«Вне зависимости от того, идет с нами владыка Вениамин, или нет – мы всегда чувствуем его присутствие, - говорит ответственный за проведение Крестного хода, бизнесмен Алексей Реуцкий, - он постоянно звонит и распрашивает, как проходит крестный ход. В 2002 году тогда еще митрофорный протоиерей Николай Лихоманов (мирское имя епископа Вениамина) был секретарем Ярославской епархии, и его предложение возобновить крестный ход с Казанской иконой до Тутаева и обратно благословил владыка Михей (Хархаров). Когда владыка Вениамин стал правящим архиереем Рыбинской епархии, мы крестный ход продлили до Рыбинска, и дорога занимает теперь не 8-9 дней, а 17-18». Как объяснил Алексей Реуцкий, крестный ход до его окончания будет сопровождать игумен Савватий (Мызников), настоятель храма Богоявления на Острову села Хопылёво, в котором был крещен святой праведный воин Феодор Ушаков. Отец Савватий присоединился к молитвенному шествию сегодня, на третий день, вместе с владыкой Вениамином, и по его благословению пройдет с паломниками весь маршрут. Родины святого адмирала святыня достигнет только 9 июня. Вечером того же дня крестный ход прибудет в кафедральный Спасо-Преображенский собор города Рыбинска. Завтра и послезавтра - в четвертый и пятый дни – крестный ход двинется автоколонной, в связи с насыщенностью паломнической программы. 15 июня после Рыбинска и его окрестностей образ Божией Матери вновь возвращается в Тутаев, чтобы 17 июня принять участие в крестном ходе с известным образом Всемилостивого Спаса (см.ЖМП 2018), являющимся достопримечательностью Воскресенского собора в Тутаеве. По словам Алексея Реуцкого, сегодня, 7 июня, крестный ход насчитывал 55 человек. Постоянный костяк – 30 участников. Проводили икону до Толгской обители, переправившись через Волгу, 100 молящихся. Во второй день крестным ходом шли 70 человек. По Рыбинску число участников крестного хода обычно достигает 600-800 человек, а в крестном ходе в Тутаеве с иконой Всемилостивого Спаса - порядка 1500. Всего подвижникам предстоит пройти 200 километров, расстояние, которое они преодолеют на машинах - порядка 650 километров. В Ярославль чудотворная икона Казанской Божией Матери вернется 19 июня, а в стены родной обители – 21 июня.

http://e-vestnik.ru/church/krestniy_hod_...

Успенская церковь в селе Иванникове была закрыта в 1942 г. Все попытки верующих вернуть свой храм не имели успеха. В 1954 г. пустующее здание церкви было передано Костромскому райпромкомбинату под швейную мастерскую, которая находилась в церковных стенах до начала 1960-х годов. С тех пор прекрасный Успенский храм так и стоял заброшенным и постепенно разрушался. С октября 2008 года инициативная группа верующих взялась за возрождение этого храма. В настоящее время храм приписан к церкви Воскресения в селе Любовниково. Периодически здесь проходят службы по большим и престольным праздникам. По материалам: " Памятники архитектуры Костромской области " , выпуск 2, стр.25-26; сайта ivannikovo.narod.ru Успенская церковь села Иванникова каменная, с такою же колокольнею; построена в 1819 г. на средства коллежского советника Павла Петровича Протасьева с помощью прихожан; обнесена каменною оградою с железными решетками. В ограде церкви находится приходское кладбище, без особой церкви. Престолов три: в холодной – в честь Успения Божией Матери, в теплой правый – во имя святит. и чудотворца Николая, левый – во имя святит. Димитрия, митрополита Ростовского. В холодной церкви имеется достойная внимания местная икона Толгской Божией Матери с ее чудесами, в дорогой, украшенной жемчугом ризе, пожертвованной г. Протасьевой. Общий церковный капитал 300 руб. Причт состоит из священника и псаломщика; казенного жалования получают: священник 294 руб., псаломщик 98 руб. Причтовой капитал 504 руб. 20 коп. в разных процентных бумагах. Кружечного дохода на долю священника получается 460 руб., псаломщика – 155 руб. Для священника имеется церковный дом, но священник, как и псаломщик, живет в собственном доме. Церковной земли в пользовании причта имеется: усадебной 2 дес., пахотной 15 дес., сенокосной со смешанным лесом 21 дес. План и межевая книга на землю есть. Прихожан муж. пола 549 душ, жен. пола 598 душ. Приход по характеру занятий сельскохозяйственный, лишь небольшая часть живет на фабриках в Костроме. Всех приходских селений 5, самое дальнее в 5 верстах от церкви. В приходе имеется одна земская школа в селе Иванникове.

