Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Даниил Сысоев и нестяжатели 09.04.2024 7 Время на чтение 10 минут Источник: Сайт «Ветрово» Мно­гие чи­та­те­ли уже зна­ко­мы с мо­ей кри­ти­кой т. н. ура­но­по­ли­тиз­ма (не­бес­но­го граж­дан­ства), уче­ния, ос­но­во­по­лож­ни­ком ко­то­ро­го явил­ся уби­ен­ный иерей Да­ни­ил Сы­со­ев. Ны­неш­няя моя ста­тья вызва­на про­чте­ни­ем од­ной из его про­по­ве­дей, ка­за­лось бы, не свя­зан­ной с ан­ти­па­т­ри­о­тиз­мом (хо­тя на са­мом де­ле ура­но­по­ли­тизм во­все не сво­дит­ся к од­но­му только ан­ти­па­т­ри­о­тиз­му). Я имею в ви­ду про­по­ведь от­ца Да­ни­и­ла «День па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ио­си­фа Во­лоц­ко­го». В этой проповеди отец Даниил говорит: «Многие считают, что Церковь не должна иметь своего имущества, но такая позиция „нестяжательности“ ничего общего с нестяжательностью преподобных не имеет, а имеет общее с жидовствующими. Именно жидовствующие говорили, что у Церкви не должно быть никакого имущества, ни деревень, ни земли, Она не должна иметь ни имущества, ни денег. В Церкви должно быть все бесплатно. Она должна все всем раздавать и ничего ни от кого не брать. За этой идеологией стоит желание врагов Церкви устранить Её из всех сфер жизни общества и запереть Её в самой себе в виде некой замкнутой секты. Иосиф Волоцкий выступал за то, чтобы монастыри при внутреннем жестком уставе были богатыми для того, чтобы исполнять возложенную на них Христом роль — роль просветителей. Именно по его инициативе и инициативе святителя Геннадия Новгородского Библия впервые была переведена на русский язык. Иосиф Волоцкий написал первый учебник догматики. Он являлся духовным отцом и вдохновителем одного из знаменитых и ярких иконописцев Русской Церкви — Дионисия» . Сие утверждение убиенного иерея, кандидата богословия, чьи книги массово продаются в церковных лавках, вызвало у меня большое недоумение. Не совсем ясно, кого имел в виду отец Даниил, говоря о том, что «многие считают, что Церковь не должна иметь своего имущества». Кто эти многие? Если воинствующие атеисты, то тут, конечно, ничего общего с нестяжательностью преподобных.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/09/ierei_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последняя кампания последнего генералиссимуса империи 19 мая 1800 года,210 лет назад скончался полководец, Генералиссимус Александр Васильевич Суворов 18.05.2010 461 Время на чтение 7 минут ...Двухнедельный поход русской армии при ледяной стуже, по непроходимым горам и рядом с бездонными пропастями сопровождался ещё и непрерывными боями. Каждое препятствие приходилось штурмовать со штыковыми атаками и рукопашными схватками. Суворов скончался 19 (6 по ст.ст.) мая 1800 года. Его хоронили как фельдмаршала, а не как Генералиссимуса. Гроб сопровождали три армейских полка. Весь Петербург прощался с полководцем: улицы загромоздили экипажи и заполнил народ. Император Павел приказал похоронить Суворова в Александро-Невской лавре. Когда процессия подошла к Публичной библиотеке, все увидели Императора, стоявшего с непокрытой головой. Речей не произносили. Официальные «Петербургские ведомости» ни о смерти, ни о похоронах Генералиссимуса не упомянули. Дело в том, что после Итальянского похода, принесшего Суворову bceмiphyю славу, и Альпийского похода, потребовавшего от армии и самого главнокомандующего отчаянной храбрости и выносливости — ибо тогда надо было либо победить, либо умереть, — после царских писем и указов с благодарностью, званиями и наградами заболевшего в дороге Суворова