«История российской иерархии»: преосвященного Амвросия Орнатского, епископа Пензенского и Саратовского Источник История Российской иерархии: Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Известная с именем преосвященного Амвросия Орнатского «История российской иерархии» представляет собою, по замечанию одного русского критика 1 «одно из тех классических сочинений, относительно которых и время не оказывает своего разрушающего влияния.» Хотя это сочинение и не может быть названо в строгом смысле историей, а скорее сборником приведенных в систему материалов и справочных сведений, но эта-то его особенность и придает ему наибольшую ценность и значение, делая его незаменимой справочной книгой, далеко не потерявшей своего значения и доселе, несмотря на то, что со времени издания последней (шестой) части этого сочинения (в 1815 г.) прошло уже 78 лет. Личность преосвященного Амвросия Орнатского , которому в заглавии «Истории российской иерархии» приписывается сочинение (собственно собрание) ее, в высокой степени замечательна. Преосвященный Амвросий, в мире Андрей Антипович 2 , был сын диакона Чудского погоста 3 Череповецкого у. Новгородской г. Родился он в 1778 году. В 1788 г., десяти лет от роду, он был отдан в Кирилло-Белоозерское училище, в 1792 г. перешел в Александро-Невскую семинарию, в которой и окончил курс в 1800 г. По окончании курса он был сделан учителем Новгородской семинарии, в которой в 1805 г. занял должность инспектора и префекта, а в 1808 г. ректора. В 1805 г. он принял монашество и в 1808 году был возведен в сан архимандрита второклассного Новгородского Антониева, а в 1811 г. – Новгородского же первоклассного Юрьева монастыря. В это время Амвросий сблизился с викарием Новгородской митрополии епископом Старорусским, впоследствии митрополитом Киевским, Евгением Болховитиновым 4 , бывшим викарием в Новгороде с 1804 по 1808 г. Сближение Амвросия со знаменитым ученым и было причиной появления «Истории российской иерархии», которая была предпринята Амвросием по мысли и совету и продолжалась при непосредственном участии и наблюдении преосвящ. Евгения. В Новгороде же в последствии (12 июля 1816 г.) Амвросии отпевал тело поэта Державина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Л. Анисов XXVII глава Коронация императора Павла I назначена была на 5 апреля 1797 года – день Светлого Воскресения. В середине марта государь приехал в Москву. Федор Головкин, церемониймейстер, оставил любопытные записки, запечатлевшие события тех дней, по которым можно судить, что интриги в отношении митрополита Платона продолжались и в это время 251 . «Их Величества были встречены под Москвой, в Петровском дворце, придворным штатом, тайным советом и дамами трех первых классов. Как только духовенство совершило установленные священнодействия, Их Величества удалились во внутренние покои. При встрече, между прочим, присутствовал знаменитый Платон, митрополит Московский, которому надлежало, по праву его сана, совершить чин коронования; но государь его недолюбливал и, не желая его оставлять в сомнении на этот счет, объявил, что он не хочет быть им коронованным. Гавриил, митрополит Новгородский, должен был его заменить. Платон, стоявший выше подобного оскорбления, сказал, что он в таком случае будет присутствовать на короновании как простой иерей, а Павел не чувствовал в себе достаточной самоуверенности, чтобы запретить ему это. Будучи очень болен, Платон велел перенести себя на руках в Петровский дворец. Никто из присутствовавших в продолжение всего времени, которое нам пришлось ожидать Высочайшего приезда, не подходил к нему. Я один, знавший его хорошо, так как...устоял против его красноречия, когда он, по поводу моей женитьбы, хотел обратить меня в Православие (Головкины были протестанты. – Л. А.) – я стал около него. Это его растрогало, и он сказал мне, улыбаясь: „Во всей этой толпе благочестивых христиан я могу рассчитывать только на одного еретика!“ После отдыха, продолжавшегося четверть часа, Их Императорские Величества снова появились в круглой зале. Митрополит Новгородский как первоприсутствующий в Святейшем Синоде обратился к нам с речью. После него произнес Слово Платон как митрополит Московский. Его речь была длинна, но так хороша, так преисполнена бессмертных истин, что Их Императорские Величества были тронуты до слез и приложились к его руке в большом волнении. Император ему ответил, после чего началось прикладывание к руке с коленопреклонением; сначала подходили дамы, потом кавалеры, а по окончании этой церемонии Их Величества показались на балконе и, хотя народу было запрещено выходить из Москвы, но во дворе дворца стояла все-таки огромная толпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

