Сейчас во многих религиях в основании этического учения лежит так называемое золотое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Это правило восходит к Иисусу, а значит, и к иудаизму. Но дело в том, что сам Христос радикально интерпретирует это золотое правило, так что оно начинает применяться не только к тем, кто тебе дорог, но также и к тем, кто по отношению к тебе враждебен, кого принято называть «отбросами общества», а если исходить из Евангелия — к так называемым мытарям и грешникам. И один из дискуссионных вопросов, который возникает здесь, связан с тем, что Христос не видел этического противоречия между заботой о святости, то есть религиозной чистотой, и состраданием к падшим людям. Более того, Христос даже отдает большее предпочтение состраданию. Как Он и сказал однажды: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Думаю, этот факт сообщает нам нечто особенное об учении Иисуса и ранних христиан. Ведь поначалу это было движение внутри иудаизма, но когда христиане начали проповедовать Евангелие не иудеям, возникла проблема, очень показательная. Поначалу ранние христиане считали, что для того, чтобы не евреи могли стать частью Церкви, им необходимо было проходить через обряд обрезания. Но затем случилось нечто такое, что в принципе должно было случиться, если следовать духу учения Христа. Конечно, если бы христианская община была малочисленной, не произошло бы никаких изменений. Но желающих креститься с каждым днем было все больше и больше. И тогда апостолы приняли такое решение, как бы говоря: «Сострадание и забота о людях — самое важное. Нам необходимо внести коррективы. Теперь, минуя требование 18-й главы книги Бытие, мы не будем требовать от обращающихся обрезания». А ведь сам по себе этот обряд был большой проблемой для многих верующих. Иисус ничего не говорил касательно этого, но, в моем понимании, Его руководство Церковью как раз и предопределило отказ от этого обряда. В этом и заключается вся суть евангельской этики. Она раскрывается в идее сострадания.

http://foma.ru/evangeliya-i-novozavetnay...

Золотое правило призывает человека поставить себя на место другого и действовать по отношению к нему так, как бы ты хотел, чтобы он действовал по отношению к тебе. Другими словами, золотое правило обращается к человеческой личности и становится действительным в осознании другого как другого и в сочувствии ему. Это правило способствует сближению людей и отменяет чуждость и одиночество. Оно созидает единство и упраздняет разрывы. Но с принципами биоэтики не происходит того же: напротив, происходит обратное. Абсолютизирование первого принципа биоэтики, принципа независимости, не сближает людей, но делает их одинокими, не объединяет их, но разводит. Конечно, кажется, что этот принцип направлен на уважение ( σεβασμς) особенностей каждого человека. Но такая уважительность к человеку оказывается химерой. Ибо нельзя применить принцип независимости индивидуума тогда, когда общество нуждается в единстве, и нужны те, кто будет поддерживать это единство. Если абсолютизировать индивидуум, то общество разрушится. Поэтому сильные всегда выдвигали собственные стремления как объединяющий фактор общества. Эти их стремления должны ограничиваться законом, чтобы общество нормально развивалось. Но в плане этики абсолютизация независимости и выдвижение её на первый план за счёт всякой мысли об обществе и всякой общественной ценности приводит к хаосу и разладу. Конечно, и христианская этика отличается признанием независимости. Но независимость эта осуществляется не через противопоставление индивидуума обществу, но созревает как плод нравственной и духовной зрелости человека в соблюдении двойной заповеди любви. Человек становится независимым, когда сокрушает свой эгоизм, принимает в свои объятия ближнего и воссоединяется 230 со всецелым богочеловеческим бытием 231 . Так реально осуществляется совершенство человека как личности. В Православной Церкви вопросы биоэтики естественным образом ставятся в план христианской этики. Не нужно забывать, что с самого начала в нравственном учении Церкви рассматривались и биоэтические вопросы, как то аборты, эвтаназия и детоубийство 232 . Это означает, что вопросы биоэтики должны изучаться на том же основании и в той же перспективе, в какой и вопросы этики. Именно в этом контексте мы сможем говорить о христианской биоэтике. Следовательно, отличие биоэтики от церковной этики вовсе не означает автономности и независимости взгляда первой от последней, но только принципиальное различие в их методах решения проблем. То есть подход к вопросам биоэтики, как, впрочем, и этики, должен строиться на основе христианской антропологии и космологии. Необходимо рассматривать эти проблемы в свете обóжения человека во Христе и обновления мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