вновь подвергли опале. Формально — за пустяшное нарушение устава, но скорее всего — из-за раскрытого заговора, в котором фигурировали суворовские офицеры. Однако в преступных намерениях против самодержца нельзя было заподозрить старого солдата, более 50 лет сражавшегося во славу Царя и Отечества. Как это нередко бывает, честные и преданные интересам России люди — Царь Павел и фельдмаршал Суворов — не сошлись во взглядах на русскую армию. Там, где речь шла о делах государства, они не умели ни хитрить, ни сдерживаться. Могли бы дополнять друг друга в деле на благо Отечества, но безсильны были преодолеть взаимное отчуждение. Павел был предубеждён против всего, что напоминало правление его матери, узурпировавшей трон. Суворов являлся одним из символов Екатерининской эпохи и потому был на подозрении у Павла. Он — поклонник Прусского короля Фридриха II, а Суворов, незадолго до этого написавший свой знаменитый труд «Наука побеждать», ни в грош не ставил немецкие порядки: форму, муштру, вахт-парады. Разногласия оказались столь велики, что Суворов вплоть до Италийского похода был в отставке. Павел повелел ему жить в захудалом новгородском поместье Кончанском, приставив к нему соглядатая. К тому же им был дан ход самым вздорным денежным претензиям к фельдмаршалу: 100 тыс.руб. должен был заплатить этот славный полководец, имея годовой доход в половину этой суммы. Опала и ссылка грозила ещё и разорением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть Ревнитель величия России Владимиру Ильичу БОЛЬШАКОВУ – 70! 04.08.2021 933 Время на чтение 15 минут Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. Владимир Ильич Большаков родился 16 июля 1951 года в посёлке Пуксо-озеро Архангельской области в семье «спецпоселенцев». Родитель — Илья Васильевич, 1899 г.р., с Порховского уезда Псковщины — городок-крепость Порхов на берегу реки Шелони был основан новгородским князем Александром Невским в 1239 году. Так что вели Большаковы своё происхождение из древнего рода Западного казачества, почти полностью истреблённого затяжной войной Царя Иоанна Грозного со Стефаном Баторием. А ещё в Порховском уезде на берегу речки Демьянки, посреди непроходимых болотных топей, где подвижничал преподобный Никандр Псковский, чудотворец, в XVI веке встал монастырь во имя святого пустынножителя. Монастырь разрастался, набирал духовную силу и известность среди православного народа всех сословий, так что Государь Павел Петрович даже взял Никандров монастырь под своё личное покровительство. Там, от благодатных родников монастыря наполнился богатырским духом Илья, в семнадцать лет подавшийся на заработки в столицу Империи. Рабочим оборонного Балтийского Кораблестроительного завода он непосредственно свидетельствовал и февральский государственный переворот с обрушением монархии, и то, что впоследствии было названо великой Октябрьской социалистической революцией. Только уже повзрослевшему сыну он смог доверить свою правду о виденном и пережитом в те годы великой смуты, двоевластия, приведшего к страшной затяжной гражданской войне. В 1937 году Илья Васильевич Большаков был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации по печально знаменитой 58-ой статье. Приговор — десять лет исправительных работ. Уже находясь в лагере, Илья Васильевич подал прошение о пересмотре дела, поскольку не чувствовал за собой никакой вины. И его дело действительно пересмотрели, в 1939 году Большаков был оправдан, однако, оправдательные документы до адресата не дошли.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/04/revnit...