М.Н. Боголюбов Новгородская Н. Ю. Роль и место Российской Духовной Миссии в Пекине в истории русско-китайских отношений (конец XVII–XVIII в.) Почти сто лет назад известный русский историк Н. И. Веселовский очень точно определил, сколь значительную роль в истории развития отношений между Россией и Китаем играла деятельность Российской Духовной Миссии в Пекине и сколь велика научная ценность наследия, оставленного ее членами. Он, в частности, писал: «Русская духовная миссия в Пекине – это своеобразное учреждение, возникшее в силу исторических случайностей, – оказала русскому правительству такую великую услугу в деле сношения с Китаем и способствовала такому успеху в области изучения нами китайского народа, его языка и литературы, что всякий еще не обнародованный источник, служащий к уяснению прошлого этой миссии, необходимо должен возбуждать интерес как в смысле историческом, так и в смысле бытовом». 1 Деятельность Российской Духовной Миссии в Пекине была очень разнообразна; не ограничиваясь собственно религиозной сферой, она также распространялась на политическую, торгово-экономическую, научную и культурную области. Как известно, зарождение русской православной церкви в Китае восходит к концу XVII в., когда во время военных столкновений в Приамурье по указу китайского императора Канси из пленных казаков, большую часть которых составляли защитники Албазина, а также из перебежчиков на северо-востоке Пекина было образовано русское поселение. Выходцы из России были приписаны к одному из восьми, желтому с каймой, знамени цинского войска, им было назначено из государственной казны содержание и дано право исповедовать собственную веру. 2 Для богослужения русским была передана во владение буддийская кумирня, которую доставленный вместе с албазинцами в Пекин о. Максим обратил в часовню во имя святителя Николая Чудотворца. 3 Китайцы эту часовню прозвали «Лоча мяо» («Русский храм»). 4 В 1696 г. по распоряжению Тобольского митрополита Игнатия о. Максим с присланными из России верхотурским священником Григорием и тобольским дьяконом Лаврентием освятили албазинскую часовню «во имя св. Софии Премудрости Божией» 5 . Однако новое название не пришлось па душе ни прихожанам, ни священнослужителям, поэтому в более позднее время церковь по-старому именовалась Никольская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Преподобный Александр Свирский жил в Новгородских владениях. Родился он в смутное время княжения Василия Темного, подвизался же во времена Uoahha III , Василия III и при малолетстве Иоанна Грозного. Пребывая во глубине лесов Русского Севера, он оставался вдали от треволнений истории Российского государства. Его не коснулись ни вероломные деяния Шемяки, ни властолюбивые замыслы Марфы Посадницы, не слышал он, вероятно, и знаменитого вечевого колокола. О событиях в миру ему мог рассказать разве что Андрей Завалишин, московский дворянин, посланный Иоанном III в Новгородскую землю взамен сосланных в Москву новгородских крамольников. Известно также, что преподобный Александр ездил в Новгород к архиепископу святому Серапиону для принятия от него священного сана. И еще известно, что преподобный Александр не раз обращался и к Иоанну III, и к Василию III с просьбами о присылке мастеров и материалов для строительства каменных храмов. Всю жизнь находясь вдали от житейской суеты, преподобный Александр Свирский , сей светоч монашества, в своем уединении творил иную, несуетную историю, совершенствуясь духовно, наставляя других, удостоившись необычайных даров Святого Духа и явившись «равноангельн на земли». С самого рождения преподобного Александра Свирского благодать Божия явственно почила на нем. Родителей его звали Стефан и Василисса (в просторечии Васса). Были они крестьяне приладожского села Мандеры, лежащего на реке Оять, притоке реки Свирь, в Обонежской пятине, во владениях господина Великого Новгорода. Было у них двое детей, которые уже выросли и жили розно, а Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились об исполнении их желания и услышали голос свыше: «Радуйтеся, доброе супружество... имате родити сына... в рождестве его утешение Церквам Своим подати имать Бог» 1 . Сын родился 15 июня 1448 года, в день памяти славного пророка Божия Амоса, посему в честь его и назван при крещении. Как приспело время, родители отдали отрока Амоса учиться грамоте. Грамота не давалась Амосу, и он тяжко скорбел об этом. В некий день он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь Пресвятой Богородицы, преклонил колена, стал горячо молиться пред образом Божией Матери и услышал голос: «Восстани, не бойся: а еже просил еси, имаши восприяти» 2 . С тех пор он стал преуспевать и опередил всех сверстников. Амос был особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял тело постом, что вызывал беспокойство своей матери. Когда