«Дивен Бог во святых Своих...» ( Пс.67:36 ). Их житиями, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжечек, юный Василий буквально зачитывался. Особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников, сподобившихся на земле равноангельного жития. Высота подвига дивного созвездия преподобных иноков, просиявших в первые века христианства, была необычайно близка его светлой душе. Святые Павел Фивейский, Антоний, Макарий и Пахомий Великие , Мария Египетская... Эти имена рождали в отроке трепетное благоговение и радость. Как с живыми, вел Василий с ними мысленные беседы, вместе с ними переживал их непостижимые подвиги и победы. Все более и более возгоралось сердце его любовью ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим – благодатный свет Христов коснулся сердца отрока и он услышал сладкогласное пение Небесное. Уже в ту пору открылся для него чудный таинственный мир, перед которым померкло все земное. В сокровенных глубинах чистой детской души рождается мысль о принятии монашеского, ангельского образа. Однако для ближних это намерение до поры оставалось тайной. Будучи рачительными хозяевами, родители Василия не были привязаны к так называемым материальным ценностям, не имея ни малейшей страсти к накопительству. Удивительная доброта была их отличительным качеством. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», – учит нас Евангелие ( Лк.6:36 ), и верные рабы Божии Николай и Хиония творили дела милосердия, не задумываясь о завтрашнем дне. Они всегда были готовы помочь нуждающимся, приютить у себя странников, обогреть и накормить ближних. Все это не ускользало от внимания пытливого отрока – Василий рос таким же трудолюбивым и сердечным по отношению к ближним. Деревня Вахромеево находилась в 6 верстах от главного приходского села Спасское, входившего в 4-й благочиннический округ Ярославской епархии. Эти места были густо населены и располагались в живописнейшей холмистой местности, щедро украшенной Господом многочисленными рощами и дубравами. Село Спасское выросло на горе при реке Ухре в 75 верстах от Ярославля. В Спасском приходе было два храма: зимний – во имя Преображения Господня с приделом в честь преподобного Кирилла Новоезерского чудотворца, и летний – во имя святителя и чудотворца Николая. Оба храма каменные, прочные. Преображенский был устроен в 1763 году на средства прихожан, а Никольский в 1774 – году стараниями архимандрита Толгского монастыря отца Иринарха. В Спасской церкви находилась чудотворная икона Божией Матери «Знамение». При приходе действовали земская школа, церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. В разные времена деревня Вахромеево насчитывала от 17 до 25 дворов и от 100 до 130 жителей. В деревне имелась искусно украшенная часовня с. 232; 11, с. 259; 12, с. 537].

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

За богослужением молились сестры Толгской обители вместе с настоятельницей игуменией Варварой (Третьяк), жители Ярославской области, многочисленные паломники. По окончании Литургии состоялся крестный ход в кедровую рощу, где была явлена Толгская икона. У часовни на месте обретения образа архипастыри и духовенство совершили молебное пение. Архиереи поздравили верующих с Толгиным днем и преподали прихожанам и паломникам благословение. После Божественной литургии состоялось открытие новой пристани у Толгского монастыря. В церемонии приняли участие помощник Президента РФ, председатель попечительского совета монастыря Игорь Левитин, глава региона Михаил Евраев, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, депутаты Государственной Думы Леонид Слуцкий и Анатолий Лисицын, игумения Варвара, члены попечительского совета обители. «Я хочу прежде всего поздравить прихожан, потому что это все сделано для людей. Для того, чтобы удобно было на великой Волге остановиться и выйти в храм, — сказал Игорь Левитин. — Мы об этом объекте мечтали очень давно, но надо было возрождать обитель. Я хочу поблагодарить губернатора Ярославской области за совместную работу с попечительским советом Толгского монастыря по реализации данного проекта». «Год назад, когда отмечали здесь этот праздник, мы решили, что сделаем новую пристань для жителей и гостей Толгского монастыря, — отметил губернатор Михаил Евраев. — И сегодня благодаря нашей совместной работе здесь появился красивый причал. Паломники приезжают на машинах, на автобусах, приходят пешком и теперь могут комфортно добраться в летний период по Волге. Причал будет удобен для людей, а благодаря установленной подсветке станет еще одним украшением этих мест в вечернее и ночное время. Выполнено благоустройство, которое будет продолжено. Займемся подсветкой объектов со стороны Волги. Необходимо еще сделать стоянку для маломерных судов». После открытия пристани митрополит Вадим освятил новый причал. Затем гости обители совершили небольшую обзорную экскурсию на первом теплоходе, причалившем к новому комплексу.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

