212 . Оболенский М. А. О двух древнейших святынях Киева/Киевлянин. Киев, 1850. Кн. 3. С. 139–150. 213 . Остромирово Евангелие 1056–1057 г./С поил. текста Евангелий и граммат. объясн. А. X. Востокова. СПб., 1843 . 214 . Откуда коренные жители Лифляндии первоначально получили христианство, с Востока или Запада/Москвитянин. М., 1843. 4.4. 7. С.85–102. 215 . Памятники древнего русского права по харатейному списку императорского Московского общества истории и древностей российских/Русские достопамятности/Общество истории и древностей российских. М., 1843. Кн. 2. С. 302–330. 216 . Памятники российской словесности XII в./Изд. К. Ф. Калайдович. М.,1821. 217 . Патерик Печерский, си есть Отечник. Киев: Киево-Печерская лавра, 1791. 218 . Писарев А. Пояснение двух мест в описании киевских древностей/Труды и летописи Общества истории и древностей российских. М., 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 164–168. 219 . Питирим. en. Нижегородский. Пращица. СПб., 1721. 220 . Платон (Левшин) , митр. Краткая церковная российская история. М., 1805.2 т. 221 . Повесть о водворении христианства в Муроме (по рукописи Румянцев-ского музея 364)/Памятники старинной русской литературы/Изд. Г. Кушелев-Безбородко; под ред. Н. Костомарова . СПб., 1860. Вып. 1. С. 229–238. 222 . Повесть о водворении христианства в Ростове (по рукописи XVII в. Румянцевского музея 434)/Там же. С. 221–224. 223 . Повесть о Нифонте, епископе Новгородском/Там же. СПб., 1862. Вып. 4. С. 1–9. 224 . Повесть об Антонии Римлянине (по рукописи Румянцевского музея 154)/Там же. СПб., 1860. Вып. 1. С. 260–263. 225 . Погодин М. П. Иаков мних, русский писатель XI в., и его сочинения/Изв. имп. АН по Отд-нию рус. яз. и словесности. СПб., 1852. Т. 1. С. 326–334. 226 . Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции М. Погодина о русской истории. М., 1846–1856. 7 т. Т. 1: Вступление. Об источниках древней русской истории, преимущественно о Несторе. М., 1846. Т. 3: Норманнский период. М., 1846. 227 . Погодин М. П. Следы глаголических букв в Новгороде в нач. XI в./Москвитянин. М., 1843. Ч. 4. 7. С. 103–105.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

285 . Стенная иконопись (фрески) XII в. в староладожской крепости в церкви святого Георгия/Христианские древности и археология: 1864/Под ред. В. А. Прохорова. СПб., 1865. Кн. 12. С. 153–160. 286 . Стефан (Сабинин), прот. Примечания на Извлечение из саги Олова, сына Триггвиева/Русски» исторический сборник/Общество истории и древностей российских. М„ 1840. Т. 4. Кн. 1. С. 104–116. 287 . Строев П. М. Библиотека императорского Общества истории и древностей российских. М., 1845. 288 . Строев П. М. Обстоятельное описание старопечатных книг славянских и российских, хранящихся в библиотеке тайного советника, сенатора... графа Федора Андреевича Толстова. М., 1829. 289 . Строев П. М. Рукописи славянские и российские, принадлежащие почетному гражданину и Археографической комиссии корреспонденту Ивану Никитичу Царскому. М., 1848. 290 . Строев П. М. Хронологическое указание материалов отечественной истории, литературы, правоведения до начала XVIII столетия/Журн. Мин-ва нар. просвещения. СПб., 1834. Ч. 2. 2. С. 152–188. 291 . Супрасльская рукопись, содержащая Новгородскую и Киевскую сокращенные летописи/Изд. М. А. Оболенский. М., 1836 . 