А.В. Абрамов Золотое правило нравственности и естественный нравственный закон в учении святителя Феофана Затворника Источник Аннотация. В данной статье мы рассмотрим учение о золотом правиле нравственности (морали) в учении святителя Феофана Затворника . Хотя само понятие «золотого правила» вошло в обиход в моральной философии только в конце XVIII в., его основания в межчеловеческих взаимоотношениях имеют древнюю историю в различных культурах и религиях. Для христиан это учение важно еще и тем, что оно было провозглашено Господом Иисусом Христом ( Мф.7:12 ; Лк.6:31 ) как общечеловеческий принцип, которым нужно руководствоваться в своих поступках по отношению к другим людям. Естественный нравственный закон также является всеобщим и находит свое выражение в учении апостола Павла ( Рим.2:14–15 ), а в святоотеческой экзегезе в творениях такого выдающегося святителя как Феофан Затворник . Abstract. In this article, we will consider the teaching of the golden rule of morality in the teaching of St. Theophan the Recluse. Although the concept of the «golden rule» came into use in moral philosophy only at the end of the XVIII century, its foundation in interpersonal relationships has an ancient history in various cultures and religions. For Christians, this teaching is also important because it was proclaimed by the Lord Jesus Christ (Matthew 7:12; Luke 6:31) as a universal human principle that should guide their actions in relation to other people. The natural moral law is also universal and finds its expression in the teaching of the Apostle Paul ( Rom. 2:14–15 ), and in patristic exegesis in the works of such an outstanding saint as Theophan the Recluse. Как отмечают специалисты по этике, для новозаветного учения в целом была характерна традиция отождествления золотого правила нравственности с заповедью любви, которое «распространяется на все случаи жизни, на любые отношения» с. 47]. В этом отношении обращение к золотому правилу как проявление заповеди любви у святителя Феофана Затворника является следствием этой культурной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Во всех ли культурах есть понятие «милосердие»? Как понимают его разные культуры? 2 мин., 11.10.2010 Ивар Максутов, религиовед, преподаватель РГГУ, председатель Московского религиоведческого общества Прежде всего, стоит определиться с терминологией. Само понятие «милосердие» использовать как универсальное не очень корректно. Все-таки оно характерно для христианства, и конкретнее — для Православия. Оттенки смысла, которые мы вкладываем в слово «милосердие», связаны в первую очередь с греческим языком и теми философскими контекстами, которые идут из античности. В православной культуре «милость» по своему значению близится к понятию «лекарство». Европейские же языки заимствуют смыслы у латыни, где под «милостью» понимается главным образом прощение как возмещение неполноты. Пытаясь сравнивать отношение к милосердию в разных традициях, мы сталкиваемся с проблемой перевода этого понятия на язык другой культуры — но далеко не всегда это возможно. Милосердие основано на идее Образа Божьего в человеке. Когда мы переходим к другим религиозным традициям, оно теряет этот крайне важный принцип, а потому и сравнение становится очень затруднительным. Милосердие как категория выражено с большей полнотой именно в восточном христианстве, и потому не случайно, что молитвословие «Господи, помилуй!» в католическом богослужении поется на греческом языке, в то время как в латыни просто не было соответствующего слова, способного выразить эту идею. Более конкретным и универсальным для разговора о других культурах является понятие «благотворительность». Есть нечто общее в разных культурах, на чем зиждется современная идея благотворительности. Это так называемое «золотое правило». В самом общем виде оно звучит следующим образом: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». И хотя такое «золотое правило» выглядит на первый взгляд достаточно универсально, его применение зачастую отличаетсяот правила весьма существенно.

http://foma.ru/vo-vsex-li-kulturax-est-p...

