Церковь пережила Октябрьскую революцию, но была закрыта и осквернена в 1930-х годах. Сначала в здании храма было зернохранилище, а позднее расположилась Всесоюзная книжная палата. Здание не было разрушено и после распада СССР. После реставрации церковь была открыта для прихожан в начале 1990-х годов. Реликвией храма является точный список с московской чудотворной из Успенского собора Современное состояние [ править править код ] С 1993 года при храме действует Воскресная школа, собрана хорошая библиотека религиозной литературы, а также аудио- и видеотека. Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные праздничные дни. В настоящее время храм входит в состав храмового комплекса Михаило-Архангельский собора (Бронницы) Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Точный список с московской чудотворной из Успенского собора Иерусалимской иконы Божией Матери. История Бронницкого списка реконструируется по двум «Сказаниям» о ней, написанным в начале ХХ века двумя бронницкими священниками: протоиереем Василием Толгским и протоиереем Иоанном Добровым. «Сказания», опираясь на местные предания, сообщают, что Бронницкий список Иерусалимской иконы Богоматери был написан в XVI веке с древнего византийского оригинала. В 1705 году в Бронницах была построена каменная церковь Архангела Михаила, впоследствии ставшая собором, однако, по преданию, до 1771 года Бронницкая икона Богоматери находилась не в ней, а в часовне на городской площади и была всеми забыта. Однажды в Бронницы (тогда еще село) из Москвы приехала некая неизлечимо больная девица, трижды получившая от Богоматери во сне повеление приехать сюда и помолиться перед Иерусалимской иконой. После того как икона была обнаружена и перед ней был совершен молебен, девица исцелилась. А начало массового почитания Иерусалимской связано с эпидемией чумы 1771 года: когда икону с крестным ходом обнесли вокруг Бронниц, эпидемия прекратилась. В благодарность за спасение от чумы было решено ежегодно совершать крестный ход вокруг города с Иерусалимской иконой в десятое воскресенье после Пасхи. Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_И...

В 1920-х годах Никольский храм становится оплотом обновленцев. В 1930-х годах ряд священников храма был репрессирован. В 1940 году храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны были разрушены два яруса колокольни, сгорела кровля трапезной и покрытие купола. Война заставила власти пересмотреть своё отношение к Русской православной церкви. 5 февраля 1942 года храм вернули церкви. В 1943-1949 годах Свято-Никольский храм - единственный действующий в городе, становится кафедральным собором. В период оккупации правого берега Воронежа, с июля 1942 по январь 1943 года, храм не действовал. Первый послевоенный архиепископ Воронежский и Острогожский Иона (1866-1945) покоится сейчас за алтарём храма. К концу 1940-х годов в Воронеже открылись Казанский и Покровский собор, к последнему перешёл статус собора. В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, храм был заново расписан внутри, но сохранились и иконы XIX века. В 1996 году художником К.Д. Ясиновским была исполнена мозаичная надвратная икона, а в 2005 году на колокольне появилась мозаичная икона св. Николая Воронежского художника Чурюмова. В июне 2001 года, по благословению Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого, храм был освящен в честь Толгской иконы Божией Матери и состоялось первое богослужение. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство При храме действуют: Святыни [ править править код ] В Свято-Никольском храме находятся следующие святыни: Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, г.Воронеж, ул.Таранченко д.19(а) Телефон: 8(4732) 22-66-26 Email : nikola19-a©mail.ru, simonovata.hram©rambler.ru, snkosmachev@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Службы совершаются ежедневно. В будничные дни с понедельника - по субботу утром – 8.00, вечером – 17.00. Богослужения в воскресные и праздничные дни совершаются по особому расписанию.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Сам Бог, воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы, ставший Человеком, шагает через бездны, простирая длань. Длани Его тоже будут пригвождены ко Кресту, как и стопы… И в Своем таинственном движении Исхода Он словно «повисает» на шее Богоматери. И мы вспоминаем Его «повешение на древе». На Кресте Тя видящи Христе Мати Твоя, волею посреде разбойников висяща, и биющи матерски утробу, глаголаше: безгрешный Сыне, како неправедно на Кресте яко злодей водружен еси, человеческий хотя оживити род, яко благоутробен. (Крестобогородичен в пяток 3-я седмицы Великого Поста на утрени) Толгская икона Божией Матери Ризы Младенца (на Толгской иконе) зелены – это символ Духа, реющего над новым творением, вышедшим из небытия смерти вслед за перешагнувшим бездну Сыном Марииным. Апостолы Христовы, идя за Ним, Восходящим на смерть в Иерусалим (Мк. 10:32), трепетали от страха, но, тем не менее, шли за Ним вослед. Бог говорил Моисею: «Узриши задняя Моя» (Исх. 33:29) – святоотеческое толкование говорит, что сзади Бога видит тот, кто следует за Ним, а в лицо Его видит тот, кто идет против Него, и такой человек не может остаться в живых. Апостолы, идя вслед Сыну Божию, были потрясены и испуганы Его словами о грядущем Его бесславии и смерти Крестной. Их смущала и пугала мысль о страданиях Того, Кого они называли «Учитель», в Ком видели Мессию – Нового Моисея, обещанного Моисеем ветхим (Втор.18:18-19; Деян. 7:37). Фото: pravoslavie.ru Скоро исполнится пророчество Моисеево: «Узрите живот ваш висящ пред очесы вашими» (Втор.28:66), ибо «не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк 13:33). Он, Христос, Новый Моисей, грядет туда, чтобы стать Праведником, Распятым на древе, и Человеком, перешагнувшим бездну смерти. Он грядет туда, и они – ученики Его – вслед Ему. Что нам до боязливых шепотков и пугающих шорохов? Он воистину перешагивает небытие смерти и говорит нам: «Ты иди за Мною!» (Ин. 21:22) И странствует Церковь Его, проходя по дорогам мира «путем новым и живым» (Евр.10:19) И Церковь странствует по земле вслед Ему – подобно тому, как с учениками странствовала Матерь Христова.

