В обоих рассказах служит сам патриарх, но по имени назван только император. Услышав от послов о виденном, Владимир отправляет в Константинополь просьбу прислать священников. Император посылает к нему еще и ученых мужей, Кирилла и Афанасия (т. е. Мефодия), которые составляют для Руси азбуку. Из-за соединения русского предания с фрагментом византийской хроники в «Точном рассказе» нарушается логика повествования. Решив принять крещение и сам попросив епископа, князь тем не менее заставляет его подвергнуть Евангелие испытанию огнем. Смешение двух крещений Руси, при Василии I Македонянине и при его праправнуке Василии II Болгаробойце, характерно и для Устава Владимира. Таким образом, и рассказ о приезде миссионеров, и история «испытания службы» существовали отдельно, хотя оба относятся к древнейшему периоду русской письменности. Не ясно, какой из них был в летописи времен Ярослава, и что именно мог добавить Никон помимо Речи Философа. Преп. Нестор в «Чтении», так же как и Иларион и Иаков Мних, не упоминает ни о диспутах, ни о посольствах, а приписывает обращение Владимира самому Богу через некое видение. А ведь он писал как раз во времена составления в его родном Печерском монастыре свода 1070-х гг. Летописный рассказ заканчивается совершенно неожиданно. Выслушав восхищенный отчет о службе в Великой церкви и воспоминания бояр о крещении княгини Ольги, Владимир не выражает желания принять истинную веру. Вместо этого он задает вопрос: «То кде крещение приимемъ?» Бояре отвечают: «Кд ти любо». Этот странный диалог вставлен летописцем, чтобы присоединить рассказ о походе на Корсунь и крещении Владимира в этом городе. В Обычном житии, где версия ПрЖ соединена с летописным «испытанием службы», 583 князь не спрашивает, где креститься, а восклицает: «Воля Господня да будеть!» Таким образом, Корсунская легенда оказывается никак не соединенной с рассказом о выборе веры. ПрЖ представляет первый этап включения Корсунской легенды в предшествующую традицию. Оно еще следует «Слову о законе и благодати» Илариона и «Памяти и похвале Владимиру» Иакова Мниха в трактовке поступков князя. Владимир «въдохну въ себ благодать Святого Духа, и възбну, яко отъ сна, от лютого идолослужения, и посла по вс мъ языкомъ, испытая законъ ихъ, како в рують. И ув девъ святую в ру грьчьскую, яко св щу на св тил , и рече в себ : “Сице да сътворю, пойду въ землю ихъ, и пленю грады ихъ, и обрящу ту учителя”». Но, захватив Корсунь, Владимир уже не вспоминает о своем благочестивом намерении. Он требует в замужество сестру императора и мотивирует свое желание не стремлением совершенствоваться в христианской вере (он ведь еще язычник), а угрозой сделать с Константинополем то же, что и с Корсунем. Перед нами явное противоречие, и возникло оно в результате соединения двух взаимоисключающих версий: крещения Владимира в Киеве и крещения в Корсуне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ВЖВ представлен не первоначальный вариант летописного текста. В Начальном своде и «Повести временных лет» послы Владимира именуются «мужи», «мужи добры и смысленны», «послании нами мужи». В ЖВ они – «слугы». Такая замена могла быть произведена только тогда, когда понятие о княжеских мужах ушло из повседневной жизни. А.И. Соболевский отметил дальше замену «дружины» «боярами», перевод устаревшего «р нь» в рассказе о низвержении идола Перуна словами «берегъ» и «гора». По его мнению, это указывает на XIV в. 429 В ЖВ, как и в ПрЖ, есть мотивировка похода на Корсунь, совпадающая с «Памятью и похвалой», хотя помещена она в другое место. В ПрЖ князь, узнав о греческой вере, решает: «Сице да сътворю, поиду въ землю ихъ, и пленю грады ихъ, и обрящу ту учителя». В ЖВ эта фраза вставлена в заимствованный из летописи рассказ о походе: «Умысли бо в соб : “Попленю градъ ихъ, и обрящу учителя”». Отдельные фрагменты рассказа о корсунских событиях, где летопись сочетается с ПрЖ, хорошо показывают, какой