Закрыть itemscope itemtype="" > «Щит и ограждение веры Православной» Крестный ход в честь иконы Божьей Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевской 21.11.2020 435 Время на чтение 7 минут Источник: Русь державная Чудотворный Серафимо-Понетаевский образ Божией Матери «Знамение» незаслуженно почти забыли в России. А когда-то благая весть о нем всколыхнула всё наше Отечество, и именно день празднования события, 14/27 мая, который до революции значился в официальном церковном календаре, Царская чета избрала днем своего Священного Коронования в 1896 году. Как важно сегодня нам об этом знать и помнить! Нынешний 2020 год отмечен двумя юбилейными датами, связанными с прославлением двух образов Божией Матери «Знамение»: 850-летием со дня знамения, явленного от Новгородского образа в 1170 году, и 135-летием со дня знамения от копии Новгородской иконы, произошедшего в Серафимо-Понетаевском женском монастыре во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в 1885 году. В результате этого чуда православному миру был дарован нерукотворный образ Царицы Небесной «Знамение» Серафимо-Понетаевский, который, как и икона Божией Матери «Отрада и Утешение», отличается от своего первоначального изображения. В одном из номеров «Руси Державной» (2019 год, 5) мы уже подробно рассказывали нашим читателям о Серафимо-Понетаевском образе, поэтому напомним лишь вкратце суть явления. 14 (27) мая 1885 года сестры, присутствовавшие на молитве в одной из келий игуменского корпуса, вдруг заметили, что Лик Божией Матери сделался намного живее и светлее. Взор Владычицы, на иконе устремлённый вверх, стал направляться на стоящих в трепетной молитве сестёр обители. Явно для всех Божия Матерь смотрела прямо на них. Явление продолжалось четверть часа, потом повторилось в полночь. На другой день икону перенесли в монастырскую церковь, куда стал стекаться народ из окрестных селений, причём многие больные получили от образа исцеления, на глазах очевидцев. Поток чудес и исцелений был настолько велик, что слава об иконе стала расходиться по всей губернии. По решению Нижегородской духовной консистории учинили тщательное расследование, результатом которого стало вынесение решения Святейшего Правительствующего Синода от 27 сентября/10 октября 1885 года, на основании которого был выпущен указ. Этот документ был официально озвучен Преосвященным Епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом (Стрельбицким) 5/18 октября, и тогда же перед новопрославленной иконой состоялся первый молебен с акафистом. Примечательно, что Епископ Модест отслужил в кафедральном соборе перед многочисленным народом молебен с акафистом Божией Матери «Утоли моя печали», а окончательный кондак из акафиста Благовещения. Позднее таким же молебным пением встречали новопрославленную икону и в Серафимо-Понетаевском монастыре.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/21/wit_i_...

Москва. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " в Захарьине. Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты В XVI в. усадьба Захарьино стала вотчиной бояр Захарьиных-Романовых. Первый храм в усадьбе построен окольничим Т.Ф. Бутурлиным в 1648 г. во имя Рождества Христова. Кн. Г.Г. Ромодановский , следующий владелец усадьбы, построил в 1672 г. новый каменный храм, который был освящен во имя новгородской иконы Божией Матери " Знамение " . В 1846 г. храм был расширен за счет устройства боковых приделов. В 1897 г. храм вновь был значительно перестроен по проекту архитектора А.С. Каминского в древнерусском стиле. В храме сохранился ряд композиций настенной живописи 1880 г. Храм, двухэтажное здание церковно-приходской школы (1883-1890 гг.), липовый парк, подъездные аллеи и каскад прудов по реке Лопинка составляют единый архитектурно-ландшафтный ансамбль XVIII-XIX вв. Храм был закрыт в 1940 г., вновь освящен в 1991 г. Работы по созданию колокольных звонов храма велись с 2001 г. по мере появления средств и были завершены в 2006 г. На сегодняшний день на колокольне храма находится 10 колоколов с благовестниками 3200, 1640 и 530 килограмм. Впервые деревня Захарьино упоминается в 14 веке. Тогда этими землями владел боярин Бяконт, родоначальник некоторых дворянских родов, например, Плещеевых, Игнатьевых. На протяжении 17-19 веков селом Захарьино владели князь В. Голицын (фаворит Софии Алексеевны), князь С. Кантемир (брат поэта Антиоха Кантемира), П. Мусина-Пушкина, Новицкие и Боборыкины. В 1648 году в деревне уже значился храм в честь Рождества Христова: деревянную постройку возвели по инициативе нового владельца села - окольничего Бутурлина. В 1672 году князь Г. Ромодановский приказывает перестроить деревянную святыню. На месте старой возводится каменный храм, который освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1848 году здание церкви было решено расширить, поэтому к храму пристраивают 2 придела. Первый освятили в честь Николая Чудотворца, другой - во имя святого Песнописца Иосифа.

