Храм называют земным небом, а святой алтарь по праву именуется Святая Святых. Чтобы эти глубокие по смыслу содержанию названия не были пустыми словами, служащие Алтарю должны хорошенько продумать, осмыслить свое служение. Влияние священника на дисциплину в алтаре Дисциплина и порядок алтаря зависят исключительно от священника. Если священник сам не проникся сознанием неизглаголанной святыни алтаря, то как может он чувство благоговения привить своим ближайшим сотрудникам? Только личный пример священника, его серафимского служения во Святая Святых, может создать атмосферу духовности среди находящихся в св. алтаре. Пусть сотрудники видят, что батюшка, входя в алтарь, делает положенные земные поклоны пред главной святынею алтаря – Св. Престолом (если боковые алтари смежные, то надо пройти в них и молитвенно почтить придельных святых). Пусть священник приучает себя и других возможно реже проходить с восточной стороны Престола, а проходя делать крестное знамение и поклон Горнему месту. (Вспоминается благоговейные митрополит А., который, совершая каждение алтаря, останавливался у Горнего места и делал крестное знамение с поклоном). Пусть священник не разрешает себе и другим в алтаре длинные громкие разговоры. Можно сказать самое необходимое, весьма кратко и тихо. Весьма согрешают священники, позволяющие себе при открытых царских вратах, стоя у Престола, вести разговоры с сослужителями. Шутки, смех, пересуды в алтаре вообще недопустимы. Во время чтения Св. Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона всякое движение в алтаре должно прекращаться. В некоторых южных епархиях существует обычай удалять на время Евхаристического канона и причащения священнослужителей всех посторонних из алтаря. Так же есть обычай в наиболее важные моменты литургии звонить в колокольчик. Входить в алтарь с палками, вносить корзины и сумки с продуктами не разрешается. Надо помнить и исполнять золотое правило: в алтаре, закрытом от глаз людей иконостасом, клирик не должен делать того, чего бы он не сделал в открытом алтаре, т.е. вести себя так как будто иконостаса нет, и все тебя видят.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Только следует не забывать золотое правило: на какое время вы ребенка оставили, такое же или чуть дольше, вы будете приводить его в чувство. Ведь маленькие дети – изрядные хамелеоны. Они приспосабливаются к той психологической обстановке, в которой находятся. И когда ребенок на неделю-другую остается с бабушкой или няней, он как бы перенастраивается на другую систему взаимоотношений, и ему нужно время, чтобы вернуться к тому, что требуют от него родители. Похожим образом происходит и отвыкание от требований и привычек папы. Не выносить сор из избы: друзья, подруги и отношения Из практики консультирования мне известно немало случаев, когда после полуторамесячного сидения на море вместе с подругами с обязательным ежедневным «перемыванием костей» мужьям и обсуждением их недостатков, сразу несколько пар оказывались на грани развода. И причина была только в том, что вполне терпимые недостатки были вынесены на всеобщее обозрение. Правильная, с точки зрения семейных психологов, стратегия – ни с кем третьим, ни с подругами и друзьями, ни с мамой не обсуждать недостатки супругов. Мужчины менее подвержены этому искушению, у них другие слабости. А вот для дам, особенно при летнем недостатке впечатлений, удержаться от слушания и говорения на тему «у кого какой муж» удержаться непросто. Можно лишь сказать, что обсуждая и осуждая мужа, вы незаметно, потихоньку пилите сук, на котором сидят и дети и вы. В отношениях супругов любой третий – лишний. Пример: Галина проводит лето в Болгарии с подругой Ольгой. Дети их не первый сезон чудесно играют, а мужья остались в городе – работа не отпускает. И вот, все темы переговорены, и дамы начинают обсуждать, кто как из мужей участвует в воспитании и хозяйстве. Муж Ольги явно более домовит, и слушая рассказы подруги, Галя постепенно наполняется раздражением, которое начинает сквозить в телефонных разговорах с мужем, а ко времени его короткого, дорого давшегося визита, перерастает в крупный скандал. Сергей обижен, он не понимает, что произошло. Ведь он «налево» не смотрел и даже доделал ремонт…

http://pravmir.ru/kak-letniy-otdyih-s-de...