292 . Сухомлинов М. И. Замечания о сборниках, известных под названием «Пчел» У Изв. имп. АН по Отд-нию рус. яз. и словесности. СПб., 1853. Т. 2. С. 222–231. 293 . Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном. СПб., 1856. 294 . Татищев В. Н. История российская с самых древнейших времен. [М.], 1768–1784. 4 кн. 295 . Тихонравов К. Н. Археологические заметки о городах Суздале и Шуе/Зап. Отд-ния рус. и славян, археологии имп. Археолог, общества. СПб., 1851. Т. 1. Отд. 1. С. 81–106. 296 . Толстой М. Древние святыни Ростова Великого/Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Моск. ун-те. М., 1847. Кн. 2. Отд. 1. С. 1–89. 297 . Требник. 298 . Три памятника русской духовной литературы XI в.: Иаков мних. 1) Память и похвала князю русскому Владимиру; 2) Житие блаженного Владимира; 3) Сказание страстей и похвала о убьении святую мученику Бориса и Глеба/Христианское чтение. СПб., 1849. Ч. 2. С. 301–335, 377–407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

57 См. объявление при Сборнике памятников Православия и Русской народности на Волыни: выпуск 1-й на оберточном листе, под рубрикой: «в настоящее время имеются следующие фотографические снимки», 15, 16 и 17. 58 Иаков Мних в похвале св. Владимиру пишет: «взыска спасете и прия от бабы своея Ользе, како прияла св. крещение... то все слышав от бабы своея Ольги, тоя и житие подража... То слышав и разгораясь св. Духом сердце Его, хотя св. крещеше“. Ст. кн. 1 стр. 87. 59 История России, – т. 1издание 3-е стр. 127 – 151, Жития свят. Российск. Церк. м. Июль стр. 76 – 94. Русские святые, изд. 1-е я. Июль, стр. 60 – 75. 60 Митр. Иларион. «похвала Кагану Владимиру. См. акт: археографич. Экспедиц. 1 стр. 258. Также прибавления к творениям св. Отцов 1844 г. 64 История Русской Церкви Макар. т. 1 стр. 10. По сказанию пр. Нестора св. Владимир отдал Новгород сперва Вышеславу, а по смерти его Ярославу, Ростов сперва Ярославу, потом Борису, Полоцк Изяславу, Туров Святополку, землю Древлянскую – Святославу, Владимир-Волынский – Всеволоду, Тмутаракань – Мстиславу, Муром – Глебу. Позднейшие летописцы прибавляют, что Смоленск был отдан Станиславу, Псков – Судиславу и Луцк – Позвезду. (Полн. собран. лет. 11 стр. 259. Степ. кн. 1 стр. 157. Арцыб. Повеств. о России т. 1 книга 2, примеч. 5. Карамзина 1. примеч. 467). 65 Степ. книга 1, стр. 153. 171 Ник. Лит. 1, стр. 111. Митроп. Евгений. Истор. Княж. Псковского 11, стр. 2. Stebelskiego Ziwoty swit. Enfrozyny i parascewy: w Wilnie 1871 г. 1 стр. 67 – 59. Кар. III, примеч. 153. 66 Новейшие летописцы, те, которые в XVI в. дополняли Нестора баснями, едва ли зная, что есть на свете Владимир-Волынский, потому что эта часть России принадлежала тогда Литве, назначают место Всеволодова удела на берегах Клязьмы, забывая, что о Владимире на Клязьме, летописцы не говорит ни слова до самого XII в. (См. Истор. Росс. Госуд. т. 1, стр. 462, примеч. 466). 72 Истор. Русск. Церк. Пр. Макар. т. 1 стр. 27. Древлянский князь убит в 1015 г. Святополком, а Смоленские Станислав и Луцкий Позвезд скончался, как говорит пр. Макарий, вероятно еще прежде (там же стр. 213, прим. 85. Снес. Кар. Истор. Рос. Госуд. т. II, стр. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