текст был первичен. В ЖВ сказано, что Владимир осаждал Корсунь шесть месяцев, а крестился в церкви св. Иакова. В память этого события была поставлена церковь св. Василия. Во всех редакциях «Повести временных лет» и в Начальном своде (в составе Новгородской 1 летописи младшего извода) эти храмы имеют разные посвящения. Сроки осады ни одна летопись не называет. Церковь св. Василия упоминается в Лаврентьевско-Троицкой редакции «Повести временных лет» в качестве храма, где князь крестился. В Начальном своде говорится о церкви св. Василиска. Кому был посвящен построенный в Корсуне храм, в этих летописях не сказано. Церковь св. Иакова упомянута в Первой подборке Новгородской Карамзинской летописи, а оттуда эти сведения перешли в Общерусский митрополичий свод (Софийскую 1 летопись) и все производные от него тексты. Но эта подборка была завершена в 1411 г., когда ЖВ уже существовало, и скорее оно повлияло на летопись, а не наоборот. В ПрЖ сказано, что по приходе в Киев Владимир уничтожил идолов Перуна, Хорса, Дажьбога и Мокоши. Иаков Мних в «Памяти и похвале» упоминает только Перуна и Хорса, летопись рассказывает об одном Перуне, а ЖВ сообщает еще и о судьбе идола Волоса, которого сбросили в Почайну. В ЖВ, как и в ПрЖ, говорится о крещении в Почайне, но храм, построенный на этом месте, вообще не упоминается. Сам рассказ о крещении выписан из летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимира. В летописях к имени Владимира не прилагается даже эпитета святой, а великий 197 . Наконец, и в святцах, дошедших до нас из этого периода и заключающих в себе имена Бориса и Глеба и Феодосия Печерского , мы не находим имени св. Владимира. На основании всего этого можно утверждать, что прославление Владимира совершилось уже в последующее время. Этому нашему выводу, по-видимому, противоречат слова митрополита Илариона, который в своем похвальном слове Владимиру говорит, что Бог удостоил просветителя земли Русской славы и почестей небесных, называет его блаженным, апостолом и, наконец, обращается к нему с молитвою. Мних Иаков также в некоторых местах обращается к Владимиру, как уже к святому; так он говорит: «о блаженный и преблаженный княже Володимире: мзда твоя многа зело пред Богом». Ниже он уподобляет его святым царям: Давиду, Езекии, Константину и др. Автор «Жития» к подобным ублажениям и величаниям присоединяет и собственную молитву ко Владимиру. Такое, говорят, молитвенное обращение ко Владимиру естественно предполагает, что святость его была уже тогда признана Церковью 198 . Но с последним выводом, который делают из слов приведенных нами авторов, едва ли можно согласиться. Дело в том, что в указанных словах выражается личное благоговение авторов к памяти Владимира, личная вера их в него, что он за свои дела удостоен небесного воздаяния и блаженства. Такую веру с ними разделяли, конечно, и лучшие из современных им христиан русских. Но все это, еще не означает, чтобы память Владимира чествовалась и праздновалась, как святого, внесенного в церковные месяцесловы или святцы, с приурочением ее и службы ему к известному дню, каким имел быть и был потом день успения его 15-го Июля. Выражения же, подобные приведенным, довольно обычны в похвальных словах вообще о лицах, отличавшихся при жизни делами благочестия и заслугами для Церкви, но не стоявших однако и не стоящих в лике причтенных ко святым. То же должно сказать и о самых молитвенных обращениях ко Владимиру в Похвале ему и Житии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во всех записях и преданиях об этом историческом событии подчеркивается всеохватывающий и радостный план крещения страны и народа, проводившийся вдохновенной волей князя Владимира. Мних Иаков в похвальном слове многократно повторяет: «Крести же всю землю русскую от конца и до конца... И сокруши идолы и отверже всю безбожную лесть... И всю землю русскую исторже из уст дъявола и к Богу приведе и к свету