Последняя функция совести – воздаятельная, связана с терзанием совестью чувств человека после осознания им совершенных неправедных действий, и напротив, испытание отрадных чувств при его совестном оправдании 1006 . Однако это воздействие осуществляется в полной мере лишь на тех людей, чья человеческая личность не нарушена и не стала еще «безгласною», или «бессовестной» как лишенной страха Божия, как не всегда чувствующей угрызения совести 1007 . Людей же, не чувствующих угрызение совести, Феофан Затворник вслед за апостолом Павлом называл людьми с «сожженной совестью» ( 1Тим. 4, 2 ). Но при этом он отмечал, что «сама совесть никогда не сгорает; но душа может дойти до такого не чувствия к её внушениям и обличением, что совести будто нет, сгорела» 1008 . Она рассматривается Феофаном Затворником как «болезнь духа», которую может уврачевать только Божественная благодать 1009 . Учение о золотом правиле нравственности у святителя Феофана Затворника выступает как проявление новозаветной заповеди любви. В своей позитивной формулировке оно у него нашло выражение в высказывании «переноси на себя состояние твоего брата, – и чего бы ты пожелал себе, находясь в подобном положении, то сделай для него без отказа…» 1010 . А в негативной формулировке золотое правило отразилось в его учении о «чистой совести», гласящее: «к иным людям хранить совесть свою чистою, значит не делать им ничего, чего не хочешь, чтоб они делали тебе…» 1011 . Для того чтобы осуществить исполнения золотого правила морали по учению Феофана Затворника , необходимо проявлять совершенное сочувствие к другим людям, чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют. Учение о совести и естественном нравственном законе (естественной морали) святитель Феофан связывал с человеческим сознанием и чувством, утверждая, что нет человека, который бы их в себе не чувствовал. В этом отношении он является сторонником получившей название кардиоцентрической концепции, поскольку сердце как деятельность чувств, занимает одно из самых главных мест в жизни человека как центр и корень его нравственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В Духе Святом мы принимаем любовь Божью и через наших ближних возвращаем ее Господу. Мы опытно постигаем Бога не только для себя, но и для служения другим. В духовной семье мы все учимся служить друг другу, от малого до большого. Дети из таких семей, даже самые маленькие, всегда спросят: «Мама, чем тебе помочь?» Это прекрасно. Никогда не надо отвергать этой помощи. Пусть малыш почистит картофель так, что маме придется его еще раз незаметно перечистить — надо порадоваться и поблагодарить его за усердие. Чувство служения в любви к ближнему, воспитанное в человеке с детства, поможет ему устоять перед соблазном властвования, командования. Любой высокий пост, который он может занять в жизни, не явится для него поводом возвышения над людьми, а наоборот, будет им воспринят как возможность лучше послужить ближним. Замечательный пример взаимного служения я обрел в лице митрополита Рижского и Латвийского Леонида, когда он однажды во время братской трапезы, увидев, что на столе не оказалось нужных тарелок, не попросил меня, намного его моложе, принести их, а пошел сам к буфету, встал на колени и стал выбирать их. Когда я услышал звон посуды и спохватился ему помочь, он не согласился на мою помощь, кротко сказав: «Я тоже должен послужить». Это как