http://sobory.ru/article/?object=21108

26 февр. 1998 г. определен быть епископом Богородицким, викарием Тульской епархии. 15 марта в кафедральном Богоявления соборе в Елохове хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 19 июля 2000 г. избран епископом Тульским и Белёвским. 7 окт. 2002 г. назначен епископом Ярославским и Ростовским. 25 февр. 2003 г. возведен в сан архиепископа. Ректор Ярославской ДС (2006-2007). Во время пребывания К. на Ярославской кафедре в Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь была возвращена из Ярославского художественного музея чудотворная Толгская икона Божией Матери ; открылась Ярославская губ. гимназия им. свт. Игнатия Брянчанинова (2003); возвращена Церкви из запасников Ярославского музея-заповедника частица Ризы Господней , открылся Авраамиев ростовский в честь Богоявления муж. мон-рь (2003), кафедра теологии в Ярославском гос. педагогическом ун-те им. К. Д. Ушинского (2004); начала работу Ярославская ДС (2006); все здания Толгского жен. мон-ря были переданы в собственность Церкви (2008); открылся ярославский во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-рь ; освящен возрожденный собор свт. Димитрия Ростовского в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом муж. мон-ре , куда были перенесены мощи святого и положены в специально изготовленную к этому дню серебряную раку (2009); открылся ростовский Петровский муж. монастырь ; был достроен и освящен Успенский кафедральный собор в Ярославле; возвращен в переславль-залесский во имя свт. Николая Чудотворца жен. монастырь древний Корсунский крест (2010). С 27 июля 2011 г. архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. 5 окт. 2011 г. определен ректором Екатеринбургской ДС. Решением Свящ. Синода от 6 окт. назначен главой новообразованной Екатеринбургской митрополии. 8 окт. возведен в сан митрополита. C дек. 2011 по март 2012 г. и с мая 2013 г. по янв. 2014 временно управлял Каменской и Алапаевской епархией. 15 июля 2013 г. К. был освящен Престол во имя св. Царственных страстотерпцев, установленный на месте их убиения.

http://pravenc.ru/text/1840329.html

В 1747 году была учреждена Ярославская духовная семинария, закрытая в 1918 году и возрожденная в 2006 году. Среди ее выпускников — канонизированный Православной Церковью в Америке святитель Иоасаф, епископ Кадьякский, просветитель Аляски; священномученик Андроник, архиепископ Пермский, и другие подвижники благочестия. В XIX — начале XX веков в Ярославской епархии трудились такие выдающиеся делатели на ниве Христовой, как протоиереи Родион Путятин и Аристарх Израилев, церковный композитор священник Василий Зиновьев. Святой праведный Иоанн Кронштадтский неоднократно посещал Ярославскую епархию, основав на ее земле два монастыря. В годы безбожных гонений Господь принял в Свои обители сонм новомучеников и исповедников Ярославской земли, среди которых святитель Агафангел, исповедник, митрополит Ярославский; священномученики Серафим, архиепископ Угличский и Вениамин, епископ Романово-Борисоглебский. С Ярославской землей связаны также имена святителей Луки (Войно-Ясенецкого), Афанасия (Сахарова) и преподобного Серафима Вырицкого. Сегодня Ярославская епархия насчитывает в своем составе около 300 приходов, 19 монастырей, 11 подворий, скит, духовную семинарию, 5 православных гимназий, школу звонарей, иконописную и регентскую школы. При педагогическом университете открыта кафедра теологии. Ежемесячно выходит в свет журнал «Ярославские епархиальные ведомости» — первое подобное издание в России, вышедшее в свет в апреле 1860 года при архиепископе Ниле (Исаковиче). За последние годы в храмы вернулись такие великие святыни, как Толгская икона Божией Матери и частица святой Ризы Господней. К их благодатной силе прибегают множество паломников, которым также полюбились чудотворные источники преподобных Иринарха Затворника и Никиты Столпника, прославленные множеством исцелений, Иринарховский, Казанский, Романово-Борисоглебский, Толгский и Волжский крестные ходы, собирающие тысячи участников. Епархия сегодня Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).

http://patriarchia.ru/db/text/1269092.ht...

