Нижний храм в 3 престола. Главный алтарь посвящен Покрову Божией Матери, правый придел - св. Николаю, а левый - иконе Толгской Божией Матери. Антиминсы всех трех престолов освящены епископом Герасимом 1861 г. 21 мая. Иконостас среднего храма возобновлен в 1864 г. при постройке боковых приделов. Он в 2 яруса. Новые иконы его писаны иконописцем Паскиным. Иконостасы придельные в один ярус. Иконы их написаны тем же Паскиным и обложены серебряными ризами. Иконы, размещенные по сторонам, пожертвованы разными лицами. Киоты для них устроены старанием здешнего священника Никиты Фомина. Постройка боковых приделов, отделка храма и обновление иконостасов - все это совершено в 1864 г. старанием протоиерея Федора Андреевича Флоровского и церковного старосты Ивана Ивановича Зотова. Верхний храм посвящен Петру и Павлу. Антиминс его освящен епископом Леонтием 1861 г. декабря 31 дня... Купол деревянный, высота его 3 саж. 1 арш. По откосам купола изображены Евангелисты, а в алтаре, над престолом, Бог Отец благославляющий. Потолок храма разделан мозаикою, а над окнами украшен „духовною арматурою " .Иконостас в 2 яруса. Над ним крест и Распятие с предстоящими Божиею Матерью и Иоанномъ Богословом. Иконостас сооружен вновь, иконы его, большею частью, написаны вновь живописцем Кузнецовым. Храм обновлен в 1843 г. старанием церковного старосты Федора Никифоровича Слепушкина и протоиерея Флоровского. В том же году, на горнем месте, тем же живописцем, написана икона св. Троицы с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечею; им же написаны на западной стене две картины: " Чудесный лов рыбы на Генисаретском озере " и " Исцеление хромого апостолом Петром " . Заботами того же старосты приобретена небольшая икона апостола Андрея, стоящая над входными дверьми. Из 10 колоколов самый большой, праздничный, имеет весу 343 пуд. 33 фунт.; второй, полиелейный 154 пуд. 23 фунт. Колокольня каменная. На церкви железная крыша, устроенная заботами священника Никиты Фомина в 1816 г. Деревянный купол обложен листовым железом. Кресты медные, полированные, вызолоченные через огонь.

http://sobory.ru/article/?object=35576

В. И. Вахрина, М. В. П. Иконография Известны неск. изображений К., где показано его исцеление от гроба ростовского блж. Иоанна Власатого. Наиболее раннее из них представлено на иконе «Блж. Иоанн Власатый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в., находящейся у раки подвижника в ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери. В основе сюжетных композиций - описание исцелений перед кратким Житием блж. Иоанна 2-й пол. XVII в. (Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блж. Иоанна Милостивого, Власатого, Ростовского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1877. 23. Ч. неофиц. С. 179-182). О 1-м чуде сказано, что у К. в старости «отъяся рука и нога, и всею плотию не владе и ослабе». К., «от места на место не могий двинутися», повелел отнести его к образу св. Иоанна Предтечи и гробу блж. Иоанна Власатого. Во время молебна при чтении Евангелия митрополит «пременися от недуга и нача в себе всем владети… и отыде от гроба здрав и радуяся». Во 2-м клейме иконы К. изображен в земном поклоне перед гробом блаженного. Митрополит облачен в малиновую архиерейскую мантию, на голове белый клобук; у него длинная коричневая борода, более узкая на конце, и широко поставленные крупные глаза. За гробом стоят мужчина-средовек в княжеском одеянии, диакон и священник. Житие с чудесами от гроба блж. Иоанна и эта икона были созданы по заказу ярославского «государева гостя» купца Михаила Гурьева ( Вахрина В. И. К истории создания иконы «Блж. Иоанн Власатый Милостивый с чудесами от гроба святого» XVII в.//XV науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2011. С. 111-124). Другое изображение с исцелением К. представлено среди 5 накладных клейм (медь, чеканка, гравировка, канфарение с серебрением и позолотой) на раке блж. Иоанна, вероятно оформленной к освящению храма в 1767 г. Клеймо размещено с левой стороны в овальном картуше с надписью: «Чудо с[вя]таго Иоанна исцеление митрополита Ростовскаго Кирила». Иконография разработана с использованием текста о чудотворениях от гроба блж. Иоанна, но мастер самостоятельно решил композицию, не ориентируясь на житийный образ. В центре представлен гроб с мощами блж. Иоанна, в ногах к-рого сидит К. с небольшой кудрявой бородой, прижимая к груди левую руку, складки его архиерейской мантии спускаются на пол. В правой части композиции в изголовье гроба стоят священник с Евангелием и диакон, над ними - Казанская икона Божией Матери. За гробом и за К. изображены др. диакон и монахи, перед митрополитом - большая дымящаяся кадильница.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