http://pravmir.ru/vladimirskaya-ikona-xr...

Фотография Мария Разгон: – Не помню уже – до или после венчания Михаила и Аллы – была сделана замечательная фотография. В центре – отец Олег, справа и слева от него Шполянские – Миша с сыном Ильей на руках и Алла, рядом с Аллой – матушка Елена, жена отца Олега. На траве в центре сижу я в косынке, рядом – моя подружка одноклассница Таня, Маша Уминская, справа от меня – дети отца Олега. Среди них нет дочки, Полины. Полина тогда была сорванец-парень, всегда по деревьям лазала, и обычно, когда спрашивали, где Полина, ответ был одинаковый: «Полина на дереве». А поодаль — Эсфирь Владимировна – наша с Леней преподавательница из училища медицинского. А снимал Леня, мой муж, поэтому его нет на этой фотографии. Троицкое Отец Олег рукоположился всего за два года до этого момента. Поскольку он был математик с университетским образованием, в Москве ему ничего не светило, и отец Таврион благословил его поехать к владыке Иоанну Ярославскому, который был из старых владык. И он его рукоположил и дал место в селе Троицком под Угличем. Селом оно было когда-то, а в то время было вовсе не очень густонаселенным местом – немного дачников, немного старушек, как обычно. Но храм был потрясающий, единственный в округе, который не закрывался никогда. Как-то удалось все это сохранить, и старушки местные церкви своей очень послужили. До войны, священника, который тут служил, арестовали, посадили, а храм хотели закрыть. В деревне жил один мужчина, инвалид, он мог ходить только на костылях. Он был человек верующий и принял решение просить о рукоположении. После этого решения его родственники выгнали его из дома. Была зима. Бабульки его посадили на саночки, повезли в Ярославль к владыке и сказали: «Это наш кандидат», – и его рукоположили. Так же и обратно на саночках его привезли. Он поселился в соседней деревне, и так, на каждую службу, бабушки привозили его в храм на саночках или на телеге. Во время службы он мог стоять с трудом, но так церковь была спасена от закрытия. Этот Троицкий храм был замечательный, в нем хранилось много потрясающих икон. Поскольку вокруг закрывались храмы и даже монастыри, в эту церковь свозились и иконы, и утварь. Там, например, была икона из Толгского монастыря, удивительная икона Божией Матери в человеческий рост, даже выше – «Неугасимая свеча».

http://pravmir.ru/sastlivoe-leto-1985-go...

Образ архангела, вкладывающего меч в ножны, и ныне венчает купол замка – отсюда и его название. Это и вечное напоминание верующим о грозных последствиях отступления от Бога и о том, что покаяние призывает Божие милосердие. «Матерь Божия идет на избавление города из Седмиезерной пустыни» Чудотворную икону Пресвятой Богородицы Семиозерской, называемой Смоленской, встречают в Казани торжественной процессией в сопровождении духовенства и многочисленных верующих. 27 июня 1882 года. Автор - К. Сафонов В царствование царя Алексея Михайловича Романова в 1654 году в Москве началась моровая язва. Очень быстро эпидемия чумы распространилась из Первопрестольного града в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Чума опустошала целые селения. Крестный ход в Ярославском кремле с Толгской иконой по случаю морового поветрия. Фрагмент иконы 1655 года В это время казанцам уже была знакома своей чудотворной силой икона Божией Матери, находившаяся в Седмиезерной Богородичной пустыни в 17 верстах от Казани. Горожане испросили благословение игумена принести икону в Казань. В это время благочестивой инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился благообразный святитель, «во всем подобный святителю Николаю Чудотворцу», и повелел ей передать «городским воеводам и градоначальникам, чтобы они заповедали жителям пост на неделю, раскаялись в своих грехах и призывали в помощь Бога и Его Пречистую Матерь». На следующую ночь святитель вновь обратился к инокине и призвал передать градоначальникам, что «Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальнии и все жители Казани на сретение Ее образа. Ибо Господь ради молитв Пречистой Матери Своей хочет показать милость над городом сим». Крестным ходом с чудотворной Казанской иконой жители города вышли навстречу крестному ходу, идущему из Седмиезерной. Духовенство и народ, преклонив колена, молились Пречистой. Чудотворный Седмиезерный образ, принесенный в Казань, был обнесен вокруг города, его приносили в дома, в городе не умолкал колокольный звон. По молитвам Пресвятой Богородицы смертельная болезнь утихла.