70 Иаков Мних в похвале св. Владимиру пишет: «взыска спасение и прия от бабы своея Ользе, како прияла святое крещение, то все слышав от бабы своея Ольги, тоя и житие подража. То слышав и разгораясь святым Духом сердце его, хотя святое крещение». Степеная книга, 1 стр. 87. 71 История России, т. 1 издание 3-е стр. 127–151, Жития святых Российской церкви месяц июль, стр. 76–94. Русские святые, изд. 1-е месяц июль, стр. 60–75. 72 Митрополит Илларион «похвала кагану Владимиру». См. Акты археографической экспедиции, 1 стр. 258. Также прибавления к творениям святых отцов 1844 год. 75 История русской церкви, преподобный Филарет Харьковский, 1849 год, период первый, стр. 25–26. 76 История Русской церкви Макария, т. 1 стр. 10 По сказанию преподобный Нестора св. Владимир отдал Новгород сперва Вышеславу, а по смерти его Ярославу, Ростов сперва Ярославу, потом Борису, Полоцк – Изяславу; Турон – Святополку; землю древлянскую – Святославу; Владимир-Волынский – Всеволоду; Тмутаракань – Мстиславу, Муром –Глебу. Позднейшие летописцы прибавляют, что Смоленск был отдан Станиславу, Псков – Судиславу и Луцк – Позвезду. (Полное собрание русских летописей, 11 стр. 259. Степеная книга, 1 стр. 157. Арцаб. Повесть о России т. 1 книга 2, примечание 5. Карамзин 1, примечание 467). 77 Степеная книга, 1, стр. 153, 171. Никоновская летопись, 1, стр. 111. Митрополит Евгений, История княжества Псковского 11, стр. 2. Stebelskiego Ziwoty swiat. Eufrozyny i parascewy: w Wilnie 1781 год, 1. стр. 57–59. Кар. III, примечание 153. 78 Новейшие летописцы, те, которые в XVI веке, дополняли Нестора баснями, едва ли зная, что есть на свете Владимир-Волынский, потому что эта часть России принадлежала тогда Литве, назначают место Всеволодова удела на берегах Клязьмы, забывая, что о Владимире Клязьменские летописцы не говорят ни слова до самого XII века (См. История Российского государства, т. 1, стр. 462, примечание 466). 79 Степеная книга, 1, стр. 151–153. Густынск. и в Полное собрание русских летописей, 1, стр. 259.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

785 Ст. кн. 1. 34 (156); П. собр. р. лет. 1. 55 (228); Труды Общ. ист. и древн. росс. Ч. 3. Кн. 1. С. 166–167 (218). 786 Под 11 ч. июля значится память ее и в сербском Прологе XIII в. (Оп. рукоп. Румянц. муз. С. 452 (88)). 787 И по древнейшей летописи (П. собр. р. лет. 1. 34 (228); Лет. Переясл. 35 (174)), и по Сказанию мниха Иакова (приложен. 1), и по Прологу XIII в. (Румянц. муз. С. 453 (88)), они были рождены от болгарыни:. свидетельства достоверные естественно предпочесть несогласному с ними свидетельству сомнительной летописи Иоакимовой, будто Борис и Глеб родились от греческой царевны Анны (Татиш,. Ист. росс. 1. 40; 2. Прим. 184 (294)). Разве согласиться, что Анна была только двоюродная сестра греческих императоров Василия и Константина и дочь болгарского царя Петра? Этим, действительно, удобно примиряются означенные разноречия (Лавровск. О летописи Якимовской, в Учен. записк. II Отд. Ак. наук. 2. Вып. 1. С. 153–155 (169)). 788 «Быша сынове мнози у Владимера, в нихже беста святая сия... тако светящися, аки две звезде светле посреде темных» (Нестор, в рукоп. житии св. Бориса и Глеба. Рум. муз. 152 (39)). 789 Мних Иаков. Жит. св. Бориса и Глеба. Хр. чт. 1849. 2. 340 (298). Преподобный Нестор в житии их (отрывки см. в Русск. истор. сборн. 