Ибо любая расправа над христианами — всегда только поражение противной стороны по той единственной и важнейшей причине, что страдания связывают христиан со Христом, пострадавшим ради человеческого спасения, и потому привлекают к месту, к земле, где пролилась кровь христиан, чрезвычайные Божественные силы. Мученическая смерть за Христа святых Феодора и Иоанна (память 12/25 июля) привлекла обильную благодать Божию на Русскую землю. И произошло чудо: вождь язычества, гонитель христианства начал обращаться ко Христу! Доказательством служит тот неоспоримый факт, что после окончательного прихода к вере Христовой и крещения князь Владимир поставил благолепную первую каменную Десятинную церковь во имя Божией Матери не где-нибудь, а на месте того дома, где были убиты Феодор и Иоанн. Археологические раскопки, произведенные в 1908 году в алтарной части Десятинной церкви, обнаружили остатки деревянного сруба этого дома. Следовательно, тогда, в 983 году, пережил князь Владимир первое и сильное потрясение, обратившее его духовный взор к христианству. Помогли и молитвы святой равноапостольной Ольги, молившейся и молящейся за Русь. Князь Владимир был не только сыном своего отца, но и внуком своей бабки — святой равноапостольной Ольги! Многое унаследовал он и от нее. С языческой необузданностью страстей в нем сочеталась и определенная душевная глубина, мудрость, сердечная доброта, а это есть видимые причины того, почему его сердце оказалось способно воспринять Божие посещение. Церковный писатель второй половины XI b. Иаков Мних (монах) пишет, что, «взыскав спасения», Владимир стал припоминать свое детство и благочестивые наставления своей бабки св. кн. Ольги, вспоминал о том, как уверовала она и крестилась, ибо много слышал об этом и «разгорался Духом Святым в сердце, желая святого крещения». Вряд ли он прислушивался к рассказам об Ольге до 983 года. Тогда никто не рискнул бы приступить к нему с проповедью о Христе. Но теперь, после того, как, «взыскав спасения», кн. Владимир сам начал интересоваться историей обращения своей великой бабки, он стал способен воспринимать слова истины, исходящие от его ближайших родственников-христиан. А таковыми были мать Владимира Малуша, а также одна из жен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Книга Симеона Солунского , на которую ссылаются беспоповцы, порешает вопрос только о принятии помышлений простолюдином, а не о разрешении, а это не одно и то же, и решает в том смысле, что опытный мних, за отсутствием священника, может принимать помышления других, но не иначе, как изволением архиерея, а у какого архиерея беспоповщинские старшины испрашивают дозволения принимать помышления? Принятие помышлений простым монахом, даже с дозволения епископа, Симеон Фессалоникийский находит несовсем согласным с обычаем Церкви. «Слышно и от мене», говорит он в 36 ответе, яко монахам простым дается от архиереев помышления прияти: аз же и прежде глаголал им, и ныне реку разум мой и, чаю, отцев быти, яко священства сие дело есть, и от архиереев и иереев подобает сие действоватися; ни мало же сие от простых, разве нужда некая иерею понудит действовать и монаха, изволением архиерейским, благоговейна суща и законы Божия ведуща, священная, реку, правила, обаче токмо еже прияти помышления, да известит епископу, или да разсудит душеполезным что, взыскующе, а не во еже прощати и разрешати«. То же говорит уважаемый старообрядцами Черные горы Никон: «яко презвитером подобает исповедем бывати, а не ко иным, все Божественное писание глаголет» (Тиктон, гл. 14) «Аще что пред Богом согрешили (сказано в книге, также уважаемой раскольниками, «сын церковный»), то к нему (т. е. священнику) приходя, исповедайся: той будет тебе ходатай к Богу и той развяжет тя от греховнаго связания, без него никтоже разрешити тя может» (гл. 63). После сего понятен смысл и других свидетельств, приводимых раскольниками из Иосифского потребника и большого катехизиса п. Филарета, т. е., что дозволяется опытному мирянину принимать помышления других и вразумлять своими советами – и только, а не вязать и разрешать: это дело одних хиротонисованных пастырей Церкви, что утверждают означенные книги. Св. Апостол Иаков повелевает исповедовать свои грехи (5:16), по толкованию старопечатного катехизиса, не мирянам, а священникам, а если и можно относить заповедь св. Апостола к мирянам, то, конечно, в том же смысле, в каком должно понимать и свидетельства о принятии помышлений, приводимые староверами.