Рыбинское водохранилище , которое в конце 30-х годов XX века планировалось как самое большое в мире искусственное озеро, образовано водонапорными сооружениями гидроузла, расположенного в северной части города Рыбинска Ярославской области. Во время строительства водохранилища было затоплено пять тысяч квадратных километров, расселено сто тридцать тысяч человек. «Рукотворное море» до сих пор является предметом ожесточенных споров биологов, экологов и историков о допустимости вмешательства человека в устройство окружающего мира. На гербе Ярославля , утвержденном в 1778 году, изображен медведь, держащий в левой лапе золотую секиру. Древний герб напоминает о том, что город Ярослава Мудрого был основан на месте древнего языческого поселения «Медвежий Угол». Виды Ярославля можно найти на тысячной купюре Банка России. Многие ярославцы считают это символичным: в 2010 году город отметит свое тысячелетие. Имя небольшого города Пошехонье в северной части области навсегда увековечено в названии одноименного сыра. Когда-то здесь существовало сыроваренное производство, где и родился уникальный рецепт молочного продукта из Пошехонья. В Ярославской области родились : поэт Леонид Трефолев, график и живописец Дмитрий Кардовский, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, аниматор Александр Петров, музыкальный критик Артемий Троицкий. Немало святых были уроженцами Ярославской земли . Среди них благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Вырицкий, праведный воин Феодор Ушаков. Главной святыней Ярославской земли считается Толгская икона Божией Матери, которая была явлена в 1314 году. На месте явления чудотворного образа был основан монастырь, который в XX веке стал первой возрожденной на территории России женской монашеской обителью. Ярославская епархия — древнейшая в России : первая архиерейская кафедра на территории области была основана в Ростове Великом в 991 году, на год раньше Великого Новгорода. В XVIII веке эту кафедру возглавлял святитель Димитрий Ростовский. Он известен прежде всего тем, что систематизировал жизнеописания большинства известных святых в многотомник «Четьи-Минеи», который до сих пор остается излюбленным чтением во многих православных семьях.

http://foma.ru/yaroslavl-tolko-faktyi.ht...

– Как вообще возникла проблема взаимоотношений музеев и Церкви? – История эта началась на заре 90-х, когда наш первый президент Борис Николаевич Ельцин одним взмахом руки отдал несколько знаменитых чудотворных икон, находившихся до этого в музейных собраниях, Русской Православной Церкви. Он фактически изъял их из музейного фонда, передав в действующие храмы. Судьба этих икон сложилась по-разному. Богоматерь Толгская оказалась в Толгском монастыре в Ярославле, Богоматерь Знамение – в Софийском соборе в Новгороде, а Богоматерь Боголюбская – во Владимире, в Успенском соборе Княгинина монастыря. Надо сказать, что хранящаяся у нас в Третьяковской галерее Богоматерь Владимирская чудом избегла такой же участи – нам удалось тогда отговорить президента и отделаться двукратной отправкой ее на богослужения в Успенский собор Московского Кремля. Что касается первых двух икон, то состояние их пока более или менее благополучно – Толгская пребывает под постоянным музейным надзором, а в Софийском соборе в Новгороде, где находится икона Знамения, существует особая должность хранителя, которую в настоящее время занимает чрезвычайно профессиональный и ответственный человек, работающий одновременно с этим в Новгородском музее. В таких условиях большинство угрожающих факторов можно обнаружить заранее и таким образом предотвратить порчу икон. Хотя, конечно, беспокойство остается… Толгская икона Божией Матери известна в трех списках конца XIII – начала XIV века. Второй из них считается чудотворным, сказание о его чудесном обретении составлено в XVI веке. Согласно этому сказанию, в 1314 году епископ Ростовский и Ярославский Прохор остановился на ночлег на берегу Волги, в месте впадения в нее реки Толги. Ночью он увидел столб света и чудесно явившийся мост через Волгу, пошел по нему, взяв свой посох, и, достигнув противоположного берега, увидел образ Пресвятой Богородицы. С утра слуги епископа не нашли его посох, и тот, рассказав о ночном видении, велел им ехать на другой берег, где посох и был найден. Чудотворная икона хранилась в монастыре, построенном на месте ее обретения, а в 20-е годы была передана в Ярославский художественный музей. В 2003 году икона была передана в монастырь, оставаясь, тем не менее, частью коллекции Ярославского художественного музея. В Государственной Третьяковской галерее хранится другой список последней четверти XIII века.

http://pravmir.ru/iskusstvoved-levon-ner...