4. С. 438–440 (110)) говорит а) о святом Борисе: «Много показа милосердие во области своей, не точию ж к убогим, но и ко всем людем, якоже всем чудитися милосердию его и кротости; бе бо блаженный кроток и смирен»; б) о святом Глебе: «Многу ж милостиню творя нищим, и вдовицам, и сиротам»; в) об обоих вместе: «Пребыста в поучении Божиих словес, милостиню творяща нищим, и убогим, и вдовам, яко не имети у себе ничто ж» (рук. Румянц. муз. 152 (39)). 790 Известно, что между частными сказаниями преподобного Нестора о святых страстотерпцах, какие изложил он в житии их и потом в своей летописи, есть некоторые разноречия и одно даже противоречие (Кубарев. Нестор, в Русск. истор. сборн. 4. 409–413 (163); Казачек, в Отеч. записк. 1851. Январь (143)). Но эти разногласия, которые, впрочем, более или менее удобно примиряются (Бутков. Разб. трех памяти, русск. дух. литер. Прим. 37. С. 99. СПб., 1852 (78)), не дают права отнимать у преподобного летописца какое-либо из означенных сочинений, а предполагают только, что и он, подобно всякому историческому писателю, мог исправлять в позднейшем своем сочинении ошибки или неточности, допущенные в прежнем, пользуясь новыми, достовернейшими известиями. Потому в случае невозможности примирить какое-либо из подобных разногласий справедливее следовать показанию летописи как сочинения, написанного Нестором после отдельных Слов о святых Борисе и Глебе и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

XI в. или в «Чтении о святых Борисе и Глебе» прп. Нестора, вероятно, 80-х гг. XI в.), о Корсуни ничего не говорится. Важнее, что во фрагментах древней летописи в составе «Памяти и похвалы» Иакова Мниха взятие Корсуни прямо датировано «третьим летом» после Крещения. Надо думать, древнейшая основа «Сказания об испытании вер» и «Речи философа», как догадывался Шахматов, и была тем рассказом, согласно которому Крещение Владимира Святославича произошло не в Корсуни, а на Руси (в Киеве, Василеве или т. п.) и хронологию которого воспроизвел Иаков Мних. В пользу такого предположения свидетельствует также наличие самостоятельных внелетописных редакций «Корсунской легенды», которые существенно отличаются от редакции, присутствующей в ПВЛ, и в еще большей степени, чем последняя, выдают фольклорное происхождение «Корсунской легенды». Таково «Слово, како крестися Владимир, возмя Корсунь», которое прямо (по мнению Н. К. Никольского) или опосредованно (по мнению Шахматова) отражает текст, первоначальный по отношению к летописному; таково более редкое Житие Владимира Святославича особого состава, согласно которому взять Корсунь помог не Анастас, а варяг (И)жберн; по взятии города Владимир Святославич убил «князя корсуньского и со княгинею», насильно овладел их дочерью, после чего отдал ее за (И)жберна, которого поставил наместником в Корсуни, и т. п. Свидетельства иностранных источников дают возможность с достаточной точностью восстановить хронологию и внешнеполитический фон событий, связанных с Крещением Владимира Святославича. Согласно Иоанну Скилице (Scyl. P. 336), но в первую очередь - Яхье Антиохийскому и Абу Шоджи ар-Рудравери (Розен. Имп. Василий Болгаробойца. С. 23-24, ср. также С. 200-202; Кримський, Кезма. Onobiдahhя. С. 394-395; Kawerau. Arabische Quellen. S. 14-22), вырисовывается следующая картина. После катастрофического поражения от болгар летом 986 г. Визант. империя в 987 г. оказалась охвачена мятежом, который поднял влиятельный полководец Фока Варда, в авг. объявивший себя императором; к кон.