http://sobory.ru/article/?object=16348

Москва. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " в Переяславской слободе. Иоанн Предтеча у Креста Карта и ближайшие объекты Строительство  каменного храма в стиле барокко  началось в 1757 году, освящение состоялось в 1766 году. В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня, и здание приобрело тот вид, который имеет сегодня. Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI–XVII веков. Роспись храма выполнена в 1899 году художником Я.Е. Епаничковым. В начале ХХ века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа. В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола.  Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей. В южном приделе сегодня находится распятие из разрушенного Страстного монастыря. Среди чтимых святынь храма – икона «Знамение» (список XVI в. с новгородского подлинника). Почитаются также образа святого Иоанна Предтечи (XVII в.); святителя Николая (XVIII в.); мучеников Адриана и Наталии из снесенной церкви XVII века во имя этих святых, находившейся на 1-ой Мещанской улице; святого Феодосия Черниговского с частицей его облачения; преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба; святого праведного Филарета Милостивого. Больше всего в храме Богородичных икон. znamene.ru Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек». Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы». Причину переименования история не сохранила. В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день.Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 году. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

http://sobory.ru/article/?object=03724

Непецино. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты Знаменский храм в селе Непецино был построен Александром Борисовичем Новиковым при содействии семьи Ключаревых в 1806 году. Проект был заказан московскому архитектору, вероятно казаковской школы. Постройка в стиле ампир. Храм имеет форму «корабля». Вход украшен четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. Храм декорирован нишами, медальонами, углы обработаны рустом. Серебристый купол опирается на цилиндрический барабан, прорезанный окнами. Над главным входом высилась трехъярусная звонница, от которой с тех времен сохранился лишь нижний ярус. И колокольня и купол завершались изящными главками. Алтарь имеет некоторое сходство с алтарем Вознеснесенской церкви в Коломне: он прямоугольный, с двумя боковыми окнами, восточная стена его декорирована двумя парами колонн. На алтарной части здания снаружи было изображение иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Храм был украшен стенной росписью и имел богатое убранство. Церковь имела два престола – в честь иконы Божией матери «Знамение» и во имя великомученика и Победоносца Георгия. После революции храм разгромили, убранство уничтожили, колокольню снесли. В разоренной церкви закрасили росписи, внутреннее пространство перегородили, устроив много помещений. Изображение иконы на апсиде замазали. В алтаре размещались в разное время магазин, ателье, дом быта; в центральной части – контора, парикмахерская, столовая. Со стороны паперти пристроили танцплощадку. Старожилы помнят, как на стенах храма сквозь слои штукатурки проявлялась живопись, ее снова замазывали. Церковь вернули верующим в 1993году, с тех пор она восстанавливается. Восстановлена по старым эскизам колокольня, сделан новый иконостас, приобретены колокола. В 2001 году храм был вновь освящен. По статье в «Журнале Московской патриархии» 11 2006г. История села Непецино восходит к XVI в. Название села связано с владельцем — боярином Непецей. По преданию, само село по велению царя Ивана Грозного было перенесено из Новгородских земель.