истинному... и честными иконами и мощами церкови украси» 38 . Крестить города и веси в то дикое время, значит покрыть миссионерской сетью всю землю. Конечно, с царевной Анной прибыли на Русь и греческие священники-миссионеры. Но Владимир пригласил большое количество клириков и из Болгарии, которые служили на церковно-славянском языке. Вышли из Киевского подполья и все прежде гонимые христиане, которые также поставили Владимиру некоторое количество священников-миссионеров. Рукополагались и способные к священству из новокрещеных семейств. А из первых епископов, помогавших Владимиру крестить Север Руси в далеком Новгороде, летопись сохранила имя владыки Новгородского Иоакима, которого в 991-м году послал туда из Киева князь-креститель. Древняя летопись в былинно-эпическом стиле сообщает: «Пришел в Новгород епископ Иоаким и требища разрушил и Перуна посек» 39 . Таким образом, вся Русская земля еще при Владимире была крещена и покрыта, хотя в то время и малочисленной, но сетью миссионерских епархий. И утверждение нынешних «неоязычников», что якобы христианство лишило русичей этнической и религиозной неповторимости, не имеет под собой никаких оснований. Вспомним кельтов, бриттов и галлов: «исконное язычество» не помогло им сохраниться в качестве независимой этнической общности. Сегодня в мире существует только одно независимое государство этнических кельтов – Ирландия. Да и то подавляющее большинство ирландцев говорит по-английски и является христианами. Однако снова вернемся к Владимиру. За 27 лет теперь уже своего христианского правления он нашел в себе энергию не только выполнить план внешней христианизации Руси, но, что всего удивительнее, сделал попытку реально, деятельно и материально выполнить свое исключительное служение как главы христианского народа и воплотил осветившее его душу евангельское откровение в собирательную социальную жизнь русских людей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глеб (Улеб), тысяцкий Глеб, брат Святослава Глеб Юрьевич, князь Голубинский Е.Е. Григорий VI, папа Римский Григорий, епископ Белгородский Григорий, Богослов св. Григорий, священник Григорий, преподобный, чудотворец Гумилев Л.Н. Д Давид Игоревич, князь Даниил Заточник Даниил Романович, князь Даниил Юрьевский, епископ Дамиак Юрьевский, епископ Десятчиков Ю.М. Диоклетиан, император Дионисий, епископ Полоцкий Дир Дмитрий Солунский св. Добрыня Добрыня Ядрейкович (епископ Антоний) Дождьбог Дорофей, епископ Тирский Дудик, холоп Е Евсевий Панфил, епископ Кессарийский Евстратий, преподобномучение Евстратий Корсунянин Евферий, св. Елипдий, св. Епифаний Кипрский , св. Еферем, епископ Переяславский Ефрем, грек, епископ Ефрем, митрополит Ефрем Сирин , преподобный Ефросинья Полоцкая, преподобная З Знаменский П. И Иаков Мних Ибн-Мискавей Ибн-Русте Иван IV, царь Иванов П., писатель Игорь Ольгович, князь Игорь Рюрикович, князь Игорь Ярославович, князь Игнатий, патриарх Иероним, Стридонский, блаженный Изяслав Давидович, князь Изяслав Мстиславович, великий князь Изяслав Ярославович, великий князь Икумений Трикский Илларион, митрополит Киевский Иловайский Д.И. Ингварь, князь Иннокентий III, папа Римский Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Иоаким, епископ Туровский Иоанн I, митрополит Иоанн II, митрополит Иоанн III, митрополит Иоанн IV, митрополит Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербурский и Ладожский Иоанн Богослов, апостол Иоанн варяг Иоанн Дамаскин , преподобный Иоанн Златоуст , святитель Иоанн, епископ Готфский Иоанн, игумен Иоанн X Каматер, патриарх Иоанн Лествичник , преподобный Иоанн Малала, летописец Иоанн Многострадальный, преподобный Иоанн, епископ Ростовский Иоанн Схоластик, патриарх Иоанн Цимисхий, император Иоанн, епископ Черниговский Иоанн, Экзарх Болгарский Иосиф, митрополит Ипполит, папа Римский К Кадм, епископ Боспорский Калокир, патрикий Капитон, мученик Карташев А.