К концу XIII и в 1-й четверти XIV столетий возникли еще монастыри: а) в Москве: Даниилов, созданный московским князем Даниилом Александровичем († 1303), и, как некоторые думают, Богоявленский, основанный тем же князем, а оконченный (1304) сыном его — Иоанном Даниловичем Калитою ; б) в Ярославле: Спасо-Преображенский — из прежних, где погребен святой ярославский князь Феодор Черный († 1299) и откуда взят (1311) на Ростовскую епископию архимандрит Прохор, и Толгский, основанный (ок. 1314 г.) в семи верстах от города на месте, где явилась икона Божией Матери епископу Ростовскому Прохору (в схиме Трифону), известная под именем Толгской ; в) в Твери: Отрочь-Успенский, построенный (ок. 1265 г.) отроком, или одним из придворных, тверского великого князя Ярослава Ярославича Григорием; Богородичный на Шеше, из которого (1289) игумен Андрей возведен был на кафедру епископии Тверской, и Архангельский, где встретили жители Твери (1319) тело убитого в Орде своего святого князя Михаила Ярославича ; г) в Юрьеве Польском: Архангельский, в котором погребен (1269) местный князь Димитрий Святославич . Во второй, более легкий период монгольского ига над Россиею, когда достоинство великого князя перешло в Москву и утвердилось в потомстве Иоанна Даниловича Калиты, когда Москва, постепенно возвышаясь над другими городами, сделалась постоянным местопребыванием и Русских митрополитов, средоточием духовной власти, число обителей начало быстро возрастать в средней полосе России, особенно в Москве и ее окрестностях. Сам Иоанн Данилович, едва сделавшись великим князем русским (1328), нарочно отправлял посольство к митрополиту Феогносту, находившемуся тогда в Волыни, чтобы испросить у него благословение на создание Спасского монастыря в Москве. Как большой любитель иноческого жития, князь назначил место для обители на собственном великокняжеском дворе, чтобы постоянно видеть ее, чаще посещать и удобнее иметь общение с ее черноризцами. Через год каменная церковь во имя Спаса-Преображения была уже окончена, монастырь сооружен и в него была переведена архимандрития из Данилова московского монастыря, из Заречья. Первым архимандритом в новом монастыре был Иоанн, «муж сановитый, словесный, любомудрый, учительный и добродетельный», который впоследствии (1346) за свои достоинства поставлен был епископом Ростову. Иоанн Данилович любил свою обитель более всех монастырей, наделил ее иконами, книгами и священными сосудами, постоянно снабжал пищею и одеждою, обогатил вкладами и доходами. Сын его великий князь Симеон расписал монастырскую церковь, и хотя обитель в нашествие на Москву Тохтамышево была предана огню, но вскоре была возобновлена попечением Димитрия Иоанновича Донского и продолжала пользоваться вкладами как великих, так и некоторых удельных князей .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

