Новгородская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Новгородской области [ править править код ] Новгородская епархия – одна из старейших русских епархий. Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Придя в Новгород, Иоаким в первую очередь стал заботиться об образовании и открыл школу. Еще одним великим делом этого святителя было строительство первой Новгородской Софии (дубовой, «о тринадцати верхах»; срублена в 989 году; пожар 1035 года уничтожил постройку). В 1045 году при святителе Новгородском Луке, в 1045 году, было начато строительство нового каменного храма святой Софии. Именно святая София сыграла важную роль в распространении грамотности, письменности и книжного дела. За более чем тысячелетнюю историю города, здесь было накоплено огромное количество книг на славянском, греческом и латинском языках. С 1924 года в епархии, как по всему СССР начиналась первая волна массового закрытия храмов; следующая последовала с 1929 года. К 1939 году было закрыто подавляющее большинство храмов и все монастыри; уничтожено почти все духовенство епархии. К началу Великой Отечественной войны в Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице (в храме в 1935 – 1936 гг. служил протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский). Во время немецкой оккупации Новгород оказался у линии фронта, и его жители были эвакуированы – преимущественно, в Поозерье. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм – Никольский собор, после закрытия которого в 1962 года богослужение стало совершаться в церкви св. апостола Филиппа. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Великий Новгород Святыни Новгородской области [ править править код ] ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. Кафедральный Софийский собор Новгородского кремля: Мощи: свт. Никита, Иоанн, Григорий и Антоний Новгородские, благ. кн. Владимир, Феодор, Анна и Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородские, иконы Божией Матери «Знамение-Новгородская», «София – Премудрость Божия» и «Тихвинская».

http://azbyka.ru/palomnik/Новгородская_о...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Савва Вишерский, Новгородский. Преподобный Савва Вишерский, Новгородский. День памяти — 14 октября           Монахи настолько любили его за смирение, простоту и любовь, что скоро избрали себе игуменом. Да и бояре, и все жители тех мест стали почитать его. Святой тяготился такой славой и в 1411 году ушел на Святую Гору.   Преподобный Савва родился в городе Кашин (в нынешней Тверской области) в 1381 году. Он был вторым из восьми сыновей боярина Ивана Васильевича Борозды, происходившего из рода славного, знаменитого своими воинскими доблестями. С юных лет Савва отличался добродетельной жизнью; нося мирскую одежду, подражал иноческим подвигам. Движимый любовью к Богу, он принял постриг в одном из тверских монастырей. Потом переселился в Саввино-Сретенскую пустынь, основанную в 1397 году преподобными Саввой и Варсонофием и находившуюся в 20 верстах от Твери, где ныне — село Савино. Монахи настолько любили его за смирение, простоту и любовь, что скоро избрали себе игуменом. Да и бояре, и все жители тех мест стали почитать его. Святой тяготился такой славой и в 1411 году ушел на Святую Гору. Мы ничего не знаем о жизни преподобного на Афоне, но из дальнейшей жизни видно, что впечатления от пребывания на Святой Горе надолго остались в его душе. Около трех лет провел святой Савва на Афоне, а потом вернулся на родину, принеся с собой список Кормчей книги, которую использовал затем Ростовский архиепископ Вассиан Рыло. Вероятно, он же, «недостойный и худый и ленивый мних Савва», говорит: «Слышав и видев сицевый псалтырь (с уставом хотящим держати псалтырь в молчании живущим иноком и белцем) написан греческим языком, сжаливси, — понеже не разумех, добре гречески, — но по силе изложих, елико мощь постигла и предах вам торжником, да вы сотворите им прикуп». Сборник с этим уставом замечателен и потому, что здесь же помещены толкования на разные места Священного Писания, с замечаниями против разных русских слабостей. В 1414 году святой прибыл в Великий Новгород и здесь жил неизвестный никому. Потом отправился на речку Вишеру, что в 10 верстах от города, поставил крест и хижину, и стал подвизаться подобно афонским пустынникам. Случилось одному новгородцу проходить теми местами. День был знойный, а инок пустынный стоял на молитве без движения. Лицо его было покрыто комарами и искусано до крови, но он как бы ничего не чувствовал, погруженный в молитву. Изумленный увиденным, новгородец рассказал о подвижнике своим товарищам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2694