Белокаменный красавец-монастырь, живописно расположенный на левом берегу Волги, в нескольких км. от Ярославля, основан в 1314 г. епископом Ростовским Трифоном. История возникновения обители освящается чудесным явлением иконы Божией Матери. Епископ Трифон, объезжал северные районы обширной епархии, в нескольких верстах от Ярославля путников застала ночь. Они расположись в шатрах на правом берегу Волги. В полночь дивный яркий свет осиял окрестность. Святитель взял свой архиерейский посох и вышел из шатра. За Волгой, над лесной дубравой, возвышался огненный столп, а через реку был перекинут чудесный мост, которого накануне не было. Благоговейно перекрестившись, святитель пошел по мосту. Приблизившись к светозарному столпу, он увидел стоящий на воздухе образ Пресвятой Богородицы, “светом сияющий”. Долго со слезами молился владыка перед дивным явившимся образом, а затем по тому же чудесному мосту перешел через Волгу. По глубокому смирению он решил утаить это чудо. Но воля Божия была иная. Утром, собираясь в дорогу, путники не могли найти архиерейского посоха. Уразумев Промысл Божий, святитель смиренно рассказал о ночном видении своему клиру. Все вместе они переправились через Волгу на лодках, так как чудесного моста уже не было, увидели в лесу между деревьями стоящую на земле икону Божией Матери, а рядом святительский посох. Весть о чуде скоро облетела Ярославскую землю, и к месту обретения иконы во множестве начал стекаться народ. Помолившись, люди стали расчищать лес для строительства храма. Епископ Трифон вместе со всеми “нача своими руками сещи лес и очищати место оное и готовить древа на церковь малу”, — повествуется в одном из сказаний о чудесном явлении иконы. В один день был построен храм. К вечеру в маленькую деревянную церковь, освященную в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, святитель Трифон благоговейно внес явленную икону. Икона получила название Толгской по имени речушки Толги, впадающей в Волгу на месте устроения обители. В этот же день были построены келии для иноков и назначен игумен. С тех пор 8/21 августа празднуется явление иконы и основание Толгской обители, одного из старейших и наиболее почитаемых монастырей Ярославской земли.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-tolgu/

Сегодня Толгская обитель собрала под свой покров 130 насельниц. Часть из них живет на монастырском подворье в селе Введенское. Святитель Игнатий пишет, что “монашество не есть учреждение человеческое, а Божеское”: разные по возрасту и характеру, сестры объединены любовью к Богу и обители. В монастыре есть хоздвор, ферма, птичник, теплицы, огород. На общее послушание — это сенокос, сбор овощей, грибов и ягод — выходят все сестры. Сестры трудятся в монастырской гостинице и библиотеке, проводят экскурсии, дежурят в котельной, поют на клиросе, пекут хлеб. Зимой, когда заканчиваются сезонные работы, сестры занимаются резьбой по дереву, пишут иконы, шьют, вышивают золотом. В монастыре никогда не прерывается чтение неусыпаемой Псалтыри. В монастыре имеется регентская школа и воскресная школа для девочек. Из обители вышли одиннадцать настоятельниц женских монастырей Ярославской и других епархий. Крестовоздвиженский храм, в нем сосредоточены все святыни монастыря. Здесь находится Толгская икона Божией Матери, список конца XVIII века. В годы гонений она была передана в близлежащее село Толгоболь, откуда потом вновь вернулась в обитель. Здесь же находятся мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Его называют отцом и учителем современного монашества. Знаменитые творения святителя “Аскетические опыты”, проповеди, письма стали настольными книгами для православных христиан. Спасский храм построенный в первой половине XVIII века полностью расписан и отреставрирован в 1999 году, под его стенами покоится прах генерала Н.А.Тучкова, героя Отечественной войны 1812 года. Рядом с храмом стоит небольшая часовенка в память убиенных поляками иноках, отреставрированная в 1994 г. Введенский пятиглавый белокаменный собор построенный в 1681-1683 гг, вновь освящен в 1992 г. Единственный храм в обители, в котором частично сохранились древние фрески. Монастырь пытается их отреставрировать, но дело продвигается с большим трудом из-за отсутствия достаточных средств. Неустанными трудами сестер-резчиков и иконописцев устраивается пятиярусный иконостас.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-tolgu/