- Матушка, чем отличается жизнь в Латвии? - В Прибалтике чище - никто не бросит на тротуар бумагу или шелуху от семечек, с Москвой не сравнить. Но в России, конечно, духовнее. Хотя очень много латышей сейчас обращаются в Православие - крестятся. Я не знаю, почему. Многие из них говорят, что находят в Православной Церкви какую-то отдушину. Приходят, ставят свечи, спрашивают, как надо креститься. Правда, у русского населения возникают здесь проблемы в отношении латышского языка, который надо знать " от и до " . Возможно, это коснется и нас. Появились определенные трудности с оформлением виз. - Как к вам относится местное население? - Многое можно услышать. Вообще-то к Церкви, монастырю, верующим они стараются относиться нормально. Но мне приходилось встречаться и с нацистами. Одна латышка мне сказала: " Вот вы, русские, любите в любую страну проникнуть и уютно устроиться - построить свои церкви и монастыри " . Возможно, если бы людям с таким мировоззрением дали волю, они бы нас сразу отсюда убрали. - Нуждаетесь ли вы в какой-либо помощи? - Самое обидное - это то, что сейчас о нашей пустыньке стали забывать. Мы совершенно перестали соприкасаться с Россией. Никто здесь не знает о происходящих у нас чудесах. А ведь у нас мироточат 17 икон: Иоанна Лествичника, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Божией Матери Феодоровской, Толгской, Иверской, Спасителя на амвоне, Распятие Христа и др. В келье архиерея Великим постом обновился черный металлический крест. Как-то келейница захотела его почистить, но как только она прикоснулась к нему, крест мгновенно заблестел: стал желтым, светящимся. Недавно обновилась литография: у нас хранится такая икона под стеклом - Киево-Печерский патерик. Однажды по нему, прямо по середине, прошла белая полоса, как чистый лист бумаги, края же остались желтыми. Сама литография очень старая, от времени стала темно-желтого цвета. Чудес у нас очень много. Когда проезжают по дороге, проходящей вблизи монастыря, многие видят белое сияние. Некоторые свидетели этого чуда даже не знали, что здесь находится монастырь.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200108/11.h...

Подготовил Тихон Сысоев ]. Прокомментированные иллюстрации : Иерусалимский храм, в который вошла Богородица. Макет; Завеса, в вышивке которой, по преданию, участвовала сама Богородица и которая в момент смерти ее Сына на Кресте раздралась надвое (Мф 27:51); Икона праздника с пояснениями; Юная Богородица в храме молится с рукоделием в руках. Живопись; Византийский император Юстиниан, при котором (VI в.) начали отмечать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Иконопись; Хор семинаристов (типичная «семинарская» фамилия «Введенский» давалась представителям духовного сословия с конца XVII в.). Фото; Ярославский Толгский  монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы — один из старейших в России. Основан в 1314 году. Фото//Фома. - – декабрь 2018. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »). Митрополит Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Наша Церковь не хочет быть «антироссийской», так же как и «антигреческой». Она должна быть Церковью Христовой . [Как на действия Константинопольского Патриархата смотрят изнутри Украинской Православной Церкви? Как относятся там к идее автокефалии и каких последствий от решения Фанара опасаются больше всего? Об этом ведется беседа с управляющим делами Украинской Православной Церкви, митрополитом Борисопольским и Броварским Антонием (Паканичем)].  Материал подготовлен редакцией журнала « Фома в Украине ». Фотографии Всеукраинского  крестного хода мира, любви и молитвы за Украину//Фома. - — декабрь 2018. - С.32-36. - (раздел « Вера »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает телеведущая, журналист, актриса, сценарист Алена Горенко //Фома. - — декабрь 2018. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).   Что решил Собор епископов Украинской Православной Церкви .   [Текст постановления, которое принял 13 ноября 2018 года Собор епископов Украинской Православной Церкви]//Фома. - — декабрь 2018. - С.37. - (раздел « Вера »).   Патриарх Кирилл. Я пытался поговорить с Патриархом Варфоломеем от сердца к сердцу . Из ответов на вопросы участников VIII Международного фестиваля «Вера и слово», 30 октября 2018 года, Москва. Заголовок дан редакцией. Фото свящ. Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — декабрь 2018. - С.38-39. - (раздел « Вера »).   Новомученики:  Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномуче ник  Иоасаф ( Боев ). 20.04.1879-10.12.1937. На фото:  архимандрит Иоасаф (Боев). Таганская тюрьма. 1937//Фома. - – декабрь 2018. – С.40-42. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-188...