http://pravoslavie.ru/38465.html

     Для того чтобы уяснить во всей чистоте и своеобразии сущность княжеского подвига, необходимо выделить в сонме святых князей несколько раздельных групп: князей равноапостольных, князей-иноков, князей-страстотерпцев и, наконец, прославленных своим общественным служением.      Не знаем в точности, когда были канонизованы первые по времени русские святые: княгиня Ольга († 969) и князь Владимир († 1015). Неизвестный автор похвального слова князю Владимиру (середина XII века) жалуется на отсутствие почитания его и этим объясняет отсутствие чудес. Есть предположение, что празднование св. Владимиру установлено вскоре после Невской победы, которая была одержана над шведами в день памяти святого князя (15 июля 1240). Святая Ольга была, вероятно, канонизована в период домонгольский. Мних Иаков (XI век) в своем похвальном слове говорит о нетленности ее тела, перенесенного Владимиром в Десятинную церковь.      Уже в ранних похвальных словах (XI век) победно звучит сравнение с Константином и Еленой: " И бых великий Костянтин в Русской земли Володимир. Се есть новый Костянтин великого Рима, иже крестився сам и люди своя крести " . Однако эта заслуга еще не равноценна для автора со святостью. Она является лишь основанием для наших молитв за князя: " Нам бо достоит за ня Бога молити, понеже тем Бога познахом " . И молитвы наши могут получить у Бога его прославление: " Видя бо Бог тщание наше к нему, прославил бы и " . Впрочем, отсутствие прославления не мешает автору обращаться с молитвой к святому князю наравне с Константином: " О святая царя Константине и Володимире, помогайте на противные сродником ваю и люди избавляйте от всякиа беды греческия и русския " . Сближение с Константином, общность церковной заслуги были основанием перенесения на русских князей-крестителей имени " равноапостольных " (которое утвердилось в Византии как общий царский титул).      Но у князя Владимира есть особые, личные права на святость, которые подчеркиваются и в летописи, и у Нестора, и в похвальных словах: это его милостыня. Все русские книжники, говоря о Владимире даже мимоходом, не преминут рассказать о том, как " нищие приходяше на двор его во вся дня и приимаху, кто чего требоваша; а недужным, не могущим ходити, повеле слугам, да в дом приносят им " . Предание помнило языческую жизнь Владимира: но " аще бо в невежестве етера (какие-нибудь) согрешениа быша, после рассыпашася покаянием и милостынями " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

А.В. Вадковский в «Православном собеседнике» 1876 г. 3 ч. 277–297 стр. отверг принадлежность Св. Феодосию двух поучений к народу русскому о казнях Божиих и о тропарных чашах, четыре же, так называемых, отрывка его поучений он не признаёт в собственном смысле литературными памятниками (ibid., стр. 277, Примечание). Тем не менее мы принимаем их во внимание и вот по каким соображениям. Хотя и позаимствованы первые два Св. Феодосием из готового источника, но ведь никто не станет оспаривать их приспособленность тогдашнему пониманию русских людей и их соответствие потребностям тогдашней жизни. А если так, то значит и эти поучения, и отрывки вполне могут служить свидетелями мысли и жизни того времени, что нам собственно и нужно. Иаков черноризец (мних); из его сочинений дошли до нас: 1) «Память и похвала князю Русскому Владимиру», 2) «Житие блаженного Владимира», 3) «Сказание о страстотерпцах святых мучениках Борисе и Глебе» и 4) «Послание к великому князю Изяславу Ярославичу». Первые два произведения черноризца Иакова напечатаны в «Христианском чтении» 1849 г. II часть, 301–335 и 377–407 стр. там же и третье, но последнее мы изучали кроме того и по изданию И.И. Срезневского в «Сказаниях о святых Борисе и Глебе», СПб. 1860 г. 41–90 столбцы; четвёртое – во втором томе «Истории Русской Церкви», архиепископа Макария, 2-го издания СПб. 1868 г. под 6 Приложений, 339–342 стр. Св. Нестор , монах Киево-Печерский, летописец; из сочинений его известны: 1) «Житие преподобного Феодосия, игумена Печерского монастыря», 2) «Сказание о жизни и убиении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», 3) «Повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Все эти произведения преподобного летописца напечатаны: первое – в «Памятниках русской литературы XII и XIII веков», изданных Владимиром Яковлевым, СПб. 1872 г. 1–LXIV стр.; второе – в «Сказаниях о святых Борисе и Глебе», изданных И.И. Срезневским , СПб. 1860 г. 1–40 столбцы, и третье – в «Летописи по Лаврентьевскому списку», издание Археографической комиссии под редакцией А.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