Сегодня полемика из разряда того, можно ли перевести икону «Троицы» прп. Андрея без риска для ее дальнейшего бытия переросла в другое русло — «а зачем это надо?». Давайте на время оставим за скобками техническую возможность перевоза иконы за 70 километров от Москвы, поговорим немного о другом. Действительно, тем кому это «не надо», никогда не понять, для чего иконы приносятся в храмы для поклонения. Такому человеку совершенно не понять и не объяснить для чего, к примеру, икона русского рассеяния Курская Коренная приносится не только в храмы и монастыри Русской Зарубежной Церкви, но даже в дома православных христиан. Можно было бы сказать — довольствуйтесь копией! Вы же не идолопоклонники! Есть репродукция — и достаточно — главное молиться! И действительно, что главное молиться, но если есть возможность помолиться перед чудотворным ликом аутентичной иконы, какой православный христианин будет ее избегать? Видимо и святой мученик Иосиф Муньос совершенно не понимал смысла православного иконопочитания, когда путешествовал по всему миру с чудотворной Иверской Монреальской иконой Божией Матери. Можно было бы воскликнуть, вторя сегодняшним критикам, что за язычество, стремиться прикоснуться «к тому самому образу»?! Молитесь перед списком и будьте спокойны! И ведь действительно, есть возможность молиться и перед списком, и даже совсем без каких-либо списков. Но если такая возможность есть — зачем ее избегать? Но, видимо, Монреальскую икону Божией Матери просто во время не поместили в музейную клетку, поэтому «церковники» и не смогли сохранить этот образ для последующих поколений. Православное предание учит нас всегда и во всем следовать святым отцам. Возможно, что святые и писали что-то о «богословии музеев», не знаю, даже если и не писали ничего, не будем отрицать, что музеи, по промыслу Божиему, в безбожные времена стали приютом для православных святынь, и подчас люди совершенно неверующие, но чуткие к прекрасному сделали очень многое для их жизни сегодня. Поэтому понятно желание музейных работников сохранить у себя то, что во времена безбожия стало их достоянием, но давайте поймем и православных христиан, для которых желание молиться перед святынями естественно и понятно. И ситуации на местах на самом деле разрешаются с обоюдным согласием сторон, так есть в Толгском монастыре, где хранится Толгская икона Божией Матери, в нашем кафедральном соборе местный музей отдал на хранение евхаристический набор изготовленный к прославлению святителя Иоасафа Белгородского в 1911 году, который сегодня используется «по назначению» каждое воскресное и праздничное богослужение, оставаясь собственностью музея. Там где есть понимание — есть и результат.

http://pravmir.ru/v-opasnosti-li-troica/

Храм свт. Николая в Толачах      На сегодня это, пожалуй, самый удачный пример нахождения компромисса между Церковью, государством и музейным сообществом. Святыня в музее — в нашей стране этот вопрос пока остается острым и больным. Абсолютное большинство икон, находящихся сегодня в музеях, попали туда в ходе разграбления храмов и монастырей после октябрьского переворота. Лишь малая часть из них выставляется, остальные все время находятся в запасниках. По некоторым данным, в запасниках российских музеев могут находиться около 200000 икон. Есть ведь иконы, не представляющие искусствоведческой ценности, но для Церкви и церковного народа они остаются святынями, у которых молились многие поколения русских людей. Часть чтимых чудотворных икон, празднование которым совершается Церковью, пропали бесследно. После изъятия из храмов иконы массово уничтожались и вывозились за рубеж. Но, возможно, некоторые чтимые образы до сих пор хранятся где-то в запасниках, ведь часто нет никаких сведений — когда и откуда поступила икона. До сих пор возможность возвращения Церкви икон, богослужебных сосудов, мощей святых и других святынь никак не оформлена законодательно. Возвращение происходит очень редко и после долгих переговоров. Так, в свое время были переданы иконы Божией Матери «Знамение» в Софийский собор в Новгороде и Толгская — в Толгский монастырь в Ярославле. Бывает, что великие святыни возвращаются в храм ненадолго для молитвенного поклонения. Так, в той же Третьяковской галерее находится Донская икона Божией Матери. В день празднования в ее честь (1 сентября) она приносится в Донской монастырь (например, в 2016 г. ей можно было поклониться с 1 по 4 сентября). В 2008 году Святейший Патриарх Алексий II обратился с просьбой на несколько дней перенести знаменитую «Троицу» в родные стены Троице-Сергиевой Лавры, но в этом было отказано. Помолиться в храме у этой святыни все же можно: уже несколько лет в праздник Троицы ее переносят из галереи в тот же храм святителя Николая в Толмачах. Но в остальное время ее можно увидеть только в экспозиции Третьяковки.

http://pravoslavie.ru/100531.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010