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, в С.-Петербурге, основана в 1710–12 гг., по воле императора Петра I. До учреждения С.-Петербургской епархия (в 1742 г.) управлялась сама собою и имела несколько приписных мнтрей. [II, 263.] Архимандриты Феодосий Яновский в 1712 перев. из Новгородского Хутыня монастыря; в начале 1721 64 хирот. в архиеп. Новгородского, с оставлением за ним начальства и титула архим-та оной; 12 мая 1725, посуду, лишён сана и сослан в Корельский мнтрь, где и † (19 февр. 1726). Пётр Смелич 31 июля 1725 перев. из Симонова монастыря; 20 июня 1736 хирот. в еписк. Белогородского. Стефан Калиновский в 1736 перев из Заиконоспасского монастыря; 17 янв. 1739 хирот. в еписк. Псковского. По учреждении (в 1742 г.) С.-Петербургской епархии архим-тами Лавры были всегда С.-Петербургские архиереи. 2 Троицко-Сергиева пустыня, от Петергофа в 10 верстах, основана в 1734 г. Троицкой Лавры архимандритом Варлаамом, который † 28 июля 1737 и погребён в ней. До 1764 управлялась строителями от Троицкой Сергиевой Лавры. В 1764, по духовным штатам, отписана от Лавры и сделана второклассным мнтрём. 30 мая 1836 г. возведена в первый класс. [VI, 86.] Архимандриты Варлаам Синькевский определён в мае 1765, из ректоров Троицкой семинарии; в начале 1767 перев. в Иосифов Волоколамский мнтрь. Димитрий Грозинский в мар. 1767 перев. из Юрьево-Архангельского монастыря, а в 1770 – в Новгород-Северский Спасо-Преображенский. Иосиф 65 определён 23 авг. 1770; по 1774. Вениамин Румовский-Краснопевков 16 янв. 1774 перев. из Зеленецкого монастыря, а 13 июля хирот. в викария Новгородского. Транквиллин 13 июля 1774 перев. из Зеленецкого, а 27 авг. – в Вятский Трифонов мнтрь. Палладий , 66 22 сент. 1774 по 1 февр. 1778. Иоасаф Заболотский 1 февр. 1778 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а 16 мая 1782 хирот. в еписк. Нижегородского. Макарий Сусальников 1 авг. 1782 перев. из Московского Знаменского монастыря; † 20 мая 1787. Иннокентий Полянский 27 мая 1788 перев. из Вяжицкого монастыря. 29 июня 1788 хирот. в еписк. Воронежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святая София справилась с возвращением Икона XII века передана из новгородского музея в храм, памятник архитектуры XI века принадлежит Церкви. Как удается сохранять древнейшие памятники, совмещая с церковными службами? Как складываются отношения епархии с новгородским музеем-заповедником? Об этом — корреспондент «НС» из Новгорода Великого 3 мая, 2010 Икона XII века передана из новгородского музея в храм, памятник архитектуры XI века принадлежит Церкви. Как удается сохранять древнейшие памятники, совмещая с церковными службами? Как складываются отношения епархии с новгородским музеем-заповедником? Об этом — корреспондент «НС» из Новгорода Великого 1991 года величайший памятник архитектуры XI века — новгородский собор Святой Софии — принадлежит Церкви. Одна из самых известных и древних русских икон — образ Богоматери «Знамение» XII века — также почти двадцать лет назад была передана из новгородского музея в храм. С какими трудностями столкнулась епархия, получив в безвозмездное пользование древнейшие памятники? Как удается обеспечивать их сохранность, совмещая это с церковными службами так, что все госэксперты остаются довольны? Памятник архитектуры XI века - новгородский собор Святой Софии - принадлежит Церкви Хранители В 1990 году одной из художниц — реставраторов новгородских памятников передали, что с нею хочет познакомиться прибывший недавно в епархию новый архиерей — епископ Новгородский и Старорусский Лев. Татьяна Анатольевна Ромашкевич, художник-реставратор, сотрудник Межобластного научно-реставрационного художественного управления, вспоминает, что новый владыка первым делом сказал: «Я хочу сделать все возможное, чтобы Святую Софию вернули Церкви». Стараниями епископа и энтузиастов через год, 16 августа 1991 года, состоялась церемония передачи Софийского собора, его освящал Святейший Патриарх Алексий II. Рассказывают, что во время первой Литургии вышедший на крестный ход народ увидел над собором в небе сияние в виде радужного венца. Еще во время подготовки документов к передаче собора обсуждался вопрос хранения древнего памятника.