омовение ног перед Тайной Вечерей. В Бельгийском монастыре в Шеветони, где мне пришлось побывать, первым после братской трапезы идет мыть посуду настоятель, а епископ, который иногда приезжает к ним служить, после Евхаристии и трапезы, когда монахи уходят на свои послушания, моет полы. Всякая власть, всякая ответственность должны выражать собою наибольшую любовь. Чем выше власть, тем больше должно быть любви, а не наоборот. Ныне покойного короля Бельгии Бодуэна кто–то назвал королем–пастырем, потому что он, как христианин, свое высокое положение воспринимал как служение людям, и на первое место всегда ставил живого человека, а не политику. Люди, лично знавшие его, рассказывали мне, как однажды он после осмотра какого–то заповедника, прощаясь с гидом, спросил: «Как вы живете?». «Спасибо, хорошо, только вот жена больна, у нее рак».«Передайте Вашей супруге, что я буду молиться о ней». Гид радостный возвращается домой и говорит жене: «У меня для тебя есть сюрприз».«У меня тоже, — отвечает она, показывая на красивые цветы в корзине с надписью: «От короля Бодуэна». У него было золотое правило: никогда не откладывать доброе дело.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Фото с сайта fon1.ru Язык любви Есть хорошая книга для родителей «5 путей к сердцу ребенка» авторства Гэри Чепмена. Там изложена идея о том, что каждый ребенок воспринимает любовь, обращенную к нему, особым образом и на особом языке. Основные «языки любви» – время, помощь, прикосновения, подарки, ласковые слова. Язык подарков универсален для детей, но только если малыш уже умеет играть и еще не «задарен». Подарки, которые вы не выбирали Но бывает и так, что количество и качество подарков от ближних и дальних знакомых вы контролировать не можете. Пришли гости, принесли игрушку – нельзя же отказаться и не взять. Это будет жестокая обида. Но если качество подарка или его состав вызывают у вас серьезные сомнения, хорошо подумайте, прежде чем дать ему место в детской. Игрушки, книжные иллюстрации – это как раз то, что оказывает большое влияние на формирование внутреннего мира ребенка. Стоит ли, чтобы он начал считать своей 125-ю фиолетовую собаку с выпученными глазами. Есть золотое правило: чем больше сюжетных игрушек, тем хуже ребенок играет… К счастью, малыши недолго помнят о подарках. И если вам подарили что-то совсем неудачное, не бойтесь избавиться от этой вещи. Не стоит захламлять детскую игровую зону. А подарки, которые расстраивают лично вас, вполне можно удалить. Как без слез подарить подарки друзьям? Помните, что для маленького ребенка расставаться с вещью, особенно красиво упакованной, непросто. Так что если ваш малыш легко вручил подарок, стоит радоваться: это приятная неожиданность. Как говорится, надейся на лучшее – готовься к худшему. Родителям полезно быть готовыми к тому, что поведение ребенка в момент вручения подарков будет далеко не идеальным. Если вас тревожит то, что малыш поведет себя «неприлично», попробуйте порепетировать: поиграйте с ним в дарение подарков. Начните игру за 2-3 недели до праздников. Пусть кукла-мама дарит кукле-ребенку подарок, а другая кукла-ребенок ведет себя по-разному: кричит «Отдай, мое!», говорит «Поздравляю с Новым годом и Рождеством», прячется и стесняется. Варианты можно выбрать сообразно особенностям поведения вашего ребенка. Учимся дарить подарки с малых лет

http://pravmir.ru/kak-perezhit-zimnie-pr...