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Крестившись и уяснив основы новой религии, Владимир воспринял их всем сердцем. Он действительно порвал с прошлым в котором, по собственным словам, жил «как зверь» он действительно преобразился, стал другим человеком. Прежний многоженец стал примерным семьянином, что далеко не всегда происходило со славянскими князьями, принявшими крещение. «Стремление к буквальному исполнению евангельских заповедей становится отличительной чертой Владимира-христианина». (Карпов А.Ю. Владимир. Молодая гвардия. Русское слово, М. 1997. С. 291) Так, живя в страхе Божьем, и буквально приняв первую заповедь, он отказывался теперь казнить разбойников смертью, справедливо рассудив, что лишение жизни, как и дарование ее, дело отнюдь не людское, и греческому епископу пришлось объяснять ему учение Церкви в этом вопросе: «Князь не в туне меч носит – Божий слуга есть». Лучшие душевные качества, присущие князю и ранее, проявились в его новой жизни многократно, а исполнение старых, и до него существовавших традиций щедрости и единения правителя с народом приобрели неслыханный масштаб. Как рассказывает Повесть временных лет, Владимир полюбил «словеса книжные». Пораженный значением милости и милосердия в жизни христианина («Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» Мф. 5,7; «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан. 2,4) князь повелел «всякому нищему и убогому приходить на двор княжеский и брать все, что необходимо…» (включая деньги из казны), после чего отправил по городу возы, груженые хлебами и мясом, а также бочками меда и кваса всем болящим и не могущим ходить. Автор «Памяти и похвалы князю Владимиру», младший современник святого князя, Иаков мних дополняет слова летописи: «И не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню творил: …нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных – всех милуя и одевая и насыщая и напояя». Благотворительность не являлась для Владимира Святославича одним лишь личным подвигом, дававшим надежду на искупление грехов прежней жизни. Наделение неимущих и нуждающихся было живым и вечным примером практического христианства для всего народа, исполнением в государственных масштабах евангельской заповеди братства всех людей.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

Крещение князя Владимира, его вступление в родство с византийской императорской семьей, низвержение язычества и утверждение христианства, которое уже более ста лет жило и распространялось на Руси, как государственной религии, создали благоприятную почву для возникновения Русской Поместной Православной Церкви. Глава II. Русская православная церковь в киевский период. (988–1240 гг.) § 1. Устроение Русской Православной Церкви Устроителем Русской Церкви как христианского общества мы должны по праву считать св. равноапостольного великого князя Владимира. Как писал о нем в своем знаменитом богословском сочинении «Слово о Законе и Благодати» митрополит Киевский Илларион (XI в.): «Вся страны и грады, и люди чтут и славят каждого их учителя, иже научиша их православной вере: похвалим же и мы малыми похвалами великое и дивное сотворившего нашего учителя и наставника, великого кагана нашея земли, Владимира.» Служение Великого Князя Владимира Церкви Божьей приравнивается церковным сознанием к служению апостольскому, и ибо по своим духовным плодам оно было равноценно харизматическому служению для «созидания Тела Христова» ( Еф.412 ). Владимир обрел благодатные силы не только осуществить христианизацию огромной страны, но и воплотить евангельское откровение собирательную социальную жизнь ее народа, несмотря на то, что, как точно заметил церковный историк А.В.Картошев, «формы этой жизни, в отличии от жизни личной, наиболее инертны и неподатливы на евангельские призывы к любви и к самоотречению, как формы жизни космической, натуральной, близкой к жизни мертвой природы...» Как широкая русская натура, Св.Владимир... воспылал желанием повторить опыт первоапостольской Церкви: – употребить всю силу государственной власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещенные люди почувствовали, как говорит книга Деяний, что у них «одно сердце и одна душа», что у них все общее. 