Конечно, есть и другие способы оскорбить пять основных чувств человека, но перечислять их и тем более регламентировать не хватит сил. Благо, от начала мира существует золотое правило этики: поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. Это правило прекрасно действует и когда речь заходит о шестом чувстве. Мне кажется, что пора закончить свои размышления отрадным наблюдением. По долгу родительства я часто сижу в городском дворике и наблюдаю за малышнёй. Бывает, мы кормим голубей, но как-то раз общение с птицами у нас не задалось. То ли мячик гонялся слишком активно, то ли дети передвигались слишком шумно, неизвестно, но единственный непуганый голубь гордо сидел на ветке клёна, даже и не думая спускаться. Тогда одна девочка выложила из веточек кормушку и красиво разложила там своё угощение. На беду сделала она это прямо на тропинке под деревом, где-то и дело проходили люди; в мире взрослых это не поощряется. Думая, что предвижу развитие событий, я ждала момента, когда кормушка будет растоптана первым же прохожим, и уже приготовила слова утешения для этой маленькой девочки. Но прохожие все как один обходили детскую забаву, понимающе глядя вначале себе под ноги, а потом на ветку с упрямым голубем. Подобные наблюдения внушают мне надежду, что времена, когда все сферы человеческого общения будут ограждены сигнальными флажками закона, наступят ещё не скоро. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 июня, 2020 2 мая, 2019 24 марта, 2018 25 февраля, 2018 19 октября, 2017 28 февраля, 2016 23 февраля, 2016 8 ноября, 2015 16 января, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ob-uvazhenii-chuzhix-c...