В. Кий Кирилл I, митрополит Кирилл, св. равноапостольный Кирилл Александрийский , св. Кирилл Иерусалимский , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже в летописях Барония не упоминается об учреждении этого праздника (см. t. 11, an. 1087–1096 А Флери пишет: «In martyrologio quidem hiace translatio commemoratur, sed in nostris partibus nec festum, nec officium recitatur [Хотя перенесение это упоминается в мартирологии, в наших краях праздник не справляется и служба не служится» (лат.)] (Fleurii Hist. eccles. T. 15. P. 548, ad. an. 1087 Nil. Doxopatr. apud Allat. De Eccl. Occid. et Orient. perpetua cons. Lib. I. Cap. 25. P. 414–415 См. также списки епархий, подведомых Констант. патриарху императора Андроника. 1282 См. выше прим. 353. В сказании об исцелении святителем Николаем новгородского князя Мстислава в 1113 г. между прочим повествуется: «Слышав же о чудесех великого архиерея и чудотворца Николы, бывших во времена та в Барстем граде, егда пренесены честныя его мощи тамо из Мир; к тому же и во граде Киеве во оны же дни — чудо той великий отец сотвори: утопшее отроча пред образом своим в церкви святыя Софии обрести дарова, мокроте водней от него истекающей; сими уверився, князь той, и по призвании многих святых во целбу свою, призва в помощь сего преславнаго чудотворца, великого архиерея Николу» (сборн. моей библ. 14. Л. 147 Другое чудо святителя Николая, во дни того же великого князя Всеволода I, случилось над одною женщиною из Дорогобужа и записано современниками (Нест. в Сказ. о чудесах св. Бориса и Глеба, и мних Иаков в таком же Сказании). П. собр. р. лет. 3. 212 При Евангелиях: Остромировом, Мстиславовом и Галицком 1144 г. О месяцеслове последнего см. в Опис. слав. рукоп. Москов. Синод. библ. 1. С. 208, 262 А месяцеслов Мстиславова Евангелия напечатан г. Невоструевым сполна в Изв. Ак. наук. 10. 111–137 См. выше в отделе «Духовное просвещение, учение и письменность». См. посл. преп. Феодосия о вере варяжской, также послания против латинян митрополитов Георгия и Никифора. Припомним, как записал имена русских князей для поминовения у Гроба Господня игумен Даниил. Феодосий в посл. о вере варяжской; митрополиты Георгий и Никифор — в посл. против латинян.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

Заметим, наконец, что при церквах по древнему обыкновению у нас погребали умерших и князья любили находить для себя и для близких сердцу последний приют по смерти в тех храмах, которые сами же воздвигли при жизни. Так, в Десятинной церкви, сооруженной святым Владимиром, погребены сам Владимир и еще прежде — первосвятитель Михаил, царица Анна — супруга Владимира, а потом окрещенные кости братьев его Олега и Ярополка; вокруг же церкви — многие другие лица, как свидетельствуют множество костей мертвых и при них различных крестиков, найденных при раскапывании этой церкви . В черниговском Спасском соборе, который заложен князем Мстиславом, а окончен князем Святославом черниговским, погребены оба эти князя и потом дети последнего: Глеб, Олег и другие. В Киево-Софийском погребены храмоздатель Ярослав и впоследствии два сына его — Изяслав и Всеволод — и два внука — Ростислав и Владимир Мономах. При раскапывании Ирининской церкви найдены в разных местах, вокруг и внутри ее, равно как и в двух палатках, пристроенных с обеих сторон к алтарю, многие гробницы из красного шифера, вероятно княжеские; кроме того, в самой церкви близ того места, где надлежало быть правому крылосу, открыта так называемая усыпальница для погребения умерших . В новгородском Софийском соборе погребены основатель его князь Владимир Ярославич, мать его Ирина и другие . Примечания Полн. собр. р. лет. 1. 51 Но были ли тогда в Киеве и другие кумиры, кроме шести, стоявших на холме близ двора княжеского, на месте которых могла быть построена только одна церковь? (Солов. Истор. России. 