Золотое правило. И сказал Господь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». «Входите тесными вратами, потому что широкие врата и пространный путь ведут в погибель, и многие идут ими. Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Да даст нам Господь силу быть в числе этих немногих, переносить труды и испытания и усердно служить Богу. «Не всякого принимайте, кто придет во имя Мое, но узнавайте людей по делам их. Доброе дерево приносит и плоды добрые. Не всякий говорящий: «Господи! Господи!» войдет в Царство небесное, но тот только, кто исполняет волю Отца Моего». Итак, есть наружное, лицемерное благочестие, которое не угодно Богу. Но Господь любит то благочестие, которое внушает добрые дела и искреннюю любовь к Богу и всем людям. И помните золотое правило: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Наставление апостолам Вы знаете из прежних рассказов, что Господь избрал двенадцать учеников, которые всюду следовали за Ним, слушали Его учение, видели Его чудеса и после Его вознесения должны были нести по всему миру Его учение. Спаситель дал апостолам власть творить чудеса. Он учил их, поручал им проповедовать Его слово, предсказывал им гонения и утверждал их в любви к Богу и людям. «Объявляйте всем, – говорил им Спаситель, – что близко Царство небесное. Исцеляйте больных, очищайте прокаженных. Даром получили силу, даром и давайте. Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Когда придете в какой город или селение, узнавайте, кто в нем достойный человек, и остановитесь у того. И если действительно человек тот окажется достойным, то благословите его дом, и благословение ваше на нем останется. Но горе тем, кто не примет вас и не послушает слов ваших. Содому и Гоморре будет отраднее, нежели им в день суда». Как строго осудил Спаситель тех, кто не принимал святых апостолов и отвергал их учение! Не заслуживаем ли и мы такого строго осуждения? Мы также отвергаем их тогда, когда удаляемся от лиц, получивших право учить вере и благочестию.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Мифологический сюжет получил развитие в трагедиях Софокла " Царь Эдип " и " Эдип в Колоне " . Авраам — библейский родоначальник евреев и арабов, избранник бога Яхве, заключившего с Авраамом " завет " . Авраам по требованию бога покидает Ур Халдейский: " Пойди из земли твоей… и из дома отца твоего… в землю, которую я укажу тебе… " (Быт. 12: 1). Вместе с женой Саррой и племянником Лотом Авраам отправляется в Ханаан и ведет жизнь кочевника-скотовода. Фауст — алхимик и маг начала XVI b., о реальной жизни которого мы практически ничего не знаем, зато легенда о нем (заключение договора с Сатаной ради молодости, знаний, магических способностей) послужила источником для пьес Марлоу, Лессинга и Гете. В данном случае Фромм имеет в виду героя второй части " Фауста " , его странствия в сопровождении Мефистофеля. 13. " Десять заповедей, или Золотое правило " . Десять заповедей (Десятословие, Декалог) — начертанные богом на двух каменных плитах " скрижалях завета "  — культовые и моральные ( " не убивай " , " не кради " и др.) нормы. Переданы Моисею богом на горе Синай. " Золотое правило "  — " не делай другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе "  — в различных формулировках присутствует в трудах древних философов, в Новом завете звучит следующим образом: " Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки " (Мф. 7: 12). 14. " Религия Разума во французской революции "  — культ Разума был введен гебертистами (левыми якобинцами, руководителями клуба кордельеров) во время Великой французской революции. По инициативе Шометта в Париже (Нотр-Дам) 20 брюмера (10 ноября) 1793 г. происходили празднества, которые должны были заменить христианское богослужение. После разгрома и казни гебертистов (март 1794 г.) культ Разума был отменен — вместо него Робеспьер ввел культ Верховного существа (май 1794 г.). 15. Нирвана — центральное понятие буддизма, обозначающее освобождение от круговорота рождений и смертей (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.

http://predanie.ru/book/220202-psihoanal...