http://pravoslavie.ru/129963.html

В 1832 году в память героической атаки лейб-казаков под Лейпцигом был утвержден полковой праздник, который ежегодно отмечается до сих пор 4/17 октября. Его дата приходится на день памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, небесного покровителя полка. В честь него в 1860 году в полковых казармах Санкт-Петербурга была учреждена церковь. Казармы сохранились, а бригадный храм восстанавливается. Благодарственный молебен в честь 210-летия взятия русскими войсками Парижа и капитуляции наполеоновской Франции в храме-памятнике Отечественной войны 1812 года - Казанском кафедральном соборе совершил 31 марта председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков в сослужении председателя епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Александра Пелина . О даровании победы христолюбивому воинству молились представители Российского имперского союза-ордена, Санкт-Петербургского дворянского собрания, регионального отдельского казачьего общества " Казачья стража " , Русской общины. После общей фотографии у могилы командующего Русской армии светлейшего князя Михаила Голенищева-Кутузова участники проследовали в сквер у собора. Обращаясь к собравшимся, протоиерей Александр Пелин напомнил, что взятием Парижа была поставлена точка в истории завоевательного похода императора Наполеона с его так называемой Великой армией на земли России, призвал помнить славные страницы национальной истории и передавать эти знания детям. " Уроки истории лучше учить в школе, чем на поле брани, - сказал отец Александр. - Благодарственный молебен призван напомнить нашим недругам, что значит воевать с Россией " .   +++ Знаменательную дату в истории России отметили в тот же день в храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове . Были совершены заупокойное поминовение и благодарственный молебен. В Каменноостровском дворце рядом с храмом 6 августа 1812 года император Александр I поручил Михаилу Кутузову командование русской армией. Bo время Отечественной войны здесь государю была подарена Толгская икона Божией Матери, которая сопровождала его в походах, и здесь же, находясь на молитве, он получил донесение о Бородинском сражении.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

В. В. скончался во Владимире, траурную процессию в Ярославль провожали вел. кн. св. Александр Ярославич Невский , братья Васильковичи - князья Борис Ростовский и Глеб Белозерский и их мать - кнг. Мария, дочь убитого монголами в Орде в 1246 г. вел. кн. св. Михаила Всеволодовича Черниговского. 8 февр. 1250 г. В. В. был похоронен в Ярославле, в соборе Успения Пресв. Богородицы, отпевание совершил Ростовский еп. св. Кирилл. Там же ок. 1257 г. был похоронен брат В. В. св. кн. Константин Всеволодович. Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) От брака с кнг. Ксенией у В. В. было 2 детей - кн. Василий, умерший, вероятно, малолетним, а также дочь Мария (в Крещении Феодосия), в нач. 60-х гг. XIII в. выданная замуж за св. Феодора Ростиславича Чёрного , вел. кн. Смоленского и Ярославского. В 1501 г. произошло обретение мощей В. В. и Константина Всеволодовича. После пожара, в к-ром сгорел Ярославский кремль и Успенский собор, под полом собора были обнаружены нетленные останки князей (имена были установлены по позднейшим надгробным плитам). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. вел. кн. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам В. В. и Константина Всеволодовича, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе, между столпами в правой стороне, под древними родовыми иконами членов Ярославского княжеского дома. (Местное предание связывает со св. князьями-братьями 3 иконы, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя, Ярославская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца. Икона Вседержителя (ЯХМ) датируется нач. XIII в. и может считаться семейной реликвией ярославских князей; Ярославская икона Божией Матери (ЯХМ) - XVI в., список с древней, не дошедшей до нас иконы; образ Николая Чудотворца не сохр.) По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 8 июня в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 203 об., 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя В. В. и Константина Всеволодовича в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) освятил этот придел во имя св. князей-братьев после перестройки.

