Верный до гроба. Князь А.А. Ширинский-Шихматов Приближаясь 84 к закату дней своих, все чаще переносишься думами и чувствами в прошлое. Воскресают в памяти те, с коими доводилось встречаться на длинном жизненном пути. Останавливаешь внимание с любовью на более близких и дорогих. Господь милостиво богато наградил меня друзьями, что позволяет мне, выделяя многими испытываемое неутешное горе – гибель Царской Семьи и злочестивую революцию, – считать жизнь свою счастливой. К числу тех, о коих особливо хранится светлая память, принадлежит церковный и государственный деятель, родившийся сто лет назад. С первой встречи, в разгар революции 1905 г., на меня, правоведа старшего курса, большое впечатление произвел своими определенными взглядами значительно старший соученик, тогда сенатор, князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов. В течение последующих 25 лет мне, с короткими перерывами, довелось находиться с ним в очень близком общении, пользуясь его доверием. Глубоко верующий и подлинно церковный, русский до мозга костей, убежденный сторонник исторически сложившегося Самодержавия, на котором веками держалась Россия, верный слуга любимых им Императоров Александра III и Николая II, знаток и ценитель родной старины, он даже внешним обликом, домашней одеждой напоминал боярина времен тишайшего Царя Алексея Михайловича. Ширинские-Шихматовы – старинный княжеский род, записанный в родословную книгу Смоленской губернии, вел начало от беев Ширинских, которые имели обширные владения по Волге и затем были завоевателями Крыма. Здесь они до конца XVIII в. считались «знаменитейшими и сильнейшими из всех» и «составляли в народном собрании первейшую степень». Один из беев Ширинских – Кинбар выехал в Россию при Великом Князе Иоанне III и признается родоначальником рода Ширинских. Потомки правнука его – Шихмата, во св. крещении Василия Келядемаевича (начало XVI в.), стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Последние выдвигались в XVI в. на военном поприще, при Петре Великом были стольниками. В XIX в. известны были: князь Платон Александрович (1790–1853) – министр народного просвещения, академик Императорской Академии наук и писатель; брат его Сергей, в иночестве Аникита (1783–1837), – моряк, инспектор Царскосельского лицея, академик, иеромонах Новгородского Юрьева монастыря, писатель-поэт; князь Александр Прохорович († 1884) – попечитель Виленского, Киевского, Московского учебных округов, товарищ министра народного просвещения, сенатор. Князь Алексей Александрович был сыном последнего. Родился он в Вильне 6(18) ноября 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Волок. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Карта и ближайшие объекты Село Волок, известное раньше как Волок Держков, расположено на правом берегу Мсты, ниже Боровичей и знаменитых мстинских порогов. Однако именно отсюда начинался сухопутный путь в верховья Увери, в обход порогов. Село являлось важным пунктом на пути «из варяг в арабы», особенно до строительства в начале XVIII века вышневолоцкой водной системы и расчистки мстинских порогов. Примерно до XVI века в селе находился Никольский мужской монастырь. Затем на месте монастырских храмов построили каменный храм Иоанна Предтечи и еще три церкви: Троицкую, Преображенскую и Никольскую. Дошедший до нас Никольский храм построен на месте одноименного деревянного в 1799 году. Помимо главного придела имел ещё два: правый - в честь Воскресения Христова, левый - в честь Вознесения Господня. Храм был закрыт в 1941 году. Сейчас не действует, реставрационные работы не ведутся. Село Волок возникло на погосте, именовавшемся как Волок — Держков. Оно находилось на правомберегу реки Мсты. Село стало значительным торговым центром ещё до времен Ганзейского Союза. Во все времена через Волок проходили значительные грузы на Юг, Восток, Север и обратно в ВеликийНовгород, и дальше на Запад. Здесь разгружали и хранили товары купцы русские и зарубежные. Стояли амбары, лабазы для грузов. Чтобы обойти Мстинские пороги, грузы на ладьях тащили волоком (перетаскиванием по бревнам) до озера Пелено, примерно 10 верст. Вот почему Волок, а не Волочек, где тащили суда на меньшие расстояния. С давних времен в селе находились скит и мужской Никольский монастырь. В Писцовой книге Бежецкой пятины 1564 г. упоминаются церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения на погосте, церкви Иоанна Предтечи, Святой Богородицы и Троицы Живоначальной. Когда перестал существовать монастырь — пока неизвестно, но можно предположить, что во время похода Иоанна Грозногос опричниками в 1570 г. на Новгородскую и Псковскую земли, когда был разграблен монастырь Антония Римлянина в Великом Новгороде и убит его настоятель Гелвасий. Все священные сосуды, приплывшие в бочке к Антонию, были увезены царём в Москву. А Никольский Держковский монастырь в то время был приписанк Антониеву. На месте монастырских деревянных храмов был построен каменный храм во имя Иоанна Предтечи с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Антония Римлянина, в память о том, что монастырь был приписан к Новгородскому Антониеву монастырю. Это место до сих пор называется Иоанновский погост. Позже на месте обветшавшего Иоанновского храма тщанием местных помещиков были построены два новых храма.