Златоуст XX века 11 Нам известен целый сонм мучеников и исповедников Русской Православной Церкви этого века и обычно мы связываем время их гонений с именами либо Ленина, либо Сталина (до 1943 года). Но нередко мы забываем, что одним из самых жестоких гонителей, который и по числу уничтожения храмов, и особенно по темпам этого уничтожения, быть может, превзошедший вышеупомянутых «вождей», был пресловутый «свободолюбец» и «либерал» Никита Хрущев. Не кто иной, как этот разоблачитель «культа» в 1962 году заявил в интервью: В 1980-м «я вам покажу по телевизору последнего попа». Не так давно в Москве прошла выставка, посвященная правлению Хрущева, там был устроен специальный раздел «Хрущев как гонитель Церкви», где это хлесткое обещание поместили под его портретом. Если Ленин начал свою богоборческую деятельность закрытием Троице-Сергиевой Лавры, то Хрущев закрыл в 1959 году Киево-Печерскую Лавру (атеистический музей в нем просуществовал до 1988 года). Из восьми Семинарий, открытых во времена Сталина, осталось только три. Упразднялись целые епархии, как, например, Новгородская. Буквально за пять лет из 7,5 тысяч православных храмов, действовавших на территории СССР, осталось не более 1,5 тысяч! Горели костры из иконостасов. Священники не посылались в лагеря, но увольнялись, становились гражданскими людьми, и такая участь постигала даже епископов... Был подготовлен к закрытию знаменитый Псково-Печерский монастырь, монахов уже готовили к выселению. Такая же угроза нависла и над открытой в годы войны Троице-Сергиевой Лаврой, братию собирались перевести в Ростов, хотя там ни один монастырь не был тогда открыт... Причем, что характерно – удар, как и при Ленине, наносился только по Православию. Ведь при Ленине некоторое время вполне благожелательно относились практически ко всем вероисповеданиям, кроме Православия. Во многих руководящих статьях приводилась мысль о том, что раскольники, сектанты – «наши союзники». Во всяком случае в хрущевские времена мне не доводилось слышать о закрытии мечетей, синагог, костелов, лютеранских храмов. В этом плане политика Ленина и Хрущева, кстати говоря, также существенно отличалась от сталинской, когда, например, после войны были закрыты все католические монастыри, а все униатские храмы переданы православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Знаменитая по своим фрескам и архитектуре церковь Спаса Преображения на Нередице находится близ Великого Новгорода, в трех верстах от него, против Юрьева монастыря; расположена она на крутом берегу реки Волхова и видна издали. В 1-й Новгородской летописи об основании Спасо-Нередицкой церкви под 1198 годом записано: «В то же лето заложи церковь камяну князь великий Ярослав, сын Володимир, внук Мстиславль, во имя Святаго Спаса. Преображения Новгорода на горе, а прозвище Нередице; и начаша делати месяца июня в 8, на святого Федора, а концяша месяца сентября». «В лето» же «6707» (т. е. 1199), читаем мы в той же летописи, «исписаша церковь святаго Спаса в Нередицах». Из этого летописного известия видно, что здание храма было сооружено (конечно, вчерне) в течении летних месяцев 1198 года, а фрески были исполнены в следующем году. Спасо-Нередицкая церковь была монастырскою со времени своего построения до XVII века, затем была приходскою церковью, а в настоящее время числится заштатною и приписною. Отсутствие денежных средств в монастыре послужило к сохранению драгоценных фресок церкви; не было денег – не было и возможности «исправлять» и «поновлять» стенопись. Пожар в церкви, бывший в 1543 году, не повредил фресок, так как коснулся лишь верхней части храма до плеч. Фрески Спасо-Нередицкой церкви представляют собою великолепный памятник живописи XII века, весьма осторожно поновленный в XIII веке, как это видно по признакам иконографическим и палеографическим. По фресковой росписи острыми штифтами сделаны надписи; так, на южной стороне столба, между алтарем и диакоником читаем: «В лето 6787 месяца октября 7 преставися раб Божий Кюрил па память святого Сергия, а девятый день жена его преставися Оксиния. Господи, помози рабу своему Кюрилу и Оксинии»; на юго-западном столбе храма: «В лето 6762 месяца генваря 29 преставися раб Божий Козма Ивановичъ». По поводу этих двух надписей проф. Н.