Поселение Удельная бывшего Бронницкого уезда располагался на землях одноимённого ведомства, существовавшего с 1797 по 1917 годы. С конца XIX века удельные земли стали сдавать в аренду под строительство дачных посёлков. Так появился посёлок, а позже с прокладкой Московско-Рязанской железной дороги в 1860-1863 гг. появилась платформа Удельная в 1893 году. В нач. ХХ века там находилось около 100 участков. Посёлки Удельная и Быково в путеводителе за 1925 год названы " популярными дачными городками " . Ближайший храм находился в селе Быково, примерно в четырёх километрах от Удельной. Преодолеть этот путь дачникам было непросто, особенно в ненастную погоду. В 1897 году недалеко от платформы Удельная на средства дачевладельцев была построена своя деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы. Благословение на строительство дал незадолго до своей кончины митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) (1820-1898). Среди жертвователей на храм были состоятельные люди, проживающие в Удельной, среди которых были Хлебниковы, Бабанины, Бахрушины, Клепиковы, Хомяковы и другие. Нарядный деревянный, с резными деталями и украшениями храм строился по проекту известного московского архитектора Семёна Семёновича Эйбушитца, а расписывали церковь братья В. М. и А. М. Васнецовы в 1896-1897 годах. Торжественное освящение отстроенной и великолепно украшенной церкви в честь Живоначальной Троицы состоялось 15 июля 1897 года. Праздничную службу возглавил тогда местный благочинный отец Толгский, которому сослужили священники из храма Владимирской иконы Божией Матери села Быково. В заметке " Московских церковных ведомостей " по случаю освящения Троицкой церкви упоминались некоторые её святыни: " Возле левого клироса замечательна по своей древности икона св. Николая Чудотворца, писанная на камне: она найдена в Вятке и пожертвована сюда одним из дачников. В алтаре за престолом помещен художественно написанный на стекле образ Воскресения Христова и над жервенником древняя икона Казанской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованная одним благотворителем " .