Ис. 49, 6 : “И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли”. Пророчество о благовестии: Ис. 61, 1 : “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы”. Мф. 5, 1–12 : Заповеди блаженства. Мф. 5, 13–16 : Вы соль земли и свет мира. Мф. 5, 17–20 : Взгляд на Закон. Мф. 5, 21–26 : Господь о шестой заповеди Синайского Законодательства. Мф. 5, 27–30 : Господь о седьмой заповеди Синайского Законодательства. Мф. 5, 31–32 : Господь о разводе. Мф. 5, 33–37 : Господь о клятве. Мф. 5, 38–42 : Отмена права мести. Мф. 5, 43–48 : Высший закон любви. Мф. 6, 1–4 : Правило о творении милостыни. Мф. 6, 5–8 : Правило о творении молитвы. Мф. 6, 9–15 : Научение молитве. Мф. 6, 16–18 : Правило о посте. Мф. 6, 19–21 : О сокровищах на небе. Мф. 6, 22–23 : О свете и тьме. Мф. 6, 24 : О Боге и маммоне 425 . Мф. 6, 25–34 : Упование на Отца Небесного и о заботах человеческих. Мф. 7, 1–5 : О неосуждении ближнего. Мф. 7, 6 : Не давайте святыни псам. Мф. 7, 7–11 : Поощрение к молитве. Мф. 7, 12 : Золотое правило. Мф. 7, 13–14 : Тесные и широкие врата. Мф. 7, 15–20 : Предостережение от лжепророков. Мф. 7, 21–23 : Опасность лжеисповедания. Мф. 7, 24–27 : Благоразумие слушающего и исполняющего. Мф. 7, 28–29 : Народ дивиться, что Он говорит как власть имеющий. Мф. 8, 1–4 : Исцеление прокаженного 426 ; Капернаум Лк. 7, 1–10 : Исцеление слуги капернаумского сотника. ( Мф. 8, 11–13 : Господь о Царствии Небесном и о суде). Пророчество о том, что Господь будет исцелять: Ис. 53, 4 : “Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом”. Галилея Мф. 11, 1 : Путешествие по Галилее. Наин Лк. 7, 11–17 : Воскрешение сына наинской 427 вдовы. Галилея Мф. 11, 2–19 : Иоанн Креститель посылает учеников к Иисусу. Иисус свидетельствует об Иоанне перед его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Можно предположить, что какие-то крохи со стола этого богатого человека всё-таки перепадали Лазарю, раз он там лежал. Во всяком случае, ясно одно: ничего дурного этот богач не делал, но ничего хорошего он тоже не делал . И вот это неделание хорошего и привело к печальному концу. «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12). Это золотое правило существовало и до Христа. Но и в Ветхом Завете, и в книге Товита, и в талмудической литературе, и у античных философов и мыслителей – везде оно формулируется в отрицательной форме: не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе. У Иисуса в Нагорной проповеди наоборот – делай другим то, что ты бы хотел, чтобы сделали тебе. Эта активность делания представляет собой что-то принципиально новое. Богач из этой притчи как раз вписывается в это правило: ничего плохого он не делал, но не делал и хорошего. На земле у него остались пять братьев, и он просит: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря… в дом отца моего пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения» (Лк.16:24, 27, 28). Авраам отвечает ему очень хлёстко: «“У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их”. Он же сказал: “нет, отче Аврааме! но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются”» (16:29–30). Действительно, на протяжении Пятикнижия Бог многократно обращается к людям с призывом творить добро тем, кто нуждается. Например, во Второзаконии, в последнем стихе 14й главы: «…и пусть придёт левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор.14:29). И дальше: «Ибо нищие всегда будут среди земли (твоей); потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор.15:11). У них есть Моисей, но они не слушают его. Они не послушают и Лазаря, если он вернётся из Царства мёртвых, чтобы благовествовать.