Разделы портала «Азбука веры» Оглавление В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами . Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех. Как готовиться к венчанию Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления. Если жених и невеста ещё не воцерковлены, то до брака им желательно исповедаться и причаститься Святых Тайн (для верных регулярное причащение — это норма). Требуется, чтобы они за несколько дней до этого дня подготовили себя к Таинствам Покаяния и Святого Причащения . Для браковенчания следует приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Брака — женихом и невестой. Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец может быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней. День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Желательно пригласить двух свидетелей. Для совершения Таинства Брака нужно иметь: Что надо знать свидетелям В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

http://azbyka.ru/venchanie-podgotovka-us...

Четвертый день. Поучение 3-е. Преп. Мефодий Пешношский. (О трудолюбии). I. Святой Мефодий, воспоминаемый ныне церковью, был учеником преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Он сначала поселился в обители святого Сергия, но возжелал большего уединения, и с благословения учителя своего отправился в окрестности г. Дмитрова, и там избрал себе уединенное место, за рекою Яхромою, в дубовом лесу, окруженном болотами, где и построил келлию для себя. Преподобный Сергий посетил его, и посоветовал ему построить обитель, но только не здесь, а не вдалеке отсюда, на более сухом и удобном месте. Святый Мефодий сам весьма много трудился при строении храма и келлий, пешим носил деревья через речку, от чего и самый монастырь был назван Пешношским, равно как и самая эта речка названа Пешношою. Примеру игумена следовали и иноки, поселившиеся с ним, – упражняясь в посте и молитве, они в тоже время подвизались и в труде, сами добывали пропитание себе, и исполняли все нужные для монастыря работы. Это правило соблюдается монашествующими и доселе. II. Золотое правило! В деле устроения спасения душевнаго, после молитвы, что может быть спасительнее и полезнее труда? Трудом разгоняется уныние, тоска, – среди труда бегут далеко праздные мысли, тело становится бодрее, крепче, сам человек веселее, – целые часы летят у него быстро, незаметно, приятно. Недаром и в раю Господом указан был первым людям труд, они должны были возделывать и хранить этот рай. Недаром и Спаситель наш до тридцатилетняго возраста, когда жил в Назарете, был постоянно в труде, помогая мнимому отцу Своему Иосифу в плотничестве. Постоянно была в труде и пречистая Матерь Его. И апостолы, как ни велики их были труды благовестнические, никогда не оставляли труда телеснаго. Апостол Павел день учил, а ночью работал, и трудами рук своих содержал себя, – так сам о себе говорил. И все святые, все подвижники были в то же время и неутомимые работники, спали они самое короткое время, но молились и трудились, можно сказать, постоянно. Святый Антоний однажды впал в уныние и возопил ко Господу: Господи! как мне спастись? помыслы не дают мне покоя! И по молитве является человек, который то начнет молиться, то работать. Это был ангел, который указал Антонию, что молитву нужно сменять трудами. Он так и стал делать, – и уныние прошло, он достиг светлого и спокойного состояния духа. Так полезен бывает телесный труд. Истинно, он ободряет и оживляет человека. И всякий труд, полезный в общежитии, благотворно действует на душу человека. Кто между нами трезвеннее, целомудреннее, сериознее? Не тот ли, кто честным и неусыпным трудом добывает себе средства к жизни? Кто хороший хозяин, добрый семьянин, примерный начальник? Не тот ли опять, который в труде проводит всю жизнь свою? Да, труд – спаситель от многих грехов, труд – средство и к благосостоянию земному. Апостол Павел так высоко ставил труд, что бегающего труда, живущего в праздности, считал недостойным и пищи. «Не трудивыйся да не яст», говорит он.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воистину Воскресе Христос! С Пасхой Господней, дорогие читатели! 