В. Покровский замечает: «Как эта, так и другая надпись относятся уже ко 2-й половине XIII века; следовательно, он не ручается за то, что в продолжении слишком 50 лет, протекших от времени первоначального написания фресок, не было произведено здесь реставрации фрески по тем или другим причинами могли потребовать исправления и указанные надписи могли быть нацарапаны на первоначальном грунте, но исправленном.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

И. род. в день памяти свт. Иоанна Златоуста, получил домашнее образование. 14 янв. 1789 г. еп. Архангельским и Олонецким Вениамином (Краснопевковым) посвящен в стихарь и определен дьячком на Шежемский приход, но остался жить в родительском доме. 30 апр. 1793 г. отправился на богомолье в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . 3 июня 1793 г. по благословению Архангельского еп. Вениамина поступил в число братии Каргопольского Преображенского монастыря, к-рый возглавлял иером. Варлаам (Плешаков), оказавший влияние на молодого послушника. И. изучал Свящ. Писание, «Добротолюбие», творения св. отцов: преподобных Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, свт. Тихона Задонского, а также историю и с 1794 г. иконописание. Написал икону Сретения Господня для иконостаса теплой монастырской церкви. В 1797 г. ездил лечиться в С.-Петербург. В нач. 1799 г. посетил Новгород, 24 февр.- тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. По благословению Старорусского еп. Арсения (Москвина) поступил в Варлаамиев Хутынский мон-рь , вскоре посетил Валаамский мон-рь (общался с опытным духовником иером. Дамаскином (Васильевым)), о-в Коневец, С.-Петербург, где в то время пребывал с чудотворной Коневской иконой Божией Матери строитель иером. Варфоломей. В столице Кириллов лично подал прошение Новгородскому и С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) о переводе его в Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, куда и был определен 19 сент. 1799 г. Здесь 20 мая 1800 г. Кириллов был облечен в рясофор, 9 сент. 1801 г. новым коневским строителем иером. Дамаскином (Васильевым) пострижен в монашество, 5 окт. 1801 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры рукоположен во диакона, 7 окт. в Крестовой ц. еп. Старорусским Антонием (Знаменским) - во иерея. Приняв 30 янв. 1802 г. на хранение монастырские книги, исполнял должность письмоводителя, с 16 июня 1803 г. был казначеем, с 6 нояб.- также ризничим. Проявил себя рачительным хозяйственником. 26 марта 1807 г. И. был определен строителем Коневской обители, в казне к-рой оставалось всего 70 р. Его сравнивали с игум. Валаамским прп. Назарием (Кондратьевым) и называли «вторым основателем» мон-ря. «Не имея верных доходов», когда «не только строиться, но и кормиться трудно, ибо землепашества очень мало, сенокосы самые худые, сбор благотворительного подаяния есть единственная подпора» ( Пимен (Гаврилов). 1899. С. 57-58), И. сумел собрать средства и возвести каменные здания. Обновил верхнюю церковь собора (1808-1809), возвел больничную и кладбищенскую ц. свт. Николая Чудотворца (1813-1815), 2 часовни, 3-ярусную колокольню со св. вратами (1808-1810), построил 2-этажную трапезную с кельями настоятеля и казначея и службами, больницу, библиотечную башню, келейные корпуса (1812-1817), др. здания, в т. ч. в Казанском скиту.