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Пройти мимо страдающего ближнего и наспех прочитать молитву – явления одного порядка Молитва равнодушного человека слаба, не доходит до Бога. Ведь такой человек весь повернут на себя, он не привык выходить навстречу кому-либо, в том числе и навстречу Богу. Поэтому молитвы равнодушных людей, как правило, очень формальные и сухие. Не чувствуя чьей-то боли, не включаясь душой в беды тех, кто находится рядом, равнодушный оказывается выключен из сострадания, сочувствия, сопереживания, то есть он лишен внутренних связей с кем-либо, утрачивает сердечную чуткость, что подрывает в целом его духовную жизнь и обездвиживает молитву. Поэтому вроде бы два разных, никак не связанных друг с другом действия: пройти мимо страдающего ближнего и наспех, без чувства прочитать молитву – на самом деле явления одного порядка. Холодность по отношению к ближнему влечет за собой и холодность по отношению к Богу. И наоборот – чуткость к ближним способствует более крепкой и живой молитве. Поэтому золотое правило таково: если хочешь, чтобы Бог слышал тебя в твоих бедах, старайся и ты слышать ближних в их бедах. Из древнего Патерика мы узнаем, как братия спросили святого Антония: «Если кто скажет: я ничего не буду брать у братии, и сам ничего не буду им давать – для меня достаточно моего; хорошо ли это?» Святой Антоний ответил: «Дети мои! кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него – душа льва. Его должно считать отчужденным от сообщества всех добрых людей». Но не только от сообщества добрых людей отчужден равнодушный, он отчужден от Христа, и, по большому счету, всё, что говорилось Господом об осуждении грешников на Страшном суде, связано так или иначе с их равнодушием к ближним: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» ( Мф. 25:42–43, 45 ). В Евангелии, в Нагорной беседе Господа, столь удивительной по своей глубине, основные нравственные истины христианства выражены самыми простыми словами. Там в частности сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Добрые дела христианина названы светом, который должен просвещать нашу мрачную жизнь. Но как же являть этот свет?

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

1. Нагорная проповедь и Проповедь на равнине 2. Композиция и структура Нагорной проповеди 3. «Взошел на гору» 4. Кому адресована Нагорная проповедь?   5. Интерпретация Нагорной проповеди Глава 2. Заповеди блаженства   1. «Блаженны нищие духом» 2. «Блаженны плачущие» 3. «Блаженны кроткие»   4. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» 5. «Блаженны милостивые» 6. «Блаженны чистые сердцем» 7. «Блаженны миротворцы»   8. О гонениях на христиан Глава 3. «Соль земли» и «свет мира» 1. Соль земли   2. «Свет мира» Глава 4. Закон и пророки   1. Иисус и закон Моисеев «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков» «Доколе не прейдет небо и земля» «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших» «Какая первая из всех заповедей?» «Соблюди заповеди» 2. «Вы слышали, что сказано древним» 3. Гнев и оскорбление 4. Вожделение, прелюбодеяние, развод Прелюбодеяние и вожделение Учение о разводе и браке 5. Клятва и ложь «Не клянись вовсе» Ложь — от лукавого 6. Непротивление злу насилием Закон адекватного возмездия Непротивление злу Христианский пацифизм? Пример Иисуса Христианское понимание непротивления злу   «Просящему у тебя дай»   7. Любовь к врагам 8. Христианское совершенство Глава 5. Милостыня и молитва 1. Праведность истинная и ложная 2. Милостыня 3. Молитва   Глава 6. «Отче наш» 1. «Отче наш, сущий на небесах» 2. «Да святится имя Твое» 3. «Да приидет Царствие Твое» 4. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе»   5. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»   6. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»   7. «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» 8. Заключительное славословие Глава 7. Пост   Глава 8. Богатство земное и небесное 1. Сокровища на земле и не небе 2. Светильник для тела 3. Бог и маммона   4. Забота о завтрашнем дне Глава 9. Суд человеческий и Суд Божий   Глава 10. «Не давайте святыни псам» Глава 11. «Просите, и дано будет вам»   Глава 12. «Золотое правило» Глава 13. Заключительные разделы   1. Два пути 2. Лжепророки   3. Дом на камне и дом на песке

http://pravoslavie.ru/99127.html