http://pravmir.ru/svyataya-sofiya-spravi...

Тихон Задонский, в мире Тимофей Соколов, святитель, епископ воронежский, знаменитый иерарх и духовный писатель, родился в 1724 году в селе Короцке, Новгородской губернии, Валдайского уезда, в семье бедного дьячка Савелия Кирилловича. Рано лишившись отца, он с самого детства испытывал материальную нужду. «Когда дома есть нечего, – вспоминал он впоследствии об этом времени, – то, бывало, весь день бороню пашню у богатого человека, чтобы только накормил меня хлебом». С 1738 года учился в Новгородской духовной школе, живя на средства своего брата Петра, бывшего дьячком в Новгороде. С открытием в 1740 году семинарии, его, как одного из лучших учеников, приняли на казенное содержание. Еще до окончания семинарии, в 1750 году, он оставлен был при ней учителем греческого языка, а по окончании ее в 1754 году также и риторики. В 1758 году принял монашество в Новгородском Антониевом монастыре с именем Тихона, в Фомино воскресенье посвящен был в Петербурге во диакона и в том же году в иеромонаха. С 1758 года Тихон стал преподавать философию в семинарии, а 18 января 1759 года назначен был там префектом. В том же году его по просьбе тверского епископа Афанасия назначили архимандритом Желтикова монастыря, но вскоре перевели в Отроч монастырь с назначением ректором Тверской семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем Тихон управлял Хутынским монастырем. 13 мая 1761 года Тихон возведен был в сан епископа кексгольмского и ладожского, викария Новгородской епархии, причем рукоположение совершено было в Петербургском Петропавловском соборе. В августе 1762 года, когда синод выезжал в Москву по случаю коронации Екатерины II, ему повелено было прибыть в Петербург и председательствовать временно в синодальной конторе. 3 февраля 1763 года Тихон, после смерти Иоанникия Павлуцкого, назначен был на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. С самого вступления в управление епархией перед Тихоном открылся широкий простор для деятельности. Прежде всего он обратил внимание на ветхость собора, и ему удалось, главным образом на частные пожертвования, заложить новый каменный собор, который однако был закончен уже после него. В среде духовенства он нашел невежество, пренебрежение обязанностями и злоупотребления: многие не знали как следует чина службы, другие в праздничные и воскресные дни из-за личных дел совсем не совершали службы, много беспорядков было по делам брачным; вообще нравственный и образовательный уровень духовенства не соответствовал его назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Загадки Иргенских мучеников. Часть 2 О том, как широко почитались Иргенские мученики, свидетельствует письмо купца из города Семипалатинска, адресованное епископу Забайкальскому и Нерчинскому Мелетию. Семипалатинский купец просит владыку помолиться на святом месте Иргень, на гробах мучеников, о даровании наследника. Следовательно, иргенским братьям молились и о даровании детей. Причем известны случаи, когда просьбы были конкретные: о даровании дитяти желаемого родителями пола. Известно и другое: некая жена в течение многих лет хотела иметь второго ребенка, но Господь не давал. Тогда она собралась в крестный ход. После молитв на Иргени в семье родилось еще двое детей. Было замечено, что даже те женщины, которые не ходили в крестный ход, но просили помолиться за них, тоже рожали по несколько детей.  Загадка пятая. Какие святыни были на Иргени и куда исчезли эти иконы? Если на первую часть вопроса можно найти ответ, опираясь на сохранившиеся документы, то на вторую часть вопроса ответа нет до сих пор. Куда девались иконы после разгрома Иргенского стана большевиками? Можно предположить, что часть их была сдана в музеи, что-то могло сохраниться в частных руках, у верующих. Ведь когда в 1946 году открылся Воскресенский храм в Чите, то в храм понесли иконы. Среди них были и старые образы. Значит, народ верил, что наступят времена, когда можно будет молиться в церкви, для этого и хранил иконы у себя дома. Вполне возможно, что часть икон с Иргени могла оказаться и за пределами области. Какие же чудотворные иконы были на Иргени? Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» уже упоминалась. Это была икона письма либо новгородского, со знаменитой новгородской иконы «Знамение» XII века, либо с образа Абалакской иконы Богородицы, известной в Сибири и распространенной в многочисленных списках. Отряд воеводы Пашкова с казаками прибыл из города Енисейска. Строителями Енисейска были новгородцы. Из Новгорода, где особо почиталась икона «Знамение», списки этой иконы были принесены в Сибирь. Образ «Знамение» ставился на енисейские башни, в честь этой иконы строились первые церкви. Была традиция на полях иконы писать образы святых. На иргенской иконе было три образа: святых Симеона, Киприана, Иосифа. Подбор святых для иконы явно произвольный: они ничем не связаны между собой. Не было и чуда явления этих святых с просьбой вписать их в образ Богородицы «Знамение», как это было в истории с Абалакской иконой Богоматери, например.