http://pravenc.ru/text/389185.html

(из истории русской церковной мысли ) Слово «иосифляне» обычно напоминает страстную полемику между стяжателями и не стяжателями по вопросу о монастырских земельных владениях. Но уже двадцать лет тому назад о. Г. Флоровский заметил, что этот спор, начатый по настоянию Ивана III на соборе 1503 г. преп. Нилом Сорским , вовсе не был знаменательным для мировоззрения обеих сторон. Полемика об имениях вообще давно ушла в историю. Основные установки обеих сторон остаются, однако, важными и для нашего времени. Они часто определяют и наш подход к проблеме взаимоотношений церкви и мира. «Иосифлянская» идеология начала складываться, как это часто случается, еще до того, как сам преп. Иосиф Санин (1439–1515), основатель и игумен Волоцкого или Волоколамского монастыря, стал главой большого церковного движения. Уже в деятельности св. Пафнутия Боровского (ум. в 1477 г.), наставника самого Иосифа, выступают черты, характерные и для его ученика. Оба отличные хозяева и организаторы, оба сторонники строгой монастырской дисциплины, оба активно помогают страждущим мира, оба решительные защитники церкви. Св. Пафнутий, за свое осуждение отпада Московской Митрополии от Константинополя, даже попал в заключение. Другим предшественником, а позже союзником Иосифа Волоцкого , был архиепископ Геннадий Новгородский (арх. от 1484 до 1505), которому пришлось защищать церковь и от конфискаций церковных земель Иваном III и от разрушительной работы еретиков-жидовствующих. После присоединения Новгорода, уже в 1478 году, Иван III начал конфискацию церковных земель новгородской епархии. В 1487 г. арх. Геннадий раскрыл ересь жидовствующих. Еретики выступили против догмата св. Троицы, почитания Спасителя и святых, против икон и таинств. Они были особенно опасны ввиду того, что они не проповедовали открыто своей ереси, а действовали тайно, стремясь обратить в свою веру верхушки общества. Ряд представителей духовенства, в том числе может быть и сам митр. Зосима, примкнул к еретикам. Жена сына и наследника Ивана III Елена Волошинка и дьяк Ф. Курицын, глава московской дипломатии, тоже были соблазнены в ересь. Даже сам Иван III, не то по личным симпатиям, не то по государственным соображениям, поддерживал жидовствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Ильинские храмы старой Москвы Церковь св. Илии Обыденного. Фото hram.codis.ru Основание в Москве церквей, освященных во имя ветхозаветного св. Илии Пророка, началось в глубокой древности. Святой Илия, родившийся за 900 лет до Рождества Христова и чудесно вознесшийся живым на небо в огненной колеснице, издревле почитался помощником в страшном бедствии - засухах, грозивших голодом и войнами, и ему молились о даровании дождя. Люди просили защиты святого и во время гроз. В этот августовский день уже ощутимо приближение осени и становится заметно темнее по вечерам. Отсюда явилась народная поговорка-примета " Илья Пророк два часа уволок " . Одна из первых, сохранившаяся до нашего времени Ильинская церковь появилась в 1518 году на посадской улице близ Кремля при Новгородском подворье и стала соборной церковью Ильинского монастыря, основанном еще в XV столетии рядом с главным московским торгом. Эта церковь и дала древней улице Китай-города ее знаменитое старомосковское имя - Ильинка. Считается, что прежде эта улица называлась Дмитриевской - и вероятно, тоже по какой-то местной церкви. Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы - это церковь св. Илии Обыденного на Остоженке, которая возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она - следующая по известности московская приходская церковь после " Большого Вознесения " у Никитских ворот, и тоже любимый храм московской интеллигенции. История ее основания овеяна легендами. Местность, где была выстроена эта церковь, только в XVII веке стала называться " Остожьем " - тогда здесь простирался царский заливной луг и стояли стога душистого скошенного сена. Ильинская церковь появилась здесь гораздо раньше. Ее основание московские легенды иногда приписывают древнему князю, который однажды попал в этих краях в сильную грозу. Он дал обет, что если останется жив, то за один день построит деревянную церковь во имя Илии Пророка. Другая версия гласит, что храм мог появиться по обету во время сильной засухи, когда всем миром молились о даровании дождя. Так или иначе, но сохранившееся древнемосковское название храма " Обыденный " достоверно свидетельствует о том, он был изначально деревянным и построен по обету за один день - " об един день " . Историки приблизительно определили дату его основания - конец XV или XVI столетия.