Амос вырос, родители хотели его женить, но он пожелал пребывать в воздержании – «плотское вожделение огнем Божественной любви попалил» 3 . Единому Богу желал посвятить юноша свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Храм Богоявления Господня в Дорогомилове. Часть 1 Храм Богоявления Господня в Дорогомилове В честь Богоявления Господня в старой Москве был возведен храм, прошедший исторический путь от приходской церкви местных ямщиков до кафедрального патриаршего собора. Он был построен по образу храма Христа Спасителя и разделил с ним его судьбу, оставив после себя много загадок. «Дорого, да мило!» Храм появился в древней московской местности, связанной с именами святого Александра Невского, его сына московского князя Даниила и новгородского боярина Ивана Дорогомилова. Известно, что Дорогомиловым изначально называлась местность на левом берегу реки, в конце Девичьего поля около Плющихи, где по преданию, благоверный князь Александр Невский будто бы основал первый московский монастырь – пещерный Саввин, вероятно, по образу пещерного Сионского монастыря в Иерусалиме, как считал великий историк московского градостроительства М.П. Кудрявцев. По его мнению, основателем Дорогомилова и стал Александр Невский, а от его монастыря теперь осталось имя местного Саввинского переулка. Другие историки относят реальное появление этой обители к более позднему времени – XV веку. А честь основания первого в Москве монастыря отдают святому князю Даниилу Московскому. Он и пожаловал эти земли в вотчину верному боярину своего отца Ивану Дорогомилову. Возможно, что этот боярин пришел с ним в Москву после того, как юный князь Даниил получил Москву в удел. Ученые выдвинули версию, что его фамилия явилась от прозвища «дорогомилый», то есть высокоценимый и любимый человек. В середине XVI века Дорогомиловым уже называлась местность на правом берегу Москвы-реки. Прежде это была пустынная земля. Во время великой кремлевской стройки Ивана III сюда были перенесены останки захороненных в Кремле, а на месте их прежних могил разбили сады, что вызвало гнев знаменитого Новгородского архиепископа Геннадия, назвавшего этот поступок «нечестью государскою». Освоение же этой местности началось, когда Иван Грозный устроил здесь, у Смоленской дороги, Дорогомиловскую слободу ямщиков – она была всего лишь второй по древности в Москве после Тверской ямской слободы. Оттого и появились сказки о «ямщицком» происхождении имени местности.

http://pravoslavie.ru/709.html

Христофор, епископ Вятский и Слободской (Эммауский Фёдор Максимович) Родился в 1795 году в селе Эммаус Тверской губернии в семье священника. В 1804 году, по смерти отца, был отправлен в Тверскую духовную семинарию. В 1813 году учитель Тверской духовной семинарии иеромонах Амвросий (Орнатский) , принимавший живое участие в судьбе сироты Фёдора, будучи переведён в Новгородскую духовную семинарию, взял его с собой и содержал в семинарии на свой счёт. В 1815 году архимандрит Филарет (Дроздов ; † 1867, память 19 ноября/2 декабря), ректор Санкт-Петербургской духовной академии, ревизовал Новгородскую духовную семинарию и по ревизии избрал Фёдора Эммаусского, как одного из лучших воспитанников, в число студентов, предназначавшихся к поступлению в Санкт-Петербургскую академию. Во время обучения в академии (с 1815 по 1819 годы) находился под непосредственным руководством архимандрита Филарета (Дроздова) и знаменитого гебраиста Г.П. Павского († 1863). 9 августа 1819 года окончил академию со степенью кандидата богословия. 15 августа 1819 года назначен на должность учителя гражданской истории и французского языка в Киевскую духовную семинарию. 12 октября 1824 года перемещён в Орловскую духовную семинарию. В августе 1825 года рукоположен во священника к Георгиевской церкви в городе Волхове. В 1826 году определён присутствующим Волховского духовного правления. 29 июля 1828 года возведён в сан протоиерея и назначен благочинным. В 1831 году переведён в город Орёл к Крестовоздвиженской церкви. С 21 сентября 1833 года – смотритель Орловских уездных и приходских училищ. 9 декабря 1833 года пострижен в монашество. 9 октября 1834 года определён присутствующим Орловской духовной консистории. 28 октября 1834 года возведён в сан архимандрита и определён настоятелем Волховского Оптина Троицкого монастыря. В 1835 году уволен от училищной должности. 23 марта 1836 года назначен настоятелем Трубчевского Спасского Чолнского монастыря и продолжал управлять Волховским монастырем (из-за недостатка настоятелей).