6 стал Он на ровном месте. Символический смысл этих слов связан с проповедью Иоанна Крестителя (см. 3,4–6). 6 весь народ искал прикасаться к Нему. Ср. Мк. 5,30 и ком. 6:20–49 Эта проповедь во многом напоминает Нагорную проповедь (Мф., гл. 5–7), и это обстоятельство заставляет многих видеть в данном отрывке лишь иной ее пересказ. Но в изложении Луки проповедь оказывается более краткой, кроме того, близкие параллели с Мф. 5–7 встречаются и в других местах рассматриваемого Евангелия. Вероятнее всего, Иисус мог просто в разных обстоятельствах повторять одни и те же истины перед разными людьми. 6 блаженны. Это слово означает нечто большее, нежели просто «счастливые», «оделенные судьбой»; блажен тот, кто угоден Богу. нищие духом. Т.е. осознающие свою духовную нищету и стремящиеся ее восполнить Духом Святым. Во многих древних кодексах написано просто «нищие», что, по мнению некоторых экзегетов, указывает на нищету не только в духовном, но и в материальном аспекте. См. Мф. 19,20 . 6 алчущие... насытитесь. Алчущие физической ли, духовной ли пищи будут насыщены Богом. плачущие. Т.е. скорбящие о зле, присутствующем в этом мире. 6 когда возненавидят вас люди... за Сына Человеческого. Иисус благословляет этими словами не всякое страдание и не вообще всех, гонимых людьми: Он называет «блаженным» того, кто пострадает «за Сына Человеческого». 6:24–26 горе вам. Те, кто перечислен в этих стихах, противопоставляются последователям Христа. 6:31 В негативной форме, т.е.: «не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой», это, так называемое «золотое правило», формулировалось и до Иисуса, но именно Он впервые высказал его в виде положительного утверждения. 6:32–34 В этих стихах перечислены общепринятые нормы морали. Христос требует большего: «...если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 5,20 ). 6 любите врагов ваших. Любить врага означает не только не воздавать ему злом за зло тем самым умножая само зло как таковое, но платить ему любовью, т.к. «любовь от Бога» ( 1Ин. 4,7 ) и, более того «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И мы читаем далее: Мф.7:15–16 . «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? » . Конечно, лжепророки были во дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Еще Иосиф Флавий, живший в I-м веке, упоминает многих из них. Но преимущественно наставления о ложных религиозных лидерах относятся в Библии к последним временам. Пророк Иеремия более широко воспринимает само понятие «ложный религиозный лидер» и не ограничивает его только лжепророческим служением. Иеремия пророчествовал: «Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают» ( Иер.2:8 ). Здесь мы видим, что духом лжепророчества могут быть заражены и священники, и преподаватели Закона, и пастыри (духовники), и собственно сами люди, претендующие на пророческий дар. Святитель Игнатий Брянчанинов предвидел подобные времена, поэтому он и писал: «В последнее время духовников не будет, спасайтесь по книгам» . Лжепророк – это не явный еретик, раскольник и отступник, он и есть лже потому, что имитирует православность. Его трудно распознать, ведь его волчья сущность скрывается под овечьей одеждой. Может быть, такая овечья одежда – это ряса епископа или священника, а может быть, он прикрывается именем богослова, проповедника, праведника или даже святого. Блаженный Иероним пишет о тексте, относящемся к лжепророкам: «Это место может быть понимаемо и относительно всех тех, которые одно обещают по внешнему виду и на словах, а на деле обнаруживают другое» . Господь дает совет: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы» . Блаженный Феофилакт пишет о лжепророках: «Они предлагают сладкие речи и являют, по-видимому, житие честное, между тем внутри или в сердце их скрывается уда (сеть). Под овечьей одеждою разумеется и та кротость, какою пользуются некоторые лицемеры для того, чтобы обласкать и обольстить» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кающийся христианин, ссылаясь на бесконечную любовь Божию, открывшуюся во Христе Иисусе (или, как любили выражаться католические и наши схоласты, на «заслуги» Иисуса Христа), может быть уверенным в прощении, если покаяние искренно, если в нем есть все перечисленные выше элементы – самоосуждение, потребность в прощении и стремление к исправлению. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Наше обращение к Богу о прощении основано на нашей Ему принадлежности через Иисуса Христа, на том, что Он через Иисуса Христа стал для нас Отцом ( Рим.8:14–18 ), а мы – Его любимыми детьми, на том, что «мы ходим во свете, подобно как Он во свете» и, следовательно, «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ). Провозглашение прощения грехов верующим в Иисуса Христа Его ученикам органически входит в состав Его благовестия. Уже в Нагорной проповеди Спаситель, включив в преподанную Им молитву прошение о прощении грехов (долгов), тут же особо останавливается именно на этом прошении, обещая его исполнение ( Мф.6:12, 14, 15 ; Лк.11:4 ). Ответив на вопрос о границах взаимного прощения между людьми, Христос тут же, при помощи притчи, переводит речь на прощение людей Богом ( Мф.18:21–35 ). Примечательно, что во всех приведенных местах Евангелия прощение грехов Богом обусловливается прощением, которое сам грешник практикует по отношению к ближним. Значит, раскаяние грешника, сознание им своей греховности, желание им получить прощение, одним словом – покаяние, оказывается эффективным только если грешник, преодолевая собственное самолюбие, сам поступает с другими так, как хочет, чтобы Бог поступил с ним (ср. «золотое правило» христианства: Мф.7:12 ), иначе – «суд без милости не оказавшему милости» ( Иак.2:13 ). Сотериологически важным является то обстоятельство, что Бог предоставляет здесь инициативу самому человеку: от человека зависит, даст ли ему Бог желаемое прощение или нет. Для получения прощения нужно желать его (иначе говоря, каяться) и простить самому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Кто-нибудь скажет: как я могу следовать этому завету Христову — желать людям добра и делать им добро, — если люди отвечают мне неблагодарностью, черствостью за мое добро? Если ты так говоришь, если ты даже так подумал, то для чего же ты делаешь добро? Для себя только! Сказано Господом Спасителем: “…если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают” ( Лк.6:32-33 ). А вы поступайте не так. Слушайте, дорогие, дальнейшие слова Господа Спасителя: “Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего” ( Лк.6:35 ). Господь нам велит, чтобы мы делали добро не для самих себя, не потому, что ждем от людей после этого ответного добра, а потому, что мы дети Христа Спасителя, потому, что мы исполняем Его заповедь о любви, потому, что мы думаем о своем вечном спасении, о том, чтобы уйти в загробную жизнь с духовным богатством дел добрых. Вы знаете, что в притче о богаче и Лазаре сказано было богачу: “Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей!” ( Лк.16:25 ). Господь по Своему милосердию дает и грешникам, в ожидании их раскаяния, Свои милости, не лишает их и дождя и солнечного света, одинаково посылая их и грешникам и праведникам. Какой урок для нас! Ты никогда не должен думать: могу ли я исполнять это евангельское золотое правило, если я делаю добро, а люди мне делают в ответ на это только одно зло? Святитель Иоанн Златоуст говорит, размышляя об этих словах: “Тем лучше для тебя: ты делаешь добро и ты терпишь зло и этим сразу делаешь два добрых дела. Ты подражаешь Господу Иисусу Христу, Который претерпел, делая людям добро. Придя на землю для того, чтобы спасти людей, Он встретил клевету, поношение и тяжелую кровавую смерть, Он молился за развращенный род человеческий, Он плакал об Иерусалиме, которого ожидала гибель за то, что он не узнал своего Господа. В ответ на великую Божественную любовь, какую явил людям Господь Иисус Христос, люди отплатили Ему злом”.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010