http://sobory.ru/article/?object=06532

Впервые мысль о единоверии была осуществлена архиеп. Никифором Феотокием (1779–1792 г.). Раскольники селения Знаменки, Елисаветградского уезда, обратились к нему (в 1779 или 1780 г.) с просьбою дозволить им «построить церковь , иметь священника из своей среды и употреблять старинные книги». Вместе с прошением они представили своё исповедание веры, в котором «от всего сердца и от всей души отрицались от всех раскольнических толков и признавали греческую церковь истинною, вселенскою, кафолическою и апостольскою Церковью, все её догматы, таинства и обряды – согласными слову Божию, преданиям св. апостол и семи вселенских соборов, и находящихся вне греко-российской Церкви – заблуждающимися». В устных же объяснениях добавили, что просят сохранения старых книг и обрядов только «ради немощнейших и недостаточно рассудительных». Приняв это во внимание и основываясь на церковном учении о дозволительности различия обрядов при единстве вероучения, а также имея в виду сказанное об этом предмете в «Увещании», изданном от лица Св. Синода, преосвящ. Никифор признал возможным удовлетворить их просьбу, не входя даже в сношение с Св. Синодом. Вскоре было совершено присоединение раскольников села Знаменки к Церкви. Немного спустя был выстроен в Знаменке храм для присоединённых и освящён самим архиепископом. Священником сюда был назначен Стефан Попов, бывший ранее в православном приходе. Преосвященный дал ему благословение отправлять богослужение по старопечатным книгам и употреблять именуемые старые обряды. Обо всем этом преосв. Никифор уведомил письмом, от 3 авг. 1780 г., новгородского архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила (1775–1800 г.) и препроводил ему официальное донесение о своих распоряжениях в Св. Синод в полной уверенности, что там они будут приняты с радостью и утверждены. Между тем, Св. Синод принял их с недоумением и неудовольствием: хотел даже отменить и только из-за опасения волнений среди новоприсоединённых решил предать их молчанию. Узнав об этом, преосв. Никифор очень огорчился. Конечно, он готов был подчиниться решению Св. Синода, однако, счёл необходимым объясниться и указать основания, которыми руководился в своих распоряжениях. Они изложены в его сочинении «Краткое повествование о обращении раскольников селения Знаменки». Сочинение это он препроводил архиеп. Гавриилу, с просьбою обсудить его и представить в Св. Синод, и к кн. Потёмкину, принимавшему живое участие в обращении раскольников селения Знаменки. Может быть, его доводы повлияли не только на архиепископа Гавриила, но и на Св. Синод, потому что начавшееся затем дело об учреждении единоверия в Стародубье и других местах нашло себе уже одобрение и поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Глава I. Историческое обозрение монастырских событий Период I. От основания обители до погребения в оной ее основателя, Святейшего Патриарха Никона 1656–1682 Отдел I. Воскресенский монастырь в царствование Царя и Великого Князя Алексея Михайловича 1657–1676 «Священными изображении и храмы, и жертвами, и священными сосуды и иными вещьми в Писаниях и умышлениях, очи зрящих ум возводят к Боговедению и первообразному. Тако и аз во славу Божию создах по образу того великого Иерусалима святое ограждение (монастырь) на ведение и воспоминание приснопамятного святого Иерусалима, в нем же спасительные страсти нашего ради спасения содеяшася». (из «Возражения Святейшего Патриарха Никона на 13 вопрос Стрешнева и ответ на оный Паисия Лигарида»). «Бе вельми любимо мне место сие, понеже красно зело. Аще кто не веровати сему хощет, да искусит вещию: мню бдагодатию Божиею и аз искус ведати доброту мест к житию иноческому, но нигде же такова красна видех; яще бы кто искусом восхотел видети то святое мести временно, мню яко никто же восхощет изыйти из него вечно; прочее же не буди нам по своему желанию хвалити, или претися, но иже искуом познав уразумеет лучшее?» (Из книги «Рай мысленный» 1658 года, стр. 64) На Истре Воскресенске в России знаменит, И Новым свет его Иерусалимом чтит, Зря в нем подобие того святого храма, В котором Божий Сын, спасаяй род Адама, Торжественно воскрес от гроба, яко Бог, И к земнородным тем явил щедрот залог, Которые в себе всяк верный ощущает. Читатель, посетя святые здесь места, Почтим любовью тем самого Христа! 