http://pravoslavie.ru/24.html

Инок Зиновий Отенский – новгородский богослов XVI века Никоновская летопись под 1553 годом сообщает о еретических нестроениях в Русской Церкви: «Того же лета прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве. И царь благочестивый и Митрополит Макарий того посыскали, откуду сие зло изливается. И сказали царю и Митрополиту на Матюшку Семенова сына Башкина, что он с своими съветникы, з Григорием да с Ываном Тимофеевыми детми Борисова и с ыными, испражняют Владыку нашего Христа, непшуют Сына Божиа не быти, и преславная действа о Таиньстве и о Литоргии и о Причастии и о Церкви и о всех православных в вере крестьанской И осудиша их неисходным быти, да не сеют злобы своея роду человечскому, и утвердиша истинный закон христианьскый, изъясня святым Евангелием и Апостолом и Правилы святых Апостол, а прелесть их посрамиша» 1489 . Эта ересь известна в литературе по именам главных ересиархов как ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Обличителем распространившегося лжеучения явился замечательный писатель-богослов, инок новгородского Отенского монастыря старец Зиновий. Это имя давно известно в науке. О нем говорится в справочных трудах по древнерусской литературе 1490 , по истории Русской Церкви 1491 , по истории древнерусской литературы 1492 , по истории Русского государства 1493 , ему посвящено несколько исследований 1494 . Труды Отенского инока явились предметом отдельных специальных исследований 1495 . В последнее время было опубликовано написанное им похвальное слово святителю Ипатию Гангрскому 1496 и несколько посланий 1497 , которые были затем переопубликованы 1498 . Они расширили наше представление о хронологии и широте его писательской деятельности. Фактический материал о жизни инока Зиновия весьма скуден. Дата его рождения неизвестна. О месте рождения Ф. Калугин высказал следующее предположение: «На основании особенностей его говора можно догадываться, что он был родом из Новгородской области» 1499 . Его писательская деятельность проходила в Отенском монастыре Новгородской епархии. Монастырь дал имя своему насельнику и знаменитому писателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Иоанно-Предтечевский с Завеличья 2 го класса Девичий Монастырь Псковской Епархии, называемый так по Соборному Храму, находится в предместье города Пскова, именуемом Завеличье, т.е. за рекой Великой, на левом берегу оной. О начале сего Монастыря в летописях нигде не упоминается; а только в надписи на черной доске золотыми буквами изображенной и повешенной при гробе здесь погребенной Княгини Ефросиньи, в монашестве Евпраксии, супруги бывшего Псковского Князя Ярослава Владимировича (княжившего в Пскове в 1214 году, потом ушедшего к Лифляндским Рыцарям), между прочим сказано, что Храм сей Святого Иоанна Предтечи создала она Благоверная, Княгиня Евпраксия, тетка Благоверному Князю Доманту: но в котором году, неизвестно. А в древнем Новгородском Летописце по московскому изданию 1781 года, под годом 6751 (1243) находится следующее сказание: «тогоже месяца (Маия) в 13 день на память Св. мученика Александра явися знамение, в Плскове у Святого Иоанна в Монастыри от иконы Святого Спаса над гробом Княгинином Ярославлею Володимировича, юже уби свой пасынок в Медвежи голове (в Лифляндском городе Одемпе); иде миро от иконы по 12 дней, найде четыре вощаницы яко в склянницу, и привезоша в Новгород две на благословление, а в Плскове оставиша две собе.» Сие же сказание значится и на древней каменной резными буквами доске, вделанной в стене придельной Церкви Святого Иоанна Предтечи, и в надписи на древнем медном подсвечнике на гробе Евпраксии вкладом поставленном старицей монахиней Неонилой, и на вышеупомянутой черной доске, при гробе Княгинином висящей. Существующая доныне в монастыре Церковь во имя Иоанна Предтечи с приделом Св. Апостола Андрея очевидно самой старой Архитектуры, и может быть первоначальная 13 века. Она складена из земляной, известковой, крепкой, тесаной плиты с перемешкою четвероугольных кирпичей такой глины, обжига и цвета, каких ни в одной Псковской церкви не замечено, и какие видны только в Голландских и Аглинских, каменным углем обжигаемых кирпичах; а потому вероятно, что и сии кирпичи привезены из заграничных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010