http://sobory.ru/article/?object=07343

Свобода и риск Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8-15 декабря. – «Знамение». – Совещание в Наяке. – Готовность жертвовать собой. – Три пути. – Обращение к министру образования. – Картошка и налоги. – Кряшенская проблема. – С русского на журналистский. – Самозваная цензура. – Чтобы не повредить злаки. 10 декабря Православная Церковь отмечала праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение». На Руси он празднуется с 12-го века, когда в 1770  году соединенные силы русских удельных князей, осадили Великий Новгород. Жители города молились дни и ночи о спасении города. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал дивный голос, повелевающий ему взять из церкви Спаса Преображения образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, осаждавшие пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее потекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После этого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали сражаться друг с другом, а новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. На сайте «Православной газеты» можно прочитать более подробный материал об этом событии. Сайт РИА «Новости» сообщает о том, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в этот день Божественную литургию в храме во имя иконы Богородицы «Знамение». Автор газеты «Молодежь Эстонии» Евгений Ашихмин в статье «Молитва у иконы «Знамение» рассказывает о том, как отмечался этот праздник в Таллине. Самой обсуждаемой темой прошлой недели стало всезарубежное пастырское совещание на тему «Путь Зарубежной Русской Церкви в прошлом и будущем», открывшееся 8 декабря в Наяке. Как сообщает РИА «Новости» , «по инициативе Зарубежной Церкви на этот форум приглашены докладчики из числа священнослужителей Русской Православной Церкви». Также «на совещании выступит и архиепископ Берлинский и Германский Марк, возглавлявший первую официальную делегацию РПЦЗ в России 17-22 ноября». «Всезарубежное пастырское совещание, посвященное рассмотрению возможных путей развития РПЦЗ, продлится до 13 декабря. Сразу после него в Наяке откроется заседание Архиерейского собора РПЦЗ, «который должен будет принять конкретные решения о дальнейших шагах в отношениях с Матерью-Церковью». Завершится Архиерейский собор 16 декабря», - говорится в информации агентства.

http://pravoslavie.ru/4867.html

Варзуга. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Первой приходской церковью Варзуги, «состоявшей под владением монастыря», как пишет архимандрит Досифей в своем «Описании Соловецкого монастыря» 1836 года, стал храм во имя Святого Чудотворца Николая с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Местный краевед И.Ф. Ушаков пишет, что Никольская церковь была первым православным храмом на Кольском полуострове. Нынешнее здание церкви построено, предположительно, в XVIII веке. В советское время храм был закрыт, с него снесены все семь глав. С 30-х годов ХХ века он используется как колхозный магазин, причем вход в него прорублен через алтарь. В память о храме с западной стороны установлена икона св. Николая. По имени этого храма часть села, расположенная на левом берегу реки Варзуги, называется Никольской. Церковь святителя Николая в Варзугском приходе Церковь святителя Николая в селе Варзуга входит в число храмов некогда большого Петропавловского Варзугского прихода, расположенного по обоим берегам реки с тем же именем. Сегодня это Терский район Мурманской области, протянувшейся вдоль берега Белого моря на Кольском полуострове. Другой вариант названия района - «Турий», бытовал в древности и обозначал весь полуостров. Первые славянские поселения здесь отмечены еще в XII веке. По большей части среди жителей были выходцы из новгородских и ростово-суздальских земель. В XIV-XV веках в этой богатой местности уже появились владения влиятельных новгородских бояр. В 1471 году все здешние земли переходят под власть великого князя московского – Ивана III Васильевича. С 1486 года на Терских землях обширные угодья принадлежали Соловецкому монастырю, немного позднее – Антониево-Сийскому и Спасо-Прилуцкому монастырям. До 1682 года территория входила в состав Новгородской епархии, затем Холмогорской и Важеской. Село Варзуга уже в XV-XVI веках считалось одним их крупнейших на «Турьем берегу». По Описи 1563 года оно раскинулось по обе стороны реки и имело три деревянных храма: святителя Николая и апостолов Петра и Павла на левом берегу – в большей части села; и Успения Пресвятой Богородицы на правом Пречистенском (или Успенском) берегу реки Варзуги Успенский храм, наиболее знаменитый, существовал и ранее: первое свидетельство о нем датировано 1491 годом.