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Званка, урочище. Званский Знаменский женский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты ... Званский Знаменский монастырь Новгородской губернии, основанный в 1869 г. по завещанию вдовы русского поэта Гаврилы Романовича Державина Дарьи Алексеевны в память мужа на месте державинского имения Званка. Имение на Званской горе было приобретено Дарьей Алексеевной у своей матери в 1797 г. на средства, полученные в приданное. Усадебный ансамбль был создан другом и родственником Г.Р. Державина, одним из крупнейших мастеров усадебного строительства XVIII в., архитектором Николаем Александровичем Львовым. Это уединенное тихое место так понравилось Гаврилу Романовичу, что он проводил в имении каждое лето, здесь он и скончался 8 июля 1816 г. При усадьбе первоначально не было церкви, и все жители окрестных деревень ездили за 5 верст в Никольскую церковь в селе Спасская Полисть. Судя по воспоминаниям, Гавриил Романович очень любил церковные службы и часто приглашал священника Никольской церкви послужить в доме молебен или всенощную. Об этом пишет автор путевых заметок, скрывшийся под инициалами «В.С.»: «... Я проезжал через Новгород. Здесь я вспомнил рассказ званского священника, что в девяти верстах от Новгорода в монастыре Варлаама Хутынского живет девяностолетний священник, отец Никифор, который погребал Державина. На другой день утром я был в келье отца Никифора, но к несчастью нашел его больным; он был так слаб, и от болезни, и от старости, что с трудом мог говорить. Отец Никифор был священником какого-то села, недалеко от Званки; в последствии его перевели в самую Званку, когда, после смерти Державина, супруга его построила там церковь. Державин часто приглашал к себе отца Никифора, просил его служить в своем дому всенощные, молебны...». Священник А. Ваучский, описавший историю Званского монастыря, сообщал, что Державин еще при жизни своей заготовил в своем имении материал для постройки храма во имя Обновления храма Воскресения Христова, но Дарья Алексеевна не хотела строить церковь по какому-то предрассудку, и построен храм был уже после кончины Г.Р. Державина, но согласно его желанию. Строительство было начато в 1817 г., а в 1821 г. церковь была освящена архимандритом Новгородского Юрьевского монастыря Фотием и была сделана приходскою для жителей всех деревень, принадлежащих Державиной, Дымно, Залозье, Антушево и Званка. Приход назывался Званка или Воскресенско-Тож, о чем свидетельствует церковная печать, оттиск которой хранится в Новгородском архиве. На содержание Званской церкви и священника при ней Дарья Алексеевна еще при жизни внесла капитал в 50 тысяч, а также выделила на содержание Никольской церкви 5 тысяч. Как писал А. Ваучский, храм отличался изящной архитектурой и художественной живописью (особенно хороша икона, изображающая Воскресение Христово).

http://sobory.ru/article/?object=37796

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» (224) – декабрь 2021 29 мин., 29.12.2021 Обложка : На фоне заснеженных деревьев пара прильнувших друг к другу белых лебедей (фото Raphael Renter/Unsplash). Внизу надпись: ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ ВПЕРЕДИ. Тут же обозначена тема: ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ И ЧТО НЕ ТАК В ДОБРАЧНЫХ СВЯЗЯХ (см. «Вопрос номера», С.14-21). Пролог : Владислав Ходасевич . Зимой («День морозно-золотистый...»). Стихотворение. 1906. Фото Александра Стрельчука//Фома. - – декабрь 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: декабрь //Фома. - – декабрь 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 12 декабря. 70 лет назад родился священник-путешественник Федор Конюхов. [«Годы идут, со временем цели меняются. Но одно остается для меня неизменным: это — любовь к нашей планете, к Земле. Господь Бог создал ее очень красивой. И я в своих путешествиях бесконечно любуюсь этой красотой... Из интервью отца Федора журналу «Фома» ]. Ил.: Федор Конюхов установил новый мировой рекорд: он первым пересек Южную часть Тихого океана на веслах, 2019. Фото Ситвена Фрейтага/Radix Nutrition Ltd. - С.4; 10 декабря. День иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». [В 1170 году суздальцы осадили Великий Новгород. Новгородцы молили Бога о защите. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести икону Пресвятой Богородицы из церкви Спаса Преображения на Ильине улице и поместить ее на крепостную стену. Новгородцы с иконой направились крестным ходом к городским укреплениям. Осаждавшие в это время обстреливали город из луков. Одна из стрел попала в лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слезы. В это же время в стане неприятеля случилось необъяснимое смятение, и они ушли от стен города. Иконописный сюжет «Знамение» - это образ Благовещения, а также предзнаменование Рождества и последующих за ним евангельских событий]. Ил.: Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами), XVb. Иконография. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-224...