И если, давая, мы не ощущаем никакого ущерба для себя, значит, мы даем недостаточно. Должны быть такие желанные для нас вещи, от которых нам приходится отказываться, потому что наши расходы на благотворительность делают их недоступными. Я говорю сейчас об обычных случаях. Когда случается несчастье с нашими родственниками, друзьями, соседями или сотрудниками, Бог может потребовать гораздо больше, вплоть до того, что наше собственное положение окажется под угрозой. Для многих из нас величайшее препятствие к благотворительности — не любовь к роскоши или деньгам, а неуверенность в завтрашнем дне. Этот страх чаще всего — искушение. Иногда нам мешает тщеславие; мы поддаемся искушению истратить больше, чем следует, на показную щедрость (чаевые, гостеприимство) и меньше, чем следует, на тех, кто действительно нуждается в помощи. А сейчас, прежде чем я закончу, я постараюсь угадать, как подействовал этот раздел книги на тех, кто его прочитал. Я предполагаю, что среди читателей есть так называемые «левые», которых возмутило, что я не пошел дальше. Люди же противоположных взглядов, вероятно, думают, что я, наоборот, слишком далеко зашел влево. Если так, то в наших проектах построения христианского общества мы наталкиваемся на камень преткновения. Дело в том, что большинство из нас подходит к этому не с целью выяснить, что говорит христианство, а с надеждой найти в христианстве поддержку собственной точке зрения. Мы ищем союзника там, где нам предлагается либо Господин, либо Судья. К сожалению, и сам я — такой же. В этом разделе есть мысли, которые я хотел бы опустить. Вот почему подобные разговоры ни к чему не приведут, если мы не готовы пойти длинным, кружным путем. Христианское общество не возникнет до тех пор, пока большинство не захочет его по-настоящему; а мы не захотим его по-настоящему, пока не станем христианами. Я могу повторять Золотое правило, пока не посинею, однако не стану ему следовать, пока не научусь любить ближнего, как самого себя. А я не научусь любить ближнего, как самого себя, до тех пор, пока не научусь любить Бога. Но я могу научиться любить Бога только тогда, когда я научусь повиноваться Ему. Словом, как я и предупреждал, это ведет нас к проблеме нашего внутреннего «я», то есть от вопросов социальных — к вопросам религиозным. Ибо самый длинный кружной путь — кратчайший путь домой. IV МОРАЛЬ И ПСИХОАНАЛИЗ Я сказал, что нам не удастся установить христианского общества до тех пор, пока большинство из нас не станет христианами. Это, конечно, не значит, что мы можем отказаться от преобразований общества вплоть до какой-то воображаемой даты. Напротив, нам следует взяться за два дела одновременно: первое — мы должны искать все возможные пути для применения Золотого правила в современном обществе; и второе — мы сами должны стремиться стать такими людьми, которые действительно будут применять это правило, если увидят, как это делать. А сейчас я хочу начать разговор о том, что такое «хороший человек» в христианском понимании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Разделение здесь недопустимо. Вы упомянули общество. Да. Многие могли бы сказать, что этика-то как раз и касается именно общества. И она не обязательно должна лежать на основании каких-то сверхъестественных заповедей. Людям просто нужно быть в мире и согласии между собой, и этика подсказывает для этого различные пути. Ведь это можно вывести и из того, что вы говорили ранее о Римской империи и о Галилее. Можно ли сказать, что все эти проблемы относятся к аспектам светской этики? Ведь именно она показывает, как людям необходимо жить вместе, или все же можно утверждать, что проблемы коммуникации в обществе также связаны с идеей Божественного спасения? Да. Вы вправе использовать такой аргумент, когда рассматриваете этику вне религиозного поля. Я думаю, что возможно, это и правдиво, особенно если принимать во внимание золотое правило. Сейчас это правило существует как в религиозном сознании, так и вне его. Но в христианской и иудейской традициях вы не можете отделять общество от того, что оно в себе несет — то есть организованное взаимодействие между людьми. Есть нечто такое, что определенным образом шире и глубже охватывает нашу оценку поведения других людей — это не просто моя заинтересованность не поступать с тобой плохо, чтобы ты потом не ответил мне взаимностью. Если исходить из книги Бытие, из идеи творения мира, мне уже нужно будет рассматривать эти проблемы в богословской перспективе. Здесь — Бог имеет значение. И Бог — Творец. И его творение — это благо, оно хорошо и прекрасно. А это уже определенным образом оказывает воздействие на наше восприятие другого человека, выходя таким образом из только этического проблемного поля. Ведь в таком мировоззрении другой человек — такое же творение Божие, как и ты. А значит, и мотив нашего поступка меняется. Думаю, что на сегодняшний день мы должны осознать, что в нашем обществе есть много людей, для которых любовь и сострадание — не просто слова. Например, это становится наиболее актуальным, когда мы сталкиваемся с беженцами, с людьми, которые потеряли свой дом. Или когда мы сталкиваемся с расизмом, сексизмом, с теми кто дискриминируется по тем или иным причинам. Мы должны осознавать, что Божий Дух, если хотите, инкогнито уже присутствует в том обществе, где эти ценности соблюдаются. И понимание это приходит тогда, когда мы обращаемся к истории Богообщения, к истории Божьего народа, и особенно когда мы обращаемся к личности Иисуса Христа.

http://foma.ru/evangeliya-i-novozavetnay...