Поселил меня отец Иосиф на первом этаже, буквально через стенку от той кельи, в которой я жил год назад. А после заселения сразу же потащил меня кормить в перестроенную столовую. Что это было – поздний обед, или ранний ужин, я не знаю, но угощение было очень вкусным! Часы показывали начало седьмого вечера. Перед едой я вручил отцу Иосифу две иконы, которые привез из Москвы: Толгской Божией Матери (в этот год празднуется 700 лет со дня ее чудесного явления, а в Москву привозили чтимый список) и Священномученика Трифона (этот чудесный и сильный святой не раз помогал мне, кроме того, я крещен в храме, где находится его чудотворная икона с мощами); очень мне хотелось, чтобы эти две иконы украсили храм Паломнического центра. Ну а за столом я поведал отцу Иосифу о том, что хочу сегодня поехать на ночную службу в Ватопед, на празднование Благовещения. Отец Иосиф внимательно меня выслушал, но отговаривать или вносить коррективы не стал. Сказал лишь, что ночная служба в Ватопеде это достаточно сложное испытание, там есть два коротких, часовых, перерыва, но во время них возможно лишь только слегка подремать. А подремать мне будет негде – Ватопед переполнен, на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы съехалось очень много паломников и архондарик (гостиница), скорее всего, забит до отказа. Но я все равно был полон решимости: еду на ночное богослужение в знаменитый и намоленный монастырь Ватопед. Единственное, о чем я попросил отца Иосифа – сказать мне как там, в монастыре, можно взять побольше поясков, освященных на Поясе Пресвятой Богородицы. Отец Иосиф повернулся к сидящему рядом за столом Юре и, улыбнувшись, сказал: «Юра, ты сможешь организовать много поясков?». «Да, смогу!» – ответил Юра, одобрительно закивав головой. На том и договорились. Ночная служба в Ватопеде должна начаться в восемь вечера, сейчас уже половина седьмого. Ехать до монастыря минут двадцать, так что у меня оставалось меньше часа на отдых. Я быстро поел, вернулся в келью, но отдыхать не стал, несмотря на то, что усталость уже начинала накатывать на меня волнами. Переоделся, умылся, разложил кое-какие вещи, взял сумку, документы, деньги и пошел к Юре, сказать, что готов ехать. Они с отцом Иосифом до сих пор сидели в столовой и разговаривали. Когда мы с Юрой уже садились в машину, отец Иосиф подошел ко мне и сказал: «Артемий, вы взяли с собой диамонитирион? Возьмите на всякий случай, мало ли!». Я вернулся в келью и взял диамонитирион, хотя на Афоне он нужен уже если только на всякий случай, либо для заселения в монастырь на ночь или на несколько дней. Заселяться я не планировал, однако совету мудрого отца Иосифа последовал, и как потом окажется – не зря!