http://pravoslavie.ru/4318.html

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. Икона Божией Матери «Знамение» — почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье! Икона Божией Матери «Знамение» Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. История иконы Божией Матери «Знамение» Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Читайте также — Владимирская икона Божией Матери Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. Иконография

http://pravmir.ru/ikona-bozhiej-materi-z...

П.И. Тихомиров Скачать epub pdf I. Чудотворная Икона Знамения Божией Матери Одно из самых замечательных изображений Божией Матери, – это изображение Ее на Св. Иконах известных под названием Икон Знамения. Здесь Богоматерь представляется молящеюся с воздетыми руками и при Ее персях в круглом сиянии Божественный Младенец, правою рукою благословляющий, а в левой держащий свиток. И такое изображение Богоматери есть не историческое, а символическое; потому что Пресвятая Дева представлена не держащею в объятиях Сына, а только проявляющею Его миру в лоне Своем. Здесь изображение Спасителя в виде Младенца, осиеваемого светлыми лучами в утробе Марии, означает неизреченное нисхождение на землю Господа и воплощение Его от Приснодевы, а в изображении Пречистой Девы аллегорически выражена материнская любовь и близость Ее к Богомладенцу, Ее непрестанное и мощное ходатайство за мир. Один ученый известный своими исследованиями о Римских древностях в объяснении такого изображения Божией Матери на Иконах, говорит, «что Пречистая Дева представлена в молитвенном положении с воздетыми к небу руками и Божественным Младенцем на персях для того, чтобы видно было в самом Ее прославлении, различие подобающего Ей чествования, от поклонения какое свойственно Божеству, ибо Она сама молится Сыну своему и Богу» 4 .  В Церкви Христовой такое изображение Богоматери появилось с самых древних времен и относится еще к первым векам Христианства; поточу что икон в этом роде до ныне много сохранилось в Римских катакомбах, где христиане первых веков, скрываясь от гонений язычников, совершали свои тайные собрания и Богослужение. Г. Муравьев, описывая катакомбы Св. Агнисы древнейшие в Риме, между прочим говорит, что он видел в них и сие св. изображение. «Против входа из галереи, есть еще престол, или бывшая гробница во впадине, а над нею, в полукружии арки, образ Знамения Божией Матери, хорошо сохранившийся и, по сторонам Ее, два молящиеся лица 5 . Такая точно Икона Знамения, по словам его, принесена была из Иерусалима в Царьград Императрицею Евдокиею, а оттоле похищена крестоносцами в Венецию, где она до ныне находится в соборе св. Марка 6 . Подобное изображение Богоматери встречается и на монетах Византийских Императоров X и XI века, только длани у Божией Матери не распростертые, но прижаты к персям 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