Натяжка, тенденциозность? Однако уподобляя жизнь пчёл жизни людей, их общественную организацию можно назвать наиболее правильной. Едва ли не коммунистической. Общинно добывая свое богатство – мёд, они не становятся частнособственниками. Собственность у них общая – мёд. Общая, коллективная и оборона. Они не агрессивны, их не тронь, и они не тронут. А полакомиться медком – у, хлебом не корми! – любят все. Особенно – медведь. Так они, такие в сравнении с ним малявки, сообща, всем своим роем, своим пчелиным воинством дают ему такой отпор, что косолапый драпает, как немчура под Сталинградом. Итак, смотрите, сколько у них положительных качеств. Миролюбие, трудолюбие, дружелюбие, коллективизм, взаимовыручка, взаимопомощь, самоотверженность, храбрость, массовый героизм, и жизнь как при коммунизме. Словом, не пчёлам у людей, а людям у пчёл поучиться бы. Правда, по мнению медведей и прочих падких на мёд тварей, есть у пчёл один крупный недостаток. Это нечто вроде пчелиного национализма. Видя, что всякие разные, даже внешне схожие с ними особи типа диких пчёл, ос, шмелей и шершней, вместо того, чтобы помочь им в медосборе для запасов мёда, эти прожоры лишь алчно пожирают их мед, пчелы никого и близко не подпускают к своим пасекам и ульям. Однако же пандемия варратоза и тут подтвердила правоту пчёл. Сумевший присоседиться к ним мизерный клещ несёт им лишь тяжкую болезнь и вымирание. Поневоле будешь сторониться. Зато с бортниками на Руси пчёлки с незапамятных времен подружились. Русичи и называли их уважительно божьими, и не грабили, как медведи и медведевы сородичи, разоряя их гнездовья, а наоборот, строили для них домики и даже подкармливали в пору морозной зимы. А меж тем и сами мало-помалу многому у них научились. Отсюда закономерно взаимопомощь, взаимовыручка, коллективизм, единство. Во имя славянского единства славянская заповедь: подай друг другу руку! Ну истинно как у пчёл, протягивающих упавшей лапку. Случались вообще-то и разногласия, и споры, но и при этом правило: двое одного не бьют, лежачего не бьют, драка до первой крови. А затем золотое правило великороссов: возлюби ближнего своего, аки себя самого. И русское советское, согласно морального кодекса строителя коммунизма: человек человеку друг, товарищ и брат.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/03/ek...

" Бабушкины " и " батюшкины " советы Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться. Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай...), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида... Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: " зачем и почему " - все пожимают плечами: " так вроде надо, бабушка сказала... " . Правда, есть и положительный момент в этом золотом правиле. Некоторые завешивают и телевизор и не смотрят его 40 дней! Похвальное рвение, нужно посоветовать только ещё годок не снимать занавесочку с телеящика - так, на всякий случай. Кто её, эту душу, знает, вдруг шляется поблизости - может, ведь и испугаться новостей от НТВ... Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье). Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой... (На поминках, кстати, обязательно ставится тарелка с борщом для " нашего дорогого... " ). Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят... Стало ему не по себе, сидит, давится... Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули - оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там... Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные " православные язычники " отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: " ну зачем, граждане?! " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/08/...

И через некоторое время солдаты стали интересоваться: «А что такое гигиена? А что такое Родина?» – а это все те самые ценности, которые для солдата необходимы, чтобы выжить, чтобы победить. Я думаю, мы сейчас немножко пребываем в таком состоянии. Нам надо нанимать в школы таких людей и с утра до вечера напоминать детям, что такое честь, достоинство, гигиена в том числе. Но, конечно, золотое правило, сформулировано в Евангелии от Матфея. Это правило нравственности и справедливости: «Какую мерою мерите, такой же отмерится и вам. Ибо как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Ибо в этом закон и пророки» (ср.: Мф. 7: 2, 12). Прот. Игорь Фомин: – А можно я немножко напугаю всех нас словами Евангелия? Не просто какой мерой мерите, так же и вам отмерится, но и что посеешь, то и пожмешь в 30, в 60 и в 100 раз больше. Пожмешь добро – получишь в 30, в 60 и в 100 раз больше; пожмешь зло – получишь в 30, в 60 и в 100 раз больше. С. Комаров: – Поступил вопрос от «Книжных маяков России»: назвать, по примеру Натальи Алексеевны, книгу, иллюстрирующую традиционные ценности, или персонажа. Прот. Игорь Фомин: – Если можно, я назову сразу три книги. Естественно, мы должны знать – не просто читать, а знать – Библию. Кстати, когда я сейчас ездил на вновь присоединенные территории, то познакомился с одним человеком, у которого приходской батюшка благословляет прочесть Библию сколько раз, сколько тебе лет. Не Новый Завет, а Библию. Тебе 40 лет – значит, ты должен 40 раз прочитать Библию. А так, конечно, я бы хотел назвать две книги. «Исповедь» блаженного Августина – ее можно и нужно перечитывать, мне кажется, постоянно, она очень хорошо настраивает и помогает углубиться в свой внутренний мир. Но, естественно, молодежь не будет ее читать. Для нее – «Расторжение брака» Люьиса, совершенно маленький, замечательный догматический рассказ, который, в общем-то, настраивает на то, что нас ждет, когда мы придем на Суд Божий, и рассказывает, как его пройти. С.Л. Худиев: – Мы совершенно совпали.

http://radonezh.ru/2023/08/25/cennosti-r...

Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться. Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида… Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» – все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…». Правда, есть и положительный момент в этом золотом правиле. Некоторые завешивают и телевизор и не смотрят его 40 дней! Похвальное рвение, нужно посоветовать только ещё годок не снимать занавесочку с телеящика – так, на всякий случай. Кто её, эту душу, знает, вдруг шляется поблизости – может, ведь и испугаться новостей от НТВ… Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье). Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, обязательно ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»). Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули – оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там… Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».

http://sueverie.net/pust-zemlya-im-budet...

Обычное дело — принимать исповедь. Если прикинуться немым, всё может пройти очень быстро. «Делом, словом, мшелоимством» — если человек «воцерковлённый», ну, то есть, всё у него хорошо. Уплачена десятина с мяты, вечерние молитвы прочитаны батюшкой на канале «Спас», воскресные службы и причастие раз в месяц. Ну, ещё во время службы отвлекался и временами осуждал всяких экуменистов и прочих обнагленцев. «Да ничем особо не согрешил» – если человек последний раз был в храме, когда его крестили, а тут внезапно заболел, лёг в больницу, и завтра операция. А чтоб операция прошла успешно, надо исповедоваться и причаститься. Все это знают! «Ну, разве что в юности был грех — яблоки воровал в соседнем саду». Я спрашиваю на исповеди: — Вы Библию читаете? Ответы бывают самые разные... Нет, конечно, бывают и нормальные исповеди, вдумчивые, не формальности для. И всякий раз, выслушав человека или прочитав его записку, я задаю первый вопрос: — Вы Библию читаете? Ответы бывают самые разные. Например: — Молюсь, да, у меня есть молитвенник. Или: — Это Евангелие, что ли? Чаще бывает: — Нет, я там ничего не понимаю. Но самый распространённый всё же ответ — это: — Да, читаю. Но я уточняю: — Ветхий и Новый Заветы? И вот тут, как правило, наступает загвоздка. В подавляющем большинстве случаев православные не читают Ветхий Завет. Да и апостольские послания — не особо. Это если уточнить, какие из книг Нового Завета читает пришедший на исповедь человек. — А что же не так с Ветхим Заветом? Почему не читаете? И тогда выясняется, что Завет Ветхий — для ветхих же людей, вроде меня, а вокруг сплошь люди новые, которым уже не приличествует питаться материнским молоком, когда уже и зубы мудрости давно удалили. Впрочем, всяко бывает, и вполне возможно, что исповедник действительно вырос из Пятикнижия, овладел премудростью Соломона и даже Иисуса, сына Сирахова. А детоводитель ко Христу, как его называет апостол Павел, уже не нужен, ибо человек, выйдя из купели Крещения, сразу оказался в Галилее, на склоне горы, среди апостолов. Золотое правило наверняка уже вписано в самое сердце человека. К чему тогда частности и комментарии?