02.05.2021 3249 Время на чтение 4 минуты Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемые читатели и друзья «Русской народной линии»! Приветствую всех Вас радостным Пасхальным восклицанием: Христос Воскресе! Завершился Великий пост. Слава Богу, в этом году он был не таким тягостным, как минувший, когда в условиях охватившей общество и весь мир истерии закрывали храмы, не пускали верующих на службы. Впрочем, мы живём в России, где действует золотое правило, метко сформулированное острословом: «строгость законов нивелируется необязательностью их исполнения». В большинстве случаев это плохо, но в случае нелепых строгостей в отношении Церкви и верующих оказалось весьма полезным. Многие священники проявляли «военную смекалку», обходя запреты, и все, кто очень хотел, смогли попасть на пасхальное богослужение в прошлом году. Истерия, охватившая власть и часть церковной иерархии, причудливым образом передалась некоторой части православных активистов, организовавших движение православных ковид-диссидентов. Оно и сейчас не утихло, но масштабы его значительно сократились и оно не стало какой-то проблемой для Церкви. Однако очевидно, что мы вступаем в какую-то новую эпоху. Какой она будет - пока трудно сказать. Какими будут экономические и политические последствия коронавируса , сегодня можно только гадать. Но нам нужно быть готовым и к неблагоприятному сценарию развития мировой ситуации. Многие предрекают мировой экономический и политический кризис, а возможно и голод, открытые военные конфликты, гражданскую междоусобицу. Поэтому нам, православным, важно сохранять трезвомыслие, не впадать в истерию, чтобы не оказаться в числе борцов против власти, к чему некоторые неразумные из наших рядов уже призывают. В храме Гроба Господня сошёл в субботу Благодатный Огонь. Хотя и не всех желающих допустили на это таинственное действо, но в век телевидения и интернета эти трудности преодолимы. Господь посылает нам радостную весть, что дни мира сего продляются.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/02/vo...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2010 год НЕУДОБНАЯ ЗАПОВЕДЬ. ЕВАНГЕЛИЕ В НЕДЕЛЮ 19-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Сказал Господь: 31 Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними. 32 Если вы любите тех, кто любит вас, какая у вас заслуга? И грешники любят тех, кто любит их. 33 И если вы делаете добро тем, кто вам делает добро, какая у вас заслуга? И грешники делают то же самое. 34 И если вы делаете одолжения тем, от кого надеетесь получить, какая у вас заслуга? И грешники делают одолжения грешникам, чтобы те им отплатили соразмерно. 35 Нет, вы любите тех, кто вам враг, и творите добро, и делайте одолжения, не надеясь, что вам отплатят; и будет награда ваша изобильна, и будете вы детьми Всевышнего, Который благ к неблагодарным и злым. 36 Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш. Лк. 6, 31-36 Перевод Славянского Библейского фонда РАН Содержание евангельского чтения Недели 19-й по Пятидесятнице знакомо даже людям, далеким от Церкви и Евангелие не читающим. Эти слова Спасителя на протяжении многих столетий являлись камнем преткновения для всех пытающихся осмыслить свое христианское поведение. Это очень тяжело приемлемые для нашего сознания строки Священного Писания, с которыми мы внутренне не можем согласиться. Поэтому мы подчас пытаемся на свои недоумения найти ответ у толкователей Слова Божия. Но обычно их пояснения нас мало удовлетворяют. Господь говорит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это первая фраза рассматриваемого евангельского зачала, и она единственная здесь, которую каждый поймет и каждый примет. Как ты хочешь, чтобы относились к тебе, так и ты относись к другим — это естественно и это справедливо. Более того, Христос в данном случае не говорит ничего нового. Это так называемое «золотое правило нравственности», которое было известно задолго до того, как его провозгласил Христос.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/7...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Пояс Пресвятой Богородицы в Москве           Пояс Пресвятой Богородицы в Москве     Пояс Пресвятой Богородицы – одна из величайших святынь христианской ойкумены – с 19 по 27 ноября будет находиться в Москве  в храме Христа Спасителя.   