Закрыть Россия на пороге ВТО. Некоторые итоги пребывания России в «джунглях капитализма» 25.05.2012 1093 Время на чтение 24 минут В связи с планируемым нашим руководством присоединением страны к ВТО большой интерес представляет общая оценка позиций России в мировой экономике. Такая оценка даже важнее, чем расчет возможного изменения (в случае присоединения к ВТО) каких-то отдельных показателей российской экономики (занятость, инвестиции, цены и др.). Без понимания того, как дальше будет меняться положение страны в мировом хозяйстве, расчет таких показателей может оказаться неточным или даже ошибочным. Иначе говоря, прежде чем изучать отдельные деревья, надо внимательно посмотреть на весь лес. А лесом в данном случае является глобальная экономика. Точнее этот лес является «джунглями капитализма», где бродят кровожадные звери, которые называются «транснациональными банками» и «транснациональными корпорациями». С подачи наших либеральных СМИ эти «джунгли капитализма» принято называть «цивилизацией». Россию уже на 9/10 втянули в эту «цивилизацию», а «присоединение» к ВТО должно стать последним шагом этого процесса. Рассмотрим некоторые итоги пребывания России в «джунглях капитализма», прикрываемых вывеской «цивилизации». 1. «Золотое правило» инвестирования как принцип нынешней государственной экономической политики Накануне недавно прошедших президентских выборов В.В. Путин как кандидат на высший пост страны сделал следующее примечательное заявление: « Запрещать вывоз капитала, ограничивать вывоз капитала - обратная сторона этой медали - это значит ограничить приток (инвестиций). Когда есть ограничение на вывоз, всегда потенциальный инвестор будет думать, что ему не выйти из страны. Это золотое правило в сфере инвестирования » (РИА «Новости», 6 февраля 2012 г.). Это был комментарий В.В. Путина на предложение другого кандидата на пост президента Сергея Миронова ввести 20-процентный налог на вывоз капитала из страны. Естественно, тогдашний премьер-министр (и сегодняшний президент РФ) четко сформулировал свою позицию: никаких ограничений на международное движение капитала.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/26/...

Тем самым получается, что во все времена люди не были безупречны. Соглашусь, но отмечу, что у каждого века — своя болезнь и что сегодня, как мне кажется, золотое правило нравственности не существует даже как далекий идеал. Его в принципе не берут в расчет. И с этой точки зрения мне кажется существенным не просто вопрос поступка, а вопрос уровня самопознания, другими словами — самооценки. Лев Николаевич Толстой писал в дневниках, что оценивал каждый прожитый день: что и как он сделал. Иногда над этим посмеивались: мол, человек делает хорошее дело, чтобы в конце дня поставить в тетрадке галочку. И, как представляется, умело направленная насмешка свое дело сделала: представила самопознание делом смешным и постыдным. И я не уверен, что современный человек склонен рефлексировать над тем, что совершил, даже в принципе. Лично я очень редко, чтобы оценка собственных поступков была включена человеком в сферу озабоченности. Чаще слышно другое: «Не рефлексируй! Что ты паришься?!». А что такое самопознание, как не основа христианского внутреннего делания? Что такое золотое правило нравственности, как не постоянный призыв к рефлексии? И может быть, именно нехватка рефлексии приводит к тому, что в нашей жизни так много действия и так мало смысла? Может, человека поглотил круговорот его разнообразных поступков и просто нет сил остановиться и разобраться, какой смысл в каждом из них заключается? Но уж если искать способ вырваться из этого круговорота, то мне кажется, что этот способ  — молитва. Потому что в ней и приходит подлинная, глубинная саморефлексия, — рассмотрение себя перед лицом Божиим. И если удается тем самым слова молитвы применить к себе, то тут же явственно ощущаешь связь не только с Богом и с миллионами людей, которые эти же молитвенные слова произносят ежедневно, но еще и с самим собой. И это, наверное, самое главное. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/tajna-samooczenki.html