http://sobory.ru/article/?object=01248

Особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобождена из-под стражи. В 1951 г. в этой общине поселились сестры Христина и Феодора Григорьевны Воробьёвы. После начала Великой Отечественной войны, в 1941-1942 гг., в здании храма размещался временный сборный пункт. Ок. 1948 г. помещение храма оборудовали под склад. После ликвидации в 50-х гг. XX в. совхоза 5 в церкви располагалась овощная база Ленинского районного продторга. Решением Омского облисполкома от 23 мая 1989 г. здание Казанской ц. включено в «Свод памятников истории и культуры Омской обл.», в июле 1990 г. передано Омской епархии, а 21 июля того же года освящено. Однако др. монастырские постройки возвращены не были. Настоятелем храма назначен свящ. Иоанн Бабяк (с 2010 протоиерей). В церкви произведен ремонт, поставлен иконостас; заново отстроена колокольня. Среди чтимых святынь - ковчежец с частицей мощей свт. Игнатия (Брянчанинова) (привезен из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря ), др. ковчег с частицами мощей Дивеевских преподобных Александры, Елены и Марфы, Казанский образ Божией Матери, икона «Неувядаемый Цвет» и образ св. блгв. кн. Александра Невского, до 1930 г. пребывавшие в монастырском храме, а затем сохраненные омскими монахинями и возвращенные в Казанскую ц. Также почитается образ Божией Матери «Всецарица». Решением Синода от 3 дек. 1994 г. при Казанском храме возобновлен О. м., духовником и старшим монастырским священником назначен Иоанн Бабяк. Ок. 2000 г. в обители проживали 3 монахини и неск. послушниц, но к 2018 г. монастырская жизнь пресеклась, Казанский храм является приходским. С 1998 г. при церкви действует воскресная школа для детей и взрослых, размещенная в бывш. заводском здании (70-е гг. XX в.). Рядом с О. м. поставлен памятник (1994), на к-ром увековечены имена омских сестер, пострадавших в годы репрессий, в т. ч. игумений Елены, Гавриилы и Евпраксии, схимонахинь Антонии и Аполлинарии, монахинь Ксении, Макарии, Ангелины, Варвары, Магдалины, Евпраксии, Марины, Марии, Серафимы, Ирины, Ариадны, Аркадии, Софронии.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

— Как Вы оцениваете взаимодействие епархии с музейным сообществом? — Не могу сказать, что у нас очень хорошие отношения с музеями, к моему сожалению. Надо работать, находить точки соприкосновения, общаться. Это процесс долгий и непростой. Во-первых, надо найти понимание у музейных сотрудников. Они должны понять, что человек в рясе — это не какой-то страшный зверь. Он сразу в одночасье все не отберет и не испортит, начав ходить крестным ходом. Святыни, которые хранятся в наших музеях, дороги сердцу батюшки, в них он видит отблески Царства Небесного, того горнего мира, к которому стремится его душа. Разговоры о возвращении Толгской иконы Божией Матери длились на протяжении 15-ти лет. Но если бы не было воли Божией и властей, то это так бы и осталось только разговорами. Монастырь выполнил все требования музея. И теперь, по прошествии семи лет, разве кто-то может сказать, что икона находится в худших условиях? Никому сегодня это даже в голову не приходит. И любой человек в любой день с раннего утра до позднего вечера может прийти помолиться у Толгского образа Божией Матери. Ровно год назад в Никольский женский монастырь Переславля-Залесского вернулась святыня обители — Корсунский крест с многочисленными частицами святых мощей. Действовала та же схема: обитель выполнила все предписания музея. Я не имею ничего против музеев, но только музей должен быть при храме, а не наоборот, как это часто бывает. Церковь должна подумать о своих кадрах, которые будут хранить это национальное достояние, и позаботиться о воцерковлении музейных работников. Мы должны понимать, что у нас одна страна, одна общая история, и эти реликвии не принадлежат директору музея или архиепископу — это народное достояние, и сберечь, сохранить их — это долг каждого. Священные реликвии не должны пылиться на полках, сокрытые за тридцатью замками, а должны приносить пользу, жить той жизнью, для которой они и были предназначены. Но замечу, что каждая отдельная ситуация — это отдельный разговор, отдельный путь решения вопросов. Мы все с уважением относимся к музейным сотрудникам. Ведь благодаря им мы и можем сегодня вести разговор о возвращении Церкви ее ценностей.

http://patriarchia.ru/db/text/1268880.ht...