53 Каждое воскресенье в Киеве и других городах устраивались за счет князя богатые трапезы, на которые созывались все жители, от боярина до последнего нищего. Специально отряженные княжеские слуги развозили по городу мясо, рыбу и всякую другую снедь для тех, кто по немощи и болезни не мог прийти на княжеский воскресный пир. Особенно щедрыми угощениями для народа отмечал Владимир дни годовщины своего крещения и Крещения Руси. Мних Иаков в «Памяти и похвале великому князю Владимиру» писал: «Более всего бяше милостыню творя, князь Владимир... немощным и старым всякую потребу даяше. Не токмо в дому своем, но и по всей Земли Русской – и в градах, и в селах, везде милостыню творяше, нищия и сирыя, и вдовицы, и слепые, и хромые, и трудоватыя – вся милуя и одевая, и накормя, и напоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летопись обобщает эту картину так: «Повеле рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумиры. И постави церковь св. Василия (христианское имя Владимира) на холме, идеже стояше кумир Перун и прочии, идеже творяху потребы (т. е. старые языческие требы) князь и людье. И нача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градом и селом». Во всех записях и преданиях подчеркивается всеохватывающий, упорный, настойчивый план крещения страны и народа, проводившийся вдохновенной волей кн. Владимира. Мних Иаков в похвальном слове многократно повторяет: «Крести же всю землю рускую от коньца и до коньца... и съкруши идолы и отверже всю безбожную лесть». ...«и всю землю русскую исторже их уст диаволь и к Богу приведе и к свету истинному». ...»и всю землю рускую крести от коньца и до коньца. Храмы идольские и требища всюду раскопа и посече и идолы сокруши... и честными иконами церкви украси». По выражению митр. Илариона, «труба апостольская и гром евангельский огласили все города, и вся земля наша в одно время стала славить Христа». Христианизовать города значило покрыть миссионерской сетью всю землю. Жизнь селений бытовая, административная и религиозная управлялась городскими центрами. По всем признакам видно, что в распоряжении Владимира для городов было чрезвычайно мало епископов. Да при конфликте с греками и канонической административной опоре на церковь болгарскую, которая сама не изобиловала высшей иерархией славянского языка, не было и возможности получить достаточное количество епископов. В самом Корсуне, как колониальном центре, были, конечно, духовные лица и церковно-славянского языка. Таковым был, по-видимому, и пресвитер Анастас, предавшийся на сторону Владимира. Конечно, брак царевны Анны не мог не сопровождаться хотя бы несколькими греческими священниками миссионерами. Но, при разрыве Владимира со вселенским патриархатом и по соображениям миссионерской предпочтительности богослужебного славянского языка, Владимир, конечно, пригласил возможно большее количество клириков из Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Напечатано преосв. Макарием, История р. церкви, изд. 2-е, т. II, стр. 339–342. Так же читатель найдет и обстоятельное изложение памятника (стр. 156–158). Автором послания вслед за Погодиным (Изв. Ак. Н. по отд. рус. яз. и слов. I, 332) преосв. Макарий признает известного Иакова мниха, современника преп. Феодосия, автора Похвалы великому князю Владимиру и Сказания о страстотерпцах Борисе и Глебе. Слугою Божиим Димитрием, которому адресовано это послание, они считают великого князя Изяслава Ярославича, носившего христианское имя Димитрия. К этому предположению склоняется и проф. Е.Е. Голубинский (История I, стр. 615–616). Но при помощи наличных списков послания и данных об Иакове мнихе решить эти вопросы с уверенностью невозможно. Во всяком случае Димитрий был человек именитый. «Имя бо велико, говорится в конце послания, не введет в царство небесное», Язык памятника, по общему признанию, свидетельствует о глубокой древности и не препятствует относить его к XI стол., когда жил известный Иаков мних, предполагаемый автор послания. 1933 Предположение ученых, что послание писано к значительному лицу и может быть князю (Горский и Невоструев. Оп. рукоп. Син. б-ки, 2, 3, стр. 84. А. Попова, Опис. рукоп. и катал. книг цер. печ. Б-ки Хлудова. стр. 69), – сделанное ими на основании производной редакции памятника (в Измарагде и Златоусте), подтверждается редакцией первоначальной. Описывая напрасную смерть пьяниц, автор отказывается говорить о простых людях и упоминает только о князьях. Послание он заключает к тому же следующими словами «Да Бог подаст ти здравие и спасенье честь и власть на земли и часть царства небесного». 