Так что будем искать… . Ходили они ещё долго, но зайца не нашли. — От инфаркта помирать убежал, — невесело пошутил Седой. К одиннадцати начало припекать. Рация Седого молчала — то ли не добивала, то ли все, кому надо, знали, что он на охоте, и не дёргали командира по пустякам. На этой войне вообще золотое правило: чем меньше фонишь, тем дольше живёшь. Вот и не фонили. Между тем они ушли уже далеко от расположения, впереди угадывалось побережье. — Выйдем к морю? — попросила Лиля, — А то я здесь уже третий месяц, а моря не видела. — Не надо. Подходы к берегу заминированы, да и птички сразу же срисуют. Возвращаемся! Вдруг до них донёсся сладковатый, тошнотворный по мере приближения запах. На опушке леса неестественно красиво среди блёклых прошлогодних трав отливала коричневым бархатом, громоздилась раздувшаяся туша мёртвой лошади. Гнедой. За ней метрах в тридцати — ещё одна, белая. — Подорвались на минах… — без сожаления, скорее, оценивающе сказал Седой. И добавил: — Стой, где стоишь! Выходим также, как заходили. — Смотри! — Лиля, нетвёрдо опираясь на сосну, показывала почти себе под ноги. Метрах в семи от неё лежал, практически сливаясь с прошлогодней, порыжевшей хвоей и песчаными прогалинами, жираф. Большой, нескладный. Вытянув куда-то в сторону моря свою исхудавшую за зиму шею. Запах, который заставил их остановиться, шёл от него. Сам жираф или не успел ещё раздуться, или был уже предусмотрительно прострелен, чтобы газы от гниения выходили, не скапливаясь. Люди над ним поработали, это точно: большая задняя нога с ляжкой была отпилена. — Кого-то потянуло на экзотику, жирафятинки захотелось отведать, — начал было Седой, но, оглянувшись, увидел, что Лилю рвёт. — Пойдём, пойдём отсюда, девочка, иди, не бойся, — заторопился командир, — он не на минах подорвался, подстрелил его кто-то, мать их! Охотнички! Не наши, конечно, мобики, скорее всего. Лиля, вытеревшись влажной салфеткой, как-то странно и долго посмотрела на Седого. — Паша, у меня будет ребёнок… Возвращались молча. Уже недалеко от позиций Седой спросил:

http://ruskline.ru/opp/2023/11/08/zhiraf

Помню, как поразило меня в те, студенческие годы маленькое рассуждение, кажется, у Пешковского: одно дело сказать – «он украл», совсем другое – «он вор». Ято в Бога верила и мгновенно, навсегда перенесла это из филологии в жизнь. Потом встречала и в рассказах о пустынниках, и в рассуждениях Льюиса. Вспомнив, смотрю на Маяковского – и вижу несчастное поколение полухулиганов, угодивших в капкан советской власти. Что говорить, они туда охотно лезли, но я так много их видела, так много от них вынесла, что просто обязана разглядеть сквозь всё самолюбивых, потерянных детей. Очень легко сказать, что и Гитлер – самолюбивый подросток. Да, может быть, всякая беспощадность коренится там, в досаде и недолюбленности, и ничего хорошего в этом нет, но кто-то же должен не оправдать, а пожалеть их! Наверное, только христианам положено различать оправдание и жалость; вот и попробуем. Никакого спора с книгой про логос здесь нет; я оттолкнулась от нее и просто размышляю . Напоследок – предположим, что у кого-то из людей, похожих на Маяковского, есть дети. Тогда и видно, как невозможны обе привычные позиции: «Осуждаю и отрекаюсь!» и: «Как кто, а мой был порядочный». Нет, не был; а вот несчастным – был. Теперь о том, что намного страшнее и больше связано с Иерусалимом (то есть – прямо связано; косвенно с ним связано всё). Нет ли у нас той интонации, с которой Маяковский говорит про мальчика Петю? Кроткий Честертон, и тот пишет «Лепан-то», восхищаясь мечом. У него это хотя бы символы «войны на небе», но Христос, кажется, не заповедовал нам осуществлять ее на земле, рубя в капусту всякие плевелы. Беллок восхищался мечом да и костром уже не по-мальчишески, и я не удивилась, когда прочитала в дневниках Ивлина Во о том, как сразу после войны тот встретил его в гостях, старого и жалкого, вообще – такого, с которым никто не может побыть даже из вежливости. Заметьте, что обычно так и бывает. В одном романе Вудхауза служанка говорит о хозяине: «Он у нас титан». Такие титаны и становятся жалкими, они ведь не умели терпеть, а главное – щадить. Что делает Господь – разыгрывает с ними «золотое правило»? Не знаю. Далеко не всякий из них ахает: вот каково было тем, кого я не щадил! Но это – в пределах жизни; на переходе «туда», может, и ахают.