2) келейная святителя Димитрия икона Божией Матери Ватопедския, под образом Толгской Божией Матери, на доске, длиною три четверти аршина; она привезена была Святителем в Ростов при поступлении им на митрополию; жемчужная риза украшена во многих местах алмазами и разноцветными яхонтами, сребропозлащенный венец и корона убраны драгоценными камнями; оклады на ту и другую иконы пожертвованы Гр. А.А. Орловой-Чесменскою. «На западной стене храма, слева от входа, сохранилась надпись, рассказывающая о том, что храм был построен ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в 1686 году “во имя Живоначальной Троицы, а в 1754 году ... в память первобытного храма, созданного Яковом епископом ростовским, переименован во имя Зачатия св. Анны”. В связи с переделками, производившимися в XVIII и XIX веках, церковь не сохранила своего первоначального облика. В 1836 году с ее северной стороны, на месте разобранной теплой придельной церкви, сооруженной в 1725 году, была пристроена новая, Яковлевская церковь, закрывшая весь северный фасад памятника. В то же время с запада была пристроена паперть, получившая обработку фасадов, отвечающую фасадам расположенной рядом Шереметевской церкви. Архитектурная обработка фасадов древней части памятника отличается крайней скромностью, имея троечастное. деление лопатками по вертикали стен. Главный, пятиглавый, четверик без подклета, имеет три яруса окон, из которых только окна первого яруса сохранили свои скромные наличники. Своды и арки храма поддерживаются четырьмя пилонами, два из которых скрыты в иконостасной преграде. К интересной особенности интерьера храма следует отнести оригинальную конструкцию системы арок, перекинутых со столпов на стены под подпружными арками. Перечисленные признаки отличают памятник от других ростовских церквей той эпохи, для которых, в частности, характерно наличие подклетей и отсутствие внутренних столпов. Интерьеры церкви отличаются богатством и красочностью убранства. Сооружение «великолепного резного трехъярусного иконостаса относится к последней трети XVIII столетия. Его изготовили в период с 1762 по 1765 год за тысячу рублей (по тому времени очень высокой цене), осташковские резчики Сысой Изотов Шолмотов и Степан Никитин Бочкарев, а в период с 1776 по 1779 год иконостас был позолочен. Иконы для иконостаса Зачатьевской церкви были написаны в 1780 году придворным живописцем Венедиктом Вендерским.

http://sobory.ru/article/?object=05709

9 мая 1919 г. посетивший В. м. архиеп. Нижегородский Евдоким (Мещерский) поставил в настоятельницы мон. Маргариту, 10 мая 1919 г. совершил иноческий постриг 56 сестер. В 1920 г. в мон-ре проживало 424 чел. В 1921 г. часть зданий занял уездный исполком, в келейные корпуса поселили красноармейцев, штрафников, заводских специалистов. Решением президиума Нижегородского губисполкома от 30 мая 1924 г. В. м. был закрыт, часть насельниц переехала в Дивеевский Серафимов мон-рь , в кельях разместились магазин, аптека, поселили людей. В 1923-1927 гг. были частично разрушены Троицкий и Успенский храмы, полностью Иверская ц., ограда, 3 верхних яруса колокольни, к-рую приспособили под водонапорную башню. Др. постройки были отданы Выксунскому металлургическому техникуму, школе-интернату и др. орг-циям. В 1937-1938 гг. по обвинению в антисоветской деятельности были осуждены и сосланы в ИТЛ бывш. насельницы Е. И. Малютина, А. И. Шевелкина, О. И. Костина, Х. В. Булаева, А. К. Морозова, М. В. Дубовицкая, Л. К. Константинова, Маркеллина и Мария Бауткины. 14 окт. 1992 г. по инициативе свящ. Александра Куликова была зарегистрирована Иверская община, первое богослужение состоялось 25 февр. 1993 г. в бывш. привратном корпусе. В 1995 г. часть зданий В. м. была передана РПЦ. Указом митр. Нижегородского Николая (Кутепова) от 25 окт. 1996 г. первыми насельницами возрождающейся обители стали 3 инокини Дивеевского мон-ря, старшей сестрой - мон. Феофилакта (Левинкова) из Толгского мон-ря . 17 февр. 1997 г. В. м. был официально открыт. В наст. время восстанавливается Троицкий собор, в одном из его приделов совершаются регулярные богослужения, отремонтирован домик прп. Варнавы, 2-этажный корпус. Среди святынь В. м.- частица мощей прп. Варнавы и сохранившаяся Иверская икона Божией Матери. К марту 2005 г. в В. м. проживало 15 сестер и настоятельница мон. Антония (Миронова). Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 1006. Л. 32-42, 43 об., 51; ГА Нижегородской обл. Ф. 583 [Иверский Выксунский жен. мон-рь]; Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 575, 612; Ф. 5. Оп. 49. Ед. хр. 1119; Ф. 2209, следств. дела 10768, 15058, 16567; ЦА Нижегородской обл. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 9.

