «…Между всеми зданиями монастыря по внешнему благоустройству первенствует Богоявленский соборный храм, с приделами с правой стороны в честь Толгской иконы Богоматери, с левой в честь святителей Николая чудотворца и Иоанна Милостиваго. по своей красоте храм – лучшее украшение монастыря и города, равно как и по своей громадности это высочайшее из всех зданий Углича…». Для насельниц монастыря строительство этого храма стало настоящим подвигом – они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игумения Еликонида, ставшая инициатором строительства.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Георгиевская церковь оставалась деревянною до начала XVIII в., но около 1700 г. начали строить каменную об одной главе и наружный вид ее сохранился до сего времени тот же самый. Вместе с колокольнею она замечательна по своей архитектуре. Она окончена постройкою и освящена в царствование Петра Великого в 1702 г. при нижегородском митрополите Исаии иждивением купца Пушника, жившего на месте нынешнего архиерейского дома. Престолов в ней три: главный – во имя св. вмч. Георгия; другие два придельные в трапезе: по правую сторону – св. Иоанна Златоуста, по левую - св. Симеона Богоприимца и муч. царицы Александры. Кроме двух этих приделов был еще третий «во имя Пресвятой Богородицы честные иконы ее, именуемая Толгская», пристроенный снаружи настоящего храма с северной стороны прихожанином купцом Пачкуновым, на память избавления его из плена от турок. Но сей придел по распоряжению высшего начальства в 1836 г. разобран, потому что был построен не согласно с планом. Внутренность Георгиевской церкви соответствует ее наружности по своему благолепию и по резным иконостасам. Они сначала позолочены были на масле, а в недавнее время перезолочены вновь на полимент червонным полузолотниковым золотом. Особенное внимание обращает на себя резной иконостас в главном храме. Он состоит из шести ярусов и занимает не только восточную сторону храма, отделяющую алтарь, но в размере простирается по всем другим стенам храма. Из вещей церковных более замечательны: - Одигитриевская икона Божией Матери в сребропозлащенном и богато украшенном жемчугом и каменьями окладе. По письму икона должна относиться, по крайней мере, к началу XVI в. В 1665 и 1772 гг., когда Нижний Новгород страдал от моровой язвы, икона Одигитриевская особо прославлена была чудесами: с этого времени учрежден крестный ход из Нижегородского кафедрального собора в Георгиевскую церковь 28 июля. К этой чудотворной иконе прибегали с усердною молитвою в Нижнем Новгороде и во время холеры, бывшей тут в последние годы. По чувству особого благоговения пред нею и теперь служат молебны не только в церкви, но и в домах, а в праздничные дни, после ранней литургии, во весь год читается акафист Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=32758

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010