http://sobory.ru/article/?object=06730

Всеми этими чертами, которые премудрый сын Сирахов приписывает или внушает любителю премудрости, вполне обладал в Боге почившим 7 сентября сего 1892 года маститый иерарх, высокопреосвященнейший митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский, Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры священно-архимандрит Исидор, который, вышел из более чем скромного положения и бедного состояния, в каком находился во время своего детства и юношества, мало по малу, путем всегдашнего смирения, при уповании на помощь Божью, при твердости правил действования и неуклонном соблюдении меры во всем, достиг того, что с царями беседовал, среди вельмож занимал почетное место и среди братии по архиерейству пользовался честью старейшинства, возвысившись до звания первенствующего члена Святейшего Синода. Благодаря этому возвышению, высокопреосвященнейший Исидор сделался высшим руководителем управления всею Российской церковью и сильно влиял, особенно после кончины блаженная памяти святителя Московского Филарета в 1867 году, на все течение церковной жизни в нашем отечестве, не только самой по себе, но и в связи с жизнью гражданской. Такое влияние было весьма важно, ибо совпало с периодом реформ прошлого царствования, когда, при всеобщей почти ломке, трудно было сохранить устойчивость и нужна была большая осторожность и глубокая мудрость практическая, чтобы удержать от падения то, что по неизменным церковным канонам, требовалось сохранить от ломки, и чтобы, с другой стороны, уклониться от напора влияний сильных мира сего, чрезмерно зараженных духом западничества при проведении реформ в законодательство и жизнь. И высокопреосвященнейший Исидор, образцовый блюститель меры во всем, и в этом отношении вполне соблюдал меру, тихо, но неуклонно шествуя путем золотой середины между крайностями либерализма и ретроградства, что было тем более важно, что духом либерализма в известной степени заражены были от светских и некоторые лица, даже стоявшие более или менее близко к высшему церковному управлению. Если же принять во внимание, что такое руководствование делами высшего церковного управления со стороны высокопреосвященнейшего Исидора продолжалось не 5–6 лет, как то было в отношении к значительному числу его предшественников, каковы митрополиты: Михаил (1818–1821), Антоний (1843–1848), Никанор (1848–1856) и Григорий (1856–1860), а целых почти 33 года (1860–1892) 1 , причем высокопреосвященнейший Исидор, обладал свежестью и ясностью мысли до последних минут жизни, крепко держал в своих руках кормило управления церковью за все это время 2 : то мы не можем не признать, что в таком событии Господь явил великое знамение во благо Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Геннадиевская Библия 1499 года Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 22 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 К 500-летию славянской Геннадиевской Библии 1 Старый Новгород в длинном ряду своего литературного наследства оставил один знаменитый памятник духовной или, точнее, священной письменности, который решительно выделяется, как Софийский собор среди многочисленных новгородских святынь, из всей родственной ему старой русской литературы. Это — Библейский свод, то есть первое на Руси и во всем славянском мире полное собрание Библейских книг в славянском переводе, сделанное новгородским архиепископом Геннадием в 1499 году. Наукой этому труду уделено совершенно недостаточное внимание. Он описан по своему непосредственному, ближайшему составу — и только 2 . Мы в настоящем случае остановимся на неразъясненных еще вопросах о происхождении составных частей Геннадиева свода и о значении этого свода в истории нашей письменности и культуры. Ближайшие условия составления полного Геннадиевского списка Библейских книг уясняются довольно просто. Новгородский архиепископ Геннадий вел борьбу с еретиками жидовствующими. Жидовствующие учение свое выводили из Священного Писания и тем самым вызывали своего обличителя на пользование тем же оружием. Явилась живая потребность осмотреть это оружие и привести его в надлежащую готовность. Библейские книги в старом славянском переводе известны были в Новгороде с XI века, но издавна, со времени появления славянского перевода, по примеру Византии, они переписывались у южных славян и на Руси не в виде цельного Библейского свода, а в виде отдельных частей — Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и других учительных книг, Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола. В домашнем и богослужебном употреблении эти отдельные части были не в одинаковой степени: одни употреблялись чаще (Псалтирь, Евангелие, Апостол), другие реже. При такой неодинаковой судьбе частей Библейского свода естественно возникали различные неудобства: одни части могли переписываться и встречаться в употреблении реже, чем другие, и поэтому могли быть менее известны; некоторые части при таком порядке могли совсем затеряться. При живой потребности в них, как, например, это проявилось в деле борьбы с жидовствующими, это неудобство могло вызывать значительные практические затруднения: отдельные части могли легко подвергаться случайной или намеренной порче и во всяком случае делали совершенно невозможным какой-нибудь контроль над ними церковной власти. В интересах уяснения и проверки всего состава Библии и, главным образом, в целях практического, миссионерского его использования новгородский архиепископ конца XV в. взял на себя нелегкий труд объединения славянского текста Библии. Так в общем представляет современная наука ближайшие обстоятельства, побудившие Геннадия заняться составлением Библейского свода, известного в истории под его именем.

http://pravmir.ru/gennadievskaya-bibliya...