http://pravenc.ru/text/161071.html

В 1857 г. иждивением мещанина Василия Гурьянова был устроен придел во имя св. мученицы Вассы, практически равный по площади самой церкви. Это было сделано им по обету, в память о почившей супруге, носившей имя Василисы и в память о их 18(!) детях, которые все(!) умерли во младенчестве. Средства на возведение придела были получены по завещанию за счет имущества и собственного дома четы Гурьяновых. Кроме этих средств в вечное владение церкви был подарен двухэтажный деревянный дом, построенный в 1826 г. ораниенбаумским мещанином Федотом Дорониным (впоследствии монахом Феодосием), который использовался как доходный. Автор проекта придела и его строительва Алексей Иванович Травин. Работы были завершены в середине августа 1857 г. Освящение нового придела (20.08.1857 г. – ректор Спб Семинарии архим. Нектарий) было приурочено к общегородским торжествам в честь столетия Троицкого храма. К юбилейным торжествам, настоятель протоиерей Гавриил Любимов написал и издал небольшую книжку «Юбилейные торжества в городе Ораниенбауме», весь доход от продажи которой пошел на устройство Богадельного дома при Троицкой церкви, открывшегося в 1861 г. С этого момента вся жизнь церкви неразрывно связана с деятельностью Богадельного дома, краткие сведения о котором приведены в разделе «Троицкая Богадельня». По ходатайству отца Гавриила и в соответствии с постановлением Святейшего Синода от 20 февраля 1861 г. в церкви ежегодно в день Тихвинской иконы Божией Матери 26 июня совершалось Всенощное бдение с акафистом Святой Троице и Литургия. В храме имелась чтимая икона Святой Троицы с одиннадцатью венчиками червонного золота и частицами мощей св.Антония Римлянина и Иакова Боровичского, а также чтимые списки икон Божией Матери Тихвинской, Толгской и Казанской. Кроме того, в храме в застекленной ореховой раме, помещался серебряный позолоченный крест-мощевик с частицами мощей апостолов, святителей и священномучеников. Со времени основания и до 1895 г. церковь Святой Троицы была приписана к Дворцовой церкви св. вмч. Пантелеимона.