http://pravoslavie.ru/77728.html

Со слезами умиления епископ начал молиться: «Владычице, Ты призираешь на детей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе?» Изнемогши же, вернулся тем же дивным огненным мостом в свой шатер и до утра заснул. Когда же настало время трогаться в путь, владыка понял, что забыл свой святительский посох на противоположном берегу. И тогда, поведав своим ничего не подозревавшим спутникам о ночном бдении, переправился с ними в заречный лес и узрел стоящую уже на земле икону с лежащим перед нею посохом. Убедившись, что все случившееся в полночь не было сонным видением, архипастырь пал перед явленным образом, а затем взял в руки топор и принялся рубить лес. И пока владыка со своими служителями не выстроили на месте явления Пречистой деревянный храм, в город они не возвращались. Прослышавшие о чуде ярославцы толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения. Прошло более полувека. Вокруг церкви давно уже образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и прослышавшие о чудесах от иконы богомольцы. 16 сентября 1392 года игумен Герман возгласил за утреней обычные слова из богослужебного чина: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и вдруг в тот самый миг из десницы Пречистой начало истекать миро, чье благоухание распространилось по всему собору. Когда же пораженные иноки начали служить молебен по случаю нового чуда, то при пении слов «Владычице, прими молитвы раб Твоих» миро появилось и на левой ножке Младенца. Богомольцы собирали его и разносили по окрестным городам и весям, и всюду толгское миро приносило исцеление больным и скорбным. Однако вскоре деревянные постройки обители погибли в пламени пожара, не устоял от огня и соборный храм. Икону тогда сочли погибшей, и каково же было удивление иноков, когда они узрели невредимую чудотворную, стоящую в ветвях одного из монастырских кедров. Вскоре обитель восстановили. В 1553 году царь Иван Васильевич Грозный проездом посетил Толгу и получил неожиданное исцеление от мучивших его болей в ногах. В знак благодарности государь выстроил в обители каменный собор.

http://pravoslavie.ru/1913.html

Согласно утвержденного проекту и сметы под деревянный сруб церкви был подведен кирпичный цоколь на булыжном фундаменте толщиной в два с половиной кирпича и высотой над землёй 71 сантиметр. Древний деревянный храм " клецкого " типа был осовременен надстройкой над ним деревянного восьмерика, с устройством на южном и северном фасадах треугольных фронтонов и обивкой всех фасадов " кровельной доской " . Внутри церкви стены и своды были оштукатурены по дранке известковым раствором с алебастром. Все работы были окончены в августе 1856 года, а 30 сентября этого года состоялось освящение главного Никольского престола, 1 октября - был освящен придел Иоанна Предтечи и 2 октября - придел апостолов Петра и Павла. Церковный староста и священнослужители церкви своим рапортом в Ярославскую духовную консисторию сообщили: " Во время построек по церкви нашей помещица прихода нашего титулярная советница Екатерина Иванова дочь, вдова Щербакова и бывший прихожанин наш, ныне рязанский купец Иван Иванов Овсяников, пожертвовали в церковь села нашего на предмет украшения по 1000 рублей серебром, всего 2000 рублей серебром " . Работы выполнялись подрядчиком крестьянином вотчины господина Мизина деревни Каченяткино плотником Иоассоном Кондратьевым. Сохранилось описание интерьеров Никольской церкви до её перестройки 1853-1856 годов. Она имела трехъярусный иконостас, местами украшенный позолоченной резьбой и резные позолоченные царские врата с традиционнымм изображениями. Над ними была устроена резная позолоченная сень, в которой помещалось изображение Бога Саваофа, а по сторонам его два образа с изображениями Тайной Вечери. С правой стороны царских врат находился образ Спасителя, украшенный серебряными позолоченной цатой и венцом. В венце были вставлены 4 камня, а в цате три камня, оправленные серебряной оправой. Рядом была помещена Толгская икона Божией Матери, украшенная медными цатой и венцом, и к которым были подвешены два креста серебряные и один крест яшмовый в серебряной оправе. Далее находились южные двери иконостаса с изображением ангела. Рядом с ними был помещен храмовый образ святителя Николая Чудотворца " с чудесами его " , украшенный серебряными венцом и короной. Здесь же, по сторонам образа были написаны Спаситель и Божия Матерь в серебряных венцах. Рядом, на повороте местного ряда, по южной стене находился образ Святой Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=33805