http://pravoslavie.ru/101370.html

В христианстве есть золотое правило: как вы хотите, чтоб люди поступали с вами, так вы должны поступать и с ними (см.: Мф. 7: 12). Это правило относится в полной мере и к семейной жизни. В браке мы должны поступать с человеком так, как хотели бы, чтобы с нами поступали, и еще стараться понять другого. Хочу вот еще что сказать. Спасение утопающих дело рук самих утопающих – нужно меняться самому, понять, что в любой ссоре, конфликте не бывает виноватым один: если другой и не виноват впрямую (что случается очень редко), то он не все сделал, чтобы избежать конфликта. А нередко бывает, и сам нечаянно спровоцировал конфликт. И что еще очень важно: подчас люди, в особенности молодые, сразу отвергают или воспринимают в штыки совет пойти навстречу другому, сделать первому шаги к примирению, считая это бесполезным. Но дело в том, что в подавляющем большинстве случаев это действует очень хорошо – ведь человек ждет совершенно другого, ждет, что на его колкости мы будем отвечать тем же, и не ждет, что мы с открытым сердцем подойдем к нему и начнем обсуждать спокойно и доброжелательно возникшие вопросы. Извиниться, прийти к примирению не есть признак слабости, как раз наоборот, это признак силы, благородства души человеческой. Не бойтесь идти навстречу, не бойтесь проявлять к другому открытость и искренность, тому могут мешать только наши амбиции. – Батюшка, часто бывает, молодая семья живет у родителей одного из супругов. Нередко молодые явно ошибаются, живут неправильно. Старшее поколение, имеющее больший жизненный опыт, понимает, что это может привести к серьезным проблемам. Что делать в таких ситуациях родителям молодых супругов, какой должна быть их правильная позиция? – Хочу сказать, что если родители видят, что молодой семье угрожает реальная опасность, то в первую очередь они должны для себя понять, насколько это важно для молодой семьи. При этом важно помнить, что родительский авторитет нужно использовать не как разменную монету, а как величайшую драгоценность. Всячески избегать лишних мелких советов бытового характера – о том, например, как правильно варить борщ и прочее. Советовать надо помолясь, руководствуясь только пользой молодой семьи, стараясь отделить свои амбиции, может быть ревность, которую мы можем иметь к своим детям, – ведь от нас ушел любимый сын или любимая дочь. Мы можем, не разобравшись, наломать дров, что часто случается. И лучше всего поговорить с собственным чадом, а не с невесткой, не с зятем – свои дети легче поймут вас.

http://pravoslavie.ru/28957.html

Наиболее значимой составляющей частью богослужения является проповедь. Это слово, которое должно быть услышано. Здесь очень важен контакт с аудиторией. Священнику, выходящему на проповедь, не нужно закрывать глаза, иначе нарушается контакт, надо стараться всматриваться в лица, переводя взгляд с одного человека на другого. В проповеди важно, как священник обратился к верующим: «Братья и сестры» сказал или «Дорогие». Можно не обращаться, но почувствовать, что контакт есть уже с первого момента. Священнику не нужно никогда долго говорить, надо чувствовать форму проповеди. Что касается структуры, то проповедь должна быть логично выстроена. Начало – тема, допустим: притча. Следует сказать о Священном Писании, изложить основу, Евангелие. Затем разработать эту мысль, как священник считает нужным. Разработка идет до определенной кульминации, где золотое сечение, как бы на чем-то заострить внимание и сделать нравственное приложение, нравственные выводы из сказанного. Цель проповеди состоит в том, чтобы у слушающего в сердце осталось что-то. Бывает, священник говорит, но ничего не запоминается. Сердечный тон, контакт с аудиторией много сами по себе дают, общение с пастырем через слово имеет большое значение для прихожан. Человек мог даже запамятовать, что священник говорил на проповеди, но запомнил внутренний контакт, созданный во время произнесения слова. Этот эффект в душе человека остается надолго. И еще один важный штрих: бояться книжной проповеди, то есть книжного языка, который, как правило, не доходит. Священник начитается книг, потом начинает книжно выражать свои мысли, а нужно всегда говорить от опыта. Конечно, начитанность – вещь хорошая, но проявить свою эрудицию можно в другом месте. Говорит священник о великих каких-то истинах, до которых сам еще не дорос и находится под судом собственной же проповеди, знает, что этого не делает, не выполняет. Христос о фарисеях говорит: Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их ( Мф.23:3, 4 ). Обычно опыт проявляется в нравственных выводах, которые священник делает из сказанного. Пастырь должен разъяснить, чтобы человек понял, как на практике применить евангельское слово. К примеру, как понять заповедь о любви к ближнему? Священник может спросить: «Вы бы хотели, чтобы с вами поступали так же, как вы поступаете с другими?» Постараться на это обратить внимание, как бы приноровиться к практике жизни современного человека. Совсем не нужно залезать в какие-то догматические дебри. Уйдет человек из храма в сумбурном состоянии, а у него должна быть ясность. Заключать проповедь всегда надо на положительной ноте, чтобы у людей была надежда на то, что они могут это исполнить.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010