1. Прим. 256 Были. Это можно видеть и из сказания летописца: «Повеле (Владимир) рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумири; и постави церковь св. Василья на холме, идеже стояше кумир Перун и прочии» (шесть). Если бы все кумиры киевские помещались только на холме, где могла быть построена одна церковь, и действительно построена самим князем, то зачем бы ему давать повеление рубить церкви и ставить их по местом, идеже стояху кумиры? А кроме того, в частности, известно, что был тогда в Киеве кумир Волоса, о котором пишет мних Иаков в житии святого Владимира: «А Волоса идола, егоже именоваху скотья бога, веле в Почайну реку въврещи» (см. приложен. 1; то же повторяется и в Торжеств. Рум. муз. 436 Описан. С. 697 и который, по преданию, находился вне города, на оболонье, где киевляне обыкновенно пасли свои стада (Максимов. Киевлян. 1. С. 10 Паломн. Киев. С. 106, 128. Изд. 2-е Вероятно, был в Киеве или близ Киева и кумир Тура, известного в русской мифологии (Временн. Москов. истор. общ. 9. Отд. 1. С. 29 на месте которого, может быть, и была поставлена киевлянами церковь, слывшая под именем Туровой божницы (П. собр. р. л. 2. С. 24 по крайней мере, так можно объяснять это странное название церкви , если припомним, что у народа нашего один из монастырей Новгородских назван Перынь монастырь потому именно, что поставлен был на месте прежде бывшего идола Перуна.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Златоструй –/Великие Минеи-Четьи: Ноябрь. 13–15. 1899. Стб. 1180–1579. Иаков Мних – Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку/Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР. 1963. 37. С. 66–75. Ибн Фадлан – Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадла-на о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956. Иероним Стридонский , блж. – Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus. Leipzig, 1924 (Bibliotheca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana). Русский перевод: Иероним Стридонский . Книга о знаменитых мужах/ Иероним Стридонский . Творения. Киев, 1879. Ч. 5 (Б-ка творений святых отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии). Изборник 1073 г. – Изборник Святослава 1073 г.: Факсимильное издание. М., 1983. Иларион, митр. Киевский – Молдаван А. М. Слово о законе и благодати Илариона. Киев, 1984; Идейно-философское наследие Илариона Киевского . М., 1986. Ч. 1. (Факсимильное воспроизведение и русский перевод Т. И. Сумниковой). Иоакимова летопись – Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1963. Т. 2. Иоанн, экзарх Болгарский. Шестоднев – Шестоднев, составленный Иоанном, экзархом Болгарским/Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1879. Кн. 3; Aiizetmuller R. Das Hexaemeron des Exarchen Johannes. Graz, 1957–1975. Bd. 1–7. Иоанн II, митр. Киевский – Церковное правило митр. Uoahha II /Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1908. Ч. 1. С. 1–20; То же/Русская историческая б-ка. Т. 6. Иоанн VIII, папа. Буллы св. Мефодию и чешскому кн. Святополку/Magnae Moraviae Fontes Historici. Brno, 1967. Т. 2. Иоанн Дамаскин . Богословие в переводе Иоанна, экзарха Болгарского – Der hi. Johannes von Damaskus in der Ubersetzung des Exarchen Johannes/Hrsg. L. Sadnik, LJ. W. Weiher. Wiesbaden-Freiburg-Br., 1967–1983. Т. 1–4. Иорнанд – lordanis Romana et Getica/Rec. Th. Mommsen/Monumenta Germaniae Historicä Auctores antiquissimi. Berlin, 1882. Т. 5, 1. Русский перевод фрагментов о славянах см. в кн. Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991. Т. 1. С. 98–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«И аще что имевши в дому своём, донеси (монастырям) им потребная, все бо то в руце Божии влагаеши, и въздания не лишен будеши» 410 . Неизвестный «отец» даже определял количество вспомоществования духовенству и церквам: «потщися всего своего имения десятое Господеви даяти» 411 . Должно также чтить и праздники, как дни, посвящённые на служение Богу, производя в них различные дела благотворения и воздерживаясь от своих личных занятий. «Святыя дни чтите» 412 , – говорил еп. Лука. «Праздники святых чести, – учил неизвестный отец: а сам не упивайся, но алчныя и жадныя накормляй» 413 . В назидание же тем, которые желали бы в праздники заниматься своими частными делами, Иаков мних рассказывает об одной женщине (из Дорогобужа), которая, за работу в день Святителя Николая, была наказана тем, что у ней отсохла рука, (исцелённая потом при мощах свв. Бориса и Глеба) 414 . Страх Божий и постоянное памятование всемогущего и всесовершеннейшего существа яснее оттенит человеку его собственную греховность, его собственное ничтожество, заставит его никогда не забывать о смерти, которая каждую минуту может застигнуть его и представить на суд нелицеприятного Бога. «Внимаи словоу своемоу и делоу своемоу, – писал митр. Никифор, – неразлоучена бо суть злаа от благых, но смешены суть злобы с добродетельми, якоже и плевел в пшеници. И того ради подобает нам внимати, да не злобу в добродетелии место примем. Красен бо мняшеся и добр видением, иже праотци оумертвивыи плод, но имеяше посреде втаине ловитвоу преслоушания» 415 . Митр. Кирилл проповедовал: «Имейте, чада моя, страх Божий присно в сердцах ваших...не велит (страх) творити лиха ничтоже; вера бо страхом Господним поминяти велит смерть на всяк час и страшное судище. Страх бо Господень приимше первое праведнии спасошася... Темже, чада моя милая, буди вы всем страхом Господним спастися» 416 . «Разумей же, чадо, суету века сего и скоро падающую плоть нашу. День растем, а утро гнием... Чадо, смерть всегда поминай, да та тя смерть всему добру научит, како пожити в малем сем времени» 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Ибо любая расправа над христианами – всегда только поражение противной стороны по той единственной и важнейшей причине, что страдания связывают христиан со Христом, пострадавшим ради человеческого спасения, и потому привлекают к месту, к земле, где пролилась кровь христиан, чрезвычайные Божественные силы. Мученическая смерть за Христа святых Феодора и Иоанна привлекла обильную благодать Божию на Русскую землю. И произошло чудо: вождь язычества, гонитель христианства начал обращаться ко Христу! Доказательством служит тот неоспоримый факт, что после окончательного прихода к вере Христовой и крещения равноапостольный князь Владимир поставил благолепную первую каменную Десятинную церковь во имя Божией Матери не где-нибудь, а на месте того дома, где были убиты Феодор и Иоанн. Археологические раскопки, произведенные в 1908 году в алтарной части Десятинной церкви, обнаружили остатки деревянного сруба этого дома. Следовательно, тогда, в 983 году, пережил князь Владимир первое и сильное потрясение, обратившее его духовный взор к христианству. Помогли и молитвы святой равноапостольной Ольги, молившейся и молящейся за Русь. Князь Владимир был не только сыном своего отца, но и внуком своей бабки – святой равноапостольной Ольги! Многое унаследовал он и от нее. С языческой необузданностью страстей в нем сочеталась и определенная душевная глубина, мудрость, сердечная доброта, а это есть видимые причины того, почему его сердце оказалось способно воспринять Божие посещение. Церковный писатель второй половины XI века Иаков мних (монах) пишет, что, «взыскав спасения», Владимир стал припоминать свое детство и благочестивые наставления своей бабки Ольги, вспоминал о том, как уверовала она и крестилась, ибо много слышал об этом и «разгорался Духом Святым в сердце, желая святого крещения». 28 Вряд ли он прислушивался к рассказам об Ольге до 983 года. Тогда никто не рискнул бы приступить к нему с проповедью о Христе. Но теперь, после того как, «взыскав спасения», равноапостольный князь Владимир сам начал интересоваться историей обращения своей великой бабки, он стал способен воспринимать слова истины, исходящие от его ближайших родственников-христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010