http://azbyka.ru/fiction/sama-zhizn/3

17 В последнее время в печати появились любопытные сообщения об исследованиях физика Л. Сотниковой в области языка. Она исходит из древнего представления о соответствии букв алфавитов определенным числовым их значениям, в результате чего смысл слов и выражений устанавливается суммами числовых значений букв, из которых они состоят. По отношению к священным текстам в древности придерживались абсолютной точности буквенного (числового) состава слов (в текстах житейских, обыденных это правило могло не соблюдаться). Числовые меры слов подчинены общим законам гармонии и соизмеримости. При этом основой, исходным пунктом, гармонизирующим началом всюду, в том числе и в языке, является свет. В славянском языке «свет» – синоним мысли, сознания, просвещения. Отсюда нетрудно заключить, что буквенный состав слов и числовые меры церковнославянского языка создавались святыми Кириллом и Мефодием по особому откровению Бога – источника «Света истинного», несозданного Троического света (см., например, статью: Н. Дико и А. Сучкова. Расшифрована тайна бога света? – Московские новости, 6, 12 февраля 1984). 18 Значит, в этой церкви совершалось богослужение. Но на каком языке? Возможно, уже на славянском. 19 Автор не согласен с мнением В. Н. Татищева и других, что княгиня Ольга во время путешествия в Константинополь была в пожилом возрасте. Скончалась она не в глубокой старости, как принято думать. 20 В Софийском храме в Константинополе долго хранилось как реликвия золотое с украшениями блюдо – дар храму княгини Ольги, которое видели и наши путешественники (см. [II, 14, с. 280]). 21 Неслучайность и знаменательность имени «Елена» отмечают и современные ученые (см. [II, 12, с. 369]). 22 Эти упоминания западных источников связаны с неудавшейся миссией в Русскую землю специально посвященного во епископа Руси немецкого монаха Адальберта. Хроника «Продолжатель Регинона» под 959 годом сообщает: «Пришли к королю (Оттону I. – Авт.), как после оказалось, лживым образом, послы Елены, королевы русов, и просили прислать для этого народа епископа и священников». В соответствии с этой «просьбой» и был посвящен епископ Адальберт и отправлен на Русь. Но под 962 годом та же хроника сообщает, что он вернулся назад, «ибо не преуспел ни в чем том, для чего был послан, и видел все свои старания напрасными. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты. А сам он с великим трудом едва спасся». Титмар Мерзебургский говорит, что Адальберт был из Руси «изгнан язычниками» . А Гилъдесгеймская хроника под 960 годом, описывая те же события, подтверждает, что «послы» Елены «во всем солгали». Отсюда ясно, как убедительно показывает С. М. Соловьев , что здесь имела место чистейшая авантюра каких-то варягов, выдавших себя за послов Руси, просящей будто бы себе священноначалия Римской Церкви, чтобы получить богатые дары и почести немецкого двора и духовенства. Ольга не посылала послов с такой просьбой в Германию. Это явствует из западных и иных свидетельств (см. [II, 14, с. 297; II, 15, с. 312]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что говорить! правда, что Христос Спаситель есть единая надежда и причина спасения всех людей, верующих в него; но неправда, будто все равно, содержать ли его учение во всей чистоте и неприкосновенности, или в неполном, неточном и искаженном виде. Правда, что может быть много путей ко Христу Спасителю; но неправда, и будто все равно, идти ли к нему по прямому и царскому пути, или по окольному и сбивчивому. Конечно и в позолоченной вещи есть нечто золотое, но все же она не золотая и необделанный бриллиант имеет сдою относительную ценность, и в заблуждениях и ошибках бывает своя доля правды, которой не пренебрегают люди умные и благородные. Но справедливо ли отождествлять все эти вещи, и придавать им одинаковую ценность? А если нет, то и выходит, что выбирать нужно лучшее и более ценное. И если это правило рекомендуется и соблюдается в делах житейских то тем более оно должно быть соблюдаемо в делах веры и религии, ибо религия для человека есть наивысшая и драгоценнейшая святыня, с которой он связывает все счастие своего