Почему–то считают, что отсутствие убеждений дает уму живость и свободу. Это не так. Тот, кто во что–нибудь верит, ответит точно и метко, ибо оружие его при нем, и мерку свою он приложит в мгновение ока. Человеку, вступившему в спор с Бернардом Шоу, может показаться, что у того десять лиц. Так человеку, скрестившему шпагу с блестящим дуэлянтом, может показаться, что у того — десять клинков. В том–то и дело, что клинок — один, но очень верный. Глубоко убежденный человек кажется странным, ибо он не меняется вместе с миром. Миллионы людей считают себя здравомыслящими, потому что они успевают заразиться каждым из модных безумий; вихрь мира сего втягивает их в одну нелепость за другой. Про Бернарда Шоу и даже про тех, кто много глупее его, обычно говорят: «Они хотят доказать, что белое — это черное». Лучше бы сперва подумать о том, точно ли мы обозначаем цвета. Не знаю, зовется ли белым черное, но желтое и розовато–бежевое белым зовется. Белое вино — светло–желтое, а европейца, чье лицо неопределенного, бежеватого, иногда розоватого цвета, мы именуем «белым человеком», что звучит жутко, как описание призрака у Эдгара По. Если кто–то попросит официанта принести желтого вина, тот усомнится в его разуме. Если чиновник сообщит из Бирмы, что там живет «две тысячи бежеватых людей», его сочтут глупым шутником и выгонят со службы. Однако оба пострадают за правду. Бернард Шоу — именно этот правдолюбец из ресторана, именно этот правдолюбец из Бирмы. Все думают, что он сумасброд и чудак, потому что он не называет желтого белым. И блеском своим и твердостью он обязан очевидной, но забытой истине, гласящей, что правда удивительней выдумки. Иначе и быть не может; ведь выдумка должна угодить нам. Таким образом, если судить здраво, Шоу убедителен и последователен. Он хочет видеть вещи такими, как они есть; и нередко видит их такими, тогда как наша цивилизация вообще не видит ничего. Однако он не во всем верен действительности, и то, в чем он ей неверен, очень серьезно. Свои прочные, признанные воззрения Шоу прекрасно изложил в «Квинтэссенции ибсенизма»  . Если говорить коротко, он считает, что консервативные идеалы плохи не тем, что консервативны, а тем, что это — идеалы. Любой идеал мешает нам судить о частном случае; любое нравственное обобщение ущемляет личность; золотое правило этики — в том, что нет золотого правила. Можно возразить, что такие идеи не освобождают людей, а лишь мешают им. Стоит ли говорить сообществу, что оно свободно, если его лишили права создавать законы? Свободный народ тем и свободен, что сам создает закон. Стоит ли говорить человеку (или философу), что он свободен, если он лишен права на обобщение? Без обобщений нет и человека. Словом, когда Шоу запрещает людям иметь вполне определенные нравственные идеалы, он подобен тому, кто запретил бы иметь детей. Фразу о золотом правиле можно опровергнуть, переставив ее части. То, что нет золотого правила, — тоже правило, только не золотое, а железное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

перевод Александра Логинова Поучительное и интересное со всего света Кириллица и опять кириллица. Ни один алфавит в мире не может сравниться с нашей кириллицей. Верховная государственная власть в Узбекистане решила, что опять нужно вернуть в употребление кириллицу вместо латиницы. Латиница была введена в употребление в 1924 году, но показала себя менее практичной, чем кириллица. Вот бы и Кемал ввел кириллицу в Турции, раз уж отказался от арабского алфавита. Ибо турецкие слова можно легче и короче писать кириллицей, нежели латиницей. Кто их научил? Пингвины – это птицы, которые в чем-то похожи на наших уток. Пингвины живут в Южном полушарии и питаются морской рыбой. В определенное время года у них опадают перья, и они становятся легче. А чтобы, все-таки, могли нырять, они в это время глотают по несколько маленьких камешков. Если погода тихая, они глотают меньше этих камешков; а если шторм – тогда глотают больше камешков. Кто их научил это делать? Жития святых. Кто-то справедливо сказал: «Для укрепления воли и формирования благородных черт характера нет лучшего чтения, чем Жития святых». На том свете. Английский ученый Хукер, когда был на смертном одре, сказал: «Радуюсь, что иду в мир порядка». Золотое правило. Св. Митрофан Воронежский написал следующее золотое правило: «Предайся труду, сохраняй умеренность – и будешь богат. Воздерживайся в питье, мало ешь – и будешь здоров. Делай добро, беги от зла – и будешь спасен». Негошево завещание. Владыка Радэ Негош оставил свои сбережения, 500000 золотых форинтов, в петроградском и венском банках. В своем завещании он написал, что все это он завещает черногорскому народу, с тем условием, чтобы в голодные годы за эти деньги покупали еду для народа. Министр без портфеля. Когда Балдуин был премьер-министром в Англии, он пригласил лорда Перси на должность министра без портфеля. Лорд Перси несколько месяцев был в этом звании, а затем подал в отставку, по той причине, говорит, что ему стыдно жить за счет народа, а ничего не делать. Сектанты. Кто-то хорошо сказал: «Лишите верские секты их ненависти к Православию, и у них ничего не останется».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