Поскольку в  эти дни будет отмечаться также и 65-летие патриарха Кирилла, первые дни приложиться к Поясу  Богоматери будет трудно. Дело в том, что 19 ноября приедут делегации для поздравления патриарха и весь этот день фактически будет посвящен патриаршему служению. Попасть на него и в храм будет трудно для  простых смертных.   Поэтому лучше прикладываться к Поясу с 21 ноября, когда окончатся все  целования, поклоны и восседания, и пройдут церемонии, связанные с перекрытием доступа к Святыне. Ожидается, что  прибудут  паломники и из других городов и общее количество достигнет 2 млн. чел.   Напомним нашим читателям, что в большой очереди к Поясу Пресвятой Богородицы будет «всякой твари по паре». Вы можете встретить какие угодно  искушения. В таких случаях важно научиться не обращать внимание на внешнее и не придавать значения грубости или недорузмениям.   Есть золотое правило – в таких случаях нужно постоянно творить молитву мытаря: «Боже! Милостив буди мне грешному». И важно прочувствовать ее. Покаянное настроение защитит вас от любых случайностей. Бог в помощь!           Пояс Пресвятой Богородицы Молитвы   Честной пояс Богородицы Иеромонах Сергий Веснин 1847 год Пояс Пресвятой Богородицы за месяц пересечет Россию Пояс Богородицы - документальный фильм. Комментарии Всего комментариев: 18 2017/04/02, 12:24:06 Здравствуйте!Меня зовут Ольга. .Мне 35 лет ,мужу-38,у нас сын 14 лет,хотим второго ребёнка ,но уже 4 года не получается.У обоих проблемы с репродуктивным здоровьем.У мня ,несколько операций ,постоянное лечение гормонами ,стимуляции ,теперь врачи предлагают только ЭКО ,но и то под вопросом ,после первых родов осень плохой шов,было кесарево сечение .Запас яйцеклеток низкий стал совсем.Но я верю,что Бог поможет нам и мы сможем стать счастливыми родителями.Пришлите пожалуйста нам 2 пояска .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=849

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Богослужения Страстной Седмицы 1. Какая Литургия служится в каждый из дней Страстной седмицы? 1 Преждеосвященных Даров во все дни 2 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт. Василия в Четверг и Пятницу, свт. Иоанна Златоуста в Субботу 3 Свт. Василия в первые 3 дня, далее свт. Иоанна Златоуста 4 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт.... Тест: Литургический язык Русской Церкви 1. Как называется язык, на котором совершаются богослужения в Русской Православной Церкви? 1 древнеславянский 2 старославянский 3 древнецерковный 4 церковнославянский 5 русскославянский 6 церковно-славянский Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: О церковнославянском языке Комментарий: Церковнославянский язык — язык славянского богослужения, созданный святыми братьями первоучителями Кириллом и Мефодием, во всех его исторических и региональных формах... Тест: О Святой Троице 1. Что общее у всех трёх Лиц Святой Троицы? 1 проявление в мире 2 воля 3 действие 4 честь 5 ум Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Святая Троица Комментарий: В Боге мы созерцаем Три Личности, абсолютно тождественные по природе и силам, но различные по образу своего бытия.... Тест: Христианская символика 1. Что является главным символом христианства? 1 Крест 2 Иконы 3 Купол храма Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Крест Ответить Пройти весь тест 2. Количество куполов православного храма обычно символично. Сколько куполов символизирует число ангельских чинов? 1 3 2 6 3 9 4 12 Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Ангелы Комментарий:... Тест: Нравственное богословие 1. В настоящее время вопросы нравственности в православном богословии: 1 рассматривает специальная дисциплина 2 не рассматриваются особо, но только как вспомогательные, в составе различных дисциплин 3 не рассматриваются: Церковь учит не нравственности, но духовности Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Нравственное богословие Ответить Пройти весь тест 2. Нравственный закон (золотое правило нравственности) данный Христом...