1791 года. (Стихи, приписываемые Державину, начертанные при входе в храм Воскресения Христова на стене колокольни). Известно, что в 1653–1655 году Святейший Патриарх Никон , с соизволения Благочестивейшего Царя Алексея Михайловича устроил в Новгородских пределах, на Валдайском озере (наименованном Святым Озером) иноческую обитель в честь чудотворной иконы Пречистой Богородицы Иверской и нового исповедника Филиппа, Митрополита Московского и всея России Чудотворца, стараясь и в устроении самых монастырских зданий подражать Афонской Иверской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Гора Золотуха — кирилловская Голгофа Прибежал парень, говорит, что сидите, когда на солдатском огороде расстреливают? Все и побежали. Горушка Золотуха ступенечками. Все стоят, а те бегают и говорят: ‘Не плакать. Плакать не велели’. 15 сентября, 2012 Прибежал парень, говорит, что сидите, когда на солдатском огороде расстреливают? Все и побежали. Горушка Золотуха ступенечками. Все стоят, а те бегают и говорят: ‘Не плакать. Плакать не велели’. 15 сентября (2 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память новомучеников Кирилловских. В этот день, в 1918 году, недалеко от г. Кириллова (тогда – Новгородская губерния, ныне — Вологодская область) на крутом склоне горы Золотуха были расстреляны шесть человек: епископ Кирилловский Варсонофий, настоятельница Ферапонтова монастыря игумения Серафима и четверо мирян – бывший гласный Кирилловской Городской Думы Николай Бурлаков, бывший земский начальник и мировой судья Михаил Трубников, крестьянин Анатолий Барашков и торговец Филипп Марышев. «Будут снесены ваши головы тысячами!» Известно, что все шестеро расстрелянных накануне убийства находились в кирилловской тюрьме. Суда над ними не производилось, следственных дел в архиве ФСБ не сохранилось. Вероятно, что условным «основанием» для расстрела послужил знаменитый декрет СНК РСФСР о «красном терроре», выпущенный незадолго до этого – 5 сентября 1918 года. Также есть сведения, что арест по крайней мере некоторых из шести новомучеников был произведен большевиками в качестве мести белым за убийство в Кириллове коммуниста Андрея Костюничева. Андрей Иудович Костюничев был председателем местного Совета бедноты, организовывал в уезде продразверстку. Поздно вечером 11 сентября 1918 года, когда он находился у себя дома в деревне Сосуново, с улицы в окно был произведен ружейный выстрел, от которого он упал замертво. Убийцы скрылись с места преступления и так и не были выявлены. Однако местные власти решили придать делу политическую окраску. Революционный трибунал постановил: «Ответить на убийство коммуниста Андрея Костюничева красным террором». Последовали многочисленные аресты. Арестовывали как подозреваемых в убийстве односельчан Костюничева, так и совершенно непричастных к делу «антисоветских элементов», которые были захвачены в качестве заложников.

http://pravmir.ru/gora-zolotuxa-kirillov...

Дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 г. ), за «государскую честь» (приговор Земского собора 1653 г. ). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания – требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу. Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не только «родина» («нсть прорóкъ безъ чéсти, тóкмо во oméчecmbiu своéмъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие «Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем, в котором говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь» . Известен также заздравный тост Петра: «Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество!» . Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались «За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 г.), «За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 г.). В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила «за целость Веры и Отечества … против неприятеля и сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству» . На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито: «За спасение Веры и Отечества». В ее манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество » российская армия . В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству» . Указ от 18 июля 1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству» . Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляло дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества» .