духа и свою последнюю судьбу за пределами настоящей жизни. Значит, всякий истинно благочестивый человек и разумно исповедующий свою религию должен добросовестно исследовать те основания и догматы, на которых держится и из которых слагается его религия. И ты, новопросвещенный брат наш, дай священный обет себе как можно шире изучить, и глубже исследовать высокое вероучение православной церкви, и вообще освоиться как моно ближе с духом и всем строем православия; оно не только не боится никаких исследований и изысканий, напротив оно, как сама сияющая истина, тем больше озаряет светом, чем усерднее ищут его и чем ближе к нему подходят. Выслушай, возлюбленный брат несколько примеров или частных случаев того, как не все христианские вероисповедания в одинаковой степени владеют истиной, и как, значит, не все равно, к тому или другому принадлежать вероисповеданию. Не потому повел я с тобою эту речь, что сомневаюсь в искренности твоего обращения к свету православия, или предполагаю в тебе некоторую индифферентность вероисповедную, – я имею решительные доказательства твоей свободной и сознательной решимости сделаться православным человеком не по имени только, а на самом деле, – но для того, чтобы поощрить тебя к наилучшему изучению православия, и предложить тебе некоторые наиболее выдающиеся и характерные темы для этого изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАО [древнекит. путь, подход, график, функция, метод, закономерность, принцип, класс, учение, теория, правда, мораль, абсолют], одно из важнейших понятий кит. культуры. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в «движении/по-ведении» (син). Ближайшие коррелятивные категории - дэ (благодать) и ци (орудие). В совр. языке бином «дао-дэ» означает мораль, нравственность . Термином «Д.» переводились буддийские санскр. понятия «марга» и «патха», выражающие идею пути, а также «гати» (одно из 6 воплощений) и «бодхи» (просветление, пробуждение) и иудео-христ. понятие Бога , такие античные понятия, как логос и «плерома», индуистские рита , Брахман и Шива , новоевроп. ratio и Natura naturans. Иероглиф Д. входит в обозначение даосизма (Д. цзя, Д. цзяо) и неоконфуцианства (Д. сюэ). В философском трактате «Мо-цзы» (V-III вв. до Р. Х.) «учением о Дао» (Д. цзяо), в «Чжуан-цзы» «искусством/техникой Дао» (Д. шу) названо и раннее конфуцианство , а позднее «учением о Дао» назывался и буддизм . В различных философских системах Д. определялось по-разному, поэтому конфуцианский философ Хань Юй (VIII-IX вв.) назвал его, как и «дэ», «пустой позицией», не имеющей точно фиксированного смысла. В «Шу цзине» (Книга истории) термин «Д.» имеет абстрактные значения: «поведение», «продвижение», «путь государя и Неба (Тянь)» - и соотнесен с дэ, также обозначающим абстрактные понятия социальной и космической гармонии (главы 3, 36, 44). С начала развития кит. философии центральным для нее стал вопрос о соотношении человеческого и небесного, т. е. общеприродного Д. (В узком смысле небесное Дао означало ход времени или движение звезд с запада на восток в противоположность движению солнца с востока на запад.) В «Ши цзине» (Книга гимнов и песней XI-VII вв. до Р. Х.) наметилось сближение понятий «Д.» и «предел» (цзи, тай цзи ). Конфуций (VI-V вв. до Р. Х.) конкретизировал Д. в этическом аспекте: «сыновняя почтительность» и «братская любовь», «верность» и «великодушие», т. е. «золотое правило» морали, «гуманность» ( жень ), «знание» и «мужество» и т. п. В «Лунь юе» Д.- благой ход общественных событий и человеческой жизни, зависящий как от «предопределения» (мин), так и от отдельной личности. Его носителем выступает и индивид, и гос-во, и все человечество (Поднебесная). В силу различия носителей различны и их Д.: прямое и кривое, большое и малое, присущее «благородному мужу» (цзюнь цзы) и «ничтожному человеку» (сяо жэнь). Поднебесная может утрачивать Д. В идеале единое Д. должно быть познано. Его утверждение в мире исчерпывает смысл человеческого существования; при отсутствии Д. в Поднебесной следует «скрываться», отказываться от службы.

http://pravenc.ru/text/171361.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010