- Нет тут никакого Бориса! - Девушка, да угомонитесь уже. Game is over. Так вот, для людей более старшего поколения запчасти совсем будут не лишними. Тем более, когда людям этим есть, что сказать или показать миру. Или спеть. Короче говоря, обидно уходить из активной жизни, когда наконец-то появилась возможность серьёзно продлевать сроки своего долголетия. Дело это недешёвое, но серьёзные люди вложили свои миллиарды именно в эту тему. А не в попытки запустить каменные генераторы. Вот так-то. Вложившись в программу «Мёбиус», серьёзные люди заложили основы фактически нового человечества. Не партии, проповедующей очередной способ изменения мира. Не секты, проповедующей очередной способ изменения своего к миру отношения. А общества людей, преданных «Мёбиусу». Ибо «Мёбиус» гарантирует своим… сто, двести, пятьсот лет активной физической жизни. Столько, сколько будет нужно для того, чтобы люди, принятые в круг избранных, могли полностью раскрыть свой творческий потенциал. - Всё это очень интересно, - Юрий Владимирович испугался, что в какой-то момент не справится с искушением и тоже размечтается о членстве в «Мёбиусе». – Очень интересно. Но, если мы такие уж ничтожные и глупые тупицы, ковыряемся в свих песочницах, занимаясь тупиковыми исследованиями… Если мы так микроскопичны и потешны для серьёзных людей, то что же Вы так разволновались? Пытаетесь мешать нам. Не вижу логики. - Да никому вы, болезные, не мешаете. И не можете помешать. Всё идёт по плану. Вы нам не то, что не мешаете, вы нам помогаете. Да-да. Очень. В любом деле всегда есть некие силы, которые будут мешать. Общественные, научные и тому подобное. Вот мы и решили, что лучше уж самим создать тех, кто будет как бы «мешать» нам. «Как бы мешать!» Тех, кто будет как бы «бороться» против нас. «Как бы!» Помните, есть такое золотое правило: «если не можешь побороть протест, постарайся возглавить его». А есть не золотое, а бриллиантовое правило: «если хочешь контролировать протест, сам же его и сфабрикуй!» Сфабриковать – это значит изначально заложить в теме такие элементы, которые гарантированно вызовут резонанс. Когда настанет время воспользоваться этим резонансом. Просчитываем отталкивающими для той или иной целевой аудитории атрибуты, и наделяем этими атрибутами сфабрикованное пугало.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/04/...

моей статьи, встретил интересные размышления: «Семьи священников настолько идеальны в семейных отношениях и воспитании детей, что не могут служить примером, так как практически “инородны” в “народном теле”». Получается, как в шахматах, патовая ситуация: или говоришь о семье, поднимая планку как можно выше, но при этом многих читателей повергаешь в уныние и запоздалое раскаяние: дескать, мой поезд ушел, и поменять ничего в жизни уже нельзя; или молчишь с чувством вины перед другими за свою, по милости Божией, устроенную жизнь. Что делать? Во-первых, дорогие братья и сестры, не надо очаровываться нами, приходскими священниками, и нашими семьями. Чаще всего после этого бывает обратное – глубокое разочарование. В нашей жизни, в том числе и семейной, есть немало проблем, о которых вам лучше не знать. Мы не ангелы и не святые, но при этом призванные Богом быть для вас добрым примером. Это совершенно нормально и естественно – видеть у священника хорошую семью. Самое печальное, когда слово пастыря расходится с его жизнью. Золотое правило семейной жизни: никуда без жены. А если с женой – нежелательно, то туда я точно не пойду А во-вторых, несмотря ни на что, нам нужно продолжать говорить, говорить и говорить, а вам слушать и мотать на ус. Если семейная жизнь у батюшки с матушкой состоялась, то к этому вели определенные шаги, были исполнены важные духовные законы и заповеди. Возможно, им кто-то говорил правильные слова, а они сумели послушаться. За них по-настоящему молились родители. Наконец, просто сохранились традиция и верность вековому укладу и жизни наших предков – а жить-то они умели правильно. Вот об этом мы и пытаемся размышлять, чтобы делать правильные шаги и нужные усилия. Итак, важная составляющая счастливой семейной жизни – это стремление супругов быть вместе. В идеале – всегда и везде. Например, как родители моей супруги: они прожили в браке почти 45 лет, так даже и работали вместе. А еще вместе нужно проводить отпуска и выходные; и конечно, вместе ужинать, а еще лучше – и завтракать или хотя бы вместе выпивать утром чашку кофе. Статус семейного человека таков, что его должны постоянно видеть с женой, а он этого должен хотеть. Золотое правило семейной жизни: никуда без жены. А если с женой – нежелательно, то туда я точно не пойду.

http://pravoslavie.ru/105333.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010