http://pravoslavie.ru/61882.html

Житие пророка Моисея Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской Моисей – пророк, вождь и законодатель еврейского народа, создатель и герой знаменитого «Пятикнижия», или Закона (книги «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие»). Главный подвиг Моисея – спасение из египетского рабства еврейского народа, переведенного им «посуху» через Чермное (Красное) море и Аравийскую пустыню к земле Обетованной. Эти события изложены в книге «Исход». На ее тексте и на древнееврейских преданиях основывается ряд апокрифических сказаний о Моисее, среди которых и известное в древнерусской литературе «Житие, или Сказание от Бытия Моисея». Иногда в рукописях этот сюжет имеет название «Исход Моисея». По мнению А. И. Соболевского, Н. А. Мещерского и А. А. Алексеева , «Житие» было переведено на славянский язык на территории Киевской Руси в домонгольский период. Вопрос о языке источника перевода дискутируется: М. Н. Сперанский полагал, что перевод был сделан с греческого языка, Н. А. Мещерский, а вслед за ним А. А. Алексеев считают, что перевод мог быть сделан непосредственно с древнееврейского. Древнерусский перевод «Жития Моисея» входил в Толковую Палею (отчасти и в Историческую,и Хронографическую) – книгу, из которой древнерусский читатель узнавал о многих событиях ветхозаветной истории и в которую активно включались апокрифические сюжеты: о царе Соломоне, об Аврааме, Ное, Адаме и Еве и др. «Житие Моисея» переписывалось и как самостоятельное произведение, а в XVI в. было включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария под 4 сентября. Исследователи ( В. М. Истрин , Н. С. Тихонравов) писали о существовании двух типов Палеи в Древней Руси: так называемом первичном и вторичном. Не так давно А. А. Турилов ввел в научный оборот Толковую Палею из собрания ГИМ, Барсова, 619, датируемую нач. XV в. На основании ее изучения А. А. Алексеев пришел к выводу, что оба типа Палеи существовали уже в XIV в. и восходили к «общему предку». Таким образом, по его мнению, отпадают предположения о более позднем происхождении древнерусского текста «Жития Моисея» и о связи его с новгородской ересью «жидовствующих» конца XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жития святых благоверных великих князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба и мученика Аврамия Владимирских чудотворцев Источник Житие Святого благоверного великого князя Александра Невского. Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года, вероятно, в городе Переславле Залесском. Он был второй сын благочестивого Князя Ярослава Всеволодовича, который княжил то в Переяславле, то в Новгороде, недолго и в Киеве, а после нашествия монгольского сделался Великим Князем Владимирским и всея Руси – первым устроителем земли Русской после монгольского разорения 1 . Мать Св. Александра звали Феодосией, и она отличалась также благочестием 2 . Годы своего детства и отрочества Св. Александр провел то в Переяславле, то в Новгороде; при чем в Новгороде иногда, еще будучи отроком, был оставляем родителем своим на княжение вместе с братом своим Феодором. А потом и долго (лет около 16-ти), в молодые годы свои, Св Александр был Новгородским Князем. Писатель его жития говорит, что Благоверный Князь Александр от юного возраста и от младых ногтей всякому делу благому был научен, что вселился в сердце его страх Божий, что премного он чтил священнический чин, во все же время юности своей был смиреномудр воздерживаясь и бодрствуя, что во устах его непрестанно были Божественные слова, услаждавшие его паче меда и сота 3 . Наружное благолепие юного Князя отображало в себе внутреннюю красоту его души. Высокий рост и телесная сила также отличали его. Престол велико-княжеский во Владимире занимал тогда мудрый и миролюбивый Великий Князь Св. Георгий Всеволодович; но страшные бедствия начали посещать тогда Русскую землю: то пожары, то голод, то мор. Необычайные солнечные затмения и другие знамения на небе, землетрясение, бывшее и во Владимире и в Киеве, еще более устрашали людей. Ждали конца мира. Но это было еще только предвестием великого горя Русской земли. Внезапно нахлынул на Русскую землю какой то неведомый народ – монголы (или татары) и овладел русским народом надолго. Кровь полилась, как вода. Множество городов русских было сожжено и разорено. Многих уводили в тяжкий плен, а кого оставили, обложили большой данью. Однако Новгород, где княжил Св. Александр, Господь сохранил от разорения татарского: сюда не дошли татары. В такое то время и возрастал Благоверный Александр, которому Господь судил защищать от врагов всю Русскую землю. И по благодати Божией Св. Александр приготовил из себя крепкого и надежного защитника отечества. Не только на Руси, но и в чужих землях прославлялись мудрость, мужество, добродетель и наружное благолепие Новгородского князя Александра. Один чужеземец знатного рода, нарочито приезжавший в Новгород только затем, чтобы видеть Новгородского Князя, по возвращении в свое отечество говорил, что не видал никогда подобного Александру по виду и по доблестям. И вот как на деле оправдал Св. Александр похвальные отзывы о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