1935 Поучение издаем в приложении IV по единственно известному нам списку в рук. XVI в. Имп. Пуб. Б-ки, Древлехранилища Погодина 1590. Оно, кажется, не имеет конца в рукописи. А.И. Бычков в Описании сборников И. П. Б-ки (стр. 220) говорит о нашем памятнике: «русское, как кажется, сочинение». – Покойный Срезневский ссылался на «поучение духовным детям», находящемся в сборнике г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не было прежде и определенной процедуры вскрытия, идентификации и прославления святых. При нормальной церковной жизни - какие могут быть процедуры и протоколы? Да, конечно, должны быть свидетельства мОщи, свидетельства благодати, свидетельство исцеляющей силы - это требовалось всегда. Но какой-либо формализованной процедуры могло не быть. Это опять-таки все заимствовано из католического протокола - у католиков есть градация святости: беатификация, канонизация и т. д. А у нас этого нет. Святой - значит святой. Святой - он и при жизни святой. Иногда люди сомневаются: а точно ли почитаемые мощи являются мощами именно этого святого. Этот вопрос решается только и исключительно нашим доверием к церковному Преданию. Церковный историк Н. Н. Глубоковский говорил, что Православие вообще доказать нельзя, это не теорема математическая. Его показать можно, предъявить: вот преподобный Серафим Саровский, вот отец Николай с острова Залита - вот что такое Православие. Точно так же обстоит с верой в подлинность мощей. К примеру, в ризнице Иерусалимского Храма Гроба Господня хранится косточка, на которой написано, что это косточка Марии Магдалины. Никакого документа при ней не было и не будет. Это дело веры - и доверия к Церкви. Хочешь верь, хочешь не верь. Еще автор XI века Иаков Мних, агиограф св. княгини Ольги, писал, что ко гробу с ее мощами можно приникнуть и посмотреть и видеть ее. Но тот, кто с верой приникает, видит ее нетленной, а кто без веры - ничего не видит. Кстати, мощи святой княгини Ольги, как и князя Владимира, были утрачены, их нет. До монгольского нашествия были, а потом исчезли. И что же теперь, они от этого святыми перестали быть? Конечно же нет. Часто мощи святого или отсутствуют, или находятся под спудом, а для поклонения ему в храмах выставляется пустая гробница - кенотаф. Это нормальное и очень традиционное древнее явление, и в нем нет ничего предосудительного. Одна угодница Божия, когда ей в 1903 году сказали про преподобного Серафима: " Говорят, что от вашего Серафима одни кости остались, какой же это святой? " - ответила: " Мы не костям поклоняемся, а Божией благодати! "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Не видел, как изгоняли бесов именем Христовым, возвращали здравие больным, как прелагался огонь в холод, воскресали мертвые. Не видев всего этого, как же ты уверовал? Дивное чудо! Другие цари и властители, видя как все сие совершалось святыми мужами, не веровали, но еше самих их предавали страданиям и мучениям. Но ты, о блаженный, без всего этого притек ко Христу. Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог , Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего Возлюбленного Сына. И с сими помыслами вступил ты в святую купель. Таким образом, что другим казалось безумием, то было для тебя силою Божией...» В том же слове митр. Иларион не огрубляет никакими второстепенными утилитарными политическими мотивами обращения князя Владимира. И повторно бьет в ту же точку таинственного, лично свободного, бескорыстного, благодатного переворота в духе Владимира. «Пришло на него», говорит Иларион, «посещение Вышнего, призрело на него всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно он всегда слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой, как чтут там Единого Бога в Троице и поклоняются Ему; как творятся там силы, чудеса и знамения; как церкви там полны людей; как в селениях и городах благоверных все прилежат к молитве, все предстоят Богу. Слыша все это возгорелся он духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю в христианство». О тех же глубоких мотивах обращения Владимира свидетельствует и другой писатель конца XI века, мних Иаков: «Владимир слышал о бабке своей Ольге, как она съездила в Царьград и приняла там святое крещение». И вот под влиянием этого факта «разгорашеться Святым Духом сердце Владимира, хотя святаго крещения. Видя же Бог хотение сердца его, провидя доброту его и призри с небесе милостию Своею и щедротами и просвети сердце князю русскыя земли Володимеру приати святое крещение».