а) Самый древний по времени праздник, внесенный в России в пролог, – это освящение великолепной каменной Десятинной церкви Богородицы, созданной великим князем Владимиром в продолжении семи лет (989–996). Освящение ее празднуемо было весьма торжественно и этот праздник внесен в пролог под 12 мая со сказанием о нем. б) Празднование русским святым князьям Борису и Глебу установлено великим князем Ярославом и митрополитом Иоанном по создании в честь сих мучеников большой пятиверхой церкви. «И пошли со крестами митрополит Иоанн и князь Ярослав и все духовенство и народ и принесли в церковь (раки) святых и освятили церковь и установили праздновать праздник месяца июля в 24 день», пишут современники Иаков мних и Нестор летописец . Это было вскоре после 1020 года 92 . в) В 24 день июля 1115 года был умерщвлен святой Борис, а 5 сентября находится память убиения Глеба со сказанием. г) Далее следует праздник также киевский, внесенный в древние прологи, – это освящение церкви Софии – Премудрости Божией. Этот храм заложен великим князем Ярославом в 1037 году, строился, судя по его великолепию, не мало лет и окончен неизвестно когда, но, без сомнения, при князе Ярославе, который скончался в 1154 году 19 февраля и погребен в этом соборе. По древним некоторым прологам, он освящен митрополитом Феопемптом 93 , который, как говорит митрополит Макарий, правил русской церковью еще в 1049 году, а по месяцеслову евангелия, написанного по повелению новгородского князя святого Мстислава Владимировича до 1117 года, София киевская освящена митрополитом Ефремом; он упоминается в летописи в 1055 году. д) Великим князем Ярославом I установлен еще знаменитый праздник киевский и общерусский, доселе совершаемый. Это освящение каменной церкви святого великомученика Георгия, ангела великого князя Ярослава, в крещении Георгия. Освящение, по проложному сказанию, совершено митрополитом Илларионом 26 ноября, следовательно между 1051–1054 годами. По сказанию проложному, князь повелел совершать этот праздник по всей России 94 . Служба святому Георгию 26 ноября показана в Софийской минее XI века и в типографской минее в Москве 1097 года 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В другом месте и других условиях, в Прусской земле после завоевания ее немецким Орденом в XIII b., но опять в пору смены язычества христианской церковью, на сей раз под напором завоевателей, прозвучали те же слова сравнения. По Кишпоркскому (Христбургскому) договору 1249 г., заключенному между Орденом и прусскими нобилями, последние обязались построить в своих землях 22 христианских храма, причем, как говорится в тексте договора, «все вышеназванные обещали, что указанные церкви они выстроят настолько внушающими почтение и красивыми, что покажется более привлекательным совершение служб и жертв в церквах, чем в лесах» 1021 . В похвале князю Владимиру Иаков Мних около 1070 г. славил князя за то, что он, приняв крещение, «раздруши храмы идольскыя со лжеименными боги, святая же церкви по всей вселеннеи постави» 1022 . Повесть временных лет в рассказе о крещении Киева сообщает о преемственности в местах этих «храмов идольских» – языческих святилищ – и христианских храмов: «И се рек, повеле [Владимир] рубити церкви и поставляти по местом, иде же стояху кумиры. И постави церковь святаго Василья на холме, еде же стояше кумир Перун и прочии, и де же творяху поребы князь и людье» 1023 . Вопрос о том, в какой форме в обществе, где идет классообразование и вызревание государства, соотносятся между собой нарождающаяся феодальная знать и служители языческого культа, является трудным и неизученным вопросом. Этнографические материалы, сведения о совмещении функций князя и жреца, например в лице ятвяжского князя Скомонда 1024 , или об обладании князьями чудодейственными функциями, как, например, вещий Олег, показывают, что в определенные периоды их функции принадлежали одному лицу. Археологические свидетельства (захоронения в Черной могиле Х в. одновременно и с воинским и жреческим инвентарем) и лингвистические (общее происхождение славянских слов для обозначения князя и жреца 1025 ) говорят о том же. Возможно, что и там, где они не были объединены, культ, святилище были тесно связаны с княжеской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010