ЖМП 11 ноябрь 2011 /  24 ноября 2011 г. 01:00 Фрески Дионисия: второе рождение Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) объявил о завершении 30-летних работ по сохранению росписей выдающегося русского иконописца Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Научно-исследовательские и реставрационные работы в монастыре велись с 1981 года особым методом, разработанным специально для росписей Дионисия. В восстановлении древних фресок участвовали несколько отделов Института реставрации, в том числе специалисты по музейной климатологии, биологи, физики, химики. Им помогали сотрудники Государственного института искусствознания, Межобластного научно-реставрационного художественного управления (Москва), Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Удивительна судьба ферапонтовских фресок. Созданные Дионисием и его двумя сыновьями в 1502 году, они впоследствии ни разу не обновлялись и дошли до нас фактически в своем первозданном виде. Площадь стенописи собора составляет около 600 м2. Других сохранившихся стенописей Дионисия нет. Более того, после разрушения фашистами знаменитых новгородских храмов XII–XV веков росписи собора Рождества Богородицы остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси. В 2000 году Ферапонтов монастырь был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.   Через сто лет Начало изучению росписей Дионисия было положено ровно сто лет назад, в 1911 году, когда вышла монография Василия Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» — первое исследование подобного рода, за которым сразу последовало множество других. Георгиевский призывал общественность сберечь стенные росписи, оказавшиеся в довольно печальном положении. «Обветшавший, заброшенный в течение двух столетий храм грозит рухнуть, и тогда этот единственный сохранившийся в такой значительной полноте драгоценный памятник славного прошлого нашего искусства может безвозвратно погибнуть», — предупреждал исследователь.

http://e-vestnik.ru/analytics/freski_dio...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Его светозарные образы и есть Святая Русь» Знаменитому фотографу Санкт-Петербургской митрополии Юрию Костыгову исполняется 70 лет 28.03.2015 841 29 марта фотографу Санкт-Петербургской митрополии, члену Союза художников России Юрию Костыгову исполняется 70 лет, из них более пятидесяти он посвятил фотографии. Епархиальным фотографом Юрий Петрович стал еще при митрополите Ленинг радском и Новгородском Алексии, будущем Святейшем Патриархе Алексии II. Юрия Петровича знает весь православный мир: его персональные выставки проходили во многих странах. Часто он выставляется в родном Санкт-Петербурге: в 2014 году его персональные выставки прошли в духовно-просветительском центре «Святодуховский» и в Большом Гостином Дворе. Впрочем, с творчеством Юрия Петровича можно познакомиться и без выставки, открыв сайт Санкт-Петербургской митрополии или журнал «Вода живая». Редакция «Русской народной линии» поздравляет Юрия Петровича с юбилеем и желает Божией помощи в его творчестве, духовного и телесного здравия, многая и благая лета. Также с днем рождения выдающегося фотографа поздравляет в интервью «Русской народной линии» известный петербургский пастырь, директор издательства «Невская лавра», директор Объединенного музея церковной истории Санкт-Петербургской митрополии архимандрит Нектарий (Головкин) : Я знаком с Юрием Петровичем долгое время. Первая встреча с ним состоялась еще при владыке Владимире. Везде, где бы ни совершались Богослужения, и куда бы ни приезжали дорогие гости – Святейшие Патриархи и другие, всегда присутствовал Юрий Петрович, который является профессионалом своего дела. Наш юбиляр – интересный человек, настоящий патриот, с которым мне всегда радостно общаться. Мы с ним пребываем в ключе взаимопонимания, беседуя о событиях в мире, делах в Церкви. Юрий Петрович – грамотный, чуткий, внимательный человек. Я спешу присоединиться к общему поздравлению нашего дорогого юбиляра! Желаю от души многая и благая лета, здравия и творческих успехов.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/28/eg...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010