Хорошо. Вы не раз вспоминали, что после принятия мантии были направлены на послушание в Горненский монастырь. А вернувшись в Киев, плакали и скорбели по святому граду Иерусалиму, но спустя годы обрели «свой» Иерусалим в Толге. Обрела, когда мы восстановили святыню, в которую вернулась ее Хозяйка Своим чудотворным образом, явленным на этой земле в 1314 году, – Толгская икона Божией Матери. Наши сестры, трудницы, благотворители и многочисленные паломники, приезжающие сюда из разных уголков земли, – все они чувствуют в обители живое присутствие Царицы Небесной. А в Горненском монастыре это ясное ощущение живого присутствия Богородицы у меня появилось сразу же, потому что я знала: Пречистая приходила сюда, в Эйн-Карем, к Своей близкой родственнице святой праведной Елисавете после Архангельского благовестия. Здесь Она пробыла три месяца. Вообще на протяжении тех семи лет, что я подвизалась на Святой Земле, меня не покидало чувство, что там буквально каждая былинка хвалит Спасителя. Действительно, было как в раю! Радовало сердце и другое: по Иерусалиму можно было спокойно ходить в подряснике, и никто на тебя не смотрел, как на диковинку, никто не смеялся. Но, слава Богу, и у нас наступили такие времена, когда монашество расправило крылья и во взглядах многих людей ты уже видишь не удивление, а уважение и доверие. Я начинала восстанавливать Толгский монастырь с горсткой сестер, а теперь их у нас в обители и на подворье 120. Схимниц, монахинь знаем поименно, потому что при постриге мы сами даем им имена. Живем как одна семья. Если кто заболеет, переживаем, лечим, молимся.      В предыдущей нашей беседе Вы говорили – процитирую: «Мы связываемся со священниками высокой духовной жизни и просим их направлять к нам тех, у кого есть интерес к монашеству». Такая практика продолжается? В свое время архимандрит Кирилл (Павлов), Царствие Небесное, направлял к нам тяготеющих к монашеской жизни девушек, женщин, и на сегодняшний день в монастыре подвизается немало сестер, получивших благословение на монашество у этого дивного старца.

http://pravoslavie.ru/144714.html

В этот день праздничную Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, ему сослужил собор архиереев: архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Феогност и находящиеся на покое митрополит Симон и архиепископ Михей. Многочисленное духовенство со всей Ярославской епархии и из других епархий России с трудом вмещал алтарь, который впервые был устроен прямо под открытым небом. Между Введенским собором и Крестовоздвиженским храмом возникла сень, украшенная цветами, и все молящиеся были свидетелями совершающегося Таинства Евхаристии. Для причастников было вынесено семь Чаш. По традиции состоялся крестный ход в кедровую рощу и молебен. После литургии владыка Кирилл вручил награды Церкви архиепископу Михею, игумении Варваре, губернатору А.И. Лисицыну за труды во славу Церкви. Губернатор подарил монастырю икону Толгской Божией Матери, недавно написанную к юбилейной дате в иконописной мастерской " Преображение " . Это первая икона Толгской Божией Матери, на которой написаны клейма с чудесами от этого образа и его история. Размер иконы - 90х75 см. Но дороже всех подарков было заверение губернатора о том, что Толгская икона больше не покинет свое место, для нее построенное нашими предками, " икона должна быть там, где была явлена миру " , - сказал Анатолий Иванович. Напомню, что в прошлом, 2003 году, состоялось событие историческое - Толгская икона Божией Матери была передана Толгскому монастырю из Ярославского областного художественного музея, но с массой условий и оговорок и на срок один год. Этот год истек, а никаких других документов больше не принималось. Вопрос о дальнейшей судьбе святой иконы был у всех на устах. Теперь хочется верить, что слова губернатора будут неложными, и чудотворная икона не станет предметом политических интриг. Нескончаемый людской ручеек медленно тек с монастырского двора в Крестовоздвиженский храм, к заветному месту, в котором пребывает образ Толгской Божией Матери. Ей, Царице неба и земли, Матери всем человекам, несли свои нужды и печали одни, благодарность за помощь другие, были и третьи, которых привело сюда пока только любопытство…

http://pravoslavie.ru/10809.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010