http://pravenc.ru/text/150795.html

В соборе находилась Печерская икона Божией Матери, в «складных крестиках» к-рой хранились «с давних времен» частицы мощей сщмч. Макария, митр. Киевского, и вмц. Параскевы. Здесь же хранились список с Толгского образа Божией Матери, иконы Спасителя и св. прор. Илии, найденные в пепле сгоревшей в 1756 г. Илиинской ц. Все 3 образа украшали серебряные ризы. В соборе хранилась позолоченная чаша с надписью: «1732 года сооружена коштом честнаго о. Илариона Пироцкого в монастырь девичий Нежинский до храму святого Илии пророка». В книжном собрании Н. В. м. имелись Евангелие (1717), Псалтирь (К., 1617), Требник (Львов, 1655), «Трифологион» (Новгород-Северский, 1678), Октоих (К., 1699), а также «Лексикон славенороссийский» (К., 1653), составленный лексикографом, поэтом и переводчиком П. Берындой. Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. 2015 г. Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. 2015 г. В 1775 г. имп. Екатерина II Алексеевна , посетившая Нежин, пожертвовала обители 150 р. 10 апр. 1786 г., при игум. Анне, Н. В. м. был отнесен к штатным 3-классным необщежительным обителям. В 1796 г. в мон-ре проживали 26 монахинь и послушниц. В 1804 г. игум. Лаврентия жаловалась в духовную консисторию на «самоволие» бывш. казначеи Иустины (Стороженковой) и на «непокорность» некоторых сестер. Черниговский еп. Михаил (Десницкий) писал о том, чтобы Иустина во всем подчинялась настоятельнице и «ни во что не вмешивалась». При настоятельнице (1812-1829) игум. Варваре (Стороженковой), поступившей в обитель вдовой, была построена колокольня с теплой трапезной ц. св. прор. Илии (1814). При игум. Варваре в Н. В. м. проживала схим. Мария, обладавшая даром предвидения и предсказавшая монашество буд. архимандриту прп. Герману (Клице) . В 1848-1860 гг. настоятельницей Н. В. м. была деятельная игум. Панкратия (Чернова; 28 дек. 1860), дочь почетного гражданина Нежина С. Чернова, постриженица Ладинского Покровского мон-ря Прилукского у. Полтавской губ. Вместе с ней из Ладинской обители в Н. В. м. перешла ее помощница казначея Смарагда, дочь капитана Рустика Урсула, после чего в обители начались масштабные строительные работы. Были возведены каменная ограда, 2-этажный каменный сестринский корпус (1857), в 1859 г. расширен теплый храм, в котором по благословению Черниговского и Нежинского архиеп. Павла (Подлипского) освящен придел во имя св. Жен-мироносиц. При игум. Панкратии в Н. В. м. был введен общежительный устав.

http://pravenc.ru/text/2564836.html

Блаженный Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский чудотворец, подвизался в юродстве Христа ради, не имея ни дома, ни какого-либо другого пристанища и на протяжении почти всей своей жизни проживал в церковных папертях и только иногда отдыхал у своего наставника Петра - священника соседнего храма Всех Святых. Общался он только с этим священником и с одной благочестивой престарелой вдовой. Скончался 3 сентября 1580 года (по другим источникам в 1581-м году). Всехсвятский священник и вдова погребли его за городом в деревянном храме святого Власия в Заровье. Кончина блаженного ознаменовалась страшной бурей, молнией и громом. Несмотря на столь грозные для ростовцев знамения, вскоре народ стал называть его Милостивым, " ради получаемых от него исцелений " , происходивших возле его могилы. Спустя некоторое время в Толгской церкви была установлена рака, куда торжественно были перенесены мощи этого человека. Над ними была повешена специально написанная икона, с изображением сцен жития святого Иоанна. Рака украшена изящными барочными клеймами, на которых также изображено житие святого, выполненное в технике чеканки, гравировки и литья. Имеющаяся при раке икона написана в XVIII веке: на ней изображён Иоанн с посохом и в рубище, держащий в руке свиток. Над ракой находится деревянная резная сень, которая ажурно украшена витыми колоннами, волютами и вензелем " И " и " М " . При жизни святой Иоанн был прозван Власатым. Жития, написанные достаточно поздно, объясняют это тем, что блаженный имел " власы на главе велики " , что нашло отражение и в его иконографии. Но вполне возможно, что данное наименование содержит в себе указание на место его подвигов - храм святого Власия, в котором блаженный Иоанн и был погребён. Церковь, где сейчас почивают мощи этого угодника Божия, построена в 1760-х годах на народные пожертвования и являлась приходской. Главный престол посвящён Толгской иконе Богородицы, одной из самых чтимых святынь Ярославской епархии, явленной под Ярославлем в XIV веке. Придел освящён во имя Собора Иоанна Крестителя и священномученика Власия Севастийского. Такое двойное посвящение сохранило память о более древних храмах святого Власия в Заровье и Иоанна Предтечи, некогда находившихся поблизости.

http://sobory.ru/article/?object=00600

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010