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Не только в Киеве, но и во многих других городах он личными распоряжениями всемерно содействовал распространению евангельского света. Для нас имя святого князя связано прежде всего с равноапостольной Ольгой, его святой бабкой, так же, как имя святого царя Константина неразрывно связано с равноапостольной Еленой, его матерью. Множество исторических примеров подтверждают миссионерское влияние христианских женщин на своих родственников – мужчин. Так, например, обращение франкского короля Хлодвига приписывается его супруге, Клотильде Бургундской. Обращение англосакского короля Этельберта – его супруге, принцессе Берте. Обращение венгерских королей Гейзы и Стефана их супругам – сестре польского короля Адельгейде и сестре императора, Гизле. Успех христианского миссионерства в Польше приписывают дочери чешского короля Болеслава. Под ее влиянием произошло крещение Мечислава Польского. А в самой Чехии святая мученица Людмила воспитала в христианской вере своего внука – чешского князя Вячеслава. О глубоких мотивах обращения Владимира говорит писатель XI века Мних Иаков: «Владимир слышал о бабке своей Ольге, как она ездила в Царьград и приняла там святое крещение. И под влиянием этого факта «разгорашеся Святым Духом сердце Владимира, хотяще святого крещения. Виде же Бог хотение сердца его, и провидя доброту его, призре с небесе, милостию Своею и щедротами, и просвети сердце князю земли Русския приняти святое крещение» 41 . Другой же древний писатель, митрополит Иларион, обращается к Владимиру, над гробом которого произносит проповедь в присутствии сына его, Ярослава Мудрого: «Как ты уверовал и как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум выше земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Скажи нам, рабам твоим, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа? Кто дал тебе испить от сладкой чаши память о будущей жизни? Кто дал тебе вкусить и видеть, яко благ Господь? Не видел ты Христа и не ходил за Ним. Как же ты стал учеником Его? Другие, видев Его, не веровали, а ты, не видев, уверовал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особенное внимание обращает арх. Филарет на труды: Пр. Нестора – как историка, Св. Кирилла Туровского – как проповедника, Св. Симона, еп. Владимирского – как назидательного повествователя и митр. Илариона – как учителя веры. Пр. Нестор Летописец – киевлянин, вступил в обитель Печерскую 17 лет, перед кончиной Пр. Феодосия (1073), пострижен Св. Стефаном, им же признан был достойным сана диаконского. Скорое пострижение и посвящение в сан диакона (по уставу Пр. Феодосия искус продолжался долго) показывают (как отмечает архиепископ Филарет), что он до вступления в обитель успел в духовном просвещении. Образованием своим он должен преимущественно чтению книг, которое продолжал он, по заповеди Феодосия, и в обители. Памятником преуспеяния его в духовном совершенстве служит то, что он участвовал в молитвах, исцеливших подвижника Никиту от бесовского обольщения, а в 1091 г. первый открыл мощи Пр. Феодосия. Кончина его последовала, вероятно, в 1114 г. Первым его трудом было сказание о мученической кончине Свв. кн. Бориса и Глеба. Им написано житие Пр. Феодосия, с полным знанием его жизни, и Временник русский, описывающий исторические события с 852 г. по 1100 г. Древнейшим повествователем (XI века) был Иаков мних (повидимому инок Печерской обители, ценившийся Пр. Феодосием). Им написаны сказания о первоначальниках славы русской Церкви – о Владимире с Ольгой, ея равноапостольных, и о Борисе и Глебе, ея мучениках, а также нравоучительное послание к «Божию слузе Димитрию» – вел. кн. Изяславу Ярославичу, носившему это христианское имя. Св. епископ Кирилл Туровский (ум. не прежде 1183 г.), сын богатых родителей, принял монашество в туровской обители и потом заключил себя в столпе, по примеру великих столпников Симеонов. Святость жизни побудила избрать его перед 1169 г. епископом туровским. Не оставляя подвигов благочестия, он предлагал пастве поучения. В 1182 г. он оставил кафедру, но продолжал писать наставления. Известны до 11 слов Св. Кирилла на Господские праздники. Его именовали русским Златоустом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010