http://azbyka.ru/test/page/14

Разделы портала «Азбука веры» Сергей Маховиков и Лариса Шахворостова " decoding="" title="" Справка: Маховиков Сергей Анатольевич – актер, режиссер, поэт, писатель, автор музыки и песен к нескольким телевизионным фильмам. Снялся в фильмах «Простодушный», «Золотое дно», «Инструктор», «Сармат», «Громовы», «Слепой», «Слепой 2» и др. Шахворостова Лариса Анатольевна – актриса. Вела программы «Утро делового человека», «Деловая хроника» на телевидении. Снялась в фильмах «Слуга», «Царь Иван Грозный», «Маэстро вор», «Ехай», «По ту сторону волков», «Бедная Настя», «Участок», «Заколдованный участок», «Громовы», «Гибель империи» и др. – Первый шаг на пути воцерковления многие люди делают после разного рода потрясений: тяжелой болезни, потери близкого человека, иных трагических событий. Других приводит в Церковь простое любопытство, а для кого-то это является результатом трудных и долгих духовных поисков. Наконец, кто-то просто крестится «на всякий случай». А что привело каждого из вас в Церковь? Сергей Маховиков: Любой здравомыслящий человек временами пересматривает свою жизненную позицию для того, чтобы убедиться, на правильном ли пути он находится. В связи с этим эта позиция может меняться. И в этом смысле я ничем не отличаюсь от большинства моих соотечественников. Но к Православию мое отношение незыблемое. Я крестился не «на всякий случай», и не для моды, как это, к сожалению, случается до сих пор. Мой выбор был обдуманным и целенаправленным. И оглядываясь назад, я вижу, что мой приход в Церковь был предопределен. Как будто Кто-то взял меня за руку, и все эти годы осторожно вел к Вере. Мои бабушка и дедушка были глубоко верующими людьми. Они ходили в церковь, исправно исполняли утреннее и вечернее молитвенное правило для мирян. Мои родители тоже крещены в Православной Церкви, но о том, что они христиане мама и папа (у которого, кстати, в роду было много священников) никому не говорили. Давайте вспомним, какое это было время. Еще каких-то 15–20 лет назад, в конце 80х, если кто-то и говорил о вере в Бога, о Православной Церкви, то с оглядкой. А что уж говорить о более дальних временах. Люди были напуганы атеистической властью. Поэтому родители не ходили на воскресные службы, в доме не было икон . Но в Бога они верили.

http://azbyka.ru/way/my-ljubim-drug-drug...

Скачать epub pdf Глава 12. «Золотое правило» За наставлением о неотступной молитве в Нагорной проповеди следует так называемое «золотое правило» 449 содержащее основополагающий принцип, по которому должны строиться отношения между людьми: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки ( Мф. 7:12 ). Слово «итак» (ον) должно указывать на связь изречения с тем, что ему предшествовало. Однако прямой связи не усматривается, так как перед этим речь шла о молитве. Скорее, это слово должно указывать на связь « золотого правила» либо со словами Не судите, да не судимы будете, представляющими собой частный случай применения правила, либо с общим контекстом того, что в Нагорной проповеди говорилось об отношениях между людьми, либо с нравственным учением Иисуса в целом. Аналогичное изречение мы находим в Евангелии от Луки ( Лк. 6:31 ), но там оно помещено между призывами любить врагов, подставлять щеку и давать всякому просящему, которые ему предшествуют, и критикой закона адекватного возмездия, которая за ним следует. Общий контекст речи Иисуса у Луки – любовь к врагам. «Золотое правило» оказывается ровно посередине этой речи и естественно вплетено в ее контекст. На первый взгляд изречение резко контрастирует с радикальными призывами любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих: если в тех призывах развивается идея добра без взаимности, то рассматриваемое изречение как раз построено на принципе взаимности. Некоторые ученые считают, что «исторический Иисус» не мог произнести такое изречение, воплощающее в себе «главный принцип прагматизма». По их мнению, «более вероятно, что это яркий пример популярной максимы из греко-римской этики, уже инкорпорированной в иудаизм и вложенной во вторую очередь в уста Иисуса христианами-евреями, которые почитали Его в числе прочего как своего учителя нравственности» 450 . Между тем противоречие на поверку оказывается мнимым. Речь в этом правиле не идет о взаимности реактивного характера – когда человек откликается добром на