http://sobory.ru/article/?object=00723

В 1914 г., после кончины игум. Валентины, сестры единогласно избрали настоятельницей игум. Смарагду (Онищенко; 1858-1945). В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, игум. Смарагда была арестована, обвинена в «противодействии изъятию церковных ценностей» и 17 мая того же года Ревтрибуналом приговорена к 3 годам лишения свободы. В 1925 г. игумения вернулась в обитель. Но в 1927 г. Н. В. м. был закрыт, 80 сестер во главе с игум. Смарагдой поселились в Георгия Победоносца великомученика монастыре с. Даневка (ныне Козелецкий р-н Черниговской обл. (Украина)), храмы и др. постройки переданы под артиллерийский склад. В 1930 г. игумения была вторично арестована «за антисоветскую агитацию», отбывала заключение в тюрьме г. Нежина, после освобождения вместе с 4 сестрами поселилась в г. Козельце на частной квартире. В 1941 г. игум. Смарагда с сестрами вернулась в обитель. Осенью того же года в отремонтированном Введенском соборе возобновились богослужения, к-рые совершал прот. Василий Бугаевский. В Н. В. м. собрались 18 насельниц. В сент. 1943 г. мон-рь снова был закрыт, игум. Смарагда переехала в Чернигов, поселилась рядом с Болдинским во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии монастырем ; похоронена на монастырском кладбище. После 40-х гг. XX в. собор, колокольня, бывшая трапезная, гостиница и мастерские Н. В. м. пребывали в запустении; разрушены храм св. прор. Илии, келейные корпуса, упразднено кладбище. 12 марта 1998 г. решением Синода УПЦ мон-рь был возобновлен, настоятельницей назначена игум. Антония (Терещенко). 21 июля 1998 г. в обители была отслужена 1-я Божественная литургия. Отреставрированы Введенский собор и колокольня, построены игуменский и 2-этажный сестринский корпуса. При Н. В. м. есть швейная мастерская, обители принадлежит небольшой земельный участок за городом. В 2000 г. из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря в Н. В. м. был передан список с Толгской иконы Божией Матери в память о почитавшемся в обители и утраченном в XX в. одноименном образе. Другой святыней Н. В. м. является икона Божией Матери «Достойно есть», написанная в 1885 г. на Афоне. 16 нояб. 2011 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) состоялось перенесение останков игум. Смарагды в Н. В. м. 8 мая 2012 г. Синод УПЦ принял решение о канонизации игум. Смарагды (Онищенко) в лике местночтимых святых Нежинской епархии. 3 мая 2014 г. в Н. В. м. состоялось прославление в лике святых преподобноисп. Смарагды. 19 июня 2014 г. ее имя внесено в месяцеслов УПЦ.

http://pravenc.ru/text/2564836.html

князей и воинов, в княжеских одеждах и с мечами в руках. На иконах В. В. и Константин Всеволодович традиционно изображаются с др. ярославскими св. князьями - Феодором Ростиславичем и его детьми Давидом и Константином . Часто В. В. и Константин Всеволодович изображены в молении Ярославской или Толгской иконам Божией Матери, образу Успения Пресв. Богородицы; на этих иконах бывает написан и Успенский собор Ярославля. На иконе из собр. ЯИАМЗ «Василий и Константин в житии» (40-е гг. XVII в.) представлено 31 клеймо, иллюстрирующее жития св. князей-братьев, историю обретения мощей и посмертные чудеса. На иконе работы И. Смирнова «Василий и Константин с клеймами богородичных чудес» 1803 г. (ЯХМ), к-рая была живописной рамой к Ярославскому образу Божией Матери, братья изображены несущими свою родовую святыню. Над Ярославской иконой написан земной шар с параллелями и меридианами, к-рый увенчан Успенским собором, стоящим на стрелке между реками Волга и Которосль. Икона-складень «Василий и Константин в житии» XVII в. (ГТГ) отличается тем, что каждая из фигур обрамлена миниатюрными клеймами жития и чудес. В 1681 г. были изготовлены 2 шитые пелены на раку В. В. и Константина Всеволодовича (ЯИАМЗ), на к-рых князья изображены в рост, прямолично. Пелены были вкладом окольничего М. П. Головина в ярославский Успенский собор. В иконописных подлинниках дается следующее описание В. В.: «Надсед, брада Василия Великого, шапка залом черной, шуба багор, круги белы, в левой руке держит град, а в нем церковь, а правая молебна, испод лазорь» (Н. П. Барсуков ). Ист.: Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконстр. текста). М.; Л., 1950. С. 320-323; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1997. Стб. 469-472; Вып. 3. Стб. 521, 523; Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 221, 230; Т. 6. Вып. 1. Стб. 298; Т. 7. М., 2001. С. 143, 152, 159; Т. 10. М., 2000. С. 113-114, 129-130, 137, 154; Т. 15. Вып. 1. Стб. 31, 347, 373, 385, 396; Т. 18. С. 66; Т. 23. СПб., 1910. С. 72, 83; Т. 25. М.; Л., 1949. С. 122, 130, 136; Новые родословные книги XVI в.//РИИР.

http://pravenc.ru/text/150795.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010