Слово на литургии в день праздника в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» 10 декабря/27 ноября 1978 г. «Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем!» Прославляя сегодня Заступницу усердную рода христианского пред честным Ее образом «Знамение», Русская Православная Церковь напоминает нам о древнем событии из истории нашего Отечества: о чудесном избавлении осажденных врагами новгородцев, которые в постигшем их тяжком бедствии обратились к Пресвятой Богородице с усердными молитвами о помощи и заступлении. Междоусобные воины, часто происходившие на Руси, еще мало затронутой благотворным влиянием христианской веры, были, как свидетельствуют летописцы, очень жестокими и причиняли народу огромные бедствия. Особенно страдала, конечно, побежденная сторона: победители жгли города и села, уничтожали посевы, расхищали имущество жителей, творили бессердечную расправу над населением, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Такая участь ожидала и новгородцев, осажденных в 1170 году войсками суздальцев и их союзников. Объятые страхом новгородцы искали спасения в молитве: она совершалась во всех храмах города, которые были открыты день и ночь. Возглавлял молящихся тогдашний архиеписком Новгородский Иоанн, причисленный впоследствии к лику святых Церкви Российской. Архиепископу было открыто, что город будет спасен, если на городскую стену поднимут икону Пресвятой Богородицы, находившуюся в одной из новгородских церквей. Когда это было исполнено, одна из вражеских стрел вонзилась в святую икону. В тот же момент ужас напал на осаждавших, их окутала какая-то необычная тьма, и они в смятении стали поражать друг друга. Видя это, новгородцы отворили городские ворота и, устремившись на противника, одержали над ним быструю и полную победу. Город был спасен. Для жителей древнего Новгорода и для их ближайших потомков, естественно, была особенно дорога память об этом историческом эпизоде со всеми его подробностями и результатами. Для религиозного же сознания многих последующих поколений русских людей, равно как и для нас, не меньшее или даже преимущественное значение имеет глубоький внутренний смысл этого события.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

27. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Вмч. Иакова Персянина. Прп. Палладия. Свт. Иакова, еп. Ростовского. Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского чудотворца. Прп. Феодосия Терновского. Собор новомучеников и исповедников Радонежских . Иконы Божией Матери, именуемой «Абалакская» . Прмч. Кронида, архимандрита Радонежского. Сщмч. Иоанна Смирнова пресвитера . Прмч. Никона Беляева . Воскресная служба Октоиха совершается в соединении с бденной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», и шестеричной службой вмч. Иакова Персянина (по главе Типикона под 27 ноября: «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю»). Примечание. «Аще храм Пресвятыя Богородицы Знамения, и поется служба Знамения во всем подобне, якоже септемврия в 8-й день. Кроме же храма поется служба Знамения со Иаковом Персянином...» (Типикон, 27 ноября). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, Богородицы, глас 8-й – 3, и великомученика, глас 2-й – 3. «Слава» – Богородицы, глас 6-й: «Веселитеся, людие...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 6-й (см. на литии). «Слава» – великомученика , глас 2-й: «Терпя в страданиих...» (см. на стиховне утрени в Минее), или глас 5-й: «Удивил еси, о Иакове...» (см. в Минее на «Господи, воззвах»), «И ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Се день избавления...». На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Верно сошедшеся...», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Мнящеся непокоривии...». По Трисвятом – тропарь Богородицы («Знамения»), глас 4-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Богородицы («Знамения»), глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-10/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010