сделанное ему добро. Речь идет о проактивной жизненной позиции, предполагающей, что человек будет желать другим того же, чего желает себе. «Золотое правило» прекрасно дополняет заповедь о любви к врагам и никоим образом ее не перечеркивает и не отменяет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Беседа 25. Евангелие от Матфея, глава 7, 12–29. «Нагорная проповедь. Золотое правило» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея в общем цикле наших бесед по Четвероевангелию. И сегодня мы начинаем беседу с «золотого правила» Евангелия: Мф.7:12 . «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Подобное правило можно встретить и в ветхозаветных текстах. Так в Книге Товит сказано: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому…» ( Тов.4:15 ). Встречается подобное высказывание и у Гиллеля, жившего за 20 лет до Р. Х.. Но ветхозаветные люди призывают к пассивному добру – «не делай», а Сын Божий призывает к активному добру – «поступайте и вы » (то есть «делай»). Подобное отличие имеет принципиальное значение. Иудей стремился удерживать себя от зла, а христианин призывается идти далее – поступать добро. То есть занимать активную в добре позицию, наступательную против любых форм зла. Христос учит, что подлинный смысл учения закона и пророков именно в этом. Некоторые, или даже большинство верующих думают, что приблизиться к Богу они смогут только тогда, когда победят в себе грех. Но в действительности все наоборот! Мы сможем побороть грех только тогда, когда приблизимся к Богу. Христос учил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Рассмотрим этот вопрос более обстоятельно: Чтобы исполнить Заповеди Божии , недостаточно прочитать Библию, надо, чтобы Сам Бог вложил их, заповеди, в наши сердца. Сказано: «…вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:33 ). Написать заповеди в наших сердцах Господь может Духом Святым, Который и дан нам для того, чтобы наставлять нас на всякую правду. А принять Духа Святаго в сердце мы можем только верою. Сказано: «…чтобы нам получить обещанного Духа верою» ( Гал.3:14 ). Вот почему апостол Павел и говорит: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» ( Рим.3:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А.В. Абрамов Золотое правило нравственности и естественный нравственный закон в учении святителя Феофана Затворника Источник Аннотация. В данной статье мы рассмотрим учение о золотом правиле нравственности (морали) в учении святителя Феофана Затворника . Хотя само понятие «золотого правила» вошло в обиход в моральной философии только в конце XVIII в., его основания в межчеловеческих взаимоотношениях имеют древнюю историю в различных культурах и религиях. Для христиан это учение важно еще и тем, что оно было провозглашено Господом Иисусом Христом ( Мф.7:12 ; Лк.6:31 ) как общечеловеческий принцип, которым нужно руководствоваться в своих поступках по отношению к другим людям. Естественный нравственный закон также является всеобщим и находит свое выражение в учении апостола Павла ( Рим.2:14–15 ), а в святоотеческой экзегезе в творениях такого выдающегося святителя как Феофан Затворник . Abstract. In this article, we will consider the teaching of the golden rule of morality in the teaching of St. Theophan the Recluse. Although the concept of the «golden rule» came into use in moral philosophy only at the end of the XVIII century, its foundation in interpersonal relationships has an ancient history in various cultures and religions. For Christians, this teaching is also important because it was proclaimed by the Lord Jesus Christ (Matthew 7:12; Luke 6:31) as a universal human principle that should guide their actions in relation to other people. The natural moral law is also universal and finds its expression in the teaching of the Apostle Paul ( Rom. 2:14–15 ), and in patristic exegesis in the works of such an outstanding saint as Theophan the Recluse. Как отмечают специалисты по этике, для новозаветного учения в целом была характерна традиция отождествления золотого правила нравственности с заповедью любви, которое «распространяется на все случаи жизни, на любые отношения» с. 47]. В этом отношении обращение к золотому правилу как проявление заповеди любви у святителя Феофана Затворника является следствием этой культурной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010