45. 1666 г., февраль по май. Соборное определение и собственноручные записки митрополитов: а) Новгородского Питирима, б) Казанского Лаврентия, в) Ростовского Ионы, г) Сарского и Подонского Павла и д) бывшего Сербского Феодосия; е) архиепископов: Вологодского Симона, ж) Смоленского Филарета, з) Рязанского Илариона, и) Тверского Иоасафа, i) Псковского Арсения; к) епископа Вятского Александра; архимандритов: л) Троицкого Иоасафа, м) Новоспасского Иосифа, н) Юрьевского Феодосия, о) Казанского Преображенского Мисаила, п) Хутынского Иосифа, р) Соловецкого Варфоломея; игуменов: с) Знаменского Арсения, т) Угрешского Викентия, у) иеромонаха Арсения (Салтыкова) и Симонова монастыря ф) старца Серапиона, – о том, что они ожидаемых в Москву восточных патриархов, Паисия и Макария признают православными, равно греческие книги, по которым они совершают богослужения, как рассмотренные уже на местных соборах 1654 и 1656 г., признают также православными † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Настоящего лета сего от создания мира 7174 года, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666 года, в месяце Феврале, сошедшимся нам, архиереям Российского государства, в богоспасаемый преименитый царствующий град Москву, случившегося во время сие, Божиим попущением, грех ради наших, от зломысленных неких человек мятежа и раздора, долженствует совопроситься всем нам любовно между собой. Первое, как нам долженствует исповедать святейших греческих патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, аще они православные суть? Второе, книги греческие, печатные и древние рукописные, их же святейшие греческие патриархи употребляют, и по них всё словословие Божие исполняют и чины церковные, как исповедать долженствуем? Третье, собор, бывший в богоспасаемом преименитом царствующем великом граде Москве, при благочестивейшем и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем Никоне патриархе , и царского пресветлого величества при всём его синклите, подписанный священных руками, как исповедать ныне нам долженствует, иже содеялся в царских палатах, в лето от создания мира 7162, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 1654.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Епископ Троицкий Панкратий рассказал о случае мироточения, свидетелем которого он был Глава синодальной Комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий раскритиковал тех, кто с иронией воспринял новость о мироточении бюста Николая II у часовни при прокуратуре в Симферополе. «Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в «остроумии» не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: «кликуши». Некоторые их выпады граничат с кощунством. Не будем критиковать молодую, неискушенную еще в политике, женщину-депутата. Не стоит обращать внимания на богоборцев и сетевых пустобрехов – горбатого могила исправит. Оставим в покое и высокообразованных православных интеллигентов и богословов, у которых сам факт мироточения вызывает язвительные насмешки. Обратимся к вопросу по существу: мироточение – это что? От Бога или нет? Знамение или обман? Если говорить о случаях истечения слез, мира, крови от икон Божией Матери на Святой Руси, которые сохранились в Предании нашей Церкви то их вполне достаточно, чтобы уверенно сказать: явление это происходило издревле, иногда сопровождалось многочисленными исцелениями, а иногда и само по себе воспринималось как чудо, как знамение Божие – именно так и стали именовать известную Новгородскую икону Божией Матери-«Знамение». Другая известная икона «Толгская» 16 сентября 1392 источала миро во время утрени. Источала миро и Мирожская икона Божией матери. Есть иконы менее известные: Владимирская-Оранская икона Божий Матери – мироточение в 17 веке, Ильинская Черниговская икона Божией Матери(истечение слез). Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божия, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми невеждами? Их относительная немногочисленность вероятно указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, некоторые описания содержат упоминания о проверках чудес специально присланной правящим архиереем комиссией.

http://pravmir.ru/episkop-troitskiy-pank...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010