Имя афонского иеромонаха Пахомия Логофета, или, как он сам себя называл, Сербина, или, как величали его на Руси, Святогорца (книжника, работавшего в Новгороде, Москве, Троице-Сергиевом монастыре примерно с середины 30-х до середины 80-х годов XV в.), обычно связывают с эпохой расцвета в древнерусской литературе особой экспрессивно-эмоциональной, риторико-панегирической, орнаментальной повествовательной манеры, известной нашим старинным грамотникам как «плетение», или «извитие словес», а самого носителя указанного имени, соответственно, рассматривают наряду с предшествующими ему мастерами словесного искусства — святителем Киприаном, митрополитом Киевским и всея Руси († 1406), Киевским же митрополитом Григорием Цамблаком (умер предположительно в 1419 г.) и Епифанием Премудрым, духовником Троице-Сергиева монастыря (умер после 1420 г.) . Действительно, хотя бы учитывая всё сделанное Пахомием, его по праву можно считать крупнейшим «списателем» своего времени: он посвятил чтимым на Руси собственным подвижникам во Христе с десяток жизнеописаний, двадцать один канон, четырнадцать служб, несколько похвальных слов и сказаний, упрочив таким образом славу русской святости, — столь плодовитых авторов не было у нас ни прежде, ни после, по крайней мере до XVII в. Уместно также отметить признание Логофета русским книжным сообществом, а его творений — Церковью. Во-первых, об этом свидетельствуют отзывы безымянных, к сожалению, современников: по убеждению биографа святителя Ионы Новгородского, Пахомий был грамотником искусным в «книжных слогнях» , автору же приписки к тексту Жития святителя Евфимия Новгородского он представлялся как совершенный «в божественном писании, и во всяком наказании книжном, и в философском истинном учении», как превзошедший «мудростию и разумом всех книгчий», как явившийся «в нашей земли, многих жития святых написав и славословием украсив памяти их действом Св. Духа по чину добре» ; во-вторых, авторитетность пахомиевых текстов подтверждается знаменитым собранием «святых книг» «на душевную пользу» — Великими Минеями Четьими (куда были включены его агиографические труды) и богослужебными месячными Минеями (состав которых пополнился чуть ли не всеми его гимнографическими сочинениями).

http://bogoslov.ru/article/1250151

Инок Зиновий Отенский – новгородский богослов XVI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 Никоновская летопись под 1553 годом сообщает о еретических нестроениях в Русской Церкви: “Того же лета прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве. И царь благочестивый и Митрополит Макарий того посыскали, откуду сие зло изливается. И сказали царю и Митрополиту на Матюшку Семенова сына Башкина, что он с своими съветникы, з Григорием да с Ываном Тимофеевыми детми Борисова и с ыными, испражняют Владыку нашего Христа, непшуют Сына Божиа не быти, и преславная действа о Таиньстве и о Литоргии и о Причастии и о Церкви и о всех православных в вере крестьанской И осудиша их неисходным быти, да не сеют злобы своея роду человечскому, и утвердиша истинный закон христианьскый, изъясня святым Евангелием и Апостолом и Правилы святых Апостол, а прелесть их посрамиша” 1 . Эта ересь известна в литературе по именам главных ересиархов как ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Обличителем распространившегося лжеучения явился замечательный писатель-богослов, инок новгородского Отенского монастыря старец Зиновий. Это имя давно известно в науке. О нем говорится в справочных трудах по древнерусской литературе 2 , по истории Русской Церкви 3 , по истории древнерусской литературы 4 , по истории Русского государства 5 , ему посвящено несколько исследований 6 . Труды Отенского инока явились предметом отдельных специальных исследований 7 . В последнее время было опубликовано написанное им похвальное слово святителю Ипатию Гангрскому 8 и несколько посланий 9 , которые были затем переопубликованы 10 . Они расширили наше представление о хронологии и широте его писательской деятельности. Фактический материал о жизни инока Зиновия весьма скуден. Дата его рождения неизвестна. О месте рождения Ф. Калугин высказал следующее предположение: “На основании особенностей его говора можно догадываться, что он был родом из Новгородской области” 11 . Его писательская деятельность проходила в Отенском монастыре Новгородской епархии. Монастырь дал имя своему насельнику и знаменитому писателю.

http://pravmir.ru/inok-zinoviy-otenskiy-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010